Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Дьяковская гимназия имени и.М. Стрельченко»
Луганской Народной Республики
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ «Дьяковская гимназия имени И.М. Стрельченко» ЛНР
________________________ Е.Н.Осадчая
Приказ №______ от « __»_______ 2019
Рабочая программа
по русскому языку
с дополнениями и изменениями
базовый уровень
1-4 классы
(с русским языком обучения)
Составитель программы
Берчанова Лидия Александровна
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе
Примерной программы для образовательных организаций(учреждений) Луганской Народной Республики по русскому языку для I-IV классов. Базовый уровень (Утверждена Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ №483 от 27.12.2016)) Составители Олейник В.В., Малашкова Н.А., Галыга Г.В.
1. Цели и задачи
Основными целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Рабочая программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
2. Место предмета в базисном учебном плане
На изучение русского языка в 2016-2017 учебном году выделяется 303 ч. В 1 классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели). Из них 99ч.- из обязательного учебного плана, 33ч.- из части примерного учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. 92 ч. (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.; во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
3. Учебно-методическое обеспечение предмета
Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи. 1 класс. В 4 частях М.: «Просвещение», 2016 г.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс
М.: «Просвещение», 2016 г.
4. Планируемые результаты освоения предмета "Русский язык"
В результате изучения курса «Русский язык» в начальной школе
выпускник научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Морфология
Обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
5. Основное содержание программы по предмету
«Русский язык» 1-4 классы
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов отведенных на изучение раздела, темы |
Всего | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1. | Добукварный (подготовительный) период. | 16 | 16 | | | |
2. | Букварный (основной) период. | 58 | 58 | | | |
3. | Послебукварный (заключительный) период. | 18 | 18 | | | |
4. | Наша речь. | 1 | 1 | | | |
5. | Текст, предложение, диалог. | 2 | 2 | | | |
6. | Слова, слова, слова… | 19 | 3 | 16 | | |
7. | Слово и слог. Ударение. | 4 | 4 | | | |
8. | Звуки и буквы. | 30 | 30 | | | |
9. | Повторение. | 39 | | 12 | 6 | 21 |
10. | Наша речь | 3 | | 3 | | |
11. | Текст | 3 | | 3 | | |
12. | Предложение | 16 | | 10 | | 6 |
13. | Звуки и буквы | 44 | | 44 | | |
14 | Части речи | 49 | | 48 | 1 | |
15. | Наша речь и наш язык | 2 | | | 2 | |
16. | Текст и предложение. | 11 | | | 11 | |
17. | Лексическое значение слова | 18 | | | 18 | |
18. | Состав слова. | 14 | | | 14 | |
19. | Правописание частей слова. | 23 | | | 23 | |
20. | Имя существительное | 60 | | | 28 | 32 |
21. | Имя прилагательное | 39 | | | 15 | 24 |
22. | Местоимение | 11 | | | 4 | 7 |
23. | Глагол | 42 | | | 14 | 28 |
24. | Слово в языке и речи | 18 | | | | 18 |
6. Календарно – тематическое планирование
1 класс
Обучение грамоте (92)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
| Подготовительный период ( 16 ч ) |
1 | 1 | Прописи — первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки | | | |
2 | 2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки | | | |
3 | 3 | Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов | | | |
4 | 4 | Рисование полуовалов и кругов | | | |
5 | 5 | Письмо длинных прямых наклонных линий | | | |
6 | 6 | Письмо наклонных линий с закруглением внизу | | | |
7 | 7 | Письмо элементов букв | | | |
8 | 8 | Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий | | | |
9 | 9 | Письмо коротких и длинных линий | | | |
10 | 10 | Письмо коротких и длинных линий | | | |
11 | 11 | Письмо строчной и заглавной букв А, а | | | |
12 | 12 | Письмо строчной и заглавной букв О, о | | | |
13 | 13 | Письмо строчной и заглавной букв И, и | | | |
14 | 14 | Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв | | | |
15 | 15 | Письмо строчной буквы ы | | | |
