СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе. Программа соответствует учебнику «Русский язык» для шестого класса образовательных учреждений/УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А.– Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х  частях.  – М, «Просвещение»,2019 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с. Бижбуляк

муниципального района Бижбулякский район

Республики Башкортостан




Рассмотрено

на заседании ШМО

«___»_______2022г

Протокол №______


______/ О.Н.Макеева

Руководитель ШМО


Согласовано

заместитель директора

______/Е.В.Андреева


«____»________2022г.

Утверждаю

директор

_________/У.Р. Гатауллин

МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк


Приказ №_____ «___»____2022г.








Рабочая программа

по русскому языку

для 6б класса

на 2022 – 2023 учебный год

Уровень обучения - базовый








Составитель: учитель русского языка и литературы

Колпакова Марина Георгиевна













БИЖБУЛЯК 2022г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 6б класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г.

  2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).

  3. Учебного плана МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк на 2022-2023 учебный год.

  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

  5. Локальных актов МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.

  6. Примерной и авторской программы основного общего образования по русскому языку для 5-11 классов (М. «Просвещение», 2020г.)

Программа соответствует учебнику «Русский язык» для шестого класса образовательных учреждений/УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А.– Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. – М, «Просвещение»,2019 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности. Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к  средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т.  п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в  соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в  жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к  взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в  условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда раз личного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.

Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в  условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.

Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Содержание учебного предмета

Речь. Общение

Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения

Повторение изученного в 5 классе

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста, Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Текст его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки: и стили речи. Официально-деловой стиль, Речь устная и письменная; диалогическая монологическая. Основная мысль текста.


Лексика Культура речи

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.

Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие сло­ва. Словари. Повторение.

P.P. Написание сжатого изложения. Приемы сжа­тия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К. Р. Контрольный диктант № 2 с лексическим за­данием.

Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. По­вторение.

P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест № 1 по теме «Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование. Описание поме­щения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материа­лов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в кор­не–кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-

Буквы ы, и после приста­вок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р. Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план со­чинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К. Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 4 с грамматиче­ским заданием.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (1 часть)

Имя существительное как часть речи. Разно­склоняемые имена существительные. Буква е в суф­фиксе-ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные обще­го рода. Морфологический разбор имени сущест­вительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных-чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

P.P. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение ос­новной мысли, темы, ключевых слов текста.

К. Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 2 по теме «Имя суще­ствительное». Сочинение по картине. Морфология. Орфография. Культура речи (2 часть)


Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.

Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прила­гательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилага­тельных. Различение на письме суффиксов прилага­тельных , ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

P.P. Описание природы: основная мысль, структу­ра описания, языковые средства, используемые в опи­сании. Составление плана описания природы. Выбо­рочное изложение по произведению художественной литературы.

К. Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 3 по теме «Имя прила­гательное». Сочинение-описание природы.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и со­ставные числительные. Мягкий знак на конце и в се­редине числительных. Порядковые числительные. Раз­ряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический раз­бор имени числительного. Повторение.

P.P. Стиль текста. Выборочное изложение по про­изведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Бе­регите природу!»

К. Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 4 по теме «Имя чис­лительное».


Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоиме­ния. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные ме­стоимения. Отрицательные местоимения. Притяжа­тельные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Место­имения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

P.P. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 9 с грамматиче­ским заданием. Контрольный тест № 5 по теме «Ме­стоимение».


Глагол

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное на­клонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Пра­вописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

P.P. Сочинение-рассказ. Изложение. Составле­ние текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 11 с грамматиче­ским заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест № 6 по теме «Глагол».


Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи

Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.

P.P. Сочинение-описание (рассуждение К.Р. Итоговый тест)





Тематическое планирование 6б класс


Наименование разделов и тем.

