Управление образования
администрации Жуковского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гостиловская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей ______________ Н.И. Александрова Протокол № 1 от «21» августа 2020 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Гостиловской ООШ __________ И.Н. Шишкова Приказ № 67 от «27» августа 2020 г. |
Программа
учебного предмета
«Русский язык»
3 класс
Учитель начальных классов
Александрова Н.И.
Принята к реализации педагогическим советом
МАОУ Гостиловской ООШ
протокол №1 от 27.08.2020 г.
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа
Программа учебного предмета «Русский язык» (далее – программа) разработана для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями).
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ― М.: Просвещение, 2011.
Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования/Под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. – М.: Просвещение, 2010.
Сведения об авторской программе
Программа учебного предмета «Русский язык» соответствует авторской программе: Канакина В.П , Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А. , Бойкина М.В. Русский язык /Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, М.: Просвещение, 2011.
Сведения об используемом учебнике
Данная программа ориентирована на учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, 3 класс. М.: Просвещение, 2014.
Общие цели и задачи изучения учебного предмета
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение русскому языку в 3 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом курс русского языка 3 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 3 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.
Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 170 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе начального общего образования, из расчета 5 учебных часов в неделю (34 учебные недели).
Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы учебного предмета «Русский язык», соответствует учебному плану образовательной организации на учебный год (170 часов).
В течении года проводится 11 контрольных работ. Диктанты – 8, изложение – 1, списывание текста – 2.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России;
осознавание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви к Родине, её народу, истории, культуре и гордости за них;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как к великому ценностному достоянию российского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление, элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др.;
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, .народов, культур, религий;
• развитие этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совестливости и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание;
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки и слова;
осознание своих эмоций и чувств, контролирование их; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам других людей;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок репродукций картин др;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношений к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУ
принимать и сохранять в памяти цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задач,
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях, проявлять познавательную инициативу;
планировать свои действия 'для решения-задачи (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно);
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — памятках); .
• выполнять учебные действия, используя устную, письменную , а также внутреннюю речь;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы
• оценивать свои достижения, определять трудности,
осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, .товарищами, другими лицами.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое чтение, осознавать цель чтения;
• воспринимать смысл читаемых текстов, выделять - существенную информацию из текстов разных видов
(художественного и познавательного), передавать устно или письменно содержание текста;
• анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и
.роль иллюстративного ряда в тексте;
• осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
• пользоваться словарями и «Справочными материалами» учебника;
• анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление. целого из их частей;
овладевать общими способами решения, конкретных лингвистических задач;
• ориентироваться на возможность решения отдельных 5 лингвистических задач разными способами; выбирать
наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства
для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения
участвовать в диалоге, в общей беседе, в совместной деятельности (в парах, группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
.оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их, во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
. Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
• понимание значения русского языка как; государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном, средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной устной и, письменной речи как показателя общей культуры человека; проявления собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства/для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), правилами культуры речевого поведения (в объёме материала, изучаемого : курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней
• овладение основными понятиями и правилами (в объёме материала, изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а .также умениями; находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки и буквы, слова, предложения,-тексты); использование этих знаний и умений для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
• овладение основами грамотного письма (в объёме материала изучаемого курса), основными орфографическими И: пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ, соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи; понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов; описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
работать с-жанрами объявления письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия, сохранять основные особенности текста-образца, грамотно записывать текст, соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, по репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, па тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой; словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно, выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Обучающийся научится:
• характеризовать звуки русского языка: гласный—согласный, гласный ударный—безударный, согласный твёрдый— мягкий парный—непарный, согласный глухой—звонкий, парный—непарный (в объёме материала изучаемого курса);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ,, коньки; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют); в словах с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками {вьюга, съел); ъ словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён материалом «Орфоэпического словаря» в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Обучающийся получит возможность научиться.
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника (в объёме материала «Орфоэпического словаря» учебника);
пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова, обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям, и др.
