Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка
Класс: 8
Количество часов:
Всего: 140 В неделю: 4.
Контрольные работы: __
Уроки развития речи: __
Планирование составлено на основе:
Программ общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский/ - М.: Просвещение, 2008
Учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, А.М.Александрова / - М.: Просвещение, 2012
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе:
1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего (полного) образования
2. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию …/Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253
3.Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 (ред. От 03.06.2011) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
4.Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»
5.Примерная программа среднего общего образования по русскому языку
6. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский/ - М.: Просвещение, 2008
7. Школьный учебный план на 2020-2021 учебный год.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; содержание дисциплины; учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план.
Общая характеристика курса
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа для учащихся 8 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
совершенствование: речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – это знания, умение и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Курс русского по программе в 8 классе общеобразовательной школы рассчитан на 140 часов (4 часа в неделю).
Настоящая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы М,Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, М.: Просвещение, 2008 г.
В работе используется учебник русского языка для 8 класса (авторы Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская), М.: Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Формы организации учебного процесса:
Традиционный урок
Формы текущего и итогового контроля
Информационно-коммуникационные технологии.
Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения.
Содержание рабочей программы
Функции русского языка в современном мире (1)
Повторение изученного в V–VII классах (6+2)
Синтаксис, пунктуация, культура речи (96ч +23 ч р.р)
Словосочетание (2)
Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольный, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи по значению словосочетания.
Простое предложение (3+1)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (6+2)
Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием . Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности
Второстепенные члены предложения (6+2)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Простые односоставные предложения (9+2)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Неполное предложение (2)
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (12+2)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (18+2)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Прямая и косвенная речь (6+1)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (5+1)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по данной рабочей программе | Из них |
Развитие речи | Контрольные работы |
1 | Функции русского языка в современном мире. | 1 | 1 | | |
2 | Повторение пройденного в 5 – 7х классах | 8 | 11 | 2 | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | | 133 | | |
3 | Основные единицы синтаксиса. | | 6 | 3 | |
4 | Словосочетание | 2 | 5 | 3 | |
5 | Простое предложение | 4 | 8 | 1 | 1 |
6 | Главные члены предложения | 8 | 12 | 2 | 1 |
7 | Второстепенные члены предложения | 8 | 13 | 2 | 1 |
| Простые односоставные предложения | 11 | 15 | 3 | 1 |
8 | Простое осложненное предложение. Понятие об осложненном предложении. | | 1 | | |
9 | Однородные члены предложения | 14 | 16 | 4 | 1 |
10 | Обособленные члены предложения | 20 | 22 | 3 | 1 |
11 | Неполные предложения | 2 | (1) Входит в состав односоставных предложений | | |
12 | Обращения, вводные слова, междометия/ Слова, грамматически не связанные с членами предложения | 11 | 15 | 1 | 1 |
13 | Прямая и косвенная речь/чужая речь | 7 | 8 | 1 | |
14 | Повторение и систематизация пройденного в 8 классе | 6 | 7 | 1 | 1 |
| Всего | 102 | 140 | 26 | 9 |
Контрольные работы
№ | Тема | Источник |
1 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | Диктант с грамматическим заданием, см. «ПР», стр.191 |
2 | Контрольный диктант по теме «Простое предложение» | Диктант с грамматическим заданием, см. «ПР», стр. 57 |
3 | Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» | Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр. 211 |
4 | Контрольная работа по теме «Двусоставное предложение» | Диктант с грамматически заданием , см.«ПР», стр. |
5 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр. |
6 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр.254 |
7 | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» | Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр.282 |
8 | Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр.296 |
9 | Итоговый контрольный диктант. | Диктант с грамматически заданием, см. «ПР», стр.317 |
Календарно-тематическое планирование. 8 кл.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
План | Факт |
1 | Русский язык в современном мире | 1 | 1 четверть 1 неделя | |
2 | Пунктуация и орфография. | 1 | | |
3 | Знаки завершения, разделения, выделения. | 1 | | |
4 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | | |
5,6 | Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. | 2 | 2 неделя | |
7,8 | Изложение с грамматическим заданием по упр. 26,27 | 2 | | |
9,10 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 2 | 3 неделя | |
11 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 кл.» | 1 | | |
12 | Работа над ошибками | 1 | | |
13 | Основные единицы синтаксиса | 1 | 4 неделя | |
14.15 | Текст как единица синтаксиса. | 2 | | |
16,17 | Предложение как единица синтаксиса. | 2 | 5 неделя | |
18 | Сжатое изложение, упр.52 | 1 | | |
