Филиал МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А.С. Пушкина» - «Пикшенская основная школа»
Рабочая программа
русскому языку
3 класс УМК «Школа России»
Учитель: Максутова Ольга Александровна
2021-2022 учебный год
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
- понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей;
- понимание сопричастности к языку своего народа;
- осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке, внимание к мелодичности народной устной речи и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
- положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).
Учащиеся получат возможность для формирования:
- осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
- восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимания связи развития языка с развитием культуры и общества;
- понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимания к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
- внимания к мелодичности народной звучащей речи;
- стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
- положительной мотивации и познавательного интереса к изучению курса русского языка.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- осознавать цели и задачи раздела курса;
- в коллективном диалоге ставить конкретную учебную
задачу;
- адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
- объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
- осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
- планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
- осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
- осуществлять само и взаимопроверку работ;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
- использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
- находить анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка:
- звуки, части слова, части речи, виды предложений, типы текстов;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
- выделять существенную информацию из читаемых текстов;
- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления;
- находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
- владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
- преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;
- находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения, типы текстов;
- осуществлять синтез как составление целого из частей .
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
- прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;
- задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого эти кета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения.
Предметные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- осознавать слово, предложение как главные средства языка;
- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
- осознавать свойства значений слов:
- однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
- осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
- осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
- осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении - назвать предмет, явление;
- осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
- вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
- применять правила правописания (в объёме содержания курса 3 класса).
Учащиеся получат возможность научиться:
- производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
- использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
- оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
- создавать тексты, правильно оформляя начало и конец предложений;
- владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Содержание программы
Раздел 1:«Язык и речь» (2 ч.)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Раздел 2:«Текст. Предложение. «Словосочетание» (14 ч.)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.
Предложения с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Повторение и уточнение представлений о составе предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения.
Разбор предложения по членам.
Диктант по теме «Предложение».
Простое и сложное предложения.
Словосочетание.
Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».
Связь слов в словосочетании.
Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса.
Раздел 3:«Слово в языке и речи» (16 ч.)
Повторение и уточнение представлений. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и в переносном значении; синонимы, антонимы.
Омонимы. Использование омонимов в речи.
Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Значения фразеологизмов и их использование в речи.
Изложение «Ёлочка».
Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
Имя числительное (общее представление).
Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и уточнение представлений).
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Изложение «Ёлочка».
Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.
Согласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Диктант по теме «Слово в языке и речи».
Раздел 4:«Состав слова» (17 ч.)
Однокоренные слова.
Корень слова.
Чередование согласных в корне.
Сложные слова.
Контрольное списывание.
Окончание. Формы слова.
Приставка.
Суффикс.
Значение этих значимых частей в слове.
Основа слова.
Обобщение знаний о составе слова.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Разбор слова по составу.
Изложение «Прощальная песня».
Проверочная работа по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне».
Диктант по теме «Правописание частей слова».
Раздел 5:«Правописание частей слова» (16 ч.)
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.
Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным (ъ) твёрдым знаком.
Раздел 6:«Части речи» (65 ч.)
Части речи.
Имя существительное.
Повторение и уточнение представлений.
Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Изложение по самостоятельно составленному плану.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных
Проект: «Тайна имени». Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы.
Число имён существительных, изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа.
Изложение. «Лев».
Род имён существительных: мужской, женский, средний.
Имена существительные общего рода (первое представление).
Диктант по теме «Род и число имён существительных».
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (лесная мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь)
Изменение имён существительных по падежам.
Склонение имён существительных
Начальная форма имени существительного.
Контрольное списывание.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Морфологический разбор имени существительного.
Обобщение знаний об имени существительном.
Проверочная работа по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное. Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном.
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Формы имён прилагательных.
Род имён прилагательных.
Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).
Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам,
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Падеж имён прилагательных (общее представление).
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).
Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.
Начальная форма имени прилагательного.
Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».
Личные местоимения.
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений.
Проверочная работа по теме «Местоимение».
Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.
Формы глагола. Начальная (неопределённая форма глагола). Глагольные вопросы: «что делать?» и «что сделать?». Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Времена глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе).
Родовые окончания глаголов.
Правописание частицы не с глаголами.
Обобщение знаний о глаголе.
Проверочная работа по теме «Глагол».
Морфологический разбор глагола.
Диктант по теме «Части речи».
Раздел 7:«Повторение» (7 ч.)
Комплексная работа.
Части речи.
Орфограммы в значимых частях слова.
Правописание окончаний имён прилагательных.
Тематическое планирование по русскому языку
№ | Тема (раздел) программы | Кол-во часов | Содержание воспитания |
1. | Язык и речь | 3 | Воспитание чувства гордости за свою Родину, историю, культуру. Сформировать представление о русском языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения. Воспитание познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание. | 12 | Формировать способность читать и записывать сведения об окружающем мире на русском языке. Сформировать представление о тексте, предложении, словосочетании, называть признаки текста. |
3. | Слово в языке и речи | 16 | Формировать представлений о системе и структуре русского языка. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты. Воспитание речевого этикета. |
4. | Состав слова | 14 | Формировать представление о нормах современного русского языка. Сформировать представление о составе слова. Воспитание ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка. |
5. | Правописание частей слова | 19 | Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры. Воспитание чувства ответственности. |
6. | Части речи | 64 | Сформировать представление о системе и структуре русского языка. Сформировать способность различать части речи и называть их признаки. Воспитание патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к русскому языку. |
7. | Повторение | 8 | Сформирование представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России. Воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы. |
№ | Тема урока | Дата |
1. | Наша речь. Виды речи. | |
2. | Наша речь и наш язык. | |
3. | Текст. Типы текстов. | |
4. | Предложение. | |
5. | Виды предложений по цели высказывания. | |
6. | Виды предложений по интонации. | |
7. | Предложение с обращением. | |
8. | Главные и второстепенные члены предложения. | |
9. | Главные и второстепенные члены предложения. | |
10. | Диктант по теме «Предложение». | |
11. | Работа над ошибками. Простое и сложное предложение. | |
14. | Простое и сложное предложение. | |
13. | Простое и сложное предложение. | |
14. | Словосочетание. | |
15. | Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание ». | |
16. | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | |
17. | Синонимы и антонимы. | |
18 | Омонимы. | |
19. | Слово и словосочетание. | |
20. | Фразеологизмы. | |
21. | Изложение «Ёлочка». | |
22. | Работа над ошибками. Части речи. | |
23. | Имя существительное. | |
24. | Имя прилагательное. | |
25. | Глагол. | |
26. | Имя числительное. | |
27. | Однокоренные слова. | |
28. | Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | |
29. | Согласные звуки и буквы. | |
30. | Правописание разделительного мягкого знака. | |
31. | Диктант по теме «Слово в языке и речи». | |
32. | Работа над ошибками. Корень слова. Однокоренные слова. | |
33. | Чередование согласных в корне слова. | |
34. | Правописание сложных слов. | |
35. | Формы слова. Окончание. | |
36. | Формы слова. Окончание. | |
37. | Контрольное списывание. | |
38. | Приставка. | |
39. | Значение приставок в слове. | |
40. | Суффикс. | |
41. | Суффикс - значимая часть слова. | |
42. | Основа слова. | |
43. | Разбор слова по составу. | |
44. | Изложение «Прощальная песня». | |
45. | Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова. | |
46. | Правописание слов с безударными гласными в корне. | |
47. | Правописание слов с безударными гласными в корне. | |
48. | Правописание слов с безударными гласными в корне. | |
49. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | |
50. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | |
51. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | |
52. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |
53. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |
54 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |
55. | Правописание слов с удвоенными согласными. | |
56. | Правописание слов с удвоенными согласными. | |
57. | Правописание суффиксов и приставок. | |
58. | Правописание суффиксов и приставок. | |
59. | Правописание слов с приставками. | |
60. | Комплексная работа. | |
61. | Правописание приставок и предлогов. | |
62. | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | |
63. | Диктант по теме «Правописание частей слова». | |
64. | Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | |
65. | Части речи. | |
66. | Имя существительное как часть речи. | |
67. | Начальная форма имени существительного. | |
68. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | |
69. | Изложение «Лев». | |
70. | Собственные и нарицательные имена существительные. | |
71. | Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени». | |
72. | Число имён существительных | |
73. | Число имён существительных. | |
74. | Род имён существительных. | |
75. | Род имён существительных. | |
76. | Род имён существительных. | |
77. | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | |
78. | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | |
79. | Диктант по теме «Род и число имён существительных». | |
80. | Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам. | |
81. | Изменение имён существительных по падежам. | |
82. | Изменение имён существительных по падежам. | |
83. | Именительный падеж. | |
84. | Родительный падеж. | |
85. | Дательный падеж. | |
86. | Винительный падеж. | |
87. | Родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода. | |
88. | Творительный падеж. | |
89. | Предложный падеж. | |
90. | Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень». | |
91. | Работа над ошибками. Морфологический разбор имени существительного. | |
92. | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | |
93. | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | |
94. | Сложные имена прилагательные. | |
95. | Роль имён прилагательных в тексте. | |
96. | Изменение имён прилагательных по родам. | |
97. | Изменение имён прилагательных по родам. | |
98. | Изменение имён прилагательных по родам. | |
99. | Диктант по теме «Части речи». | |
100. | Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по числам. | |
101 | Изменение имён прилагательных по числам. | |
102. | Изменение имён прилагательных по падежам. | |
103. | Изменение имён прилагательных по падежам. | |
104. | Изменение имён прилагательных по падежам. | |
105. | Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками». | |
106. | Работа над ошибками. Морфологический разбор имени прилагательного. | |
107. | Обобщение знаний о глаголе. | |
108. | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | |
109. | Личные местоимения. | |
110. | Местоимения 3-го лица. | |
111. | Роль местоимений в предложении. | |
112 | Глагол как часть речи. | |
113. | Значение и употребление в речи глаголов. | |
114. | Составление текста по сюжетным картинкам. | |
115. | Неопределённая форма глагола. | |
116. | Изменение глаголов по числам. | |
117. | Число глаголов. Составление предложений с нарушенным порядком слов. | |
118. | Изменение глаголов по временам. | |
119. | Изменение глаголов по временам. | |
120. | Изменение глаголов по временам. | |
121. | Изменение глаголов по временам. | |
122. | Род глаголов в прошедшем времени. | |
123. | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | |
124. | Правописание частицы НЕ с глаголами. | |
125. | Морфологический разбор глагола. | |
126. | Обобщение знаний о глаголе. | |
127. | Проверочная работа по теме «Глагол». | |
128. | Повторение по теме «Части речи». | |
129. | Диктант по теме «Части речи». | |
130. | Работа над ошибками. Орфограммы в значимых частях слова. | |
131. | Орфограммы в значимых частях слова. | |
132. | Орфограммы в значимых частях слова. | |
133. | Орфограммы в значимых частях слова. | |
134. | Правописание окончаний имён прилагательных. | |
135. | Правописание окончаний имён прилагательных. | |
136. | Обобщение изученного. | |