СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс»






  1. Пояснительная записка

Нормативная основа разработки программы:

- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) от 29 декабря 2012;

- Федеральный закон. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03августа 2018; 

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009

- Примерная основная образовательная программа НОО, 2015

- Планируемые результаты НОО, 2011

- Рабочая программа авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко «Русский язык. 1-4 классы», УМК «Школа России»

- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющую образовательную деятельность, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 №254;

- Базисный учебный план МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа», 2022- 2023;

- Положение о Рабочей программе МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа», 2022.


В соответствии с образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Русский язык» в третьем классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю (34 учебные недели).

Учебно-тематический план


№ № п/п


Содержание программного материала



Количество часов

11


Язык и речь. Орфоэпия. Виды речевой деятельности.


1

22

Текст. Предложение. Словосочетание. Синтаксис и пунктуация. Лексика.


12

33


Слово в языке и речи.


15

44


Состав слова. Морфемика.


43

65


Части речи. Морфология. Фонетика и графика.


65


Итого:

136





Учебно-методическое обеспечение:

- Русский язык. 3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD диском). В 2 частях/ В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко - М.: Просвещение, 2018г.


- Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. / В. П. Канакина.

- Диски: Канакина В.П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное пособие.


- Методическое пособие с поурочными разработками Канакиной В. П., Горецкого В. Г.  


Цель рабочей программы - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и ло­гического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие уст­ной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей куль­туры человека.

Программа направлена на формирование у младших школьников пред­ставлений о языке как явлении национальной культуры и основном сред­стве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнацио­нального общения.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

- формирование первоначальных представлений о единстве и много­образии языкового и культурного пространства России, о языке как ос­нове национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, ор­фоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к рус­скому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен следу­ющими содержательными линиями:

- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматрива­ющее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.


  1. Планируемые результаты усвоения учебного предмета, курса «Русский язык»

Личностные результаты

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;

- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа;

- осознание себя носителем этого языка;

- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;

- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

-развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.);

-понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).

- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

- осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

- осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;

- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы трудностей;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

-анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из их частей;

- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

-участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

- осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

- понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

- овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.







  1. Содержание учебного предмета, курса «Русский язык»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика2. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросовОпределение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

- сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные ъ и ь;

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

- соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

- е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

- безударные падежные окончания имён прилагательных;

- раздельное написание предлогов с именами существительными;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- раздельное написание частицы не с глаголами;

- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

- безударные личные окончания глаголов;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

-  запятая при обращении в предложениях;

-  запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.


Язык и речь (2 ч)

Орфоэпия. Виды речевой деятельности.

Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Развитие речи

Составление текста по рисунку.

Текст. Предложение. Словосочетание (15 ч)

Синтаксис и пунктуация. Лексика.

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основ­ная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соот­ветствии с учебными целями и задачами.

Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, по­будительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).

Знаки препинания в конце предложений.

Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главно­го города России - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.

Предложения с обращением (общее представление).

Состав предложения (повторение и углубление представлений).

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий).

Распространённые и нераспространённые предложения.

Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).

Разбор предложения по членам.

Простое и сложное предложения (общее представление).

Запятая внутри сложного предложения.

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Развитие речи

Составление небольшого рассказа по репродукции картины.

Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по : данной теме, по модели.

Слово в языке и речи (18 ч)

Лексика, орфография. Синонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; познанные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, ; анонимы.

Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.

Использование омонимов в речи.

Работа со словарём омонимов.

Слово и словосочетание.

Значение фразеологизмов и их использование в речи.

Работа со словарём фразеологизмов.

Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.

Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных : зарисовках текста.

Имя числительное (общее представление).

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне

слова.

Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухо- 1-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным

знаком.

Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).

Развитие речи

Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно со-ставленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.

Состав слова (45 ч)

Морфемика.

Корень слова. Однокоренные слова.

Чередование согласных в корне.

Сложные слова.

Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.

Формы слова. Окончание.

Значение приставки и суффикса в слове.

Основа слова.

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Разбор слова по составу.

Формирование навыка моделирования слов.

Развитие речи

Сочинение по репродукции картины.

Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений пла­нировать учебные действия при решении орфографической задачи.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и пе­ред согласными в корне.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ь).

Развитие речи

Составление текста по репродукции картины.

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно состав­ленному плану.

Составление объявления.

Части речи (76 ч)

Морфология. Фонетика и графика.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоиме­ние, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Представление об устаревших словах в русском языке.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имён собственных.

Изменение имён существительных по числам.

Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).

Имена существительные общего рода (первое представление).

Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором упот­реблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные.

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.

Начальная форма имени существительного.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Роль имён прилагательных в тексте.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).

Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существи­тельного.

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий. -ья. -ов, -ин, по падежам (первое представление).

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имеь.1 существительного. Начальная форма имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений лица в единственном числе по родам.

Морфологический разбор местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.

Начальная (неопределённая) форма глагола.

Глагольные вопросы что делать? и что сделать?

Изменение глаголов по временам.

Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Правописание частицы не с глаголами.

Морфологический разбор глагола.

Развитие речи

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам.

Письмо по памяти.

Составление устного рассказа по серии картин.

Сочинение по репродукции картины.

Составление текста-описания растения в научном стиле.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в - продукции картины.

Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.

Составление письма.

Составление текста по сюжетным рисункам.

Составление предложений с нарушенным порядком слов.

Повторение (14 ч)

Текст и предложение.

Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.

Состав слова.

Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова.

Разделительные ъ и ь.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.







  1. Календарно – тематическое планирование по русскому языку (136 часов)

авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий,

УМК «Школа России».


№ пп

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Язык и речь. Наша речь и наш язык. Развитие речи. Составление текста по рисунку.

1

02.09


2

Текст. Предложение. Словосочетание. Текст. Типы текстов.

1

06.09


3

Предложение. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины.

1

07.09


4

Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

1

08.09


5

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

09.09


6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

13.09


7

Предложение с обращением. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку.

1

14.09


8

Состав предложения.

1

15.09


9

Главные и второстепенные члены предложения.

1

16.09


10

Простое и сложное предложения.

1

20.09


11

Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.

1

21.09


12

Словосочетание.

1

22.09


13

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». Проверочная работа №1 по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».

1

23.09


14

Слово в языке и речи. Слово и его лексическое значение.

1

27.09


15

Однозначные и многозначные слова.

1

28.09


16

Синонимы.

1

29.09


17

Слово и словосочетание.

1

30.09


18

Фразеологизмы.

1

04.10


19

Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». 

1

05.10


20

Части речи.

1

06.10


21

Части речи. Развитие речи. Составление текста-натюрморта по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

1

07.10


22

Имя числительное.  Проверочная работа № 2 по теме «Части речи».

1

11.10


23

Однокоренные слова.

1

12.10


24

Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

1

13.10


25

Согласные звуки и буквы.

1

14.10


26

Правописание разделительного мягкого знака.

1

18.10


27

Слово и слог. Звуки и буквы. Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Словарный диктант №2.

1

19.10


28

Проверочный диктант № 1 по теме «Слово в языке и речи».

1

20.10


29

Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова.

1

21.10


30

Корень слова. Однокоренные слова.

1

01.11


31

Контрольное списывание №1.

1

02.11


32

Работа над ошибками. Формы слова. Окончание.

1

03.11


33

Формы слова. Окончание.

1

04.11


34

Контрольный диктант №2.

1

08.11


35

Работа над ошибками. Приставка.

1

09.11


36

Приставка.

1

10.11


37

Суффикс.

1

11.11


38

Суффикс.

1

12.11


39

Суффикс. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».

1

15.11


40

Основа слова.

1

16.11


41

Обобщение знаний о составе слова.

1

17.11


42

Развитие речи. Редактирование предложений и изложение повествовательного текста. Проверочная работа № 3 по теме «Состав слова».

1

18.11


43

Проект «Семья слов».

1

22.11


44

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

23.11


45

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

24.11


46

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

25.11


47

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

29.11


48

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

30.11


49

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

1

01.12


50

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

1

02.12


51

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

1

06.12


52

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Контрольное списывание №2.

