СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана по макету, рассчитанного для групп специальностей, входящих в ТОП-50

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»


Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательной учреждение
Тюменской области

ГАПОУ ТО «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства»




Утверждаю

Руководитель

учебно-методического отдела

___________Семенова И.А.


МП







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



БД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК





















2018 г.

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины БД.01 Русский язык разработана на основании примерной программы дисциплины «Русский язык» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 68 от 05 февраля 2018 года, зарегистрированного в Минюсте РФ 26 февраля 2018 года, регистрационный № 50136, разъяснений по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального или среднего профессионального образования.


Разработчик:

Коробицына Галина Николаевна,

преподаватель высшей квалификационной категории



от педагогического сообщества

Быструшкина Елена Алексеевна

преподаватель высшей квалификационной категории МП





Рабочая программа БД.01 Русский язык

рассмотрена на заседании Цикловой комиссии

преподавателей социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от 31.08 2018

Председатель ЦК

Берсенёва О.А./__________/
















  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК


1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Рабочая программа учебной дисциплины БД.01 является частью ППССЗ по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения


1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины БД.01 Русский язык обеспечивает достижение студентами следующих предметных результатов:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.


В рамках программы учебной дисциплины формируются:



Код и наименование ОК

Умения

Знания

ОК01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

У1 Уметь осуществлять речевой самоконтроль;


З1 Знать связь языка и истории, культуры русского и других народов


ОК02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

У2 Уметь оценивать устные высказывания с точки зрения языкового оформления


З2 Знать смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи


ОК03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

У3Уметь оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления


З3 Знать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь


ОК04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

У4 Уметь добиваться эффективности достижения поставленных коммуникативных задач


З4 Знать нормы речевого

поведения в социально-

культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

ОК05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;


У5 Уметь анализировать

языковые единицы с точки

зрения правильности

З5 Знать орфоэпические,

лексические,

грамматические,

орфографические и

пунктуационные нормы

современного русского

литературного языка


ОК06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

У6 Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самообразования и

активного участия в

производственной,

культурной и

общественной жизни

государства


ОК07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

У7 Уметь соблюдать нормы

речевого поведения в

различных сферах и

ситуациях общения, в том

числе при обсуждении

дискуссионных проблем


ОК09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

У8 Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

совершенствования

коммуникативных способностей


ОК10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке;


У9 Уметь использовать

приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

совершенствования способности к самооценке на основе

наблюдения за собственной речью


ОК11.Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.





  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Объём часов

Объем образовательной программы

118

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

78

Самостоятельная работа

40

в том числе:

теоретическое обучение

34

лабораторные работы

-

практические занятия

44

контрольная работа

-

Промежуточная аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БД.01.Русский язык

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

часов

аудит. работы

Объем часов самост. работы


Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

5

Введение





Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи


11



Тема 1. 1.

Язык и речь

Содержание

2



Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Язык и речь. Виды речевой деятельности.




1











ОК01

ОК03

ОК04

ОК06

Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность. Уместность употребления языковых средств

Практическое занятие № 1 «Входной контроль»

1


Самостоятельная работа обучающихся


4

Подготовка рефератов по темам: «Язык и его функция»,

«Язык и культура»


1

Подготовка сообщений по темам: «Русский язык в современном мире», Культура речи».


1

Подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий по теме: «Нормы русского языка»


2

Тема 1. 2

Функциональные стили речи и их особенности

Содержание

3



Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад. Статья, сообщение и др. Публицистический стиль речи. Его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.






1












ОК02

ОК03

ОК04


Практическое занятие № 2 «Составление деловых бумаг»

2


Самостоятельная работа обучающихся


4

Составить таблицу «Стилистика»


4

Тема 1.3

Текст как произведение речи

Содержание

6



Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте

Информационная переработка текста (план, тезисы, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста





1













ОК02

ОК03

ОК04

ОК06

Практическое занятие № 3 «Лингвостилистический анализ текста»

2


Практическое занятие № 4 Составление связного высказывания на заданную лингвистическую тему

2


Контрольная работа № 1 «Язык и речь. Функциональные стили речи»

1


Самостоятельная работа обучающихся


4

Подобрать примеры текстов различных функциональных стилей речи


4

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

10



Тема 2.1.

