СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Планируемые результаты

Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный

контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.



Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык»

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

•принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно - познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

•осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

•восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание

себя носителем этого языка;

•понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

•способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

•уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

•понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными

навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

•этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;

•навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

•развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

•установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Ученик научится:

•принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

•планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

•понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


Познавательные УУД

Выпускник научится:

•использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование

ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

•записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

•ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

•владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

•осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.


Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

•слушать и слышать собеседника, вести диалог;

•ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

•понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве__строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

•признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

•стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнёром;

•выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

•строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

•активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.


Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

•первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

•осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

•представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

•позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

•овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование

этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

•приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

•освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии

(в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

•овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

•овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.


Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией

общения;

•владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

•выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

•оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

•владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

•работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

•сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

•составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

•письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

•подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

•различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

•создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

•анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

•оформлять результаты исследовательской работы;

•редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

•произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

•характеризовать звуки русского языка: гласные ударные —безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка

или к учителю, родителям и др.);

•различать звуки и буквы;

•классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

•знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации; пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах

изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

•выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

•выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

•распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

•подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

•понимать этимологию мотивированных слов-названий;

•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

•находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

•оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

•подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

•иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

•работать с разными словарями;

•приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

•различать изменяемые и неизменяемые слова;

•различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

•находить в словах окончание, основу (в простых случаях),корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.),выделять в них корни; находить соединительные гласные(интерфиксы) в сложных словах;

•сравнивать, классифицировать слова по их составу;

•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

•самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

•понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

•образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

•понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

•понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

•узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

•разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

•определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

•распознавать части речи на основе усвоенных признаков(в объёме программы);

•пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

•выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

•определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

•определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление

о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

•распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род(в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в на-

стоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);изменять глаголы в прошедшем времени в единственном

числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-голица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

•распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

•различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

•понимать роль союзов и частицы не в речи;

•подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

•разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

•сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым

частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных при-

знаков;

•различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

•склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

•различать родовые и личные окончания глагола;

•наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

•проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

•находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,

частицу не при глаголах;

•находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

•различать предложение, словосочетание и слово;

•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

•составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

•устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

•выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

•распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

•составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

•различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

•находить в предложении обращение;

•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

•раздельное написание слов;

•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щув положении под ударением;

•сочетания чк, чн, чт, нч, щни др.;

•перенос слов;

•прописная буква в начале предложения, именах собственных;

•проверяемые безударные гласные в корне слова;

•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•непроизносимые согласные;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

•разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

•соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и ив суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

•безударные падежные окончания имён существительных

(кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

•безударные падежные окончания имён прилагательных;

•раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

•мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

•мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

•безударные личные окончания глаголов;

•раздельное написание предлогов с другими словами;

•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

•соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и ив суффиксах -ек, -ик;

•запятая при обращении;

•запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя,-ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -тьсяи -тсяв глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.






Формы, методы, средства работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами и детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы.

Психолого-педагогическое обеспечение:

  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

  • использование специфических средств обучения, современных коррекционных технологий;

  • обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

  • обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Методы, способы, приемыработы:

  • проявление терпения, сочувствия и гуманности;

  • использование обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка;

  • педагогические игры;

  • развивающие упражнения;

  • использование внеурочной деятельности;

  • включение в доступные интеллектуальные и творческие соревнования, проектно – исследовательскую деятельность;

  • использование систематической индивидуальной медико – психолого – педагогической помощи.

Средства обучения:

  • печатные (учебники и учебные пособия, рабочие тетради, атласы и т.д.);

  • электронные образовательные ресурсы ( сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);

  • наглядные плоскостные (плакаты, магнитные доски).





Содержание учебного предмета, курса (136)

Повторение (9 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение

(композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи. -


Предложение (7 ч)


Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с

однородными членами без союзов.


Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания

при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в

сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (17ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и

переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов,

омонимов, фразеологизмов).

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных

форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное,

глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи насамостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное (34 ч)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён

существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен

существительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен

существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен

существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го

склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия).

Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.


Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го

склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении

падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из

школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка

правописания окончаний имен существительных во множественном числе.

Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок)иправильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (26 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем

существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему

лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и

оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.

Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие

навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных

рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с

предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова,

используемые при извинении и отказе.


Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине,

конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Основа предложения, Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.


Тематическое планирование

учебного предмета «Русский язык» 4 класс

(вариант: 4 ч. в неделю: 34 учебные недели –136 часов)


п/п

Кол-во часов

Тема


9

Повторение

1

1

Наша речь и наш язык. Составление текста по рисунку с включением в него диалога.

2

1

Текст. Подробное изложение повествовательного текста.

3

1

Текст. Составление устного рассказа на выбранную тему.

4

1

Предложение.

5

1

Предложение.

6

1

Обращение.

7

1

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Составление предложений по теме, по схеме; восстановление деформированного текста.

8

1

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Письменное выборочное изложение по вопросам.

9

1

Словосочетание. Проверочная работа.


7

Предложение

10

1

Однородные члены предложения.