16 | 16 | Письмо строчной и заглавной букв У, у | | | |
Букварный (основной) период ( 58 ч. ) |
17 | 1 | Написание строчной и заглавной буквы Н, н. Гласные и согласные звуки | | | |
18 | 2 | Написание строчной и заглавной буквы С с. | | | |
19 | 3 | Написание строчной и заглавной буквы К, к. | | | |
20 | 4 | Написание строчной буквы т | | | |
21 | 5 | Написание заглавной буквы Т. | | | |
22 | 6 | Повторение пройденного. Письмо слов и предложений с изученными буквами. | | | |
23 | 7 | Написание строчной и заглавной буквы Л, л | | | |
24 | 8 | Написание строчной и заглавной буквы Р | | | |
25 | 9 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | | | |
26 | 10 | Написание строчной заглавной буквы В,в. | | | |
27 | 11 | Написание строчной буквы е. Написание заглавной буквы Е. | | | |
28 | 12 | Списывание предложений с печатного текста | | | |
29 | 13 | Написание строчной и заглавной буквы П, п | | | |
30 | 14 | Письмо предложений с изученными буквами | | | |
31 | 15 | Написание строчной и заглавной буквы М, м | | | |
32 | 16 | Написание строчной и заглавной буквы З, з | | | |
33 | 17 | Повторение изученного материала | | | |
34 | 18 | Списывание слов с печатного шрифта | | | |
35 | 19 | Написание строчной и заглавной буквы Б, б | | | |
36 | 20 | Написание слов и предложений с буквами Б, б | | | |
37 | 21 | Написание строчной и заглавной буквы Д, д | | | |
38 | 22 | Написание строчных и заглавных букв | | | |
39 | 23 | Списывание текстов | | | |
40 | 24 | Написание строчной буквы я | | | |
41 | 25 | Написание заглавной буквы Я | | | |
42 | 26 | Письмо текста с изученными буквами | | | |
43 | 27 | Написание строчной буквы г | | | |
44 | 28 | Написание заглавной буквы Г | | | |
45 | 29 | Написание строчной и заглавной буквы Ч, ч | | | |
46 | 30 | Сочетание ЧА-ЧУ | | | |
47 | 31 | Повторение изученного материала | | | |
48 | 32 | Написание буквы ь. Письмо под диктовку слов и предложений | | | |
49 | 33 | Написание буквы ь в конце и в середине слова | | | |
50 | 34 | Списывание предложений с печатного текста | | | |
51 | 35 | Написание строчной буквы ш | | | |
52 | 36 | Написание заглавной буквы Ш | | | |
53 | 37 | Написание строчной буквы ж | | | |
54 | 38 | Написание заглавной буквы Ж | | | |
55 | 39 | Написание слов с сочетаниями жи, ши | | | |
56 | 40 | Написание строчной буквы ё и заглавной буквы Ё | | | |
57 | 41 | Написание строчной и заглавной буквы Й,й | | | |
58 | 42 | Списывание слов и предложений с буквой й | | | |
59 | 43 | Написание строчной и заглавной буквы Х, х | | | |
60 | 44 | Диктант слов с изученными буквами | | | |
61 | 45 | Написание строчной буквы ю | | | |
62 | 46 | Написание заглавной буквы Ю | | | |
63 | 47 | Написание строчной буквы ц Написание заглавной буквы Ц | | | |
64 | 48 | Написание строчной буквы э | | | |
65 | 49 | Написание заглавной буквы Э | | | |
66 | 50 | Закрепление изученного. | | | |
67 | 51 | Написание строчной буквы щ | | | |
68 | 52 | Написание заглавной буквы Щ | | | |
69 | 53 | Написание строчной буквы ф | | | |
70 | 54 | Написание заглавной буквы Ф | | | |
71 | 55 | Письмо букв ъ и ь | | | |
72 | 56 | Письмо букв ъ и ь. Закрепление | | | |
73 | 57 | Списывание предложений с печатного текста | | | |
74 | 58 | Повторение | | | |
Послебукварный период (18) |
75 | 1 | Оформление предложений в тексте. | | | |
76 | 2 | Списывание предложений с печатного текста | | | |
77 | 3 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?». | | | |
78 | 4 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». | | | |
79 | 5 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?». | | | |
80 | 6 | Списывание. | | | |
81 | 7 | Правописание сочетаний чк, чн, щн | | | |
82 | 8 | Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в начале предложения. | | | |
83 | 9 | Письмо под диктовку слов и предложений с изученными буквами | | | |
84 | 10 | Сопоставление текста и отдельных предложений. Списывание с печатного текста | | | |
85 | 11 | Закрепление изученного. Сильные и слабые позиции гласных звуков | | | |
86 | 12 | Письмо под диктовку с орфографическим проговариванием | | | |
87 | 13 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | | | |
88 | 14 | Правописание сочетаний жи-ши | | | |
