1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009года №373 (с дополнениями и изменениями) и положением о структуре порядке, разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов и программ внеурочной деятельности, МКОУ «СОШ» с.п.Зольскоеи примерной программой В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.
Цели и задачи учебного предмета:
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта:
Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. -М.: Просвещение, 2016.
Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. П. Канакина. - М.: Просвещение, 2016
Согласно учебному плану МКОУ «СОШ» с.п. Зольское на 2018-2019 уч.год , на изучение русского языка во 2 классе отводится 5 часов в неделю из расчёта 34 учебные недели, что составляет 170 часов в году.
2.Планируемые результаты освоения учебной программы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса кновым-общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию позаданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Предметные результаты
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего
образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и
явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально
ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному
использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса
обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощьюк учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающиепредотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3. Содержание учебного предмета
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.).
Наша речь (2 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (3ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (10 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(18 ч).
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (58ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (63ч).
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год 16часов
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
4.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Датапо плану | Дата по факту |
Наша речь(2ч) |
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Виды речи. Наша речь. | 1 | 3.09. | |
2 | Диалог и монолог. | 1 | 4.09. | |
Текст (3ч) |
3 | Что такое текст? Тема текста. Главная мысль текста. | 1 | 5.09. | |
4 | Части текста. Рубрика «Проверь себя». | 1 | 6.09. | |
5 | Контрольное списывание №1 « Берёза плачет». | 1 | 7.09. | |
Предложение (10ч) |
6 | Предложение как единица речи, и его назначение и признаки. | 1 | 08.09. | |
7 | Связь слов в предложении. | 1 | 10.09. | |
8 | Главные члены предложения. | 1 | 11.09. | |
9 | Подлежащее и сказуемое –главные члены предложения. | 1 | 12.09. | |
10 | Сочинение № 1 по картине И. С. Остроухова «Золотая осень». | 1 | 13.09. | |
11 | Анализ сочинений «Золотая осень».Главные члены предложения. | 1 | 14.09. | |
12 | Второстепенные члены предложения. | 1 | 17.09. | |
13 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | 18.09. | |
14 | Связь слов в предложении. | 1 | 19.09. | |
15 | Закрепление изученного по теме «Предложение». | 1 | 21.09. | |
Слова, слова, слова…(18ч) |
16 | Слово и его лексическое значение. | 1 | 24.09. | |
17 | Входной контрольный диктант. | 1 | 25.09 | |
18 | Слово как общее название многих однородных предметов. | 1 | 26.09. | |
19 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | 27.09. | |
20 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | 28.09 | |
21 | Развитие речи. Обучающее изложение № 1 «Ёжик». | 1 | 1.10 | |
22 | Синонимы. | 1 | 2.10. | |
23 | Антонимы. | 1 | 5.10 | |
24 | Родственные слова. | 1 | 6.10. | |
25 | Контрольный диктант. « Друзья» . | 1 | 9.10. | |
26 | Работа над ошибками в диктанте «Друзья».Однокоренные слова. | 1 | 11.10. | |
27 | Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | 12.10. | |
28 | Слог как минимальная произносительная единица; роль гласных. | 1 | 13.10. | |
29 | Ударение. | 1 | 16.10. | |
30 | Перенос слов по слогам. | 1 | 17.10. | |
31 | Проверочная работа, рубрика «Проверь себя». | 1 | 16.10. | |
32 | Сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 | 17.10. | |
33 | Переносслов с одной строки на другую. | 1 | 18.10. | |
Звуки и буквы (58ч) |
34 | Звуки и буквы. | 1 | 19.10. | |
35 | Русский алфавит, или Азбука. | 1 | 24.10. | |
