СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс»


МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова»





Рассмотрена на заседании ШМО Согласована на Методическом Утверждена на заседании

учителей русского языка и литературы совете педагогического совета школы

Протокол №_______ Протокол №________ Протокол №_________

от «___» __________ 2020г. от «___» ___________2020г. от «____» ___________2020г.

Руководитель ШМО: Зам. директора по УВР: Председатель педагогического совета: ____________/Е.С. Солодилова/ ____________ /В.С. Фирсова/ ______________/ Т.Н.Черняева /









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 10 класса

на 2020-2021 учебный год

учителя русского языка и литературы

Солодиловой Елены Станиславовны









Введена в действие приказом №_____

от «_____» ____________2020г

Директор школы

_______________________Т.Н.Черняева









Черемисиново

2020



l. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Письма Минобрнауки России от 28.10.2015г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937)

Рабочая программа ориентирована на учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2018 г.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) и адресована учащимся 10 класса.

Главными целями педагога на данный учебный год являются:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

  • формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;

  • формирование культуроведческой компетенции учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Программа составлена с учетом принципа преемствен­ности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой (работа по комплексу под редакцией Тростенцовой и Т.А. Ладыженскойв среднем звене наиболее соответствует поставленным задачам). Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.






II.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

–– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Коммуникативные:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметные результаты:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

    • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

    • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

    • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

    • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

    • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

    • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо:

    • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

    • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

    • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

    • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

    • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически 9 корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

    • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

    • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы



llI.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Введение (1 час)

Слово о русском языке.

Лексика. Фразеология. (6 часов)

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексический анализ текста с решением тестовых задач.

Фонетика. Графика. (1 час.)

Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями

Морфемика и словообразование.

Состав слова (5 часов)

Состав слова. Система морфем русского языка.

Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования

Словообразовательный разбор слова. Формообразование

Орфография (10 часов)

Принципы русской орфографии.

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре-при-.

Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв. Правила переноса.

Морфология

Имя существительное (5 часов)

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы имен существительных.

Гласные в суффиксах имен существительных.

Имя прилагательное (6 часов)

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных и существительных.



Имя числительное (3 часа)

Имя числительное как часть речи.

Правописание и употребление числительных.

Местоимение (2 часа)

Местоимение как часть речи.

Правописание местоимений.

Глагол и его формы (8 часов)

Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола.

Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Деепричастие как глагольная форма.

Наречие (4часа)

Наречие как часть речи.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния.

Служебные части речи (8часов)

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог. Правописание производных предлогов.

Союз. Правописание союзов.

Частицы. Правописание частиц.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Правописание частицы НЕс разными частями речи.

Развитие речи (7 часов)

Лингвистический анализ текста.

Текст как речевое произведение Смысловая и композиционная целостность текста.Текстоведческий анализ

Анализ синтаксических структур художественного текста

Содержательно-композиционный анализ текста. Средства связи предложений в тексте.

Сочинение-рассуждение о книге.

Культура речи.

Итоговые контрольные уроки (2 часа)







































lV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

Плановая

Фактическая

1

Слово о русском языке




2

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.




3

Изобразительно-выразительные средства русского языка.




4

Практическая работа. Анализ художественных тропов




5

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями.




6

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Диалекты Курской области




7

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.




8

Входная контрольная работа




9

Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями.




10

Состав слова. Система морфем русского языка.

Контрольный словарный диктант № 1.




11-12

Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования.




13

Словообразовательный разбор слова. Формообразование




14

Тестирование в формате ЕГЭ




15

Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова.




16-17

Правописание чередующихся гласных в корне слова.




18

Употребление гласных после шипящих и Ц.




19

Правописание звонких, глухих и двойных согласных.




20

Правописание гласных и согласных в приставках.




21

Правописание приставок пре-при-




22

Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь.




23

Готовимся к ЕГЭ.

Практическая работа. Обобщающий тренинг по орфографии.




24

Контрольный диктант по разделу «Морфология и орфография»




25

Р/Р. Текст как речевое произведение




26

Р/Р. Смысловая и композиционная целостность текста.




27

Р/Р. Обучающее сочинение-рассуждение по нравственной проблеме




28

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы.




29

Гласные в суффиксах имен существительных.




30-31

Сложные имена существительные




32

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ (промежуточная диагностика)




33-34

Имя прилагательное как часть речи.




35-36

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.




37

Правописание сложных имен прилагательных и существительных.




38

Готовимся к ЕГЭ.

Практическая работа по теме «Имя существительное и имя прилагательное».




39

Имя числительное как часть речи. Правописание имен числительных.




40

Р/Р. Употребление в речи имен числительных.




41

Контрольный диктант по теме «Самостоятельные части речи»




42-43

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.




44-45

Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола.




46

Причастие как глагольная форма.




47-48

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.





49

Р/Р. Сочинение – рассуждение о книге.




50

Деепричастие как глагольная форма.




51

Образование деепричастий. Деепричастный оборот




52

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ.




53-54

Наречие как часть речи. Слитное и раздельное написание наречий.




55

Дефисное написание наречий.




56

Слова категории состояния.




57

Служебные части речи. Предлог.




58

Р/Р. Лингвистический анализ текста.




59-60

Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.




61

Частицы. Правописание частиц.




62

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.




63-64

Правописание частицы НЕ с разными частями речи.




65

Контрольная работа по теме «Самостоятельные и служебные части речи»




66

Р/Р. Средства художественной выразительности. Анализ текстов.




67

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ (итоговая диагностика)




68

Итоговый урок