Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №1
г. Демидова Смоленской области
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 1 «31» августа 2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 1г.Демидова __________________/Маслова Ю.В./ ФИО «31» августа 2018г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 1 г.Демидова ______________/Казаков А.А./ ФИО Приказ № 52/2 «31» августа 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Русский язык 3 «Б» класс
предмет, класс
Костючкова И.А. (1 категория)
Ф.И.О. учителя, категория
2018 - 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС НОО
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ № 1 г. Демидова;
Учебным планом МБОУ СШ № 1 г.Демидова на 2018/2019 учебный год.
На основе:
примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык»;
Программы курса «Русский язык»,1-4 классы. Автор-составитель: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. – М.: Просвещение, 2011.
В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные:
развитие чувства любви к своей родине, её народу, истории, культуре;
представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие интереса к проектно-творческой деятельности;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (совместно с учителем и самостоятельно) свои действия в соответствии с поставленной задачей;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД:
Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
принимать участие в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы; высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
прислушиваться к партнёру по общению, не конфликтовать, употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять и выполнять различные роли (лидера, исполнителя) при выполнении заданий;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, через словари и справочники;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные:
Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения;
формирование позитивного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
формирование умения выбирать адекватные языковые средства при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в процессе общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты);
использование этих знаний и умений для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Содержание курса
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова (16 ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (29 ч)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное (32 ч)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное (18 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимение (5 ч)
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (21 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (14 ч)
Части речи. Обобщение изученного о слове, предложении. Текст. Правописание приставок и предлогов. Правописание безударных гласных. Правописание значимых частей слова. Однокоренные слова. Правописание окончаний имён прилагательных.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Язык и речь | 2 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 |
3 | Слово в языке и речи | 19 |
4 | Состав слова | 16 |
5 | Правописание частей слова | 29 |
6 | Имя существительное | 31 |
7 | Имя прилагательное | 18 |
8 | Местоимение | 5 |
9 | Глагол | 21 |
10 | Повторение | 14 |
| Итого: | 170 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| Язык и речь (2 ч.) | | |
1 | Речь и её назначение. Виды речи | 1 | |
2 | Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения | 1 | |
| Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч.) | | |
3 | Текст. Типы текстов | 1 | |
4 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | 1 | |
5 | Виды предложений по интонации | 1 | |
6 | Предложения с обращением | 1 | |
7 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного во 2 классе» | 1 | |
8 | Главные и второстепенные члены предложения. Обучающее изложение | 1 | |
9 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |
10 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |
11 | Простое и сложное предложения. | 1 | |
12 | Простое и сложное предложения. | 1 | |
13 | Проверка сформированности предметных умений и УУД. | 1 | |
14 | Словосочетание. Связь слов в предложении | 1 | |
15 | Контрольный диктант №2 по теме «Предложение» | 1 | |
16 | Работа над ошибками. Словосочетание. | 1 | |
| Слово в языке и речи (19 ч.) | | |
17 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | 1 | |
18 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | |
19 | Слово и словосочетание | 1 | |
20 | Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) | 1 | |
21 | Обучающее изложение текста по вопросам. | 1 | |
22 | Части речи. Имя существительное | 1 | |
23 | Имя прилагательное | 1 | |
24 | Глагол | 1 | |
25 | Имя числительное как часть речи (общее представление). | 1 | |
26 | Однокоренные слова | 1 | |
27 | Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 | |
28 | Звуки и буквы. Согласные звуки | 1 | |
29 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | 1 | |
30 | Обучающее изложение | 1 | |
31 | Обобщение и закрепление изученного | 1 | |
32 | Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи» | 1 | |
33 | Работа над ошибками. Повторение изученного | | |
34 | Проект «Рассказ о слове» | 1 | |
35 | Повторение. Части речи. | 1 | |
| Состав слова (16 ч.) | | |
36 | Что такое корень слова? | 1 | |
37 | Как найти корень в слове? | 1 | |
38 | Сложные слова | 1 | |
39 | Что такое окончание? | 1 | |
40 | Как найти в слове окончание? | 1 | |
