Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования ФГОС НОО
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ № 1 г. Демидова;
Учебным планом МБОУ СШ № 1 г.Демидова на 2017/2018 учебный год.
На основе:
Автор-составитель: программы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,
М.В. Бойкина и др. – М.: Просвещение, 2011.
В соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- развитие чувства любви к своей родине;
- представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
- положительное отношение к языковой деятельности;
- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин;
- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Предметные:
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения;
- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи;
- овладение первоначальными представлениями о некоторых нормах русского языка (орфоэпических,лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого материала);
- формирование умения выбирать адекватные языковые средства при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владение умением проверять написанное.
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками, другими лицами;
- понимать причины успеха / неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- ориентироваться в учебнике;
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя;
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- работать в паре или группе, слушать собеседника и понимать речь других, высказывать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- прислушиваться к партнёру по общению, не конфликтовать, употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять и выполнять различные роли (лидера, исполнителя) при выполнении заданий;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, через словари и справочники.
Содержание курса
Наша речь (3 ч.)
Виды речи. Диалог и монолог.
Текст (4 ч.)
Тема и главная мысль текста. Части текста.
Предложение (11 ч.)
Предложение как единица речи. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова… (18 ч.)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Родственные (однокоренные) слова. Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Слово, слог, ударение. Слог как минимальная произносительная единица. Перенос слов по слогам. Распознавание ударных и безударных слогов. Работа с орфоэпическим словарём.
Звуки и буквы (55 ч.)
Звуки и буквы. Алфавит и его значение. Гласные звуки, их роль в слове. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки безударной гласной в корне. Непроверяемые безударные гласные звуки в корне. Общее представление об орфограмме. Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ, НЩ, произношение и написание. Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Звонкие и глухие согласные звуки. Парные звонкие и глухие согласные, особенности проверяемых и проверочных слов. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Части речи (52 ч.)
Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи. Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление). Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (именах, фамилиях, отчествах людей; кличках животных, географических названиях и др.). Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам.
Глагол как часть речи. Роль глаголов в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей НЕ.
Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Изменение имён прилагательных по числам.
Местоимение (личное) как часть речи (общее представление). Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов (В, НА, ИЗ, К, ОТ, С, У, НАД, ПОД) с именами существительными.
Повторение (27 ч.)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Наша речь | 3 |
2 | Текст | 4 |
3 | Предложение | 11 |
4 | Слова, слова, слова… | 18 |
5 | Звуки и буквы | 55 |
6 | Части речи | 52 |
7 | Повторение | 27 |
| Итого: | 170 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата |
| Наша речь (3 ч.) | | |
1 | Знакомство с учебником. Виды речи | 1 | |
2 | Виды речи | 1 | |
3 | Диалог и монолог. | 1 | |
| Текст ( 4 ч.) | | |
4 | Что такое текст? | 1 | |
5 | Тема и главная мысль текста | 1 | |
6 | Входная диагностика проверки предметных умений и УД. Части текста. | 1 | |
7 | Диктант №1 «Повторение изученного в 1 классе» | 1 | |
| Предложение (11 ч.) | | |
8 | Предложение. Знаки препинания в конце предложения | 1 | |
9 | Связь слов в предложении | 1 | |
10 | Контрольное списывание | 1 | |
11 | Главные члены предложения | 1 | |
12 | Второстепенные члены предложения | 1 | |
13 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | 1 | |
14 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | 1 | |
15 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 | |
16 | Связь слов в предложении | 1 | |
17 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень» | 1 | |
18 | Контрольный диктант № 2 по теме «Предложение» | 1 | |
| Слова, слова, слова… (18 ч.). | | |
19 | Слово и его значение | 1 | |
20 | Однозначные и многозначные слова | 1 | |
21 | Прямое и переносное значение слов | 1 | |
22 | Синонимы | 1 | |
23 | Антонимы | 1 | |
24 | Синонимы и антонимы | 1 | |
25 | Развитие речи. Обучающее изложение текста по данным к нему вопросам | 1 | |
26 | Родственные (однокоренные слова) | 1 | |
27 | Корень слова. (первое представление) | 1 | |
28 | Выделение корня в однокоренных словах | 1 | |
29 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. ВПР | | |
30 | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков | 1 | |
31,32 | Ударение | 2 | |
33,34 | Перенос слов с одной строки на другую | 2 | |
35 | Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам (с. 74) | 1 | |
36 | Контрольный диктант № 3 по теме «Слова, слова, слова…» | 1 | |
| Звуки и буквы (55 ч.) | | |
37 | Звуки и буквы (повторение и углубление представлений) | 1 | |
38 | Как мы используем алфавит | 1 | |
39 | Употребление прописной (заглавной) буквы | 1 | |
40 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины | 1 | |
41 | Проверочная работа | 1 | |
42 | Гласные звуки | 1 | |
43 | Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту (с. 92) | 1 | |
44 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | |
45 | Особенности проверяемых и проверочных слов | 1 | |
46 | Способы проверки написания безударной гласной в корне | 1 | |
47 | Способы проверки написания безударной гласной в корне | 1 | |
48 | Способы проверки написания безударной гласной в корне | 1 | |
49 | Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования | 1 | |
50 | Закрепление изученного. Проверка знаний. | 1 | |
51 | Правописание слов с непроверяемым безударным гласными в корне | 1 | |
52 | Правописание слов с непроверяемым безударным гласным в корне | 1 | |
53 | Правописание слов с непроверяемым безударным гласным в корне | 1 | |
54 | Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы | 1 | |
55 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины | 1 | |
56 | Контрольный диктант №4 по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы» | 1 | |
57 | Работа над ошибками | 1 | |
58 | Согласные звуки (повторение и углубление представлений) | 1 | |
59 | Согласный звук Й и буква «И краткое» | 1 | |
60 | Слова с удвоенными согласными | 1 | |
61 | Слова с удвоенными согласными | 1 | |
62 | Наши проекты «И в шутку и всерьёз» | 1 | |
63 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие | 1 | |
64 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие | 1 | |
65 | Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме | 1 | |
66 | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными | 1 | |
67 | Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту | 1 | |
68 | Проверка знаний | 1 | |
69 | Буквосочетания ЧК, ЧН. ЧТ, ЩН, НЧ | 1 | |
70 | Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | 1 | |
71 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Развитие речи. Работа с текстом (с.7) | 1 | |
72 | Проект «Рифма» | 1 | |
73 | Контрольный диктант №5 по итогам четверти | 1 | |
74 | Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 | |
75 | Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 | |
76 | Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверочный диктант | 1 | |
77 | Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста | 1 | |
78 | Звонкие и глухие согласные звуки | 1 | |
79 | Правописание слов с парным согласным звуком на конце слова | 1 | |
80 | Парные звонкие и глухие согласные. Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов | 1 | |
81 | Проверочные и проверяемые слова | 1 | |
82 | Проверка парных согласных. | 1 | |
83 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова или перед согласным | 1 | |
84 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова или перед согласным. | 1 | |
85 | Закрепление изученного. Проверка знаний | 1 | |
86 | Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам плана | 1 | |
87 | Разделительный мягкий знак. | 1 | |
88 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. Предупредительный диктант. | 1 | |
89 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | |
90 | Контрольный диктант № 6 по теме «Звуки и буквы» | 1 | |
91 | Разделительный мягкий знак. Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков (с. 37) | 1 | |
| Части речи (52 ч.) | | |
92 | Части речи | 1 | |
93 | Части речи | 1 | |
94 | Имя существительное как часть речи | 1 | |
95 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | |
96 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | |
97 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных | 1 | |
98 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей | 1 | |
99 | Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | 1 | |
100 | Заглавная буква в кличках животных. Развитие речи. Рассказ по личным наблюдениям и вопросам | 1 | |
101 | Заглавная буква в написании географических названий. | 1 | |
102 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 | |
103 | Диктант №7 по теме «Заглавная буква в именах собственных» | 1 | |
104 | Работа над ошибками | 1 | |
105 | Единственное и множественное число имён существительных | 1 | |
106 | Единственное и множественное число имён существительных | 1 | |
107 | Единственное и множественное число имён существительных | 1 | |
108 | Обучающее изложение | 1 | |
109 | Проверочная работа по теме «Имя существительное» | 1 | |
110 | Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление) | 1 | |
111 | Глагол как часть речи | 1 | |
112 | Глагол как часть речи. | 1 | |
113 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника | 1 | |
114 | Единственное и множественное число глаголов | 1 | |
115 | Изменение глаголов по числам | 1 | |
116 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 | |
117 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | |
118 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений (с.81) | 1 | |
119 | Понятие о тексте-повествовании | 1 | |
120 | Проверка знаний | 1 | |
121 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | |
122 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | |
123 | Прилагательные близкие и противоположные по значению | 1 | |
124 | Сравнение как одно из выразительных средств языка | 1 | |
125 | Единственное и множественное число имён прилагательных | 1 | |
126 | Изменение имён прилагательных по числам | 1 | |
127 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | |
128 | Текст-описание и роль в нём имён прилагательных | 1 | |
129 | Закрепление изученного. Проверка знаний | 1 | |
130 | Контрольный диктант №8 по итогам четверти | 1 | |
131 | Работа над ошибками | 1 | |
132 | Местоимение (личное) как часть речи | 1 | |
133 | Местоимение (личное) как часть речи | 1 | |
134 | Текст-рассуждение. Структура | 1 | |
135 | Развитие речи. Работа с текстом. | 1 | |
136 | Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными | 1 | |
137 | Правописание предлогов с именами существительными | 1 | |
138 | Правописание предлогов с именами существительными | 1 | |
139 | Развитие речи. Редактирование текста | 1 | |
140 | Проект «В словари – за частями речи» | 1 | |
141 | Контрольный диктант №9 по теме «Части речи» | 1 | |
142 | Закрепление изученного | 1 | |
143 | Контрольное списывание | 1 | |
| Повторение (27 ч.) | | |
144 | Повторение. Текст. Развитие речи. Рассказ по репродукции картины | 1 | |
145 | Повторение по теме «Текст» | 1 | |
146 | Повторение. Предложение | 1 | |
147 | Повторение. Предложение | 1 | |
148 | Предложение. Проверка знаний | 1 | |
149 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1 | |
150 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1 | |
151 | Повторение. Части речи. Имя существительное | 1 | |
152 | Повторение. Части речи. Имя прилагательное | 1 | |
153 | Повторение. Части речи. Глагол | 1 | |
154 | Части речи. Проверка знаний | 1 | |
155 | Повторение. Звуки и буквы | 1 | |
156 | Повторение. Звуко-буквенный разбор слов | 1 | |
157 | Повторение. Правила правописания | 1 | |
158 | Повторение. Правила правописания | 1 | |
159 | Повторение. Правила правописания | 1 | |
160 | Промежуточная аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | |
161 | Повторение и закрепление изученного материала по теме «Члены предложения» | 1 | |
162 | Повторение и закрепление изученного материала по теме «Члены предложения» | 1 | |
163 | Повторение и закрепление изученного материала по теме «Части речи и члены предложения» | 1 | |
164 | Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно | 1 | |
165 | Упражнения в применении правил правописания | 1 | |
166 | Упражнения в применении правил правописания | 1 | |
167 | Повторение и закрепление изученного материала. Работа со словарями | 1 | |
168 | Развитие речи. Работа с текстом | 1 | |
169 | Наши достижения в изучении русского языка | 1 | |
170 | Итоговый урок по курсу «Русский язык» | 1 | |