Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
«Согласовано»: на заседании ШМО учителей Протокол № 4 30 мая 2020 г. | «Согласовано» Зам директора по УВР Данилова Т.В.__________ 1 июня 2020 г. | «Утверждена» приказ директора школы от «____» _________ 2020 г. № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
3 класс
Составитель: учитель начальных классов |
высшей квалификационной категории |
Никулина Светлана Алексеевна |
г. Югорск, 2020 г.
Содержание программы: | стр. |
Аннотация | 3 |
1. | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 3 |
2. | Содержание учебного предмета | 5 |
3. | Тематическое планирование | 7 |
Аннотация
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе: Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 6», Положения МБОУ «СОШ № 6» о рабочих программах, авторской программы «Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль» С.В. Иванова.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Языковой материал признан сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения русского языка: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты изучения русского языка:
Познавательные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; умение принимать роль в учебном сотрудничестве, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану; способность к самоорганизованности.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения русского языка являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть „слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
В результате третьего года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:
выявлять части текста, озаглавливать части текста, распознавать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, основу (простые случаи), приставку, суффикс;
распознавать имена существительные, определять грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж, изменять имена существительные по падежам и числам (склонять);
распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки имен прилагательных: род, число, падеж, изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе);
распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», определять грамматические признаки: форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением и буквосочетаний чк, чн, чт;
употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правила употребления разделительного мягкого знака (ь);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
а также:
написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;
правила употребления разделительного твердого (ъ) и разделительного мягкого (ь) знаков;
написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;
раздельное написание частицы не с глаголом;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой, обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, применять изученные способы проверки правописания слов;
безошибочно списывать текст объемом 65–70 слов;
писать под диктовку текст объемом 55–60 слов с учетом изученных правил правописания
Содержание учебного предмета
Фонетика и графика
Различение звуков русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твердый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объеме изученного).
Определение функции разделительного твёрдого знака (ъ) в словах.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике). Использование орфоэпического словаря и словарей ударений для решения практических задач.
Лексика
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Подбор синонимов, антонимов к словам разных частей речи. Наблюдение за использованием фразеологизмов. Осознание значения фразеологизмов в тексте и разговорной речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление о некоторых устаревших словах.
Состав слова (морфемика)
Признаки однокоренных слов. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффикса и окончания. Окончание как изменяемая часть слова. Нулевое окончание.
Морфология
Части речи. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам и по числам (склонение). Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол. Неопределенная форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени.
Синтаксис
Предложение. Нахождение главных членов предложения - подлежащего и сказуемого. Установление при помощи вопросов связи между словами в словосочетании и предложении.
Различение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды).
Орфография и пунктуация
Применение правил правописания, изученных в 1, 2 классах:
раздельное написание слов в предложении;
употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;
употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твёрдого (ъ) знаков;
написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;
раздельное написание частицы не с глаголами;
раздельное написание предлогов;
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Развитие речи
Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев, создание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, создание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)
Тематическое планирование
Название раздела (темы) | Характеристика деятельности учащихся |
Как устроен наш язык (62 часа) | Сравнение буквенной записи слова с записью с помощью транскрипции. Проведение фонетического анализа слов по алгоритму. Обсуждение порядка выполнения разбора слова по составу с опорой на алгоритм в учебнике. Определение и объяснение способов образования слов. Составление слов из заданных морфем. Контроль собственных действий в соответствии с алгоритмом разбора слов по составу. Выбор ответа на вопрос о целях высказывания предложения. Анализ предложенных высказываний, выбор правильного ответа и обоснование сделанного выбора. Находить и фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу в предложении. Выведение алгоритма нахождения подлежащего и сказуемого. Работа со схемами. Составление и запись предложений. Составление схем к предложениям. Наблюдать за использованием в предложении имени прилагательного в функции сказуемого. Высказывать предположение о синтаксической функции имён прилагательных в предложении. Примеры с законченным и с незаконченным перечислением. Наблюдение над союзами. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, заполнять таблицу. Знакомиться с понятием «части речи», с признаками выделения частей речи. Выделять признаки, по которым различаются служебные и самостоятельные части речи. Сопоставлять предложенные ответы на проблемный вопрос, оценивать их правильность, соотносить свою позицию с одним из ответов. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом определения падежа имён существительных. Наблюдать за тремя системами падежных окончаний. Группировать слова на основе определения набора окончаний. Знакомиться с понятием «склонение имён существительных». Высказывать предположение о способах определения склонения. Формулировать алгоритм определения склонения имён существительных в косвенных падежах. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Введение понятия «несклоняемые имена существительные». Наблюдение над формой родительного падежа некоторых имён существительных. Знакомиться с качественными прилагательными и их признаками. Наблюдать за возможностью качественных имён прилагательных, обозначать степень проявления признака. Характеризовать имена прилагательные по заданным грамматическим признакам. Сравнивать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Знакомиться с местоимением как частью речи. Наблюдать за значением местоимений, их признаками и функцией в тексте. Принимать и сохранять учебную задачу. |
Правописание (53 часа) | Выделение одинаковых слов, обозначенных разными буквами. Составление алгоритма действий. Работа с инструкцией к упражнениям учебника. Доказательство правильности выбора. Выполнение фонетического анализа слов. Работа в орфографической тетради. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, постановка орфографической задачи. Обсуждение алгоритма применения правила. Выполнение словообразовательного анализа и разбора слова по составу. Выполнение морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного. Выполнение синтаксического разбора предложений. Определять грамматические признаки местоимений. Различать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные. Планировать порядок записи в соответствии с условием упражнения. Использовать местоимения в определённых грамматических конструкциях. Находить ошибки и объяснять причины их появления. Конструировать слова в соответствии с предложенными моделями. Планировать собственную запись, учитывая условие упражнения. Решение проблемной ситуации: различение разделительных ь и ъ. Классификация слов с ц в корне, с цы в корне, с окончанием –ы. Фиксировать (графически обозначать) условия написания н и нн. Наблюдать за особенностями написания окончаний после шипящих и ц, обобщать результаты наблюдений. Знакомиться с орфограммой «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных». Развёрнутое объяснение выбора безударного падежного окончания. Формулирование выводов. Обсуждение правил и алгоритмов их применения. Замена звуковой записи слов буквенной. Составление слов по заданной модели. Наблюдать за сложными случаями образования формы множественного числа имён существительных. Контролировать собственные действия при записи слов и определении места ударения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Заканчивать предложения, используя слова с указанными характеристиками. Индивидуальная запись текста под диктовку. Контроль правильности выполнения задания. |
Развитие речи (30 часов) | Анализ и корректирование текста. Чтение начала истории. Продолжение рассказа. Сравнение своей истории с историей, рассказанной писателем. Знакомиться с сочинением. Подбирать заголовок к тексту. Устанавливать связь заголовка с основной мыслью. Редактировать текст с нарушением последовательности предложений. Чтение, анализ, составление плана, письменный пересказ текста. Придумать окончание текста (мини - рассуждение), ответив на вопрос к тексту. Написание письма с пересказом изложенной истории от первого лица. Восстановление последовательности абзацев. Наблюдение над особенностями абзаца как микротемы текста. Анализ текстов учащихся. Самостоятельное написание письма с выбором адресата. Контроль правильности выполнения задания. |
Повторение (25 часов) | |
10