89 | 15 | Правописание сочетаний ча-ща | | | |
90 | 16 | Правописание сочетаний чу-щу | | | |
91 | 17 | Алфавит и его значение. | | | |
92 | 18 | Закрепление изученного. Объединение слов в предложения. | | | |
Русский язык (40) Наша речь (1) |
93 | 1. | Какая бывает речь? Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи. | | | |
Текст, предложение, диалог (2) |
94 | 1 | Текст. Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. | | | |
95 | 2 | Предложение. Диалог. Знаки препинания в конце предложения. | | | |
Слова, слова, слова… (3) |
96 | 1 | Слово. Роль слов в речи. | | | |
97 | 2 | Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов. | | | |
98 | 3 | «Вежливые слова», близкие и противоположные по значению. | | | |
Слово и слог. Ударение. (4) |
99 | 1 | Слог (общее представление). Деление слов на слоги. | | | |
100 | 2 | Контрольное списывание № 1. | | | |
101 | 3 | Работа над ошибками. Правила переноса слов. | | | |
102 | 4 | Ударение. Способы выделения ударения. | | | |
Звуки и буквы (30) |
103 | 1 | Звуки и буквы. | | | |
104 | 2 | Роль звуков и букв в слове. | | | |
105 | 3 | Условные звуковые обозначения слов. | | | |
106 | 4 | Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. | | | |
107 108 | 5-6 | Буквы, обозначающие гласные звуки. | | | |
109 110 | 7-8 | Буквы е,ё,ю,я. | | | |
111 | 9 | Слова с буквой э. | | | |
112 | 10 | Произношение ударного и безударного гласного звука . | | | |
113 | 11-12 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. | | | |
114 | | | |
115 | 13 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | | | |
116 | 14 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | | | |
117 | 15 | Буквы, обозначающие согласные звуки. | | | |
118 | 16 | Слова с удвоенными согласными. | | | |
119 | 17 | Буквы Й и И. | | | |
120 | 18 | Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | | | |
121 | 19 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | | | |
122 | 20 | Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости . | | | |
123 | 21 | Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости . | | | |
124 | 22 | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | | | |
125 | 23 | Контрольное списывание № 2. | | | |
126 | 24 | Буквы шипящих согласных звуков: ш, ж; ч, щ. | | | |
127 | 25 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ | | | |
128 | 26 | Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. | | | |
129 | 27-28 | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных. | | | |
130 | | | |
131 | 29 | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов. | | | |
132 | 30 | Проект «Сказочная страничка» Итоговый урок за год | | | |
Календарно – тематическое планирование
2 класс
№ п/п | № ур. в теме | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
НАША РЕЧЬ (3) |
1 | 1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 02.09 | | |
2 | 2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | 04.09 | | |
3 | 3 | Диалог и монолог. | 05.09 | | |
ТЕКСТ (3) |
4 | 1 | Текст. Что такое текст? | 09.09 | | |
5 | 2 | Текст. Что такое тема и главная мысль текста. | | | |
6 | 3 | Текст. Части текста. | | | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11) |
7 | 1 | Что такое предложение? | | | |
8 | 2 | Знаки препинания в конце предложения. | | | |
9 | 3 | Как из слов составить предложение. | | | |
10 | 4 | Члены предложения. Главные члены предложения. | | | |
11 | 5 | Члены предложения. Второстепенные члены предложения. | | | |
12 | 6 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | | | |
13 | 7 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | | | |
14 | 8 | Распространенные и нераспространенные предложения. | | | |
15 | 9 | Связь слов в предложении. | | | |
16 | 10 | РР. Коллективное составление рассказа по картине. | | | |
17 | 11 | Проверка языковых знаний и умений по теме «Предложение» | | | |
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (19) |
18 | 1 | Лексическое значение слова. | | | |
19 | 2 | Лексическое значение слова. | | | |
20 | 3 | Однозначные и многозначные слова. | | | |
21 | 4 | Прямое и переносное значение многозначных слов. | | | |
22 | 5 | Синонимы. | | | |
23 | 6 | Антонимы. | | | |
