СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по пердметной линии УМК "шКОЛА  России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка»

Искитимского района Новосибирской области






Согласована

на заседании МО учителей предметов

гуманитарного цикла

протокол от №

Руководитель МО /Н.А.Бунцева/












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Русский язык»

на ступень начального общего образования















Составители:

Павловских Валентина Николаевна

Ушкалова Надежда Сергеевна








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по русскому языку в рамках УМК «Школа России» (автор-В.П.Канакина).

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и распределяет учебные часы по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся. Программа соответствует Основной образовательной программе НОО МКОУ «СОШ с.Сосновка».


   Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.


Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.

Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.


МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.

В 1 классе165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

На уроки обучения чтению в период обучения грамоте (4 ч в неделю) выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.


В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.


Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

1 КЛАСС

Личностные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД


1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.


Познавательные УУД


1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.


Коммуникативные УУД


1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре.


Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

Первичному умению оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе и быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; составлять текст из набора предложений; выбирать заголовок текста из ряда данных.

Обучающийся получит возможность научиться:

Находить в небольшом тексте вступление, основную и заключительную часть; сочинять записку, небольшое поздравление; составлять текст по его началу и концу.


Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика.

Обучающийся научится:

Различать звуки речи; устанавливать число и последовательность звуков в слове; различать гласные и согласные, гласные ударные и безударные; согласные парные твердые- мягкие, звонкие- глухие; определять звонкие и глухие непарные согласные звуки; определять непарные твердые согласные (ж ш ц), непарные мягкие согласные ) ч щ); находить в слове ударные и безударные гласные звуки; определять указатели мягкости- твердости гласных звуков; делить слова на слоги; различать звуки и буквы; ; различать буквы гласных как показателя твердости- мягкости согласным; определять функцию букв ь ъ е ё ю я; обозначать на письме звук (Й); устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа: крот, ёлка, соль; использовать графические средства: пробел между слов, перенос, при списывании абзац.

Обучающийся получит возможность научиться:

Находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слова при орфоэпическом проговаривании слов учителем; произносить сочетания звуков в соответствии с нормами русского языка.


Лексика.

Обучающийся получит возможность научиться:

Осознавать слово как единство звучания, значения; на практическом уровне различать синонимы, антонимы без введения понятий.

Обучающийся получит возможность научиться:

Находить в ряду слов родственные слова; различать с опорой на рисунки однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.


Морфология.

Обучающийся научится:

Находить слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов;

Опознавать одушевленные и неодушевленные, имена собственные; различать названия предметов, отвечающих на вопрос КТО? ЧТО?

Обучающийся получит возможность научиться:

Находить грамматические группы слов, знаменательные и служебные слова.


Синтаксис.

Обучающийся научится:

Различать предложения и слова; определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца; находить границы предложения; писать предложения под диктовку; составлять схемы; составлять предложения из слов, данных в начальной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

Различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные – невосклицательные; сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами.


Орфография и пунктуация.

Обучающийся научится:

Применять правила правописания:

- раздельное написание слов;

-написание гласных И, А, У после шипящих согласных Ж, Ш, Ч, Щ ( под ударением);

- отсутствие Ь в сочетаниях букв Ч, Щ с другими согласными, кроме Л;

- перенос слов;

-прописная буква в начале предложения и именах собственных;

- непроверяемые буквы в корне слов ( перечень слов в учебнике);

- знаки препинания в конце предложения;

-безошибочно списывать текст с доски и учебника;

-писать под диктовку тексты в соответствии с изученными орфограммами.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

-применять орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании;

-пользоваться орфографическим словарем учебника как средством самоконтроля.


2 КЛАСС


Личностные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .

5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы


Коммуникативные УУД

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

Использовать средства устного общения (голос, темп, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения ( с какой целью, с кем и где происходит общение); анализировать чужую речь; осознавать собственную речь ( с какой целью, с кем и где происходит общение);понимать особенности диалога и монолога; выражать собственное мнение, обосновывать его; определять тему текста, подбирать заглавие, находить части текста, восстанавливать деформированный текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

Распознавать тексты описания, повествования, рассуждения; находить средства связи предложения( порядок слов, местоимения, синонимы, служебные слова); определять последовательность частей текста; составлять небольшое письмо, сообщение, записку.


Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика.

Обучающийся научится:

Определять качественную характеристику звука: гласный- согласный, ударный- безударный, твердый- мягкий, парный- непарный, звонкий- глухой; применять знания фонетики при правописании; произносить сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского языка; использовать на письме разделительные ъ ь; использовать графические средства: пробел между слов, перенос, при списывании абзац; списывать текст с доски, писать диктанты

Обучающийся получит возможность научиться:

Осуществлять звукобуквенный разбор простых слов; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа: крот, ёлка, соль; в словах с буквами е ё ю я, ъ ь, в словах с непроизносимыми согласными; использовать алфавит при работе со словарями, справочниками.


Лексика.

Обучающийся научится:

Опознавать в предложении, тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом или переносном значении; на практическом уровне различать синонимы, антонимы без введения понятий.

Обучающийся получит возможность научиться:

Понимать смысл омонимов, фразеологизмов без введения понятий; осознавать слово как единство звучания, значения, грамматических признаков и звуков/ букв; пользоваться словарями по просьбе учителя; библиотекой под руководством учителя.

Состав слова ( морфемика)

Обучающийся научится:

Подбирать родственные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова; различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Обучающийся получит возможность научиться:

Различать словообразование и формоизменение; выделять окончание, корень, приставку и суффикс; различать приставку и предлог.


Морфология.

Обучающийся научится:

Различать лексическое и грамматическое значение слов; находить части речи; определять у существительного начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, имена собственные и нарицательные, существительные мужского, женского и среднего рода, формы единственного и множественного числа; у глаголов форму рода и числа (в прошедшем времени)

Обучающийся получит возможность научиться:

Устанавливать зависимость форм рода и числа прилагательных от форм существительного в роде и числе. Находить грамматические группы слов, союзы, предлоги; узнавать местоимения, числительное.


Синтаксис.

Обучающийся научится:

Находить главные члены предложения; различать их и второстепенные члены предложения; составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением других слов; восстанавливать деформированные предложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

Опознавать предложения распространенные и нераспространенные; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; определять роль служебных слов для связи слов в предложении.


Орфография и пунктуация.

Обучающийся научится:

- находить орфограммы в указанных учителем словах;

Использовать орфографический словарь учебника как средство самоконтроля;

- Применять правила правописания:

написание гласных И, А, У после шипящих согласных Ж, Ш, Ч, Щ (в положении под ударением и без ударения);

отсутствие Ь в сочетаниях букв Ч, Щ с другими согласными, кроме Л;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения и именах собственных;

проверяемые безударные гласные и парные звонкие- глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе удвоенные согласные (перечень слов в учебнике);

знаки препинания в конце предложения;

безошибочно списывать текст с доски и учебника;

писать под диктовку тексты в соответствии с изученными орфограммами.

Обучающийся получит возможность научиться:

Применять правила правописания:

-разделительные Ь и Ъ;

- непроизносимые согласные в корне;

- Ь после шипящих на конце существительных;

- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря в учебнике;

- использовать орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.


3 КЛАСС


Личностные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.


Коммуникативные УУД

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.


Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

Осознавать взаимосвязь между Целью, содержанием и формой высказывания, выбирать адекватно слова, интонации, темп, жесты , мимику, тембр и силу голоса в соответствии с ситуацией; выражать собственное мнение, обосновывать его; владеть начальными умениями ведения разговора ( начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание); строить устный отчёт о проделанной работе; применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения; определять последовательность частей текста, составлять план.

Обучающийся получит возможность научиться:

Использовать в собственном высказывании описания, повествования, рассуждения; находить средства связи предложения( порядок слов, местоимения, синонимы, служебные слова);создавать тексты по предложенному заголовку, подробно или выборочно его пересказывать; выполнять проекты, представляя его результат; пользоваться дополнительной литературой, интернетом.


Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика.

Обучающийся научится:

Актуализировать материал фонетики в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа: крот, ёлка, соль; в словах с буквами е ё ю я, ъ ь, в словах с непроизносимыми согласными; использовать алфавит при работе со словарями, справочниками

Обучающийся получит возможность научиться:

Проводить и оценивать фонетико- графический разбор слова; находить при сомнении правописания или произношения слова в словарях, обращаться за помощью к взрослым; совершенствовать навык клавиатурного письма.


Лексика.

Обучающийся научится:

Воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков; выявлять слова, значение которых непонятно, определять значение слова по тексту или уточнять по толковому словарю.

Обучающийся получит возможность научиться:

Подбирать синонимы для устранения повтора; антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении; различать употребление слов в прямом и переносном значении; оценивать уместность использования слов в тексте; понимать значение фразеологизмов; ориентироваться в разнообразии словарей в русском языке.


Состав слова ( морфемика)

Обучающийся научится:

Различать родственные слова и формы слова; находить в словах приставку, корень, суффикс и окончание.

Обучающийся получит возможность научиться:

Находить в слове основу, окончание, корень, приставку и суффикс и соединительную гласную в сложных словах; узнавать образование слов с помощью, узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ; понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности приставок и суффиксов; оценивать правильность разбора слов по составу.


Морфология.

Обучающийся научится:

Различать изменяемые и неизменяемые слова; находить начальную форму имени существительного, прилагательного и глагола; определять грамматические признаки имен существительных (род, число, падеж, склонение); прилагательных (род, число, падеж, склонение); глаголов (время, число, род в прошедшем времени)

Обучающийся получит возможность научиться:

Выполнять и оценивать правильность проведения морфологический разбор имен существительных, прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; определять функцию предлогов, их отличие от приставок, значение частицы НЕ; связь местоимения и существительного, на которое оно указывает. Выполнять и оценивать правильность проведения морфологический разбор имен существительных, прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; определять функцию предлогов, их отличие от приставок, значение частицы НЕ; связь местоимения и существительного, на которое оно указывает.


Синтаксис.

Обучающийся научится:

Различать предложение, словосочетания и слово; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; находить главные и второстепенные члены предложения; выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

Различать второстепенные члены предложения: дополнение, определение; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения ( по членам, синтаксический); устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.


Орфография и пунктуация.

Обучающийся научится:

Применять раннее изученные правила правописания, а также:

-непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе удвоенные согласные (перечень слов в учебнике);

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

-разделительные Ь и Ъ;

- безударные окончания имен прилагательных;

- НЕ с глаголами;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

-безошибочно списывать текст;

- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными орфограммами;

- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

Применять правила правописания:

- Ь после шипящих на конце существительных;

- гласные в суффиксах –ик, ек;

- соединительные гласные О, Е в сложных словах;

- запятые при однородных членах предложения;

- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных;

- осознавать место возможного возникновения орфограммы;

- подбирать примеры с определенной орфограммой;

- при составлении собственного текста и при работе над ошибками использовать помощь словаря и взрослых;

- различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря в учебнике.


4 КЛАСС


Личностные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку


Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде


Коммуникативные УУД

1 Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.


Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе и быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения ( умение слушать, реагировать на реплики, поддержать разговор); выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; самостоятельно озаглавливать текст, составлять план, сочинять письма, поздравления, корректировать небольшой текст, в котором допущены нарушения культуры речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

Создавать тексты по предложенному заголовку, подробно или выборочно его пересказывать; пересказывать текст от другого лица; составлять тексты на определенную тему; различать тексты художественные и научные, разговорные и деловые; выделять в них главное, высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, услышанного, увиденного, анализировать и корректировать тексты с нарушением порядка предложений; анализировать свои действия при работе над изложением, сочинением, соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; оформлять результаты исследований; пользоваться интернетом при решении учебных задач.


Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика.

Обучающийся научится:

Различать звуки и буквы; Определять качественную характеристику звука: гласный- согласный, ударный- безударный, твердый- мягкий, парный- непарный, звонкий- глухой; применять знания фонетики при правописании; знать последовательность букв алфавита и пользоваться им для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

Проводить и оценивать фонетико- графический разбор слова самостоятельно или по предложенному в учебнике алгоритму; соблюдать и оценивать в собеседнике нормы русского литературного языка; находить при сомнении правописания или произношения слова в словарях, обращаться за помощью к взрослым; совершенствовать навык клавиатурного письма.


Лексика.

Обучающийся научится:

Выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять по толковому словарю.

Обучающийся получит возможность научиться:

Подбирать синонимы для устранения повтора в тексте, антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении; различать употребление слов в прямом и переносном значении; оценивать уместность использования слов в тексте; выбирать слова из ряда предложенных для более успешного решения коммуникативной задачи.


Состав слова ( морфемика)

Обучающийся научится:

Различать изменяемые и неизменяемые слова, родственные слова и формы слова; находить в словах приставку, корень, суффикс и окончание.

Обучающийся получит возможность научиться:

Находить в словах основу, корень, суффикс, приставку, окончание и соединительную гласную в сложных словах; узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ; понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности приставок и суффиксов; разбирать слова по составу.


Морфология.

Обучающийся научится:

Находить начальную форму имени существительного, прилагательного и глагола; определять грамматические признаки имен существительных (род, число, падеж, склонение); прилагательных (род, число, падеж, склонение); глаголов (время, число, род в прошедшем времени, лицо в настоящем), спряжение.

Обучающийся получит возможность научиться:

Выполнять и оценивать правильность проведения морфологический разбор имен существительных, прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; находить личные местоимения, наречия, предлоги с существительным и местоимением, к которому оно относится, союзы, частицу НЕ при глаголе.


Синтаксис.

Обучающийся научится:

Различать предложение, словосочетания и слово; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения; определять интонацию восклицательную – невосклицательную; находить главные и второстепенные члены предложения; выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

Различать второстепенные члены предложения: дополнение, определение и обстоятельство; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора; различать простые и сложные предложения; находить обращения.


Орфография и пунктуация.

Обучающийся научится:

Применять правила правописания:

- раздельное написание слов;

-сочетания ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ в положении под ударением;

-сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, РЩ;

-перенос слов;

-прописная буква в начале предложения и именах собственных;

- проверяемые безударные гласные и парные звонкие- глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе удвоенные согласные (перечень слов в учебнике);

- непроизносимые согласные;

-гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

-разделительные Ь, Ъ;

-Ь после шипящих на конце имен существительных;

-безударные падежные окончания имен существительных( кроме сущ на –мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);

- безударные окончания имен прилагательных;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями и другими словами;

- НЕ с глаголами;

-Ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;

-Ь в глаголах в сочетании –ТЬСЯ;

- безударные личные окончания глаголов;

- знаки препинания в конце предложения (. ! ?), запятая в предложении с однородными членами;

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

- безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов;

- писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

Применять правила правописания:

- приставки на –З, -С;

- гласные в суффиксах –ИК, - ЕК;

- О, Е в падежных окончаниях после шипящих и Ц;

- И, Ы после Ц в разных частях слова;

- соединительные гласные О, Е в сложных словах;

- - осознавать место возможного возникновения орфограммы;

- подбирать примеры с определенной орфограммой;

- осознавать место возможного возникновения орфограммы;

- подбирать примеры с определенной орфограммой;

- при составлении собственного текста и при работе над ошибками использовать помощь словаря и взрослых;

- различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

1 КЛАСС (207 ч)

Добукварный период (31 ч)

Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.


БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (120 ч)


I. Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения.

II. Обучение письму

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.

III. Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.


ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (36 ч)


Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

1. Круг произведений для чтения. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения.

Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.) Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя). Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы.

2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений. Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова. Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха. Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.

3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством. Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их. Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений.

4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному. Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, интонацией.


СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС (560 Ч)

1 КЛАСС (50 ч)


Наша речь (2 ч)

Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.

Текст, предложение, диалог (3 ч)

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Слова, слова, слова… (4 ч)

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Слово и слог. Ударение. (6 ч)

Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).

Звуки и буквы (34 ч)

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.

Повторение (1 ч)


2 КЛАСС (170 ч)


Наша речь (3 ч)

Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.

Текст (4 ч)

Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.

Предложение (12 ч)

Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

Слова, слова, слова… (18 ч)

Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.

Звуки и буквы (59 ч)

Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).

Части речи (58 ч)

Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги. Повторение (16 ч


3 КЛАСС (170 Ч)

Язык и речь (2 ч)

Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Состав слова (16 ч)

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Правописание частей слова (29)

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).

Части речи – 76 часов

Повторение и углубление представлений о частях речи – (1 ч)

Имя существительное (30 ч)

Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.

Имя прилагательное (19 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.

Местоимение (5 ч)

Лицо, число, род личных местоимений.

Глагол (21 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами. Повторение (14 ч)



4 КЛАСС (170 Ч)

Повторение (11 ч)

Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

Слово в языке и речи (21 ч)

Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

Имя существительное (43 ч)

Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.

Имя прилагательное (30 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (7 ч)

Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

Глагол (34 ч)

Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.


Описание учебно – методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса

Учебники, тетради


№ в ФП

Автор/название

издательство

Год издания

1 класс

1.1.1.1.3.1

Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник: 1 класс. Часть 1,2.


Москва, ОАО "Издательство" Просвещение"

2012

1.1.1.1.3.2

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.


Москва, ОАО "Издательство" Просвещение"

2011


Прописи (Обучение грамоте)

Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись. Части 1, 2, 3, 4.


Москва, ОАО "Издательство" Просвещение"

2014



Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.


Москва, Экзамен

2013


Контрольно-измерительные материалы.

Москва, Экзамен

2013, 2010

2 класс

1.1.1.1.3.3

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. Часть 1,2.


Москва, ОАО "Издательство" Просвещение"

2012


Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 2 класс. Часть 1,2.





Контрольно-измерительные материалы.



3 класс

1.1.1.1.3.4

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. Часть 1,2.


Москва, ОАО "Издательство" Просвещение"

2012


Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 3 класс. Часть 1,2.





Контрольно-измерительные материалы.



4 класс

1.1.1.1.3.5

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. Часть 1, 2.


Москва, ОАО "Издательство" Просвещение"

2013


Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 1,2.



2013


Контрольно-измерительные материалы.


2013


Программы

№ п/п

Наименование

Год издания

1.

ФГОС НОО, утвержден МОиН РФ приказом от 06.10.2009 г. № 373; зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., регистрационный номер 17785;



М 2013

2.

Программа по «Русскому языку» Канакина В. П., Горецкий В.Г., Дементьева М. Н., Стефаненко Н. А., Бойкина М. В.

Москва Просвещение 2011


Материально – техническое обеспечение

№ п/п

Наименование

Количество(Д, К, П,Ф)

Кабинет(где находится)

1


2

3

4

Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями «Обучение грамоте»-32 шт.

Модель- аппликация «Звуко – буквенная лента»

Магнитная модель- аппликация «Набор звуковых схем»

Комплект демонстрационных таблиц «Русский язык» для 3 класса с методическими рекомендациями.- 10 шт.


Д


Д

Д

Д

2

1


2

Таблица демонстрационная «Алфавит. Печатные и рукописные буквы русского алфавита»

Модель- аппликация «Звуко – буквенная лента»


Д


Д

11

1


2

3

4

5

6

7

8

9

Таблица демонстрационная «Алфавит. Печатные и рукописные буквы русского алфавита»

Комплект портретов писателей демонстрационный

Модель- аппликация «Звуко – буквенная лента»

Словарные слова

Пособие «Грамматический разбор»

Комплект таблиц для начальной школы с методическими рекомендациями.- 7шт.

Комплект таблиц с методическими рекомендациями «Правописание гласной в корне слова»- 5 шт.


Д


Д

Д

Д

Д

Д


Д

Д

12

1

2

Модель- аппликация «Звуко – буквенная лента»

Таблица демонстрационная «Алфавит. Печатные и рукописные буквы русского алфавита»


Д

Д


13

1

2


3

Модель- аппликация «Звуко – буквенная лента»

Комплект демонстрационных таблиц «Русский язык» для 3 класса с методическими рекомендациями.

Комплект демонстрационных таблиц «Русский язык» для 4 класса с методическими рекомендациями.


Д

Д


Д

14

1


2

3

4

5

6

Комплект таблиц демонстрационных «Алфавит. Печатные и рукописные буквы русского алфавита»

Картинный словарь демонстрационный.

Комплект портретов писателей.

Магнитная азбука демонстрационная.

Модель- аппликация «Звуко – буквенная лента»

Комплект таблиц для начальной школы с методическими рекомендациями.


Д


Д

Д

Д

Д

Д

15

1

2


3

Модель- аппликация «Звуко – буквенная лента»

Таблица демонстрационная «Алфавит. Печатные и рукописные буквы русского алфавита»

Касса –веер гласных и согласных – 25 шт.


Д

Д


К

16

1


2

3

Таблица демонстрационная «Алфавит. Печатные и рукописные буквы русского алфавита»

Модель- аппликация «Звуко – буквенная лента»

Комплект демонстрационных таблиц «Русский язык» с методическими рекомендациями.- 3 набора


Д


Д

Д

17