ЛЕКСИКА
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится: -
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или по «Толковому словарю»; спрашивать учителя о значении слова;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и в разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять, нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов; Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова
узнавать сложные слова, выделять в них корни, находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, ^выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
распознавать имена существительные, находить начальную форму имени существительного, определять грамматические признаки (род, число, падеж), изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные, определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного, находить начальную форму имени прилагательного, определять грамматические признаки (род, число, падеж), изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе), по падежам (первое представление);
распознавать глаголы, определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что еде лат ь?, определять грамматические признаки глагола—: форму времени, число, род (в прошедшем времени);
• распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
узнавать союзы а, и, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и в устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы. Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме материала изучаемого курса), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать над словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
СИНТАКСИС
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово; выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
• различать понятия члены предложения и часта речи;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и. нераспространённые предложения, составлять такие предложения; « отличать основу предложения от словосочетания, выделять в предложении словосочетания;
• разбирать предложение по членам: предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее, сказуемое или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Обучающийся научится:
• применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными- согласными;
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме материала изучаемого курса);
определять разновидности орфограмм соотносить их с изученными правилами;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование «Орфографического словаря»;
безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
писать под диктовку текст (объёмом 55-60 Слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять правила:
правописания соединительных гласных о и е в . сложных словах;
правописания гласных е и и в суффиксах имён существительных (-ик-, ~ек-); постановки запятой при обращении; постановки запятой между частями сложного предложения;
правописания безударных родовых окончаний имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
использовать при составлении собственных текстов помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки ).
Содержание учебного предмета
Язык и речь.(2 часа)
Наша речь и наш язык
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку. *Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Текст (повторение и углубление представлений о тексте)Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение .Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка).
*Слова с непроверяемым написанием: орех. Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге) Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины .Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) Знаки препинания в конце предложений Слова с непроверяемым написанием: овёс. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения с обращением (общее представление) Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. Состав предложения (повторение и углубление представлений) Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). *Слова с непроверяемым написанием: восток (восточный). Разбор предложения по членам .Простое и сложное предложения (общее представление) . Запятая внутри сложного предложения. Запятая внутри сложного предложения. Словосочетание Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Слова с непроверяемым написанием: пшеница.
Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Проверочная работа
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове) Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. *Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов. Омонимы. Использование омонимов в речи. *Слова с непроверяемым написанием: понедельник .Работа со словарём омонимов . Слово и словосочетание . Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи.*Слова с непроверяемым написанием: ракета. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста .Части речи Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках .*Слова с непроверяемым написанием: трактор, чёрный .Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Имя числительное (общее представление) *Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда. Проверочная работа. Однокоренные слова Обобщение и уточнение представлений об однокоренных(родственных) словах, о корне слова. *Слова с непроверяемым написанием: картофель. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений) Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи— ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).*Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород. Проверочный диктант. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Проект «Рассказ о слове».
Состав слова (16 часов)
Корень слова . Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова .Работа со словарём однокоренных слов. *Слова с непроверяемым написанием: столица. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём .Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход).Формы слова. Окончание ."Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». Основа слов Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Обобщение знаний о составе слова .Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов. * Слова с непроверяемым написанием :пирог, шоссе. Проверочная работа. Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. Проект «Семья слов». Правописание частей слова (29 ч)
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. *Слова с непроверяемым написанием: четверг. Правописание слов с безударными гласными в корне Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. •Слова с непроверяемым написанием: север, берег Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне *Слова с непроверяемым написанием: пороша. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный. Правописание слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм. Правописание суффиксов и приставок . Правописание приставок и предлогов. Слова с непроверяемым написанием: желать. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) . Контрольный диктант. Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.
Части речи (76 ч)
Части речи (повторение и углубление представлений)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
Имя существительное (30 ч)
Повторение и углубление представлений
Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. *Слова с непроверяемым написанием: самолёт,
комната, однажды. Проект «Тайна имени».
Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы. Число имён существительных Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти. Род имён существительных . Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). *Слова с непроверяемым написанием: кровать. Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. Проверочный диктант. Падеж имён существительных Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. •Слова с непроверяемым написанием: рябина. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. "Слова с непроверяемым написанием: рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. Все падежи (обобщение знаний об имени существительном) Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. •Слова с непроверяемым написанием: вокруг. Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Проект «„Зимняя" страничка». Проверочный диктант.
Имя прилагательное (19 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном
Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Текст-описание. Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании. Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле.
Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников. Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». *Слова с непроверяемым написанием: приветливый, ромашка, растение. Красная площадь, Московский Кремль. Формы имён прилагательных Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). *Слова с непроверяемым написанием: сирень Число имён прилагательных
Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. "Слова с непроверяемым написанием: поэт, гвоздика, животное. Падеж имён прилагательных (общее представление). Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Обобщение знаний об имени прилагательном . Морфологический разбор имени прилагательного. Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках». Контрольный диктант.
Местоимение (5 ч)
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. "Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье. Формирование бережного отношения к природе. Проверочная работа. Развитие речи. Составление письма .
Глагол (21 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. "Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать).
Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам. Формы глагола
Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? "Слова с непроверяемым написанием: песок. Число глаголов Изменение глаголов по числам.
Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. Времена глагола. Изменение глаголов по временам. *Слова с непроверяемым написанием: квартира, герой, солдат. Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. Род глаголов в прошедшем времени.
