СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 5-9 классов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации мате риала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности.
Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой
функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
(ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J’].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в CMC-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка.
Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно - словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
5 класс
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов |
| Язык и общение |
|
1. | Язык и общение. | 1 ч. |
2. | Язык и человек. | 1 ч. |
3. | Общение устное и письменное. | 1 ч. |
4. | Р/р.Стили речи. | 1 ч. |
| Повторение пройденного в 1 - 4 классах |
|
5. | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 ч. |
6. | Орфограмма. | 1 ч. |
7. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | 1 ч. |
8. | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 ч. |
9. | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 ч. |
10. | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 ч. |
11. | Разделительные ъ и ь. | 1 ч. |
12. | Раздельное написание предлогов с другими словами.
| 1 ч. |
13 -14. | Р/р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) | 2 ч. |
15. | Входной контроль. Диктант «Весной»
| 1 ч. |
16. | Части речи. | 1 ч. |
17. | Глагол.
| 1 ч. |
18. | -Тся и –ться в глаголах | 1 ч. |
19. | Р/р. Тема текста. | 1 ч. |
20. | Личные окончания глаголов. | 1 ч. |
21. | Не с глаголами. | 1 ч. |
22. | Имя существительное. | 1 ч. |
23. | Имя прилагательное. | 1 ч. |
24. | Местоимение. | 1 ч. |
25. | Р/р. Основная мысль текста. | 1 ч. |
26. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Части речи». | 1 ч. |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. |
|
27. | Синтаксис и пунктуация. | 1 ч. |
28. | Словосочетание. | 1 ч. |
29. | Разбор словосочетаний. | 1 ч. |
30. | Предложение. | 1 ч. |
31 - 32. | Р/р. Способы сжатия текста. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева. | 2 ч. |
33. | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. | 1 ч. |
34. | Р/р. Подготовка и написание сочинения на свободную тему. | 1 ч. |
35. | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 ч. |
36. | Сказуемое. | 1 ч. |
37. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 ч. |
38. | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 ч. |
39. | Второстепенные члены предложения. | 1 ч. |
40. | Дополнение. | 1 ч. |
41. | Определение. | 1 ч. |
42. | Обстоятельство. | 1 ч. |
43. | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах. | 1 ч. |
44. | Закрепление темы «Предложения с однородными членами». | 1 ч. |
45. | Предложения с обращениями | 1 ч. |
46. | Р/р. Письмо. | 1 ч. |
47. | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 ч. |
48. | Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 ч. |
49-50. | Р/р. Подготовка и написание сочинения по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». | 2 ч. |
51. | Простые и сложные предложения. | 1 ч. |
52. | Сложные предложения. | 1 ч. |
53. | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 ч. |
54. | Предложения с прямой речью. | 1 ч. |
55. | Диалог. | 1 ч. |
56. | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 ч. |
57. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 ч. |
| Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи |
|
58. | Фонетика. Гласные звуки. | 1 ч. |
59. | Согласные звуки. | 1 ч. |
60. | Изменение звуков в потоке речи. | 1 ч. |
61. | Согласные твердые и мягкие. | 1 ч. |
62. | Р/р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). | 1 ч. |
63. | Согласные звонкие и глухие. Графика | 1 ч. |
64. | Алфавит. | 1 ч. |
65. | Р/р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. | 1 ч. |
66. | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 ч. |
67. | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 ч. |
68. | Орфоэпия. | 1 ч. |
69. | Фонетический разбор слова. | 1 ч. |
70. | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». | 1 ч. |
71. | Контрольное тестирование за 1 полугодие | 1 ч. |
72. | Р/р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»). | 1 ч. |
| Лексика. Культура речи |
|
73. | Слово и его лексическое значение. | 1 ч. |
74. | Однозначные и многозначные слова. | 1 ч. |
75. | Прямое и переносное значение слов. | 1 ч. |
76. | Омонимы. | 1 ч. |
77. | Синонимы. | 1 ч. |
78-79. | Р/р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»). | 2 ч. |
80. | Антонимы. | 1 ч. |
81. | Повторение изученного в разделе «Лексика». | 1 ч. |
82-83. | Р/р. Подготовка и написание контрольного изложения(по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»). | 2 ч. |
| Морфемика. Орфография. Культура речи |
|
84. | Морфема - наименьшая значимая часть слова. | 1 ч. |
85. | Изменение и образование слов. | 1 ч. |
86. | Окончание. | 1 ч. |
87. | Р/р. Сочинение по личным впечатлениям. | 1 ч. |
88. | Основа слова.
