Русский язык
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Класс - 1 Количество часов в год – 50
Учитель: Сечина Татьяна Васильевна Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г, примерной программы для начальной школы по русскому языку, в соответствии с Федеральным Государственным стандартом начального общего образования второго поколения, обеспечена учебником А.В. Поляковой «Русский язык» и учебно-методической литературой.
I.Планируемые результаты
Программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку, содержит национально-региональный компонент (20%) и часы внеурочной деятельности (20%).
Предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников.
Основная задача первого года обучения русскому языку - на широком словесном материале, когда уже нет ограничений словаря по причине неумения писать какие-то буквы, обобщить сведения, полученные в период обучения грамоте, и углубить те наблюдения, которые необходимы для дальнейшего движения.
Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте и строится на общих концептуальных положениях.
Задачи обучения русскому языку:
- развитие внешней (устной и письменной) и внутренней речи, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка, первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике;
- овладение умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами;
- развитие самостоятельности мышления, воображения, формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы;
- формирование навыков самообразования; формирование умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками;
- развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам, культуре своего и других народов, способствовать эстетическому воспитанию.
Достижению планируемых задач способствуют следующие виды учебной деятельности:
- игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими признаками, предложениями, текстами);
- работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты);
- наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова, предложения, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий);
- группировка, упорядочение, выделение, классификация, сравнение;
- преобразование и создание (списки слов, предложения, тексты, в том числе определения понятий и т.д.);
- письмо (списывание, письмо под диктовку орфографически, творческие работы и т.д.)
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Азбуки и учебника «Русский язык».
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты
Обучающиеся должны иметь представление:
- о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;
- о грамматических группах слов: знаменательных (самостоятельных) словах, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, словах-указателях и служебных словах;
- о различии предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по интонации: восклицательное и невосклицательное;
- о признаках текста и его оформлении;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать знания в типовых и творческих ситуациях; осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации;
- участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания;
- писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста.
II.Содержание учебного предмета
Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов.
Первый раздел - «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения.
Основной способ усвоения устной и письменной речи – самостоятельная речевая деятельность ребёнка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.
Учитывая значимость данного раздела, в программе, кроме специально отведённых часов, в других разделах выделяются упражнения на развитие устной и письменной речи.
Второй раздел «Система языка» составляет собственно система языка. Структурирование системы русского языка осуществляется с учётом объективно существующих связей между его разделами. Так, например, тема «Алфавит», что входит в раздел «Звуки и буквы», изучается на примере имён собственных в разделе «Слово».
Развитие речевой деятельности
Речь устная
Понимание устной речи. Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения в школе, на улице и дома.
Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и прочее.
Речевые средства: мелодика речи, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель).
Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику.
Использование в общении жизненного опыта детей, ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и фильмов.
Орфоэпические нормы речи. Чистота произношения.
Речь письменная
Текст. Сопоставление набора предложений и текста. Признаки текста: взаимозависимость составляющих его единиц (целостность) и законченность сообщения. Представление о частях научно-популярного текста, записки, поздравительной открытки. Смысловая связь предложений в тексте. Красная строка. Абзац. Восстановление деформированных текстов (нарушен порядок предложений или микротем, предложения простые, короткие).
Наблюдение соответствия стиля письменной речи цели высказывания. Например, описание животного в сказке, в статье энциклопедии или словаря и пр.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Восстановление деформированных предложений.
Практическое ознакомление с синонимами, антонимами, многозначностью (без введения понятий). В работу вводятся словари. Закладывается умение пользоваться библиотечным каталогом.
Система языка
Предложение
Сравнение набора слов и предложения. Сравнение слова с предложением из одного слова. Формулирование существенных признаков предложения: законченность мысли и интонация конца. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные и невосклицательные предложения. Оформление предложений (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставятся знаки (. ? !). Раздельное написание слов. Наблюдение изменения смысла предложения при замене слова, при распространении другими словами. Диктовка предложений, запись их схемами.
Слово
Номинативная (назывная) функция слов. Представление о лексическом и грамматическом значении слов. Грамматические группы слов: знаменательные (самостоятельные) слова _ слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действия предмета; служебные слова (без дифференциации). Имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные. Употребление заглавной (большой) буквы в именах собственных. Корень слова, родственные (однокоренные слова) - на уровне ознакомления.
Звуки и буквы
Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Звуки гласные, согласные, слог, согласные звуки мягкие, твердые, звонкие, глухие. Вывод об отсутствии специальных букв для обозначения мягких и твердых согласных. Парные звуки: мягкие - твердые, глухие - звонкие. Обобщение случаев указания на мягкость согласных. Отсутствие звукового обозначения у букв ь и ъ. Их роль в слове.
Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. Ударные и безударные гласные. Функции йотированных гласных. Наблюдение вариантов обозначения звука [й’] буквами.
Непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [ш–’]. Написание и после ж и щ; а, у после ч и щ. Отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, кроме л. Перенос слов.
Определение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов. Понятие орфограммы.
Алфавит. Названия и порядок букв русского алфавита.
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
Алфавит, библиотека, воробей, ворона, загадка, каталог, класс, классный, корзина, красивый, медведь, Москва, помощник, помощница, помощь, потому что, прозвище, Россия, русский, свёкла, снегирь, сорока, устная речь, ученик, ученица, учитель, учительница, что, щавель, язык.
