СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для  2 класса разработана   на основе:

- Примерной образовательной программы по русскому языку,

-Основной образовательной программы МБОУ СОШ №12 на 2018-2019уч.годы,

- Программы по русскому языку     под редакцией В.П.Канакиной

- УМК «Школа России»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»



Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе:

- Примерной образовательной программы по русскому языку,

-Основной образовательной программы МБОУ СОШ №12 на 2018-2019уч.годы,

- Программы по русскому языку под редакцией В.П.Канакиной

- УМК «Школа России»

Нормативно-правовые документы:

  • Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ;

  • Требования ФГОС НОО (для 1-4 классов), Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373; федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Министерством образования РФ в 2004 г по русскому языку

  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Программа рассчитана на 170 часов в год ( 5 часов в неделю, 34 учебных недели). Фактически 164часа,т.к.08.03., 01.05,02.05,03.05 , 09.05.10.05 - государственные праздники.


Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся получит возможность для формирования следующихличностных УУД:

  • •представления о своей этнической принадлежности;

  • •развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

  • представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

  • •осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

  • •осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

  • •представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;

  • •положительного отношения к языковой деятельности;

  • •заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

  • •понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;







  • •развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • •этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;

  • •развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности; •представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • •высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • •планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

  • •выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • •проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • •адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

  • •понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

  • •выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные универсальные учебные действия

  • •Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • •воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • •ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • •работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • •осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • •пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

  • •пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • •осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • •составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

  • •составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • •анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • •осуществлять синтез как составление целого из частей ( под руководством учителя);

  • •ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • •осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • •обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • •делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • •подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

  • •осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

  • •устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.



Коммуникативные универсальные учебные действия

  • •Слушать собеседника и понимать речь других;

  • •оформлять свои мысли в устной и письменной форме ( на уровне предложения или небольшого текста);

  • •принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • •выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • •задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

  • •признавать существование различных точек зрения;воспринимать другое мнение и позицию;

  • •формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • •работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

  • •строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи





Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

•Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

•воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

•понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

•первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

•начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

•овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

•применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

•первоначальные умения проверять написанное;

•овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

•формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

•строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения)

(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

•пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

•различать устную и письменную речь;

•различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

•понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

•читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;



•составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

•соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

•озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

•распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

•составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

•находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

•составлять небольшие высказывания по результатам наблюден ий за фактами и явлениями языка; на определённую тему; •составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

•письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам

проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

•различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

•определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрд ый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

•характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

•понимать характеристику звука, представленную в модели ( в звуковом обозначении);

•анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

•определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

•определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

•определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

•определять ударный и безударные слоги в слове;

•правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

•использовать знание алфавита при работе со словарями;

•определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем


(моряк, ёж, лось, друг, сказка) ;

•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

•осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком(ь): шью, друзья, вьюга;

•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•осознавать слово как единство звучания и значения;

•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

•различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

•иметь представление о синонимах и антонимах;

•распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

•подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

•наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

•наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

•на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова ( морфемика )

Обучающийся научится:

•осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

•владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

•определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

•различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

•подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

•находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

•находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

•находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

•находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

•находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

•подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

•различать грамматические группы слов (части речи) по ком плексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

•выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир) ;

•выявлять роль разных частей речи в художественном тексте; •использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

•пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

•находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

•различать главные и второстепенные члены предложения

( без дифференциации на виды);

•устанавливать связи слов между словами в предложении;

•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•восстанавливать деформированные предложения;

•составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

•опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

•раздельное написание слов в предложении;

•написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

•отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

•перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

•проверяемые безударные гласные в корне слова;

•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

•разделительный мягкий знак (ь) ;

•знаки препинания конца предложения (. ? !);

раздельное написание предлогов с именами существительными;

•раздельное написание частицы не с глаголами;

б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;

г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

•осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

•определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

•разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

•обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

•пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел программы

Содержание раздела

Наша речь(4ч)


Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.


Текст (5 ч)


Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.


Предложение (14 ч)


Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второ­степенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.


Слова, слова, слова… (22 ч)


Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы).Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.


Звуки и буквы (55 ч)

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками


Звуки и буквы. Уточне­ние представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жиши, чаща, чу щу.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и про­верочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне одноко­ренных слов и форм одного и того же слова.


Части речи (47 ч)


Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи.Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим зна­чением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под)с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.