| 1 ч. |
89. | Корень слова.
| 1 ч. |
90-91. | Р/р. Рассуждение. Написание сочинения – рассуждения. | 2 ч. |
92. | Суффикс. | 1 ч. |
93. | Приставка. | 1 ч. |
94. | Р/р. Выборочное изложение с изменением лица. | 1 ч. |
95. | Чередование звуков. Беглые гласные. | 1 ч. |
96. | Варианты морфем. Морфемный разбор. | 1 ч. |
97-98. | Правописание гласных и согласных в приставках. | 2 ч. |
99. | Буквы З и С на конце приставок.
| 1 ч. |
100. | Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-. | 1 ч. |
101. | Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ-. | 1 ч. |
102. | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | 1 ч. |
103. | Буквы И – Ы после Ц. | 1 ч. |
104. | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». | 1 ч. |
105. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография». | 1ч. |
106-107. | Р/р. Подготовка и написание сочинения – описания по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»). | 2 ч. |
| Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное |
|
108. | Имя существительное как часть речи. | 1 ч. |
109. | Р/р. Доказательства в рассуждении. | 1 ч. |
110. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 ч. |
111. | Имена существительные собственные и нарицательные.
| 1 ч. |
112. | Род имен существительных. | 1 ч. |
113. | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | 1 ч. |
114-115. | Р/р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). | 2 ч. |
116. | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | 1 ч. |
117. | Три склонения имен существительных. | 1 ч. |
118-119. | Падежи имен существительных. | 2 ч. |
120-121. | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 2 ч. |
122-123. | Р/р. Подготовка и написание подробного изложения с изменением лица. | 2 ч. |
124. | Множественное число имен существительных. | 1 ч. |
125. | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 ч. |
126. | Морфологический разбор имени существительного. | 1 ч. |
127. | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 1 ч. |
128. | Р/р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | 1 ч. |
129. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | 1 ч. |
130. | Имя прилагательное как часть речи. | 1 ч. |
131. | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | 1 ч. |
132. | Р/р. Описание животного. | 1 ч. |
133. | Прилагательные полные и краткие. | 1 ч. |
134-135. | Р/р. Контрольное сочинение. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение»). | 2 ч. |
136. | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 ч. |
137-138. | Р/р. Контрольное изложение. Подготовка и написание изложения. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») | 2 ч. |
139. | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 ч. |
140. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
| 1 ч. |
141. | Глагол как часть речи. | 1 ч. |
142. | Не с глаголами. | 1 ч. |
143. | Р/р. Рассказ. | 1 ч. |
144. | Неопределенная форма глагола. | 1 ч. |
145. | Правописание -ться и –тся в глаголах. | 1 ч. |
146-147. | Виды глагола. | 2 ч. |
148. | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | 1 ч. |
149. | Р/р. Невыдуманный рассказ (о себе). | 1 ч. |
150. | Время глагола. | 1 ч. |
151. | Прошедшее время глагола. | 1 ч. |
152. | Настоящее время глагола. | 1 ч. |
153. | Будущее время глаголов.
| 1 ч. |
154. | Спряжение глаголов. | 1 ч. |
155-156. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 2ч. |
157-158. | Морфологический разбор глагола. | 2 ч. |
159-160. | Р/р. Подготовка и написание сжатого изложения с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»). | 2 ч. |
161. | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | 1ч. |
162. | Употребление времен. | 1 ч. |
163. | Повторение изученного по теме «Глагол». | 1 ч. |
164. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». | 1 ч. |
165-166.
167 | Р/р. Подготовка и написание сочинения-рассказа по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку»). День славянской письменности и культуры | 2 ч.