Количество

Часов в рабочей программе

Контрольные работы

Язык, речь, общение

3


Повторение изученного в 5 классе

15

1

Лексика и фразеология. Культура речи

16

1

Словообразование. Орфография. Культура речи

25

2

Морфология. Орфография. Культура речи

- Имя существительное (22 ч.)

- Имя прилагательное (30ч.)

- Имя числительное(19 ч)

- Местоимение (24 ч)

- Глагол (28ч.)

119

5

Повторение и систематизация изученного в 6 классе

22

1

Всего

210

10


Количество часов в год



Количество часов по четвертям


Контрольные работы

Сочинения

Изложения

I

II

III

IV

I

II

III

IV

год

210

51

46

62

51

ВК+2

2

2


2+6+2

Адм.

3+7+3


2+5+2

Адм.итог.

8+5+10



Итого:39















Календарно-тематическое планирование 6б класс.


Составитель: Колпакова М,Г., учитель русского языка и литературы

Продолжительность учебного года: 6 классы – 35 учебные недели.

Из федерального компонента на учебный предмет « Русский язык» отведено 6 часов в неделю, за учебный год составляет 210 часов.

Русский язык 6 класс Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч./ М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян ,-М.: Просвещение, 2019 г.

Тема

Количество часов

План

дата

Факт

дата

Коррекция


1 четверть (51час)

Язык, речь, общение (3 ч.)





1

Русский язык – один из самых развитых языков мира

1

01.09.



2

Литературный язык и его нормы

1

02.09.



3

Культура речи. Речевая ситуация

1

02.09.



Повторение изученного в 5 классе (16 часов)





4

Фонетика. Орфоэпия.

1

06.09.



5

Морфемы в слове. Морфемный разбор.

1

06.09.



6

Орфограммы в приставках и в корнях слов

1

07.09.



7

Части речи. Морфологический разбор слова

1

08.09.



8

Орфограммы в окончаниях слов

1

09.09.



Сочинение «Памятный день моих каникул» (45 мин)

1

09.09.



10

Словосочетание

1

13.09.



11

Простое предложение. Знаки препинания

1

13.09.



12

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

1

14.09.



13

Синтаксический разбор предложений

1

15.09.



14

Прямая речь. Диалог

1

16.09.



15К

Входной контрольный диктант №1 с грамматическим заданием (45 мин)

1

20.09.



16

Анализ контрольного диктанта (45 мин)

1

21.09.



17Р

Текст, его особенности.

1

16.09.



18Р

Тема и основная мысль текста.

1

20.09.



19Р

Стили речи. Официально-деловой стиль

1

22.09.



Лексика и фразеология. Культура речи (17ч)





20

Слово и его лексическое значение

1

23.09.



21

Словари

1

23.09.



22Р

Сочинению по картине А. Герасимова «После дождя» (45 мин)

1

27.09.



23

Общеупотребительные слова

1

27.09.



2 4

Профессио нализмы

1

28.09.



25

Диалектизмы

1

29.09.



26 Р

Сжатое изложение по упражнению 119 (45 мин)

1

30.09.



27Р

Сжатое изложение по упражнению 119 (45 мин)

1

30.09.



28

Исконно русские и заимствованные слова

1

04.10.



29

Неологизмы

1

04.10.



30

Устаревшие слова 

1

05.10.



31

Обобщающий урок по теме «Лексика»

1

06.10.



32

Фразеологизмы

1

07.10.



33

Источники фразеологизмов

1

07.10.



34

Обобщающий урок по теме «Фразеологизмы»

1

11.10.



35К

Контрольный тест №2 по теме «Лексика и фразеологизмы» (45 мин)

1

11.10.



36

Анализ контрольной работы (45 мин)

1

12.10.



Словообразование. Орфография. Культура речи (28 ч.)





37-38

Морфемика и словообразование

2

13.10.14.10.



39Р

Описание помещения

1

14.10.



40

Основные способы образования слов в русском языке

1

18.10.



41

Основные способы образования слов в русском языке

1

18.10.



42

Этимология слов

1

19.10.



43Р

Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план.

1

20.10.



44

Буквы о и а в корнях –кос- - -кас-

1

21.10.



45

Буквы о и а в корнях –кос- - -кас-

1

21.10.



46

Буквы о и а в корнях –гор- - -гар-

1

25.10.



47

Буквы о и а в корнях –зор- - -зар-

1

25.10.



48К

Контрольный диктант №3 «Корни с чередованием» (45 мин)

1

28.10.



49

Анализ контрольного диктанта (45 мин)

1

28.10.



50

Буквы ы и и после приставок

1

26.10.



51

Гласные  в приставках пре- и при-

1

27.10.




2 четверть (46 часов)





52

Гласные  в приставках пре- и при-

1

08.11.



5 3

Соед инительные О и Е в сложных словах

1

08.11.



54

Соединительные О и Е в сложных словах

1

09.11.



55

Сложносокращенные слова

1

10.11.



56

Сложносокращенные слова

1

11.11.



57Р

Сочинение-описание по картине  Т. Яблонской «Утро» (45 мин)

1

11.11.



58Р

Сочинение-описание по картине  Т. Яблонской «Утро» (45 мин)

1

15.11.



59

Разбор слова по составу.Словообразовательные разбор

1

15.11.



60

Разбор слова по составу.Словообразовательные разбор

1

16.11.



61

Обобщающий урок по теме «Словообразование»

1

17.11.



62

Обобщающий урок по теме «Словообразование»

1

18.11.



63К

Контрольный диктант по теме «Словообразование» (45 мин)

1

23.11.



64

Анализ контрольного диктанта (45 мин)

1

24.11.



Морфология. Орфография. Культура речи 124 ч.





Имя существительное 22 ч.





65

Имя существительное как часть речи

1

18.11.



66

Имя существительное как часть речи. Род имени существительного

1

22.11.



67

Разносклоняемые имена существительные

1

22.11.



68

Склонение существительных на -мя

1

25.11.



69

Несклоняемые имена существительные.

1

25.11.



70

Род несклоняемых имен существительных

1

29.11.



71

Имена существительные общего рода

1

29.11.



72

Морфологический разбор существительных

1

30.11.



73-74

Не с существительными

2

01.12.02.12.



75

Буквы ч и щ в суффиксах –чик- - -щик-

1

02.12.



76

Гласные в суффиксах –ек- - -ик-

1

06.12.



77

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

1

06.12.



78

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

1

07.12.



79Р

Сочинение –описание помещения по личным наблюдениям (45 мин)

1

08.12.



80Р

Сочинение –описание помещения по личным наблюдениям (45 мин)

1

09.12.



81

Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-

1

09.12.



82

Повторение изученного по теме «Имя существительное»

1

13.12.



83

Повторение изученного по теме «Имя существительное»

1

13.12.



84

Тест по теме «Имя существительное» (20 мин). Имя прилагательное как часть речи

1

14.12.



85К

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» (45 мин)

1

16.12.



86

Анализ контрольного диктанта (45 мин)

1

20.12.



Имя прилагательное (30ч.)





87

Имя прилагательное как часть речи

1

15.12.



88Р

Подготовка к написанию сочинения-описания природы (45 мин)

1

16.12.



89Р

Написание сочинения-описания природы (45 мин)

1

20.12.



90

Степени сравнения имен прилагательных

1

21.12.



91

Степени сравнения имен прилагательных

1

22.12.



92

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные

1

23.12.



93

Относительные прилагательные

1

23.12.



94

Притяжательные прилагательные

1

27.12.



95

Притяжательные прилагательные

1

27.12.



96Р

Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (45 мин)

1

28.12.



97Р

Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (45 мин)

1

29.12.




3 четверть (62 часа)





98

Морфологический разбор имени прилагательного

1

11.01.



99

Не с прилагательными

1

12.01.



100

Не с прилагательными

1

13.01.