Повторение изученного за год (17 ч)


Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значе­ние слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.






Примерный график проведения контрольно-измерительных работ 

Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

45 часов

проверочная работа – 1

контрольных списываний – 1

диктантов – 3

диагностических работ – 1

словарный диктант - 1

2 четверть

35 часов

диктантов –2

словарный диктант - 2

3 четверть

48 часов

проверочные работы– 2

контрольных списываний – 1

диктантов – 3

словарный диктант – 1

проверочных работ – 2

4 четверть

37 часов

контрольных списываний – 1

диктантов – 2

словарный диктант – 1

Итого:

165 часов

(5 часов в неделю)

контрольных списываний – 4

диктантов – 10

проверочных работ – 3

диагностических работ – 1

словарный диктант – 4



Развитие речи

1 четверть

сочинений – 2

изложение - 2

2 четверть

изложений - 1

сочинений - 3

3 четверть

изложений – 3

сочинение – 3

4 четверть

сочинение – 1

изложение - 2

Итого:

изложений - 7

сочинений - 9


Проекты.

  1. «И в шутку и всерьез».

  2. «Пишем письмо».

  3. «Рифма».

  4. «В словари – за частями речи».












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ

Дата

план

Дата

факт

п/п

п/п четв.

Тема урока(раздела)

Кол-во

часов

I четверть

НАША РЕЧЬ (4 ч.)

03.09


1

1

Знакомство с учебником «Русский язык» (2 класс). Виды речи. Устная речь, письменная речь, речь про себя; значение речи в жизни людей. Язык как средство общения. Родной язык. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Понятия: речь, устная речь, письменная речь, речь про себя.

Учебник: упр. 1—3.

Рабочая тетрадь: упр. 1—4


1

04.09


2

2

Наша речь. Что можно узнать о человеке по его речи?

Характеристика человека по его речи. Требования к собственной речи и речи окружающих людей. Соблюдение в речи правил речевого этикета, оценивание своей речи на предмет её вежливости и доброжелательности.

Словарь: здравствуй (здравствуйте). Учебник: упр. 4, 5; рубрика «Проверь себя», задания 1—3, с. 14.

РТ: упр. 5

1

05.09


3

3

Диалог и монолог.

Речь диалогическая и монологическая. Развитие познавательного интереса к происхождению слов. Понятия: диалог, монолог (диалогическая, монологическая речь), реплика.

Словарь: прощай (прощайте). Учебник: упр. 6—11; рубрика «Страничка для любознательных», с. 11; рубрика «Проверь себя», задание 4, с. 14.РТ: упр. 6, 7

1

ТЕКСТ (5 ч.)

06.09


4

4

Что такое текст?Тема текста. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема текста. Заглавие. Понятия: текст, заглавие, тема (текста). Учебник: упр. 12—14, 17; рубрика «Проверь себя», задание 4, с. 22.РТ: упр. 10

1

07.09


5

5

Главная мысль текста.

Понятие: главная мысль (текста).

Словарь: сентябрь (сентябрьский). Учебник: упр. 15—17; рубрика «Проверь себя», задания 2, 4, с. 22.

РТ: упр. 8, 9

1

10.09


6

6

Части текста.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Развитие речи: составление нового текста на основе данного.

Понятия: части текста (вступление, основная часть, заключение). Учебник: упр. 18—19; рубрика «Проверь себя», задания 1, 3, с. 22.

РТ: упр. 11—13

1

11.09


7

7

Обучающее изложение: «Умка» с.22 упр.3

1

12.09


8

8

Работа над ошибками, допущенными в изложении

1

13.09


9

9

Входная диагностическая работа

1

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (14 ч.)

14.09


10

10

Работа над ошибками

Предложение как единица речи, его назначение и признаки.

Законченность мысли, связь слов в предложении, интонация конца предложения. Значение предложений, различных по цели высказывания (без терминологии): первое представление. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Понятия: предложение, знаки препинания, точка, вопросительный, восклицательный знаки.

Словарь: родина.

Учебник: упр. 20—21, 23; рубрика «Проверь себя», задания 1, 3, с. 40.

РТ: упр. 14, 15

1

17.09


11

11

Связь слов в предложении.

Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Словарь: скоро, быстро; ветер, ветерок.

Учебник: упр. 24—26; рубрика «Проверь себя», задания 1, 3, с. 40.

РТ: упр. 16—19

1

18.09


12

12

Логическое (смысловое) ударение в предложении.

Развитие речи: составление ответов на вопросы, составление продолжения текста.

