Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с. Бижбуляк
муниципального района Бижбулякский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО «___»_______2022г Протокол №______ ______/ О.Н.Макеева Руководитель ШМО | Согласовано заместитель директора ______/Е.В.Андреева «____»________2022г. | Утверждаю директор _________/У.Р. Гатауллин МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк Приказ №_____ «___»____2022г. |
Рабочая программа
по русскому языку
для 6б класса
на 2022 – 2023 учебный год
Уровень обучения - базовый
Составитель: учитель русского языка и литературы
Колпакова Марина Георгиевна
БИЖБУЛЯК 2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6б класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).
Учебного плана МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк на 2022-2023 учебный год.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Локальных актов МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.
Примерной и авторской программы основного общего образования по русскому языку для 5-11 классов (М. «Просвещение», 2020г.)
Программа соответствует учебнику «Русский язык» для шестого класса образовательных учреждений/УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А.– Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. – М, «Просвещение»,2019 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности. Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда раз личного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Содержание учебного предмета
Речь. Общение
Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста, Составление диалога.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Текст его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки: и стили речи. Официально-деловой стиль, Речь устная и письменная; диалогическая монологическая. Основная мысль текста.
Лексика Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
P.P. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К. Р. Контрольный диктант № 2 с лексическим заданием.
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
К.Р. Контрольный тест № 1 по теме «Фразеология».
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне–кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-
Буквы ы, и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Р. Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
К. Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (1 часть)
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе-ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных-чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
P.P. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
К. Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 2 по теме «Имя существительное». Сочинение по картине. Морфология. Орфография. Культура речи (2 часть)
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.
Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к, ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
P.P. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
К. Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 3 по теме «Имя прилагательное». Сочинение-описание природы.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
P.P. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
К. Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 4 по теме «Имя числительное».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
P.P. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 5 по теме «Местоимение».
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
P.P. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
К.Р. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест № 6 по теме «Глагол».
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи
Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.
P.P. Сочинение-описание (рассуждение К.Р. Итоговый тест)
Тематическое планирование 6б класс
№ | Наименование разделов и тем. | Количество Часов в рабочей программе | Контрольные работы |
| Язык, речь, общение | 3 | |
| Повторение изученного в 5 классе | 15 | 1 |
| Лексика и фразеология. Культура речи | 16 | 1 |
| Словообразование. Орфография. Культура речи | 25 | 2 |
| Морфология. Орфография. Культура речи - Имя существительное (22 ч.) - Имя прилагательное (30ч.) - Имя числительное(19 ч) - Местоимение (24 ч) - Глагол (28ч.) | 119 | 5 |
| Повторение и систематизация изученного в 6 классе | 22 | 1 |
| Всего | 210 | 10 |
Количество часов в год | Количество часов по четвертям | Контрольные работы Сочинения Изложения |
I | II | III | IV | I | II | III | IV | год |
210 | 51 | 46 | 62 | 51 | ВК+2 2 2 | 2+6+2 Адм. | 3+7+3 | 2+5+2 Адм.итог. | 8+5+10 Итого:39 |
Календарно-тематическое планирование 6б класс.
Составитель: Колпакова М,Г., учитель русского языка и литературы
Продолжительность учебного года: 6 классы – 35 учебные недели.
Из федерального компонента на учебный предмет « Русский язык» отведено 6 часов в неделю, за учебный год составляет 210 часов.
Русский язык 6 класс Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч./ М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян ,-М.: Просвещение, 2019 г.
№ | Тема | Количество часов | План дата | Факт дата | Коррекция |
| 1 четверть (51час) |
Язык, речь, общение (3 ч.) | | | | |
1 | Русский язык – один из самых развитых языков мира | 1 | 01.09. | | |
2 | Литературный язык и его нормы | 1 | 02.09. | | |
3 | Культура речи. Речевая ситуация | 1 | 02.09. | | |
Повторение изученного в 5 классе (16 часов) | | | | |
4 | Фонетика. Орфоэпия. | 1 | 06.09. | | |
5 | Морфемы в слове. Морфемный разбор. | 1 | 06.09. | | |
6 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 | 07.09. | | |
7 | Части речи. Морфологический разбор слова | 1 | 08.09. | | |
8 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | 09.09. | | |
9Р | Сочинение «Памятный день моих каникул» (45 мин) | 1 | 09.09. | | |
10 | Словосочетание | 1 | 13.09. | | |
11 | Простое предложение. Знаки препинания | 1 | 13.09. | | |
12 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | 1 | 14.09. | | |
13 | Синтаксический разбор предложений | 1 | 15.09. | | |
14 | Прямая речь. Диалог | 1 | 16.09. | | |
15К | Входной контрольный диктант №1 с грамматическим заданием (45 мин) | 1 | 20.09. | | |
16 | Анализ контрольного диктанта (45 мин) | 1 | 21.09. | | |
17Р | Текст, его особенности. | 1 | 16.09. | | |
18Р | Тема и основная мысль текста. | 1 | 20.09. | | |
19Р | Стили речи. Официально-деловой стиль | 1 | 22.09. | | |
Лексика и фразеология. Культура речи (17ч) | | | | |
20 | Слово и его лексическое значение | 1 | 23.09. | | |
21 | Словари | 1 | 23.09. | | |
22Р | Сочинению по картине А. Герасимова «После дождя» (45 мин) | 1 | 27.09. | | |
23 | Общеупотребительные слова | 1 | 27.09. | | |
2 4 | Профессио нализмы | 1 | 28.09. | | |
25 | Диалектизмы | 1 | 29.09. | | |
26 Р | Сжатое изложение по упражнению 119 (45 мин) | 1 | 30.09. | | |
27Р | Сжатое изложение по упражнению 119 (45 мин) | 1 | 30.09. | | |
28 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 | 04.10. | | |
29 | Неологизмы | 1 | 04.10. | | |
30 | Устаревшие слова | 1 | 05.10. | | |
31 | Обобщающий урок по теме «Лексика» | 1 | 06.10. | | |
32 | Фразеологизмы | 1 | 07.10. | | |
33 | Источники фразеологизмов | 1 | 07.10. | | |
34 | Обобщающий урок по теме «Фразеологизмы» | 1 | 11.10. | | |
35К | Контрольный тест №2 по теме «Лексика и фразеологизмы» (45 мин) | 1 | 11.10. | | |
36 | Анализ контрольной работы (45 мин) | 1 | 12.10. | | |
Словообразование. Орфография. Культура речи (28 ч.) | | | | |
37-38 | Морфемика и словообразование | 2 | 13.10.14.10. | | |
39Р | Описание помещения | 1 | 14.10. | | |
40 | Основные способы образования слов в русском языке | 1 | 18.10. | | |
41 | Основные способы образования слов в русском языке | 1 | 18.10. | | |
42 | Этимология слов | 1 | 19.10. | | |
43Р | Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план. | 1 | 20.10. | | |
44 | Буквы о и а в корнях –кос- - -кас- | 1 | 21.10. | | |
45 | Буквы о и а в корнях –кос- - -кас- | 1 | 21.10. | | |
46 | Буквы о и а в корнях –гор- - -гар- | 1 | 25.10. | | |
47 | Буквы о и а в корнях –зор- - -зар- | 1 | 25.10. | | |
48К | Контрольный диктант №3 «Корни с чередованием» (45 мин) | 1 | 28.10. | | |
49 | Анализ контрольного диктанта (45 мин) | 1 | 28.10. | | |
50 | Буквы ы и и после приставок | 1 | 26.10. | | |
51 | Гласные в приставках пре- и при- | 1 | 27.10. | | |
| 2 четверть (46 часов) | | | | |
52 | Гласные в приставках пре- и при- | 1 | 08.11. | | |
5 3 | Соед инительные О и Е в сложных словах | 1 | 08.11. | | |
54 | Соединительные О и Е в сложных словах | 1 | 09.11. | | |
55 | Сложносокращенные слова | 1 | 10.11. | | |
56 | Сложносокращенные слова | 1 | 11.11. | | |
57Р | Сочинение-описание по картине Т. Яблонской «Утро» (45 мин) | 1 | 11.11. | | |
58Р | Сочинение-описание по картине Т. Яблонской «Утро» (45 мин) | 1 | 15.11. | | |
59 | Разбор слова по составу.Словообразовательные разбор | 1 | 15.11. | | |
60 | Разбор слова по составу.Словообразовательные разбор | 1 | 16.11. | | |
