Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной «Русский язык» для 1-4классов.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального общего образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной грамотности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах- первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цель :
- ознакомление учащихся с основными положениями науке о языке и формировании на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях. Умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлении о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трех его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного), послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развития интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приобщение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением с осмыслением его номинативной функции в различных коммуникативно- речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем- моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твердых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающих звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами- слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединения, слов предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуации общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идет параллельно с формированием коммуникативно- речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается разделительное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке. Обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представления о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значений различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умении и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а так же связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слов, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур- формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно- речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст- повествование, текст- описание, текст-рассуждение) и жанра с учетом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа с предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся норм построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники усваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоции; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умений выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьезное внимание уделяется в программе формированию фонетико- графических представлений о звуках и буквах русского языка. Четкое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития; у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтаксиса, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических, познавательных (символико- моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать ее тип, соотносить орфограмму с определенным правилом, выполнять действия по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения , связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а так же создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроке знания, создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка во 2 классе отводится – 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели ).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание разделов и тем учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинение) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серии картин, репродукции картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости - мягкости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный-безударный; согласный твердый-мягкий, парный- непарный; согласный звонкий-глухой, парный- непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ . Установление соотношения звукового и буквенного состава слов; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и синонимов различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи: деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление их в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? что?. Выделение имен существительных собственных и нарицательных.
Различение имен существительных мужского и женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежей и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения 1 и2 спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительное и побудительное; по эмоциональной окраске (интонации): и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложений; подлежащие и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращении обращения ( в начале, в середине, в конце предложения).
Сложное предложение (общее предложение). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
- сочетания жи-ши, ча -ща, чу-шу в положении под ударение;
- сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы- орфограммы гласных и согласных звуков в конце слова;
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ь и ъ ;
- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;
- соединительные о и е, в сложных словах;
- е и и в суффиксах имен существительных;
- безударные падежные окончания имен существительных;
- безударные падежные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2 –м лице единственного числа;
- мягкий знак в глаголах и сочетании – ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
- запятая при обращении в предложениях;
- запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.д. ). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение - повествование, сочинение- описание, сочинение- рассуждение.
Содержание разделов
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Наша речь | 3 часа |
2 | Текст | 4 часа |
3 | Предложение | 9 часов |
4 | Слова, слова, слова… | 18 часов |
5 | Звуки и буквы | 26 часов |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 25 часов |
7 | Части речи | 41 час |
8 | Повторение | 10 часов |
Итого | 136 часов |
Календарно тематическое планирование 2 класс
№ | Разделы, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
Наша речь – 3 часа |
1 | Речь устная и письменная. | 1 | | | |
2 | Человек и его речь. | 1 | | | |
3 | Диалог и монолог. | 1 | | | |
Текст - 4 часа |
4 | Текст. | 1 | | | |
5 | Тема и главная мысль текста. | 1 | | | |
6 | Части текста. | 1 | | | |
7 | Проверочная работа по теме «Наша речь». | 1 | | | |
Предложение - 9 часов |
8 | Предложение как единица речи. | 1 | | | |
9 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | | | |
10 | Главные члены предложения. | 1 | | | |
11 | Второстепенные члены предложения. | 1 | | | |
12 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 1 | | | |
13 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | | | |
14 | Связь слов в предложении. | 1 | | | |
15 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | 1 | | | |
16 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 | | | |
Слова, слова, слова…- 18 часов |
17 | Лексическое значение слова. Работа над ошибками. | 1 | | | |
18 | Лексическое значение слова. | 1 | | | |
19 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | | | |
20 | Прямое и переносное значение многозначных слов. | 1 | | | |
21 | Синонимы. | 1 | | | |
22 | Антонимы. | 1 | | | |
23 | Проверочная работа по теме «Слово». | 1 | | | |
24 | Родственные однокоренные слова. | 1 | | | |
25 | Родственные однокоренные слова. | 1 | | | |
26 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | | | |
27 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | | | |
28 | Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | | | |
29 | Ударение. | 1 | | | |
30 | Перенос слов по слогам. | 1 | | | |
31 | Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова...» | 1 | | | |
32 | Перенос слова с одной строки на другую. Работа над ошибками | 1 | | | |
33 | Закрепление знаний по теме «Слова, слова…» | 1 | | | |
34 | Обучающее сочинение по серии картинок. | 1 | | | |
Звуки и буквы – 26 часов |
35 | Звуки и буквы. | 1 | | | |
36 | Русский алфавит, или азбука. | 1 | | | |
37 | Употребление заглавной буквы. | 1 | | | |
38 | Развитие речи. Рассказ по репродукции картины. | 1 | | | |
39 | Гласные звуки. | 1 | | | |
40 | Проверочная работа по теме « Гласные звуки» | 1 | | | |
41 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | | | |
42 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | | | |
43 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне. | 1 | | | |
44 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне. | 1 | | | |
45 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 | | | |
46 | Проверочная работа по теме «Безударные гласные». | 1 | | | |
47 | Согласные звуки. | 1 | | | |
48 | Согласный звук [Й] и буква й. | 1 | | | |
49 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | | | |
50 | Слова с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьёз» | 1 | | | |
51 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | | | |
52 | Твёрдые и мягкие согласные звуки . | 1 | | | |
53 | Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме. | 1 | | | |
54 | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед согласными. | 1 | | | |
55 | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед согласными. | 1 | | | |
56 | Проверочная работа по теме «Согласные звуки». . | 1 | | | |
57 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова. | 1 | | | |
58 | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы» | 1 | | | |
59 | Работа над ошибками. Закрепление знаний. | 1 | | | |
60 | Проект «Пишем письмо». | 1 | | | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками – 25 часов |
61 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. | 1 | | 14.12 | |
62 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. | 1 | | 15.12 | |
63 | Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | | 16.12 | |
64 | Наши проекты. Рифма. | 1 | | 17.12 | |
65 | Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу | 1 | | | |
66 | Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Проверочный диктант. | 1 | | | |
67 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | | | |
68 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | | | |
69 | Правописание слов с парными согласным звуком | 1 | | | |
70 | Закрепление знаний. | 1 | | | |
71 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | | | |
72 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. | 1 | | | |
73 | Изложение «Оляпка». | 1 | | | |
74 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | | | |
75 | Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. | 1 | | | |
76 | Правописание слов с парным согласным на конце слова и перед согласным. | 1 | | | |
77 | Развитие речи. Составление поздравительной открытки. | 1 | | | |
78 | Обобщение изученного материала. | 1 | | | |
79 | Разделительный мягкий знак . Использование на письме | 1 | | | |
80 | Разделительный мягкий знак . Правило написания в словах. | 1 | | | |
81 | Разделительный мягкий знак . | 1 | | | |
82 | Разделительный мягкий знак . | 1 | | | |
83 | Закрепление изученного материала | 1 | | | |
84 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | | | |
85 | Обобщение изученного материала. | 1 | | | |
Части речи – 41 час |
86 | Части речи. | 1 | | | |
87 | Части речи. | 1 | | | |
88 | Имя существительное как часть речи. | 1 | | | |
89 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | | | |
90 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | | | |
91 | Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 | | | |
92 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | | | |
93 | Заглавная буква в написаниях кличек животных. | 1 | | | |
94 | Заглавная буква в географических названиях. | 1 | | | |
95 | Обучающее изложение «Кошка» | 1 | | | |
96 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 | | | |
97 | Контрольный диктант по теме: «Заглавная буква» | 1 | | | |
98 | Работа над ошибками. Число имен существительных. | 1 | | | |
99 | Число имен существительных. | 1 | | | |
100 | Имя существительное. | 1 | | | |
101 | Имя существительное | 1 | | | |
102 | Имя существительное. Повторение. | 1 | | | |
103 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | 1 | | | |
104 | Глагол как часть речи и употребление его в речи. | 1 | | | |
105 | Глагол как часть речи и употребление его в речи. Развитие речи. | 1 | | | |
106 | Глагол как часть речи и употребление его в речи. | 1 | | | |
107 | Число глаголов. | 1 | | | |
108 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | | | |
109 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | | | |
110 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | 1 | | | |
111 | Текст-повествование и роль глаголов в нем. | 1 | | | |
112 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | | |
113 | Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | 1 | | | |
114 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | | | |
115 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 | | | |
116 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 | | | |
117 | Работа над ошибками. Текст-описание | 1 | | | |
118 | Местоимение как часть речи. | 1 | | | |
119 | Местоимение как часть речи. | 1 | | | |
120 | Текст-рассуждение. | 1 | | | |
121 | Роль предлогов в речи. | 1 | | | |
122 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 | | | |
123 | Развитие речи. Редактирование текста. | 1 | | | |
124 | Наши проект «В словари – за частями речи!» | 1 | | | |
125 | Контрольный диктант по теме: «Предлог» | 1 | | | |
126 | Работа над ошибками. Обобщение изученного. | 1 | | | |
Повторение – 10 часов |
127 | Повторение по теме «Текст». | 1 | | | |
128 | Повторение по теме «Предложение». | 1 | | | |
129 | Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 | | | |
130 | Повторение по теме «Части речи». | 1 | | | |
131 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | | | |
132 | Повторение по теме «Правила правописания». | 1 | | | |
133 | Контрольное списывание. | 1 | | | |
134 | Правила правописания. Письмо под диктовку. | 1 | | | |
135 | Правила правописания. | 1 | | | |
136 | Обобщение знаний . | 1 | | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений, 2 класс. В 2 ч.
Гусева Е.В., Курникова Е.В. Зачётные работы по русскому языку. 2 класс. В 2 ч.
15