Понятие: логическое ударение. Учебник: упр. 27, 28; рубрика «Проверь себя», задания 1, 2, с. 40.

РТ: упр. 20, 21

1

19.09


13

13

Контрольное списывание

1

20.09


14

14

Главные члены предложения (основа предложения). Значимость главных членов в предложении. Словарь: члены предложения, главные члены предложения, основа предложения. Учебник: упр. 29—32

1

21.09


15

15

Второстепенные члены предложения.

Значимость второстепенных членов в предложении.

Понятие: второстепенные члены предложения.

Словарь: рисунок, рисовать.

Учебник: упр. 33, 34

1

24.09


16

16

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

Понятия: подлежащее, сказуемое.Учебник: упр. 35, 36.

РТ: упр. 22, 23

1

25.09


17

17

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

Учебник: упр. 37, 38; рубрика «Проверь себя», задания 3, 4, с. 40

1

26.09


18

18

Распространённые и нераспространённые предложения. Понятия: распространённые и нераспространённые предложения. Учебник: упр. 39—42; рубрика «Проверь себя», задание 5, с. 40. РТ: упр. 24

1

27.09


19

19

Связь слов в предложении.

Словарь: яблоко, яблоня.Учебник: упр. 43—45; рубрика «Проверь себя», задание 3, с. 40.

РТ: упр. 26

1

28.09


20

20

Обучающее сочинение по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Развитие речи: коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции пейзажной картины художника И. С. Остроухова (в «Картинной галерее» учебника).

Учебник: упр. 46, 47.

РТ: упр. 27

1

01.10


21

21

Связь слов в предложении. Обобщение и систематизация знаний о предложении. Проверочная работа. Учебник: упр. 46, рубрика «Проверь себя», с. 40.РТ: упр. 25

1

02.10


22

22

Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение»

1

03.10


23

23

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Предложение

1


СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…(22 ч.)

04.10


24

24

Слово и его лексическое значение.

Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Толковый словарь русского языка.

Развитие речи: воспроизведение в воображении ярких словесных образов, создаваемых авторами в пейзажных зарисовках. Понятия: лексическое значение слова, толковый словарь. Словарь: берёза (берёзка), лопата (лопатка).

Учебник: упр. 48—52; рубрика «Страничка для любознательных», с. 44; рубрика «Проверь себя», задание 1, с. 75. РТ: упр. 28, 33

1

05.10


25

25

Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов.

Словарь: ягода (ягодка). Учебник: упр. 53—57; рубрика «Проверь себя», задание 2, с. 75.

РТ: упр. 29—31

1

08.10


26

26

Однозначные и многозначные слова

Понятия: однозначные слова, многозначные слова Словарь: дорога (дорожка Учебник: упр. 58—61;«Проверь себя», задание 3, с. 75 РТ: упр. 32, 34, 35

1

09.10


27

27

Прямое и переносное значение слов.

Учебник: упр. 62—65; РТ: упр. 36, 37

1

10.10


28

28

Обучающее изложение «Лисички» упр.76

1

11.10


29

29

Синонимы.

Понятия: синонимы, словарь синонимов русского языка.Словарь: осина (осинка).Учебник: упр. 66—70.

РТ: упр. 38, 39

1

12.10


30

30

Антонимы.

Понятия: антонимы, словарь антонимов русского языка. Словарь: до свидания. Учебник: упр. 71—73.

РТ: упр. 41, 42, 44

1

15.10


31

31

Синонимы и антонимы (обобщение знаний).

Проверочная работа (по темам «Слово и его лексическое значение», «Синонимы и антонимы»). Учебник: упр. 74, 75; рубрика «Страничка для любознательных», с. 55; рубрика «Проверь себя», задания 5, 6, с. 76. РТ: упр. 40, 43, 45

1

16.10


32

32

Контрольный диктант№2 по теме: «Лексическое значение слов»

1


17.10



34


34

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

Родственные слова.

Общая часть родственных слов. Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение. Понятия: родственные слова, общая часть родственных слов. Учебник: упр. 77—80, 83

1


18.10


35

35

Родственные слова и синонимы. Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Однокоренные слова. Корень слова .

Понятия: однокоренные слова, корень слова, словарь однокоренных слов.Учебник: упр. 81, 82, 84—86.

РТ: упр. 46, 47

1

19.10


36

36

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Формирование умений выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Словарь: сахар (сахарный).Учебник: упр. 87—91.

РТ: упр. 48—51

1

22.10


37

37

Однокоренные слова. Корень слова. Словарный диктант

Обобщение, систематизация знаний. Учебник: упр. 92—94; «Проверь себя», задания 7, 8, с. 76.

