Планируемые результаты освоения программы:
В результате изучения русского языка во 2 классе обучающиеся получат возможность научиться:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе обучающиеся научатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
В результате работы по темам обучающиеся научатся различать предложения разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные.
правильно оформлять и произносить на письме вопросительные предложения;
составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;
составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие
по смыслу слова из слов для справок;
Списывать без ошибок небольшие тексты (20 – 25 слов), состоящие из предложений в 7 -9 слов;
письменно отвечать на вопросы к тексту;
писать под диктовку;
записывать по памяти небольшие стихотворные тексты загадки;
пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения»
В процессе работы по теме «Предложение» обучающиеся научатся:
понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нем взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;
составлять предложения различные по цели высказывания;
устанавливать о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;
выделять в предложении главные члены предложения;
устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
выписывать из предложения слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;
устанавливать соответствие между моделью предложения: Какой? Кто? Что делает? Чем? Маленький щенок играет шариком;
составлять небольшие тексты (6 7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
различать текст – пословицу и текст – загадку;
писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.
Планируемые результаты обучения
В результате работы по теме «Фонетика и графика» обучающиеся научатся:
слушать, анализировать звучащее слово;
выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;
подбирать слова с заданным первым и последним звуком;
выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;
понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике:
понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции, ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;
анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначаются двумя звуками(в начале и в середине слова после гласных и разделительного мягкого знака), делить такие слова на слоги и для переноса;
различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука и слова, в которых Е,Ё,Ю,Я обозначают мягкость согласных;
выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;
обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;
безошибочно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн;
различать (сравнивать ) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак;
В процессе работы по теме «Фонетика и графика» обучающиеся научатся:
слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически – правильного письма.
Планируемые результаты обучения
В результате работы по теме «Части речи» обучающиеся научатся:
распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»;
различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;
определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным, использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
распознавать имена собственные(имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т. д.);
распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл – Орёл, пушок – Пушок и т. д.);
писать имена собственные по правилам;
характеризовать имена прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?;
определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
изменять имя прилагательное по числам;
выделять словосочетания имен существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»;
устанавливать связь имен существительных и имен прилагательных по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы;
различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т. д.);
характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?;
устанавливать на практике в контексте ( в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
изменять глаголы по числам;
писать предлоги отдельно от других слов.
В процессе работы по теме «Части речи» обучающиеся научатся:
различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?;
изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?;
объяснять в контексте ( предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);
использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);
понимать значение предлогов в речи.
Планируемые результаты обучения
В результате работы по теме «Слово и его лексическое значение» обучающиеся научатся:
подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
выделять корень в однокоренных словах;
различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных ( изменение формы числа и подбор однокоренного слова);
применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи – ши.
В процессе работы по теме «Состав слова» дети получат возможность научиться:
различать слова близкие по смыслу, но не однокоренные;
распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
использовать термины «корень слова», «родственные слова», разные формы одного и того же слова».
2. Содержание программы
Русский язык 2 класс
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи
(170 ч)
Наша речь (3 ч)
Язык и речь. Речь - главный способ общения людей. Язык – средство общения людей. Диалог и монолог.
Текст (4 ч)
Текст. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч)
Различение предложения, словосочетания, слова.
Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения.
Слово и его лексическое значение (18 ч)
Слово и его лексическое значение.
Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова, их различие. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование. Однокоренные слова. Родственные слова. Выделение корня. Однокоренные слова.
Слог. Ударение. Перенос слов.
Слово. Слог. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Гласные ударные и безударные.
Перенос слов, правила переноса слов с одной строки на другую.
Звуки и буквы (59 ч)
Звуки и буквы: гласные и согласные. Алфавит.
Русский алфавит: правильное написание букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающие гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове.
Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова.
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова, разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков. Правописание удвоенных согласных, согласные мягкие и твердые, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа КОНЬ, с двойными согласными. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак.
Разделительное произношение звуков и способы их обозначения. Разделительный мягкий знак, обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в корне слова и перед согласными. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные и непарные согласные звуки по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове. Правописание парных согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов.
Обобщение знаний об изученных правилах письма.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (58 ч)
Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Имя существительное.
Значение и употребление. Различие имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» « что?»
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Изменение существительных по числам.
Глагол как часть речи.
Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей «НЕ». Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи.
Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам. Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи.
Общее представление об местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста – рассуждения.
Предлог.
Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами. Обобщение знаний о частях речи.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Повторение изученного за год (16ч)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Звуко – буквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
3.Календарно - тематическое планирование по русскому языку во 2 классе
( В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | примечание |
| план | факт | | |
| Вид речи (2 часа) | |
1 | | | Знакомство с учебником. Язык и речь. Виды речевой деятельности. | |
2 | | | Речь устная, письменная и внутренняя. Характеристика человека по его речи. | |
| | | Диалог и монолог (1 час) | |
3 | | | Речь диалогическая и монологическая. | |
| | | Текст (4 часа) | |
| | | Текст (2 часа) | |
4 | | | Признаки текста: целостность, связность, законченность. | |
5 | | | Тема и главная мысль текста. Заглавие. | |
| | Части текста ( 2 часа) | |
6 | | | Построение текста: вступление, основная часть, заключение. | |
7 | | | РР. Составление устных и письменных текстов. Составление рассказов по данному началу и опорным словам. | |
| Предложение (12 часов) | |
| Предложение (3 часа) | |
8 | | | Предложение как единица речи, его назначения и признаки. | |
9 | | | Знаки препинания в конце предложения (. ,! ?) | |
10 | | | Логическое ударение. Связь слов в предложении. | |
Члены предложения (9 часов) | |
11 | | | Главные члены предложения (основа предложения) | |
12 | | | Второстепенные члены предложения | |
13 | | | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | |
14 | | | Распространенные и нераспространенные предложения | |
15 | | | Связь слов в предложении. | |
16 | | | Упражнение в установлении связи слов в предложении. | |
17 | | | Контрольный диктант по теме «Предложение» «Пушок» | |
18 | | | Контрольное списывание.. «Абакан- столица Хакасии» | |
19 | | | РР. Коллективное сочинение по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень» | |
| Слова (18 часов) | |
| Слово и его значение (5часа) | |
20 | | | Что такое лексическое значение слова? | |
21 | | | Слово – общее название многих однородных предметов. | |
22 | | | Однозначные и многозначные слова. Работа с толковым словарём. | |
23 24 | | | Прямое и переносное значение слов. Работа с фразеологическим словарём | |
| Синонимы и антонимы (4 часа) | |
25 | | | Синонимы | |
26 | | | Антонимы | |
27 | | | Обобщение знаний о значении слова. Работа со словарем синонимов и антонимов. | |
28 | | | РР. Обучающее изложение текста по данным к нему вопросам | |
| Однокоренные слова (4 часа) | |
29 | | | Родственные (однокоренные слова) | |
30 | | | Однокоренные слова. Корень слова. | |
31 | | | Различие однокоренных слов и форм слова. | |
32 | | | Единообразное написание корня в однокоренных словах. Обобщение. | |
| Слог. Ударение. Перенос слова. (6 часов) | |
33 | | | Слог. Слогообразующая роль гласных. Ударение. | |
34 | | | Ударение. Словесное и логическое ударение в предложении. | |
35 | | | Перенос слова. Правила переноса. | |
36 | | | Упражнение в переносе слов | |
37 | | | Контрольный диктант. «Зимой в лесу» по теме «Перенос слов» | |
| . Звук и буквы (59 часов) | |
Звуки и буквы (1 час) | |
38 | | | Звуки и их обозначение буквами на письме. | |
Русский алфавит или Азбука (3 часа) | |
39 | | | Алфавит. Словарный диктант. | |
40 | | | РР. Коллективное составление рассказа по репродукции картины | |
41 | | | Алфавит. Проверочный диктант «Друзья на ферме» за 1 четверть. | |
| Гласные звуки (2 часа) | |
42 | | | Гласные звуки и буквы. | |
43 | | | РР. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (15 часов) | |
44 | | | Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах в корне слова. | |
45 | | | Особенности проверочного слова. | |
46 | | | Способы проверки безударных гласных в корне слова. | |
47 | | | Способы проверки безударных гласных в корне слова. | |
48 | | | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне слова. | |
49 | | | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне слова. | |
50 | | | Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными проверяемыми ударением. Контрольное списывание. РК «О Хакасии» | |
51 | | | Правописание слов с безударными гласными непроверяемыми ударением. Словарный диктант. | |
52 | | | Упражнение в написании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слова. | |
53 | | | Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка. | |
