СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по русскому языку 8 класс

Просмотр содержимого документа
«русск яз 8 кл»

Календарно-тематическое планирование

уроков русского языка

Класс: 8

Количество часов:

Всего: 140            В неделю: 4.

Контрольные работы: __

Уроки развития речи: __

Планирование  составлено на основе:

Программ общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский/ - М.: Просвещение, 2008

Учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, А.М.Александрова / - М.: Просвещение, 2012

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе:

1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего (полного) образования

2. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию …/Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253

3.Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004  №1312  (ред. От 03.06.2011) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

4.Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»

5.Примерная программа среднего общего образования по русскому языку

6. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский/ - М.: Просвещение, 2008

7. Школьный учебный план на 2020-2021 учебный год.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную  записку; содержание дисциплины; учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план.

Общая характеристика курса

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая программа для учащихся 8 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.

Цели обучения:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;

совершенствование: речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

        Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – это знания, умение и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

Курс русского  по программе в 8 классе  общеобразовательной школы рассчитан на 140 часов (4 часа в неделю).

Настоящая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы М,Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, М.: Просвещение, 2008 г.

В работе  используется учебник русского языка для 8 класса (авторы Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская), М.: Просвещение, 2011 г.

Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Формы организации учебного процесса:

  • Традиционный урок

  • Формы текущего и итогового контроля

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения.


Содержание рабочей программы

Функции русского языка в современном мире (1)

Повторение изученного в V–VII классах (6+2)

Синтаксис, пунктуация, культура речи (96ч +23 ч р.р)

   Словосочетание (2)

  1. Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольный, именные, наречные).

  2. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи по значению словосочетания.

   Простое предложение (3+1)

  1. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

  2. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

  3. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

   Простые двусоставные предложения

      Главные члены предложения (6+2)

  1. Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

  2.  Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием . Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого

  3.  Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности

   Второстепенные члены предложения (6+2)

  1. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

               Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

  1. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

  2. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

       Простые односоставные предложения (9+2)

  1. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

  1. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

  1. Рассказ на свободную тему.    

       Неполное предложение (2)

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

        Однородные члены предложения (12+2)

  1. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

  2. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (18+2)

  1. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

  2. Ораторская речь, ее особенности.

Прямая и косвенная речь (6+1)

  1. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

  1. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

  2. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (5+1)

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

 

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

по авторской программе

Кол-во часов

по данной рабочей программе

Из них

Развитие речи

Контрольные работы

1

Функции русского языка в современном мире.

1

1



2

Повторение пройденного в 5 – 7х классах

8

11

2

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.


133



3

Основные единицы синтаксиса.


6

3


4

Словосочетание

2

5

3


5

Простое предложение

4

8

1

1

6

Главные члены предложения

8

12

2

1

7

Второстепенные члены предложения

8

13

2

1


 Простые односоставные   предложения

11

15

3

1

8

Простое осложненное предложение.

Понятие об осложненном предложении.


1



9

Однородные члены предложения

14

16

4

1

10

Обособленные члены предложения

20

22

3

1

11

Неполные  предложения

2

(1)

Входит в состав односоставных предложений



12

Обращения, вводные слова, междометия/ Слова, грамматически не связанные с членами предложения

11

15

1

1

13

Прямая и косвенная речь/чужая речь

7

8

1


14

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

6

7

1

1


Всего

102

140

26

9

        

Контрольные работы

 №

Тема

Источник

1

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

Диктант с грамматическим заданием, см. «ПР», стр.191

2

Контрольный диктант по теме «Простое  предложение»

Диктант с грамматическим заданием, см. «ПР», стр. 57

3

Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения»

Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр. 211

4

Контрольная работа по теме «Двусоставное предложение»

Диктант с грамматически заданием , см.«ПР», стр.

5

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр.

6

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр.254

7

Контрольный   диктант по теме «Обособленные члены предложения»

Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр.282

8

Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр.296

9

Итоговый контрольный диктант.

Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр.317


Календарно-тематическое планирование. 8 кл.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

План

Факт

1

Русский язык в современном мире

1

1 четверть 1

неделя


2

Пунктуация и орфография.

1



3

Знаки завершения, разделения, выделения.

1



4

Знаки препинания в сложном предложении.

1



5,6

Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

2

2

неделя


7,8

 Изложение с грамматическим заданием по упр. 26,27

2



9,10

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

2

3

неделя


11

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 кл.»

1



12

Работа над ошибками

1



13

Основные единицы синтаксиса

1

4

неделя


14.15

 Текст как единица синтаксиса.

2



16,17

Предложение как  единица синтаксиса.

