СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Городовиковская средняя общеобразовательная школа №2»


«Рассмотрено»

Руководитель МО:

__________/Боденова Е.М./

Протокол № 1 от 27.08. 2020г.


«Согласовано»

Зам. директора по УР:

________/ Лайпанова В.Л./

от 27. 08. 2020г.

«Утверждаю»

Директор школы:

_________/ Остапенко Е.А./

Приказ №203 от 28.08.2020












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Русский язык»



5 класс



Базовый уровень

2020-2021 учебный год










Составитель: Боденова Е.М.

учитель русского языка и литературы











г. Городовиковск, 2020 г.



Пояснительная записка

  1. Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • ст.12 ФЗ от29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • приказ МО и НРК «Об утверждении регионального (примерного) учебного плана на 2020-2021 учебный год

  • приказ УО ГРМО РК «О региональном (примерном) учебном плане для ОО, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2020-2021 учебный год»

  • учебный план МКОУ «ГСОШ №2» на 2020-2021 учебный год

  • примерная программа по русскому (родному) языку и Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2017.)


Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Содержание курса (5 класс)

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

  • Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

  • Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

  • Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

  • Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.

Раздел 3. Текст

  • Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

  • Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

  • Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).

  • Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Содержание, обеспечивающее формирование лингвистической (языковедческой) компетенций

Раздел 5. Общие сведения о языке

  • Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

  • Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.

  • Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

  • Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

  • Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].

  • Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

  • Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

  • Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

  • Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

  • Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  • Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

  • Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.

  • Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 11. Синтаксис

  • Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь

  • Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

  • Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

  • Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

  • Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

  • Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни

Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.

Технологии, используемые в учебном процессе:

  • 1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.

  • 2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.

  • 3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

  • 4. Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала.

Методы и приёмы обучения:

  • - обобщающая беседа по изученному материалу;

  • - индивидуальный устный опрос;

  • - фронтальный опрос;

  • - опрос с помощью перфокарт;

  • - выборочная проверка упражнения;

  • - взаимопроверка;

  • - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

  • - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

  • - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

  • - составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

  • - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • - изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

  • - написание сочинений;

  • - письмо под диктовку;

  • - комментирование орфограмм и пунктограмм.

  • Виды деятельности учащихся на уроке:

  • - анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

  • Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

  • Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты.

Планируемые предметные результаты

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых основ лингвистики;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  • проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Результаты обучения

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Книгопечатная продукция

  • Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012.

  • Русский язык V класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2011.

  • Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

  • Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

  • Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.

  • Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.


Цифровые образовательные ресурсы:

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

  • http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

  • http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  • http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  • http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  • http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  • Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  • Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  • http://rusolimp.kopeisk.ru/


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверка и взаимопроверка, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.

Устные ответы

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо

руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста,

рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и ипосле приставок;

6)в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7)в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2)содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.




















Учебно-тематическое планирование

по русскому языку

Класс 5

Количество часов: всего 170 часов; в неделю 5 часов

Плановых контрольных уроков - 10 ч; практических работ по развитию речи - 32 ч

Планирование составлено на основе: авторской Программы курса «Русский язык. 5-9 классы» М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский – М.: Просвещение, 2011.


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Развитие речи


Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.

3

-

1

Повторение изученного в начальных классах.

26

1

6

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

31

2

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

16

1

2

Лексика. Культура речи.

15

1

5

Морфемика. Орфография. Культура речи.

23

1

4

Морфология. Орфография. Культура речи.

50




10


Имя существительное

20

1

4

Имя прилагательное

11

1

2

Глагол

19

1

4

Повторение и систематизация изученного.

5

1

-

ИТОГО

170

10

32
























График работ по развитию речи

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Стили речи. Повторение изученного в начальной школе.

2



2

Изложение по упр. 70

2



3

Тема и микротема (узкая тема) текста.Сочинение-миниатюра упр.87

1



4

Основная мысль текста. Сочинение по данному началу по упр.118

1



5

Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»

1



6

Сжатое изложение по упр. 144

1



7

Сочинение на тему «Памятный (интересный, веселый) день» упр.157

1



8

Письмо как разновидность текста упр.225

1



9

Контрольное сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»

1



10

Типы речи. Повествование и его структура

Изложение «Шкатулка» упр.283

1



11

Описание. Сочинение - описание предмета упр.302

1



12

Рассуждение. Его структура и разновидности упр.345

2



13

Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1



14

Подробное изложение «Первый снег» упр.375

2



15

Обучающее сочинение-рассуждение упр.402

1



16

Выборочное изложение «Последний лист» упр.419

2



17

Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» упр.470

1



18

Доказательство в рассуждении. Сочинение-рассуждение по упр. 484

1



19

Сжатое изложение по притче Е.А.Пермяка «Перо и чернила».

