СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование сделано по  УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого. русский язык из «Сборника рабочих программ» 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

В результате обучения данного предмета реализуются следующие задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Примерное тематическое планирование составлено из расчета 5 часов в неделю – 170 часов

Планируемые результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

  •  воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • – осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

  • – производить звуко - буквенный анализ доступных слов;

  • – видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь

  • для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

  • – правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки

  • и корня, с ь;

  • – находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),

  • -образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;

  • -подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;

  • -разбирать по составу доступные слова;

  • выделять два корня в сложных словах;

  • – распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

  • производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

  • – определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

  • – разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому;

  • выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

  • – видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

  • – составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

  • – осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

  • – читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

  • – читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

  • – письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

  • Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.



Содержание учебного предмета

«Русский язык»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное).

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что?

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Числительное. Общее представление о числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Формы и средства контроля

Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных работ, контрольных списываний, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней труд­ности с расчетом на возможность их выполне­ния всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов дик­танта). Текст не должен иметь слова на не изу­ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце­лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк­туре, различны по цели высказывания и состо­ять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Контрольные работы - средство проверки степени понимания детьми изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Хорошо успевающим ребятам целесооб­разно предложить дополнительное задание по­вышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред­ложения, устанавливать части текста, выписы­вать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагают­ся связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Тестовые задания – динамичная форма про­верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.



п/п

Название раздела, темы урока

Кол -

во часов

Дата проведения

план

факт


Язык и речь.

/2 ч/




1

Наша речь. Виды речи.

1



2

Наш язык.

1




Текст. Предложение. Словосочетание.

/14 ч/




3

Текст. Типы текстов.

1



4

Текст. Типы текстов.

1



5

Предложение.

1



6

Виды предложений по цели высказывания.

1



7

Виды предложений по интонации.

1



8

Предложение с обращением.

1



9

Обучающее изложение.

1



10

Главные и второстепенные члены предложения.

1



11

Главные и второстепенные члены предложения.

1



12

Простое и сложное предложение.

1



13

Простое и сложное предложение.

1



14

Словосочетание

1



15

Словосочетание

1



16

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1




Слово в языке и речи.

/19 ч/




17

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Работа над ошибками.

1



18

Синонимы и антонимы.

1



19

Омонимы.

1



20

Слово и словосочетание.

1



21

Фразеологизмы.

1



22

Обучающее изложение.

1



23

Части речи.

1



24

Имя существительное.

1



25

Имя прилагательное.

1



26

Глагол.

1



27

Имя числительное как часть речи.

1



28

Однокоренные слова.

1



29

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1



30

Звуки и буквы. Согласные звуки.

1



31

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный ь.

1



32

Обучающее изложение.

1



33

Работа над ошибками.

Обобщение и закрепление изученного.

1



34

Проект «Рассказ о слове».

1



35

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».

1




Состав слова.

/16 ч/




36

Корень слова.

1



37

Как найти в слове корень.

1



38

Сложные слова.

1



39

Контрольный диктант за 1 четверть.

1



40

Формы слова. Окончание.

1



41

Приставка — значимая часть слова.

1



42

Значение приставок.

1



43

Суффикс (общее понятие).

1



44

Суффикс — значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

1



45

Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе».

1



46

Основа слова.

1



47

Обобщение знаний о составе слова.

1



48

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

1



49

Обобщение знаний о составе слова. Работа над ошибками.

1



50

Обучающее изложение.


1



51

Проект «Семья слов».

1




Правописание частей слова. /29 ч/




52

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1



53

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1



54

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1



55

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1



56

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1



57

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1



58

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1



59

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1



60

Обучающее изложение.

1



61

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1



62

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1



63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1



64

Правописание слов с удвоенными согласными.

1



65

Правописание слов с удвоенными согласными.

1



66

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка».

1



67

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов».

1



68

Правописание суффиксов и приставок.

1



69

Правописание суффиксов и приставок.

1



70

Правописание суффиксов и приставок.