61 | Обобщающий урок по теме «Словообразование» | 1 | 17.11. | | |
62 | Обобщающий урок по теме «Словообразование» | 1 | 18.11. | | |
63К | Контрольный диктант по теме «Словообразование» (45 мин) | 1 | 23.11. | | |
64 | Анализ контрольного диктанта (45 мин) | 1 | 24.11. | | |
Морфология. Орфография. Культура речи 124 ч. | | | | |
Имя существительное 22 ч. | | | | |
65 | Имя существительное как часть речи | 1 | 18.11. | | |
66 | Имя существительное как часть речи. Род имени существительного | 1 | 22.11. | | |
67 | Разносклоняемые имена существительные | 1 | 22.11. | | |
68 | Склонение существительных на -мя | 1 | 25.11. | | |
69 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | 25.11. | | |
70 | Род несклоняемых имен существительных | 1 | 29.11. | | |
71 | Имена существительные общего рода | 1 | 29.11. | | |
72 | Морфологический разбор существительных | 1 | 30.11. | | |
73-74 | Не с существительными | 2 | 01.12.02.12. | | |
75 | Буквы ч и щ в суффиксах –чик- - -щик- | 1 | 02.12. | | |
76 | Гласные в суффиксах –ек- - -ик- | 1 | 06.12. | | |
77 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных | 1 | 06.12. | | |
78 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных | 1 | 07.12. | | |
79Р | Сочинение –описание помещения по личным наблюдениям (45 мин) | 1 | 08.12. | | |
80Р | Сочинение –описание помещения по личным наблюдениям (45 мин) | 1 | 09.12. | | |
81 | Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу- | 1 | 09.12. | | |
82 | Повторение изученного по теме «Имя существительное» | 1 | 13.12. | | |
83 | Повторение изученного по теме «Имя существительное» | 1 | 13.12. | | |
84 | Тест по теме «Имя существительное» (20 мин). Имя прилагательное как часть речи | 1 | 14.12. | | |
85К | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» (45 мин) | 1 | 16.12. | | |
86 | Анализ контрольного диктанта (45 мин) | 1 | 20.12. | | |
Имя прилагательное (30ч.) | | | | |
87 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 15.12. | | |
88Р | Подготовка к написанию сочинения-описания природы (45 мин) | 1 | 16.12. | | |
89Р | Написание сочинения-описания природы (45 мин) | 1 | 20.12. | | |
90 | Степени сравнения имен прилагательных | 1 | 21.12. | | |
91 | Степени сравнения имен прилагательных | 1 | 22.12. | | |
92 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные | 1 | 23.12. | | |
93 | Относительные прилагательные | 1 | 23.12. | | |
94 | Притяжательные прилагательные | 1 | 27.12. | | |
95 | Притяжательные прилагательные | 1 | 27.12. | | |
96Р | Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (45 мин) | 1 | 28.12. | | |
97Р | Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (45 мин) | 1 | 29.12. | | |
| 3 четверть (62 часа) | | | | |
98 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 11.01. | | |
99 | Не с прилагательными | 1 | 12.01. | | |
100 | Не с прилагательными | 1 | 13.01. | | |
101 | Буквы е и о после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | 1 | 13.01. | | |
102 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | 1 | 17.01. | | |
103 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | 1 | 17.01. | | |
104 Р | Описание природы. Подготовка к написанию сочинения (45 мин) | 1 | 18.01. | | |
105 Р | Описание природы. Написание сочинения (45 мин) | 1 | 19.01. | | |
106 | Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск- | 1 | 20.01. | | |
107 | Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск- | 1 | 20.01. | | |
108 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 | 24.01. | | |
109 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 | 24.01. | | |
110 | Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | 25.01. | | |
111 | Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | 26.01. | | |
112Р | Сочинение-описание «Произведения народного декоративного творчества» (45 мин) | 1 | 27.01. | | |
113Р | Сочинение-описание «Произведения народного декоративного творчества» (45 мин) | 1 | 31.01. | | |