1



20

Изложение с элементами сочинения по упр. 547

1



21

Сочинение-описание по картине Нисского упр.563

1



22

Описание животного упр.587

2



23

Рассказ по серии картинок упр.619

1



24

Сочинение «Невыдуманный рассказ» упр.651

1



25

Сжатое изложение с изменением лица упр.688

1



24

Рассказ с элементами рассуждения по сюжетным картинкам упр.697

1









Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 кл

Наименование раздела и тем

Количество часов

Домашнее задание

Примечание



3



  • 1

1.Язык человек. Язык и речь. / Язык - важнейшее средство человеческого общения.

1

Вспомнить пословицы и поговорки о языке, слове, речи.


  • 2

2.Язык и его единицы. Общение устное и письменное.

1

Упражнения учебника


3

3. Р/Р (1) Стили речи

1

Индивидуальные задания



Повторение изученного в начальных классах

26



4

1.Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

П.6, упр. учебника


5

2.Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

П.7,8, упр.33


6

3.Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

П.8, упр.35


7

4.Правописание непроверяемых безударных гласных

в корне слова

1

П.8, упр.38


8

5.Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

П.9, упр.42


9

6.Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

П.9, составить словарный диктант


10

7.Правописание непроизносимых и непроверяемых согласных в корне слова.

1

П.9,10, упр.49


11

8.Буквы И, У, А после шипящих

1

П.11, упр.53


12

9.Разделительные Ъ и Ь.

1

П.12, упр.58


13


10.Раздельное написание предлогов с другими словами

1

П.13, упр.64


14

11.Р/Р (2) Текст.

1

П.14, упр.69


15

12.Р/Р (3) Обучающее изложение. Упр. 70 «Хитрый заяц»

1

Задания нет


16

13.Части речи.

Глагол. Ь на конце глаголов 2лица ед.ч.

1

П.16, упражнения


17

14. Глагол. Раздельное написание НЕ с глаголами.

1

П.16, упр. 92


18

15.Правописание

-тся и -ться в глаголах

1

П.17, упр.85


19

16.Р/Р (4)Тема текста

1

П.18, упр.87


20

17.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

П.19, упр.92


21

18.Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих.

1

П.20, упр.100


22

18.Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих.

1

П.20


23

19.Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

П. 21, упр. 110


24

21.Местоимение

1

П.22, упр. 112


25

Р/Р (6) Основная мысль текста

1



26

20.Р/Р (5) Обучающее сочинение по картине Пластова «Летом»

1

П.23, вопросы стр. 55


27

Повторение и обобщение изученного в 5 классе

1



28

23.Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах»

1

Задания нет


29

24.Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

Упражнения учебника



Синтаксис, пунктуация и культура речи

31



30

1.Синтаксис и пунктуация.

1

П.24, 25, упр. 125, 127


31

2.Словосочетание. Способы грамматической связи в словосочетании

1

П.26, упр.133


32

3.Способы выражения грамматической связи в словосочетании

1

П.26, упр. 136


33

4.Разбор словосочетания

1

П. 27, упр. 140


34

5.Предложение. Простое предложение.

1

П.28, упр.143


35

6. Р/Р (7) Обучающее сжатое изложение. Упр. 144

1

Задания нет


36

7.Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации

1

П. 29, 30,упр.149, 155


37

8 .Р/Р (8) Обучающее сочинение-повествование. «Памятный день» упр. 157

1

Упр.158 устное сочинение-отзыв


38


9.Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

П.31,32,упр. 162


39

10.Сказуемое

1

П.33, упр. 164


40

11.Тире между подлежащим и сказуемым

1

П.34, упр.172


41

12. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

П.37, упр. 185


42

13.Определение

1

П.38, упр.189


43

14.Обстоятельство

1

П.39, упр.192, вопр. из упр.198


44

15.Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

П.40, упр.200


45

16. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

П.41, упр.207


46

17.Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

П.41, упр.211


47

18.Предложения с обращениями, Знаки препинания при обращениях.