54 | | | Проверочный диктант «В роще» по теме «Безударные гласные в корне слова» | |
55 | | | Анализ диктанта по теме«Безударные гласные в корне слова».Безударные гласные в корне слова. | |
56 | | | РР. Коллективное составление сочинения по рисунку Зима пришла, Детство» | |
57 | | | Составление текста из предложений, с нарушенным порядком повествования. | |
| Согласные звуки ( 2 часа). | |
58 | | | Согласные звуки и буквы. | |
59 | | | Согласный звук [й] и буква Й «и краткое» | |
60 | | | Слова с удвоенными согласными. | |
61 | | | Удвоенные согласные. Проект «И в шутку, и всерьёз» | |
62 | | | РР. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» и опорным словам упр. №191 | |
Твердые и мягкие согласные ( 2 часа) | |
63 | | | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы. | |
64 | | | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы. Буквы и , е, ё, ю, ь показатель мягкости согласных звуков. | |
Мягкий знак (3 часа) | |
65 | | | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова | |
66 | | | Обозначение мягкости согласного мягким знаком. | |
67 | | | РР. Проект «Пишем письмо» | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8 часов) | |
68 | | | Буквосочетания чк, чн, нч, щн, нщ. | |
69 | | | Буквосочетания чк, чн, нч, щн, нщ. | |
70 | | | Обобщение знаний о написании изученных орфограмм. Работа с текстом. | |
71 | | | Проверочный диктант «В лесу» по теме: «Буквосочетания чк, чн, нч, щн, нщ» | |
72 | | | Буквосочетания жи- ши, ча – ща, чу – щу. | |
73 | | | Буквосочетания жи- ши, ча – ща, чу – щу. | . |
74 | | | РК. Упражнения в правописании слов с буквосочетаниями, работа с предложением и текстом.Проект «Рифма». | |
75 | | | Контрольная работа за 2 четверть. | |
Звонкие и глухие согласные звуки (1 час) | |
76 | | | Звонкие и глухие согласные звуки и обозначение их буквами. Словарный диктант. | |
Правописание слов с парными по звонкости и глухости на конце слов и перед согласными (14 часов) | |
77- 78 | | | Способы обозначения парных согласных буквами в конце слова и перед глухими согласными. | |
79 | | | Особенности проверяемого и проверочного слова. | |
80 | | | Проверка парных согласных в корне слова. | |
81 | | | Упражнение в написании слов с парными согласными в корне слова. | |
82 | | | Упражнение в написании слов с парными согласными в корне слова. | |
83 | | | Упражнение в написании слов с парными согласными в корне слова. | |
84 | | | Упражнение в написании слов с парными согласными в корне слова. | |
85 | | | Проверочный диктант «Зяблик» по теме «Парные согласные» | |
86 | | | Анализ диктанта. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. | |
87 | | | Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами в однокоренных словах и формах слова. | |
88 | | | РР. Изложение текста по вопросам. Упр. 50, II ч | |
89 | | | Упражнение в написании слов с парными согласными в корне слова. | |
90 | | | Закрепление пройденного. Правописание слов с парными согласными в корне. | |
91 | | | Повторение. Правописание слов с парными согласными в корне. | |
Обобщение знаний об изученных правилах письма (2 часа) | |
92 | | | РР. Изложение текста по вопросам. | |
93 | | | Контрольное списывание «Обобщение знаний об изученных правилах письма» | |
| | Разделительный Ь (4 часа) | |
94 | | | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | |
95 | | | Использование на письме разделительного Ь. Составление рассказа по серии рисунков. | |
96 | | | Правило написания и переноса слов с разделительным Ь. | |
97 | | | Обобщение знаний о написании слов с разделительным Ь. Проверочная работа. | |
| | | Части речи (58 часов) | |
98 | | | Общее представление о частях речи. | |
99 | | | Соотнесение слов названий, вопросов, на которые они отвечают с частями речи. | |
Имя существительное (19 часов) | |
Имя существительное как часть речи (3часа) | |
100 | | | Общее представление об имени существительном как части речи. | |
101 | | | Имя существительное как часть речи | |
102 | | | Роль имени существительного в нашей речи. | |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 4 часа. | |
103 | | | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | |
104 | | | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | |
105 | | | Упражнения в различении неодушевленных и неодушевленных имен существительных. | |
106 | | | Упражнения в различении неодушевленных и неодушевленных имен существительных. Проверочная работа. | |
Собственные и нарицательные имена существительные. 5 часов. | |
107 | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей | |
108 | | | РР. Сочинение по репродукции картины Васнецова «Богатыри» | |
109 | | | Заглавная буква в именах собственных, Имена, отчества, фамилии, отчества людей, клички животных. | |
110 | | | РК. Заглавная буква в географических названиях. | |
111 | | | Закрепление пройденного по теме «Имена собственные» Проверочный диктант «Главный город» | |
Единственное и множественное число имен существительных.2 часа. | |
112 | | | Изменение имен существительных по числам. | |
113 | | | Имена существительные, употребляемые только в одном числе, упражнения в распознавании числа существительных. | |
Обобщение знаний об имени существительном. 5 часов. | |
114 | | | Обобщение знаний об имени существительном как части речи. | |
115 | | | Разбор имени существительных как части речи | |
116 | | | Проверочный диктант по теме «Имя существительное» «Друзья» | |
117 | | | Анализ диктанта. Обобщение знаний. | |
118 | | | РР. Подробное изложение по вопросам с языковым анализом текста. Упр. 115 | |
Глагол. 12 часов. | |
Глагол как часть речи. 4 часа. | |
119 | | | Общее представление о словах, обозначающих действие. | |
120 | | | Упражнение в распознавании глагола, роль глагола в речи. | |
121 | | | Упражнение в распознавании глагола. Составление рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» | |
122 | | | Упражнение в распознавании глагола среди других частей речи. | |
Единственное и множественное число глаголов. 2 часа. | |
123 | | | Глаголы единственного и множественного числа (общее понятие) | |
124 | | | Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Словарный диктант. | |
Правописание частицы НЕ с глаголами. 1 час. | |
125 | | | Глаголы с частицей НЕ. | |
Обобщение о глаголе. 2 часа. | |
126 | | | РК. Обобщение знаний о глаголе как части речи | |
127 | | | Контрольный диктант за III четверть «Заблудилась» | |
Текст – повествование. 3 часа. | |
128 | | | Анализ контрольного диктанта. Текст – повествование понятие) | |
129 | | | Роль глаголов в тексте повествовании. | |
130 | | | Сочинение текста повествования на предложенную тему. Упр. №145 | |
Имя прилагательное. 13 часов. | |
Имя прилагательное как часть речи. 6 часов. | |
131 | | | Имя прилагательное (общее понятие) | |
132 | | | Имя прилагательное | |
133 | | | Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. | |
134 | | | Употребление в речи имен прилагательных близких и противоположных по значению. | |
135 | | | Упражнение в различии имен прилагательных среди других частей речи. | |
136 | | | Упражнение в различии имен прилагательных среди других частей речи. | |
Единственное и множественное число имен прилагательных. 2 часа. | |
137 | | | Единственное и множественное число имен прилагательных. | |
138 | | | Употребление имен прилагательных в единственном и множественном числе. | |
Обобщение знаний об имени прилагательном.2 часа. | |
139 | | | РК. Обобщение знаний об имени прилагательном. | |
140 | | | Проверочная работа. Имя прилагательное. | |
| | | Текст – описание и роль в нем имен прилагательных. 3 часа. | |
141 | | | Текст – описание и роль в нем имен прилагательных. | |
142 | | | Наблюдение за употреблением имен прилагательных в тексте – описании. | |
143 | | | РК. Составление текста – описания домашнего животного. Упр. 170 | |
Местоимение.4 часа. | |
Местоимение (личное) как часть речи. 2 часа. | |
144 | | | Местоимение (общее представление) | |
145 | | | Упражнение в употреблении местоимений в речи. Редактирование текста | |
Текст – рассуждение.2 часа. | |
146 | | | РР. Подробное изложение по коллективно- составленному плану «Лютики»(методичка) | |
147 | | | Проверочная работа. Местоимение. | |
Предлоги.6 часов. | |
148 | | | Предлог как часть речи | |
149 | | | Раздельное написании предлогов со словами. Роль предлогов в речи. | |
150 | | | Роль предлогов в речи. Употребление предлогов в речи. | |
151 | | | . Упражнение в написании предлогов. | |
152 | | | Восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок» | |
153 | | | Проверочная работа. Предлоги. | |
Повторение . 16 часов. | |
154 | | | Обобщение знаний о частях речи. | |
155 | | | Виды текстов. | |
156 | | | РР. Сочинение по репродукции картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» | |
157 | | | Предложение. Главные члены предложения. | |
158 | | | Предложение. Установление связи слов в предложении. | |
159 | | | Слово. Часть речи. | |
160 | | | Части речи, разбор слов как части речи. | |
161 | | | Части речи. Словарный диктант. | |
162 | | | Звуки. Буквы. Контрольное списывание. | |
163 | | | Правила правописания корней | |
164 | | | Итоговый контрольный диктант «Весна» | |
165 | | | Анализ контрольного диктанта. Правописание корней. | |
166 | | | Проверочная работа. Тестирование. | |
167 | | | Правописание предлогов. | |
168 | | | Правописание предлогов | |
169.170 | | | Обобщение знаний. КВН по русскому языку. | |
Приложение
Средства контроля.
Перечень контрольных работ
№ урока | Тема | Кол – во часов |
Урок №17 | Контрольный диктант « Пушок» | 1 |
Урок №36 | Контрольный диктант по теме «Перенос слова» « Зимой в лесу» | 1 |
Урок №41 | Проверочный диктант за I четверть « Друзья» | 1 |
Урок №50 | Контрольное списывание. РК «О Хакасии» | 1 |
Урок №55 | Проверочный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова». « В роще» | 1 |
Урок №71 | Проверочный диктант по теме «Буквосочетания чн, чк, нч,щн, нщ». « В лесу» | 1 |
Урок №75 | Контрольный диктант за II четверть « Мокрый снег» | 1 |
Урок №85 | Проверочный диктант по теме «Парные согласные» « Зяблик» | 1 |
Урок №93 | Контрольное списывание по теме «Обобщение знаний об изученных правилах письма» « Кораблик» | 1 |
Урок №111 | Проверочный диктант по теме «Имена собственные» « Главный город» | 1 |
Урок №116 | Проверочный диктант по теме «Имена существительные» « Друзья» | 1 |
Урок №127 | Контрольный диктант за III четверть | 1 |
Урок №140 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 |
Урок №147 | Проверочная работа по теме «Местоимение» | 1 |
Урок №153 | Проверочная работа по теме «Предлоги» | 1 |
Урок №163 | Контрольное списывание по теме «Обобщение знаний об изученных правилах письма. Звуки, буквы» « Родина» | 1 |
Урок №164 | Итоговый контрольный диктант «Весна» | 1 |
Урок №166 | Проверочная работа. Тестирование. | 1 |
| всего | 17 |
Средства контроля
Перечень проектных работ
№ | Тема | Кол – во часов |
Урок №61 | Проект «И в шутку, и всерьёз» | 1 |
Урок №67 | РР. Проект «Пишем письмо» | 1 |
Урок №74 | Проект «Рифма». | 1 |
| всего | 3 |
Контрольные работы по русскому языку 2класс
Урок №17
Контрольный диктант « Пушок»
Цель: проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть и правильно записывать слова с орфограммами, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Пушок.
У Веры жил кот Пушок, кот был беленький и пушистый, лапки и хвостик серенькие, Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.
Грамматические задания.
В предложениях 4 и 5 подчеркните основу.
допишите одно – два предложения в конце текста.
Урок №36
Контрольный диктант по теме «Перенос слова» « Зимой в лесу»
Цель: проверить навык грамотного письма, оформлять работу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть и правильно записывать слова с орфограммами, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Зимой в лесу.
Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.
Грамматические задания.
Спиши первое предложение , раздели слова для переноса.
Напиши однокоренные слова к слову БЕЛКА
Напиши антонимы.
Тепло - …
Сытно - …
Урок №41
Проверочный диктант за I четверть « Друзья»
Цель: проверить умения учащихся писать и оформлять предложения, правильно писать слова, со знакомым орфограммами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Друзья.
Алеша принес домой щенка, Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой, Друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку за куст, Бим принес мальчику палку.
Грамматические задания.
Подчеркните основу в первом предложении.
Разделите для переноса слова второго предложения.
Урок №55
Проверочный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова» « В роще»
Цель: учить детей оформлять свои мысли на письме, правильно писать слова, со знакомым орфограммами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно видеть орфограмму в слове, грамотно писать, анализировать, делать выводы, сравнивать.
« В роще»
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно, Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей и животных.
Грамматические задания.
Поставьте ударение в словах: иволга, аист, зима, зимой.
Подберите проверочные слова:
Тр.ва -…, пч.ла-… , д.жди - …, пл.та - ….
Вставь безударные гласные непроверяемые дарением:
К.пуста, л.пата, вет.р.
Урок №71
Проверочный диктант по теме «Буквосочетания чн, чк, нч,щн, нщ» « В лесу»
Цель: проверить навыки написания букв, обозначающих мягкость согласных звуков, навыки правописания слов с буквосочетаниями чн, чк, нч,щн, нщ,раздельного написания слов и предлогов со словами, умение ставить знаки препинания в конце предложения. учить детей оформлять свои мысли на письме, правильно писать слова, со знакомым орфограммами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно видеть орфограмму в слове, применять правила правописания, характеризовать твердые и мягкие согласные звуки.
« В лесу»
Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под ёлкой серые ёжики.
Грамматические задания.
1.В слова ВЕТВИ и БЕЛОЧКИ подчеркните мягкие согласные звуки.
2.Запишите сколько букв и звуков в слове ЮРА.
3.Укажите количество слогов в словах ЁЖИКИ, СЕРЫЕ, РЯДОМ.
Урок №75
Контрольный диктант за II четверть « Мокрый снег»
Цель: проверить усвоение изученных тем, учить детей оформлять свои мысли на письме, правильно писать слова, со знакомым орфограммами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно видеть орфограмму в слове, применять правила правописания, анализировать, делать выводы, сравнивать.
« Мокрый снег»
С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.
Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.
Грамматические задания.
Выпишите первое предложение, вертикальной чертой разделите слова для переноса. Подчеркните основу предложения.
2.Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.
Урок №85
Проверочный диктант по теме «Парные согласные» « Зяблик»
Цель: учить детей оформлять свои мысли на письме, правильно писать слова, со знакомым орфограммами, слова с парными согласными на конце и в середине слова, делать звуко – буквенный анализ слов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания, писать под диктовку, проводить звуко – буквенный анализ слова, подбирать примеры на изученную орфограмму.
« Зяблик»
По ночам холод, В лесу ещё лежит снег, Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.
Грамматические задания.
1.Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
2. сделайте звуко – буквенный анализ слов 1 вариант –СНЕГ, 2 вариант – ЛЁД.
Урок №93
Контрольное списывание по теме «Обобщение знаний об изученных правилах письма» « Кораблик»
Цель: проверить умения каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажения букв.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить произношение и написание слов, безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием, проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
« Кораблик»
Наступил теплый апрель, выдался ясный день, С крыш падает частая капель, на клёне надулись почки. Пушистые сугробы снега осели. Весело бежит звонкий ручеек. У Никиты в руках кораблик. Он опустил его на воду. Быстро мчит кораблик.
Задание:
Спиши текст.
В первом предложении подчеркни главные члены. В третьем предложении поставь уда
Урок №111
Проверочный диктант по теме «Имена собственные» « Главный город»
Цель: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных, проверить навыки потребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания, писать под диктовку, подбирать примеры на изученную орфограмму.
« Главный город»
Москва – главный город нашей России., В Москве много улиц, переулков, проспектов, Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.
Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.
Слова для справок: улица, проспект, На Плющихе.
Грамматические задания.
Подчеркни заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях
В последнем предложении поставь знак ударения над всеми словами.
Запишите название населенного пункта, в котором вы живёте.
Урок №116
Проверочный диктант по теме «Имена существительные» « Друзья»
Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном, проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.
Планируемые результаты: учащиеся научатся учащиеся научатся применять правила правописания, писать под диктовку, проводить звуко – буквенный анализ слова, подбирать примеры на изученную орфограмму.
Друзья.
Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьёва есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик приносит корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревом.
Грамматические задания.
Подчеркнуть имена собственные.
В четвертом предложении подчеркнуть главные члены предложения
В первом предложении обозначить имена существительные.
Записать имена существительные КАМЫШИ, КИРПИЧИ,
ВЕЩИ в единственном числе.
Урок №127
Контрольный диктант за III четверть
Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном, проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.
Планируемые результаты: учащиеся научатся учащиеся научатся применять правила правописания, писать под диктовку , подбирать примеры на изученную орфограмму
Заблудилась.
Пошла девушка в лес. Спелая сочная ягода заманила её в чащу. Тишина. Заблудилась девушка. Закружился слой пыли. С высокой сосны спрыгнул старичок. Он был похож на гриб. На голове алая шапка. Указал он тропу к дому.
Задания:
1.Запиши слова подчеркни лишнее:
вьюга, ночью, крыльцо, льёт сучья.
Наталья, Илья, Дарья, Ольга.
2.Выпиши слова, в которых написании согласных в конце слова расходится с произношением:
луг, трава, куст, туман, свет, ров, старик, месяц, дождь, изгородь, улов, повёз, воздух.
Урок №140
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»
Цель: обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное»
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить прилагательные в тексте, ставить вопросы от существительных к прилагательным, устанавливать связь между прилагательным и существительным, подбирать к существительным и прилагательным близкие и противоположные по смыслу слова.
К данным существительным подбери прилагательные
ПОВИДЛО, ЧАЙ, САХАР,ПОДУШКА, ОЗЕРО, РУЧЬИ по образцу повидло (какое?)
Выпиши из текста имена прилагательные вместе с именами существительным, то которых они зависят.
Ранней весной цветет нежная ива. Золотистую пыльцу с желтых пуховиков собирают пчелы, в ивовых кустах весною живут и поют голосистые соловьи.
Тест
1. Имена прилагательные отвечают на вопросы:
Кто? Что?
Какой? Какая? Какие?
Что делать?
Имена прилагательные:
Изменяются по числам
Не изменяются по числам
3.Укажите имена прилагательные
Похолодало
Холод
Холодный
4.Укажите слово, от которого образовалось прилагательное ВОДНЫЙ
Урок №147
Проверочная работа по теме «Местоимение»
Цель: обобщить знания учащихся по теме «Местоимение»
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать местоимения отдельно от других слов, применять правила правописания.
1.Выпиши местоимения.
РЕБЯТА, ОНИ, ДЕЛО, ОНО, ОНА, МЕТЛА,, СНЕГ, ОН, ГОРКА, УЧИТЕЛЬ, Я, ТЫ, ДРУГ, ВЫ, УЧЕНИКИ.
Запиши текст , вставляя орфограммы и местоимения.
…живем (в)красивом небольшом гор.де. … стоит на б.регу (А,а)зовского моря. Море редко замерзает. …волны плещут о пологий бер.г. …нравятся з.лёные улицы, тенистые скверы, изумрудный шатёр парка. …любим свой город.
Урок №153
Проверочная работа по теме «Предлоги»
Цель: обобщить знания учащихся по теме «Предлоги»
Планируемые результаты: учащиеся научатся устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога, писать предлоги отдельно от других слов, применять правила правописания.
Из леса, для папы, на север, через море, над окном, по лужайке, около школы, про книгу.
(В)лесу (под)деревьями, (под)кустами растёт много грибов. Подберёзовики сидят (под)берёзами. (У)них шапочки (с)серыми корешками. (В)осиннике – подосиновики (в) оранжевых шапочках. (В)сосновом бору вылез (из)влажного мха гриб боровик.
Урок №163
Контрольное списывание по теме «Обобщение знаний об изученных правилах письма. Звуки, буквы» « Родина»
Цель: проверить умения каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажения букв.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить произношение и написание слов, безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием, проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
« Родина»
Родина начинается на пороге твоего дома.
Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама.
Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями, дочерьми, переживает за них, приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. Любить Родину – значит охранять её, жить с ней одной жизнью.
Грамматические задания.
В первом предложении подчеркни главные члены предложения, укажи, какие это части речи.
Выпиши слово, в котором букв больше, чем звуков.
Раздели для переноса слова ХОЛОДНЫЕ, ЛЕСНЫЕ
Урок №164
Итоговый контрольный диктант «Весна»
Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном, проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.
Весна.
На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зелёные платья. У берёзки золотые серёжки. Всюду слышны птичьи голоса. Весной у птиц много работы. Они вьют гнёзда. Скоро в каждом гнезде запищат птенцы. Хорошо весной!
Задания:
Выдели основу во втором предложении.
Покажи от каких слов образовались слова: травка и берёзка.
Звуко – буквенный слова: травка, берёзка.
Выпиши слово птичьи. Найди в тексте и запиши под ними родственное слово, поставив его в начальную форму.
7