114 | Тестирование (20 мин). Имя числительное как часть речи | 1 | 31.01. | | |
115К | Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное» (45 мин) | 1 | 03.02. | | |
116 | Анализ контрольного диктанта (45 мин) | 1 | 07.02. | | |
Имя числительное(19 ч) | | | | |
117 | Имя числительное как часть речи | 1 | 01.02. | | |
118 | Простые и составные числительные | 1 | 02.02. | | |
119Р | Подготовка к написанию сжатого изложения (45 мин) | 1 | 03.02. | | |
120 Р | Написание сжатого изложения (45 мин) | 1 | 07.02. | | |
121 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | 1 | 08.02. | | |
122 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | 1 | 09.02. | | |
123 | Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа | 1 | 10.02. | | |
124 | Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа | 1 | 10.02. | | |
125Р | Подготовка к написанию сочинения по картине (45 мин) | 1 | 14.02. | | |
126 | Написание сочинения по картине (45 мин) | 1 | 14.02. | | |
127 | Дробные числительные | 1 | 15.02. | | |
128 | Собирательные числительные | 1 | 16.02. | | |
129 | Порядковые числительные | 1 | 17.02. | | |
130 | Морфологический разбор числительного | 1 | 17.02. | | |
131 | Морфологический разбор числительного | 1 | 21.02. | | |
132 | Обобщающее повторение по теме «Имя числительное» | 1 | 21.02. | | |
133 | Тест по теме «Имя числительное» (20 мин). Обобщающее повторение по теме «Имя числительное» | 1 | 22.02. | | |
134К | Контрольный диктант №7 по теме «Имя числительное» (45 мин) | 1 | 28.02. | | |
135 | Анализ контрольного диктанта (45 мин) | 1 | 01.03. | | |
Местоимение (24 ч) | | | | |
136 | Местоимение как часть речи | 1 | 24.02. | | |
138 | Личные местоимения | 1 | 24.02. | | |
139 | Возвратное местоимение себя | 1 | 28.03. | | |
140Р | Подготовка к написанию изложения-описания (45 мин) | 1 | 02.03. | | |
141 | Вопросительные местоимения | 1 | 03.03. | | |
142 | Относительные местоимения | 1 | 03.03. | | |
143 | Неопределенные местоимения | 1 | 07.03. | | |
144 | Дефис в неопределенных местоимениях | 1 | 07.03. | | |
145 | Отрицательные местоимения | 1 | 09.03. | | |
146 | Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях | 1 | 10.03. | | |
147 | Притяжательные местоимения | 1 | 10.03. | | |
148 | Притяжательные местоимения | 1 | 14.03 | | |
149Р | Сочинение- рассуждение «Кто прав?» (45 мин) | 1 | 14.03. | | |
150 | Указательные местоимения | 1 | 15.03. | | |
151 | Указательные местоимения | 1 | 16.03. | | |
152 | Определительные местоимения | 1 | 17.03. | | |
153 | Морфологический разбор местоимения | 1 | 17.03. | | |
154 | Морфологический разбор местоимения | 1 | 21.03. | | |
155 | Сложный план. Структура сложного плана | 1 | 21.03. | | |
156 | Обобщающее повторение по теме «Местоимение» | 1 | 22.03. | | |
157 | Обобщающее повторение по теме «Местоимение» | 1 | 23.03. | | |
158К | Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение» (45 мин) | 1 | 24.03. | | |
159 | Анализ контрольной работы (45 мин) | 1 | 24.03. | | |
| | | | | |
Глагол 28ч. | | | | |
160 | Глагол как часть речи | 1 | 04.04. | | |
161 | Глагол как часть речи | 1 | 04.04. | | |
162Р | Сочинение-рассказ «Степа дрова колет» (45 мин) | 1 | 05.04. | | |
163 | Разноспрягаемые глаголы | 1 | 06.04. | | |
164 | Глаголы переходные и непереходные | 1 | 07.04. | | |
165 | Наклонение глагола Изъявительное наклонение глагола | 1 | 07.04. | | |
16 6 | Условное наклонение глагола | 1 | 11.04. | | |
167 | Условное наклонение глагола | 1 | 11.04. | | |
168Р | Изложение с изменением лица «Витькина гайка» (45 мин) | 1 | 12.04. | | |
169Р | Изложение с изменением лица «Витькина гайка» (45 мин)_ | 1 | 13.04. | | |
170 | Повелительное наклонение глагола | 1 | 14.04. | | |
171 | Повелительное наклонение глагола | 1 | 14.04. | | |
172 | Повелительное наклонение глагола | 1 | 18.04. | | |
