Планируемые результаты
Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык»
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
•принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно - познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
•осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
•восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание
себя носителем этого языка;
•понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
•способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
•основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
•уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
•понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
•этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
•навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
•развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
•установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
•принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
•планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
•понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
•использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование
ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
•записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
•ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
•владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
•осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
•слушать и слышать собеседника, вести диалог;
•ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
•понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве__строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
•признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
•стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнёром;
•выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
•строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
•активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
•первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
•осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
•представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
•позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
•овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование
этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
•приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
•освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии
(в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
•овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
•овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией
общения;
•владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
•выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
•оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
•владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
•работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
•составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
•письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
•подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
•различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
•создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
•анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
•оформлять результаты исследовательской работы;
•редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
•характеризовать звуки русского языка: гласные ударные —безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка
или к учителю, родителям и др.);
•различать звуки и буквы;
•классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
•знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации; пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах
изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
•выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
•выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
•распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
•подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
•понимать этимологию мотивированных слов-названий;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
•оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
•подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
•иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
•работать с разными словарями;
•приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
•находить в словах окончание, основу (в простых случаях),корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.),выделять в них корни; находить соединительные гласные(интерфиксы) в сложных словах;
•сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
•понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
•образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
•понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
•понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
•узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
•разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
•определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
•распознавать части речи на основе усвоенных признаков(в объёме программы);
•пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
•выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
•определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
•определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление
о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
•распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род(в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в на-
стоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);изменять глаголы в прошедшем времени в единственном
числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-голица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
•распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
•различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
•понимать роль союзов и частицы не в речи;
•подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
•разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
•сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым
частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных при-
знаков;
•различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
•склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
•различать родовые и личные окончания глагола;
•наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
•проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
•находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,
частицу не при глаголах;
•находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
•устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
•выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
•распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
•составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
•находить в предложении обращение;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
•раздельное написание слов;
•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щув положении под ударением;
•сочетания чк, чн, чт, нч, щни др.;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроизносимые согласные;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
•соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и ив суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•безударные падежные окончания имён существительных
(кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
•безударные падежные окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
•мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
•мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
•безударные личные окончания глаголов;
•раздельное написание предлогов с другими словами;
•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
•соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и ив суффиксах -ек, -ик;
•запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя,-ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -тьсяи -тсяв глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Формы, методы, средства работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами и детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы.
Психолого-педагогическое обеспечение:
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
использование специфических средств обучения, современных коррекционных технологий;
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Методы, способы, приемыработы:
проявление терпения, сочувствия и гуманности;
использование обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка;
педагогические игры;
развивающие упражнения;
использование внеурочной деятельности;
включение в доступные интеллектуальные и творческие соревнования, проектно – исследовательскую деятельность;
использование систематической индивидуальной медико – психолого – педагогической помощи.
Средства обучения:
печатные (учебники и учебные пособия, рабочие тетради, атласы и т.д.);
электронные образовательные ресурсы ( сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
наглядные плоскостные (плакаты, магнитные доски).
Содержание учебного предмета, курса (136)
Повторение (9 ч)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение
(композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение как единица речи. -
Предложение (7 ч)
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с
однородными членами без союзов.
Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания
при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в
сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (17ч)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов,
омонимов, фразеологизмов).
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.
Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных
форм одного и того же слова.
Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное,
глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи насамостоятельные и служебные.
Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное (34 ч)
Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён
существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имён существительных (общее представление).
Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен
существительных 1-го склонения.
Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен
существительных 2-го склонения.
Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен
существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го
склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия).
Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го
склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении
падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из
школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка
правописания окончаний имен существительных во множественном числе.
Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок)иправильно употреблять их в речи.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное (26 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем
существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему
лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и
оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.
Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие
навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных
рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с
предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова,
используемые при извинении и отказе.
Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине,
конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.
Основа предложения, Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.
