Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учётом примерной программы по русскому языку для учебника «Русский язык» авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А. Стефаненко, а также на основе учебного плана школы.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»
являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
подробно и выборочно пересказывать текст;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Содержание учебного предмета
Фонетика и графика (50ч)
Звуки речи как единицы языка. Гласные и согласные звуки, их фонетическая характеристика. Основные гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [и], [э]; гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. Обозначение буквами е, ё, ю, я. Двух звуков [йэ] [йо] [йу] [йа] в начале слова, после гласных и после разделительного мягкого знака. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Звук [й] и буква й. Различие звуков [й] и [и] и букв, их обозначающих. Ударение. Ударение и смысл слова. Место ударения в слове. Сильная и слабая позиции гласного звука в слове без (терминологии). Соотношение произношения и обозначения их на письме.
Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Сильная и слабая позиции парных согласных звуков в слове. Соотношение произношения и обозначения их на письме. Парные и непарные согласные по твёрдости и мягкости. Обозначение мягкости согласных на письме ь (мягким знаком) и буквами е, ё, ю, я. Разделительный мягкий знак (ь).
Алфавит. Название букв русского алфавита. Прописная буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т.д.
Лексика. Обогащение словарного состава речевой деятельности учащихся и расширение тематики их самостоятельных высказываний. Уточнение сравнение и различение лексического значения изучаемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное и глагол). Толкование значения слов через подбор синонимов и антонимов. Многозначные слова и речевые ситуации их употребления. Особенности лексики различных типов текстов (описание, повествование; сказка, загадка и т.д.).
Морфология и морфемика (56ч) Части речи(30ч) Имя существительное. Лексическое значение. Грамматические признаки имени существительного. Вопросы кто? что? Изменение существительных по числам. Имя собственное. Глагол. Лексическое значение. Грамматические признаки глагола. Вопросы что делать? Что сделать? Изменение глаголов по числам. Имя прилагательное. Лексическое значение. Грамматические признаки имени прилагательного. Вопросы какой? какая? какие? какое? Изменение имён прилагательных по числам.
Предлог. Значение предлога в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Состав слова(26ч) Понятие о родственных словах. Корень слова. Однокоренные слова. Слова близкие по смыслу, и однокоренные слова. Слова, имеющие одинаково звучащий и пишущийся корень, но не однокоренные. Многозначные слова. Безударные гласные и их обозначение на письме. Непроверяемые безударные гласные в слове. Парные согласные и их обозначение на письме. Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова (изменение числа, подбор однокоренных слов). Понятие об орфограмме.
Синтаксис и пунктуация (20ч) Смысловая и интонационная законченность предложения. Предложения, состоящие из одного или нескольких слов. Виды предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Оформление предложения в устной и письменной речи. Пауза. Интонация. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения. Связь слов в предложении. Текст. Типы текстов (повествование, описание). Повторение пройденного за год. (10ч).
Чистописание (34ч) Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных, прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
1) и, ш, И, Ш, п, р, т, е;
2) л, м, Л, М, Я, я, А;
3) у, ц, щ, ч, У, Ц, Щ, Ч;
4) Сс, Ее, Оо, а, д, б;
5) ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
6) н, ю, Н, Ю, Кк;
7) В, Зз, Ээ, Жж, Хх, ф;
8) ф, у, г, п, т, р, б, д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочёты при их начертании: П, Р, Ж, У, Я, Х, Н, К, Ф и др.; а, у, д, з, в, б, т и др. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа (без терминологии). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространённые и нераспространённые предложения. Логическое ударение. Интонация перечисления.
Повторение пройденного за год(10ч). Чистописание. Закрепление гигиенических навыков письма. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов. Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой по одной линии.
Тематическое планирование
№ урока п/п | Раздел (количество часов), тема урока | Дата план. | Дата факт. |
Наша речь (4 ч) |
1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | | |
2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | | |
3 | Как отличить диалог от монолога? | | |
4 | Проверка знаний | | |
Текст (5 ч) |
5 | Что такое текст? | | |
6 | Что такое тема и главная мысль? | | |
7 | Части текста. | | |
8 | Диктант | | |
9 | Работа над ошибками | | |
Предложение (12 ч) |
10 | Что такое предложение? | | |
11 | Как из слов составить предложение? | | |
12 | Контрольное списывание | | |
13 | Что такое главные члены предложения? | | |
14 | Что такое второстепенные члены предложения? | | |
15 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | | |
16 | Что такое распространенные и нераспространенные предложения? | | |
17 | Как установить связь слов в предложении | | |
18 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине | | |
19 | Анализ сочинений | | |
20 | Контрольный диктант | | |
21 | Работа над ошибками | | |
Слова, слова, слова… (22 ч) |
22 | Что такое лексическое значение слова? | | |
23 | Что такое лексическое значение слова? Закрепление | | |
24 | Что такое однозначные и многозначные слова? | | |
25 | Что такое прямое и переносное значение слов? Закрепление | | |
26 | Что такое синонимы? | | |
27 | Что такое антонимы? | | |
28 | Как распознать среди пар слова синонимы и антонимы | | |
29 | Контрольный диктант | | |
30 | Работа над ошибками | | |
31 | Что такое родственные слова? | | |
32 | Что такое родственные слова? | | |
33 | Что такое корень слова? | | |
34 | Что такое однокоренные слова? | | |
35 | Какие бывают слоги? | | |
36 | Как определить ударный слог? | | |
37 | Как определить ударный слог? Закрепление | | |
38 | Как переносить слова с одной строки на другую? | | |
39 | Как переносить слова с одной строки на другую? Закрепление | | |
40 | Обучающее сочинение по серии картинок | | |
41 | Проверочная работа | | |
42 | Контрольный диктант | | |
43 | Работа над ошибками | | |
Звуки и буквы (34 ч) |
44 | Как различить звуки и буквы? | | |
45 | Как используем алфавит? | | |
46 | Как используем алфавит? | | |
47 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | | |
48 | Как определить гласные звуки? | | |
49 | Контрольный диктант | | |
50 | Работа над ошибками | | |
51 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | |
52 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | |
53 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | |
54 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | |
55 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | |
56 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными | | |
57 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными | | |
58 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными | | |
59 | Развитие речи. Обучающее сочинение | | |
60 | Диктант. Проверочная работа | | |
61 | Работа над ошибками | | |
62 | Как определить согласные звуки? | | |
63 | Согласный звук й и буква и краткое | | |
64 | Согласный звук й и буква и краткое | | |
65 | Слова с удвоенными согласными | | |
66 | Развитие речи. | | |
67 | Наши проекты. И в шутку, и в серьез | | |
68 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | | |
69 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | | |
70 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | | |
71 | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными | | |
72 | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными | | |
73 | Контрольный диктант с элементами промежуточной аттестации | | |
74 | Проверочная работа | | |
75 | Работа над ошибками | | |
76 | Наши проекты. Пишем письмо | | |
77 | Обобщающий урок | | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч) |
78 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ | | |
79 | Развитие речи. Обучающее изложение | | |
80 | Повторение по теме «Твердые и мягкие согласные» | | |
81 | Контрольный диктант | | |
82 | Закрепление знаний. Работа над ошибками | | |
83 | Наши проекты. Рифмы | | |
84 | Буквосочетания жи-ши. | | |
85 | Буквосочетания ча-ща, чу-щу | | |
86 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Проверь себя | | |
87 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | | |
88 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков | | |
89 | Проверка парных согласных в корне слова | | |
90 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | | |
91 | Проверка парных согласных. | | |
92 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | | |
93 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | | |
94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | | |
95 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | | |
96 | Проверка знаний | | |
97 | Диктант | | |
98 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала | | |
99 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | | |
100 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | | |
101 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | | |
102 | Разделительный мягкий знак. Обобщение | | |
103 | Контрольное списывание | | |
104 | Обучающее изложение «Зимние забавы» | | |
105 | Проверка знаний | | |
106 | Обобщение изученного материала | | |
Части речи (47 ч) |
107 | Что такое части речи? | | |
108 | Что такое части речи? Обобщение | | |
109 | Что такое имя существительное? | | |
110 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | | |
111 | Собственные и нарицательные имена существительные | | |
112 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей | | |
113 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев | | |
114 | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи | | |
115 | Заглавная буква в географических названиях | | |
116 | Обучающее изложение | | |
117 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | | |
118 | Диктант | | |
119 | Работа над ошибками | | |
120 | Единственное и множественное число имен существительных | | |
121 | Единственное и множественное число имен существительных | | |
122 | Единственное и множественное число имен существительных | | |
123 | Обучающее изложение | | |
124 | Проверка знаний | | |
125 | Диктант | | |
126 | Работа над ошибками | | |
127 | Что такое глагол? | | |
128 | Что такое глагол? | | |
129 | Что такое глагол? | | |
130 | Единственное и множественное число глаголов | | |
131 | Единственное и множественное число глаголов | | |
132 | Правописание частицы не с глаголами | | |
133 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | | |
134 | Что такое текст - повествование? | | |
135 | Проверка знаний | | |
136 | Что такое имя прилагательное? | | |
137 | Связь имени прилагательного с именем существительным | | |
138 | Прилагательные близкие и противоположные по значению | | |
139 | Единственное и множественное число имен прилагательных | | |
140 | Что такое текст-описание? | | |
141 | Проверка знаний | | |
142 | Общее понятие о предлоге | | |
143 | Раздельное написание предлогов со словами | | |
144 | Восстановление предложений | | |
145 | Проверка знаний | | |
146 | Диктант | | |
147 | Работа над ошибками | | |
148 | Что такое местоимение? | | |
149 | Что такое местоимение? | | |
150 | Что такое текст - рассуждение? | | |
151 | Проверка знаний | | |
152 | Контрольный диктант с элементами промежуточной аттестации | | |
153 | Работа над ошибками | | |
Повторение (17 ч) |
154 | Повторение по теме «Текст» | | |
155 | Сочинение по картине | | |
156 | Повторение по теме «Предложение» | | |
157 | Повторение по теме «Предложение». Закрепление | | |
158 | Повторение по теме «Слово и его значение» | | |
159 | Повторение по теме «Части речи» | | |
160 | Повторение по теме «Части речи». Закрепление | | |
161 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | | |
162 | Повторение по теме «Правила правописания» | | |
163 | Контрольное списывание | | |
164 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
165 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
166 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
167 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
168 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
169 | Повторение и закрепление изученного материала | | |
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | | |
11