СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке ка основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от …. №…. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»

4. Распоряжения КО СПб «О формировании учебных планов образовательных учреждений СПб, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год» № …. от …..

5. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку программа В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» - М.: «Просвещение», 2011)

6. Учебный план образовательного учреждения ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на 2013/2014 учебный год, принят на заседании педагогического совета № …. от…., утвержденный приказом директора школы № 497 №…. от …..


Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Центральное место в содержании курса занимает тема «Предложение», поскольку работа над предложением направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Серьезное внимание уделяется в программе формированию фонетико- графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения), осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций, осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова, овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения, осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Построена с учетом реализации межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Методические особенности изучения предмета:

Содержание курса русского языка открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные и личностные умения:

  • 1) работать с учебной книгой, лингвистическими словарями и справочниками, работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка), использовать различные способы поиска информации;

  • 2) выполнять простые учебные задачи, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, пользоваться приёмами активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождение сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации;

  • 3) учит школьников позитивной самооценке, сотрудничевству друг с другом и со взрослыми, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию в рамках проектной деятельности.

Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого. Русский язык. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.

УМК состоит из:

  1. учебник: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий. Русский язык 3 класс. – М.: Просвещение, 2012. В 2 частях.

  2. рабочая тетрадь:В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях.од

  3. программа: авторы В.П. Канакина и В. Г. Горецкий «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» - М.: Просвещение, 2011.

  4. Диски: Канакина В.П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное пособие.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.

Выбор программы обусловлен тем, что её составители отводят важную роль предмету «Русский язык» в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К.Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах по этой программе создаёт хорошую основу для дальнейшего лингвистического образования и речевого развития.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на изучение русского языка в 3 классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год.

Часы на обучение выделены из федерального компонента учебного плана.


Система контроля по курсу русского языка включает проведение 15 повторительно–обобщающих, 10 контрольных уроков, а также 6 часов на проекты.

Данный комплект по русскому языку отражает все современные подходы к обучению младших школьников русскому языку и связной речи.

Неоценимым достоинством учебника являются тексты, взятые из лучших произведений классической, художественной и научно-популярной литературы, произведения устного народного творчества.

Учебник содержит большое количество справочного материала: схемы, таблицы, словари (орфографический, орфоэпический, толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, словарные слова, словарь фразеологизмов.

Деятельностный подход, основанный на принципе: учителю – легко, ученикам – интересно, вместе – эффективно.

В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».

Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно–познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

  • степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, раздаточный материал).


Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итогового контрольного диктанта.


В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать:

  • предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);

  • главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;

  • однородные члены предложения;

  • состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);

  • правописание парных согласных в корне;

  • правописание непроизносимых согласных;

  • правописание слов с двойными согласными;

  • изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;

  • правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);

  • имя числительное; правописание количественных числительных.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;

- ставить в конце предложения нужные знаки препинания;

- устанавливать связь слов в предложении;

- распознавать предложения с однородными членами;

- выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

- производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);

- производить разбор слова по составу;

- обозначать парные согласные в корне;

- писать слова с непроизносимыми согласными;

- писать слова с двойными согласными;

- изменять имена существительные по падежам;

- склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;

- писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;

- писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);

- использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- пользоваться словарями и справочной литературой.

Словарь.

Автобус, автомобиль, адрес, аккуратно, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера, герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания, ездить, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, засеять, здесь, здравствуйте, земляника, инженер, интересный, календарь, картина, картофель, кастрюля, космонавт, космос, костёр, легко, лестница, магазин, медленно, месяц, металл, метро, морковь, назад, налево, направо, ноябрь, обед, огурец, октябрь, осина, отец, песок, победа, помидор, прекрасный, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок, север, сегодня, сентябрь, соловей, солома, столица, тарелка, театр, телефон, теперь, тепловоз, топор, трактор, трамвай, увидеть, ужин, улица,, урожай, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чёрный, шоссе, шофёр, экскурсия, электровоз, январь

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

• осознание языка как основного средства человеческого общения;

• восприятие русского языка как явления национальной культуры;

• понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека;

• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

• умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

• способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

• умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

• стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

• умение задавать вопросы.

В результате изучения русского языка в 3 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

• активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных);

• правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;

• усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками;

• орфографической грамотности;

• применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами –ек, -ик, с изученными приставками;

• правописания сложных слов и глаголов с не;

• написания слов с непроверяемыми орфограммами;

• письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Универсальные учебные действия

• интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

• познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

• организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

• умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.











Литература и средства обучения

  1. Основная литература

  • Сборник рабочих программ. Школа России. 1-4 класс.- М.: Просвещение, 2011 год

2. Дополнительная литература

  • Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.)

3. Учебные и справочные пособия.

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2012.

  • Канакина В.П., Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

  • Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс/Сост. В.А. Синякова. М.: ВАКО, 2012.

4. Учебно-методическая литература.

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Методическое пособие к комплекту «Русский язык: 3 класс». М.: Просвещение, 2011 год

  • Канакина В.П., Щеголёва Г.С. русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы.

  • Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 3 класс. М.:ВАКО, 2012

5. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  • Мультимедийный проектор.

  • Экспозиционный экран.

  • Компьютер.

  • Сканер.

  • Принтер лазерный.



Формы контроля


п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Контрольные диктанты

Проверочные и самостоятельные работы

Проекты

1.

Язык и речь

2

0

0

0

2.

Текст. Предложение.

Словосочетание.

13

2

2

0

3.

Слово о языке и речи.

20

1

3

1

4.

Состав слова.

18

1

3

1

5.

Правописание частей слова.

41

1

2

1

6.

Части речи.

92

5

2

3

7.

Повторение

18

1

2

0

ИТОГО:


204

11

14

6


Содержание



Тема 1. Язык и речь (2 часа)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Тема 2. Текст, предложение, словосочетание (13часов)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Для реализации этого содержания учащиеся должны:

Знать:

- типы текстов по цели высказывания и интонации

- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

Уметь:

  • определять тему и основную мысль текста;

  • делить текст на части, соблюдать красную строку;

  • устанавливать связь между частями текста;

  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

  • устанавливать по вопросам связь между словами в предло­жении, вычленять словосочетания;

  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

  • производить синтаксический разбор предложений: опреде­лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

Развитие речи.

  • устанавливать связь по смыслу между частями текс­та (восстанавливать деформированный повествователь­ный текст из трех частей);

  • писать изложение (по вопросам) текста из 30—45 слов;

  • составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;

  • употреблять при записи текста красную строку.

  • интонационно правильно произносить предложения.


По данной теме предусмотрены следующие работы:

  • Контрольный диктант №1;

  • Тестирование КИМ тест №1,2;

  • Обучающее изложение.

  • Словарный диктант.





Тема №3.Слово в языке и речи (20часов)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

Для реализации этого содержания учащиеся должны:

Контроль:

  • Проверочная работа;

  • Контрольный диктант №2;

  • Обучающее изложение – 2 часа;

  • Словарные диктанты

  • Проект «Рассказ о слове»

Тема №4. Состав слова (18часов).

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых час­тях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюде­ния над изменением формы слова с помощью окончаний и обра­зованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание пар­ных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непрове­ряемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.

Знать:

  • части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

  • правила проверки корневых орфограмм;

Уметь:

  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;

  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;

  • правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;

  • писать слова с разделительным Ъ;

  • правильно писать гласные и согласные в приставках.

Развитие речи.

  • интонационно правильно произносить предложения.

Контроль.

  • проверочная работа – 3 часа;

  • тест – 3 час;

  • контрольная работа – 4 часа;

  • контрольное списывание – 1час;

  • изложение – 5 часов;

  • сочинение – 1час.

Тема №5. Части речи (92 часов).

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопро­сы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нари­цательные. Заглавная буква в собственных именах существитель­ных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существитель­ных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопро­сы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и про­тивоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в пред­ложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовер­шенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (ан­тонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выра­жения мысли. Многозначность глаголов.

Знать:

  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, предлог;

Уметь:

  • -распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

    • изменять имена существительные по числам;

    • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

    • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

    • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по
      родам.

Контроль:

  • проверочная работа – 3 часа;

  • тест – 5 часов;

  • контрольная работа – 3 часа;

  • изложение – 3 часа;

  • сочинение – 1 час.

Тема №6. Повторение изученного за год – 18 часов.

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Контроль:

_контрольная работа – 1час.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс (6 часов в неделю, всего 204 часов), УМК Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.




Кол.часов

Дата проведе-ния Тема урока

Тип урока

Элементы содержания.

Основные понятия.

Требования к уровню подготовки

демонстрационный материал (таблицы, дид.карточки, презентация «ТЕМА»), ЦОРы

Домашнее задание


Язык и речь – 2 часа


01.09 Наша речь. Виды речи.

Комбинированный

Речь и её назначение. Виды речи


Электронное приложение к учебнику

Стр.7


02.09 Наш язык.

Повторительно-обобщающий урок


Стр.9


Текст. Предложение. Словосочетание. – 13часов


03,04-09 Текст. Типы текстов

Комбинированный урок

Признаки текста. Построение текста. Типы текстов.


Карточки с текстами.


Стр. 14



05,07-09 Предложение. Вводный урок

Предложение. Диалог.

Знать и понимать, чем предложение отличается от слова;

Электронное приложение к учебнику.

С.15


08.09 Виды предложений по цели высказывания. Комбинированный урок Предложения по цели высказывания


Стр.20


09.09 Виды предложений по интонации. Комбинированный урок Виды предложений по интонации


Стр.23


10.09 Предложения с обращением Урок - изучения нового материала Предложения с обращением в начале, середине, конце Находить обращения в предложении Электронное приложение к учебнику


Стр.26


11.09 Обучающее изложение Развития речи Составление предложений Составлять рассказ Электронное приложение к учебнику

С.27


12,24-09 Главные и второстепенные члены предложения. Комбинированный урок Главные и второстепенные члены предложения Уметь разбирать предложения по членам записи.

Стр.28

Стр.30


16.09 Простое и сложное предложения. Урок – изучения нового материала Простое и сложное предложения Различать простые и сложные предложения Электронное приложение

Стр.32

Стр.3


17.09 Словосочетание. Словарный диктант. Урок – изучения нового материала Связь слов в словосочетании. Различать словосочетание и предложение.


Стр.36

Стр.37




18.09 Контрольный диктант по теме «Предложение»


Урок – контрольная работа


Использовать

приобретенные знания



Не задано


Слово в языке и в речи (20часов)


19.09 Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Вводный урок Номинативная функция слова Уметь распознавать в тексте незнакомые слова, Электронное приложение к учебнику Стр.42


21.09 Синонимы и антонимы. Комбинированный урок


Электронное приложение к учебнику

Стр.44


22.09 Омонимы. Урок – изучения нового материала




Стр.46


23.09 Слово и словосочетание. Урок – изучения нового материала Слово и словосочетание Уметь различать слово и словосочетание


Стр.48


24.09 Фразеологизмы Урок – изучения нового материала Значения фразеологизмов и их использование в речи


Стр.50


25.09 Обучающее изложение Развития речи Составление предложений Уметь составлять рассказ


С.51


26.09 Части речи. Повторительно-обобщающий урок Одушевлённые и неодушевлённые Распознавать собственные и нарицательные имена Электронное приложение к учебнику

Стр.54


28.09 Имя существительне. Собственные и нарицательные имена существительные. Род и число имён существительных. Определять род и число имён существительных

С.55-56


1

29.09 Имя прилагательное. Повторительно-обобщающий урок Род, число, падеж Определять род и число Электронное приложение

Стр.58



30.09 Глагол. Повторительно-обобщающий урок Род, число, форма глаголов. Распознавать род, число и форму глаголов. Электронное приложение

С.59


01.10 Что такое имя числительное? Урок – изучения нового материала Понятие «имя числительное». Находить имя числительное


Стр.60


02.10 Однокоренные слова. Словарный диктант. Повторительно-обобщающий урок Однокоренные слова.


Стр.62


03.10 Звуки и буквы. Гласные звуки. Комбинированный урок Слог, звуки и буквы. Карточки с заданием, лента букв

Стр.64



05.10 Звуки и буквы. Согласные звуки. Комбинированный урок Согласные звуки и буквы для их обозначения. Электронное приложение к учебнику

Стр.66



06.10 Звонкие и глухие согласные звуки. Урок – самостоятельная работа Правописание слов с парными

Стр.69


07.10 Разделительный мягкий знак. Мягкий разделительный знак (ь). перед согл.



08.10 Обучающее изложение. Развития речи Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Излагать письменно содержание Записать пять слов с разделительным Ъ





09.10 Обобщение и закрепление изученного материала. Словарный диктант. Обобщение и систематизация знаний Однокоренные слова. Слово и слог, звуки и буквы. Карточки с индивидуальным заданием Подготовка проекта «Рассказ о слове»


10.10 Проект «Рассказ о слове» Урок-проект


Подбирать из разных источников

Не задано





12.10 Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» Урок – контрольная работа


Использовать приобретенные знания и умения;


Не задано



Состав слова (18часов)


13,14-10 Что такое корень слова?Словарный диктант Изучение нового материала Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных Формулировать определения однокоренных слов Электронное приложение к

Р.т.


15,16-10 Сложные слова. Изучение нового материала



Стр.79



17.10 Что такое окончание? Изучение нового материала Окончание. Форма слова. Формулировать определение окончания

Карточки с заданием

Стр.81

Стр.83


19.10 Что такое приставка? Изучение нового материала Приставка. Суффикс. Формулировать определения приставки и суффикса


С.84


20.10 Значения приставок. Комбинированный урок



Электронное приложение к учебнику

Стр.88


21,22-10 Что такое суффикс? Изучение нового материала




Р.т.


23.10 Значения суффиксов. Словарный диктант. Комбинированный урок



Таблица «Суффиксы»

Стр.94


24.10 Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» Развития речи Сочинение по репродукции картины. Рассматривать картину Репродукция картины

Стр.92


26,27-10 Что такое основа слова? Изучение нового материала Основа слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Выделять в словах основу слова.


Стр.96


28.10 Обобщение знаний о составе слова.

Тест

Урок – обобщения и систематизации знаний Разбор слова по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём Обсуждать алгоритм разбора слов по составу


Стр.98


29.10 Контрольный диктант по теме «Состав слова» Урок – контрольная работа



Не задано


30.10 Анализ диктанта Урок – обобщения Правописание частей слова Анализировать, составлять модели разбора по составу


Стр.99


31.10 Обучающее изложение. Развитие речи Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов.




Стр.99


09.11 Проект «Семья слов» Урок – проект


Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации.



Стр.101


Правописание частей слов (41час)


10.11 В каких значимых частях слова есть орфограммы? Комбинированный урок Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова
  • Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
Электронное приложение к учебнику

Стр.105





11,12-11 Правописание слов с безударными гласными в корне. Тест


Комбинированный урок, урок – тест Правописание слов с безударными гласными в корне


Стр.107-110


13,14-11

Правописание слов с безударными гласными в корне


С.108


16,17-11

Правописание слов с безударными гласными в корне


С.109


18,19-11

Правописание слов с безударными гласными в корне


С.110


20,21-11 Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Комбинированный урок Правописание слов с парными по глухости-звонкости


Карточки с индивидуальным заданием

Стр.111-116


23,24.11

Правописание слов с безударными гласными в корне


Стр.112


26,27.11

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне


Стр.113


28,30-11

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне


Стр.114


01.02-12

Правописание слов парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне


Стр.115


03.12 Обучающее изложение. Развитие речи Изложение Восстанавливать содержание повторение



04,05.12 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Комбинированный урок Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Электронное приложение к учебнику

Стр.117-120


07,08.12 Правописание слов с удвоенными согласными Комбинированный урок Правописание слов с удвоенными согласными


Стр.121, 122


10.12 Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» Развитие речи Составление текста Составлять текст Репродукция картины



11.12

Анализ диктанта

Урок – контрольная работа


Использовать приобретенные знания и умения;


Не задано


12.14.12 Суффикс и приставка Комбинированный урок Суффикс, приставка. Определять приставки Электронное пр

Стр.124, 129

15,16-12 Правописание суффиксов и приставок.





17,18-12 Правописание приставок и предлогов. Комбинированный урок Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов.


Стр.131-135





19,21-12 Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Тест Комбинированный урок Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Правила правописания.



Р.т


22,23-12 Разделительные твёрдые и мягкие знаки. Комбинированный урок




Стр.138-141


24.12 Обучающее изложение. Развитие речи Составление текста по сюжетным рисункам учебника Составлять текст по сюжетным рисункам учебника


Десять слов с приставками



25.12 Контрольный диктант по теме «правописание частей слов Урок – контрольная работа


Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.


Не задано


26.12 Проект «Составляем орфографический словарь» Урок – проект


Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Работать с орфографическим словарём. Электронное приложение к учебнику



Стр.142


28,29-12 Обобщение и систематизация знаний. Урок обобщение и систематизация знаний


Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.


Р.т


Части речи (92часов)


29.12 Части речи. Комбинированный урок Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Электронное приложение к учебнику

Стр.6


Имя существительное (35)часов)



30.12

Имя существительное и его роль в речи. Комбинированный урок Значение и употребление имён существительных в речи. Распознавать имена существительные среди других частей речи,



Стр.10


31.12 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.


неодушевлённые имена существительные.



Стр.11,13


11.01 Собственные и нарицательные имена существительные Развитие речи


Определять порядок




12.01 Обучающее изложение.









13.01 Число имён существительных.


Урок – изучение нового материала Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. Определять число имён существительных и изменять их по числам. Электронное приложение к учебнику

Стр.21


14.01

Имена существительные имеющие форму одного числа

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.






15.01 Род имён существительных. Словарный диктант. Комбинированный урок Род имён существительных: мужской, женский, средний. Определять род имён существительных.


Стр.23-30




16.01 Имена существительные общего рода




18.01 Определение рода имен существительных Урок – изучения нового материала Правильно записывать имёна существительные с шипящим


Стр.33, 34


18.01 Обучающее изложение





20.01 Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь)




21.01

Ь знак после шипящих в именах существительных женского рода

Мягкий знак после шипящих имен существительных






22.01

Ь знак в конце щипящих в именах существительных

Ь знак после шипящих имен существительных




23.01 Обучающее изложение. Развития речи Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и


Стр.35




25.01 Контрольный диктант по теме «Имя существительное Контрольная работа


Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.


Не задано


26.01

Анализ диктанта






27.01 Склонение имен существительных. Самостоятельная работа. Урок – изучение нового материала Склонение имён существительных Изменять имена существительные по падежам Карточки с индивидуальным заданием

Р.т.


28.01 Падеж имен существительных. Урок – изучение нового материала Начальная форма имени существительного.




Р.т.



29.01 Словарный диктант Развитие речи Составлять устно и письменно текст


Просклонять слово ручка



30.01 Именительный падеж. Урок – изучение нового материала Склонение имён существительных Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме



Р.т


01.02 Родительный падеж. Урок – изучение нового материала


Стр.45


02.02 Дательный падеж. Урок – изучение нового материала


Стр.47


03.02 Винительный падеж. Урок – изучение нового материала Электронное приложение к учебнику

Стр.52


04.02 Творительный падеж. Урок – изучение нового материала


Р.т




05.02 Предложный падеж. Словарный диктант. Комбинированный урок


Стр.54


06.02 Начальная форма имени существительного




08.02 Обучающее изложение. Развитие речи Подробное изложение текста повествовательного типа Излагать письменно содержание повествовательного текста.


Р.т.


09.02 Все падежи. Урок – обобщения и систематизации знаний Склонение имён существительных



Р.т




10.02 Обобщение знаний. Тест


Урок– обобщения и систематизации знаний Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.





Р.т




11.02

Начальная форма имени существительного



Р.т


12.02

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имени существительного





13.02 Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» Развитие речи Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» Составлять устно и письменно текст Репродукция картины

Р.т.





15.02 Контрольный диктант по теме «Имя существительное» Урок – контрольная работа


Писать диктант и проверять написанное.


Не задано


16.02

Анализ диктанта.

Изменение имен существительных по падежам





17.02 Проект «Зимняя страничка» Урок – проект




Подбирать слова — имена существительные


Стр.60-61




Имя прилагательное-23часа








18,19-02 Значение и употребление имён прилагательных в речи.


Комбинированный урок Имя прилагательное.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.


Стр.65


20.02

Синтаксическая роль имени прилагательного



Стр. 65


22.02 Текст-описание. Комбинированный урок




Стр.71


24.02 Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» Развитие речи Сопоставление содержания и выразительных средств в тексте и в репродукции картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь». Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь». Репродукция картины

Стр.70




25.02


Род имён прилагательных.


Урок – изучение нового материала



Изменение имён прилагательных по родам.Родовые окончания имён прил. (-ый, -ой, -ая, -яя) Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные


Стр.73


26.02

Родовые окончания имен прилагательных





27-02,01-03 Изменение имён прилагательных по родам. Комбинированный урок




Стр.75,77


02,03-03 Число имён прилагательных Комбинированный урок Изменение имён прилагательных по числам Определять форму числа имени прилагательного


Стр.75,77


04,05-03 Изменение имён прилагательных по падежам Урок – изучение нового материала Изменение имён прилагательных Изменять имена прилагательные по падежам. Электронное приложение

Стр.78-81


06.09-03 Обобщение знаний.

Проверка знаний

Урок – обобщение и систематизация знаний Морфологический разбор имени прилагательного. Определять изученные грамматические признаки


Р.т


10.03 Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» Развитие речи


Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» Репродукция картины



Р.т.



11.03

Начальная форма имени прилагательного


Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать


Не задано



12,13-03

Обобщение знаний.

Морфологический разбор имени прилагательного

Обобщение знаний об имени прилагательном



Стр.91


15.03 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».





16.03

Анализ диктанта. Число имен прилагательных.








17.03 Проект «Имена прилагательные в загадках»


Урок – проект





Наблюдать над именами прилагательными в загадках,.


Стр.90


18.03

Контрольное списывание






Местоимение (7часов)


19.03 Личные местоимения.


Комбинированный урок Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Уметь определять личные местоимения среди других частей речи, грамматические признаки личных существительные местоимениями.



Р.т.





01.04 Изменение местоимений по родам


Урок – изучение нового материала


Стр.95





02.04

Изменение личных местоимений по родам

Изменение местоимений Личные местоимения Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.





03.04 Род местоимений 3-го лица единственного числа Комбинированный урок



Стр.96-98




05.04 Морфологический разбор местоимений Словарный диктант.


Разбор местоимений






06.04

Контрольный диктант по теме местоимение

Повторение






07.04 Обучающее изложение. Развитие речи Составление письма. Уметь составлять письмо другу или кому-либо из родственников.


Р.т.


Глагол (26часов)


08.04 Анализ работы Глагол как часть речи Комбинированный урок Значение и употребление в речи. Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.


Электронное приложение к учебнику

Стр.102-105


09,10-04 Значение и употребление глаголов в речи. Неопределённая форма глагола. Число. Изменение глаголов по числам.




12.04


Неопределённая форма глаголов . Урок – изучение нового материала




Стр.106-108


13.04

Неопределенная форма глагола






14.04

Неопределенная форма глагола






15.04

Число глаголов.





Р.т.



16.04 Изменение глаголов по числам Урок – изучение нового материала Времена глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Распознавать время глагола. Изменять глаголы Электронное приложение

Р.т.


17.04 Изменение глаголов по числам



19.04 Времена глаголов. Изменение глаголов по временам



20.04 Времена глаголов Образовывать от неопределённой формы



21.04

Изменение глаголов по временам.

Комбинированный урок





22.04

Изменение глаголов по временам.

Правописание глаголов






23.04

Изменение глаголов по временам.

Не с глаголами




24.04

Обучающее изложение




25.04 Второе лицо. Комбинированный урок


Стр.113


27.04 Изменение глаголов по временам. Комбинированный урок




Стр.116-119


28.04 Род глаголов в прошедшем времени Развитие речи Составление письменного текста по сюжетным рисункам. Уметь составить письменный рассказ по сюжетным рисункам.



Р.т.



29.04 Род глаголов в прошедшем времени Урок – изучение нового материала Родовые окончания глаголов (-а, -о). Уметь определять род и число глаголов в прошедшем времени.


Стр.122-124


30.04

Контрольное списывание




03,04-05 Правописание частицы Не с глаголами. Комбинированный урок Правописание частицы не с глаголами. Раздельно писать частицу не с глаголами.


Р.т.

Стр.125




05.05 Обобщение знаний.


Урок – обобщение Морфологический разбор глагола. Определять изученные грамматические признаки


Стр.127

Р.т.


06.05

Морфологический разбор глагола




07.05 Тестовая работа





10.05 Контрольный диктант по теме «Глагол» Урок – контрольная работа


Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.


Не задано


Повторение (18часов)


11.05 Части речи Урок – обобщение Морфологический разбор частей речи. Использовать приобретенные знания и умения;


Стр.132


12.05 Обучающее изложение. Развитие речи Выборочное подробное изложение Анализировать текст


Р.т




13.05 Повторение. Имя существительное Урок – обобщение и систематизация знаний Слово, предложение. Использовать приобретенные знания и умения; Электронное приложение к учебнику

Стр.134



14.05 Повторение. Имя прилагательное Повторение

Стр.135


15.05 Обобщение изученного о слове, предложении.

Стр.136


17.05 Правописание окончаний имен прилагательных. Урок – обобщение и систематизация знаний Окончания имён прилагательных.




Стр.137





18.05 Правописание предлогов и приставок. Урок – обобщение и систематизация знаний Предлоги и приставки.



Р.т.


19.05 Повторение. Морфологический разбор частей речи Тест





20.05 Повторение. Разбор по составу Урок – обобщение Безударные гласные.



Р.т.


21.05 Правописание безударных гласных.





22.05 Части слова Урок – обобщение Части слова.



Стр.138


24.05 Правописание значимых частей слова.





25.05 Итоговый контрольный диктант. Урок – контрольная работа


Использовать приобретенные знания и умения;


Не задано




26.05 Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. Урок – обобщение и систематизация знаний




Стр.140


27.05 Обучающее изложение. Развитие речи Восстановление деформированного текста. Восстанавливать текст


Не задано


28.05

Текст

Урок – обобщение Текст. Определять тему


Не задано


29.05

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»


Развитие речи



Текст-рассуждение.

Уметь составить текст-рассуждение.


Не задано


31.05

КВН «Знатоки русского языка»

Урок - игра


Участвовать в диалоге; слушать и понимать других


Не задано

К концу третьего класса обучающиеся должны знать:

    • части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, предлог;

    • члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

    • слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вче­ра, герой, горох, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, кварти­ра, килограмм, коллектив, комбайн, комбайнер, ком­ната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, мет­ро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, со­вет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, чет­верг, чувство, яблоко, яблоня, январь.

Уметь:

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;

  • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

  • изменять имена существительные по числам;

  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

  • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

  • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

  • распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

  • устанавливать по вопросам связь между словами в предло­жении, вычленять словосочетания;

  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

  • производить синтаксический разбор предложений: опреде­лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

  • интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

  • определять тему и основную мысль текста;

  • делить текст на части, соблюдать красную строку;

  • устанавливать связь между частями текста;

  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

  • распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

  • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

  • составлять устный ответ-рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

  • работы со словарём (алфавит);

  • соблюдения орфоэпических норм;

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).




13