- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего (полного) общего образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N69, от 23.06.2015 N 609);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- примерная программа по учебному предмету «Русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования ( авторской программы Н.Г. Гольцовой);
- основная общеобразовательная программа основного общего образования (5-9 классы – ФГОС) ГКОУ «Школа-интернат №3»;
- - «Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей)» ГКОУ «Школа-интернат №3»;
Рабочая программа разработана на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский язык ».
1. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2010 г.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.
Слово о русском языке.
Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.
Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями.
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексический анализ текста с решением тестовых задач.
Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями
Состав слова. Система морфем русского языка.
Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования
Словообразовательный разбор слова. Формообразование
Принципы русской орфографии.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре-при-.
Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв. Правила переноса.
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы имен существительных.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных и существительных.
Имя числительное как часть речи.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение как часть речи..
Правописание местоимений.
Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола.
Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Деепричастие как глагольная форма.
Наречие как часть речи.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния.
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог. Правописание производных предлогов.
Союз. Правописание союзов.
Частицы. Правописание частиц.
Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
Лингвистический анализ текста.
Текст как речевое произведение Смысловая и композиционная целостность текста. Текстоведческий анализ
Содержательно-композиционный анализ текста. Средства связи предложений в тексте.
Сочинение – рассуждение о книге.
Культура речи.
№ урока | Тема урока. | К-во часов | Элементы содержания/требования к уровню подготовки обучающихся | Виды контроля | Домашнее задание | Дата П/Ф |
1. | Слово о русском языке. | 1 | Знать смысл понятий “современный русский литературный язык», «языковая норма!; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, о функциях русского языка в школьном изучении. Уметь извлекать необходимую информацию из источников, развернуто обосновывать собственные суждения, строить монологическое высказывание в виде рассуждения. | Сочинение-миниатюра «Русский язык в межнациональном общении». | упр. 2, с. 8. | |
2. | Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. | 1 | Повторить и обобщить знания о слове как центральной единице речи; уметь объяснять лексическое значение слов разными способами; углубить знания о многозначности слова | Монологическое публичное выступление. Составление плана и тезисов статьи | § 1-2, упр.4, с. 12. | |
3. | Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 1 | Отработать навыки распознавания тропов в текстах, проводить анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка. | | § 3, выписать примеры на каждый троп из худ. текста. | |
4. | Р/Р. Практическая работа. Лингвистический анализ текста. | 1 | Наблюдение за использованием в художественных текстах специфических языковых средств: фонетических ( звукопись), словообразовательных (индивидуально-авторские неологизмы, повторы), лексических и фразеологических); использование средств выразительности художественной речи. | Выполнение практических заданий. Фронтальный опрос, инд. работа | | |
5. | Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями. | 1 | Знать смысл понятий «контекстуальные синонимы и антонимы», познакомить с изобразительными возможностями синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; уметь пользоваться разными видами словарей; повышать культуру речи учащихся. | | § 4 -7 , упр.18, с. 17. | |
6. | Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Р/к Диалекты Ставрополья | 1 | Рассмотреть, как соотносятся между собой разные пласты лексики в рамках национального языка с точки зрения ее происхождения и употребления | Монологическое публичное выступление. Составление плана и тезисов статьи | § 8-10, подготовить устн. сообщения слова (по выбору) | |
7. | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 1 | Знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении; уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими свойствами. | Выполнение практических заданий. Фронтальный опрос, инд. работа | § 11 , упр.44, 47, с. 30 -31. | |
8. | Контрольная работа № 1. Лексический анализ текста с решением тестовых задач. | 1 | Проверить сформированность у учащихся умений и навыков, связанных с разделом “Лексика и фразеология”. Ознакомить с принципами и основными особенностями экзаменационного тестирования; отработать навыки выполнения заданий ЕГЭ по теме“Лексика и фразеология” | Урок контроля | Вопросы и задания на с.32. | |
9. | Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. | 1 | Владеть основными нормами ударения в современном русском языке, уметь работать с орфоэпическим словарем, оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. | | упр.50-51, с.40. | |
10. | Состав слова. Система морфем русского языка. Контрольный словарный диктант № 1. | 1 | Изучить стилистические ресурсы морфемики: синонимичные и омонимичные морфемы; владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре. | Урок контроля | § 15 , упр.59, с. 45 . | |
11. | Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. | 2 | Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; определять способы словообразования разных частей речи, ; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования. | | § 16 , упр. 72, с.52 | |
12. | | § 16, упр.79, с. 55. | |
13. | Словообразовательный разбор слова. Формообразование | 1 | Уметь проводить словообразовательный разбор и пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей, различать словообразование и формообразование; использовать в собственной речевой практике стилистические возможности частей слова. | | § 17, упр. 84., с. 57 | |
14. | Контрольный диктант № 1. | 1 | Проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся. | Урок контроля | | |
15. | Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Познакомить с основными принципами русской орфографии; отработать навыки правописания безударной гласной в корне слова, условий ее выбора. | | § 18-19, упр.94, с. 64. | |
16. | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 2 | Уметь применять в практике письма нормы правописания чередующихся безударных гласных | | § 20, упр.105,с. 70 | |
17. | | упр.107, с. 71. | |
18. | Употребление гласных после шипящих и Ц. | 1 | Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. | | § 21-22 , упр.116, с.77 . | |
19. | Правописание звонких, глухих и двойных согласных. | 1 | Отработать знания о слабых позициях согласных | Выполнение практических заданий. Фронтальный опрос, инд. работа | § 23-25, упр137., с.86. | |
20. | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | Знать основные принципы написания гласных и согласных в приставках, различать приставки пре-при-на семантической основе, обнаруживать орфограммы приставках слов, группировать слова по видам орфограмм, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов. | | § 26, упр. 138, с. 87. | |
21. | Правописание приставок пре-при- | 1 | | § 27 , упр.144-145, с.91 . | |
22. | Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь. | 1 | | § 28-29 , упр.148, с.93 . | |
23. | Практическая работа. Обобщающий тренинг по орфографии. | 1 | Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания; уметь применять полученные знания на практике. | | повт. § 15-29 | |
24. | Контрольный словарный диктант № 2. Употребление прописных букв. Р/к. Топонимы Изобильненского района Правила переноса. | 1 | Отработать навыки правописания орфограммы «Прописная буква», условий ее выбора. | Урок контроля | § 30-31, упр.163, с. 103. | |
25. | Контрольный диктант № 2. | 1 | Проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся; владеть практическими навыками материала. | Урок контроля | | |
26. | Р/Р. Текст как речевое произведение. | 1 | Соблюдение требований к построению текста: соответствие теме ,четкое выражение и логическое развитие основной мысли, строгая последовательность в изложении фактов, использование языковых средств связи предложений. | | | |
27. | Р/Р. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | | § , упр., с. . | |
28. | Р/Р. Р/к. Анализ синтаксических структур художественного текста (на примере миниатюр М.Усова) | 1 | | § , упр., с. . | |
29. | Р/Р. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста. Средства связи предложений в тексте. | 1 | Знать основные средства связи предложений в тексте: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты и т.д.; закрепить полученные знания на практике. | | § , упр., с. . | |
30. | Резервный урок. | 1 | | | | |
31. | Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы. | 1 | Повторение лексико-грамматической категории « имя существительное»; распознавание существительного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли. | | § 32-33 , упр.174, с.115. | |
32. | Гласные в суффиксах имен существительных. | 1 | Повторить способы образования существительных при помощи суффиксов и правописание типичных суффиксов существительных. | | § 34, упр.185, 190, с. 120-121. | |
33. | Р/Р. Текстоведческий анализ | 1 | Знать основные признаки текста, типы речи; уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи. | | упр.197, с. 125. | |
34 -35 | Имя прилагательное как часть речи. | 2 | Распознавание прилагательного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли; различение постоянных и непостоянных признаков прилагательного. | | § 36, упр.204, с.131 . | |
36-37 | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. | 2 | Знать особенности правописания Ни НН в суффиксах имён прилагательных, морфологические нормы употребления прилагательных; уметь применять полученные знания на практике, выполнять тестовые задания | Выполнение практических заданий. Фронтальный опрос, инд. работа | § 39, упр.214 (2), с.137 . | |
38. | Правописание сложных имен прилагательных и существительных. | 1 | Знать особенности правописания сложных имён прилагательных и существительных.; расширить словарный запас учащихся, активизировать употребление сложных слов в их речи; закрепить навыки работы с лингвистическими словарями. | | § 35, 40, упр.219, с. 141. | |
39. | Практическая работа по теме «Имя существительное и имя прилагательное». | 1 | Повторить и обобщить изученное по теме «Имя существительное и имя прилагательное»; закрепить навыки работы с экзаменационными тестами. | | | |
40. | Имя числительное как часть речи. Правописание имен числительных. | 1 | Распознавание числительного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли; закрепить навыки склонения и правописания количественных и порядковых числительных. | Выполнение практических заданий. Фронтальный опрос, инд. работа | § 41-43, упр.223, с.148. | |
41. | Р/Р Употребление в речи имен числительных. | 1 | Наблюдение за употреблением числительных в речи; употребление числительных в соответствии с основными лексическими и грамматическими нормами. | | § 44 , упр.230, с. 151. | |
