РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей русского языка и литературы Протокол № 1 от «25 » августа 2021 г. Рук.кафедры ______ Н.Е. Агафонова | РАССМОТРЕНО на заседании НМС Протокол № 1 от «26» августа 2021 г. Председатель НМС ________ С.А.Куранова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ С.А. Куранова «27» августа 2021 г. Приказ от ________№ _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СШ №42 _________ О.Ю. Куликов |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Ульяновска
«Средняя школа №42»
Рабочая программа.
Наименование учебного предмета: Русский язык.
Класс: 9.
Уровень общего образования: основная школа.
Учитель: Гришутина О.С.
Срок реализации программы, учебный год: 2021 -2022 учебный год.
Количество часов по учебному плану: всего 99 часов, в год; в неделю - 3 часа.
Планирование составлено на основе:
Программа: Русский язык. Сборник примерных рабочих программ. 5 – 11 классы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т., Баранова, С.Г. Бархударова и др. 5 – 9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М.: «Просвещение», 2021.
Учебник: Русский язык. 9 класс. учебник для общеобразоват. организаций. (Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский). –3-е изд. - М.: Просвещение, 2016 – 2017 г.г.
Рабочую программу составила ___________Гришутина О.С., учитель первой квалификационной категории.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
9 КЛАСС
1.1. Личностные результаты обучения
1. Уважительное отношение к Отечеству, родному языку и культуре; гордость за родной язык.
2. Осознание эстетической ценности русского языка; красоты и выразительности речи, лексического и грамматического богатства русского языка; осознание возможностей русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.
3. Мотивация к обучению и познавательной деятельности; стремление к речевому совершенствованию; интерес к изучению языка; осознание своих достижений в изучении родного языка; готовность к саморазвитию.
1.2. Метапредметные результаты обучения
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Освоение межпредметных понятий
Освоение межпредметных понятий (система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез) на основе развития читательской компетенции, в процессе приобретения навыков работы с информацией и в рамках проектно-исследовательской деятельности. При освоении содержания дисциплины «Русский язык» обучающиеся смогут:
— овладевать видами чтения и аудирования;
— развивать потребность в систематическом чтении;
— адекватно поставленным целям понимать и извлекать информацию из текстовых источников разного типа, в том числе представленную в форме схем и таблиц;
— развивать умения информационной переработки текстов: систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать, преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы, визуальную — в текстовую; преобразовывать воспринятую на слух информацию в письменную форму;
— выделять главную и второстепенную информацию, представлять информацию в сжатой словесной форме;
— самостоятельно искать информацию в словарях, в других источниках, в том числе в Интернете, извлекать её и преобразовывать;
— получить опыт проектно-исследовательской деятельности;
— развивать способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения;
— развивать умения в области говорения и письма в процессе осуществления проектно-исследовательской деятельности.
Освоение универсальных учебных действий
Регулятивные универсальные учебные действия
В процессе освоения содержания дисциплины «Русский язык» обучающийся сможет:
— ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей;
— определять в соответствии с учебной и познавательной задачей необходимые действия, составлять алгоритм их выполнения;
— искать, выбирать и обосновывать наиболее эффективные способы и средства решения задач (учебно-научных, проектно-исследовательских, творческих и др.); составлять план решения задач;
— определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
— осуществлять контроль за своей учебной деятельностью;
— оценивать продукт своей деятельности, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
— находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
— фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;
— наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся;
— принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Познавательные универсальные учебные действия
В процессе освоения содержания дисциплины «Русский язык» обучающийся сможет:
— выделять главную информацию, свёртывать её до ключевых слов, выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчинённых ему слов;
— выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
— объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
— выделять явление из общего ряда других явлений;
— строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
— строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
— излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
— словесно передавать эмоциональное впечатление, оказанное текстом, картиной;
— обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
— определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
— создавать вербальные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
— преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
— строить схему, алгоритм действия;
— строить доказательство;
— анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата;
— находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
— ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
— устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
— определять главную мысль текста;
— критически оценивать содержание и форму текста;
— определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
— осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
— формировать множественную выборку из поисковых источников;
— соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В процессе освоения содержания дисциплины «Русский язык» обучающийся сможет:
— осознать язык как форму выражения национальной культуры, осознать взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурную специфику русского языка;