1 ч. |
| Повторение и систематизация пройденного в 5 классе |
|
168. | Разделы науки о языке.
| 1 ч. |
169. | Орфограммы в приставках. | 1 ч. |
170. | Орфограммы в корнях слов. | 1 ч. |
171. | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 ч. |
172-173. | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | 2 ч. |
174-175. | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 2 ч. |
6 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов |
1. | Русский язык- один из развитых языков мира | 1 |
| Повторение изученного в 5 классе |
|
2. | Фонетика. Орфоэпия. Графика | 1 |
3. | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов | 1 |
4. | Части речи. | 1 |
5. | Орфограммы в окончаниях слов | 1 |
6. | Словосочетание. Простое предложение | 1 |
7. | Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | 1 |
8. | Прямая речь. Диалог | 1 |
| Текст |
|
9. | Р/р. Текст | 1 |
10. | Р/р. Официально-деловой стиль | 1 |
11. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе» | 1 |
| Лексика. Культура речи |
|
12. | Повторение изученного в 5 классе по теме «Лексика» | 1 |
13. | Р/р. Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова «После дождя» | 1 |
14. | Общеупотребительные слова и профессионализмы | 1 |
15. | Общеупотребительные слова и диалектизмы | 1 |
16. | Общеупотребительные слова и жаргонизмы | 1 |
17. | Эмоционально окрашенные слова | 1 |
18-19. | Р/р. Изложение «Главный день в жизни В.И. Даля» | 2 |
20. | Устаревшие слова и неологизмы | 1 |
21. | Исконно русские и заимствованные слова | 1 |
| Фразеология. Культура речи |
|
22-23. | Фразеология. Источники фразеологизмов. | 2 |
24-25. | Повторение по теме «Лексика. Фразеология» | 2 |
| Словообразование. Орфография. Культура речи |
|
25-26. | Повторение изученного в 5 классе по теме «Словообразование и орфография» | 2 |
27. | Р/р. Описание помещения | 1 |
28-29. | Основные способы образования слов в русском языке | 1 |
30. | Этимология слов. | 1 |
31 | Р/р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | 1 |
32. | Буквы О и А в корне – КОС- КАС- | 1 |
33-34. | Буквы О и А в корне –ГОР-ГАР- | 1 |
35. | Проверочная работа по теме «Словообразование» | 1 |
36-37. | Гласные Ы и И после приставок. | 2 |
38. | Контрольный диктант по теме «Словообразование» | 1 |
39-41. | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- | 3 |
42. | Р/р. Выборочное изложение на тему «Обитель смотрителя» | 1 |
43. | Соединительные гласные О и Е в сложных словах | 1 |
44. | Контрольный диктант по теме «Словообразование» | 1 |
45. | Сложносокращенные слова | 1 |
46-47. | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 2 |
48-49. | Р/р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | 2 |
50-51. | Повторение по теме «Словообразование и орфография» | 2 |
52. | Итоговая контрольная работа по теме «Словообразование» | 1 |
| Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное |
|
53. | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» | 1 |
54-55. | Р/р. Изложение «Страх» | 2 |
56. | Разносклоняемые имена существительные | 1 |
57-58. | Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на – МЯ- | 1 |
59. | Несклоняемые существительные. | 1 |
60. | Род несклоняемых имен существительных. | 1 |
61. | Имена существительные общего рода. | 1 |
62. | Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
63-64. | Р/р. Сочинение по теме «Первый раз в …» | 2 |
65-66. | НЕ с именами существительными. | 2 |
67-68. | Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК-(ЩИК-). | 2 |
69. | Гласные в суффиксах существительных –ЕК-и ИК- | 1 |
70. | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 |
71. | Повторение по теме «Имя существительное». | 1 |
72. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
| Имя прилагательное |
|
73. | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | 1 |
74. | Р/р. Описание природы | 1 |
75. | Степени сравнения имен прилагательных | 1 |
76. | Превосходная степень имен прилагательных | 1 |
77. | Диктант по теме «Степени сравнения прилагательных» | 1 |
78-79. | Разряды имен прилагательных по значению. | 2 |
80. | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
81-82. | НЕ с прилагательными | 2 |
83. | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
| 1 |
84-85. | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 2 |
86. | Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных» | 1 |
87. | Контрольный диктант по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных» | 1 |
88. | Различение на письме суффиксов прилагательных –К – и –СК- | 1 |
89. | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 |
90-91. | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 2 |
92. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
93. | Р/р. Публичное выступление о произведениях народного промысла | 1 |
| Имя числительное |
|
94. | Имя числительное как часть речи. | 1 |
95. | Простые и составные числительные | 1 |
96-97. | Мягкий знак на конце и в середине числительных | 2 |
98-99. | Разряды количественных числительных | 2 |
100-101. | Числительные, обозначающие целые числа | 2 |
102-103. | Р/р. Выборочное изложение по теме «Митраша» | 2 |
104. | Дробные числительные | 1 |
105-106. | Собирательные числительные | 2 |
107-108. | Порядковые числительные | 2 |
109-110. | Морфологический разбор имени числительного | 2 |
