Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 07 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Положением о рабочей программе учителя-предметника МБОУ Гринёвская СОШ;
Основана на программе по предметной линии учебников Н.Г. Гольцовой и обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 10-11 класс, для учащихся общеобразовательных организаций, Москва, издательский центр «Русское слово», 2014, автора Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин; авторской программы Н.Г. Гольцовой.
Программа соответствует предмету стандартного общего образования и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения.
Программа предусматривает 34 часа (1 час из федерального компонента) согласно количеству часов по учебному плану, отведённых для изучения русского языка в 11 классе.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.
Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе
Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.
Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.
Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.
Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей:
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;
дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основные задачи обучения в 11 классе по данной программе:
закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
формировать у учащихся орфографическую зоркость, поэтому на уроках предусматривается попутное повторение орфографических тем;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор старшеклассников, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности обучающихся.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения курса русского языка ученик должен
знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
основные единицы и уровни языка;
орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;
уметь:
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
осуществлять речевой самоконтроль;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
развития интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
совершенствования коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению.
Особенности организации учебного процесса
Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ.
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение; групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Учебно – тематический план
Всего часов по предмету - 34
1 четверть -9ч.
2 четверть -7ч.
3 четверть -10ч.
4 четверть –8ч.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примерное кол-во часов на самост. работы учащихся |
уроки | р/р | к/р | тесты |
1 | Повторение | 1 | | | | | |
2 | Синтаксис и пунктуация | 28 | 23 | 2 | 3 | | |
3 | Культура речи | 1 | | | | | |
4 | Стилистика | 3 | 1 | 1 | 1 | | |
5 | Из истории русского языкознания | 1 | | | | | |
Итого: | | 34 | | 3 | 4 | | |
Содержание учебного курса
Базовый уровень (34 часа)
Повторение (1 ч.)
Синтаксис и пунктуация (28 ч.)
Синтаксис и пунктуация (2 ч.)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации.
Основные синтаксические единицы.
Основные принципы русской пунктуации.
Пунктуационный анализ.
Словосочетание (1 ч. +1 ч. Р.р. )
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение (1 ч.)
Понятие о предложении. Основные признаки предложения.
Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение (15 ч. + 1 ч.Р.р. )
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненное и неосложненное предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение (5 ч.)
Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочиненное предложение.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью (1 ч.)
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания (1 ч.)
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи (1 ч.)
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика (2 ч. +1 ч. Р.р.)
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Из истории русского языкознания (1 ч.)
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
2. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006
3. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2019. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.
4. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2019. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Г.Т.Егораева. - М.: Издательство «Экзамен», 2019.
5. Козулина М.В. Русский язык. Тесты для повторения и подготовки. – Саратов: Лицей, 2019.
6. Львов В.В. ЕГЭ 2019. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С) / В.В.Львов, Ю.Н.Гостева, И.П.Васильевых, Л.И.Пучкова, Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.
7. Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М., 2019.
8. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. – М.: Айрис – пресс, 2019.
Учебно-наглядные пособия (таблицы), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал, тесты).
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Образовательные ресурсы сети Интернет:
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
Список литературы
1.Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
2.Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов.— 11-е изд.— М., 2007.
3.Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М. Т. Баранов.— 4-е изд.— М., 2006.
4.Валгина Н.С., Светлышева Орфография и пунктуация. Справочник. – М., Высшая школа, 1994.
5.Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М., Просвещение, 1996.
6.Лапатухин М. С. Школьный толковый словарь русского языка. М. С. Ла-патухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; под ред. Ф. П. Филина.— 2-е изд., дораб.— М., 1998.
7.Лекант П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П. А. Ле-кант, В. В. Леденева.— 3-е изд.— М., 2006
8.Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов.— 8-е изд., испр. и доп.— М., 2006
9.Одинцов В. В. и др. Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова.— 8-е изд.— М., 2006.
10.Панов Б. Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. Б. Т. Панов, А. В. Текучев.— 3-е изд., испр. и доп.— М., 1991.
11.Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. 3. А. Потиха.— 2-е изд.— М., 1998.
12.Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. A. Н. Тихонов.— 2-е изд., перераб.— М., 199.
13.Ушаков Д. Н. Орфографический словарь/Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков.— 41-е изд.— М., 1990.
14.Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва,— М., 1997.
Календарно-тематическое поурочное планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | факт |
| Тема 1. Повторение (1 час) | | | |
1 | Повторение и обобщение изученного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. | 1 | | |
| Тема 1. Синтаксис и пунктуация (28 час.) | | | |
2 | Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. | 1 | | |
3 | Входной контроль. Тестовая контрольная работа | 1 | | |
| Словосочетание (1час +1 час р.р.) | | | |
4 | Работа над ошибками. Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. | 1 | | |
Р.р. 5 | Сочинение – рассуждение по заданному тексту. | 1 | | |
| Предложение (1 час) | | | |
6 | Работа над ошибками. Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. | 1 | | |
| Простое предложение (2 часа + 1 час р.р.) | | | |
7 | Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | |
8 | Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Соединительное и интонационное тире. | 1 | | |
Р.р. 9 | Порядок слов в простом предложении. Инверсия. | 1 | | |
| Простые осложненные и неосложненные предложения (13 часов ) | | | |
10 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | 1 | | |
11 | Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. | 1 | | |
12 | Тест в формате ЕГЭ. | 1 | | |
13 | Работа над ошибками. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. | 1 | | |
14 | Обособленные и необособленные определения и приложения. | 1 | | |
15 | Обособленные обстоятельства. | 1 | | |
16 | Обособленные дополнения. | 1 | | |
17 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | 1 | | |
18 | Знаки препинания при сравнительных оборотах. | 1 | | |
19 | Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. | 1 | | |
20 | Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях, вставных конструкциях. | 1 | | |
21 | Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах. | 1 | | |
22 | Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения». Тест | 1 | | |
| Сложное предложение (5 часов) | | | |
23 | Работа над ошибками. Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений. | 1 | | |
24 | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. | 1 | | |
25 | Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. | 1 | | |
26 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. | 1 | | |
27 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | | |
| Предложения с чужой речью (1 час) | | | |
28 | Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, диалоге, при цитатах. | 1 | | |
| Употребление знаков препинания (1 час) | | | |
29 | Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. | 1 | | |
| Тема 3. Культура речи (1час) | | | |
30 | Язык и речь. Культура речи. Норма литературного языка. | 1 | | |
| Стилистика (2часа +1 час р.р.) | | | |
31 | Стилистика как раздел науки о языке. Классификация функциональных стилей. Текст. Типы речи. | 1 | | |
Р.р. 32 | Сочинение-рассуждение по заданному тексту. | 1 | | |
33 | Контрольное тестирование в рамках промежуточной аттестации. | 1 | | |
| Из истории русского языкознания (1 час) | | | |
34 | Работа над ошибками. Из истории русского языкознания | 1 Итого:34 | | |