11

1

Однородные члены предложения.

12

1

Однородные члены предложения.

13

1

Однородные члены предложения. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.

14

1

Простые и сложные предложения.

15

1

Простые и сложные предложения. Проверочная работа.

16

1

Простые и сложные предложения. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.


17

Слово в языке и речи


17

1

Лексическое значение слова.

18

1

Лексическое значение слова.

19

1

Лексическое значение слова. Наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составление текста по рисунку и фразеологизму.

20

1

Состав слова. Значимые части слова.

21

1

Состав слова. Значимые части слова.

22

1

Состав слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

23

1

Состав слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

24

1

Состав слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

25

1

Состав слова. Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Контрольный диктант.

26

1

Состав слова. Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Письменное изложение.повествовательного деформированного текста. Составление объявления.

27

1

Повторение и углубление представлений о частях речи.

28

1

Повторение и углубление представлений о частях речи.

29

1

Повторение и углубление представлений о частях речи.

30

1

Наречие (общее представление).

31

1

Наречие.

32

1

Наречие. Проверочная работа.

33

1

Наречие. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова

« Иван Царевич на Сером волке».


34

Имя существительное


34

1

Изменение по падежам.

35

1

Изменение по падежам.

36

1

Изменение по падежам.

37

1

Изменение по падежам.

38

1

Три склонения имен существительных.

39

1

Три склонения имен существительных.

40

1

Три склонения имен существительных.

41

1

Три склонения имен существительных.

42

1

Три склонения имен существительных.

43

1

Три склонения имен существительных. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).

44

1

Три склонения имен существительных. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

45

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

46

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Именительный и винительный падежи.

47

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Родительный падеж.

48

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

49

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Дательный падеж.

50

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Дательный падеж.

51

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Творительный падеж.

52

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Творительный падеж.

53

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Предложный падеж.

54

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Предложный падеж.

55

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.

56

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.

57

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.

58

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.

59

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» (сочинение-отзыв).

60

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе.

61

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Именительный падеж.

62

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Родительный падеж.

63

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Родительный падеж.

64

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Винительный падеж одушевлённых имён существительных.

65

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Дательный, творительный, предложный падежи. Контрольный диктант.

66

1

Обобщение знаний об имени существительном. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

67

1

Обобщение знаний об имени существительном. Проект «Говорите правильно!»


26

Имя прилагательное


68

1

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.

69

1

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

70

1

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о Рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

71

1

Изменение по падежам имён прилагательных. Составление текста рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов».

72

1

Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж.

73

1

Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж.

74

1

Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж.

75

1

Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный, винительный, родительный падежи.

76

1

Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи.

77

1

Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

78

1

Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

79

1

Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

80

1

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.

81

1

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи.

82

1

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный падежи.

83

1

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный падежи.

84

1

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего посёлка.

85

1

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

86

1

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Подробное изложение повествовательного текста, составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости».

87

1

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи.

88

1

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи.

89

1

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи.

90

1

Обобщение знаний об имени прилагательном.

91

1

Обобщение знаний об имени прилагательном.

92

1

Обобщение знаний об имени прилагательном. Контрольный диктант.

93

1

Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э. Грабаря « Февральская лазурь».


8

Местоимения

94

1

Личные местоимения. Повторение. Роль личных местоимений в речи.

95

1

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

96

1

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

97

1

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

98

1

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Окончания личных местоимений в косвенных формах.

99

1

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами.

100

1

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Проверочная работа.

101

1

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Составление небольших устных высказываний по рисункам с использованием в них диалога, подробное изложение повествовательного текста; составление поздравительной открытки.


31

Глагол

102

1

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи.

103

1

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи.

104

1

Неопределённая форма глагола.

105

1

Неопределённая форма глагола.

106

1

Неопределённая форма глагола.

107

1

Неопределённая форма глагола. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану.

108

1

Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

109

1

Спряжение глагола. Лица и числа глаголов.

110

1

Спряжение глагола. Глаголы, которые не употребляются в форме 1-ого лица настоящего и будущего времени.

111

1

Спряжение глагола. 2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе.

112

1

Спряжение глагола. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

113

1

Ι и ΙΙ спряжение глаголов.

114

1

Ι и ΙΙ спряжение глаголов.

115

1

Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

116

1

Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

117

1

Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

118

1

Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

119

1

Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

120

1

Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

121

1

Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

122

1

Правописание глаголов. Правописание возвратных глаголов.

123

1

Правописание глаголов. Правописание возвратных глаголов.

124

1

Правописание глаголов. Правописание возвратных глаголов. Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

125

1

Правописание глаголов в прошедшем времени.

126

1

Правописание глаголов в прошедшем времени.

127

1

Правописание глаголов в прошедшем времени. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.

128

1

Обобщение по теме «Глагол».

129

1

Обобщение по теме «Глагол».

130

1

Обобщение по теме «Глагол».

131

1

Обобщение по теме «Глагол». Контрольный диктант.

132

1

Обобщение по теме «Глагол». Подробное изложение повествовательного текста.


4

Повторение

133

1

Повторение.

134

1

Повторение.

135

1

Повторение.

136

1

Повторение.

Итого: 136 ч


Из них:

Проверочная работа - 4

Контрольный диктант - 4

Проект - 2





















Лист изменений и дополнений

п/п

Дата внесения изменений

Характеристика изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменение

















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!