111-112 | Повторение по теме «Имя числительное» | 2 |
113. | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | 1 |
114. | Р/р. Публичное выступление на тему «Берегите природу» | 1 |
| Местоимение |
|
115. | Местоимение как часть речи | 1 |
116-117. | Личные местоимения | 2 |
118. | Возвратное местоимение СЕБЯ. | 1 |
119. | Вопросительные местоимения | 1 |
120. | Относительные местоимения | 1 |
121. | Р/р. Рассуждение по теме «Подарок» | 1 |
122-123. | Неопределенные местоимения | 2 |
124-126 | Отрицательные местоимения | 3 |
127-128. | Притяжательные местоимения | 2 |
129-130. | Р/р. Сочинение рассуждение на тему «Подарок подруге» | 2 |
131-132. | Указательные местоимения | 2 |
133. | Определительные местоимения | 1 |
134-135. | Морфологический разбор местоимений | 2 |
136-137. | Повторение по теме «Местоимение» | 2 |
138. | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 |
| Глагол |
|
139-140. | Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол» | 2 |
141. | Р/р. Сочинение-рассказ на тему «Степа дрова колет» | 1 |
142. | Разноспрягаемые глаголы | 1 |
143-144. | Глаголы переходные и непереходные | 2 |
145. | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 1 |
146-147. | Р/р. Изложение на тему «Витькина гайка» | 2 |
148. | Условное наклонение | 1 |
149-150. | Повелительное наклонение | 2 |
151-152. | Условное наклонение | 2 |
153. | Диктант по теме «Наклонения глагола» | 1 |
154-155. | Употребление наклонений | 2 |
156. | Р/р. Рассказ на основе услышанного (подготовительный этап) | 1 |
157-158. | Безличные глаголы | 2 |
159-160. | Морфологический разбор глагола | 2 |
161-162. | Р/р. Рассказ на основе услышанного | 2 |
163-164. | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 2 |
165. | Повторение по теме «Глагол» | 1 |
166. | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
| Повторение и систематизация изученного в 6 классе |
|
167-168. | Повторение и систематизация изученного в 6 классе по теме «Орфография» | 2 |
169-170. | Повторение и систематизация изученного в 6 классе по теме « Лексика» | 2 |
171. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе» | 1 |
172-173. | Повторение и систематизация изученного в 6 классе по теме «Словообразование» | 2 |
174-175. | Повторение и систематизация изученного в 6 классе по теме» «Синтаксис и пунктуация» | 2 |
7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Русский язык как развивающееся явление |
|
1. | Русский язык как развивающееся явление | 1 |
| Повторение в начале учебного года |
|
2. | Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор | 1 |
3. | Лексика и фразеология
| 1 |
4. | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | 1 |
5. | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 |
6. | Морфология и орфография | 1 |
7. | Морфологический разбор слова
| 1 |
8. | Входная диагностическая работа | 1 |
| Текст и стили речи |
|
9. | Текст | 1 |
10. | Р./р. Диалог как текст. Виды диалога. | 1 |
11-12. | Р.Р. Стили литературного языка. Публицистический стиль. | 2 |
13. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» с грамматическим заданием. | 1 |
| Морфология и орфография. Культура речи. Причастие |
|
14. | Причастие как часть речи
| 1 |
15. | Склонение причастий | 1 |
16. | Правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 |
17-18. | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 2 |
19. | Р./р Описание внешности человека | 1 |
20. | Действительные и страдательные причастия | 1 |
21. | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 |
22. | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 |
23. | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 |
24. | Действительные причастия прошедшего времени | 1 |
25. | Практикум «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени». Проверочный тест. | 1 |
26. | Р/р. Подготовка к изложению «Воспоминания Т.Л. Сухотиной о детстве». | 1 |
27. | Р./р. Написание изложения «Воспоминания Т.Л. Сухотиной о детстве». | 1 |
28. | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 |
29. | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 |
30. | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 |
31. | Гласная перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 |
32. | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных | 1 |
33. | Закрепление темы «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных» | 1 |
34. | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1 |
35. | Закрепление темы «Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных» | 1 |
36. | Р./р. Подготовка к выборочному изложению по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». | 1 |
37. | Р./р. Написание выборочного изложения по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» | 1 |
38. | Морфологический разбор причастия | 1 |
39. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 |
40. | Закрепление темы «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». | 1 |
41. | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 |
42-43. | Повторение изученного по теме «Причастие» | 2 |
44. | Контрольный диктант по теме «Причастие» с грамматическим заданием | 1 |
45. | Р/р. Сочинение – описание внешности человека | 1 |
| Деепричастие |
|
46. | Деепричастие как часть речи | 1 |
47. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 |
48. | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 |
49. | Деепричастия несовершенного вида
| 1 |
50. | Деепричастия совершенного вида
| 1 |
51. | Р./р. Подготовка к сочинению-рассказу по картине С. Григорьева «Вратарь». | 1 |
52. | Р./р. Написание сочинения-рассказа по картине С. Григорьева «Вратарь». | 1 |
53. | Морфологический разбор деепричастия | 1 |
54-55. | Повторение изученного о деепричастии | 1 |
56. | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» с грамматическим заданием | 1 |
| Наречие |
|
57. | Наречие как часть речи | 1 |
58. | Употребление наречий в речи | 1 |
59. | Разряды наречий | 1 |
60. | Закрепление темы «Разряды наречий» | 1 |
61. | Степени сравнения наречий | 1 |
62. | Закрепление темы «Степени сравнения наречий» | 1 |
63. | Р./р. Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег». | 1 |
64. | Морфологический разбор наречия | 1 |
65. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е | 1 |
66. | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | 1 |
67. | Н и НН в наречиях на –О и –Е | 1 |
68. | Практикум по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи» | 1 |
69. | Р./р. Описание действий. Сочинение о труде | 1 |
70. | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | 1 |
71. | Буквы О и А на конце наречий | 1 |
72. | Дефис между частями слова в наречиях | 1 |
73. | Р./р. Устное сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» | 1 |
74-75. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 2 |
76. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 |
77-78. | Повторение изученного о наречии
| 2 |
79. | Контрольная работа по теме « Наречие»
| 1 |
| Учебно- научная речь |
|
80. | Отзыв. Учебный доклад | 1 |
| Категория состояния как часть речи |
|
81. | Категория состояния как часть речи | 1 |
82. | Морфологический разбор категории состояния | 1 |
83. | Категория состояния и другие части речи | 1 |
84. | Р./р. Подготовка к сжатому изложению по тексту К. Паустовского «Обыкновенная земля» | 1 |
85. | Р./р. Написание сжатого изложения по тексту К. Паустовского «Обыкновенная земля» | 1 |
86. | Повторение темы «Категория состояния». Проверочный тест
| 1 |
| Служебные части речи. Предлог |
|
87. | Самостоятельные и служебные части речи | 1 |
88. | Предлог как часть речи | 1 |
89. | Употребление предлогов
| 1 |
90-91. | Непроизводные и производные предлоги | 2 |
92. | Простые и составные предлоги
| 1 |
93. | Морфологический разбор предлога | 1 |
94. | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 |
95. | Р./р. Подготовка к сочинению по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».
| 1 |
96. | Р.Р. Написание сочинения по картине. А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа». | 1 |
97-98. | Повторение по теме «Предлог» | 2 |
| Союз |
|
99. | Союз как часть речи | 1 |
100. | Простые и составные союзы | 1 |
101. | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 |
102. | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 |
103. | Сочинительные союзы и их роль в простом предложении и в сложном. | 1 |
104. | Подчинительные союзы | 1 |
105. | Повторение пройденного по теме «Подчинительные союзы». Морфологический разбор союза | 1 |
106-107. | Р./р. Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик» | 2 |
108. | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | 1 |
109-110. | Повторение сведений о предлогах и союзах
| 2 |
111. | Контрольный диктант «Ночной мир» с грамматическим заданием | 1 |
| Частица |
|
112. | Частица как часть речи | 1 |
113. | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 |
114. | Смыслоразличительные частицы | 1 |
115. | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 |
116. | Морфологический разбор частицы | 1 |
117. | Отрицательные частицы НЕ и НИ | 1 |
118. | Различение частицы не- и приставки не- | 1 |
119-120. | Р.Р. Сочинение – рассказ по данному сюжету | 2 |
121. | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ | 1 |
122. | Повторение по теме «Частица». Тест по теме «Служебные части речи». | 1 |
| Междометие |
|
123. | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях | 1 |
124. | Знаки препинания при междометиях. Междометия и другие части речи | 1 |
| Повторение и систематизация изученного в 5-7 классе |
|
125-126. | Разделы науки о русском языке. Фонетика и графика | 2 |
127-128. | Лексика и фразеология
| 2 |
129-130. | Морфемика. Словообразование | 2 |
131-133. | Морфология. Орфография
| 3 |
134-137. | Синтаксис. Пунктуация
| 4 |
138. | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 |
139-140. | Комплексное обобщающее повторение изученного за год. | 2 |
8 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Русский язык в современном мире | ||
1 | Русский язык в современном мире | 1 |
Повторение изученного в 5-7 классах | ||
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | 1 |
3 | Знаки препинания в сложных предложениях | 1 |
4 | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 1 |
5 | Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 |
6 | Развитие речи | 1 |
7 | Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи | 1 |
8 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 7 классе» | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | ||