Тематическое планирование
учебного предмета «Русский язык» 4 класс
(вариант: 4 ч. в неделю: 34 учебные недели –136 часов)
№ п/п | Кол-во часов | Тема |
| 9 | Повторение |
1 | 1 | Наша речь и наш язык. Составление текста по рисунку с включением в него диалога. |
2 | 1 | Текст. Подробное изложение повествовательного текста. |
3 | 1 | Текст. Составление устного рассказа на выбранную тему. |
4 | 1 | Предложение. |
5 | 1 | Предложение. |
6 | 1 | Обращение. |
7 | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Составление предложений по теме, по схеме; восстановление деформированного текста. |
8 | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Письменное выборочное изложение по вопросам. |
9 | 1 | Словосочетание. Проверочная работа. |
| 7 | Предложение |
10 | 1 | Однородные члены предложения. |
11 | 1 | Однородные члены предложения. |
12 | 1 | Однородные члены предложения. |
13 | 1 | Однородные члены предложения. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. |
14 | 1 | Простые и сложные предложения. |
15 | 1 | Простые и сложные предложения. Проверочная работа. |
16 | 1 | Простые и сложные предложения. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
| 17 | Слово в языке и речи |
17 | 1 | Лексическое значение слова. |
18 | 1 | Лексическое значение слова. |
19 | 1 | Лексическое значение слова. Наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составление текста по рисунку и фразеологизму. |
20 | 1 | Состав слова. Значимые части слова. |
21 | 1 | Состав слова. Значимые части слова. |
22 | 1 | Состав слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. |
23 | 1 | Состав слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова |
24 | 1 | Состав слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. |
25 | 1 | Состав слова. Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Контрольный диктант. |
26 | 1 | Состав слова. Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Письменное изложение.повествовательного деформированного текста. Составление объявления. |
27 | 1 | Повторение и углубление представлений о частях речи. |
28 | 1 | Повторение и углубление представлений о частях речи. |
29 | 1 | Повторение и углубление представлений о частях речи. |
30 | 1 | Наречие (общее представление). |
31 | 1 | Наречие. |
32 | 1 | Наречие. Проверочная работа. |
33 | 1 | Наречие. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова « Иван Царевич на Сером волке». |
| 34 | Имя существительное |
34 | 1 | Изменение по падежам. |
35 | 1 | Изменение по падежам. |
36 | 1 | Изменение по падежам. |
37 | 1 | Изменение по падежам. |
38 | 1 | Три склонения имен существительных. |
39 | 1 | Три склонения имен существительных. |
40 | 1 | Три склонения имен существительных. |
41 | 1 | Три склонения имен существительных. |
42 | 1 | Три склонения имен существительных. |
43 | 1 | Три склонения имен существительных. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). |
44 | 1 | Три склонения имен существительных. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
45 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. |
46 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Именительный и винительный падежи. |
47 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Родительный падеж. |
48 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. |
49 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Дательный падеж. |
50 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Дательный падеж. |
51 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Творительный падеж. |
52 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Творительный падеж. |
53 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Предложный падеж. |
54 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Предложный падеж. |
55 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. |
56 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. |
57 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. |
58 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. |
59 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» (сочинение-отзыв). |
60 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. |
61 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Именительный падеж. |
62 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Родительный падеж. |
63 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Родительный падеж. |
64 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Винительный падеж одушевлённых имён существительных. |
65 | 1 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Дательный, творительный, предложный падежи. Контрольный диктант. |
66 | 1 | Обобщение знаний об имени существительном. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
67 | 1 | Обобщение знаний об имени существительном. Проект «Говорите правильно!» |
| 26 | Имя прилагательное |
68 | 1 | Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. |
69 | 1 | Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». |
70 | 1 | Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о Рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. |
71 | 1 | Изменение по падежам имён прилагательных. Составление текста рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов». |
72 | 1 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж. |
73 | 1 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж. |
74 | 1 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. |
75 | 1 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный, винительный, родительный падежи. |
76 | 1 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. |
77 | 1 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. |
78 | 1 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. |
79 | 1 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. |
80 | 1 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. |
81 | 1 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. |
82 | 1 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный падежи. |
83 | 1 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный падежи. |
84 | 1 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего посёлка. |
85 | 1 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей. |
86 | 1 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Подробное изложение повествовательного текста, составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости». |
87 | 1 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. |
88 | 1 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. |
89 | 1 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи. |
90 | 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном. |
91 | 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном. |
92 | 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Контрольный диктант. |
93 | 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э. Грабаря « Февральская лазурь». |
| 8 | Местоимения |
94 | 1 | Личные местоимения. Повторение. Роль личных местоимений в речи. |
95 | 1 | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. |
96 | 1 | Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. |
97 | 1 | Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. |
98 | 1 | Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Окончания личных местоимений в косвенных формах. |
99 | 1 | Изменение по падежам личных местоимений. Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. |
100 | 1 | Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Проверочная работа. |
101 | 1 | Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Составление небольших устных высказываний по рисункам с использованием в них диалога, подробное изложение повествовательного текста; составление поздравительной открытки. |
| 31 | Глагол |
102 | 1 | Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи. |
103 | 1 | Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи. |
104 | 1 | Неопределённая форма глагола. |
105 | 1 | Неопределённая форма глагола. |
106 | 1 | Неопределённая форма глагола. |
107 | 1 | Неопределённая форма глагола. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану. |
108 | 1 | Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. |
109 | 1 | Спряжение глагола. Лица и числа глаголов. |
110 | 1 | Спряжение глагола. Глаголы, которые не употребляются в форме 1-ого лица настоящего и будущего времени. |
111 | 1 | Спряжение глагола. 2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе. |
112 | 1 | Спряжение глагола. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода». |
113 | 1 | Ι и ΙΙ спряжение глаголов. |
114 | 1 | Ι и ΙΙ спряжение глаголов. |
115 | 1 | Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
116 | 1 | Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
117 | 1 | Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
118 | 1 | Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
119 | 1 | Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
120 | 1 | Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
121 | 1 | Правописание глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
122 | 1 | Правописание глаголов. Правописание возвратных глаголов. |
123 | 1 | Правописание глаголов. Правописание возвратных глаголов. |
124 | 1 | Правописание глаголов. Правописание возвратных глаголов. Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста. |
125 | 1 | Правописание глаголов в прошедшем времени. |
126 | 1 | Правописание глаголов в прошедшем времени. |
127 | 1 | Правописание глаголов в прошедшем времени. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся. |
128 | 1 | Обобщение по теме «Глагол». |
129 | 1 | Обобщение по теме «Глагол». |
130 | 1 | Обобщение по теме «Глагол». |
131 | 1 | Обобщение по теме «Глагол». Контрольный диктант. |
132 | 1 | Обобщение по теме «Глагол». Подробное изложение повествовательного текста. |
| 4 | Повторение |
133 | 1 | Повторение. |
134 | 1 | Повторение. |
135 | 1 | Повторение. |
136 | 1 | Повторение. |
Итого: 136 ч |
Из них: |
Проверочная работа - 4 |
Контрольный диктант - 4 |
Проект - 2 |
Лист изменений и дополнений
№ п/п | Дата внесения изменений | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменение |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |