Аннотация к рабочей программе по предмету «Русский язык»
Название курса | Русский язык |
Класс | 3 |
Количество часов | 170 часов |
Перечень документов, на основе которых составлена рабочая программа | 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Рабочая программа соответствует авторской программе «Русский язык»1-4 класс / Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. (УМК «Школа России М.: Просвещение, 2018) |
Цель и задачи курса | Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. |
Программу обеспечивают: | Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс, с приложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019 |
МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________ Денисова А.В. «___» ______________ 2023 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________ Осипова Л.Г. «___» ___________2023г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
(наименование учебного предмета)
начальное общее,3 класс
(уровень образования)
170 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Составлена на основе программы под редакцией В.П.Канакиной и учебника
«Русский язык 3 класс » ( авторы В.П. Канакина, В.П.Горецкийи др.)
учитель начальных классов Куйдина Марина Константиновна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2023 г.
Планируемы результаты освоения учебного предмета
«Русский язык» 3 класс
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
К концу 3 класса учащиеся должны:
• понимать, что предложение - это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания; различать предложения по интонации;
• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
• различать словосочетание и предложение;
• называть и определять части речи;
• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
• понимать влияние ударения на смысл слова;
• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
• производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
•изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
• производить элементарный синтаксический разбор предложения;
• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Организация на уроке различных форм оценивания знаний, включая самооценку, что даст
учащимся возможность осуществлять самоконтроль результатов своей учебной деятельности, каждому видеть динамику индивидуальных достижений.
Язык и речь(2ч)
Текст. Предложение. Словосочетание (17ч)
Текст. Типы текстов. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Предложения с обращением. Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетание.
Слово о языке и речи (15ч)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Обучающее изложение. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Что такое имя числительное? Однокоренные слова. Звуки и буквы. Гласные звуки. Звуки и буквы. Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.
Разделительный Ь. Проект «Рассказ о слове».
Состав слова (16ч)
Что такое корень слова? Как найти в слове корень? Сложные слова. Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Что такое приставка? Как найти в лове приставку? Значение приставок. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значение суффиксов. Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе». Что такое основа слова? Проект «Семья слов».
Правописание частей слова (26ч)
В каких значимых частях есть орфограммы? Правописание слов с безударным гласным в корне. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным Ъ. Разделительные Ъ и Ь. Проект «Составляем орфографический словарь».
Части речи (80ч)
Имя существительное и его роль в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени». Число имён существительных. Род имён существительных. Мягкий знак на конце ИС после шипящих. Склонение имён существительных. Падеж имён существительных. Падежи. Проект «Зимняя страничка». Значение и употребление в речи имён прилагательных. Роль прилагательных в тексте. Текст-описание. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»
Род имён прилагательных. Изменение ИП по родам. Число имён прилагательных.
Изменение прилагательных по падежам. Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»
Проект «Имена прилагательные в загадках». Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам. Местоимение. Значение и употребление глаголов в речи. Неопределённая форма глаголов. Число глаголов. Времена глаголов. Времена глаголов 2-е лицо глаголов. Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (14ч)
Части речи. Обобщение изученного о слове, предложении. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание приставок и предлогов. Правописание безударных гласных. Правописание значимых частей слов.
III. Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Язык и речь | 2ч |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 17ч |
3 | Слово о языке и речи | 15ч |
4 | Состав слова | 16ч |
5 | Правописание частей слова | 26ч |
6 | Части речи | 80ч |
7 | Повторение | 14ч |
| Итого: | 170час |
Тематическое планирование, в том числе, с учетом рабочей программы воспитания
№ | раздел | кол-во часов | деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1 | Язык и речь | 2ч | Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержка интереса, активизации познавательной деятельности учащихся) Установление доверительных отношений между учителем и его учеником |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 17ч | Формирование представления: о некоторых нормах произношения и правописания Воспитание культуры общения (воспринимать звучащую речь, понимать, адекватно её содержание) |
3 | Слово о языке и речи | 15ч | Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирование учителем умение слушать, высказывать и аргументировать своё мнение) Побуждение обучающихся соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала) |
4 | Состав слова | 16ч | Формирование умений и навыков способом словообразования, с целью обогащения лексического запаса обучающихся, успешного решения коммуникативных задач и повышение внутренней культуры Побуждение обучающихся к становлению личности с позитивным эмоционально-ценностным отношением к русскому языку и стремлением к грамотному использованию средств языка |
5 | Правописание частей слова | 26ч | Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирование учителем умение слушать, высказывать и аргументировать своё мнение) |
6 | Части речи | 80ч | Формирование и развитие морфологических компетенций оценочных умений и навыков организаций учащимися своей деятельности Формирование представлений младших школьников о слове с точки зрения его грамматического значения, о морфологической системе русского языка Обогащение словарного запаса детей новыми частями речи Воспитание культуры общения |
7 | Повторение | 14 | Формирование навыка орфографической грамотности, как части общей культуры человека, признака образованности и воспитания личности; воспитание сознательного отношения к процессу обучения и к любой другой деятнльности |
| Итого: | 170 час | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения |
Язык и речь (2ч) |
| Наша речь. Виды речи. | |
| Наш язык. | |
Текст. Предложение. Словосочетание (17ч) |
| Текст. Типы текстов. | |
| |
| Предложение. | |
| Виды предложений по цели высказывания. | |
| Виды предложений по интонации. | |
| Предложения с обращением. | |
| Главные и второстепенные члены предложения. | |
| |
| Простое и сложное предложения. | |
| |
| |
| |
| |
| Словосочетание. | |
| |
| |
| Контрольный диктант (вводный) по теме «Предложение) Работа над ошибками. Закрепление. | |
Слово о языке и речи (15ч) |
| Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | |
| Синонимы и антонимы. | |
| Омонимы. | |
| Слово и словосочетание. | |
| Фразеологизмы. | |
| Части речи. | |
| Имя существительное. | |
| Имя прилагательное. | |
| Глагол. | |
| Что такое имя числительное? | |
| Однокоренные слова. | |
| Звуки и буквы. Гласные звуки. | |
| Звуки и буквы. согласные звуки. | |
| Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь. | |
| Обобщение и закрепление изученного. | |
Состав слова (16ч) |
| Что такое корень слова? | |
| Как найти в слове корень? | |
| Сложные слова. | |
| Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | |
| |
| Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | |
| |
| Значение приставок. | |
| Что такое суффикс? Какнайти в слове суффикс? | |
| |
| Значение суффиксов. | |
| Что такое основа слова? | |
| Обобщение знаний о составе слова. | |
| |
| Контрольный диктант по теме «Состав слова» | |
| Анализ диктанта. Обобщение знаний о составе слова. | |
Правописание частей слова (26ч) |
| В каких значимых частях есть орфограммы? | |
| Правописание слов с безударным гласным в корне. | |
| |
| |
| |
| Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | |
| |
| |
| |
| Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |
| |
| |
| Правописание слов с удвоенными согласными. | |
| |
| Правописание суффиксов и приставок. | |
| |
| |
| |
| Правописание приставок и предлогов. | |
| |
| Правописание слов с разделительным Ъ. | |
| Разделительные Ъ и Ь. | |
| |
| |
| Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова». Работа над ошибками. | |
| |
Части речи Имя существительное (32ч) |
| Части речи. | |
| Имя существительное и его роль в речи. | |
| |
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | |
| |
| Собственные и нарицательные имена существительные. | |
| Число имён существительных. | |
| |
| Род имён существительных. | |
| |
| Мягкий знак на конце ИС после шипящих. | |
| |
| Склонение имён существительных. | |
| Падеж имён существительных. | |
| |
| Именительный падеж. | |
| |
| Родительный падеж. | |
| |
| Дательный падеж. | |
| |
| Винительный падеж. | |
| |
| Творительный падеж. | |
| |
| Предложный падеж. | |
| |
| Обучающее изложение. | |
| Обобщение знаний. | |
| |
| |
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |
Имя прилагательное (17ч) |
| Значение и употребление в речи имён прилагательных» | |
| |
| Роль прилагательных в тексте. | |
| Текст-описание. | |
| Род имён прилагательных. | |
| |
| Изменение ИП по родам. | |
| |
| Число имён прилагательных. | |
| |
| Изменение ИП по падежам. | |
| |
| Обобщение знаний. | |
| |
| |
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Анализ. Обобщение. | |
| |
Местоимение (7ч) |
| Личные местоимения. | |
| |
| Изменение личных местоимений по родам. | |
| |
| Местоимение. | |
| |
| Обучающее изложение. | |
Глагол (24ч) |
| Значение и употребление глаголов в речи. | |
| |
| |
| Неопределённая форма глаголов. | |
| |
| |
| Число глаголов. | |
| |
| Времена глаголов. | |
| |
| Времена глаголов 2-е лицо глаголов. | |
| |
| Изменение глаголов по временам. | |
| |
| Род глаголов в прошедшем времени. | |
| |
| Правописание частицы НЕ с глаголами. | |
| |
| Обобщение знаний. | |
| |
| |
| |
| Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ диктанта. Закрепление знаний. | |
| |
Повторение (14ч) |
| Части речи. | |
| |
| |
| Обобщение изученного о слове, предложении. | |
| |
| |
| Правописание окончаний имён прилагательных. | |
| |
| |
| Правописание приставок и предлогов. | |
| |
| |
| Итоговый контрольный диктант. Анализ. Закрепление. | |
| |