2

5

неделя


18

 Сжатое изложение, упр.52

1



19,20

Словосочетание как    единица синтаксиса.

2



21

Виды словосочетаний

1

6

неделя


22

Синтаксические связи   слов в словосочетаниях.  

1



23

Синтаксический разбор словосочетаний

1




24

Простое предложение. Грамматическая (предикативная)

основа предложения

1



25

Порядок слов в предложении.  

1

7

неделя


26

Интонация, логическое ударение.

1



27,28

Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Простое предложение»

2



29

Контрольный диктант по теме «Простое предложение»

1

8

неделя


30

Работа над ошибками

1



31

 Описание памятника культуры

1



32

Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1



33,34

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

2

9

неделя


35,36

Составное глагольное сказуемое.

2



37

Составное именное сказуемое

Контрольный словарный диктант.

1

10 неделя


38

Повторение видов сказуемых

1



39,40

Изложение с элементами сочинения – рассуждения

2



41,42

Тире между подлежащим и  сказуемым.

2

11 неделя


43

Контрольный диктант по  теме «Главные члены предложения»

1



44

Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении

1



45

Дополнение.

1

12 неделя


46

Определение.

1



47,48

 Изложение по упр. 139

2



49

Приложение. Знаки препинания при нем.

1

13 неделя


50

Обстоятельство

1



51

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. Тест.

1



52

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1



53

Характеристика человека

1

14 неделя


54

Повторение по теме «Двусоставные предложения»

1



55

Контрольный диктант по теме «Двусоставное предложение»

1



56

Работа над ошибками

1



57

Односоставные    предложения. Главный     член односоставного предложения

1

15 неделя


58

Назывные предложения

1



59,60

Определённо-личные    предложения

2



61,62

Неопределённо-личные предложения.

2

16 неделя


63

 Инструкция

1



64,65

Безличные предложения

2

17 неделя


66

Рассуждение

Составление текста - рассуждения

1



67

Изложение с элементами сочинения

1



68

Неполные   предложения.

1



69

Синтаксический разбор односоставного  предложения

1

18 неделя


70

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения».

1



71

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

1



72

Понятие об осложнённом предложении. Контрольный словарный диктант.

1



73

Понятие об однородных членах

1

19 неделя


74

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

1



75,76

 Изложение по тексту «Сравнительная характеристика Лели и Наташи» (упр.242)

2



77

Однородные и неоднородные определения

1

20 неделя


78

 Сочинение «Сравнительная характеристика двух одноклассников». (упр.264)

1



79,80

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

2



81,82

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

2

21 неделя


83

Синтаксический разбор предложения с

однородными членами

1



84

Отзыв в книгу посетителей выставки о картине В.Е.Попкова «Осенние дожди». (упр. 281)

1



85

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1

22

неделя


86,87

Повторение и обобщение по теме  «Однородные члены предложения»

Повторим орфографию. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

2



88

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

1



89

Обособленные члены предложения.  Понятие об обособлении.

1

23 неделя


90,91,

92,

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

3



93, 94

 Рассуждение на дискуссионную тему

2

24 неделя


95,96,

97

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

3

25 неделя


98,99,

100

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

3



101,

102,

103

Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при них.

3

26

неделя


104

Сочинение «Изобретение наших дней»

1



105

Синтаксический  разбор предложения с обособленными членами

1

27 неделя


106

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1



107,

108

Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

2



109

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

1

28 неделя


110

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1



111

Обращение. Назначение обращения.

1



112

Распространенные обращения.

1



113

Выделительные знаки препинания при обращении

1

29 неделя


114

Употребление обращений

1



115

Вводные и вставные конструкции

1



116,

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

1



117,

118

Выделительные знаки

препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

2

30 неделя


119

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1



120

Публичное выступление

1



121

Междометия в предложении

1

31 неделя


122

Синтаксический и пунктуационный

разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

1



123

Обобщающий урок по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

1



124

Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

1



125

Работа над ошибками

1

32 неделя


126

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

1



127,

128

Прямая речь и косвенная речь

2



129

Прямая речь

1

33 неделя


130

Диалог

1



131

 Рассказ

1



132,

Цитата

1



133

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение  по теме «Чужая речь»

1

34 неделя


134

Синтаксис и морфология

1



135

Синтаксис и пунктуация

1



136

Изложение, упр.443

1



137

Синтаксис и культура речи

1

35 неделя


138

Синтаксис и орфография

1



139

Итоговый контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация»

1



140

Работа над ошибками

1




Планируемые результаты

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные с однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

   По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными  правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах  предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, , междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы,  обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно  и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствие с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

                



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!