19,20 | Словосочетание как единица синтаксиса. | 2 | | |
21 | Виды словосочетаний | 1 | 6 неделя | |
22 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | 1 | | |
23 | Синтаксический разбор словосочетаний | 1 | | |
|
24 | Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1 | | |
25 | Порядок слов в предложении. | 1 | 7 неделя | |
26 | Интонация, логическое ударение. | 1 | | |
27,28 | Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Простое предложение» | 2 | | |
29 | Контрольный диктант по теме «Простое предложение» | 1 | 8 неделя | |
30 | Работа над ошибками | 1 | | |
31 | Описание памятника культуры | 1 | | |
32 | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | | |
33,34 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 2 | 9 неделя | |
35,36 | Составное глагольное сказуемое. | 2 | | |
37 | Составное именное сказуемое Контрольный словарный диктант. | 1 | 10 неделя | |
38 | Повторение видов сказуемых | 1 | | |
39,40 | Изложение с элементами сочинения – рассуждения | 2 | | |
41,42 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | 11 неделя | |
43 | Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» | 1 | | |
44 | Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении | 1 | | |
45 | Дополнение. | 1 | 12 неделя | |
46 | Определение. | 1 | | |
47,48 | Изложение по упр. 139 | 2 | | |
49 | Приложение. Знаки препинания при нем. | 1 | 13 неделя | |
50 | Обстоятельство | 1 | | |
51 | Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. Тест. | 1 | | |
52 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 | | |
53 | Характеристика человека | 1 | 14 неделя | |
54 | Повторение по теме «Двусоставные предложения» | 1 | | |
55 | Контрольный диктант по теме «Двусоставное предложение» | 1 | | |
56 | Работа над ошибками | 1 | | |
57 | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения | 1 | 15 неделя | |
58 | Назывные предложения | 1 | | |
59,60 | Определённо-личные предложения | 2 | | |
61,62 | Неопределённо-личные предложения. | 2 | 16 неделя | |
63 | Инструкция | 1 | | |
64,65 | Безличные предложения | 2 | 17 неделя | |
66 | Рассуждение Составление текста - рассуждения | 1 | | |
67 | Изложение с элементами сочинения | 1 | | |
68 | Неполные предложения. | 1 | | |
69 | Синтаксический разбор односоставного предложения | 1 | 18 неделя | |
70 | Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения». | 1 | | |
71 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | 1 | | |
72 | Понятие об осложнённом предложении. Контрольный словарный диктант. | 1 | | |
73 | Понятие об однородных членах | 1 | 19 неделя | |
74 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 1 | | |
75,76 | Изложение по тексту «Сравнительная характеристика Лели и Наташи» (упр.242) | 2 | | |
77 | Однородные и неоднородные определения | 1 | 20 неделя | |
78 | Сочинение «Сравнительная характеристика двух одноклассников». (упр.264) | 1 | | |
79,80 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 2 | | |
81,82 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 2 | 21 неделя | |
83 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | 1 | | |
84 | Отзыв в книгу посетителей выставки о картине В.Е.Попкова «Осенние дожди». (упр. 281) | 1 | | |
85 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | 1 | 22 неделя | |
86,87 | Повторение и обобщение по теме «Однородные члены предложения» Повторим орфографию. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 2 | | |
88 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | | |
89 | Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. | 1 | 23 неделя | |
90,91, 92, | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | 3 | | |
93, 94 | Рассуждение на дискуссионную тему | 2 | 24 неделя | |
95,96, 97 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 3 | 25 неделя | |
98,99, 100 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 3 | | |
101, 102, 103 | Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при них. | 3 | 26 неделя | |
104 | Сочинение «Изобретение наших дней» | 1 | | |
105 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1 | 27 неделя | |
106 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | 1 | | |
107, 108 | Повторение по теме «Обособленные члены предложения». | 2 | | |
109 | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | 28 неделя | |
110 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | | |
111 | Обращение. Назначение обращения. | 1 | | |
112 | Распространенные обращения. | 1 | | |
113 | Выделительные знаки препинания при обращении | 1 | 29 неделя | |
114 | Употребление обращений | 1 | | |
115 | Вводные и вставные конструкции | 1 | | |
116, | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | 1 | | |
117, 118 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 2 | 30 неделя | |
119 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 | | |
120 | Публичное выступление | 1 | | |
121 | Междометия в предложении | 1 | 31 неделя | |
122 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | | |
123 | Обобщающий урок по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | 1 | | |
124 | Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | 1 | | |
125 | Работа над ошибками | 1 | 32 неделя | |
126 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | 1 | | |
127, 128 | Прямая речь и косвенная речь | 2 | | |
129 | Прямая речь | 1 | 33 неделя | |
130 | Диалог | 1 | | |
131 | Рассказ | 1 | | |
132, | Цитата | 1 | | |
133 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь» | 1 | 34 неделя | |
134 | Синтаксис и морфология | 1 | | |
135 | Синтаксис и пунктуация | 1 | | |
136 | Изложение, упр.443 | 1 | | |
137 | Синтаксис и культура речи | 1 | 35 неделя | |
138 | Синтаксис и орфография | 1 | | |
139 | Итоговый контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация» | 1 | | |
140 | Работа над ошибками | 1 | | |
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные с однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, , междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствие с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.