36 | Использование алфавита приработе со словарями. | 1 | 26.10. | |
37 | Употребление прописной - заглавной буквы. | 1 | 27.10. | |
38 | Контрольное списывание. | 1 | 7.11. | |
39 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | 8. 11. | |
40 | Гласные звуки. | 1 | 9.11. | |
41 | Как определить гласные буквы? | 1 | 10.11. | |
42 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 13.11. | |
43 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 | 14.11. | |
44 | Сочинение № 3 по картине. С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство». | 1 | 15.11. | |
45 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 1 | 16.11. | |
46 | Безударные гласные звуки в корне слова. | 1 | 17.11. | |
47 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать. | 1 | 20.11. | |
48 | Безударные гласные звуки. | 1 | 21.11. | |
49 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать. | 1 | 22.11. | |
50 | Контрольный диктант «Осень в лесу» по теме «Правописание безударной гласной». | 1 | 23.11. | |
51 | Работа над ошибками.Правописание словарных слов. | 1 | 24.11. | |
52 | Представление об орфограмме.Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 | 27.11. | |
53 | Как определить согласные звуки? | 1 | 28.11. | |
54 | Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки? | 1 | 29.11. | |
55 | Согласный звук [Й] и букваИкраткое. | 1 | 30.11. | |
56 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | 1.12. | |
57 | Удвоенные согласные в словах. | | 4.12. | |
58 | Развитие речи: Сочинение по картине А. С. Степанова «Лоси». | 1 | 5.12. | |
59 | Наши проекты. И в шутку и всерьёз. | 1 | 6.12. | |
60 | Твёрдые и мягкие согласныезвуки и буквы для их обозначения. | 1 | 7.12. | |
61 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы. | 1 | 8.12. | |
62 | Мягкий знак (ь) как показательмягкости согласного звука на письме. | 1 | 11.12. | |
63 | Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным. | 1 | 12.12. | |
64 | Мягкий знак(ь) на конце и в середине перед согласным. | 1 | 13.12. | |
65 | Развитие речи: работа с текстом.Составление ответов на вопросы к тексту. | 1 | 14.12. | |
66 | Проверочная работа Рубрика «Проверь себя». | 1 | 15.12. | |
67 | Контрольный диктант . | 1 | 18.12. | |
68 | Работа над ошибками. | 1 | 19.12. | |
69 | Обобщающий урок по разделу «Звуки и буквы». | 1 | 20.12. | |
70 | Проект «Пишем письмо». | 1 | 21.12. | |
71 | Развитие речи. Обучающее изложение «Синичкин календарь». | 1 | 22.12. | |
72 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 1 | 25.12. | |
73 | Повторение темы «Твердые и мягкие согласные». | 1 | 26.12. | |
74 | Проект № 2. «Рифма». | 1 | 27.12. | |
75 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | 28.12. | |
76 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | 10.01. | |
77 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 1 | 11.01. | |
78 | Контрольный диктант. | 1 | 12.01. | |
79 | Особенности проверочного и проверяемого слов. | 1 | 15.01. | |
80 | Правописание слов с парным согласным. | 1 | 16.01. | |
81 | Проверка парных согласных. | 1 | 17.01. | |
82 | Правописание слов с парным согласным. | 1 | 18.01. | |
83 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 1 | 19.01. | |
84 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | 22.01. | |
85 | Контрольный диктант | 1 | 23.01. | |
86 | Работа над ошибками. | 1 | 24.01. | |
87 | Разделительный мягкий знак (ь). | 1 | 25.01. | |
88 | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). | 1 | 26.01. | |
89 | Слова с разделительным мягким знаком (ь). | 1 | 29.01 |
|
| | | | |
90 | Обучающее сочинение . | 1 | 30.01. | |
91 | Обобщение изученного в разделе «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». | 1 | 31.01. | |
Части речи (63ч) |
92 | Части речи. | 1 | 1.02. | |
93 | Употребление частей речи в тексте. | 1 | 2.02. | |
94 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | 5.02. | |
95 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | 6.02. | |
96 | Одушевлённые имена существительные. | 1 | 7.02. | |
97 | Неодушевлённые имена существительные. | 1 | 8.02. | |
98 | Правописание собственных имён существительных. | 1 | 9.02. | |
99 | Собственныеимена существительные. | 1 | 12.02. | |
100 | Правописание собственных имён существительных. | 1 | 13.02. | |
101 | Собственные имена существительные. | 1 | 14.02 | |
102 | Контрольный диктант. | 1 | 15.02 | |