— овладеть нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения, умением учитывать эти сведения в процессе общения и корректировать своё речевое поведение в соответствии с нормами социального поведения, присущими определённому этносу;
— строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
— определять возможные роли в совместной деятельности;
— играть определённую роль в совместной деятельности в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией;
— уметь переключаться в процессе речевой деятельности с одного стиля речи на другой в зависимости от условий учебной ситуации (аргументированное высказывание, информационное сообщение, формулировка вопроса и пр.), соблюдая стилевые и речевые нормы русского языка;
— вежливо и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
— развить умение работать индивидуально, в парах, в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем;
— организовывать учебное взаимодействие в мини-группе, группе, команде (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
— осознанно отбирать и использовать речевые средства для выражения мыслей и чувств в процессе коммуникации с другими людьми (в паре, в малой группе, в команде, в классе, в процессе общения с преподавателем);
— свободно излагать мысли в письменной и устной форме с учётом речевой ситуации;
— осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения чувств, мыслей адекватно ситуации и стилю общения;
— соблюдать нормы литературного языка и нормы речевого взаимодействия в процессе диалога и при публичном выступлении в форме монолога;
— продуктивно взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты;
— создавать оригинальные письменные тексты и тексты по образцу с использованием необходимых речевых средств;
— порождать импровизационные тексты в процессе учебной деятельности (участие в дискуссии, умение задать вопрос и ответить на него, высказать свою точку зрения и т. п.);
— высказывать и обосновывать собственное мнение и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
— критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
— договариваться о правилах обсуждения и вопросах для него в соответствии с поставленной перед группой задачей;
— выделять общую точку зрения в дискуссии;
— давать оценку действиям партнёра, принимая во внимание его точку зрения, и осуществлять объективную самооценку после завершения коммуникации;
— определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
— представлять в устной и/или письменной форме развёрнутый план деятельности;
— использовать наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;
— создавать тексты с использованием необходимых речевых средств;
— использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ (подготовка доклада, информационного сообщения, сбор данных, необходимых для проведения исследования, подготовки проекта, презентации и др.); использовать информацию с учётом этических и правовых норм.
1.3. Предметные результаты обучения
В результате изучения предмета «Русский язык» в 9 классе обучающийся научится:
— работать с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета; создавать картотеки на определённые темы;
— использовать приёмы эффективного аудирования и чтения;
— информационно перерабатывать прочитанный и услышанный текст;
— владеть различными способами сокращения информации (тезисы, конспект);
— определять функциональные стили речи, устанавливать их характерные признаки и создавать тексты в официально-деловом, научном и публицистическом стилях;
— адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка;
— участвовать в диалогическом и полилогическом общении с соблюдением норм речевого этикета и правил слушающего;
— создавать и редактировать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
— анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
— воспроизводить прочитанный текст подробно, а также в сжатом виде, используя приёмы исключения, обобщения и упрощения; применять на практике приёмы изучающего чтения; сохранять при свёртывании высказывания логичность и связность; воспроизводить одну из подтем текста в письменной форме (выборочное изложение); осуществлять пересказ текста с изменением лица;
— соблюдать в процессе создания самостоятельных текстов нормы русского литературного языка; дорабатывать написанное, исправлять допущенные ошибки;
— выступать перед аудиторией сверстников с подготовленным сообщением, соблюдая нормы современного русского литературного языка и речевого этикета, адекватно использовать жесты и мимику в процессе речевого общения;
— различать в тексте цепную и параллельную связь предложений;
— создавать текст описательного характера на материале собственных наблюдений;
— составлять текст об истории своего края для публичного выступления;
— создавать повествовательный текст в жанре рассказа, используя изученные языковые средства; — создавать текст-рассуждение на основе литературного произведения, используя изученные языковые средства;
— создавать повествовательный текст с элементами описания или рассуждения на любую или заданную тему;
— создавать тексты разного стиля и жанра в устной и письменной форме в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой изучаемой темы;
— создавать на основе жанровой картины сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение; собирать материал к сочинению по картине и составлять план к нему (простой, сложный, цитатный);
— преобразовывать текстовую информацию в схему, таблицу и наоборот — создавать текст на основе его схематичного изложения;
— соблюдать в процессе создания самостоятельных текстов нормы русского литературного языка; редактировать написанное, исправлять допущенные ошибки;
— осознавать роль русского языка как языка межнационального общения, представлять национально-культурные особенности социального и речевого поведения носителей языка, включающих обычаи, этикет, социальные стереотипы, историю и культуру, умение пользоваться полученными знаниями в процессе подготовки доклада, информационного сообщения, исследования, проекта и т. п.);
— использовать определённые стратегии при конструировании и интерпретации текста, знание особенностей, присущих различным функциональным стилям языка и речи;
— различать значимые и незначимые единицы языка;
— проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
— классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
— членить слова на слоги и правильно их переносить;
— определять место ударного слога, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
— опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
— проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
— опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
— опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
— проводить морфологический анализ слова;
— применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфемного и словообразовательного анализа слов;
— выделять основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
— анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
— употреблять в речи словосочетания и предложения в соответствии с синтаксическими нормами;
— определять виды связи слов в словосочетаниях; отличать словосочетание от слова и предложения; использовать синонимичные по значению словосочетания;
— находить грамматическую основу предложения;
— распознавать главные и второстепенные члены предложения;
— опознавать и характеризовать подлежащее в предложении; определять способ выражения подлежащего; отличать подлежащее от омонимичных с ним форм;
— опознавать и характеризовать сказуемое в предложении; разграничивать простое глагольное и составное глагольное сказуемые; использовать разные типы сказуемых в речи (тексте);
— находить и характеризовать второстепенные члены в предложении;
— отличать дополнение от омонимичных форм подлежащего;
— отличать приложение от подлежащего и обращения; использовать в речи как синонимы согласованные и несогласованные определения;
— разграничивать предложения простые и сложные, предложения осложнённой структуры;
— отличать односоставные предложения от двусоставных; понимать роль односоставных предложений в тексте;
— находить и характеризовать определённо-личные предложения; находить главный член определённо-личных предложений и определять его форму; уместно использовать определённо-личные предложения в речи;
— находить и характеризовать неопределённо-личные предложения и определять их роль в тексте, уместно использовать данные предложения в устной и письменной речи; находить главный член неопределённо-личных предложений и определять его форму;
— находить и характеризовать безличные предложения в тексте, уместно использовать их в собственных высказываниях; находить главный член безличных предложений и определять его форму;
— находить назывные предложения в тексте; использовать эти предложения в собственной речи; выделять главный член назывных предложений и определять его форму;
— пользоваться одно- и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами, устанавливать стилистическое различие между этими предложениями в тексте;
— находить и характеризовать неполные предложения в диалогах (в художественных произведениях) и в составе сложных предложений; разграничивать полные (односоставные и двусоставные) и неполные предложения;
— понимать специфику предложений с рядами однородных членов, соединённых повторяющимися союзами (многосоюзие) и интонацией (бессоюзие); схематически изображать предложения с однородными членами; отличать предложения с однородными членами, соединёнными союзной связью, от сложных предложений; отличать однородные определения от неоднородных; интонационно правильно произносить предложения с однородными членами;
— характеризовать разные признаки обособления: смысловые, интонационные, грамматические, пунктуационные;
— находить обособленные определения, приложения, обстоятельства;
— находить уточняющие члены предложения; отличать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов;
— производить синонимическую замену обособленных и необособленных членов предложения, а также обособленных членов предложения сложноподчинёнными предложениями; характеризовать стилистическое и семантическое различие в случаях замены;
— находить обращение в предложении; правильно произносить предложения с обращениями;
— находить вводные слова в предложении; понимать различия в смыслах, которые возникают при замене одного вводного слова другим; определять значение вводного слова; выразительно, интонационно правильно читать предложения с вводными словами; отличать их от омонимичных членов предложения (может быть, к счастью и т. п.);
— разграничивать вставные конструкции и вводные слова;
— находить прямую и косвенную речь в тексте; правильно строить предложения с прямой и косвенной речью; правильно трансформировать прямую речь в косвенную; правильно произносить предложения с прямой речью, интонационно выделяя слова автора; создавать предложения по заданным схемам; использовать в речи цитирование;
— проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
— пунктуационно правильно оформлять изученные синтаксические конструкции; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
— соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
— опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
— использовать лингвистические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
— анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
— понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
— оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
— осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
— участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать её, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
— самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
— самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(99 ЧАСОВ)
Международное значение русского языка (1ч)
Повторение изученного в 5—8 классах (8ч + 3ч1)
Фонетика. Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний по фонетике в практике правописания. Лексикология и фразеология. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова. Входной контроль. Контрольная работа с элементами тестирования.
Морфемика. Словообразование. Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Морфология. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Морфологический анализ слова. Омонимия слов разных частей речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нор- мы образования форм имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Сжатое изложение.
Сочинение по картине В. Васнецова «Баян».
Синтаксис словосочетания и простого предложения. Словосочетание как синтаксическая единица. Грамматическое значение словосочетаний (определительное, обстоятельственное, дополнительное). Строение словосочетаний. Глагольные, наречные, именные словосочетания. Виды связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Строение и грамматическое значение предложений. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Интонация предложения. Грамматическая основа предложения. Простое и сложное предложение. Двусоставное и односоставное предложение. Распространённое и нераспространённое предложение. Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составные сказуемые. Глагольные и именные составные сказуемые. Способы выражения составного глагольного сказуемого. Способы выражения составного именного сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
Пунктуационное оформление синтаксических конструкций.
Текст. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершённость). Внутритекстовые средства связи. Цепная и параллельная связь. Строение текста. Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Специфика художественного текста.
Анализ текста. Стили речи (официально-деловой, научный, публицистический). Книжные стили. Разговорная речь, язык художественной литературы.
Изложение.
Проект «Международное значение русского языка» или «Роль русского языка в многонациональной России».
Синтаксис и пунктуация (2ч + 2ч)
Сложное предложение
Основные виды сложных предложений. Способы сжатого изложения текста.
Тезисы.
Конспект.
Союзные сложные предложения
Сложносочинённые предложения (7ч + 3ч)
Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Изложение от 3-го лица.
Рецензия на литературное произведение, кинофильм, спектакль.
Сложноподчинённые предложения (38ч + 3ч)
Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению.
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени. Придаточные предложения места. Придаточные предложения времени.
Сжатое изложение.
Сочинение — рассуждение о природе родного края.
Придаточные предложения условные. Придаточные предложения причины. Придаточные предложения цели. Придаточные предложения сравнительные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными. Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. Повторение орфографии. Деловые бумаги (заявление, автобиография.)
Бессоюзные сложные предложения (11ч + 2ч)
Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Проект «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений».
Изложение с элементами сочинения. Реферат.
Сложные предложения с различными видами связи (5ч + 1ч)
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. Сочинение-рассуждение. Авторские знаки препинания.
Общие сведения о языке (7ч + 1ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили.
Сжатое изложение.
Повторение (4ч + 1ч)
Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография.
Синтаксис. Пунктуация.
Сочинение. Рецензия на сочинение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС
(99 ЧАСОВ)
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Формы, методы, содержание уроков с учетом рабочей программы воспитания (модуль «Школьный урок») |
1. | Международное значение русского языка. | 1ч. | Урок актуализации знаний и умений с целью осознания эстетической ценности русского языка, осознания необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности. |
Повторение изученного в 5 – 8 классах (8ч + 3ч Р) |
2. | Фонетика. | 1ч. | |
3. | Лексикология и фразеология. | 1ч. | Урок усвоения новых знаний с целью развития интереса к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью. |
4. | Р.Р. Сжатое изложение. | 1ч. | Урок развития речи с целью развития интерес к пересказу исходного текста в устной форме; интереса к ведению диалога с автором текста. |
5. | Морфемика. Словообразование. | 1ч. | |
6. | Морфология. | 1ч. | |
7. | Входной контроль. Контрольная работа с элементами тестирования. | | Урок контроля с целью развития самооценки. |
8. | Р.Р. Контрольное сочинение по картине В. Васнецова «Баян». | 1ч. | Урок развития речи с целью развития интереса к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; использование достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме. |
9-10. | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. | 2ч. | |
11. | Р.Р. Изложение. | 1ч. | Урок развития речи с целью развития интерес к пересказу исходного текста в устной форме; интереса к ведению диалога с автором текста. |
12. | Представление и защита проекта «Международное значение русского языка» или «Роль русского языка в многонациональной России». | 1ч. | Урок развития речи с целью развития интереса к созданию собственных текстов; осознание и определение своих эмоций. |
Синтаксис пунктуация. |
Сложное предложение (2ч + 2ч Р) |
13-14. | Основные виды сложных предложений. Контрольный словарный диктант №1. | 2ч. | Урок актуализации знаний и умений с целью осознания эстетической ценности русского языка, осознания необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности. |
15-16. | Способы сжатого изложения текста. Тезисы. Конспект. | 2ч. | Урок развития речи с целью развития интереса к созданию собственных текстов; осознание и определение своих эмоций. |
Союзные сложные предложения. |
Сложносочиненные предложения (7ч+3ч Р) |
17-22. | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 6ч. | |
23. | Р.Р. Изложение от 3-го лица (Упр. 91). | 1ч. | Урок развития речи с целью развития интерес к пересказу исходного текста в устной форме; интереса к ведению диалога с автором текста. |
