СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа направлена на умение правильно определять и находить в тексте части речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОЛГОБУДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ



Рассмотрена

на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол №1

от 30августа 2018 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от 31августа 2018 г.

Утверждена

приказом № 34/ 46

от 01 сентября 2018 г.

Директор школы

_______ Л.Н. Мищенко








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 4 КЛАССА

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД







Учитель:Мурашкина Татьяна Даниловна, I квалификационная категория


\

\

\







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакина В. П., Горецкий В. Г., М.В. Бойкина. Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы, М.: Просвещение, 2012.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуника­тивных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.

В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение русского языка  в 4 классе  136 учебных часов из расчета 4 учебных часов в неделю (34 учебные недели).









































ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные результаты

 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

 Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

 Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

 Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.








СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел 1. Повторение изученного за курс 3 класса ( 11 ч)

Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст.Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.

Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Формы организации учебных занятий: урок взаимообучения, аукцион знаний, урок открытых мыслей, деловая игра, урок- творчества, практикум, консультации, урок- соревнования, урок- диалог, семинар. Основные виды учебной деятельности: парная, групповая.коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснение учителя. самостоятельная работа с учебником. вывод и доказательство, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом. Раздел 2. Предложение (9 ч) Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Диалог. Обращение. Составление предложений с обращениями.

Главные и второстепенные члены предложения (общее поня­тие). Предложение с однородными чле­нами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях. Формы организации учебных занятий: урок взаимообучения, аукцион знаний, урок открытых мыслей, деловая игра, урок- творчества, практикум, консультации, урок- соревнования, урок- диалог, семинар, творческий отчёт, диспуты, урок-игра. Основные виды учебной деятельности: парная, групповая.коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснение учителя. самостоятельная работа с учебником. вывод и доказательство, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом.

Раздел 3.Слово в языке и речи (19ч )

Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы.антонимы. омонимы. Устаревшие слова. Устойчивые сочетания (фразеологизмы). Части речи обобщение. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительного твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко- буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел. Формы организации учебных занятий: урок взаимообучения, аукцион знаний, урок открытых мыслей, деловая игра, урок- творчества, практикум, консультации, урок- соревнования, урок- диалог, семинар. Основные виды учебной деятельности: парная, групповая.коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснение учителя. самостоятельная работа с учебником. вывод и доказательство, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом

Раздел 4.Имя существительное (41 ч)

Склонение имен существительных в единственном числе. Осо­бенности падежей и способы их распознавания. Развитие навыка в склонении имён существительных .

Несклоняемые имена существительные. Основные типы склонения имён существительных.

Три типа склонения имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существитель­ных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в раз­личных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Кам­чатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма.

Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и роди­тельного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок . Формы организации учебных занятий: урок путешествия,аукцион знаний, урок открытых мыслей, деловая игра, урок- творчества, практикум, консультации, урок- соревнования, урок- диалог, семинар. Основные виды учебной деятельности: парная, групповая.коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснение учителя. самостоятельная работа с учебником. вывод и доказательство, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом


Раздел 5.Имя прилагательное (31ч )

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопро­сы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, жен­ском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, жен­ском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение и правописание имен прилагатель­ных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.


Формы организации учебных занятий: урок взаимообучения, аукцион знаний, урок открытых мыслей, деловая игра, урок- творчества, практикум, консультации, урок- соревнования, урок- диалог, семинар. Основные виды учебной деятельности: парная, групповая.коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснение учителя. самостоятельная работа с учебником. вывод и доказательство, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом


Раздел 6.Местоимение( 9 ч)

Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Формы организации учебных занятий: урок взаимообучения, аукцион знаний, урок открытых мыслей, деловая игра, урок- творчества, практикум, консультации, урок- соревнования, урок- диалог, семинар. Основные виды учебной деятельности: парная, групповая.коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснение учителя. самостоятельная работа с учебником. вывод и доказательство, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом

Раздел 7.Глагол (32 ч)

Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

Правописание безударных личных окончании глаголов.

Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел.

Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться). Формы организации учебных занятий: урок взаимообучения, аукцион знаний, урок открытых мыслей, деловая игра, урок- творчества, практикум, консультации, урок- соревнования, урок- диалог, семинар. Основные виды учебной деятельности: парная, групповая.коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснение учителя. самостоятельная работа с учебником. вывод и доказательство, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом


Раздел 8.Повторение (18 ч)

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

Формы организации учебных занятий: урок взаимообучения, аукцион знаний, урок открытых мыслей, деловая игра, урок- творчества, практикум, консультации, урок- соревнования, урок- диалог, семинар. Основные виды учебной деятельности: парная, групповая.коллективная, индивидуально-обособленная, слушание объяснение учителя. самостоятельная работа с учебником. вывод и доказательство, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала, анализ проблемных ситуаций, работа с раздаточным материалом


















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Раздел/тема

Кол – во часов

Дата проведения

Примечание

план

факт


Повторение

10




1

Знакомство с учебником «Русский язык» наша речь и наш язык.

