Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»
посёлка Юганская Обь Нефтеюганского района
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Тюменской области
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № 4 от «27 » августа 2021 г. | Согласовано заместитель директора по УВР: ____________ (Атаманюк Л.А.) «27» августа 2021 г. | Утверждаю Директор школы: _________(Фарукшина Н.А.) приказ № 207-о от «27 »августа_2021 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
7 класс
(Всего часов 134/4 часа в неделю)
Разработана:
Ревиной И.В..,
учителем русского языка и литературы,
первой КК
п. Юганская Обь, 2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса составлена в соответствии с
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации";
- - Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
- Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»;
- Приказом Минпросвещения России от 31. 05. 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
-Основной образовательной программой НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ» основного общего образования и изменения к ним;
- Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;
-Положением о рабочей программе по учебному предмету НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ»;
- Календарным учебным графиком и учебным планом НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ».
- Рабочая программа разработана на Примерной рабочей программой по учебному
предмету «Русский язык» 5-9 классы для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научню. Ред. Н.М. Шанский]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
Объем программы.
Программа рассчитана на 136 часов (34 учебных недели по 4 часов)
Срок реализации программы 2021- 2022 учебный год.
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»:
Личностные результаты:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
в части: Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Познавательные УУД:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные УУД:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
воспитательный потенциал каждого урока:
· устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
· побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
· привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;
· использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
· применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;
· организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
· инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.
Содержание тем учебного курса.
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (12 ч. + 1 ч.)
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
Входной контроль (тест). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.
ТЕКСТЫ И СТИЛИ (РР 4 ч.)
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
РР Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие.)
Причастие как часть речи.. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (9ч + 5 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Учебно-научная речь (РР 3 ч.)
Учебно-научная речь.
Отзыв. Правила построения отзыва.
Учебный доклад. Требования к учебному докладу.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог (11 ч + 1 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (16 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (21 ч. + 3 ч.)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч..))
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (13 ч
Календарно-тематическое планирование.
№, дата | Дата планируемого изучения | Дата фактического изучения | Тема урока | Вид контроля, самостоятельной работы |
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 ЧАС) |
1 | | | Русский язык как развивающееся явление | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-6 КЛАССАХ ( 8 ч, из них Р/Р – 1 час) |
2 | | | Синтаксис. Синтаксический разбор. | Текущий контроль |
3 | | | . Пунктуация. Пунктуационный разбор. | Текущий контроль |
4 | | | Лексика и фразеология. | Словарная работа, объяснительный диктант |
5 | | | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | Творческое списывание текста |
6 | | | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | Тест, объяснительный диктант |
7 | | | Морфология и орфография. | . | Словарная работа, комплексный анализ текста |
8 | | | Орфография. | | Текущий контроль, тест |
9 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» | Входной контроль диктант |
ТЕКСТЫ И СТИЛИ РЕЧИ |
10 | | | РР. Текст. Диалог как текст. Работа над ошибками. | Свободный диктант |
11 | | | РР. Диалог как текст. Виды диалога | Свободный диктант |
12 | | | РР .Стили речи. Публицистический стиль | Свободный диктант (упр.47). |
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ( 76 часов) |
ПРИЧАСТИЕ (38 часов, из них Р/Р – 7 часов) |
13 | | | Повторение изученного о глаголе | Выборочный диктант, изложение-миниатюра |
14 | | | Причастие как часть речи. | | | Текущий контроль, словарная работа |
15 | | | Причастие как часть речи. | | | Словарно-орфографическая работа, тест |
16 | | | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | Словарно-орфографическая работа |
17 | | | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | Комментированное письмо, работа с раздаточным материалом |
18 | | | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | Тест |
19 | | | РР Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении. | Комплексный анализ текста, словарно-орфографическая работа |
20 | | | Действительные и страдательные причастия. | Текущий контроль |
21 | | | Действительные и страдательные причастия. | Предупредительный диктант, тест |
22 | | | Краткие и полные страдательные причастия. | Словарно-орфоэпическая работа, текущий контроль |
23 | | | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Словарный диктант |
24 | | | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Текущий контроль, словарно-орфографическая работа) |
25 | | | Действительные причастия прошедшего времени. | Текущий контроль, словарно-орфографическая работа |
26 | | | Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Изложение от 3-го лица | Изложение от 3-го лица |
27 | | | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | Текущий контроль, комплексный анализ текста |
28 | | | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | Словарно-орфографическая работа |
29 | | | Страдательные причастия прошедшего времени. | Словарный диктант |
30 | | | Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. | Словарная работа, работа с таблицами |
31 | | | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. | Текущий контроль, тест |
32 33 | | | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | Словарно-орфографическая работа по упражнениям параграфа |
34 35 | | | Н и НН в суффиксах кратких прилагательных. | страдательных причастий и в кратких отглагольных | Объяснительный диктант, тест |
36 | | | Контрольная работа по теме «Причастие» (тест). | Диктант с грамматическим заданием |
37 | | | Анализ контрольной работы | Работа над ошибками |
38 | | | РР Сжатое изложение. | Изложение |
39 | | | Морфологический разбор причастия. | Морфологический разбор причастий |
40 41 | | | Выборочное изложение. | |
42 43 | | | Слитное и раздельное | написание НЕ с причастиями. | | Текущий контроль, тест |
44 | | | Слитное и раздельное | написание НЕ с причастиями и другими частями речи | | Объяснительный диктант |
45 | | | РР. Сочинение – описание внешности человека.( по фотографии) | Сочинение-описание внешности человека |
46 47 | | | Буквы О и Ё после шипящих в времени. | суффиксах страдательных причастий прошедшего | Словарно-орфографическая работа |
48 | | | Повторение изученного материала о причастии. | Опрос, текущий контроль, составление таблиц по изученным темам |
49 | | | Контрольная работа по теме « Правописание причастий. Пунктуация при Причастном обороте» . | Диктант с грамматическим заданием |
50 | | | Анализ контрольной работы. | Работа над ошибками |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10 часов, из них Р/Р – 1 час) |
51 | | | Понятие о деепричастии. | Текущий контроль |
52 | | | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | Текущий контроль) |
53 | | | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | Словарно-орфографическая работа, тест |
54 | | | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | Работа с таблицей, словарно-орфографическая работа |
55 | | | Деепричастия несовершенного вида. | Словарно-орфоэпическая работа, текущий контроль |
56 | | | Деепричастия совершенного вида. | Словарно-орфоэпическая работа, текущий контроль |
57 | | | Морфологический разбор деепричастия | Лексическая работа |
58 | | | РР. Сочинение с описанием действия. | Сочинение по картине |
59 | | | Обобщение и систематизация сведений о деепричастии | Опрос, текущий контроль, составление таблиц по изученным темам |
60 | | | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». | Диктант с грамматическим заданием |
НАРЕЧИЕ(25 ЧАСОВ, из них Р\Р – 2 часа) |
61 | | | Наречие как часть речи. | Словарная работа, текущий контроль |
62 | | | Употребление наречий в речи. | Предупредительный диктант, тест, комплексный анализ текста |
63 | | | Смысловые группы наречий. | Комплексная работа с текстом, предупредительный диктант) |
64 | | | Р/Р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег» | сочинение |
65 | | | Степени сравнения наречий. | Словарная работа, текущий контроль. |
66 | | | Морфологический разбор наречия. | Словарный диктант по упр.215 |
67 68 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. | Словарная работа, предупредительный диктант |
69 | | | Урок – практикум по теме «Употребление НЕ с разными частями речи» | Составление таблицы, тест |
70 | | | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | Словарная работа, проверочный диктант |
71 | | | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | Словарная работа, проверочный диктант |
72 | | | Н и НН в наречиях на –О и –Е. | Словарная работа, опрос по теме. |
73 | | | Урок – практикум по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи» | Работа с таблицами, тест |