24 | 7 | Синонимы и антонимы (обобщение знаний). Проверочная работа. | | | |
25 | 8 | РР. Изложение текста по данным к нему вопросам. | | | |
26 | 9 | Родственные слова. Общая часть родственных слов. | | | |
27 | 10 | Родственные слова и синонимы. Однокоренные слова. Корень слова. | | | |
28 | 11 | Однокоренные слова. Корень слова, его написание в однокоренных словах. | | | |
29 | 12 | Однокоренные слова. Корень слова (обобщение, систематизация знаний). | | | |
30 | 13 | Слог. Какие бывают слоги? | | | |
31 | 14 | Ударение. Как определить ударный слог? | | | |
32 | 15 | Ударение. Как определить ударный слог? | | | |
33 | 16 | Перенос слов по слогам. | | | |
34 | 17 | Перенос слов по слогам. Проверочная работа. | | | |
35 | 18 | РР. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | | | |
36 | 19 | Проверка языковых знаний и умений по теме «Слова, слова, слова...» | | | |
ЗВУКИ И БУКВЫ (43) |
37 | 1 | Звуки и буквы. Как различить звуки и буквы? | | | |
38 | 2 | Алфавит. Значение алфавита. | | | |
39 | 3 | Алфавит. Заглавная буква. РР. Коллективное составление рассказа по картине. | | | |
40 | 4 | Гласные звуки. Признаки гласного звука. | | | |
41 | 5 | Гласные звуки. Слова с буквой э. | | | |
42 | 6 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | | | |
43 | 7 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | | | |
44 | 8 | Способы проверки написания букв, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | | | |
45 | 9 | Контрольный диктант (с грамматическим заданием) | | | |
46 | 10 | Контрольный словарный диктант (слова с непроверяемыми орфограммами). | | | |
47 | 11 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | | | |
48 | 12 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | | | |
49 | 13 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запомнить. | | | |
50 | 14 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запомнить. | | | |
51 | 15 | Правописание слов с непроверяемым безударным гласным звуком в корне. | | | |
52 | 16 | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | | | |
53 | 17 | РР. Коллективное составление рассказа по картине. | | | |
54 | 18 | Контрольный словарный диктант. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | | | |
55 | 19 | Согласные звуки. | | | |
56 | 20 | Мягкий согласный звук [й’] и буква Й. | | | |
57 | 21 | Слова с удвоенными согласными. | | | |
58 | 22 | РР. Коллективное составление рассказа по картине. Проект. «И в шутку и всерьез». | | | |
59 | 23 | Контрольное списывание текста | | | |
60 | 24 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Ь | | | |
61 | 25 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | | | |
62 | 26 | Мягкий знак как знак обозначения мягкости согласного звука на письме. | | | |
63 | 27 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. | | | |
64 | 28 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | | | |
65 | 29 | Правописание в словах буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Наши проекты. Рифма. | | | |
66 | 30 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | | | |
67 | 31 | Правописание в словах буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | | | |
68 | 32 | Звонкие и глухие согласные звуки. | | | |
69 | 33 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным. | | | |
70 | 34 | Проверка парных согласных в корне слова. | | | |
71 | 35 | Написание корня в формах слова и в однокоренных словах. | | | |
72 | 36 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед согласным. | | | |
73 | 37 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед согласным. | | | |
74 | 38 | Контрольный словарный диктант. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | | | |
75 | 39 | Разделительный мягкий знак. | | | |
76 | 40 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | | | |
77 | 41 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | | | |
78 | 42 | Правописание слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами. | | | |
79 | 43 | Проверка языковых знаний и умений по теме «Согласные звуки и буквы» | | | |
ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (16) |
80 | 1 | Части речи. | | | |
81 | 2 | Употребление частей речи в тексте. | | | |
82 | 3 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | | | |
83 | 4 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | | | |
84 | 5 | Собственные и нарицательные имена существительные. | | | |
85 | 6 | Правописание собственных имён существительных. | | | |
86 | 7 | РР. Составление устного рассказа по репродукции картины В.Васнецова «Богатыри». | | | |
87 | 8 | Правописание собственных имён существительных. | | | |
88 | 9 | Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных | | | |
89 | 10 | Заглавная буква в именах собственных (географических названий). | | | |
90 | 11 | Контрольный словарный диктант. Работа над ошибками. Обобщение знаний о заглавной букве | | | |
91 | 12 | Единственное и множественное число имён существительных. | | | |
92 | 13 | Изменение имён существительных по числам. | | | |
93 | 14 | Число имён существительных. | | | |
94 | 15 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» (без грамматического задания). | | | |
95 | 16 | Работа над ошибками. РР. Работа над текстом. | | | |
ГЛАГОЛ (11) |
96 | 1 | Глагол как часть речи и употребление его в речи. | | | |
97 | 2 | Значение глаголов в речи. | | | |
98 | 3 | Признаки глагола (значение и вопрос). Восстановление деформированного текста. | | | |
99 | 4 | РР. Составление текста по репродукции картины. | | | |
100 | 5 | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глагола по числам. | | | |
101 | 6 | Единственное и множественное число глаголов. | | | |
102 | 7 | Правописание частицы не с глаголом. | | | |
103 | 8 | Обобщение знаний о глаголе. | | | |
104 | 9 | Текст–повествование и роль в нём глаголов. | | | |
105 | 10 | Текст – повествование. РР. Составление текста-повествования. | | | |
106 | 11 | Контрольный диктант по теме «Глагол» с грамматическим заданием. | | | |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (8) |
107 | 1 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. | | | |
108 | 2 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. | | | |
109 | 3 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | | | |
110 | 4 | Прилагательные, близкие и противоположные по значению. | | | |
11 | 5 | Единственное и множественное число имени прилагательного. | | | |
112 | 6 | Роль имён прилагательных в тексте-описании. | | | |
113 | 7 | РР. Составление текста – описания по картине | | | |
114 | 8 | Проверка языковых знаний и умений по теме «Имя прилагательное». | | | |
МЕСТОИМЕНИЕ (3 ч.) |
115 | 1 | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи. | | | |
116 | 2 | Синтаксическая роль личных местоимений в предложении. | | | |
117 | 3 | Текст – рассуждение. | | | |
ПРЕДЛОГИ (6 ч.) |
118 | 1 | Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. | | | |
119 | 2 | Правописание предлогов с именами существительными. | | | |
120 | 3 | Правописание предлогов с именами существительными. | | | |
121 | 4 | Упражнение в написании предлогов с именами существительными. | | | |
122 | 5 | Контрольный диктант (с грамматическим заданием) | | | |
123 | 6 | Работа над ошибками. Проект. В словари – за частями речи! | | | |
ПОВТОРЕНИЕ (13) |
124 | 1 | Повторение по теме «Текст. Типы текстов». | | | |
125 | 2 | Контрольное изложение | | | |
126 | 3 | Работа над ошибками в изложении. Обучающее сочинение по картине. | | | |
127 | 4 | Повторение по теме «Предложение. Члены предложения». | | | |
128 | 5 | Повторение по теме «Предложение. Члены предложения». | | | |
129 | 6 | Повторение изученного за год по теме «Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова». | | | |
130 | 7 | Повторение по теме «Части речи» | | | |
131 | 8 | Повторение изученного за год. Части речи. | | | |
132 | 9 | Контрольное списывание текста. | | | |
133 | 10 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | | | |
134 | 11 | Повторение по теме «Правила правописания» | | | |
135 | 12 | Проверочная работа по теме «Правила правописания» | | | |
136 | 13 | Повторение изученного за год. Правила правописания. | | | |
Рассмотрено
На заседании ШМО
Протокол № от «___» __________2019 г.
Руководитель ______________ О. М. Татаренко
Согласовано
Заместитель директора по УВР
______________ Н. А. Конопля
«__» ____________ 2019 г.