1

П. упр.216, 218, 219 –индивидуальные задания


48

19. Р/Р (9) Письмо

1

П. 43, упр. 225, 226 – индивидуальные задания


49

20.Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

1

П.44,45, уп.231. Подготовиться к К/Р


50

21. Контрольная работа № 2 по теме «Синтаксис простого предложения»

1

Задания нет


51

22. Анализ контрольной работы. Простые и сложные предложения

1

П.46, упр. 235


52

23.Простые и сложные предложения

1

П.46, упр. 240


53

24.Синтаксический разбор сложного предложения

1

П.47, упр.242


54, 55

25.,26Р/Р (10) Речевой этикет. Прямая речь).Роль предложений с прямой речью в художественномтексте. Пунктуация при прямой речи

2

П.48, упр.248


56

27. Р/Р ( 12 ) Правила этикета. Диалог. Пунктуация при диалоге

1

П.50, упр.256, вопросы стр. 119


57

28. Р/Р (13) Контрольное сочинение-описание по картине Решетникова «Опять двойка»

1

Задания нет


58

29. Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1

Упр. 258, 259


59

30. Контрольная работа № 3 по теме «Синтаксис. Пунктуация». Диктант с грамматическим заданием.

1

Задания нет


60

31.Анализ контрольной работы

1

Упр. 260



Фонетика и орфоэпия

16



61

1.Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук как единица речи. Гласные звуки.

1

П.50, упр. 265, инд. -267


62

2. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие

1

П. 52,53, упр.274


63, 64


3.4.Р/Р (14,15) Типы речи. Повествование и его структура. Подробное изложение «Шкатулка» (упр.283)

2

Анализ текста с точки зрения ИВС


65.

5.Согласные звонкие и глухие

1

П.56,упр.286


66.

6.Графика. Алфавит

1

П.57,58,

Упр.295,

  • тно


67

7. Р/Р (16) Описание предмета(п.59)

1

П.59,упр.302







68

8.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

П.60,упр.307


69, 70

9. 10.Двойная роль букв е, ё, ю, я

2

П.61,упр.311


71

11.Орфоэпия. Ударение

1

П.62,упр.319


72

12.Фонетический разбор слова

1

П.63,упр.320,

Вопр.стр.147.


73

13.Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

1

Упр.322,

Фонетич.разб.


74

14.Контрольная работа №4 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1

Задания нет


75

15.Анализ контрольной работы

1

Индивидуальные задания


76

16.Р/Р (17) Устное сочинение по картине (упр.329)

1

Упр.325



Лексика

15



77

1.Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение

1

П.64,упр.336,

+инд. задания


78, 79

2,3..Однозначные и многозначные слова. РР (18) Устное сочинение-рассуждение (упр.345)

2

П.65,упр.345


80, 81

4,5.Прямое и переносное значение слов. РР (19) Творческая работа. Рассуждение.

2

П.66,упр.352


82, 83

6,7.Омонимы

2

П.67,упр.355


84, 85

8,9.Синонимы

2

П.68,упр.366


86

10.Антонимы

1

П.69,упр.371,372, вопросы стр.167


87

11.Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи»

1

Подг. к К/Р инд. задания


88

12.Контрольная работа № 5 по теме «Лексика. Культура речи»

1

Задания нет


89

13.Анализ контрольной работы по теме «Лексика. Культура речи»

1

Упр.367


90, 91

14, 15. Р/Р (20,21) Подробное изложение «Первый снег» (упр.375)

2

Задания нет



Морфемика

23



92

1.Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

1

П.70,71,

Упр.378


93

2.Окончание и основа самостоятельных частей речи.

1

П.73,упр.387(п),

387(у)


94, 95

3,4.Корень слова. Исторические изменения в составе слова.

2

П.74, упр. 394


96

5. Р/Р (22) Рассуждение. Обучающее сочинение- рассуждение

1

Упр. 402 – на выбор устно


97

6.Суффикс

1

П.76,упр.413


98

7.Приставка

1

П.77,упр. 418


99, 100

8,9.Р/Р (23) Выборочное изложение «Последний лист» упр.419,420. Анализ ошибок изложения

2

Выписать все ИВС из упр.419


101

10.Чередование гласных и согласных звуков.

1

П.78,упр.424


102

11.Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем.

1

П.78,79, упр.428


103

12.Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем.

1

П.79,80, упр.431


104

13.Морфемный разбор слова


1

П.81,упр.432


105

14.Правописание гласных и согласных в приставках

1

П.81, упр.434,

435


106

15.Буквы з исна конце приставок.

1

П.83, упр.443


107

16.Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож-

1

П.84, упр.449


108

17.Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос-

1

П.85,Составить предложения, используя слова с чередованием.