Фонетика и графика

Содержание

1



Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука

Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова

1











ОК02

ОК03

ОК04

Тема 2.2.

Орфоэпия и орфография

Содержание

9



Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация


1










ОК02

ОК03

ОК04

Практическое занятие № 5 «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных»

2


Практическое занятие № 6 «Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-.

2


Практическое занятие № 7 «Правописание и/ы после приставок»

2


Практическое занятие № 8 «Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова»

2


Самостоятельная работа обучающихся


4

Написать реферат на тему: «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация»


2

Составить орфоэпический словарик


2

Раздел 3. Лексика и фразеология

9



Тема 3.1

Слово в лексической системе языка




Содержание

3



Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.



1






ОК02

ОК03

ОК04

Практическое занятие № 9 «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов»


2





Тема 3.2

Лексика с точки зрения её употребления


Содержание

2



Практическое занятие №10 «Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта»




2








ОК02

ОК03

ОК04

Тема 3.3.

Фразеологизмы

Содержание

1



Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор

1


ОК02

ОК03

ОК04; ОК06

Тема 3.4.

Лексические нормы

Содержание

3



Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

1





ОК02

ОК03

ОК04

Практическое занятие № 11 «Лексико-фразеологический разбор»

2


ОК02

ОК03

ОК04

Самостоятельная работа обучающихся


4


Написать реферат на тему: «Словари русского языка и сфера их использования»


4


Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

8



Тема 4.1.

Морфемика и словообразование

Содержание

1



Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ


1




ОК02

ОК03

ОК04

Тема 4.2.

Орфография


Содержание

7



Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов


1




ОК02

ОК03

ОК04


Практическое занятие № 12 «Правописание чередующихся гласных в корнях слов»


2




Контрольная работа за семестр

1


Правописание приставок при-/ пре-

1


Практическое занятие № 13 «Морфемика и словообразование. Способы словообразования»

2


Самостоятельная работа обучающихся


4

Подготовка сообщений: «Строение русского слова», «Слово в разных уровнях языка»


4

Раздел 5. Морфология и орфография.

15



Тема 5.1.

Имя существительное.

Содержание

1



Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи


1








ОК02

ОК03

ОК04

Тема 5.2.

Имя прилагательное.

Содержание

3



Лексико-грамматические разряды имен прилагательных Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи



1






ОК02

ОК03

ОК04

Практическое занятие № 14 «Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных»


2




Тема 5.3.

Имя числительное.

Содержание

1



Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода


1






ОК02

ОК03

ОК04


Тема 5.4.

Местоимение


Содержание

2



Практическое занятие № 15 «Правописание местоимений» Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

2




ОК02

ОК03

ОК04

Синонимия местоименных форм




Тема 5.5.

Глагол

Содержание

3



Практическое занятие №16 «Правописание суффиксов и личных окончаний глагола»

Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.

2




ОК02

ОК03

ОК04

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.


1




Тема 5.6.

Причастие как особая форма глагола.

Содержание

1



Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.



1












ОК02

ОК03

ОК04

Тема 5.7.

Деепричастие как особая форма глагола.

Содержание

3



Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями.

1







ОК02

ОК03

ОК04

ОК07

Практическое занятие №17 «Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом»

Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий


2









Тема 5.8.

Наречие.

Слова категории состояния.

Содержание

1



Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи



1










ОК02

ОК03

ОК04

Самостоятельная работа обучающихся


4


Выполнение упражнений, тестов


4


Раздел 6. Служебные части речи.

10



Тема 6.1.

Предлог как часть речи.

Содержание

2



Предлог как часть речи.

