Пояснительная записка
Рабочая программа Басаевой Анны Владимировны по предмету «русский язык» для 11 класса ГБОУ школы № 595 разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); Основной образовательной программой школы № 595, принятой в новой редакции и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
Программа выпускных классов готовит учащихся к пониманию основных процессов,
происходящих в языке, знакомит их с языкознанием как наукой, формирует практические
коммуникативные навыки.
Цели и задачи обучения русскому языку в 11 классах:
воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие способности к социальной адаптации и к речевому взаимодействию;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого этикета в различных сферах общения;
совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения; повышение уровня орографической и пунктуационной грамотности.
Реализация указанных целей достигается в процессе совершенствования следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
При изучении курса русского языка используются такие формы и методы работы, как
практические и самостоятельные работы обучающихся (домашние и классные, индивидуальные и групповые), направленные на формирование навыков поисковой и самостоятельной познавательной деятельности, на развитие грамотности устной и письменной речи; выработку орфографической зоркости обучающихся. Учебные задания составляются в соответствии с основными положениями личностно-ориентированного подхода к обучению. Используемые в практических и самостоятельных работах поисковые методы, разноуровневые задания позволяют развивать у учащихся навыки поиска и отбора необходимой информации с помощью ИКТ, навыки анализа отобранной информации и ее обработки и синтеза в форме таблиц, схем, аналитического обобщения.
Основными формами контроля знаний обучающихся являются: контрольные и словарные диктанты, самостоятельные работы, тесты, практикумы по орфографии и пунктуации, написание сочинений, соответствующих требованиям прохождения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Для реализации данной программы используется следующий учебно-методический комплект.
Для обучающихся
Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Для учителя
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык»: Грамматика. Текст. Стили речи, 10-11 кл.». – М.: Просвещение, 2017.
Добротина И.Г. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи, 10-11 кл.» Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. – М.: Просвещение, 2014.
Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие Речи. 10-11 классы: Методическое пособие. – СПб: Паритет, 2002.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: 10-11 классы. Планирование и контроль. – М.:Просвещение, 2014.
Дейкина А.Д. Русский язык: учебник – практикум для старших классов / А.Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Вербум-М, 2002.
Макурина Л.В. Русский язык. 11 класс. Урок за уроком: Книга для учителя. – М.: ООО «Торговоиздательский дом «Русское слово - РС», 2000.
Коротченкова Л.В. Русский язык. 11 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2019.
Пучкова Л.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение,2019.
Диктанты по русскому языку. 10-11 классы. К учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Стили речи». – М.: Просвещение, 2018.
Электронные и дополнительно используемые информационные ресурсы:
Электронные образовательные ресурсы http://school-russia.prosv.ru/
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru/
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
«ЯКласс» - цифровой образовательный ресурс для школ https://www.yaklass.ru/
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/, http://www.nachalka.com/
Русский язык: электронный репетитор (система обучающих тестов) // URL : www.
«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану среднего общего образования на изучение учебного предмета «Русский язык» в 11 классе отводится 2 часа в неделю. В течение учебного года этот курс изучается в количестве 68 часов (34 учебных недели).
В соответствии с календарным учебным графиком работы ГБОУ школы № 595, расписанием учебных занятий на 2020-2021 учебный год, производственным календарём на 2020-2021 год для обучающихся 11 классов количество часов, отведённых на изучение предмета русский язык изменилось, так как из расписания выпадают следующие праздничные дни: 4 ноября; 3 и 10 мая. Таким образом, на изучение предмета русский язык в 11 классе в этом учебном году отводится 65 часа. Рабочая программа скорректирована за счет сокращения резервных часов и слияния близких по содержанию тем уроков в поурочно-тематическом планировании.
– количество часов в год – 65;
– количество часов в неделю – 2;
– количество часов в 1-м полугодии – 31;
– количество часов во 2-м полугодии – 34;
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
входной/предварительный контроль (определение остаточных знаний и умений при переходе обучающихся в следующий класс, позволяющее учителю организовать продуктивно процесс повторения и определить образовательные эффекты за предыдущее время обучения) – проводится в форме ДР (диагностической работы) один раз в начале учебного года;
текущий контроль (оценка качества усвоения обучающимися программного материала по каждой крупной теме курса или раздела) - проводится в течение четверти в форме устного, фронтального опроса, диктанта с грамматическим заданием, словарного диктанта, изложения, сочинения, тестов, проверочных работ, ДКР (диагностических контрольных работ, тестовых работ в формате ЕГЭ);
итоговый контроль (установление уровня достижения результатов освоения учебного предмета, предусмотренного образовательной программой) – проводится в конце каждого полугодия и учебного года в форме административного контрольного тестирования.
Контрольные работы по учебному предмету «Русский язык» в 11 классе:
Контрольные диктанты – 2.
Контрольные словарные диктанты – 2 (в каждом полугодии). Текущие словарные диктанты проводятся один раз в две недели.
Сочинения – 2
Контрольное тестирование -2
Контрольные работы даны в сборниках:
Контрольные тесты: орфография и пунктуация. 10—11 классы/ Гольцова Н. Г., Шамшин И. В.— М.: издательство «Экзамен», 2018.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык.11 класс/ Н.В.Егорова. М.: ВАКО,2016.
Предложенные в сборнике контрольные работы соответствуют тематическому планированию курса русского языка 10 класса
Планируемые результаты освоения учебного предмета на конец 11 класса
В результате изучения русского языка ученик научится (получит возможность научиться):
• устанавливать связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• определять смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• различать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• соблюдать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Основное содержание программы
Общие сведения о языке (4 ч.)
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка (8 ч.), их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающиеся ученые-русисты
Синтаксис и пунктуация (28 ч.)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Функциональные разновидности языка (18 ч.)
Публицистический стиль речи
Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Очерк, эссе.
Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Разговорная речь
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи:
неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Язык художественной литературы
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Повторение (2 ч.)
6