СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, основного содержания и календарно-тематического планирования(углубленный уровень).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Степанщинская средняя общеобразовательная школа»







УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________ г. № _____










Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

(профильный уровень)

для 10 класса













Составитель

Еремеева Екатерина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории
















г. Воскресенск

2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»для 10 класса составленана основе следующих документов:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);

  • Основной образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы) МОУ «Степанщинская СОШ», утвержденной приказом № ___________________;

  • Авторской Программой к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» Гольцовой Н.Г. –7-е издание – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012 год

  • «Методических указаний по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области», утверждённых решением коллегии МУ «Управление образования Воскресенского муниципального района Московской области», Протокол № 1 от 08.04.2016.


Для реализации программного содержания используется учебник Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018.

Данная  программа предназначена для изучения русского языка в 10 классе на профильном уровне. В соответствии с учебным планом МОУ «Степанщинская СОШ» на изучение русского языка в 10-м классе отводится 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

  Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

Данная программа отличается от примерной тем, что в рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку: «Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения», «Повторение и обобщение изученного в начале и конце года».


Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



Содержание учебного предмета

Профильный уровень

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные функции языка

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Основные этапы исторического развития русского языка. Исторический комментарий языковых явлений различных уровней. История русской письменности.

Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Языковая норма, её функции и типы. Варианты норм. Динамика языковой нормы. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы.

Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы. Разговорная речь, её особенности. Литературный язык и язык художественной литературы.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (16 ч.+2 ч.)

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Лексикография1.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ2 (5 ч.)

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (3 ч.+1 ч.)

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

 

1 Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия.

2 См. также раздел «Культура речи».

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (21 ч.+1 ч.)

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Разделы и принципы русской орфографии. Основные орфографические нормы русского языка.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Трудные случаи орфографии.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧЖЧСТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (31 ч.)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 ч.+1 ч.)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (4 ч.+1 ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных  на –ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (4 ч.)

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.

МЕСТОИМЕНИЕ (2 ч.)

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

ГЛАГОЛ (8 ч.)

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий,

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие как глагольная форма.

Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

НАРЕЧИЕ (4 ч.)

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ (2 ч.)

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (11 ч.)

ПРЕДЛОГ

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

ЧАСТИЦЫ

Частицы как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

МЕЖДОМЕТИЕ

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления

междометий.

 ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО (10 ч.)



















Календарно – тематический план

по учебному предмету «Русский язык»

на 2018 – 2019 учебный год

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1

1

Вводный инструктаж по охране труда. ИОТ – 016. Слово о русском языке.

03.09 – 07.09


ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (16 ч.+2 ч.)

2

1

Слово и его значение.

03.09 – 07.09


3

2

Однозначность и многозначность слов.


4

3

Изобразительно-выразительные средства.

10.09 – 14.09



5

4

Лингвистический анализ текста.


6

5

Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов.


7

6

Паронимы, их употребление. Словари паронимов.

17.09 – 21.09



8

7

Синонимы. Их употребление. Словари синонимов.


9

8

Антонимы. Их употребление.


10

9

Р.Р.  Подготовка к написанию изложения с творческим заданием. Анализ лексических особенностей текста.

24.09 – 28.09



11

10

Р.Р.  Написание изложения с творческим заданием. Анализ лексических особенностей текста.


12

11

Происхождение лексики современного русского языка.


13

12

Лингвистический анализ текста А. С. Пушкина «Пророк».

01.10 – 05.10



14

13

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.


15

14

Устаревшая лексика и неологизмы.


16

15

Готовимся к ЕГЭ. Работа с тестами. Элементы анализа текста.

08.10 – 10.10


17

16

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

15.10 – 19.10


18

17

Обобщающий урок: лексикография.


19

18

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1 по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография».


ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (5 ч.)

20

1

Анализ контрольного диктанта № 1. Звуки и буквы.

22.10 – 26.10



21

2

Фонетический разбор слова.


22

3

Чередование звуков.


23

4

Орфоэпия.

29.10 – 02.11



24

5

Готовимся к ЕГЭ. Работа с тестами.


МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (3 ч.+1 ч.)

25

1

Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова.

29.10 – 02.11


26

2

Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова.

05.11 – 09.11



27

3

Формообразование. Понятие парадигмы.


28

4

Р.Р. Изложение с творческим заданием.


МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (21 ч.+1 ч.)

29

1

Принципы русской орфографии.

12.11 – 16.11


30

2

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.


31

3

Чередующиеся гласные в корне слова.


32

4

Орфограмма. Обобщающие упражнения.

26.11 – 30.11


33

5

Употребление гласных после шипящих.


34

6

Употребление гласных после Ц.


35

7

Контрольная работа № 1 по теме «Орфография».