Родовые окончания глаголов (-а, -о). Развитие речи. Составление предложений и текста .Правописание частицы НЕ с глаголами . Обобщение знаний о глаголе .
Морфологический разбор глаголов. Проверочная работа. Контрольный диктант. Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам. Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке
Повторение (14 ч)
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Cведения о программно-методическом обеспечении
Программа
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. Русский язык/ Сборник рабочих программ «Школа России», М.: Просвещение, 2011
Cведения об используемом УМК
Учебник
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2014.
Рабочие тетради
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык Рабочая тетрадь 3 класс: В 2 –х ч. - М.: Просвещение, 2014.
Cведения о материальном обеспечении
1. Набор таблиц по русскому языку.
2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
3. Стол учительский.
4. Шкаф для хранения дидактических пособий.
Cведения об используемом методическом обеспечении
1. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Школа России. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014.
2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 3 класс / Сост. Никифорова В.В. – М.: ВАКО, 2014.
3. Электронное приложение к учебнику Русский язык 3 класс. (диск CD-ROM) ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.
Cведения об используемом техническом обеспечении
1. Классная доска.
2.Ноутбук
3. Проектор.
4. Экран.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Номер урока | Дата | Наименование разделов, тем отдельных уроков | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
по плану | факти-чески |
| | | Язык и речь | 2 | |
1 | | | Виды речи . Речь и её назначение | 1 | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
2 | | | Язык, его назначение и выбор в соответствии с целями и условиями общения. | 1 | |
| | | Текст. Предложение. Словосочетание. | 14 | |
3. | | | Текст. Типы текстов. | 1 | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение |
4 | | | Построение текста. | 1 | Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. |
5. | | | Предложение. | 1 | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. |
6. | | | Виды предложений по цели высказывания | 1 | Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
7 | | | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 1 | Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. |
8. | | | Анализ творческой работы. Виды предложений по интонации. | 1 | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений |
9. | | | Предложения с обращением. | 1 | Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. |
10. | | | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам. | 1 | Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам |
11. | | | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 | Различать распространённые и нераспространённые предложения Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. |
12. | | | Простое и сложное предложения. | 1 | Различать простые и сложные предложения,. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения. |
13. | | | Запятая внутри сложного предложения. | 1 | Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». |
14. | | | Словосочетание. Связь слов в словосочетании. | 1 | Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. |
15. | | | Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень» | 1 | Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень» |
16. | | | Контрольный диктант по теме «Текст. Предложение. Словосочетание.» | 1 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
| | | Слово в языке и речи | 19 | |
17. | | | Анализ контрольного диктанта и творческой работы. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 | формировать этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей |
18. | | | Синонимы и антонимы. | 1 | Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода и непогода. Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове |
19. | | | Омонимы. Использование омонимов в речи. Словарный диктант | 1 | Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове |
20. | | | Слово и словосочетание. | 1 | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. |
21. | | | Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. | 1 | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. |
22. | | | Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста. | 1 | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца |
23. | | | Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи. | 1 | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. |
24. | | | Имя существительное. Местоимение | 1 | |
25. | | | Имя прилагательное. Глагол | 1 | |
26. | | | Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 | Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». |
27. | | | Имя числительное | 1 | Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных. |
28. | | | Однокоренные слова. | 1 | Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. |
29. | | | Слог и слово. Звуки и буквы. Контрольное списывание. | 1 | Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. |
30. | | | Правописание слов с буквосочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. | 1 | Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. |
31. | | | Правописание слов с парными по глухости –звонкости согласными звуками. Словарный диктант. | 1 | Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
32. | | | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |
33. | | | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»» | 1 | Записывать текст под диктовку и проверять написанное |
34. | | | Анализ контрольного диктанта. Проект «Рассказ о слове | 1 | Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. |
35. | | | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам . | 1 | Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. |
| | | Состав слова | 16 | |
36 | | | Анализ творческой работы. Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | . Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. |
37 | | | Чередование согласных в корне. | 1 | Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег —бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. |
38 | | | Сложные слова. | 1 | Различать сложные слова, находить в них корни. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования |
39 | | | Формы слова. Окончание. | 1 | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. |
40 | | | Алгоритм определения окончания в слове. Нулевое окончание. | 1 | |
41 | | | Приставка. Значения приставки в слове Образование слов с помощью приставки.. | 1 | Формулировать определения приставки . Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки.. Образовывать слова с помощью приставки . |
42 | | | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 | |
43 | | | Анализ диктанта. Суффикс. Значение суффиксов в слове | 1 | Формулировать определения суффикса. Объяснять значение суффиксов в слове. Выделять в словах суффиксы. |
44 | | | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе» | 1 | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст |
45 | | | Анализ творческой работы Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | Выделять в словах суффиксы Образовывать слова с помощью или суффикса. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
46 | | | Основа слова. Словарный диктант | 1 | Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре.. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами). Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. |
47 | | | Обобщение знаний о составе слова | 1 | Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. |
48 | | | Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слов по составу. | 1 | |
49 | | | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | Записывать текст под диктовку и проверять написанное |
50 | | | Анализ контрольного диктанта. Проект «Семья слов» | 1 | Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы |
51 | | | Развитие речи. Подробное изложение повествовательно го текста. | 1 | Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». |
| | | Правописание частей слова | 29 | |
52 | | | Анализ творческой работы. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. |
53 | | | Безударные гласные в корне слова. | 1 | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
54 | | | Правописание слов с безударными гласными в корне.. Словарный диктант | 1 | |
55 | | | Способы проверки написания слов с безударными гласными в корне слова. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами). Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. |
56 | | | . Правописание слов с двумя безударными гласными в корне | 1 | |
57 | | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными | 1 | Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой |
58 | | | Способы проверки написания слов с парными по глухости-звонкости согласными | 1 | |
59 | | | Упражнение в правописании слов с парными по глухости-звонкости согласными. | 1 | |
60 | | | Развитие речи . Составление текста по сюжетному рисунку. | 1 | Составлять текст по сюжетному рисунку |
61 | | | Анализ творческой работы. Непроизносимые согласные в корне слова. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности |
62 | | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | |
63 | | | Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности |
64 | | | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности |
65 | | | Упражнение в правописании слов с удвоенными согласными. | 1 | |
66 | | | Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка | 1 | Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка |
67 | | | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 | |
68 | | | Анализ контрольного диктанта. Правописание суффиксов и приставок. | 1 | Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности |
69 | | | Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание. | 1 | |
70 | | | Правописание суффикса –ок в словах после шипящих. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности |
71 | | | Правописание приставок в словах Словарный диктант | 1 | |
72 | | | Правописание приставок и предлогов. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности |
73 | | | Упражнение в правописании приставок и предлогов. | 1 | |
74 | | | Слова с разделительным твёрдым знаком. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности |
75 | | | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | |
76 | | | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности |
77 | | | Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками. | 1 | |
78 | | | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 | Записывать текст под диктовку и проверять написанное |
79 | | | Развитие речи. Изложение повествовательного деформированного теста по самостоятельно составленному плану. | 1 | Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление |
80 | | | Анализ творческой работы. Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | Составлять словарики слов с определённой орфограммой. |
| | | Части речи | 76 | |
81 | | | Анализ контрольного диктанта. Части речи. | 1 | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке» |
| | | Имя существительное | 30 | |
82 | | | Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном. | 1 | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные |
83 | | | Значение и употребление имён существительных в речи. Словарный диктант | 1 | |
84 | | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. |
85 | | | Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану |
86 | | | Анализ творческой работы. Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Наблюдать над толкованием значения некоторых имён.. |
87 | | | Проект «Тайна имени» | 1 | Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени |
88 | | | Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. | 1 | Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. |
89 | | | Имена существительные , имеющие форму одного числа. | 1 | Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа |
90 | | | Род имён существительных | 1 | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода |
91 | | | Определение рода имён существительных | 1 | |
92 | | | Имена существительные общего рода. | 1 | Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.) Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. |
93 | | | Мягкий знак(ь) после шипящих на конце имён существительных Словарный диктант | 1 | Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. |
94 | | | Правописание мягкого знака(ь) после шипящих на конце имён существительных | 1 | Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. |
95 | | | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста | 1 | Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин |
96 | | | Контрольный диктант по теме «Мягкий знак(ь) после шипящих на конце имён существительных» | 1 | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
97 | | | Анализ контрольного диктанта. Изменение имён существительных по падежам. | 1 | Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. ». |
98 | | | Неизменяемые имена существительные. | 1 | Определять падеж имён существительных Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного |
99 | | | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины ИЯ. Билибина «Иван- царевич и лягушка-квакушка» | 1 | Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). |
100 | | | Анализ творческой работы. Именительный падеж. | 1 | Определять падеж имён Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. |
101 | | | Родительный падеж. | 1 | Определять падеж имён Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы |
102 | | | Дательный падеж. | 1 | |
103 | | | Винительный падеж. | 1 | Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Определять падеж имён Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы |
104 | | | Творительный падеж. | 1 | |
105 | | | Предложный падеж. | 1 | Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). |
106 | | | Все падежи. Работа с таблицей «Признаки падежей» | 1 | |
107 | | | Начальная форма имени существительного. | 1 | Определять начальную форму имени существительного. |
108 | | | Развитие речи. Составление сочинения текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами | 1 | Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение). |
109 | | | Анализ творческой работы. Морфологический разбор имён существительных. | 1 | Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. |
110 | | | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
111 | | | Анализ контрольного диктанта. Проект «Зимняя страничка» | 1 | Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвященные зимней природе. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
| | | Имя прилагательное | 19 | |
112 | | | Лексическое значение имён прилагательных | 1 | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. . |
113 | | | Связь имени прилагательного и именем существительным Словарный диктант | 1 | Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное |
114 | | | Текст –описание. Художественное и научное описание. | 1 | Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. |
115 | | | Использование имён прилагательных в тексте-описании. | 1 | Составлять текст-описание о растении в научном стиле Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый). |
116 | | | Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»). Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней. |
117 | | | Анализ творческой работы Род имён прилагательных | 1 | Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного |
118 | | | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе | 1 | Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. |
119 | | | Родовые окончания имён прилагательных | 1 | Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др . Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов |
120 | | | Число имён прилагательных. | 1 | Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов . |
121 | | | Изменение имён прилагательных по числам | 1 | |
122 | | | Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным впечатлениям | 1 | Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста |
123 | | | Изменение имён прилагательных по падежам. Словарный диктант | 1 | Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. |
124 | | | Начальная форма имени прилагательного | 1 | Определять начальную форму имени прилагательного. |
125 | | | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья). |
126 | | | Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном. | 1 | |
127 | | | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. |
128 | | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
129 | | | Анализ контрольного диктанта .Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
130 | | | Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам |
| | | Местоимение | 5 | |
131 | | | Анализ творческой работы. Личные местоимения 1-го,2-го, 3-го лица | 1 | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в |
132 | | | Личные местоимения единственного и множественного числа | 1 | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.. |
133 | | | Род местоимений 3-го лица единственного числа | 1 | |
134 | | | Морфологический разбор местоимений. | 1 | Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
135 | | | Развитие речи. Составление письма | 1 | Составлять письмо другу или кому-либо из родственников |
| | | Глагол | 21 | |
136 | | | Анализ творческой работы. Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов |
137 | | | Начальная (неопределённая форма глагола) | 1 | Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме |
138 | | | Глаголы с вопросами что делать? что сделать? Словарный диктант | 1 | |
139 | | | Число глаголов. | 1 | Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. |
140 | | | Изменение глаголов по числам | 1 | |
141 | | | Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам. | 1 | Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). |
142 | | | Анализ творческой работы. Время глаголов. | 1 | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. |
143 | | | Изменение глаголов по временам. | 1 | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам |
144 | | | Время и число глаголов. | 1 | |
145 | | | Определение времени глаголов. | 1 | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов |
146 | | | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. |
147 | | | Родовые окончания глаголов. | 1 | |
148 | | | Изменение глаголов прошедшего времени по родам | 1 | Распознавать род глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст |
149 | | | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | 1 | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца |
150 | | | Анализ творческой работы. Правописание частицы не с глаголами. | 1 | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов |
151 | | | Упражнение в написании частицы не с глаголами | 1 | Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. |
152 | | | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | |
153 | | | Морфологический разбор глаголов. | 1 | Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов |
154 | | | Проверь себя. Обобщающий урок по теме «Глагол» | 1 | |
155 | | | Контрольный диктант по теме « Глагол». | 1 | Оцениавть свои достижения |
156 | | | Развитие речи. Составление предложений и текста | 1 | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца |
| | | Повторение | 14 | Повторение |
157 | | | Анализ и творческой работа Части речи. | 1 | . Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке» |
158 | | | Предложения по цели высказывания и по интонации. Словарный диктант | 1 | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
159 | | | Разбор предложений по членам предложения | 1 | Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам |
160 | | | Правописание имён существительных | 1 | Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. |
161 | | | Правописание родовых окончаний имён прилагательных | 1 | Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др . Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов |
162 | | | Итоговый контрольный диктант | 1 | Оценивать свои достижения |
163 | | | Развитие речи. Подробное изложение по коллективно составленному плану | 1 | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца |
164 | | | Анализ творческой работы. Правописание приставок и предлогов. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности |
165 | | | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. |
166 | | | Состав слова. Разбор слов по составу. Контрольное списывание. | 1 | Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. |
167 | | | Правописание слов с твёрдым и мягким разделительными знаками | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности |
168 | | | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности |
169 | | | Развитие речи Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца |
170 | | | Анализ творческой работы . КВН «Знатоки русского языка» | 1 | Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов |