СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (11 класс)»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана в со­ответствии с:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Письмо Минобрнауки России от 07 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

- Положением о рабочей программе учителя-предметника МБОУ Гринёвская СОШ;

Основана на про­грамме по предметной линии учебников Н.Г. Гольцовой и обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 10-11 класс, для учащихся общеобразовательных организаций, Москва, издательский центр «Русское слово», 2014, автора Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин; авторской программы Н.Г. Гольцовой.

Программа соответствует предмету стандартного общего образования и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения.

Программа предусматривает 34 часа (1 час из федерального компонента) согласно количеству часов по учебному плану, отведённых для изучения русского языка в 11 классе.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков само­стоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный под­ход в обучении русскому языку, что предполагает синтез про­цесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожден­ного языкового чутья и речемыслительных способностей школь­ников.

Программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функциональ­ного назначения) пронизывают весь курс обучения родному язы­ку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе

Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания систе­мы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого эти­кета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает бо­лее глубокое внимание к проблеме формирования навыков выра­зительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литерату­ры. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые уме­ния, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественно­го произведения. Таким образом, уроки русского языка стано­вятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языко­вого явления как грамматического, коммуникативного и эстети­ческого феномена, развивается языковое чутье, способность оце­нивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и ре­чевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, сло­вообразовательные, лексические, грамматические), но и сформи­ровать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополни­тельного материала, расширяющего ос­новное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциа­ции вводимых лингвистических сведений продиктована неподго­товленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испы­тывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практи­чески отсутствует.

Программа составлена с учетом принципа преемствен­ности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Сле­довательно, создаются необходимые условия реализации в про­цессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в дру­гих компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основные задачи обучения в 11 классе по данной программе:

  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

  • формировать у учащихся орфографическую зоркость, поэтому на уроках предусматривается попутное повторение орфографических тем;

  • закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

  • дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.

Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор старшеклассников, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности обучающихся.











Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


В результате изучения курса русского языка ученик должен

знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • основные единицы и уровни языка;

  • орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;

уметь:

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • совершенствования коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению.

Особенности организации учебного процесса

Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ.

Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение; групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
















Учебно – тематический план


Всего часов по предмету - 34

1 четверть -9ч.

2 четверть -7ч.

3 четверть -10ч.

4 четверть –8ч.



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное кол-во часов на самост. работы учащихся

уроки

р/р

к/р

тесты

1

Повторение

1






2

Синтаксис и пунктуация

28

23

2

3



3

Культура речи

1






4

Стилистика

3

1

1

1



5

Из истории русского языкознания

1






Итого:


34


3

4

































Содержание учебного курса


Базовый уровень (34 часа)


Повторение (1 ч.)

Синтаксис и пунктуация (28 ч.)

Синтаксис и пунктуация (2 ч.)

Основные понятия синтаксиса и пунктуации.

Основные синтаксические единицы.

Основные принципы русской пунктуации.

Пунктуационный анализ.

Словосочетание (1 ч. +1 ч. Р.р. )

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение (1 ч.)

Понятие о предложении. Основные признаки предложения.

Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение (15 ч. + 1 ч.Р.р. )

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отри­цательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односостав­ные предложения. Главные члены предложения. Тире между подле­жащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и не­полные предложения. Тире в неполном предложении. Соединитель­ное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простые осложненное и неосложненное предложения.

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предло­жениях с однородными членами. Знаки препинания при однород­ных и неоднородных определениях. Знаки препинания при одно­родных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторя­ющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обо­собленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятель­ства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-вос­клицательных словах.

Сложное предложение (5 ч.)

Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное пред­ложения. Типы придаточных предложений.

Сложносочиненное предложение.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтак­сический разбор сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в слож­ноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксичес­кий разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточ­ным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с не­сколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчи­ненного предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюз­ном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложе­нии. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Сложное синтаксическое целое и абзац.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью (1 ч.)

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при пря­мой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания (1 ч.)

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклица­тельный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препи­нания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие зна­ки препинания.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Культура речи (1 ч.)

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучаю­щий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Норма литературного языка. Нормы литературного языка: ор­фоэпические, акцентологические, словообразовательные, лекси­ческие, морфологические, синтаксические, стилистические. Ор­фографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Стилистика (2 ч. +1 ч. Р.р.)

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Раз­говорный стиль. Художественный стиль.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Из истории русского языкознания (1 ч.)

М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.


Перечень учебно-методического обеспечения

1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

2. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006

3. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2019. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.

4. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2019. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Г.Т.Егораева. - М.: Издательство «Экзамен», 2019.

5. Козулина М.В. Русский язык. Тесты для повторения и подготовки. – Саратов: Лицей, 2019.

6. Львов В.В. ЕГЭ 2019. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С) / В.В.Львов, Ю.Н.Гостева, И.П.Васильевых, Л.И.Пучкова, Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.

7. Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М., 2019.

8. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. – М.: Айрис – пресс, 2019.

Учебно-наглядные пособия (таблицы), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал, тесты).

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Образовательные ресурсы сети Интернет:

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».



















Список литературы

1.Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

2.Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов.— 11-е изд.— М., 2007.

3.Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М. Т. Баранов.— 4-е изд.— М., 2006.

4.Валгина Н.С., Светлышева Орфография и пунктуация. Справочник. – М., Высшая школа, 1994.

5.Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М., Просвещение, 1996.

6.Лапатухин М. С. Школьный толковый словарь русского языка. М. С. Ла-патухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; под ред. Ф. П. Филина.— 2-е изд., дораб.— М., 1998.

7.Лекант П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П. А. Ле-кант, В. В. Леденева.— 3-е изд.— М., 2006

8.Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов.— 8-е изд., испр. и доп.— М., 2006

9.Одинцов В. В. и др. Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова.— 8-е изд.— М., 2006.

10.Панов Б. Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского язы­ка. Б. Т. Панов, А. В. Текучев.— 3-е изд., испр. и доп.— М., 1991.

11.Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. 3. А. Потиха.— 2-е изд.— М., 1998.

12.Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. A. Н. Тихонов.— 2-е изд., перераб.— М., 199.

13.Ушаков Д. Н. Орфографический словарь/Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков.— 41-е изд.— М., 1990.

14.Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва,— М., 1997.

















Календарно-тематическое поурочное планирование

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

факт


Тема 1. Повторение (1 час)




1

Повторение и обобщение изученного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии.

1




Тема 1. Синтаксис и пунктуация (28 час.)




2

Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации.

1



3

Входной контроль. Тестовая контрольная работа

1




Словосочетание (1час +1 час р.р.)




4

Работа над ошибками. Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

1



Р.р. 5

Сочинение – рассуждение по заданному тексту.

1




Предложение (1 час)




6

Работа над ошибками. Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений.

1




Простое предложение (2 часа + 1 час р.р.)




7

Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

1



8

Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Соединительное и интонационное тире.

1



Р.р. 9

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

1




Простые осложненные и неосложненные предложения (13 часов )




10

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

1



11

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

1



12

Тест в формате ЕГЭ.

1



13

Работа над ошибками. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

1



14

Обособленные и необособленные определения и приложения.

1



15

Обособленные обстоятельства.

1



16

Обособленные дополнения.

1



17

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

1



18

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

1



19

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях.

1



20

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях, вставных конструкциях.

1



21

Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

1



22

Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения». Тест

1




Сложное предложение (5 часов)




23

Работа над ошибками. Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.

1



24

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

1



25

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

1



26

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

1



27

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1




Предложения с чужой речью (1 час)




28

Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, диалоге, при цитатах.

1




Употребление знаков препинания (1 час)




29

Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

1




Тема 3. Культура речи (1час)




30

Язык и речь. Культура речи. Норма литературного языка.

1




Стилистика (2часа +1 час р.р.)




31

Стилистика как раздел науки о языке. Классификация функциональных стилей. Текст. Типы речи.

1



Р.р. 32

Сочинение-рассуждение по заданному тексту.

1



33

Контрольное тестирование в рамках промежуточной аттестации.

1




Из истории русского языкознания (1 час)




34

Работа над ошибками.

Из истории русского языкознания

1

Итого:34