03.12 – 07.12


36

8

Анализ контрольной работы №1. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетаний ЙО в различных морфемах.


37

9

Правописание звонких и глухих согласных.


38

10

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

10.12 – 14.12


39

11

Правописание двойных согласных.


40

12

Р.Р. Лингвистический анализ текста.


41

13

Правописание гласных и согласных в приставках.

17.12 – 21.12


42

14

Приставки ПРЕ-, ПРИ-.


43

15

Гласные Ы – И после приставок.

17.12 – 21.12


44

16

Обобщение и повторение по теме «Орфография».

24.12 – 28.12


45

17

Готовимся к ЕГЭ. Работа с тестами.


46

18

Употребление Ъ и Ь.


47

19

Употребление Ъ и Ь.

09.01 – 11.01


48

20

Употребление прописных букв.


49

21

Правила переноса слов.

14.01 – 18.01


50

22

Готовимся к ЕГЭ. Работа с тестами.


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (31 ч.)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 ч.+1 ч.)

51

1

Имя существительное как часть речи.

14.01 – 18.01


52

2

Правописание падежных окончаний имён существительных.

21.01 – 25.01


53

3

Гласные в суффиксах имён существительных.


54

4

Р.Р. Изложение с творческим заданием.


55

5

Правописание сложных имён существительных.

28.01 – 01.02



56

6

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 по теме «Имя существительное».


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (4 ч.+1 ч.)

57

1

Имя прилагательное как часть речи.

28.01 – 01.02


58

2

Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных.

04.02 – 08.02


59

3

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.


60

4

Правописание сложных имён прилагательных.


61

5

Р.Р. Изложение с дополнительным орфографическим и грамматическим заданием.

11.02 – 15.02



ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (4 ч.)

62

1

Имя числительное как часть речи.

11.02 – 15.02



63

2

Склонение имен числительных.


64

3

Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи.

18.02 – 20.02


65

4

Готовимся к ЕГЭ. Работа с тестами.


МЕСТОИМЕНИЕ (2 ч.)

66

1

Местоимение как часть речи.

25.02 – 01.03



67

2

Контрольная работа № 2 по теме «Имя числительное. Местоимение».


ГЛАГОЛ (6 ч.+2 ч.)

68

1

Анализ контрольной работы № 2. Глагол как часть речи.

25.02 – 01.03


69

2

Глагол как часть речи.

04.03 – 08.03



70

3

Проверка знаний, умений и навыков по теме.


71

4

Причастие. Морфологические признаки причастия, категория времени.


72

5

Морфологический разбор причастий, образование причастий.

11.03 – 15.03


73

6

Р.Р. Лингвистический анализ текста.


74

7

Деепричастие как часть речи.


75

8

Р.Р. Тема, главная мысль. Ключевые слова. Микротема.

18.03 – 22.03


НАРЕЧИЕ (4 ч.)

76

1

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

18.03 – 22.03


77

2

Употребление наречий в речи, образование наречий.


78

3

Морфологический разбор наречий.

25.03 – 29.03


79

4

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 по теме «Глагол. Наречие».


СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ (2 ч.)

80

1

Анализ контрольного диктанта № 3. Слова категории состояния.

25.03 – 29.03


81

2

Готовимся к ЕГЭ. Работа с тестами.

01.04 – 05.04


СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (11 ч.)

82

1

Служебные части речи. Предлог.

01.04 – 05.04


83

2

Р.Р. Изложение. Тема, проблема. Авторская позиция.


84

3

Союз как служебная часть речи.

15.04 – 19.04


85

4

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.


86

5

Готовимся к ЕГЭ. Работа с тестами.


87

6

Частицы.

22.04 – 26.04


88

7

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.


89

8

Слитное и раздельное написание частиц с разными частями речи.


90

9

Отрицательные частицы и их значение.

29.04 – 03.05



91

10

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.


92

11

Контрольная работа № 3 по теме «Служебные части речи».


ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО (10 ч.)

2

1

Лексика. Фразеология. Лексикология.

06.05 – 10.05


3

2

Готовимся к ЕГЭ. Работа с тестами.


4

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Морфемика и словообразование.


5

4

Морфология и орфография.

13.05 – 17.05



6

5

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.


7

6

Р.Р. Лингвистический анализ текста.


8

7

Анализ итоговой контрольной работы. Самостоятельные и служебные части речи.

20.05 – 24.05


9

8

Готовимся к ЕГЭ. Работа с тестами.


10

9

Р.Р. Лингвистический анализ текста.


11

10

Итоги года.

27.05


Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

102

-


-


выполнено








СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР __________/ Е.А.Еремеева /


«______» ______________ 2018 г.


СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

протокол № ___ от «___» ________ 2018 г.

Руководитель ШМО _____________ / И.П.Куревлева /

подпись расшифровка подписи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!