109

18.Буквы ё—опосле шипящих в корне

1

П.86, упр.460


110

19.Буквы и ы после ц

1

П.87, унр.463,

вопр. стр.41


111

20.П.овторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

Упр.467


112

21.Контрольная работа(№6 ) по теме «Морфемика»

1

Задания нет


113

22.Анализ контрольной работы.

1

Упр.468.


114

23.Р/Р (24) Обучающее сочинение- описание картины с элементами рассуждения. (Кончаловский «Сирень») упр.457

1

Подобрать ИВС по теме урока



Морфология

50




Имя существительное


20



115

1.Имя существительное как часть речи

1

П.88,упр.480


116

2.Р/Р (25) Обучающее сочинение-рассуждение. Доказательство в рассуждении. П.89

1

Упр. 484


117,118

3,4.Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

2

П.90,91,упр 487,501


119

5.Род имен существительных

1

Составить предложения с данными существительными


120

6.Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

П.93, упр.510,+ инд. задания


121

7. Р/Р (26) Сжатое изложение «Перо и чернильница», упр. 513.

1

Задания нет


122

8.Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

П.94, упр.518


123

9.Три склонения имен существительных

1

П.95, работа с дидактическим материалом


124

10.Падеж имен существительных

1

П.96, упр.526,529


125

11.Правописание падежных окончаний существительных

1

П.97,упр.537


127

12.Падеж и склонение имен существительных. Особенности склонения существительных на –ИЕ, -ИЙ, -ИЯ

1

П.97,упр.542


128

13. Р/Р (27) Обучающее подробное изложение (упр.547 «Берёзки»)

1

Задания нет


129

14.Множественное число имён существительных.

1

П.98, упр.554


130

15.Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных

1

П.99,упр.559, стр.78, вопр.


131

16.Морфологический разбор имени существительного

1

П.100, морфологич. разбор


132

17.Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном

1

Упр. 561


133

18.Контрольная работа (№7) по теме «Имя существительное»

1

Задания нет


134

19.Анализ контрольного диктанта

1

Упражнения учебника


135

20. Р/Р (28) Сочиние-описание по картине Нисского «Февраль. Подмосковье»

1

Задания нет



Имя прилагательное

11



136

1.Имя прилагательное как часть речи

1

П.101, упр.574, 575 –инд.


137

2,3.Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

2

П. 102. упр.


138


П. 102. упр.


139

4.Описание животного (29). Подготовка к изложению.

1



140

5. Р/Р (30) Подробное изложение «Кошка Ю-ю»

1

Задания нет


141

6. Р/Р (31)Анализ контрольного изложения

1

Упр. 587 инд.


142

7.Прилагательные полные и краткие

1



143

8.Морфологический разбор имени прилагательного

1




9.Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном

1



144




145

10.Кон контрольная работа № 8. Диктант по теме «Имя прилагательное»/ контрольная работа

1

Задания нет


146

11.Анализ контрольной работы

1




Глагол

19



147

1.Глагол как часть речи.

1


148

2.Не с глаголами

1


149

3.Р/Р (32) Рассказ, особенности, структура, стили. Упр. 619 (по картинкам)

1


150

4.Неопределенная форма глагола

1


151

5.Правописание -тсяи -тьсяв глаголах

1


152

6.Виды глагола

1



7.Буквы е — и в корнях с чередованием

1


153



154

8. Р/Р (33) Невыдуманный рассказ. П.113

1


155

9.Время глагола. Прошедшее время

1


156

10.Настоящее время

1


157

11.Будущее время

1


158

12.Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов

1


159

13.Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

1


160

14.Морфологический разбор глагола

1


161

15.Р/Р (34) Сжатое изложение с изменением лица.

1


162

16.Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1


163

17.Р/Р (35) Употребление «живописного настоящего» в речи. Устное сочинение-рассказ упр. 697

1


164.

18.Повторение и обобщение изученного материала о глаголе

1


165

19.Контрольная работа №9 по теме «Глагол»

1






166

Анализ ошибок контрольной работы.

Синтаксис. Пунктуация. Орфограммы в корне слова.

1


167

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Орфограммы в корне слова

1


168

Фонетика. Морфемика. Орфография. Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов

1


169

Диагностическая работа. Итоговый контроль.

1


170

Анализ диагностической работы. Подведение итогов года.

1










































Лист корректировки

Предмет __________

Класс ______

Учитель___________

2020-2021 учебный год


урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано