Аннотация
Программа по русскому языку в 3 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, образовательной программы и учебного плана филиала МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат «Большемонокская основная общеобразовательная школа», примерной авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык».(Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011г.)
Цели:
этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления;
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умение правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Краткое содержание
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Язык и речь | 3ч |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 15ч |
3 | Слово в языке и речи | 18ч |
4 | Состав слова | 58ч |
5 | Имя существительное | 27ч |
6 | Имя прилагательное | 16ч |
7 | Местоимение | 5ч |
8 | Глагол | 18ч |
9 | Повторение изученного | 10ч |
Итого: | 170ч |
Количество часов.
В 3 классе -170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Учащийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
знакомство с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Учащийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлятьзвуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Лексика
Учащийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Учащийся научится:
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Морфология
Учащийся научится:
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола - форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Синтаксис
Учащийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Орфография и пунктуация
Учащийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65-70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55-60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука:
- гласный - согласный;
- гласный ударный - безударный;
- согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный;
- согласный звонкий - глухой, парный - непарный.
Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Наши проекты «Составляем орфографический словарь», «Рассказ о слове».
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных. Наши проекты «Тайна имени», «Зимняя страничка»
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных. Наши проекты «Имена прилагательные в загадках»
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
• сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик - ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
При возникновении обстоятельств, не зависящих от воли учителя, возможно неполное выполнение программы (например, отмена занятий из-за карантина, низкой температуры, праздничные дни и др.). В зависимости от успешности усвоения программы или возникновении затруднений возможно увеличение или уменьшение количества часов по определенным темам в ходе его реализации.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
3 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема | Примечание |
По плану | Факт. |
Язык и речь. (3 ч.) |
1 | 02.09 | | Устная и письменная речь. Обобщение знаний о языке и речи. | |
2 | 03.09 | | Устная и письменная речь. Обобщение знаний о предложении. | |
3 | 04.09 | | Входной диктант №1 «Предложение. Орфограммы, изученные во 2 классе» | |
Текст. Предложение. Словосочетание. (15 ч.) |
4 | 05.09 | | Текст как единица языка и речи | |
5 | 07.09 | | Текст. Типы текстов | |
6 | 09.09 | | Предложение. Признаки предложения | |
7 | 10.09 | | Контрольное списывание№2 «Текст. Предложение» | |
8 | 11.09 | | Виды предложений по цели высказывания и интонации | |
9 | 12.09 | | Обращение(общее понятие) | |
10 | 14.09 | | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении | |
11 | 16.09 | | Распространённые и нераспространённые предложения | |
12 | 17.09 | | Простое и сложное предложения | |
13 | 18.09 | | Простое и сложное предложения. Обобщение | |
14 | 19.09 | | Простое и сложное предложения Работа с деформированным текстом | |
15 | 21.09 | | Словосочетание | |
16 | 23.09 | | Словосочетание. Обобщение | |
17 | 24.09 | | Проверочный диктант «Предложение» | |
18 | 25.09 | | Работа над ошибками. «Предложение» | |
Слово в языке и речи.(18 ч.) |
19 | 26.09 | | Синонимы и антонимы | |
20 | 28.09 | | Омонимы | |
21 | 30.09 | | Слово и словосочетание | |
22 | 01.10 | | Фразеологизмы | |
23 | 02.10 | | Изложение «Ёлочка» | |
24 | 03.10 | | Имя существительное | |
25 | 05.10 | | Имя прилагательное | |
26 | 07.10 | | Глагол | |
27 | 08.10 | | Имя числительное | |
28 | 09.10 | | Закрепление «Части речи» | |
29 | 10.10 | | Однокоренные слова | |
30 | 12.10 | | Гласные звуки и буквы | |
31 | 14.10 | | Согласные звуки и буквы | |
32 | 15.10 | | Разделительный Ь | |
33 | 16.10 | | Парные согласные | |
34 | 17.10 | | Парные согласные | |
35 | 19.10 | | Проверочная работа «Звуки и буквы» | |
36 | 21.10 | | Работа над ошибками. «Звуки и буквы» | |
Состав слова.(58ч. ) |
37 | 22.10 | | Корень слова | |
38 | 23.10 | | Корень слова. Обобщение | |
39 | 24.10 | | Формы слова. Окончание | |
40 | 26.10 | | Формы слова. Окончание | |
41 | 28.10 | | Контрольный диктант№3 «Однокоренные слова. Форма слова. Окончание» | |
42 | 05.11 | | Работа над ошибками Формы слова. Окончание | |
43 | 06.11 | | Текст. Орфограммы | |
44 | 07.11 | | Предложение. Орфограмма. | |
45 | 09.11 | | Слово. Части речи | |
46 | 11.11 | | Приставки | |
47 | 12.11 | | Приставки | |
48 | 13.11 | | Приставки | |
49 | 14.11 | | Суффиксы | |
50 | 16.11 | | Суффиксы | |
51 | 18.11 | | Суффиксы | |
52 | 19.11 | | Изложение по составленному плану | |
53 | 20.11 | | Основа слова | |
54 | 21.11 | | Разбор слова по составу | |
55 | 23.11 | | Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи | |
56 | 25.11 | | Проверочная работа «Состав слова» | |
57 | 26.11 | | Наши проекты «Составляем орфографический словарь » Орфограммы в значимых частях слова | |
58 | 27.11 | | Правописание безударных гласных в корне слова | |
59 | 28.11 | | Правописание безударных гласных в корне слова | |
60 | 30.11 | | Правописание безударных гласных в корне слова | |
61 | 02.12 | | Работа с деформированным текстом | |
62 | 03.12 | | Правописание слов с двумя безударными гласными | |
63 | 04.12 | | Правописание глухих и звонких согласных на конце слов | |
64 | 05.12 | | Правописание глухих и звонких согласных на конце слова | |
65 | 07.12 | | Правописание глухих и звонких согласных в корне слова | |
66 | 09.12 | | Правописание глухих и звонких согласных в корне слова | |
67 | 10.12 | | Проверочный диктант «Правописание безударных гласных в корне слова» | |
68 | 11.12 | | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | |
69 | 12.12 | | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | |
70 | 14.12 | | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | |
71 | 16.12 | | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | |
72 | 17.12 | | Сочинение по опорным словам по картине В.Васнецова «Снегурочка» | |
73 | 18.12 | | Правописание слов с удвоенными согласными | |
74 | 19.12 | | Правописание слов с удвоенными согласными | |
75 | 21.12 | | Слово. Орфограммы | |
76 | 23.12 | | Контрольный диктант №4 Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | |
77 | 24.12 | | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | |
78 | 25.12 | | Наши проекты «Рассказ о слове» | |
79 | 26.12 | | Текст. Предложение | |
80 | 28.12 | | Правописание приставок и суффиксов | |
81 | 30.12 | | Суффиксы –ек, -ик | |
82 | 09.01 | | Суффиксы –ок, -ёк | |
83 | 11.01 | | Суффиксы –оньк, -еньк | |
84 | 13.01 | | Правописание приставок | |
85 | 14.01 | | Правописание приставок | |
86 | 15.01 | | Приставки и предлоги | |
87 | 16.01 | | Приставки и предлоги | |
88 | 18.01 | | Правописание слов с Ъ | |
89 | 20.01 | | Правописание слов с Ъ | |
90 | 21.01 | | Правописание слов с Ъ | |
91 | 22.01 | | Изложение по тексту «Скворец-музыкант» | |
92 | 23.01 | | Проверочный диктант. Правописание предлогов и приставок. Правописание слов с Ь и Ъ | |
93 | 25.01 | | Правописание предлогов и приставок. Правописание слов с Ь и Ъ | |
Имя существительное-27 ч. |
94 | 27.01 | | Части речи. Значение и употребление имён существительных в речи. | |
95 | 28.01 | | Имя существительное. | |
96 | 29.01 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | |
97 | 30.01 | | Изложение по тексту «Горностай» | |
98 | 01.02 | | Собственные и нарицательные имена существительные | |
99 | 03.02 | | Наши проекты «Тайна имени» | |
100 | 04.02 | | Число имён существительных | |
101 | 05.02 | | Имена существительные, употребляемые в форме одного числа | |
102 | 06.02 | | Род имён существительных | |
103 | 08.02 | | Род имён существительных | |
104 | 10.02 | | Род имён существительных | |
105 | 11.02 | | Ь на конце имён существительных после шипящих | |
106 | 12.02 | | Ь на конце имён существительных после шипящих | |
107 | 13.02 | | Ь на конце имён существительных после шипящих | |
108 | 15.02 | | Проверочный диктант «Имя существительное» | |
109 | 17.02 | | Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам | |
110 | 18.02 | | Изменение имён существительных по падежам | |
111 | 19.02 | | Изменение имён существительных по падежам | |
112 | 20.02 | | Именительный падеж | |
113 | 22.02 | | Родительный падеж | |
114 | 24.02 | | Дательный падеж | |
115 | 25.02 | | Винительный падеж | |
116 | 26.02 | | Творительный падеж | |
117 | 27.02 | | Предложный падеж | |
118 | 29.02 | | Проверочный диктант. Имя существительное | |
119 | 02.03 | | Изложение по самостоятельно составленному плану | |
120 | 03.03 | | Наши проекты «Зимняя страничка» | |
Имя прилагательное (16ч) |
121 | 04.03 | | Имя прилагательное как часть речи | |
122 | 05.03 | | Сложные имена прилагательные | |
123 | 07.03 | | Роль имен прилагательных в тексте | |
124 | 10.03 | | Род имен прилагательных | |
125 | 11.03 | | Род имен прилагательных | |
126 | 12.03 | | Род имен прилагательных | |
127 | 14.03 | | Род имен прилагательных | |
128 | 16.03 | | Роль имен прилагательных в тексте | |
129 | 17.03 | | Имя прилагательное | |
130 | 18.03 | | Число имен прилагательных | |
131 | 19.03 | | Число имен прилагательных | |
132 | 21.03 | | Изменение имён прилагательных по падежам | |
133 | 23.03 | | Изменение имён прилагательных по падежам | |
134 | 24.03 | | Контрольный диктант №5«Имя прилагательное» | |
135 | 01.04 | | «Имя прилагательное» | |
136 | 02.04 | | Наши проекты «Имена прилагательные в загадках» | |
Местоимение (5ч) |
137 | 04.04 | | Личные местоимения | |
138 | 06.04 | | Лицо и число личных местоимений | |
139 | 07.04 | | Изменение местоимений 3 лица по родам | |
140 | 08.04 | | Роль местоимений в предложении | |
141 | 09.04 | | Списывание «Местоимение» | |
Глагол (18ч) |
142 | 11.04 | | Глагол как часть речи | |
143 | 13.04 | | Глагол как часть речи | |
144 | 14.04 | | Неопределённая форма глагола | |
145 | 15.04 | | Неопределённая форма глагола | |
146 | 16.04 | | Изменение глаголов по числам | |
147 | 18.04 | | Изменение глаголов по числам | |
148 | 20.04 | | Изложение «Лось» | |
149 | 21.04 | | Изменение глаголов по временам | |
150 | 22.04 | | Изменение глаголов по временам | |
151 | 23.04 | | Изменение глаголов по временам | |
152 | 25.04 | | Изменение глаголов по временам | |
153 | 27.04 | | Изменение глаголов прошедшего времени по родам | |
154 | 28.04 | | Изменение глаголов прошедшего времени по родам | |
155 | 29.04 | | Изменение глаголов прошедшего времени по родам | |
156 | 30.04 | | НЕ с глаголами | |
157 | 02.05 | | НЕ с глаголами | |
158 | 04.05 | | Обобщение знаний о глаголе | |
159 | 05.05 | | Проверочная работа. Глагол | |
Повторение изученного (10ч.) |
160 | 06.05 | | Повторение. Орфограммы | |
161 | 07.05 | | Повторение. Состав слова | |
162 | 11.05 | | Повторение. Части речи | |
163 | 12.05 | | Повторение. Звуки и буквы | |
164 | 13.05 | | Повторение. Предложение .Текст | |
165 | 14.05 | | Повторение. Предложение .Текст | |
166 | 16.05 | | Повторение. Орфограммы | |
167 | 18.05 | | Контрольный диктант №6 «Состав слова. Орфограммы, изученные в 3 классе» | |
168 | 19.05 | | Повторение и закрепление изученного материала. | |
169 | 20.05 | | Повторение и закрепление изученного материала. | |
170 | 21.05 | | Повторение и закрепление изученного материала. | |
Приложение 1
График проведения контрольных работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 04.09 | Входной диктант № 1 «Предложение. Орфограммы, изученные во 2 классе». «Друзья». | 1 |
2 | 10.09 | Контрольное списывание № 2 «Текст. Предложение» | 1 |
3 | 28.10 | Контрольный диктант№3 «Однокоренные слова. Форма слова. Окончание». «Памятник» | 1 |
4 | 23.12 | Контрольный диктант № 4 «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне». «Море». | 1 |
5 | 24.03 | Контрольный диктант № 5»Имя прилагательное». «Весеннее утро». | 1 |
6 | 18.05 | Контрольный диктант №6 «Состав слова. Орфограммы, изученные в 3 классе». «Суворов». | 1 |
| | Итого | 6 |
График проведения проектных работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 26.11 | Наши проекты «Составляем орфографический словарь». Орфограммы в значимых частях слова | 1 |
2 | 25.12 | Наши проекты «Рассказ о слове» | 1 |
3 | 03.02 | Наши проекты «Тайна имени» | 1 |
4 | 03.03 | Наши проекты «Зимняя страничка» | 1 |
5 | 02.04 | Наши проекты «Имена прилагательные в загадках» | 1 |
| | Итого | 5 |
Приложение 2
Входной диктант № 1 «Предложение. Орфограммы, изученные во 2 классе».
Друзья
Лесник Илья Петрович чистил просеку в ельнике. Он увидел лисью нору. В норе был лисёнок. Лесник взял зверька и принес домой. По двору носился щенок Булька. Лисёнок и щенок стали жить вместе. Малыши подружились и часто играли. Лисёнок прятался. Булька искал. По утрам друзья убегали в лес.
(47слов)
Грамматические задания:
В последнем предложении подчеркни главные члены предложения.
Раздели данные слова по слогам
Слова: малыши, увидели, ранним.
Выпиши из текста диктанта 3 слова с безударными гласными в корне, подбери к ним проверочные слова.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Контрольное списывание № 2 «Текст. Предложение»
Прочитайте предложения. Составьте из этих предложений текст. Озаглавьте текст. Запишите заголовок и текст.
1.Да какой орех! 2.Всем орехам орех! 3.В лесу рос куст орешника. 4.Сам круглый, бока золотистые, сверху светлая шапочка набекрень. 5. Листья у орешника крупные, бархатистые, ветви длинные, гибкие. 6.Вот из-под листика большой орех выглядывает. 7. К осени на ветках орешки созрели.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Контрольный диктант№3
«Однокоренные слова. Форма слова. Окончание»
Памятник
В деревне Клишино стоит памятник воинам. Они погибли в бою за родную землю.
Люди помнят их подвиг. Жители Клишино поставили ограду вокруг памятника. На плите из мрамора написали имена героев. Летом здесь всегда живые цветы. Осенью ребята кладут венки из жёлтых и красных листьев. Зимой они чистят дорогу к памятнику. На плите зелень ёлок.
Грамматические задания:
В первом предложении подчеркните грамматическую основу (главные члены предложения).
Подберите 2-3 однокоренных слова к слову:
Зелень –
Выпишите из текста диктанта формы слова памятник.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Контрольный диктант № 4 «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне».
Море
Море таит в себе огромное богатство. Человек издавна ловит в море рыбу. Из морских водорослей готовят вкусные блюда.
Морская вода полезна для здоровья. На прелестных берегах тёплых морей строят известные дома отдыха и санатории.
По морям плавают гигантские пассажирские и грузовые суда. Опасные морские дороги соединяют дальние страны. Жгучее солнце и яростный ветер не пугают местных капитанов. Доблестные моряки считают дельфинов вестниками счастья.
(64 слова)
Грамматические задания:
Вариант 1
Вспомни и запиши 3 слова с непроизносимыми согласными, подбери к ним проверочные слова.
Разбери по составу слова.
Вестник, вкусный.
Замени данные слова однокоренными с непроизносимым согласным звуком.
Поехать, хрустеть, сердечко.
Вариант 2
Вспомни и запиши 3 слова с непроизносимыми согласными, подбери к ним проверочные слова.
Разбери по составу слова.
Тростник, ужасный.
Замени данные слова однокоренными с непроизносимым согласным звуком.
Место, опоздать, радовать.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Контрольный диктант № 5 «Имя прилагательное».
Весеннее утро
как хорошо весенним утром в лесу! Вот из-за горизонта выкатилось огромное красное солнце. Вот солнечные лучи попали в густой туман. Он заклубился розовым паром. Открылась водная гладь. На сосенке проснулась крошечная шишечка. Малютка смотрит на широкое поле за рекой. Видит стройные ели с пушистыми ветвями. Слушает радостное пение птиц, вдыхает аромат легкого весеннего воздуха. Вся природа вместе с ней радуется весне.
(63 слова)
Грамматические задания:
Вариант 1
Выпиши из текста 3 словосочетания: прилагательное + существительное.
Подбери синонимы к данным словам
Смелый, прилежный
В последнем предложении подчеркни главные члены.
Вариант 2
Выпиши из текста 3 словосочетания: прилагательное + существительное.
Подбери антонимы к данным словам
Высокий, влажный.
В четвертом предложении подчеркни главные члены.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Контрольный диктант 6 «Состав слова. Орфограммы, изученные в 3 классе»
Суворов
Наружность Суворова неказистая. По выражению одного автора, чин его был по делам, но не по персоне. Фигура, взгляд, движение Александра Васильевича отличались живостью и решимостью. Он считал, что изнеженность разъедает волю и здоровье. По утрам Суворов бегал и занимался гимнастикой. Никогда не курил и не нюхал табак. Ездил всегда на обычный лошаденке. Это не мешало ему побеждать и стать известным военным человеком. (66 слов)
Грамматические задания:
Вариант 1
Разбери по составу слова:
Шумный, выходка, заморозки.
Запиши по 3 слова со следующими орфограммами:
- с безударными гласными в корне;
- с парными звонкими и глухими согласными в корне;
- с непроизносимыми согласными;
- с разделительным Ъ;
- с разделительным Ь.
3. Выпиши из диктанта 3 четырех сложных слова.
Вариант 2
Разбери по составу слова:
Ловкий, побелка, перелетные.
Запиши по 3 слова со следующими орфограммами:
- с безударными гласными в корне;
- с парными звонкими и глухими согласными в корне;
- с непроизносимыми согласными;
- с разделительным Ъ;
- с разделительным Ь.
3. Выпиши из диктанта 3 четырех сложных слова.