РТ: упр. 52—54

1

23.10


38

38

Слог как минимальная произносительная единица.

Слогообразующая роль гласных.Понятие: слог.1

Учебник: упр. 95—98. РТ: упр. 55

1

24.10


39

39

Ударение.

Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Разноместность русского ударения. Словообразующая функция ударения.Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Значимость употребления вежливых слов в речи.

Понятие: ударение, ударный слог.

Словарь: извините.

Учебник: упр. 99—102.

РТ: упр. 56, 57, 59, 60

1

25.10


40

40

Ударение.

Смыслоразличительная роль ударения. Подвижность русского ударения. Работа с орфоэпическим словарём. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.

Понятие: орфоэпический словарь.

Словарь: капуста.

Учебник: упр. 103—106; рубрика «Проверь себя», задания 9, 10, с. 76.

РТ: упр. 58, 61—63

1

26.10


41

41

Перенос слов по слогам.

Правила переноса части слова с одной строки на другую.

Понятие: перенос слова.

Словарь: жёлтый.

Учебник: упр. 107—111; «Проверь себя», задания 9, 10, с. 76.

РТ: упр. 64—67

1

29.10


42

42

Контрольный диктант №3 по теме «Родственные слова»

1

30.10


43

43

Работа над ошибками , допущенными в диктанте. Перенос слов по слогам.

1

31.11


44

44

Сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. Формирование чувства ответственности за братьев наших меньших, попавших в беду, готовность прийти им на помощь (на основе нравственного содержания текстов учебника). Учебник: упр. 114. РТ: упр. 68

1

01.11


45

45

Звуки и буквы.

Различие звуков и букв.Звуки и их обозначение буквамина письме.

Условные звуковые обозначенияслов. Замена звуковой моделислова буквенной и наоборот.Понятия: звуки, буквы.Словарь: октябрь.

Учебник: упр. 115—120; рубрика «Проверь себя», задания 1—3,с. 88.РТ: упр. 69—74

1

02.11


46

46

Повторение изученного материала по темам «Слово.Родственные слова .Перенос слов»

1

II четверть

ЗВУКИ И БУКВЫ (

12.11


47

1

Звуки и буквы.

Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме.

Условные звуковые обозначения слов. Замена звуковой модели слова буквенной и наоборот. Понятия: звуки, буквы. Словарь: октябрь. Учебник: упр. 115—120; рубрика «Проверь себя», задания 11—3,с. 88. РТ: упр. 69—74

1

13.11


48

2

Русский алфавит, или Азбука. Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Сведения из истории русского языка: о самой молодой букве в алфавите — ё. Понятия: алфавит, азбука. Словарь: алфавит. Учебник: упр. 121—124; рубрика «Страничка для любознательных», с. 83; рубрика «Проверь себя», задание 4, с. 88. РТ: упр. 75, 76

1

14.11


49

3

Использование алфавита при работе со словарями.

Буквы: печатные и рукописные, прописные и заглавные. Сведения из истории русского языка: о прописных и строчных буквах и др. Понятие: буквы (печатные и рукописные, прописные и заглавные).

Словарь: ноябрь.Учебник: упр. 125—129; рубрика «Страничка для любознательных», с. 85; рубрика «Проверь себя», задание 5, с. 88. РТ: упр. 77—81

1

15.11


50


Гласные звуки

1

16.11


51

4

Сочинение по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом».

Развитие речи: коллективное составление рассказа по репродукции картины.Учебник: упр. 130—133; рубрика

«Проверь себя», задания 6, 7, с. 88

1

19.11


52

6

Гласные звуки. Слова с буквой э. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Формирование на основе нравственного содержания текстов учебника готовности оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Развитие речи: работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

Учебник: упр. 139, 140; рубрика «Проверь себя», задание 1, с. 111.

РТ: упр. 85, 86

1

20.11


53

7

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки.

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Различие форм одного и того же слова и однокоренных слов.

Словарь: формы слова.

Учебник: упр. 141—143.

РТ: упр. 87

1

21.11


54

8

Правило обозначения буквой безударного гласного звука.

Особенности проверяемого и проверочного слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука). Единообразное написание гласных в корне форм одного и того же слова и в однокоренных словах.

Словарь: проверочное и проверяемое слова.

Учебник: упр. 144—146.

РТ: упр. 88

1

22.11


55

9

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным.

Составление сообщения на тему «Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным звуком в корне».

Словарь: одежда.

Учебник: упр. 147—151.

РТ: упр. 93

1

23.11


56

10

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Гласные звуки»

1

26.11


57

11

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Словарный диктант.№2

1

27.11


58

12

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.Единообразное написание гласных в корне форм одного и того же слова и в однокоренных словах.Учебник: упр. 152—154. РТ: упр. 91, 92

1

28.11


59

13

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Единообразное написание гласных в корне форм одного и того же слова и в однокоренных словах. Слова, в которых написание буквы е проверяется буквой ё. Словарь: снегирь.Учебник: упр. 155—158. РТ: упр. 90, 94, 95

1

29.11


60

14

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Составление текста из деформированных предложений. Работа с памяткой 7 «Как подготовиться к диктанту». Написание диктанта.

Словарь: лягушка.

Учебник: упр.159—161.

РТ: упр. 96—98

1

30.11


61

15

Обучающее изложение по тексту воспринимаемому на слух.

1

03.12


62

16

Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать. Словарные слова. Работа с орфографическим словарём. Наблюдение над этимологией слов—названий растений и ягод этих растений. Словарь: земляника (земляничка), малина (малинка).

Учебник: упр. 162—165, 168; рубрика «Страничка для любознательных», с. 106

1

04.12


63

17

Правописание словарных слов.

Распознавание в словах букв, написание которых надо проверить и запомнить. Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка. Словарь: молоток.Учебник: упр. 166, 167, 169, 170. РТ: упр. 100, 101


1

05.12


64

18

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Словарь: орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма.

Учебник: упр. 171—173; рубрика «Страничка для любознательных», с. 110. РТ: упр. 102

1

06.12


65

19

Правописание слов с непроверяемыми и проверяемыми орфограммами.Учебник: упр. 174, 175; рубрика «Проверь себя», задания 2—4, с. 111. РТ: упр. 103

1

07.12


66

20

Контрольный диктант № 5 по теме: «Правописание слов с безударным гласным в корне»

1

10.12


67

21

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Словарный диктант №3 Формирование чувства уважения к старшим по возрасту и готовности оказать им посильную помощь на основе содержания текста учебника. Развитие речи: восстановление деформированного текста по данным предложениям и рисунку.Учебник: упр. 182

1


11.12


68

22

Сочинение по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла.Детство»

1


12.12


69

23

Согласные звуки.

Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Понятия: согласный звук, буква, обозначающая согласный звук.

Словарь: мороз (морозный).

Учебник: упр. 178—181; рубрика «Проверь себя»; задания 1, 2, с. 128.

РТ: упр. 105—108

1

13.12


70

24

Согласный звук [й’] и буква й (икраткое).

Слова с буквой й, вошедшие в наш язык из других языков. Словарь: урожай (урожайный).

Учебник: упр. 183—187, рубрика «Страничка для любознательных», с. 116.

РТ: упр. 109—113

1

14.12


71

25

Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Понятие: удвоенные согласные.

Словарь:суббота Учебник: упр.188 – 190 РТ 114-118

1

17.12


72

26

Сочинение по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси».

Развитие речиколлективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.

Учебник: упр. 191.

РТ: упр. 117


1

18.12


73

27

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Учебник: рубрика «Наши проекты», с. 119

Проект «И в ш утку и всерьёз»Учебник: рубрика «Наши проекты», с. 119


1

19.12


74

28

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ьСловарь: мягкий и твёрдый согласные звуки; буквы, обозначающие мягкий согласный звук; буквы, обозначающие твёрдый согласный звук; непарный по твёрдости-мягкости согласный звук. Учебник: упр. 192—197 РТ упр.119-125

1

20.12


75

29

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Формирование бережного отношения к материальным ценностям, к тому, что создано трудом человека, на основе содержания текста учебника. Развитие речи: составление рассказа по рисунку.

Словарь: декабрь.

Учебник: упр.198—201; рубрика

«Проверь себя», задания 3, 4, с. 128.

РТ: упр. 126—128


1

21.12


76

30

Контрольный диктант № 6 по теме «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме»

1

24.12


77

31

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме.

Развитие на основе текстов учебника положительных качеств личности: скромности, бережливости, совестливости.

Понятие: мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука.

Учебник: упр. 202—204.


1

25.12


78

32

Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным. Развитие речи: работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

Учебник: упр. 208, 209.

РТ: упр. 136, 138, 139


1

26.12


79

33

Проект «Пишем письмо» .Буквосочетания с шипящими звуками Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л. Словарь: буквосочетания. Учебник: упр. 1—4.

РТ: упр. 1—3

1

27.12


80

34

Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но).

Словарь: тарелка (тарелочка).

Учебник: упр. 5—8. РТ: упр. 4, 5, 8

1

28.12


81

35

Повторение равописания в словах буквосочетаний чк, чн, чт, нчи других изученных орфограмм.Развитие речи: работа с текстом.

Учебник: упр. 9, 10, рубрика

«Проверь себя», задание 2, с. 15.

РТ: упр. 6, 7, 9

1

III четверть

10.01


Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Словарь: товарищ. Учебник: упр. 11—14; РТ: упр. 10, 11

1

11.01


Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах.

Словарь: щавель.

Учебник: упр. 15—19; рубрика «Проверь себя», задание 2, с. 15.

РТ: упр. 12, 13

1

14.01


Обучающее изложение текста воспринятого на слух.

1

15.01


Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах. Проверочная работа

Словарь: метель.

Учебник: упр. 20—23. РТ: упр. 14


1

16.01


Звонкие и глухие согласные звуки.

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

Понятия: глухой и звонкий согласные звуки, парные по глухости-звонкости согласные звуки, непарные по глухости-звонкости согласные звуки.

Учебник: упр. 24—28.

РТ: упр. 17—19

1

17.01


Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова, в корне перед согласным, перед гласным и его обозначение буквой на письме. Работа с орфографическим словарём.

Учебник: упр. 29, 30.

РТ: упр. 20, 21

1

18.01


Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Особенности проверочного и проверяемого слов. Осознание особенностей проверочного и проверяемого слов для слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.

Понятия: проверочное и проверяемое слова.

Учебник: упр. 31—33

1

21.01


Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

Единообразное написание корня в формах одного и того же слова и в однокоренных словах.

Словарь: народ (народный).

Учебник: упр. 34—37.

РТ: упр. 22, 23, 33

1

22.01


  1. 9

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.

Единообразное написание корня в формах одного и того же слова и в однокоренных словах.

Обогащение словаря учащихся словами—названиями животных и качеств человека.

Понятие: орфограмма.

Словарь: вдруг, завод (заводской).

Учебник: упр. 38—40.

РТ: упр. 24

1

23.01


Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Единообразное написание корня в формах одного и того же слова и в однокоренных словах.

Понятие: орфограмма.

Словарь: завод (заводской).

Учебник: упр. 41—43.

РТ: упр. 26, 27

1

24.01


Обобщение знаний об изученных правилах письма.

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Сопоставление правил обозначения буквами гласного в безударном слоге корня и парных по глухостизвонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным. Учебник: упр. 48.

РТ: упр. 25, 34, 35

1

25.01


Контрольный диктант №7 по теме: «Правописание слов с парным согласным на конце слова и в корне»

1

28.01


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание слов с парными согласными.

1

29.01


Изложение текста по вопросам. Развитие речи: подготовка к изложению текста по вопросам. Учебник: упр. 50


1

30.01


Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Правоиисание слов с парными согласными.

Выполнение грамматико-орфографических заданий к готовому тексту, затем запись подготовленного диктанта.

Учебник: рубрика «Проверь себя», задание 1, с. 30

1

01.02


Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме разделительного мягкого знака (ь). Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком (ь). Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. Понятие: разделительный мягкий знак.

Словарь: обезьяна (обезьянка).

Учебник: упр. 51—53.

РТ: упр. 38, 39

1







04.02


Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Определение роли мягкого знака (ь) как знака для обозначения мягкости согласного звука и как разделительного.

Перенос слов с разделительным мягким знаком (ь). Учебник: упр. 58—62.

РТ: упр. 40, 41

1

05.02


Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь) и другими изученными орфограммами.

Развитие речи: составление устного рассказа по серии рисунков или восстановление по записи предложений и текста, запись этого текста.

Учебник: упр. 63—66; рубрика

«Проверь себя», с. 38

1

06.02


Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме: «Правописание слов с разделительным Ь»

1

ЧАСТИ РЕЧИ (

07.02


Части речи. Употребление частей речи в тексте.

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формирование умения работать с графической информацией. Понятие: части речи.

Учебник: упр. 68—73. Словарь: месяц.

РТ: упр. 47, 48, 49

1

08.02


Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.

Понятие: имя существительное.

Словарь: январь, февраль.

Учебник: упр. 74—79

РТ: упр. 50, 51 52

1

11.02


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Одушевлённые имена существительные. Формирование представлений о профессиях и людях труда. Понятие: одушевлённые имена существительные. Учебник: упр. 80—82.