Практическое занятие № 18 «Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов»



2









ОК02

ОК03

ОК04

Тема 6.2.

Союз как часть речи

Содержание

3



Союз как часть речи. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте

1




ОК02

ОК03

ОК04

Практическое занятие № 19 «Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов»

2


ОК02

ОК03

ОК04

Тема 6.3.

Частица как часть речи

Содержание

1



Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи


1




ОК02

ОК03

ОК04

Тема 6.4.

Междометия и звукоподражательные слова

Содержание

4



Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи


1




ОК02

ОК03

ОК04

Практическое занятие № 20 «Правописание частицы НЕ с разными частям речи»

2


Контрольная работа № 2 «Самостоятельные и служебные части речи»

1


Самостоятельная работа обучающихся


4

Написать реферат на тему «Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи»


4

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

15



Тема 7.1.

Словосочетание

Содержание

2



Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний.



1






ОК02

ОК03

ОК04

Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний

1



Самостоятельная работа обучающихся


4

Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний.


4

Тема 7.2.

Простое предложение.

Содержание

4



Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения


1









ОК01

ОК02

ОК03

ОК04

ОК05

ОК06

ОК07


Практическое занятие № 21 «Тире между подлежащим и сказуемым»

1





Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте


1













Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи



1








Тема 7.3.

Осложнённое простое предложение

Содержание

3


ОК02

ОК03

ОК04

ОК06

Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений


1















Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения


1




Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге




1












Тема 7.4.

Сложное предложение

Содержание

6



Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи


1




ОК02

ОК03

ОК04

ОК06

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи

1


Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи

1


Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения)

1


Практическое занятие № 22 «Синтаксический разбор предложений»

2


Самостоятельная работа обучающихся


4

Написать реферат на тему: «Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф. Фортунатова, Д.Н. Ушакова) в изучение русского языка»


2

Подготовка индивидуального проекта: «Деятельность В.В.Щербы в развитии и изучении русского языка»


1

Подготовка сообщения на тему: «Синонимика сложных предложений»

1

Промежуточная аттестация в форме экзамена




Всего:

78

40


Общая:


118










  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Русского языка и литературы»,

оснащенный оборудованием:

посадочные места по количеству обучающихся,

рабочее место преподавателя,

комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку,

раздаточный материал по русскому языку,

карточки индивидуального опроса обучающихся по дисциплине;

плакаты и печатные наглядные пособия по дисциплине;

техническими средствами обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением,

интерактивная доска,

мультимедийный проектор,

экран,

МФУ.


    1. Информационное обеспечение реализации программы учебной дисциплины БД.01 Русский язык


3.2.1. Печатные издания

1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Стили речи: учебник для 10-11 кл./

общеобразов. учрежд./А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.- М.: «Дрофа», 2015.- 347с.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб.

пособие сред. проф. образования. – М.: Просвещение, 2015.- 229 с.

3. Антонова Е. С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф.

образования. – М.: Просвещение, 2015.- 288 с.

  1. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень):

учебник для 10 класса общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2014.-384с.

5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык (базовый уровень). 10-

11 классы: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2015. – 195 с.





3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Режим доступа www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

[Электронный ресурс].

2. Режим доступа www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка —

информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в

электронной форме). [Электронный ресурс].

3. Режим доступа www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»). [Электронный

ресурс].

4. Режим доступа www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история русского языка).

[Электронный ресурс].

5. Режим доступа www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»).

Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка». [Электронный ресурс].

6. Режим доступа www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации,

контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по

русскому языку и литературе). [Электронный ресурс].

7. Режим доступа www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.

uroki. ru) [Электронный ресурс].

8. Режим доступа www. metodiki. ru (Методики). [Электронный ресурс].

9. www. posobie. ru (Пособия). [Электронный ресурс].




3.2.3. Дополнительные источники

1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для средних специальных

учебных заведений. /Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.– М.: «Мнемозина», 2015.-350с.

2. ВоителеваТ.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ.

для студ. сред. проф. учеб. заведений. /Т.М. Воителева.-М.: «Просвещение», 2015. –

286с.

3. Герасименко Н.А.Русский язык: учебник. /Н.А.Герасименко, А.В. Канафьева, В.В.

Леденева [и др.] – 4-е изд., испр. – М.: «Дрофа», 2015.- 292с.

4. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 кл. / Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин.– М.:

«Просвещение», 2015.-302с.

5. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности 10-11 классы: Учебник для

общеобразоват. учрежд. / А.И. Горшков. – М.:«Мнемозина», 2015.-312с.

6. Дейкина А.Д. Русский язык. 10-11 кл. /А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова.- М.:

«Просвещение», 2015.-285с.

7. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. /П.А. Лекант, В.В.

Леденева.– М.: «Дрофа», 2015.-325с.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических

выражений.– 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М.:

«Просвещение», 2015.-937с.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Результаты обучения: умения, знания и общие /профессиональные компетенции

Показатели оценки результата


Форма контроля и оценивания


Уметь:



У 1. Уметь осуществлять речевой самоконтроль.

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Демонстрирует способность:

выделять и исправлять ошибки речи; располагать нормами грамотной устной речи; употреблять в речи необходимые термины;

осуществлять поиск и использование ин информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития


Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ


Рубежный контроль в форме: контрольной работы


Промежуточный контроль в форме экзамена

У2. Уметь оценивать устные высказывания с точки зрения языкового оформления

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Демонстрирует способность: использовать правила и нормы речи при произношении

организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ


Рубежный контроль в форме: контрольной работы


Промежуточный контроль в форме экзамена

У3.Уметь оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Демонстрирует способность:

выделять элементы предложений с высказыванием; использовать правила и нормы речи при написании;

организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ


Рубежный контроль в форме: контрольной работы


Промежуточный контроль в форме экзамена

У4. Уметь добиваться эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

ОК1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

Демонстрирует способность:

оценивать действенность подходов к решению поставленной задачи; выявлять пути достижения результата; пересказывать своими словами основные определения; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ


Рубежный контроль в форме: контрольной работы


Промежуточный контроль в форме экзамена

Знать:



З1. Знать связь языка и истории, культуры русского и других народов


Демонстрирует знания основных отличительных признаков культуры русского народа;


Промежуточный контроль в форме экзамена


З2. Знать смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи



Демонстрирует знания основных направлений современной географической науки, ее участие в решении важнейших проблем человечества


Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций, участия в исследовательской деятельности


Рубежный контроль в форме контрольной работы


Промежуточный контроль в форме экзамена


З3. Знать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь

Демонстрирует знания основных проблем взаимодействия природы и общества, природные и социально-экономические аспекты экологических проблем

Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций, участия в исследовательской деятельности


Рубежный контроль в форме контрольной работы


Промежуточный контроль в форме экзамена


З4Знать нормы речевого поведения в социально культурной, учебно-

научной, официально-деловой сферах общения

Демонстрирует знания норм речевого поведения в различных сферах общения

Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций, участия в исследовательской деятельности


Рубежный контроль в форме контрольной работы


Промежуточный контроль в форме экзамена


З5 Знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Демонстрирует знания орфоэпических, лексических,

грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка

Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций, участия в исследовательской деятельности


Рубежный контроль в форме контрольной работы


Промежуточный контроль в форме экзамена

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля


Текущий контроль

Рубежный контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые ОК, У, З

Форма контроля

Проверяемые ОК, У, З

Форма контроля

Проверяемые ОК, У, З

Раздел 1

Язык и речь. Функциональные стили речи







Тема 1.1

Язык и речь

Практическое занятие № 1

«Входной контроль»

ОК2, ОК3, ОК4, ОК6, ОК7, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9,

З1, 32, З3, З4
















Тема 1.2

Функциональные стили речи и их особенности

Практическое занятие №2

«Составление деловых бумаг»

ОК1, ОК3, ОК5, ОК6, ОК9, ОК10, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, З1, 32, З3, З4

Тема 1.3

Текст как произведение речи

Практическое занятие № 3 «Лингвостилистический анализ текста»

Практическое занятие № 4 «Составление связного высказывания на заданную лингвистическую тему»

Контрольная работа № 1

«Язык и речь. Функциональные стили речи»

ОК1, ОК2, ОК3, ОК7,У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4





Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография







Тема 2.2.

Орфоэпия и орфография

Практическое занятие № 5 «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных»

Практическое занятие № 6 «Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-.

Практическое занятие № 7 «Правописание и/ы после приставок»

Практическое занятие № 8 «Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова»

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК11, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4,З5





Раздел 3. Лексика и фразеология







Тема 3.1


Слово в лексической системе языка

Практическое занятие № 9 «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов»

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК10, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4





Тема 3.2


Лексика с точки зрения её употребления


Практическое занятие №10 «Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы»

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК10, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4,З5





Тема 3.4.

Лексические нормы

Практическое занятие № 11 «Лексико-фразеологический разбор»

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК10, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4,З5





Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография







Тема 4.2.


Орфография


Практическое занятие № 12 «Правописание чередующихся гласных в корнях слов»

Практическое занятие № 13 «Морфемика и словообразование. Способы словообразования»

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК11, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4

Контрольная работа

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК10, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4



Раздел 5. Морфология и орфография.







Тема 5.2.

Имя прилагательное.

Практическое занятие № 14 «Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных»

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК11, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4,З5





Тема 5.4.


Местоимение


Практическое занятие № 15 «Правописание местоимений»

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК10, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4,З5





Тема 5.5.

Глагол

Практическое занятие №16 «Правописание суффиксов и личных окончаний глагола»


ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК11, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4





Тема 5.7.

Деепричастие как особая форма глагола.

Практическое занятие №17 «Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом»

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК10, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4





Раздел 6. Служебные части речи.







Тема 6.1.

Предлог как часть речи.

Практическое занятие № 18 «Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов»

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК10, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4





Тема 6.2.

Союз как часть речи

Практическое занятие № 19 «Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов»

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК11, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4





Тема 6.4.

Междометия и звукоподражательные слова

Практическое занятие № 20 «Правописание частицы НЕ с разными частям речи»

Контрольная работа № 2 «Самостоятельные и служебные части речи»

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК10, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4





Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.







Тема 7.2.

Простое предложение.

Практическое занятие № 21

«Тире между подлежащим и сказуемым»

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК11, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4,З5





Тема 7.4.

Сложное предложение

Практическое занятие № 22 «Синтаксический разбор предложений»


ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК10, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4,З5



Экзамен

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК9, ОК11, У1,У2, У3, У4, У5,У6, У7, У8, У9, З1, 32, З3, З4,З5





Критерии оценки

Оценка «5» ставится, если 90 – 100 % заданий выполнено верно.

Оценка «4» ставится, если верно выполнено 70 -80 % заданий.

Оценка «3» ставится, если 50-60 % заданий выполнено верно.

Если верно выполнено менее 50 % заданий, то ставится оценка «2».


Оценка «пять» ставится, если обучающийся своевременно выполняет практическую работу, при выполнении работы проявляет аккуратность, самостоятельность.

Оценка «четыре» ставится, если обучающийся своевременно выполняет практическую работу, но допускает незначительные неточности.

Оценка «три» ставится, если обучающийся допускает неточности или ошибки при выполнении практической работы

Оценка «два» ставится, если обучающийся не выполняет практическую работу, либо выполняет работу с грубыми ошибками.




Шкалы оценивания результатов обучения

Оценивание результатов устных и письменных опросов на практических занятиях, зачетах, экзаменах:

Уровень знаний определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» - студент показывает полные и глубокие знания программного материала, логично и аргументировано отвечает на поставленный вопрос, а также дополнительные вопросы, показывает высокий уровень теоретических знаний.

Оценка «хорошо» - студент показывает глубокие знания программного материала, грамотно его излагает, достаточно полно отвечает на поставленный вопрос и дополнительные вопросы, умело формулирует выводы. В тоже время при ответе допускает несущественные погрешности.

Оценка «удовлетворительно» - студент показывает достаточные, но не глубокие знания программного материала; при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий, однако в формулировании ответа отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. Для получения правильного ответа требуется уточняющие вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» - студент показывает недостаточные знания программного материала, не способен аргументированно и последовательно его излагать, допускается грубые ошибки в ответах, неправильно отвечает на поставленный вопрос или затрудняется с ответом.

Оценивание результатов быстрого письменного опроса на практическом занятии («блиц-опрос»):

Каждому студенту выдается свой собственный, узко сформулированный вопрос. Ответ должен быть четким и кратким, содержащим все основные характеристики описываемого понятия, института, категории.

Шкала оценивания:

«Отлично» - вопрос раскрыт полностью, точно обозначены основные понятия и характеристики по теме.

«Хорошо» - вопрос раскрыт, однако нет полного описания всех необходимых элементов.

«Удовлетворительно» - вопрос раскрыт не полно, присутствуют грубые ошибки, однако есть некоторое понимание раскрываемых понятий.

«Неудовлетворительно» - ответ на вопрос отсутствует или в целом не верен.

Оценивание результатов тестирования

Шкала оценивания при тестировании:

«отлично» - 90-100% правильных ответов;

«хорошо» - 75-89% правильных ответов;

«удовлетворительно» - 60-74% правильных ответов;

«неудовлетворительно» - 59% и меньше правильных ответов.

При проведении тестирования, студенту запрещается пользоваться дополнительной литературой.

Оценивание результатов решения типовых практических задач

Решение практических задач осуществляется с целью проверки уровня знаний, умений, владений, понимания студентом основных методов и законов изучаемой теории при решении конкретных практических задач, умения применять на практике полученных знаний. Студенту объявляется условие задачи, решение которой он излагает устно.

Шкала оценивания:

«отлично» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой на изученный материал;

«хорошо» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения;

«удовлетворительно» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал формулировками при неполном использовании понятийного аппарата дисциплины;

«неудовлетворительно» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал.

При решении ситуационных задач разрешено пользоваться курсом лекций или учебниками.

Оценивание результатов решения ситуационных задач при текущем контроле:

«отлично» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой формулу, правило, закономерность, явление;

«хорошо» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения в точности ссылки на формулу, правило, закономерность, явление;

«удовлетворительно» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал общей ссылкой на формулу, правило, закономерность, явление;

«неудовлетворительно» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал ссылкой формулу, правило, закономерность, явление.

При решении ситуационных задач разрешено пользоваться табличными, нормативными, специализированными управленческими, вероятностно-статистическими, экономико-финансовыми справочными материалами.

Оценивание результатов проведения дискуссии происходят в виде обсуждения заданной темы. Требуется проявить логику изложения материала, представить аргументацию, ответить на вопросы участников дискуссии.

«отлично» - студент ясно изложил суть обсуждаемой темы, проявил логику изложения материала, представил аргументацию, ответил на вопросы участников дискуссии;

«хорошо» - студент ясно изложил суть обсуждаемой темы, проявил логику изложения материала, но не представил аргументацию, неверно ответил на вопросы участников дискуссии;

«удовлетворительно» - студент ясно изложил суть обсуждаемой темы, но не проявил достаточную логику изложения материала, но не представил аргументацию, неверно ответил на вопросы участников дискуссии;

«неудовлетворительно» - студент плохо понимает суть обсуждаемой темы, не смог логично и аргументированно участвовать в обсуждении;

Критерии оценки рефератов

Оценка «отлично» – выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка «хорошо» – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочеты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объем реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности, тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка «неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.