СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 3 класс»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Русский язык»



для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐ теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский

язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности,

является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной

культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших

школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 170 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
  • приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии

языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐ нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐ мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

  • овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;

  • овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

  • развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Сведения о русском языке

Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.

Фонетика и графика

Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных

мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфоэпия

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.

Лексика

Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).

Состав слова (морфемика)

Корень как обязательная часть слова; однокоренные (род ственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах кор ня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое оконча ние (ознакомление)

Морфология

Части речи

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.

Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.

Частица не, её значение.

Синтаксис

Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные

члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Орфография и пунктуация

Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение:

  • разделительный твёрдый знак;

  • непроизносимые согласные в корне слова;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

  • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);· безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);· раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);· раздельное написание частицы не с глаголами.

Развитие речи

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста,

основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и

абзацев.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.

Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Жанр письма, объявления.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее, ознакомительное чтение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования

гражданско-патриотического воспитания:
  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

  • уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:
  • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

  • проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:
  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:
  • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:
  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

  • неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:
  • первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и

самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;

  • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

  • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

  • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

  • устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные

универсальные учебные действия

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

  • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.


К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.


Совместная деятельность:
  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

  • объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; — характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

  • производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);

  • определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

  • выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); — определять значение слова в тексте;

  • распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

  • распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;

  • распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам; — распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

  • различать предлоги и приставки;

  • определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правопи‐ сания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;

  • правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;

  • находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

  • понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

  • формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);

  • строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

  • определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов

и, а, но);

  • определять ключевые слова в тексте;

  • определять тему текста и основную мысль текста;

  • выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

  • составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

  • писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;

  • объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;— уточнять значение слова с помощью толкового словаря.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Сведения о русском языке

1.1.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент

1



01.09.2022

Коллективное прочтение статьи 68 Конституции Российской Федерации: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык

государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации»; Рассказпояснение учителя на тему «Русский язык как государственный язык Российской Федерации»;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

Итого по разделу:

1


Раздел 2. Фонетика и графика

2.1.

Повторение: звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции

разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков

1

1


02.09.2022

Упражнение: определить существенный признак для классификации звуков;

Комментированное выполнение задания, связанного с объяснением различий в звукобуквенном составе слов с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными;

Контрольная работа;

Электронное приложение к учебнику

2.2.

Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными

1



05.09.2022

Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

2.3.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами

1



06.09.2022

Практическая работа при изучении всех разделов курса, связанная с применением знания алфавита при работе со словарями, справочниками;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

Итого по разделу:

3


Раздел 3. Лексика

3.1.

Повторение: лексическое значение слова.

3



07.09.2022

09.09.2022

Рассказ учителя «Способы толкования лексического значения слова»;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

3.2.

Прямое и переносное значение слова (ознакомление).

1



12.09.2022

Комментированное выполнение заданий, направленных на развитие умения анализировать употребление в тексте слов в прямом и

переносном значении;

Работа в парах: нахождение в тексте слов в переносном значении; Работа в группах: работа с ситуациями, в которых необходимо сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать

предложения, в которых слово употреблено в прямом/ переносном значении;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

3.3.

Устаревшие слова (ознакомление)

1



13.09.2022

Учебный диалог «По каким причинам слова выходят из употребления?», высказывание предположений с последующим сопоставлением предположений с информацией в учебнике; Работа в парах: соотнесение устаревших слов с их современными синонимами;

Тестирование;

Электронное приложение к учебнику

Итого по разделу:

5


Раздел 4. Состав слова (морфемика)

4.1.

Повторение: корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова.

5



14.09.2022

20.09.2022

Учебный диалог «Чем похожи родственные слова, чем они различаются? Как найти корень слова?»;

Наблюдение за группами родственных слов, поиск для каждой группы слова, с помощью которого можно объяснить значение родственных слов;

Упражнение: выделение корня в предложенных словах с опорой на алгоритм выделения корня;

Комментированный анализ текста: поиск в нём родственных слов;

Устный опрос;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

4.2.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс — значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление)

3

1


21.09.2022

23.09.2022

Работа по построению схемы, отражающей различие родственных слов и форм одного и того же слова с учётом двух позиций: значение и состав слова (обсудить разные способы передачи на схеме идеи о полном совпадении значения у форм слова и сходстве основного

значения, но не полной тождественности значения родственных слов; различие только в окончаниях между формами слов и различия в составе слова у родственных слов — появление приставок, суффиксов);

Объяснение роли и значения суффиксов/приставок;

Работа в группах: анализ текста с установкой на поиск в нём слов с заданными приставками/суффиксами;

Контрольная работа;

Электронное приложение к учебнику

Итого по разделу:

8


Раздел 5. Морфология

5.1.

Части речи.

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

2



26.09.2022

27.09.2022

Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;

Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены следующие параметры:«Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменяются»;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

5.2.

Имена существительные единственного и множественного числа.

2



28.09.2022

29.09.2022

Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число);

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

5.3.

Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

3



30.09.2022

04.10.2022

Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число);

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

5.4.

Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам

(склонение)

3



05.10.2022

07.10.2022

Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку;

Тестирование;

Электронное приложение к учебнику


5.5.

Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.

3



10.10.2022

12.10.2022

Работа в парах: нахождение у группы имён существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу;

Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

5.6.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

2

1


13.10.2022

14.10.2022

Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку;

Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому-то

грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду;

Контрольная работа;

Электронное приложение к учебнику

5.7.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

2



17.10.2022

18.10.2022

Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;

Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены следующие параметры:«Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменяются»;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

5.8.

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин).

3



19.10.2022

21.10.2022

Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

5.9.

Склонение имён прилагательных.

3



24.10.2022

26.10.2022

Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

5.10.

Местоимение (общее представление).

2



27.10.2022

28.10.2022

Наблюдение за ролью местоимений в тексте;

Практическая работа: корректировка текста, заключающаяся в замене повторяющихся в тексте имён существительных соответствующими местоимениями;

Тестирование;

Электронное приложение к учебнику

5.11.

Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

3



08.11.2022

10.11.2022

Работа в группах: определение уместности употребления

местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок, связанных с неудачным употреблением местоимений;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

5.12.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи.

2



11.11.2022

14.11.2022

Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

5.13.

Неопределённая форма глагола.

3



15.11.2022

17.11.2022

Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматических характеристик (из числа изученных);

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

5.14.

Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов.

3



18.11.2022

22.11.2022

Творческая работа: трансформировать текст, изменяя время глагола;

Тестирование;

Электронное приложение к учебнику

5.15.

Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.

3



23.11.2022

25.11.2022

Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику


5.16.

Частица не, её значение

3

1


28.11.2022

30.11.2022

Изучение правила написания частицы не.;

Контрольная работа;

Электронное приложение к учебнику

Итого по разделу:

42


Раздел 6. Синтаксис

6.1.

Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении.

3



01.12.2022

05.12.2022

Комментированное выполнение задания: выписать из предложения пары слов, от одного из которых к другому можно задать смысловой (синтаксический) вопрос;

Самостоятельная работа: установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

6.2.

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

2



06.12.2022

07.12.2022

Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения;

Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

6.3.

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

2



08.12.2022

09.12.2022

Проверочная работа, направленная на проверку ориентации в изученных понятиях: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, умения соотносить понятие с его краткой

характеристикой, объяснять своими словами значение изученных понятий;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

6.4.

Предложения распространённые и нераспространённые.

3



12.12.2022

14.12.2022

Комментированное выполнение задания: выписать из предложения пары слов, от одного из которых к другому можно задать смысловой (синтаксический) вопрос;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

6.5.

Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов

3

1


15.12.2022

19.12.2022

Наблюдение за предложениями с однородными членами;

Объяснение выбора нужного союза в предложении с однородными членами;

Контрольная работа;

Электронное приложение к учебнику

Итого по разделу:

13


Раздел 7. Орфография и пунктуация

7.1.

Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах.

8



20.12.2022

29.12.2022

Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе орфографических правил, следование составленным алгоритмам;

Зачет;

Электронное приложение к учебнику

7.2.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. .

7



09.01.2023

17.01.2023

Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе орфографических правил, следование составленным алгоритмам; Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы;

Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы;

Работа в группах: группировка слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов, написание которых изученными правилами объяснить нельзя;

Комментированное выполнение анализа текста на наличие в нём слов с определённой орфограммой;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

7.3.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и

предложенных текстов

5

1


18.01.2023

24.01.2023

Учебный диалог «Как планировать свои действия по решению орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация последовательности действий по проверке изученных орфограмм; Создание ситуации выбора для оценки своих возможностей при выборе упражнений на закрепление орфографического материала;

Контрольная работа;

Электронное приложение к учебнику


7.4.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • разделительный твёрдый знак;

  • непроизносимые согласные в корне слова;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

  • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

  • раздельное написание частицы не с глаголами

30

1


26.01.2023

07.03.2023

Создание ситуации выбора для оценки своих возможностей при выборе упражнений на закрепление орфографического материала; Проблемная ситуация, требующая использования дополнительных источников информации: уточнение написания слов по

орфографическому словарю (в том числе на электронном носителе); Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным количеством включённых в них словарных слов;

Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным количеством включённых в них слов с определённой орфограммой;

Контрольная работа;

Электронное приложение к учебнику

Итого по разделу:

50


Раздел 8. Развитие речи

8.1.

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др.

3



09.03.2023

13.03.2023

Учебный диалог «Чем различаются тема текста и основная мысль текста? Как определить тему текста? Как определить основную мысль текста?»;

Комментированное выполнение задания на определение темы и основной мысли предложенных текстов;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

8.2.

Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.

3



14.03.2023

16.03.2023

Самооценка собственной речевой культуры во время общения; Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ;

Самооценка с использованием« Оценочного листа»;

Электронное приложение к учебнику

8.3.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

3



17.03.2023

21.03.2023

Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/извинение/благодарность/ отказ;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

8.4.

Формулировка и аргументирование собственного

мнения в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.

3



10.04.2023

12.04.2023

Самооценка собственной речевой культуры во время общения; Запись собственного выступления с последующим самоанализом; Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры — оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке и на переменах, в конце учебного дня подведение итогов игры;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

8.5.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с

нарушенным порядком предложений и абзацев.

3



13.04.2023

17.04.2023

Учебный диалог «Чем различаются тема текста и основная мысль текста? Как определить тему текста? Как определить основную мысль текста?»;

Комментированное выполнение задания на определение темы и основной мысли предложенных текстов;

Практическая работа: нахождение в тексте смысловых пропусков; Практическая работа: воспроизведение текста в соответствии с заданием: подробно, выборочно;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

8.6.

План текста. Составление плана текста, написание

текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но.

3


1

18.04.2023

20.04.2023

Совместное составление плана текста;

Работа в парах: составление плана предложенного текста;

Практическая работа;

Электронное приложение к учебнику


8.7.

Ключевые слова в тексте.

Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

3



21.04.2023

25.04.2023

Работа в группах: выбор наиболее подходящего для каждой из

предложенных ситуаций типа текста (с опорой на таблицу «Три типа текстов»);

Творческие задания: создавать устные и письменные тексты разных типов (описание, рассуждение, повествование);

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

8.8.

Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления.

3


1

26.04.2023

28.04.2023

Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ;

Практическая работа;

Электронное приложение к 3

8.9.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

3


1

03.05.2023

08.05.2023

Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;

Запись собственного выступления с последующим самоанализом;

Письменный контроль;

Электронное приложение к учебнику

8.10

Изучающее, ознакомительное чтение

3

1


10.05.2023

12.05.2023

Обобщение результатов проведённого наблюдения при составлении таблицы «Три типа текстов», в строках таблицы отражены

следующие параметры сравнения текстов: «Цель создания текста»,«Особенности построения текста», «Особенности языковых средств»;

Контрольная работа;

Электронное приложение к учебнику

Итого по разделу:

30


Резервное время

18


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

8

3




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