42 -43. | Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. | 2 | Распознавание числительного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли. Знать особенности правописания местоимений, морфологические нормы употребления местоимений | Выполнение практических заданий. Фронтальный опрос, инд. работа | § 45-46, упр.231, с. 153. | |
44-45. | Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола. | 2 | Повторить основные лексико-грамматические разряды глагола; знать правила написания суффиксов и личных окончаний глагола; уметь определять спряжение глаголов пот суффиксам. | | § 47-48, упр.253, с.167. упр.258, с.169. | |
46. | Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий. | 1 | Уметь распознавать причастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа; знать правила правописания суффиксов причастий; уметь аргументировать выбор суффикса причастия в зависимости от спряжения глагола. | Выполнение практических заданий. Фронтальный опрос, инд. работа | § 49-50, упр.260, 262, с. 172. | |
47-48. | Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Контрольный словарный диктант № 3. | 2 | Систематизировать и обобщить правила правописания Н и нН в суффиксах прилагательных и причастий; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. | | § 51 , упр.269, с. 176. | |
49. | Р/Р Сочинение – рассуждение о книге. | 1 | Обобщить и расширить сведения о рассуждении как типе речи; создать условия для расширения знаний о рассуждении как типе речи, развития речи и творчества, логического и образного мышления, нравственного воспитания. | Определение проблематики сочинения, составление плана сочинения, конструирование предложений, устное монологическое высказывание, подбор цитат, аргументов, варианты написания вступления и заключения | упр.271, с.177 . | |
50. | Деепричастие как глагольная форма. | 1 | Уметь распознавать причастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа, определять глагольные признаки у деепричастий,; уметь проводить аргументированный анализ отличий деепричастия от слов других частей речи. | | § 52, упр. 275., с.180. | |
51. | Практическая работа по теме «Глагол и глагольные формы» | 1 | Проверить сформированность у учащихся орфографических умений и навыков, связанных с разделом «Глагол и глагольные формы»; закрепить навыки работы с экзаменационными тестами. | | | |
52. | Наречие как часть речи. Слитное и раздельное написание наречий. | 1 | Закрепить знания учащихся о некоторых закономерностях слитного и раздельного правописания наречий; формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; формировать мотивацию на активное творческое усвоение учебного материала. | | § 54, упр.286, с.188. | |
53. | Дефисное написание наречий. | 1 | Отработка навыка поиска закономерностей дефисного написания наречий; развивать внимание и наблюдательность, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память. | Выполнение практических заданий. Фронтальный опрос, инд. работа | упр.288, с.189. | |
54. | Слова категории состояния. | 1 | Формировать умение различать наречия, слова категории состояния, краткие формы прилагательных среднего рода; повторить условия выбора орфограммы «Правописание Н и НН в наречиях на о (-е) и кратких прилагательных». | | § 55, упр.291, с.192. | |
55. | Служебные части речи. Предлог. | 1 | Усвоить специфику служебных частей речи; совершенствовать умение видеть служебные части речи в предложении, определять их роль; совершенствовать навыки анализа роли предлога в словосочетании и предложении; учить определять роль предлога в предложении и тексте. | Выполнение практических заданий. Фронтальный опрос, инд. работа | § 56, упр. 297, с.195. | |
56 -57. | Контрольный словарный диктант № 4 Правописание производных предлогов. | 2 | Повторить разряды предлогов по происхождению, написание производных предлогов; совершенствовать навык правописания производных предлогов, различения производных предлогов и других частей речи; повторить особенности официально-делового стиля речи; умение решать поставленные задачи и делать выводы. | Урок контроля | § 57, упр.301, с.197. | |
58- 59. | Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. | 2 | Закрепить понятие о сочинительных и подчинительных союзах; сформировать навык слитного написания союзов в отличие от созвучных сочетаний слов. | | § 58 - 59, упр.306, с201.. | |
60. | Частицы. Правописание частиц. | 1 | Освоить семантику частиц, их функции в языке и речи, совершенствовать умение доказывать принадлежность слова к частицам; закрепить знания о том, какие частицы пишутся раздельно, какие – через дефис; тренироваться в различении омонимичных частиц и морфем; | | § 60 - 61, упр.308, с.204. | |
61. | Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 1 | Повторить правописание НЕ – НИ с разными частями речи и в составе предложения; закрепить орфографические умения и навыки. | Выполнение практических заданий. Фронтальный опрос, инд. работа | § 62 упр.314, с.209. | |
62- 63. | Правописание частицы НЕ с разными частями речи. | 2 | Систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи, совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. | Выполнение практических заданий. Фронтальный опрос, инд. работа | § 63, упр.318, с.210. | |
64. | Контрольная работа № 2. | 1 | Проверить сформированность у учащихся орфографических умений и навыков, связанных с разделом «Морфология»; закрепить навыки работы с экзаменационными тестами. | Урок контроля | | |
65. | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 | Проанализировать ошибки, допущенные в контрольной работе, составить индивидуальный план коррекции грамотности на следующий учебный год. | | упр. 321. стр. 214 | |
66. | Р/Р Культура речи. | 1 | Повторить основные понятия школьного курса русского языка; систематизировать понятия, связанные с культурой речи, усвоением речевых норм в процессе изучения морфологических тем. | | | |
67. | Р/Р Р/к Текстоведческий анализ на примере миниатюр М.Усова | 1 | Знать основные признаки текста, типы речи. Уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи. | | | |
68. | Итоговый урок | | | | | |