СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального го­сударственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной про­граммы начального общего образования по русскому языку для образовательных учрежде­ний с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Рус­ский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального го­сударственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной про­граммы начального общего образования по русскому языку для образовательных учрежде­ний с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Рус­ский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых устано­вок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и ми­ровоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей дея­тельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

В системе предметов общеобразовательной школы основное место за­нимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным язы­ком русского народа, средством межнационального общения.

Русский язык – основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способно­стей обучающихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.

До начала обучения языковая активность ребёнка направлена на эмпи­рическое овладение речью путём практического подражания. В начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно иной уровень владения детьми родным языком, новый уровень их рече­вой практики, осознание себя носителями русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой пер­вый этап системы лингвистического образования и речевого развития обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления школьников;

  • формирование коммуникативной компетенции обучающихся, развитие устной и пись­менной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безоши­бочного письма как показателя общей культуры человека.

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языко­вого и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит

достиже­ние основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объёма;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познава­тельного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета пред­ставляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка соче­тается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематиче­ский курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

В четвёртом классе ведущее направление работы по русскому языку функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Обучающиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имён существительных, изменением их по падежам, склонением имён прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи – наречием.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Повторение

12

2

Предложение

9

3

Слово в языке и речи

22

4

Имя существительное

43

5

Имя прилагательное

31

6

Личные местоимения

8

7

Глагол

32

8

Повторение

13


Итого:

170 часов



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ граж­данской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же сре­ды отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения обучающимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:


  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценно­стей многонационального российского общества; становление гуманистических и демокра­тических ценностных ориентаций;



  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;


  • формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;



  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;



  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;



  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;



  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия наро­дов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;



  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;



  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения обучающимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. поиска средств её осуществления;


  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;



  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;



  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;



  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практиче­ских задач;



  • использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;



  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;



  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;



  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;



  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание обучающимися двух реальностей окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;



  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;



  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего об­разования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».

В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения обучающимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
    и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;



  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;



  • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;



  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литера­турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адек­ватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;



  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;



  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препина­ния (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;



  • способность проверять написанное.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (170 ЧАСОВ)

Повторение (12 часов)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (компози­ция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рас­суждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.


Предложение (9 часов)

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородны­ми членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однород­ными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в слож­ных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.


Слово в языке и речи (22 часа)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и перенос­ное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимство­ванные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарём иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и слу­жебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.

Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).


Имя существительное (43 часа)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существитель­ных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен суще­ствительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен сущест­вительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен сущест­вительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Озна­комление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па­дежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала: работать в магазине, на почте: гордиться товарищем. гордость за товарища, слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.


Имя прилагательное (31 час)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имён прилагательных с именем существи­тельным. Упражнения в распознавании имён прилагательных по общему лексическому зна­чению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падеж­ных окончаний имён прилагательных (общее представление).

Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных мужского и сред­него рода в единственном числе.

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навы­ка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имён прилагательных во множественном числе.


Личные местоимения (8 часов)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных па­дежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование место­имений как одного из средств связи предложений в тексте.


Глагол (32 часа)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределённая форма глагола (особенности данной формы). Образование времен­ных форм от неопределённой формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в не­определенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы 1 и 2 спряжения (общее представление).

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределённой форме по вопро­сам (что делает? что делать?).

Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в воз­вратных глаголах неопределённой формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний гла­голов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нуж­ных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).



Развитие речи

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоя­тельно).

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повество­вания, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составлен­ному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпите­тов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, сущест­вительных-синонимов и др.

Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисун­ков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с пред­варительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учи­теля.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, исполь­зуемые при извинении и отказе.


Повторение (13 часов)

Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4-ом классе

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, го­реть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, ин­женер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, комбай­нер, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пассажирский, пейзаж, победа, портрет, правитель­ство, председатель, прекрасный, путешествие, путешественник, расстояние, салют, свер­кать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, те­лефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экс­курсия, электричество, электровоз, электростанция.















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


В результате изучения русского языка в четвёртом классе

дети научатся:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков
    в слабой позиции в корне слова;

  • разбирать простое предложение с однородными членами;

  • ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;

  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки пре­пинания, точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • писать обучающее изложение доступного текста;

  • списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;

  • производить разбор слова по составу;

  • подбирать однокоренные слова;

  • распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, ме­стоимение, наречие, предлог, союз);

  • определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;

  • производить морфологический разбор доступных слов;

  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

  • понимать влияние ударения на смысл слова;

  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

  • понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;

  • устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

  • производить элементарный синтаксический разбор предложения;

  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).


Четвероклассники получат возможность научиться:

  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;

  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

  • производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

  • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

  • изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам;
    склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

  • производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, па­деж, число имён существительных; начальная форма, род, падеж, число имён прилагатель­ных; начальная (неопределённая) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и бу­дущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, чис­ло, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

  • интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

  • вычленять в предложении основу и словосочетания;

  • производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с одно­родными членами;

  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

  • определять тип текста;

  • писать изложение и сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элемента­ми описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.



































СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предпола­гает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в четвёртом классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных об­разовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется дости­жение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достиже­ний являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизи­рованных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокуп­ность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение бо­лее высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной фор­ме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторон­няя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тема­тических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позво­ляют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и ито­говых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объясни­тельные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная прове­рочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в четвёртом классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.

Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учи­тель должен иметь в виду следующее:

  • повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например,
    если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);

  • две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;

  • если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошиб­ка, она считается как одна;

  • ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные;
    ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);

  • при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

  • повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);

  • перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

  • дважды написанное одно и то же слово.

Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предше­ствующих классах не изучались;

  • отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

  • единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

  • отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается:

  • нарушение орфографических правил при написании слов;

  • неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

  • отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с про­граммой;

  • дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.



ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Диктант

«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответ­ствии с требованиями каллиграфии (в 4-ом классе возможно одно исправление графического характера).

«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чис­то, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографиче­ских и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.

«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Грамматическое задание

«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет приме­нять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.



Контрольное списывание

Словарный диктант

Тест

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы

«5» - без ошибок.

«5» - верно выполнено более 5/6 заданий


«4» - ставится, если в работе 1 ор­фографическая ошибка и 1 исправ­ление

«3» - ставится, если в работе до­пущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление

«4» - 1 ошибка и 1 исправле­ние.


«4» - верно выполнено 3/4 заданий


«3» - 2 ошибки и 1 исправление

«3» - верно выполнено 1/2 заданий

«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки

«2» - 3-5 ошибок.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий









Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведён авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются еди­ничные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 ис­правления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные на­рушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизо­дов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыс­лей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единич­ные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в по­следовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, не удовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Осо­бенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик обучающегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Примерное количество слов:

  • для словарных диктантов: 12 – 15;

  • для контрольных диктантов: первое полугодие – 65-70, конец года – 75-80;

  • для изложений: первое полугодие - примерно 75-85 слов, конец года – 85-95 слов.

Виды контрольно-измерительных материалов

урока

Вид работы

Вид контроля / Тема

7

Словарный диктант № 1


12

Входной диктант


21

Контрольный диктант


25

Проверочная работа


31

Словарный диктант № 2


34

Контрольный диктант


38

Контрольное списывание №1


43

Контрольный диктант


49

Словарный диктант № 3


57

Контрольное списывание №2


68

Словарный диктант №4


76

Контрольный диктант


89

Контрольное списывание № 3


100

Словарный диктант № 5


115

Контрольный диктант


117

Проверочная работа


125

Проверочная работа


128

Словарный диктант № 6


145

Контрольный диктант


150

Словарный диктант № 7


156

Проверочная работа


157

Контрольный диктант


165

Контрольное списывание №4




Словарных диктантов – 7;

Контрольных списываний – 4;

Контрольных диктантов – 8;

Проверочных работ – 4;

Изложений – 10;

Сочинений – 9.


График проведения контрольно-измерительных работ

Период

обучения




Количество часов

Словар­ные

диктанты

Контроль­ное списы­вание

Контрольные

диктанты

Прове­рочные

работы

1 четверть

45 часов

2

1

3

1

2 четверть

35 часов

2

1

1

-

3 четверть

50 часов

2

1

2

2

4 четверть

40 часов

1

1

2

1

Итого:

170 часов

7

4

8

4



Развитие речи

Период обучения

Изложения

Сочинения

1 четверть

3

2

2 четверть

-

2

3 четверть

4

3

4 четверть

3

2

Итого:

10


9

Примечание. Изложения и сочинения носят обучающий характер.















ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Печатные пособия

  • Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В двух частях. – М.: Просвещение, 2014.

  • Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях.– М.: Просвещение, 2014.

  • Канакина В.П. Русский язык. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

  • Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 4 класс. В двух частях. – М.: Экзамен, 2014.

  • Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки и правильной посадке.

  • Таблицы в соответствии с основными разделами программы 4 класса.

  • Словари по русскому языку: толковый словарь, орфографический словарь, орфоэпический словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь;

  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

  • классная доска с креплениями для таблиц;

  • персональный компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экспозиционный экран;

  • аудиомагнитофон.

Экранно-звуковые пособия



  • приложение на электронном носителе (CD) к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык. 4 класс».

  • аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

  • мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Оборудование класса

  • ученические столы двухместные с комплектом стульев;

  • стол учительский;

  • шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего;

  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.