1



71

Правописание суффиксов и приставок.

1



72

Правописание приставок и предлогов.

1



73

Правописание приставок и предлогов.

1



74

Контрольный диктант за 2 четверть.




75

Правописание слов

с разделительным твердым знаком (ъ).

1



76

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1



77

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1



78

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1



79

Обучающее изложение.

1



80

Проект «Составляем орфографический словарь».

1




Части речи. /76 ч/




81

Части речи.

1



82

Имя существительное.

1



83

Имя существительное.

1



84

Одушевленные и неодушевленные имена

существительные

Устаревшие слова.

1



85

Одушевленные и неодушевленные имена

существительные

Устаревшие слова.

1



86

Обучающее изложение.

1



87

Собственные и нарицательные имена существительные.

1



88

Проект «Тайна имени».

1



89

Число имён существительных.

1



90

Число имён существительных.

1



91

Род имен существительных.

1



92

Род имен существительных.

1



93

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1



94

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1



95

Обучающее изложение.

1



96

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1



97

Склонение имён существительных.

1



98

Падеж имён существительных.

1



99

Падеж имён существительных.

1



100

Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1



101

Именительный падеж

имен существительных.

1



102

Родительный падеж

имен существительных.

1



103

Дательный падеж имен существительных.

1



104

Винительный падеж

имен существительных.

1



105

Творительный падеж

имен существительных.

1



106

Предложный падеж имен существительных.

1



107

Обучающее изложение.

1



108

Все падежи.

1



109

Обобщение знаний по теме «Падежи имени существительного».

1



110

Сочинение по картине К.Ю.Юона «Конец зимы. Полдень».

1



111

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1



112

Проект «Зимняя страничка».

1



113

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1



114

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1



115

Роль прилагательных в тексте.

1



116

Текст-описание.

1



117

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь».

1



118

Род имён прилагательных.

1



119

Изменение имен прилагательных по родам.

1



120

Изменение имен прилагательных по родам.

1



121

Число имён прилагательных.

1



122

Число имён прилагательных.

1



123

Изменение имен прилагательных

по падежам.

1



124

Изменение имен прилагательных

по падежам.

1



125

Обобщение знаний

об имени прилагательном.

1



126

Контрольный диктант за 3 четверть.

1



127

Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками».

1



128

Обобщение знаний

об имени прилагательном.

1



129

Обобщение знаний

об имени прилагательном.

1



130

Проект «Имена прилагательные в загадках».

1



131

Личные местоимения.

1



132

Изменение личных местоимений по родам.

1



133

Местоимение.

1



134

Местоимение.

1



135

Обучающее изложение.

1



136

Значение и употребление глаголов в речи.

1



137

Значение и употребление глаголов в речи.

1



138

Значение и употребление глаголов в речи.

1



139

Неопределённая форма глагола.

1



140

Неопределённая форма глагола.

1



141

Число глаголов.

1



142

Число глаголов.

1



143

Времена глаголов.

1



144

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

1



145

Изменение глаголов по временам.

1



146

Изменение глаголов по временам.

1



147

Обучающее изложение.

1



148

Род глаголов в прошедшем времени.

1



149

Род глаголов в прошедшем времени.

1



150

Правописание частицы не с глаголами.

1



151

Правописание частицы не с глаголами.

1



152

Не с глаголами.

1



153

Правописание не с глаголами.

1



154

Обобщение знаний о глаголе.

1



155

Повторение изученного материала.

1



156

Контрольный диктант за 4 четверть.

1




Повторение.

/14 ч/




157

Части речи.

1



158

Части речи.

1



159

Обучающее изложение.

1



160

Обобщение изученного о слове, предложении.

1



161

Правописание окончаний имён прилагательных.

1



162

Правописание приставок и предлогов.

1



163

Правописание безударных гласных.

1



164

Правописание значимых частей слова.

1



165

Итоговый контрольный диктант.

1



166

Однокоренные слова.

Работа над ошибками.

1



167

Обучающее изложение.

1



168

Текст.

1



169

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул».

1



170

КВН «Знатоки русского языка».

1