1




2

Язык и речь. Формулы вежливости.

1




3

Текст и его план.

1




4

Обучающее изложение.

1




5

Предложение как единица речи.

1




6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1




7

Диалог. Обращение.

1




8

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1




9

Контрольный диктант по теме "Повторение"

1




10

Словосочетание.

1





Предложение

8




11

Однородные члены предложения.

1




12

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1




13

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1




14

Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень"

1




15

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

1




16

Сложное предложение и предложение с однородными членами..

1




17

Обучающее изложение.

1




18

Контрольный диктант по теме "Предложение"

1





Слово в языке и речи

17




19

Слово и его лексическое значение.

1




20

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов.

1




21

Синонимы, антонимы, омонимы.

1




22

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

1




23

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1




24

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1




25

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1




26

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

1




27

Правописание приставок и суффиксов.

1




28

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1




29

Обучающее изложение.

1




30

Склонение имён существительных и имён прилагательных

1




31

Имя числительное. Глагол.

1




32

Наречие как часть речи..

1




33

Правописание наречий.

1




34

Сочинение по картине В. М. Васнецова "Иван Царевич на Сером волке"

1




35

Контрольный диктант по теме "Части речи"

1





Имя существительное

37




36

Распознавание падежей имён существительных.

1




37

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей.

1




38

Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном, винительном, в дательном падежах.

1




39

Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах.

1




40

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные

1




41

Три склонения имён существительных. 1-е склонение имен существительных

1




42

Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег"

1




43

2-е склонение имен существительных

1




44

Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения

1




45

3-е склонение имён существительных..

1




46

Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения.

1




47

Типы склонений. Алгоритм определения склонения имени существительного.

1




48

Обучающее изложение.

1




49

Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонения единственного числа.

1




50

Именительный и винительный падежи.

1




51

Правописание окончаний имён существительных родительном падеже

1




52

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных

1




53

Правописание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже

1




54

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном падежах.

1







55

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в родительном, дательном падежах.

1






56

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

1




57

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже..

1




58

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

1




59

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже

1




60

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

1




61

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

1




62

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

1




63

Сочинение по картине В. А. Тропинина "Кружевница"

1




64

Контрольный диктанта по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

1




65

Склонение имён существительных во множественном числе.

1




66

Именительный падеж имён существительных множественного числа.

1




67

Родительный падеж имён существительных множественного числа.

1




68

Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи

1




69

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.

1




70

Обучающее изложение.

1




71

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе





72

Контрольный диктант за первое полугодие..

1





Имя прилагательное

29




73

Имя прилагательное как часть речи.

1




74

Род и число имён прилагательных.

1




75

Склонение имен прилагательных





76

Сочинение на тему «Чем запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»

1




77

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1




78

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже

1




79

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

1




80

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

1




81

Именительный, винительный, родительный падежи


1




82

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах


1




83

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1




84

Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты

1




85

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1




86

Склонение имён прилагательных женского рода

1




87

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1




88

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

1




89

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода

1




90

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных

1




91

Изложение описательного текста.

1




92

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных

1




93

Склонение имен прилагательных во множественном числе

1




94

Сочинение отзыв по картине Н. К. Рериха "Заморские гости"

1




95

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа

1




96

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.

1




97

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа

1




98

Обобщение по теме «Имя прилагательное»


1




99

Сочинение – отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1





100

Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний

1




101

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1





Местоимение

5




102

Местоимение как часть речи.

1




103

Личные местоимения.

1




104

Изменение личных местоимений 1-го, 2-го лица по падежам.


1




105

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

1




106

Изменение личных местоимений по падежам.

1





Глагол

21




107

Роль глаголов в языке.

1




108

Изменение глаголов по временам

1




109

Неопределённая форма глагола

1




110

Неопределённая форма глагола..

1




111

Изменение глаголов по временам..


1




112

Изложение повествовательного текста по цитатному плану

1




113

Спряжения глаголов. Анализ изложения.

1




114

Спряжения глаголов.

1




115

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.


1




116

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»


1




117

Iи IIспряжение глаголов настоящего времени

1





118

IиIIспряжение глаголов будущего времени.

1




119

Глаголы-исключения. Наши проекты.

1




120

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.


1




121

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1




122

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1




123

Контрольный диктант по теме "Глагол".

1




124

Обобщение по теме «Глагол»

1




125

Обобщение по теме «Глагол»

1




126

Изложение повествовательного текста

1





127

Проверка знаний по теме "Глагол".

1





Повторение

9




128

Язык. Речь. Текст.

1




129

Предложение и словосочетание

1




130

Предложение и словосочетание

1




131

Предложение и словосочетание

1




132

Лексическое значение слова

1




133

Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь»

1




134

Итоговый контрольный диктант

1




135

Анализ контрольного диктанта.повторение

1




136

Игра «По галактике Частей речи»

1