173 | Различение форм повелительного наклонения и будущего времени | 1 | 18.04. | | |
174 | Употребление наклонений | 1 | 19.04. | | |
175 | Употребление наклонений | 1 | 20.04. | | |
176 | Безличные глаголы | 1 | 21.04. | | |
177 | Безличные глаголы | 1 | 21.04. | | |
178 | Рассказ по картинкам | 1 | 25.04. | | |
179 | Морфологический разбор глагола | 1 | 25.04. | | |
180 | Морфологический разбор глагола | 1 | 26.04. | | |
181Р | Сочинение-рассказ на основе услышанного (45 мин) | 1 | 27.04. | | |
182 | Правописание окончаний и суффиксов глаголов | 1 | 28.04. | | |
183 | Правописание окончаний и суффиксов глаголов | 1 | 28.04. | | |
184 | Повторение по теме «Глагол» | 1 | 02.05. | | |
185 | Повторение по теме «Глагол» | 1 | 02.05. | | |
186К | Контрольный диктант №9 по теме «Глагол» (45 мин) | 1 | 03.05. | | |
187 | Анализ контрольного диктанта (45 мин) | 1 | 04.05. | | |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе 18 ч. +5ч.(резервные)=23ч. | | | | |
188 | Разделы науки о языке | 1 | 05.05. | | |
189 | Орфография | 1 | 05.05. | | |
190 | Орфография | 1 | 10.05. | | |
191 | Орфография | 1 | 11.05. | | |
192 | Пунктуация | 1 | 12.05. | | |
193 | Пунктуация | 1 | 12.05. | | |
194 | Пунктуация | 1 | 16.05. | | |
195Р | Сочинение по упражнению 610 (45 мин) | 1 | 16.05. | | |
196 | Лексика и фразеология | 1 | 17.05. | | |
197 | Лексика и фразеология | 1 | 19.05 | | |
198 | Словообразование | 1 | 19.05. | | |
199 | Словообразование | 1 | 23.05. | | |
200 | Обучение написанию сочинения по сюжетным картинкам (45 мин) | 1 | 23.05. | | |
201 | Обучение написанию сочинения по сюжетным картинкам (45 мин) | 1 | 24.05. | | |
202 | Морфология | 1 | 24.05. | | |
203 | Синтаксис | 1 | 25.05. | | |
204 | Итоговый контрольный диктант №10 (45 мин) | 1 | 18.05. | | |
205 | Анализ контрольного диктанта(45 мин) | 1 | 25.05. | | |
206-210 | Резервные уроки | 5 | | | |
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
1. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
2. (ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
4. (ФГОС) Рабочая программа «Русский язык» к УМК Т. А. Ладыженской и др. 6 класс. Москва, «ВАКО», 2013 г.
5.Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
6. (ФГОС) Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» (к учебникам М. Т. Баранова и др.) 6 класс. Москва «ВАКО», 2014
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
9. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014г.
10. Презентации к урокам русского языка в 6 классе (из фонда кабинета русского языка).
11. Чендулаева Е. Г. Грамматика русского языка в таблицах (опорные карты).- М.: Материк Альфа, 2010г.
12. Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki
Интернет-ресурсы (для учащихся):
Словари:
http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка
http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры:
http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме онлайн
http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»
http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»
http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами
для учителя
Справочно-информационные ресурсы:
http://www.ruscenter.ru – РОФ «Центр развития русского языка»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Русский язык»
http://www.slovesnikk.ru – Сайт о русской словесности
http://www.ruthenia.ru/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)
http://www.edu.ru – образовательный портал
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»
Материально-техническое оснащение
1. Презентации по всему курсу русского языка.
2. Таблицы по русскому языку.
3. Электронный учебник для 7 класса.
4. Электронное поурочное планирование.
5. Карточки для индивидуальной работы.
6. Дидактический раздаточный материал.
7. Портреты лингвистов.
8. Словари всех типов по русскому языку.
9. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).
23