III.Тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Предложение и слово Слово и предложение В/д КВН по русскому языку. | 3ч 1 |
2 | Как получается предложение НРК Простые предложения о Восточном. | 1 |
3 | Главные члены предложения.В/д Игра «Попади в цель». | 1 |
4 | Звуки и буквы. Звуки и буквы | 9ч 1 |
5 | Слоги. В/д Игра «Чудесное превращение слов». | 1 |
6 | Слоги | 1 |
7 | Р/р Восстановление деформированного текста. | 1 |
8 | Гласные и согласные звуки НРК Звуки в бурятском языке. | 1 |
9 | Гласные звуки В/д Конкурс «Грамматическая сказка». | 1 |
10 | Согласные звуки | 1 |
11 | Перенос слов | 1 |
12 | Перенос слов | 1 |
13 | Ударение | 2ч 1 |
14 | Ударение.В/д КВН по русскому языку. | 1 |
15 | Большая буква в именах собственных Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. | 3ч 1 |
16 | Большая буква в кличках животных, названии географических объектов.В/д Игра «Чудесное превращение слов». | 1 |
17 | Большая буква в кличках животных, названии географических объектов.НРК Большая буква в бурятских именах. | 1 |
18 | Алфавит Русская азбука и алфавит | 2ч 1 |
19 | Алфавит | 1 |
20 | Правописание согласных букв Твердые и мягкие согласные звуки | 8ч 1 |
21 | Твердые и мягкие согласные звуки Р/р Составление рассказа по заданному концу. | 1 |
22 | Шипящие согласные звуки В/д Конкурс «Грамматическая сказка». | 1 |
23 | Буквосочетание жи-ши. Р/р Написание рассказа по его началу. | 1 |
24 | Буквосочетания чу-щу, ча-ща.НРК Шипящие согласные в бурятских именах. | 1 |
25 | Буквосочетания -чк-, -чн-, -щн-. | 1 |
26 | Глухие звонкие согласные звуки В/д Викторина «Парные согласные». | 1 |
27 | Парные согласные в конце слова. | 1 |
28 | Грамматика Части речи. Общее понятие. | 7ч 1 |
29 | Имя существительное | 1 |
130 | Имя прилагательное | 1 |
31 | Глагол В/д Конкурс «Грамматическая сказка». | 1 |
32 | Словосочетание НРК Составление предложений о столице Бурятии. | 1 |
33 | Предлог НРК Составление предложений о столице Бурятии. | 1 |
34 | Предлог | 1 |
35 | Предложение и текст Предложение В/д Игра «Волшебные превращения». | 6ч 1 |
36 | Восклицательные предложения НРК Составление предложений о Байкале. | 1 |
37 | Итоговая контрольная работа (диктант) | 1 |
38 | Работа над ошибками. НРК Работа с пословицами и поговорками народов Бурятии. | 1 |
39 | Текст | 1 |
40 | Текст В/д Конкурс «Грамматическая сказка». | 1 |
41 | ГрамматикаРодственные слова. Корень слова.НРК Большая буква в названиях рек Бурятии. | 5ч 1 |
42 | Родственные слова. Корень слова.НРК Большая буква в названиях рек Бурятии. | 1 |
43 | Родственные слова. Корень слова. | 1 |
44 | Родственные слова. Корень слова.Р/р Написание записки. | 1 |
45 | Секреты речи.Р/р Написание открытки. | 1 |
46 | Повторение изученного НРК Отзыв о прочитанной сказке. | 5ч 1 |
47 | Повторение изученного НРК Составление предложений о Бурятии. | 1 |
48 | Повторение изученного | 1 |
49 | Повторение изученного | 1 |
50 | Повторение изученного | 1 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
№ п/п | № урока | Тема урока. Вид деятельности |
1 | 1 | КВН по русскому языку. |
2 | 3 | Игра «Попади в цель». |
3 | 5 | Игра «Чудесное превращение слов». |
4 | 9 | Конкурс «Грамматическая сказка». |
5 | 13 | КВН по русскому языку. |
6 | 15 | Игра «Чудесное превращение слов». |
7 | 20 | Конкурс «Грамматическая сказка». |
8 | 26 | Конкурс «Грамматическая сказка». |
9 | 31 | Викторина «Парные согласные». |
10 | 34 | Игра «Волшебные превращения». |
11 | 38 | Конкурс «Грамматическая сказка». |
№ | № урока | Тема урока. Вид деятельности |
1 | 2 | Простые предложения о Восточном. |
2 | 8 | Звуки в бурятском языке. |
3 | 16 | Большая буква в бурятских именах. |
4 | 24 | Шипящие согласные в бурятских именах. |
5 | 32 | Составление предложений о столице Бурятии. |
6 | 33 | Составление предложений о столице Бурятии. |
7 | 35 | Составление предложений о Байкале. |
8 | 36 | Работа с пословицами и поговорками народов Бурятии. |
9 | 39 | Большая буква в названиях рек Бурятии. |
10 | 40 | Большая буква в названиях рек Бурятии. |
11 | 46 | Отзыв о прочитанной бурятской сказке. |
12 | 47 | Составление предложений о Бурятии. |