101

Буквы е и о после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

1

13.01.



102

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

1

17.01.



103

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

1

17.01.



104 Р

Описание природы. Подготовка к написанию сочинения (45 мин)

1

18.01.



105 Р

Описание природы. Написание сочинения (45 мин)

1

19.01.



106

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

1

20.01.



107

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

1

20.01.



108

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

24.01.



109

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

24.01.



110

Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное»

1

25.01.



111

Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное»

1

26.01.



112Р

Сочинение-описание «Произведения народного декоративного творчества» (45 мин)

1

27.01.



113Р

Сочинение-описание «Произведения народного декоративного творчества» (45 мин)

1

31.01.



114

Тестирование (20 мин). Имя числительное как часть речи

1

31.01.



115К

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное» (45 мин)

1

03.02.



116

Анализ контрольного диктанта (45 мин)

1

07.02.



Имя числительное(19 ч)





117

Имя числительное как часть речи

1

01.02.



118

Простые и составные числительные

1

02.02.



119Р

Подготовка к написанию сжатого изложения (45 мин)

1

03.02.



120 Р

Написание сжатого изложения (45 мин)

1

07.02.



121

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

08.02.



122

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

09.02.



123

Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа

1

10.02.



124

Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа

1

10.02.



125Р

Подготовка к написанию сочинения по картине (45 мин)

1

14.02.



126

Написание сочинения по картине (45 мин)

1

14.02.



127

Дробные числительные

1

15.02.



128

Собирательные числительные

1

16.02.



129

Порядковые числительные

1

17.02.



130

Морфологический разбор числительного

1

17.02.



131

Морфологический разбор числительного

1

21.02.



132

Обобщающее повторение по теме «Имя числительное»

1

21.02.



133

Тест по теме «Имя числительное» (20 мин). Обобщающее повторение по теме «Имя числительное»

1

22.02.



134К

Контрольный диктант №7 по теме «Имя числительное» (45 мин)

1

28.02.



135

Анализ контрольного диктанта (45 мин)

1

01.03.



Местоимение (24 ч)





136

Местоимение как часть речи

1

24.02.



138

Личные местоимения

1

24.02.



139

Возвратное местоимение себя

1

28.03.



140Р

Подготовка к написанию изложения-описания (45 мин)

1

02.03.



141

Вопросительные местоимения

1

03.03.



142

Относительные местоимения

1

03.03.



143

Неопределенные местоимения

1

07.03.



144

Дефис в неопределенных местоимениях

1

07.03.



145

Отрицательные местоимения

1

09.03.



146

Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях

1

10.03.



147

Притяжательные местоимения

1

10.03.



148

Притяжательные местоимения

1

14.03



149Р

Сочинение- рассуждение «Кто прав?» (45 мин)

1

14.03.



150

Указательные местоимения

1

15.03.



151

Указательные местоимения

1

16.03.



152

Определительные местоимения

1

17.03.



153

 Морфологический разбор местоимения

1

17.03.



154

Морфологический разбор местоимения

1

21.03.



155

Сложный план. Структура сложного плана

1

21.03.



156

Обобщающее повторение по теме «Местоимение»

1

22.03.



157

Обобщающее повторение по теме «Местоимение»

1

23.03.



158К

Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение» (45 мин)

1

24.03.



159

Анализ контрольной работы (45 мин)

1

24.03.





4 четверть (51 час)










Глагол 28ч.





160

Глагол как часть речи

1

04.04.



161

Глагол как часть речи

1

04.04.



162Р

Сочинение-рассказ «Степа дрова колет» (45 мин)

1

05.04.



163

Разноспрягаемые глаголы

1

06.04.



164

Глаголы переходные и непереходные

1

07.04.



165

Наклонение глагола

Изъявительное наклонение глагола

1

07.04.



16 6

Условное наклонение глагола

1

11.04.



167

Условное наклонение глагола

1

11.04.



168Р

Изложение с изменением лица «Витькина гайка» (45 мин)

1

12.04.



169Р

Изложение с изменением лица «Витькина гайка» (45 мин)_

1

13.04.



170

Повелительное наклонение глагола

1

14.04.



171

Повелительное наклонение глагола

1

14.04.



172

Повелительное наклонение глагола

1

18.04.



173

Различение форм повелительного наклонения и будущего времени

1

18.04.



174

Употребление наклонений

1

19.04.



175

Употребление наклонений

1

20.04.



176

Безличные глаголы

1

21.04.



177

Безличные глаголы

1

21.04.



178

Рассказ по картинкам

1

25.04.



179

Морфологический разбор глагола

1

25.04.



180

Морфологический разбор глагола

1

26.04.



181Р

Сочинение-рассказ на основе услышанного (45 мин)

1

27.04.



182

Правописание окончаний и суффиксов глаголов

1

28.04.



183

Правописание окончаний и суффиксов глаголов

1

28.04.



184

Повторение по теме «Глагол»

1

02.05.



185

Повторение по теме «Глагол»

1

02.05.



186К

Контрольный диктант №9 по теме «Глагол» (45 мин)

1

03.05.



187

Анализ контрольного диктанта (45 мин)

1

04.05.



Повторение и систематизация изученного в 6 классе

18 ч. +5ч.(резервные)=23ч.





188

Разделы науки о языке

1

05.05.



189

Орфография

1

05.05.



190

Орфография

1

10.05.



191

Орфография

1

11.05.



192

Пунктуация

1

12.05.



193

Пунктуация

1

12.05.



194

Пунктуация

1

16.05.



195Р

Сочинение по упражнению 610 (45 мин)

1

16.05.



196

Лексика и фразеология

1

17.05.



197

Лексика и фразеология

1

19.05



198

Словообразование

1

19.05.



199

Словообразование

1

23.05.



200

Обучение написанию сочинения по сюжетным картинкам (45 мин)

1

23.05.



201

Обучение написанию сочинения по сюжетным картинкам (45 мин)

1

24.05.



202

Морфология

1

24.05.



203

Синтаксис

1

25.05.



204

Итоговый контрольный диктант №10 (45 мин)

1

18.05.



205

Анализ контрольного диктанта(45 мин)

1

25.05.



206-210

Резервные уроки

5








Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

1. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020.

2. (ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011

3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).

4. (ФГОС) Рабочая программа «Русский язык» к УМК Т. А. Ладыженской и др. 6 класс. Москва, «ВАКО», 2013 г.

5.Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru 

6. (ФГОС) Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» (к учебникам М. Т. Баранова и др.) 6 класс. Москва «ВАКО», 2014

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

9. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.  – М.: Просвещение, 2014г.

10. Презентации к урокам русского языка в 6 классе (из фонда кабинета русского языка).

11. Чендулаева  Е. Г. Грамматика русского языка в таблицах (опорные карты).- М.: Материк Альфа, 2010г.

12. Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki

Интернет-ресурсы (для учащихся):

Словари:

  • http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка

  • http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова

  • http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)

  • http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

Тренажеры:

  • http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме онлайн

  • http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»

  • http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»

  • http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами

для учителя

Справочно-информационные ресурсы:

  • http://www.ruscenter.ru – РОФ «Центр развития русского языка»

  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Русский язык»

  • http://www.slovesnikk.ru – Сайт о русской словесности

  • http://www.ruthenia.ru/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)

  • http://www.edu.ru – образовательный портал

  • http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»

Материально-техническое оснащение

1. Презентации по всему курсу русского языка.

2. Таблицы по русскому языку.

3. Электронный учебник для 7 класса.

4. Электронное поурочное планирование.

5. Карточки для индивидуальной работы.

6. Дидактический  раздаточный материал.

7. Портреты лингвистов.

8. Словари всех типов по русскому языку.

9. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).






23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!