24-25. | Рецензия на литературное произведение, кинофильм, спектакль. | 2ч. | Урок развития речи с целью развития интерес к пересказу исходного текста в устной форме; интереса к ведению диалога с автором текста. |
26. | Контрольный диктант. | 1ч. | Урок контроля с целью развития самооценки. |
Сложноподчиненные предложения (31ч+ 2ч Р) |
27-28. | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 2ч. | |
Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. |
29-31. | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 3ч. | Урок усвоения новых знаний с целью развития интереса к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью. |
32-34. | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. | 3ч. | Урок усвоения новых знаний с целью развития интереса к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью. |
35. | Контрольный диктант. | 1ч. | Урок контроля с целью развития самооценки. |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. | | Урок усвоения новых знаний с целью осознания лексического богатства русского языка, гордости за язык; стремление к совершенствованию собственной речи. |
36-37. | Придаточные предложения образа действия и степени. | 2ч. | |
38-39. | Придаточные предложения места. Контрольный словарный диктант № 2. | 2ч. | Урок усвоения новых знаний с целью развития интереса к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью. |
40-41. | Придаточные предложения времени. | 2ч. | |
42. | Р.Р. Контрольное сжатое изложение (Упр. 180). | | Урок развития речи с целью осознания ответственности за написанное; развитие интереса к созданию сжатой формы исходного текста. |
43. | Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181). | 1ч. | Урок развития речи с целью развития интереса к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; использование достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме. |
44-45. | Придаточные предложения условные. | 2ч. | Урок усвоения новых знаний с целью развития интереса к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью. |
46-47. | Придаточные предложения причины. | 2ч. | |
48-49. | Придаточные предложения цели. | 2ч. | |
50-51. | Придаточные предложения сравнительные. | 2ч. | Урок усвоения новых знаний с целью осознания лексического богатства русского языка, гордости за язык; стремление к совершенствованию собственной речи. |
52-53. | Придаточные предложения уступительные. | 2ч. | |
54-55. | Придаточные предложения следствия. | 2ч. | |
56-57. | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. | 2ч. | |
58-59. | Повторение и обобщение сведений о сложноподчиненных предложениях с различными видами придаточных. | 2ч. | |
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (7ч + 1ч Р) |
60-63. | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. Контрольный словарный диктант № 3. | 4ч. | |
64-65. | Повторение орфографии. | 2ч. | |
66. | Контрольный диктант. | 1ч. | Урок контроля с целью развития самооценки. |
67. | Р.Р. Деловые бумаги (заявление, автобиография). | 1ч. | Урок развития речи с целью развития интереса к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; использование достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме. |
Бессоюзные сложные предложения (11ч + 2ч Р) |
68. | Бессоюзное сложное предложение и его особенности. | 1ч. | |
69-70. | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 2ч. | |
71-73. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 3ч. | |
74-76. | Тире в бессоюзном сложном предложении. | 3ч. | |
77. | Представление и защита проекта «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений». | 1ч. | Урок развития речи с целью развития интереса к созданию собственных текстов. |
78. | Р.Р. Контрольное изложение с элементами сочинения (Упр. 282). | 1ч. | Урок развития речи с целью осознания ответственности за написанное; развитие интереса к созданию сжатой формы исходного текста. |
79. | Контрольный диктант. | 1ч. | Урок контроля с целью развития самооценки. |
80. | Р.Р. Реферат. | 1ч. | Урок развития речи с целью развития интереса к созданию собственных текстов. |
Сложные предложения с различными видами связи (5ч + 1ч Р) |
81-84. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. | 4ч. | |
85. | Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение (Упр. 296). | 1ч. | Урок развития речи с целью развития интереса к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; использование достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме. |
86. | Авторские знаки препинания. | 1ч. | |
Общие сведения о языке (7ч + 1ч Р) |
87-89. | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Контрольный словарный диктант № 4. | 3ч. | |
90-92. | Русский литературный язык и его стили. | 3ч. | |
93. | Р.Р. Контрольное сжатое изложение (Упр. 330). | 1ч. | Урок развития речи с целью осознания ответственности за написанное; развитие интереса к созданию сжатой формы исходного текста. |
94. | Итоговый контрольный диктант. | 1ч. | Урок контроля с целью развития самооценки. |
Повторение (4ч + 1ч Р) |
95. | Фонетика. Графика. Орфография. Лексика. Фразеология. Орфография. | 1ч. | |
96. | Морфемика. Словообразование. Орфография. Морфология. Орфография. | 1ч. | |
97. | Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания. | 1ч. | |
98. | Р.Р. Контрольное сочинение. Рецензия на сочинение. | 1ч. | Урок развития речи с целью развития интереса к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; использование достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме. |
99. | Итоговое тестирование. | 1ч. | Урок контроля с целью развития самооценки. |
1 Часы на развитие коммуникативных умений (развитие речи).