СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

п/п

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Домашнее задание





По плану

Фактически





1



Русский язык – один из развитых языков мира. Ситуация общения.

Вводный урок

С.5 Упр.3, упр.2 подготовиться писать

под диктовку





2



Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова.

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков

С 15 *1(контрольные вопросы);

упр 21,22





3



Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков

С.18 упр. 27

(списать, подчеркнуть известные

орфограммы-буквы)





4



Орфограммы в приставках и в корнях слов.

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков

С.19 Упр.30

(графически обозначить

вставленные орфограммы)





5



Части речи. Морфологический разбор слова.

Урок повторения и обобщения

С.21.*3 Контрольные вопросы (с.9)

Упр.33 напишите склонение и падеж





6



Орфограмма в окончаниях

Урок повторения и обобщения

С.23 упр.37 озаглавить, списать текст





7

.


Сочинение на тему «Памятный день летних каникул»

Урок развития речи

Повторить правила





8



Словосочетание

Урок повторения и обобщения

С 25

упр.43 составить словосочетания





9



Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

Урок повторения и обобщения

С 28 упр.47 выписать предложения





10



Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении


Урок повторения и обобщения

С 29 упр.51 составить схему предложения





11



Синтаксический и пунктуационный разбор предложения




Урок повторения и обобщения

С.31 упр.54 составить предложения





12



Прямая речь. Диалог

Урок развития речи

С.33 упр. 59

составить и записать диалог





13



Входной диктант

Урок контроля

Повторить словарные слова.





14



Текст, его особенности.

Урок повторения и обобщения

С 36 упр.63 списать,

расставляя знаки препинания





15



Тема и основная мысль текста. Заглавие.

Урок повторения и обобщения

С39. упр.68 мини сочинение





16



Работа над ошибками. Начальные и конечные предложения текста.

Урок повторения и обобщения

С.4 1упр. 73 продолжить

текст по данному началу





17



Ключевые слова.

Урок сообщения новых знаний.

С 44 упр.79 придумать продолжение

сказочной истории





18



Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»

Урок развития речи

Повторить орфограммы





19



Основные признаки текста

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков


С 46 упр.83 написать рассказ








20



Проверочная работа. Тестовые задания по теме «Текст»

Урок контроля

Повторить правила





21





22



Текст и стили речи.

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С48 упр.87 найти материал



Подобрать словарные слова





23



Официально-деловой стиль речи

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С.50упр. 90 записать свой вариант





24



Контрольное изложение по тексту

Урок контроля

Повторить словарные слова





25



Слово и его лексическое значение.

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С.53 упр. 94 выписать реплики.





26



Лексическое значение слова

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С 56 упр.101 назвать виды орфограмм





27



Общеупотребительные слова.

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С.60 упр.110 составить предложения





28





Профессионализмы

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С 63 упр.115 устно, 116 письменно





29



Диалектизмы


Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С.66 упр.120 написать рассуждение





30



Исконно русские и заимствованные слова

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С. 71 упр 127 составить словосочетания





31



Неологизмы

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С.74 упр.132 составить предложения





32



Устаревшие слова

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С.77 упр 136 объяснить выделенные слова





33



Проверочная работа. Тест по теме «Лексика»

Урок контроля

Повторить орфограммы





34



Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика»


Урок работы над ошибками.

Контрольные вопросы на с.79; упр.142





35




Фразеологизмы

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С.84 ; упр.148 выписать слова






36



Работа со словарями. Источники фразеологизмов

Урок развития речи

С.87 упр.155 заменить словосочетания

фразеологизмами.





37



Повторение. Основные способы образования слов в русском языке.

Урок закрепления знаний

С.87 контрольные вопросы и задания





38



Морфемика и словообразование.

Урок сообщения новых знаний; формирование УН

С. 90 упр 160 устно 161 письменно





39




Описание помещения

Урок развития речи

С.94 упр 166 выписать выделенные слова,

обозначить значимые части слова





40



41



Основные способы образования слов в русском языке

Урок обобщения новых знаний; формирование УН

С.97 упр.170 объяснить образование



С 97 упр 173 определить способ

образования слова





42



Основные способы образования слов в русском языке

Урок закрепления знаний

С.99 упр 175 расположить однокоренные

слова





43



Этимология слов

Урок сообщения новых знаний; формирование УН

С.102 упр. 178 распределить слова,

179 подготовить выступление








44



Контрольный диктант

Урок контроля

С.104 упр.183 (устно) описать помещение





45



Буквы а и о в корне –кас- - кос-

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С. 105 упр 185 сгруппируйте слова по признакам





46



47



Буквы а и о в корнях –гар- -гор-

Урок сообщения новых знаний; формирование УН

С. 107 упр 191 определить вид орфограмм



Подобрать словарные слова





48



Буквы а и о в корне –зар- - зор-

Урок сообщения новых знаний; формирование УН

С. 109 упр 106 составить рассказ по рисункам





49



Буквы ы и и после приставок

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С. 110 упр 200 списать, обозначить орфограмму





50



Глассные в приставках пре- и при-

Урок сообщения новых знаний; формирование УН

С. 114 упр 204 сгруппировать слова





51



Глассные в приставках пре- и при-

Урок обобщения и закрепления новых знаний; формирование УН

С. 118 упр 214 обозначить приставки





52



Соединительные о и е в сложных словах

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С.120 упр.216 выписать слова по группам





53



Сложносокращенные слова

Урок обобщения и закрепления новых знаний; формирование УН

С. 122 упр 222 списать, обозначить

род глаголов в прош.вр.





54



Морфемный и словообразовательный разбор слова

Урок обобщения и закрепления новых знаний; формирование УН

С.126 упр.230 обозначить падеж

существительных, подчеркнуть орфограммы





55



Проверочная работа. Тестовые задания по теме «Словообразование»

Урок контроля

Повторить орфограммы





56



57



Работа над ошибками. Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография»

Урок повторения и обобщения

С.126 контрольные вопросы и задания.



Определить орфограммы





58



Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

Урок повторения и обобщения, формирование УН

С.134 упр.249,250 заполнить таблицу





59



Повторение. Склонение имени существительного. Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие.

Урок повторения и обобщения

С.135 упр.253 слова распределить по столбикам





60



Разносклоняемые имена существительные.

Урок сообщения новых знаний; формирование УН

С.137 упр.257 составить и записать словосочетания





61





62



Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя-

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С.139 упр.264 сгруппировать слова





С.140 упр.205 диктант по тексту





63



Несклоняемые имена существительные.


Урок сообщения новых знаний; формирование УН

С.142 упр.271 выписать склоняемые

сложносокращенные существительные





64

05.12.


Род несклоняемых существительных

Урок сообщения новых знаний; формирование учебно развивающих навыков

С.144 упр.276 обозначить падеж



Выучить алгоритм морфологического

разбора





65



Имена существительные общего рода.

Урок сообщения новых знаний; формирование УН

С.146 упр.280 составить предложения с

данными словами





66



67



Морфологический разбор имени существительного.


Урок обобщения и закрепления новых знаний; формирование УН

С.149 упр.283 определить род,

склонение существительных

Выучить алгоритм морфологического

разбора





68



Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное»

Урок контроля

Подготовить словарный диктант





69



Работа над ошибками. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям «Первый раз в музее» (упр.236)

Урок развития речи

С.149 упр.284 написать мини сочинение





70



Не с существительными

Урок сообщения новых знаний; формирование УН






71



72



Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-)

Урок сообщения новых знаний; формирование УН






73



Гласные в суффиксах -ек и-ик- существительных

Урок сообщения новых знаний; формирование УН






74



Проверочная работа .Тесты по теме «Имя существительное»

Урок контроля






75



Работа над ошибками. Повторение темы «Имя существительное»

Урок повторения и обобщения знаний по теме




















76



Повторение изученного изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

Урок повторения и обобщения знаний по теме





77

22.12.


Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

Урок повторения и обобщения знаний по теме



78

23.12.


Описание природы)

Урок развития речи





79

80

26.12.

28.12




Степени сравнения имен прилагательных

Урок сообщения новых знаний; формирование УН



81

29.12.


Разряды имен прилагательных по значению. Качествен­ные прилагательные.

Урок сообщения новых знаний; формирование УН
































82

16.01.


Притяжательные прилагательные.

Комбинированный урок

П 60,стр. 22 упр. 350


83



Т1+Т2 Морфологический разбор имени прилагательного.

Урок комплексного применения знаний

и умений

П 61, стр 24 упр. 353, индивид задания


84

85



Не с прилагательными.

Комбинированный урок

П 62, стр 27 упр. 359

360


86



Гласные о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.

Комбинированный урок

П 63, стр 28 упр. 363


87



Сочинение-описание природы по картине

(Н. П. Крымов. «Зимний вечер»).

Урок контроля

Сочинение


88



Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Контрольный словарный диктант.

Комбинированный урок

П64, стр 31 Упр 369, подготовиться к

словарному диктанту


89

90



Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

Комбинированный урок

П 65, стр 35 упр 377


91



Т1+Т2 Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Комбинированный урок

П 66, стр 37 упр. 382

385


92



Повторение изученного в разделе «Имя прилагательное».

Контрольный тест «Имя прилагательное».

Урок систематизации и обобщения

Повторить правила

Стр 39 контрольные вопросы и задания


93



Р.Р. Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла.


Урок развития речи

выступление

94

95



Имя числительное как часть речи.

Комбинированный урок

П 67, стр 45 упр. 397, индивид задания


96



Т1+Т2 Простые и составные числительные.

Комбинированный урок

П 68, стр 46 упр. 400


97



Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Комбинированный урок

П 69, стр 48 упр. 403


98



Порядковые числительные.

Комбинированный урок

П 70, стр 50 упр. 407, индивид задания


99

100



Разряды количественных числительных.

Комбинированный урок

П 71, стр 51 упр. 409


101



Числительные, обозначающие целые числа.

Комбинированный урок

П 72, стр 53 упр. 414

417


102



Дробные числительные.

Комбинированный урок

П 73, стр 56 упр. 420


103



Р.Р. Составление юмористического рассказа по рисунку.

Урок развития речи



104

105



Собирательные числительные.

Комбинированный урок

П 74, стр 59 упр. 425


107



Морфологический разбор имени числительного.

Урок комплексного применения знаний и

умений

П 75, стр 61 упр. 428


108



Р.Р. Публичное выступление на тему «Береги природу!»

Урок развития речи

выступление


109



Повторение изученного в разделе «Имя числительное».

Контрольный тест «Имя числительное».

Урок систематизации и обобщения

Стр 62 контрольные вопросы и задания


ТЕМА 8. МЕСТОИМЕНИЕ ( 22ч)



110



Местоимение как часть речи.

Урок актуализации знаний и умений

П 76, стр 433 упр. 434


111



Т1+Т2 Личные местоимения.

Комбинированный урок

П 77, стр 68 упр. 442

444


112



Возвратное местоимение себя.

Комбинированный урок

П 78, стр 70 упр. 447


113

114



Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме»

Урок развития речи

ппппп


115



Вопросительные и относительные местоимения.

Комбинированный урок

П 79, стр 74 упр. 453

456


116



Неопределенные местоимения.

Комбинированный урок

П 80, стр 77 упр. 459

461


117

118



Отрицательные местоимения.

Комбинированный урок

П 81, стр 80 упр. 465

468


119



Контрольный диктант с грамматическим заданием

Урок контроля



120

121



Притяжательные местоимения.

Комбинированный урок

П 82, стр 86 упр. 476


122

123



Указательные местоимения.

Комбинированный урок

П 84, стр 90 упр. 486


124



Определительные местоимения.

Комбинированный урок

П 85, стр 93 упр. 491

493*


125



Т1+Т2 Местоимения и другие части речи.

Урок актуализации знаний и умений

П 86, стр 95 упр. 496


126



Р.Р. Мини сочинение по картине (Е. В. Сыромятникова. «Первые зрители»)

Урок развития речи

Сочинение


127

128



Морфологический разбор местоимения.

Урок комплексного применения знаний и умений

П 87 упр. 498


129



Повторение изученного в разделе «Местоимение».

Контрольный тест «Местоимение».

Урок систематизации и обобщения

Стр 97 контрольные вопросы и задания


4 четверть



ТЕМА 9. ГЛАГОЛ ( 21ч)



130





Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.

Урок актуализации знаний и умений

П 88, стр 101 упр. 510

515


131



Разноспрягаемые глаголы.

Комбинированный урок

П 89, стр 108

Упр.525(у)

527


132

133



Глаголы переходные и непереходные

Комбинированный урок

П 90, стр 111 упр. 529

532


134



Т1+Т2 Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

Комбинированный урок

П 91, стр 115 упр. 540

Индивид задания


135

136



Условное наклонение.

Комбинированный урок

П 92, стр 119 упр. 544

546


137

138



Повелительное наклонение.

Комбинированный урок

П 93, стр 123 упр. 549

552


139



Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам.

Урок развития речи



140



Употребление наклонений.

Контрольный диктант.

Урок комплексного применения знаний

и умений

П 94, повторить правила упр. 567


141

142



Безличные глаголы.

Комбинированный урок

П 95, стр 132 упр. 572

574


143

144



Морфологический разбор глагола.

Урок комплексного применения знаний

и умений

П 96, стр 134 упр. 576


145



Р.Р. Рассказ на основе услышанного.

Урок развития речи

Сочинение


146

147



Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Комбинированный урок

упр. П 98, стр 136 580

583


148



Повторение изученного в разделе «Глагол».

Контрольный тест «Глагол».

Урок систематизации и обобщения

Стр 138 контрольные вопросы и задания


ТЕМА 10. Разделы науки о языке. Повторение и обобщение изученного за год (18 ч)



149



Разделы науки о языке

Урок систематизации и обобщения

Самоконтроль


150

151



Разделы науки о языке

Итоговый контрольный тест

Урок контроля

Итоговый контроль (контрольный тест)


152

153



Орфография.

Урок систематизации и обобщения

Стр 145 упр 606


154



Р Р. Рассуждение-объяснение. Заметка в газету типа рассуждения о поступках людей.


Урок развития речи



155



Т1+Т2 Пунктуация.

Урок систематизации и обобщения

П 101, стр 146

упр. 609


156



Лексика и фразеология.

Урок систематизации и обобщения

П 102, стр 148

Упр. 613


157

158



Словообразование.

Урок систематизации и обобщения

П 103, стр 151 упр. 618


160



Морфология.

Урок систематизации и обобщения

П 104, стр 152 упр 620


161



Р. Р. Сочинение – рассказ по воображению (от лица животного).


Урок развития речи

Повторить орфограммы


162



Синтаксис.

Урок систематизации и обобщения

П 105,индивид задания, подготовиться к тесту


163

164



Общее представление о функциональных разновидностях языка.

Урок систематизации и обобщения

стр 154 памятки


166



Повторение изученного по теме «Разделы науки о языке»

Урок систематизации и обобщения

Повторить правила


167



Итоговый урок. Повторение и обобщение ного.

Урок повторения изученного

Повторить правила













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 6 класса общеобразовательных школ.

Рабочая программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 №1577. С использованием примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)

  • Рабочая программа ориентирована на учебник:

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издательство

М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Н.В, Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Под науч. ред. Н. М. Шанский.

Русский язык. 6 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений.

6 класс

М: Просвещение, 2014

Планирование ориентировано на учебник: В 2 ч./ Русский язык. 6 класс – М.: Просвещение, 2014г. 

Русский язык – национальный язык русского народа, являющийся также средством межнационального общения. Его изучение обязательно, так как направлено на формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, поэтому предметная область «Родной язык и родная литература», включающая в себя предметы «Родной язык» и «Родная литература» интегрированы в изучение предмета «Русский язык» и в предмет «Литература» соответственно.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Курс русского языка в 6 классе направлен на достижение следующих результатов, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения – русским

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.

Метапредметные результаты

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);

  • совершенствование коммуникативных способностей, готовность к сотрудничеству, речевому взаимодействию и взаимопониманию с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др; совершенствование умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

Предметные результаты

Ожидается, что выпускники 6 класса смогут демонстрировать следующие результаты:

В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 6 класса учащиеся должны уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

  • осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста

  • разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;

  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

  • правильно расставлять логические ударения, паузы;

  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;

  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

  • создавать письменные высказывания разных типов речи;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;

  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;

  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;

  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.

текст:

  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;

  • составлять простой и сложный план анализируемого текста;

  • определять вид связи предложений в тексте;

  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.

 

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

  • использовать транскрипцию для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;

  • находить в художественном тексте явления звукописи;

  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

  • работать с орфоэпическим словарем.

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

морфемика и словообразование:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;

  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • пользоваться словообразовательным словарем, а также словарём морфемных моделей слов.

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

  • проводить лексический разбор слова.

морфология:

  • аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи и отличать данную часть речи от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

орфография:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарём;

  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

• самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

  • анализировать разные виды простых и сложных предложений (простые случаи);

  • определять синтаксическую роль изученных частей речи;

  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.