41 | Контрольная работа по итогам четверти | 1 | |
42 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | |
43 | Значения приставок | 1 | |
44 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | |
45 | Значения суффиксов | 1 | |
46 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | 1 | |
47 | Что такое основа слова? | 1 | |
48 | Обобщение знаний о составе слова | 1 | |
49 | Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова» | 1 | |
50 | Обучающее изложение | 1 | |
51 | Проект «Семья слов» | 1 | |
| Правописание частей слова (29 ч.) | | |
52 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | |
53-55 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 3 | |
56-59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 4 | |
60 | Обучающее изложение | | |
61-63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 3 | |
64 -65 | Правописание слов с удвоенными согласными | 2 | |
66 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | 1 | |
67 | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание корней слов» | 1 | |
68-71 | Правописание суффиксов и приставок | 4 | |
72-73 | Правописание приставок и предлогов | 2 | |
74 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | 1 | |
75-77 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки | 3 | |
78 | Обучающее изложение | 1 | |
79 | Контрольный диктант №6 по теме «Правописание частей слова» (по итогам четверти) | 1 | |
80 | Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | |
| Части речи (75 ч.) – 72 ч. | | |
81 | Части речи | 1 | |
| Имя существительное (31 ч.) | | |
82-83 | Имя существительное и его роль в речи | 2 | |
84-85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 2 | |
86 | Обучающее изложение | 1 | |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | |
88 | Проект «Тайна имени» | 1 | |
89 - 90 | Число имён существительных | 2 | |
91 | Род имён существительных | 1 | |
92 | Род имён существительных | 1 | |
93 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | 1 | |
94 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | 1 | |
95 | Обучающее изложение | 1 | |
96 | Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное» | 1 | |
97 | Склонение имён существительных | 1 | |
98-99 | Падеж имён существительных | 2 | |
100 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | |
101 | Именительный падеж | 1 | |
102 | Родительный падеж | 1 | |
103 | Дательный падеж | 1 | |
104 | Винительный падеж | 1 | |
105 | Творительный падеж | 1 | |
106 | Предложный падеж | 1 | |
107 | Обучающее изложение | 1 | |
108 | Все падежи | 1 | |
109 | Обобщение знаний. Морфологический разбор имени существительного | 1 | |
110 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | |
111 | Контрольный диктант №8 по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных» | 1 | |
112 | Проект «Зимняя страничка» | 1 | |
| Имя прилагательное (18 ч.) | | |
113 | Значение и употребление имён прилагательных в речи | 1 | |
114 | Значение и употребление имён прилагательных в речи | 1 | |
115-116 | Роль имён прилагательных в тексте. Текст-описание | 2 | |
117 | Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | |
118 | Род имён прилагательных | 1 | |
119 - 120 | Изменение имён прилагательных по родам | 2 | |
121 | Число имён прилагательных | 1 | |
122 | Число имён прилагательных | 1 | |
123 | Изменение имён прилагательных по падежам | 1 | |
124 | Изменение имён прилагательных по падежам | 1 | |
125 | Обобщение знаний | 1 | |
126 | Обобщение знаний. Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | |
127 | Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками» | 1 | |
128 | Обобщение знаний | | |
129 | Контрольный диктант №9 по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | |
| Местоимение (5 ч.) | | |
131 | Личные местоимения | 1 | |
132 | Изменение личных местоимений по родам | 1 | |
133 | Местоимение | 1 | |
134 | Местоимение. Проверь себя | 1 | |
135 | Обучающее изложение | 1 | |
| Глагол (21 ч.) | | |
136-138 | Значение и употребление глаголов в речи | 3 | |
139 | Неопределённая форма глагола | 1 | |
140 | Неопределённая форма глагола | 1 | |
141 | Число глаголов | 1 | |
142 | Число глаголов | 1 | |
143 | Времена глаголов | 1 | |
144 | Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов | 1 | |
145 | Изменение глаголов по временам | 1 | |
146 | Изменение глаголов по временам | 1 | |
147 | Контрольное изложение | 1 | |
148 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | |
149 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | |
150 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 | |
151 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 | |
152- 155 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глаголов | 4 | |
156 | Контрольный диктант №10 по теме «Глагол» | 1 | |
| Повторение (14 ч.) | | |
157 - 158 | Проверка сформированности предметных умений и УУД (промежуточная диагностика) Повторение. Части речи | 2 | |
159 | Промежуточная аттестация. Контрольный диктант с гр. з. | 1 | |
160 | Повторение. Имя существительное. Разбор по частям речи | 1 | |
161 | Правописание значимых частей слова | 1 | |
162 | Повторение. Имя прилагательное | 1 | |
163 | Повторение. Глагол | 1 | |
164 | Морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола | 1 | |
165 | Повторение. Упражнение в определении изученных орфограмм | 1 | |
166 | Повторение. Имя числительное | 1 | |
168 | Повторение. Местоимение | 1 | |
169 | Повторение. Правописание приставок и предлогов | 1 | |
170 | Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | |
12