74 | | | Р. Р. Описание действий. | Сочинение- описание действий |
75 | | | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | Работа с таблицей, тест |
76 | | | Буквы О и А на конце наречий | Работа с таблицей, словарно-орфоэпическая работа. |
77 78 | | | РР Изложение. Описание действий. | Изложение с элементами сочинения |
79 | | | Дефис между частями слова в наречиях. | Предупредительный диктант, опрос |
80 | | | Дефис между частями слова в наречиях. | Работа с таблицей, словарный диктант |
81 | | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | Словарно-орфографическая работа, предупредительный диктант |
82 | | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | Словарно-орфографическая работа, предупредительный диктант |
83 | | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | Работа с обобщающей таблицей, тест |
84 | | | Повторение изученного о наречии. | Опрос , тест |
85 | | | Контрольная работа по теме « Наречие». | Диктант с грамматическим заданием |
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (4 часа, из них Р/Р – 1 час) |
86 87 | | | Категория состояния как часть речи. | Текущий контроль |
88 | | | Морфологический разбор слов категории состояния. | Словарная работа, морфологический разбор |
89 | | | РР. Сжатое изложение. | Сжатое изложение |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ( 37 ЧАСОВ) |
ПРЕДЛОГ (9 ЧАСОВ, Из них Р/Р – 1 час) |
90 | | | Самостоятельные и служебные части речи. | Комплексный анализ текста, словарная работа |
91 | | | Предлог как часть речи | Работа со словарем, предупредительный диктант, тест |
92 | | | Употребление предлогов | Текущий контроль |
93 | | | Непроизводные и производные предлоги. | Предупредительный диктант |
94 | | | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. | Комплексный анализ текста, тест) |
95 | | | Р. Р. Сочинение. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» | сочинение |
96 | | | Слитное и раздельное написание предлогов. | Словарная работа |
97 | | | Слитное и раздельное написание предлогов. | Предупредительный диктант |
98 | | | Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог». Тест. | Тест |
СОЮЗ ( 13 часов, из них Р/Р – 1 час) |
99 | | | Союз как часть речи. Простые и составные союзы. | Словарно-орфографическая работа, анализ текста |
100 | | | Союзы сочинительные и подчинительные. | Текущий контроль |
101 102 | | | Запятая между простыми . | предложениями в союзном сложном предложении. | Предупредительный диктант, проверочная работа |
103 | | | Проверочная работа по теме «Пунктуация в простом и сложном предложении» | Проверочная работа с грамматическим заданием |
104 | | | Р. Р. Сочинение -рассуждение | Сочинение |
105 | | | Сочинительные союзы. | Текущий контроль, работа с таблицами |
106 | | | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | Текущий контроль |
107 | | | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | Текущий контроль |
101109 | | | Слитное написание союзов | ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | Текущий контроль |
110 | | | Повторение изученного о предлогах и союзах. Тест. | Тест или проверочная работа |
111 | | | Контрольная работа по теме «Предлог. Союз» | Тест |
ЧАСТИЦА (15 часов, из них Р/Р – 3 часа). МЕЖДОМЕТИЕ (1 ЧАС) |
112 | | | Частица как часть речи. | Текущий контроль |
113 | | | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | Текущий контроль |
114 | | | Смысловые частицы. | | Комплексный анализ текста |
115 | | | Смысловые частицы. | | Проверочный диктант |
116 | | | Раздельное и дефисное написание частиц. | Словарно-орфографическая работа |
117 | | | Морфологический разбор частицы. | Морфологический разбор |
118 | | | Отрицательные частицы | | Текущий контроль |
119 | | | Отрицательные частицы | | Тест |
120 | | | Различение не-ни | | Словарный диктант |
121 | | | Различение не-ни | | Опрос, выборочный диктант |
122 | | | Приставка не- и частица не | с различными частями речи | Работа с текстом |
123 | | | Приставка не- и частица не с различными частями речи | Объяснительный диктант |
124 | | | Закрепление правописания частицы не с разными частями речи | Словарный диктант |
125 | | | Р. Р. Сочинение - рассказ по данному сюжету. | Сочинение |
126 127 | | | Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни | Текущий контроль |
128 | | | Повторение изученного материала о частицах. | Тест или проверочная работа |
129 | | | Контрольный тест по теме «Служебные части речи» | Тест |
130 131 | | | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | Текущий контроль |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-7 КЛАССАХ |
132 | | | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика и графика. | Тематический контроль |
133 | | | Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. | Тематический контроль, опрос |
134 | | | Промежуточная аттестация | Тестовые задания в формате ЕГЭ |
135 | | | Морфология | Комплексный анализ текста, морфологический разбор разных частей речи. |
136 | | | Синтаксис. Пунктуация. | Тематический контроль |
1