РТ: упр. 53

1

12.02


Неодушевлённые имена существительные.

Понятие: неодушевлённые имена существительные.

Словарь: картина (картинка).

Учебник: упр. 83—85.

РТ: упр. 54.


1

13.02


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Распределительный словарный диктант.

Развитие речи: составление предложений и текста из деформированных слов. Учебник: упр. 86.

РТ: упр. 55, 56

1

14.02


Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Понятия: собственные и нарицательные имена существительные. Учебник: упр. 87—91

1

15.02


Правописание собственных имён существительных. Заглавная буква в именах собственных. Обучающее сочинение по репродукции картины «Богатыри»


1

18.02


Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри»

Развитие познавательного интереса к происхождению имён и фамилий.

Развитие речи: формулировать ответы на вопросы и записывать их.

Словарь: фамилия.

Учебник: упр. 95—98; рубрика

«Страничка для любознательных», с. 56.

РТ: упр. 59

1

19.02


Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных. Развитие речи: составление рассказа о домашнем животном по личным наблюдениям и вопросам.

Учебник: упр. 99—101.

РТ: упр. 60


1

20.02


Правописание собственных имён существительных. Географические названия. Развитие познавательного интереса к истории названия своего города (посёлка).

Словарь: город, улица, Россия.

Учебник: упр. 102—103.

РТ: упр. 61—62


1

21.02


Единственное и множественное число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Единственное и множественное число имён существительных. Изменение существительных по числам. Понятия: единственное и множественное число имён существительных.

Учебник: упр. 104—110.

РТ: упр. 63,65

1

22.02


Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном.

Развитие речи: работа с текстом, определение главной мысли, придумывание основной части сказки.

Словарь: топор.

Учебник: упр. 111—113.

РТ: упр. 66


1

25.02


Обобщение знаний об имени существительном.

Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член). Развитие логических действий анализа, сравнения, классификации, дифференциации, доказательства при определении признаков имени существительного. Учебник: упр. 114.

РТ: упр. 64, 67—69, 72

1

26.02


Подробное изложение повествовательного текста.

Обобщение знаний об имени существительном.

Развитие речи: работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Понятие: части речи.

Учебник: упр. 115


1

27.02


Контрольный диктант №8 с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное»

1

28.02


Работа над ошибками, допущенными в диктанте и изложении.

1

01.03


Глагол как часть речи.

Значение глаголов в речи.

Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять мальчики и девочки, на основе рисунков в учебнике.

Понятие: глагол.

Учебник: упр. 116—119.

РТ: упр. 73, 74

1

04.03


Значение глаголов в речи.

Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым).

Развитие речи: составлять из деформированных слов предложения и текст; выбирать предложения из текста на определённую тему.

Учебник: упр. 120—122.

РТ: упр. 75

1

05.03


Признаки глагола

Учебник: упр. 123—126.

РТ: упр. 76, 77


1

06.03


Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Развитие речи: составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Учебник: упр. 127

1

07.03


Единственное и множественное число глаголов.

Изменение глагола по числам. Понятия: единственное и множественное число глаголов.

Учебник: упр. 128—130.

РТ: упр. 80

1

11.03


Правописание частицы не с глаголами.

Развитие речи: составление предложений-рекомендаций, как не надо вести себя за столом, с использованием глаголов с частицей не.

Понятие: частица не.

Учебник: упр. 135—137.

РТ: упр. 81

1

12.03


Обобщение знаний о глаголе.

Формирование первоначальных представлений о разборе глагола как части речи.

Развитие речи: составление текста по опорным словам.

Словарь: обед (обедать).

Учебник: упр. 138—140.

РТ: упр. 82, 83

1

13.03


Текст-повествование и роль в нём глаголов.

Понятие о тексте-повествовании (первое представление). Роль глаголов в тексте-повествовании. Развитие речи: составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.

Словарь: текст-повествование.

Учебник: упр. 144—145.

РТ: упр. 87

1

14.03


Контрольный диктант№9 по теме: «Глагол»

1

15.03


Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

18.03


Обучающее сочинение повествовательного текста на заданную тему Учебник: упр. 146—147.

1


19.03


Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Понятие: имя прилагательное Учебник: упр. 148—150.


1

20.03


Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Учебник: упр. 153, 154.

РТ: упр. 97

1

21.03


Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Синтаксическая функция имени прилагательного.

Учебник: упр. 155—157. РТ: упр. 94—96

1

22.03


Повторение . Имя прилагательное как часть речи.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Понятия: единственное и множественное число имени прилагательного.

Словарь: облако (облачко).

Учебник: упр. 158, 159.

РТ: упр. 99

1












I V четверть


01.04


Единственное и множественное число имён прилагательных. Воспитание чувства уважения к родным и близким людям на основе анализа текстов о маме. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

Развитие речи: составление словосочетаний, предложений, текста.

Словарь: метро.

Учебник: упр. 160—162.

РТ: упр. 100

1

02.04


Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.

Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте описании. Развитие творческого воображения на основе прочитанных текстов.

Учебник: упр. 163—168

РТ: упр. 102, 103

1

03.04


Составление текста-описания.

Развитие речи: составление текста— описания предмета на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения).

Учебник: упр. 169

1

04.04


Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление текста-описания по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Формирование первоначальных представлений о разборе имени прилагательного как части речи. Определение роли имён прилагательных для обозначения признаков предметов.

Развитие речи: составление текста—описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Учебник: упр. 170.

РТ: упр. 101

1

05.04


Контрольное списывание по теме: «Имя прилагательное»

1

08.04


Работа над ошибками. Повторение по теме «Имя прилагательное»


09.04


Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).

Формирование экологических представлений (бережное отношение к природе).

Понятие: местоимение.

Учебник: упр. 171—173.

РТ: упр. 105, 109

1

10.04


Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи.

Способы замены повторяющихся слов в тексте.

Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Синтаксическая роль местоимений. Словарь: платок. Учебник: упр. 174—177; рубрика «Проверь себя», с. 99.

РТ: упр. 106, 107


1

11.04


Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи.

Развитие речи: редактирование текста с повторяющимися именами существительными; составление по рисункам текста-диалога.

Учебник: упр. 178—179.

РТ: упр. 110, 111

1

12.04


Текст-рассуждение.

Структура текста-рассуждения. Формирование экологических представлений (бережное отношение к природе).

Развитие речи: работа с текстом.

Учебник: упр. 180—182

1

15.04


Обучающее изложение с творческим заданием.

1

16.04


Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.

Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов в предложении. Употребление предлогов с именами существительными.

Понятие: предлог.

Учебник: упр.183—185.

1

17.04


Правописание предлогов с именами существительными.

Словарь: апрель.

Учебник: упр. 186—188. РТ: упр. 113


1

18.04


Правописание предлогов с именами существительными.

Словарь: шёл.

Учебник: упр. 189—191.

РТ: упр. 114, 115

1

19.04


Правописание предлогов с именами существительными. Восстановление деформированного повествовательного текста. Развитие речи: восстановление деформированного текста

Учебник: упр. 192.

РТ: упр. 116


1

22.04


Контрольный диктант №10 по теме: «Правописание предлогов со словами».

1



Проект «В словари — за частями речи!».

Подготовка к презентации проекта.

Учебник: рубрика «Наши проекты

1

23.04


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Защита проекта.

1

ПОВТОРЕНИЕ

24.04


Текст. Типы текстов.

Учебник: упр.193-195 РТ: упр.119-122

1

25.04


Текст. Типы текстов. Словарный диктант

Учебник: упр.193-195 РТ: упр.119-122

1

26.04


Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

Диалог.

Учебник: упр. 196—202.

РТ: упр.123—126

1

29.04


Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

Диалог.

Учебник: упр. 196—202.

РТ: упр.123—126

1

30.04


Контрольное списывание с грамматическим заданием

1

06.05


Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова.

Учебник: упр. 203—207.

РТ: упр. 127—130

1

07.05


Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова.

Учебник: упр. 203—207.

РТ: упр. 127—130

1

08.05


Части речи.

Учебник: упр. 208—215.

РТ: упр. 133

1

13.05


Контрольный диктант с грамматическими заданиями за год.

1

14.05


Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

15.05


Звуки и буквы.

Учебник: упр. 216—219.

РТ: упр. 131, 132

1

16.05


Обучающее изложение текста-описания.

1

17.05


Правила правописания.

Учебник: упр. 216—225.

РТ: упр.135

1

20.05


Повторение по теме « Предложение»

1

21.05



Повторение по теме « Частиречи»

1

22.05


Подготовка к осуществлению проекта «Рифма».

Развитие мотивов к исследовательской и творческой деятельности. Подготовка к презентации проекта «Рифма».

Учебник: рубрика «Наши проекты.

Рифма», с. 8

1

23.05


Проект «Рифма».

Учебник: рубрика «Наши проекты. Рифма», с. 8

1

24.05


Урок обобщения знаний и умений. Правила правописания.

Учебник: упр. 216—225.

РТ: упр.135

1