1

07.12


53

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

08.12


54

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

09.12


55

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

13.12


56

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

14.12


57

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

15.12


58

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

16.12


59

Правописание суффиксов и приставок.

1

20.12


60

Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок.

1

21.12


61

Правописание приставок.

1

22.12


62

Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант № 3.

1

23.12


63

Правописание приставок и предлогов.

1

12.01


64

.Промежуточная диагностическая работа.

1

13.01


65

Правописание приставок и предлогов

1

17.01


66

Правописание приставок и предлогов.

1

18.01


67

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

19.01


68

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

20.01


69

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

24.01


70

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».

1

25.01


71

Контрольный диктант № 3.

1

26.01


72

Части речи. Работа над ошибками. Части речи.

1

27.01


73

Имя существительное как часть речи.

1

31.01


74

Начальная форма имени существительного.

1

01.02


75

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

02.02


76

Устаревшие слова.

1

03.02


77

Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану.

1

07.02


78.

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

08.02


79

Контрольное списывание №3.

1

09.02


80

Проект «Тайна имени».

1

10.02


81

Работа над ошибками. Число имён существительных.

1

14.02


82

Имена существительные, имеющие форму одного числа. Развитие речи. Письмо по памяти.

1

15.02


83

Род имён существительных.

1

16.02


84

Род имён существительных.

1

17.02


85

Род имён существительных.

1

21.02


86

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.

1

22.02


87

Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Составление рассказа по серии картин.

1

24.02


88

Проверочный диктант № 2 по теме «Род и число имён существительных».

1

28.02


89

Именительный падеж.

1

01.03


90

Родительный падеж.

1

02.03


91

Дательный падеж.

1

07.03


92

Винительный падеж.

1

09.03


93

Творительный падеж.

1

10.03


94

Предложный падеж.

1

14.03


95

Развитие речи. Изложение текста повествовательного типа.

1

15.03


96

Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного.

1

16.03


97

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

1

17.03


98

Проект «Зимняя страничка».

1

28.03


99

Проверочный диктант № 3 по теме «Имя существительное».

1

29.03


100

Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи.

1

30.03


101

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

31.03


102

Сложные имена прилагательные.

1

04.04


103

Развитие речи. Составление текста-описания в научном стиле.

1

05.04


104

Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

1

06.04


105

Изменение имён прилагательных по родам.

1

07.04


106

Изменение имён прилагательных по родам.

Контрольный диктант за 3 четверть

1

11.04


107

Изменение имён прилагательных по родам.

1

12.04


108

Изменение имён прилагательных по числам.

1

13.04


109

Изменение имён прилагательных по числам. Развитие речи. Составление текста-описания о животном.

1

14.04


110

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

18.04


111

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

19.04


112

Морфологический разбор имени прилагательного.  Словарный диктант №4.

1

20.04


113

Проверочная работа № 4 по теме «Имя прилагательное».

1

21.04


114

Контрольный диктант № 4.

1

25.04


115

Работа над ошибками. Личные местоимения.

1

26.04


116

Местоимения 3-го лица.

1

27.04


117

Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма. Морфологический разбор местоимения.

1

28.04


118

Проверочная работа № 5 по теме «Местоимение».

1

02.05


119

Глагол как часть речи.

1

03.05


120

Глагол как часть речи.

1

04.05


121

Значение и употребление в речи глаголов. Развитие речи. Составление текста по сюжетным картинкам.

1

05.05


122

Начальная форма глагола.

1

10.05


123

Начальная форма глагола.

1

11.05


124

Изменение глаголов по числам.

1

12.05


125

Число глаголов. Развитие речи. Составление предложений с нарушенным порядком слов.

1

16.05


126

Изменение глаголов по временам.

1

16.05


127

Изменение глаголов по временам.

1

18.05


128

Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

1

19.05


129

Изменение глаголов по временам.

1

23.05


130

Род глаголов в прошедшем времени.

1

24.05


131

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

24.05


132

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

24.05


133

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола

1

25.05


134

. Проверочная работа № 6 по теме «Глагол».

1

17.05


135

Контрольный диктант № 5.

1

26.05


136

Итоговая диагностическая работа.

1

27.05







22