9 | Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса | 1 |
10 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | 1 |
11 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях | 1 |
12 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний | 1 |
13 | Повторение по теме: «Словосочетание» | 1 |
14 | Контрольное тестирование по теме: «Словосочетание» |
|
Простое предложение | ||
15 | Простое предложение. Грамматическая основа предложения | 1 |
16 | Порядок слов в предложении. Интонация | 1 |
17 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 |
18 | Развитие речи | 1 |
Двусоставные предложения. Главные члены предложения | ||
19 | Главные члены предложения. Подлежащее | 1 |
20 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 |
21 | Составное глагольное сказуемое | 1 |
22 | Составное именное сказуемое. | 1 |
23 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
24 | Повторение по теме: «Главные члены предложения» | 1 |
25 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Главные члены предложения» | 1 |
26 | Развитие речи | 1 |
Второстепенные члены предложения | ||
27 | Роль второстепенных членов предложения. Дополнение | 1 |
28-29 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | 2 |
30 | Приложение. Знаки препинания при нём | 1 |
31 | Обстоятельство | 1 |
32 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 |
33 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 |
34 | Развитие речи | 1 |
35 | Повторение по темам «Второстепенные члены предложения» и «Главные члены предложения» | 1 |
Односоставные предложения | ||
36 | Главный член односоставного предложения. | 1 |
37 | Определённо-личные предложения. | 1 |
38 | Неопределённо-личные предложения. | 1 |
39 | Р.р. Инструкция | 1 |
40 | Безличные предложения. | 1 |
41 | Развитие речи | 1 |
42 | Назывные предложения. | 1 |
43 | Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | 1 |
44 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | 1 |
45 | Повторение изученного по теме «Односоставные предложения» | 1 |
46 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | 1 |
Простое осложненное предложение | ||
47 | Простое осложненное предложение | 1 |
Однородные члены предложения | ||
48-49 | Понятие об осложненном предложении однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | 2 |
50-51 | Однородные и неоднородные определения | 2 |
52 | Развитие речи | 1 |
53-54 | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 2 |
55 | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 |
56 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | 1 |
57 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | 1 |
58 | Синтаксический разбор предложений с однородными членами | 1 |
59 | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами | 1 |
60 | Повторение по теме: «Однородные члены предложения» | 1 |
61 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Однородные члены предложения» | 1 |
62 | Развитие речи | 1 |
Предложения с обособленными членами | ||
63 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | 1 |
64 | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
65 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
66 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений | 1 |
67 | Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
68 | Р.р. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему | 1 |
69 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | 1 |
70 | Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | 1 |
71 | Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом как | 1 |
72 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | 1 |
73 | Развитие речи | 1 |
74 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
75 | Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов | 1 |
76 | Обособление дополнений с предлогами | 1 |
77 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1 |
78 | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения» | 1 |
79 | Развитие речи | 1 |
80 | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» | 1 |
Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения. Обращение | ||
81 | Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении | 1 |
82 | Употребление обращений | 1 |
83 | Развитие речи | 1 |
Вводные и вставные конструкции | ||
84 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | 1 |
85 | Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них | 1 |
86-87 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 2 |
88 | Развитие речи | 1 |
89 | Вставные слова, словосочетания и предложения | 1 |
90 | Междометия в предложении | 1 |
91 | Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия» | 1 |
Чужая речь | ||
92-93 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь | 1 |
94 | Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 |
95 | Р.р. Диалог | 1 |
96 | Р.р. Рассказ | 1 |
97 | Цитата и знаки препинания при ней | 1 |
98 | Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь» | 1 |
99 | Контрольный диктант по теме: «Чужая речь» | 1 |
Повторение и систематизация изученного в VIII классе | ||
100 | Синтаксис и морфология | 1 |
101 | Синтаксис и пунктуация | 1 |
102 | Синтаксис и культура речи | 1 |
103 | Развитие речи | 1 |
104 | Синтаксис и орфография | 1 |
105 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием
| 1 |
9 класс | ||
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
| Международное значение русского языка | 1 |
Повторение изученного в V – VIII классах | ||
| Р.р. Повторение изученного. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Текст. Стили речи | 1 |
| Простое предложение и его грамматическая основа | 1 |
| Предложения с обособленными членами | 1 |
| Предложения с обособленными членами | 1 |
| Обращения, вводные слова и вставные конструкции | 1 |
| Обращения, вводные слова и вставные конструкции |
|
| Контрольный диктант по теме: «Синтаксис простого предложения» | 1 |
Сложное предложение. Культура речи | ||
| Понятие о сложном предложении | 1 |
| Понятие о сложном предложении | 1 |
| Союзные и бессоюзные сложные предложения | 1 |
| Союзные и бессоюзные сложные предложения | 1 |
| Развитие речи | 1 |
| Развитие речи | 1 |
| Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения | 1 |
| Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения | 1 |
Сложносочиненные предложения | ||
| Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении | 1 |
| Сложносочиненные предложения с соединительными и разделительными союзами и противительными союзами | 1 |
| Сложносочиненные предложения с соединительными и разделительными союзами и противительными союзами | 1 |
| Развитие речи | 1 |
| Развитие речи | 1 |
| Разделительные знаки препинания между частями ССП | 1 |
| Разделительные знаки препинания между частями ССП | 1 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | 1 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | 1 |
| Повторение по теме: «Сложносочиненные предложения» | 1 |
| Повторение по теме: «Сложносочиненные предложения» | 1 |
| Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение» с грамматическим заданием | 1 |
Сложноподчиненные предложения | ||
| Понятие о сложноподчиненном предложении | 1 |
| Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 |
| Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 |
| Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | 1 |
| Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | 1 |
| Повторение по теме: «Сложносочиненные предложения» | 1 |
| Повторение по теме: «Сложносочиненные предложения» | 1 |
| Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении | 1 |
| Развитие речи | 1 |
Основные группы сложноподчиненных предложений | ||
| Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным | 1 |
| Развитие речи | 1 |
| Развитие речи |
|
| Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | 1 |
| Развитие речи | 1 |
| Развитие речи | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, придаточными степени и сравнительными | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, придаточными степени и сравнительными | 1 |
| Тестирование по теме: «Основные группы сложноподчиненных предложений» | 1 |
| Развитие речи | 1 |
| Развитие речи | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в предложении | 1 |
| Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в предложении | 1 |
| Развитие речи | 1 |
| Развитие речи | 1 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | 1 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | 1 |
| Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения» | 1 |
| Тестирование по теме: «Сложноподчиненные предложения» | 1 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Сложноподчиненные предложения» | 1 |
Бессоюзные сложные предложения | ||
| Понятие о бессоюзном сложном предложении | 1 |
| Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях | 1 |
| Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 1 |
| Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 1 |
| Развитие речи | 1 |
| Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 |
| Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 |
| Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 |
| Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения | 1 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения | 1 |
| Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 |
| Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 |
| Контрольное тестирование теме: «Бессоюзные сложные предложения» | 1 |
| Развитие речи | 1 |
| Развитие речи | 1 |
| Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | 1 |
| Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | 1 |
| Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | 1 |
| Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | 1 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи | 1 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи | 1 |
| Повторение по теме: «Предложения с различными видами связи» | 1 |
| Повторение по теме: «Предложения с различными видами связи» | 1 |
| Тестирование по теме: «Предложения с различными видами связи» | 1 |
| Развитие речи | 1 |
| Развитие речи | 1 |
Повторение и систематизация изученного в V – IX классах | ||
| Фонетика и графика | 1 |
| Фонетика и графика | 1 |
| Лексикология (лексика) и фразеология | 1 |
| Лексикология (лексика) и фразеология | 1 |
| Морфемика | 1 |
| Словообразование |
|
| Словообразование | 1 |
| Морфология | 1 |
| Морфология |
|
| Синтаксис. | 1 |
| Синтаксис |
|
| Орфография. Пунктуация | 1 |
| Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Синтаксис сложного предложения» | 1 |
|