103 | Работа над ошибкамив диктанте «Лесные тропы» . | 1 | 16.02 | |
104 | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. | 1 | 19.02. | |
105 | Заглавная буква в географических названиях. | 1 | 20.02. | |
106 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы . | 1 | 21.02 | |
107 | Контрольное изложение . | 1 | 22.02. | |
108 | Единственное и множественноечисло имён существительных. | 1 | 24.02. | |
109 | Изменение имён существительных по числам. | 1 | 26.02 | |
110 | Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: ед.ч. или мн. | 1 | 27.02. | |
111 | Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | 28.02 | |
112 | Закрепление изученного. | 1 | 1.03. | |
113 | Глагол как часть речи.Значение глаголов в речи. | 1 | 2.03. | |
114 | Значение глаголов в речи. | 1 | 5.02. | |
115 | Признаки глагола. | 1 | 6.03. | |
116 | Контрольный диктант. | 1 | 7.03. | |
117 | Работа над ошибками. | 1 | 9.03. | |
118 | Признаки глагола. | 1 | 12.03. | |
119 | Единственное и множественноечисло глаголов. | 1 | 13.03. | |
120 | Контрольное изложение. | 1 | 14.03. | |
121 | Единственное и множественноечисло глаголов. | 1 | 15.03. | |
122 | Изменение глаголов по числам. | 1 | 16.03 | |
123 | Изменение глаголов по числам. | 1 | 19.03. | |
124 | Изменение глаголов по числам. | 1 | 20.03 | |
125 | Контрольное списывание . | 1 | 21.03. | |
126 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | 22.03. | |
127 | Повторение темы глагол. | 1 | 2.04 | |
128 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | 3.04. | |
129 | Обучающее сочинение. | 1 | 5.04. | |
130 | Работа над ошибками. Составление текста-повествования на заданную тему. | 1 | 6.04. | |
131 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | 9.04. | |
132 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | 10.04. | |
133 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | 11.04. | |
134 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 | 12.04. | |
135 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | 13.04. | |
136 | Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. | 1 | 16.04 | |
137 | Проверка знанийрубрика «Проверь себя». | 1 | 17.04 | |
138 | Обобщение знаний. | 1 | 18.04. | |
139 | Контрольный диктант. | 1 | 19.04. | |
140 | Работа над ошибками. | 1 | 20.04. | |
141 | Местоимение как часть речи:значение и употребление в речи (общее представление). | 1 | 21.04. | |
142 | Местоимение как часть речи:значение и употребление в речи. | 1 | 23.04 | |
143 | Местоимение как часть речи. | 1 | 24.04 | |
144 | Текст-описание. | 1 | 25.04. | |
145 | Предлог. Роль предлогов в речи. | 1 | 26.04 | |
146 | Предлог. Роль предлогов в речи. | 1 | 27.04. | |
147 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 | 28.04. | |
148 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 | 30.04. | |
149 | Восстановление предложений. | 1 | 2.05. | |
150 | Проверочная работа. «Проверь себя».Проект «В словари за частями речи» | 1 | 3.05. | |
151 | Повторение по теме «Текст»Типы текстов. | 1 | 4.05. | |
152 | Промежуточная аттестация. | 1 | 7.05. | |
153 | Работа над ошибками, допущенными в заданиях. | 1 | 8.05. | |
154 | Сочинение по репродукции картины И.И. «Утро в сосновом лесу»Составление текста-описания. | 1 | 10.05. | |
Повторение(16ч) |
155 | Повторение по теме «Предложение». | 1 | 11.05. | |
156 | Повторение по теме «Предложение. Главные члены предложения». | 1 | 12.05 | |
157 | Повторение по теме «Слово и его значение. | 1 | 14.05. | |
158 | Обобщению изученного материала по теме «Главные члены предложения». | 1 | 15.05. | |
159 | Повторение по теме «Части речи». | 1 | 16.05. | |
160 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | 17.05. | |
161 | Итоговый контрольный диктант | 1 | 18.05 | |
162 | Повторение по теме «Правила правописания». | 1 | 21.05. | |
163 | Повторение по теме «Части речи». | 1 | 22.05. | |
164 | Контрольное списывание. | 1 | 23.05. | |
165 | Повторение и закрепление изученного материала. Звуки и буквы. | 1 | 24.05. | |
166 | Повторение и закрепление изученного материала. Гласные и согласные звуки. | 1 | 25.05. | |
167 | Повторение и закрепление изученного материала. Местоимение. | 1 | 28.05. | |
168 | Повторение и закрепление изученного материала. Части речи. | 1 | 29.05. | |
169 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | 30.05 | |
170 | Итоговый урок. | 1 | 31.05. | |