Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/Е.Н. Веремьева/ «___» августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «__» августа 2019г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
3б класс
Леонова А.Ю.
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № 1 «__» августа 2019г.
Руководитель ШМО _________/ Пороховая И.Г./
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № 1 «__» августа 2019г.
Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № 1 «__» августа 2019г.
с. Пригорское,
2019/2020 учебный год
Данная программа ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);
- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год;
УМК:
- «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы». В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, М.В. Бойкина, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефанко. - М.: «Просвещение», 2011г.
- Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.1,2. - М.: «Просвещение»,2015г.
- Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ч.1,2. - М.: Просвещение», 2018г.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Русский язык изучается в 3 классе на уровне начального общего образования за счет часов обязательной части (4 ч.) и части, формируемой участниками образовательных отношений (1 ч.), учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2017/2019 учебный год.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год).
Срок реализации настоящей программы один год.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- понимание тезиса о том, что язык – главное средство общения, средство выражения и познания себя, средство познания (узнавания) окружающего мира;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, интонационного и лексического богатства русского языка, положительное отношение к его изучению (положительная мотивация учения);
- представление о многообразии языкового и культурного пространства России;
- уважительное отношение к истории и культуре других народов, к иному мнению;
- осознание, что значит успешность в обучении;
- сопереживание чувствам успеха, радости, огорчения одноклассников, готовность участвовать в - осуществлении творческих планов других.
Учащиеся имеют возможность для формирования:
- осознания себя как гражданина России;
- представления о многообразии и единстве языкового и культурного пространства России;
- представления о русском языке как средстве межнационального общения;
- понимания значимости существования нравственных и моральных норм поведения и соблюдения их в повседневной жизни.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями адекватно оценивать правильность действий при решении учебной задачи и корректировать свои действия для достижения положительного результата;
- осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль (процессуальный и итоговый) за результатами выполнения учебной работы и вносить необходимые уточнения в действия по её выполнению;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно воспроизводить варианты способов решения учебной задачи и выбирать оптимальный;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- строить планы рассуждения о наблюдаемых фактах языка;
- фиксировать результаты наблюдений и изучения фактов языка в виде таблиц, схем, моделей.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместно деятельности; задавать вопросы.
Учащиеся получать возможность научиться:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместно деятельности; задавать вопросы;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности и действовать в соответствии с принятой ролью;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Предметные результаты
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Ученик научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Ученик научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Ученик научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Морфология
Ученик научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? И что сделать?;
- определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Синтаксис
Ученик научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Орфография и пунктуация
Ученик научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Контроль уровня обученности по русскому языку в 3 классе
(из методического письма МО РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (№ 1561/14-15 от 19.11.1998г)
Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, — способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно используются тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Важнейшей задачей учителя является проверка и оценка результатов обучения как в процессе усвоения курса, так и по его завершении. «На современном этапе развития начальной школы определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
степень сформированности учебной деятельности младшего школьника;
степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать задачу);
уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности».
В соответствии с методическим письмом МО РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (№ 1561/14-15 от 19.11.1998г) представлен как текущий (в процессе и в конце изучения темы), так и итоговый контроль (за определённый достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год)
Проверочные работы:
диагностические задания - позволяют выяснить сформированность учебной деятельности уч-ся, их умение применять полученные знания в новых, необычных учебных ситуациях; проводятся в начале и конце изучения темы или курса;
разноуровневые задания по теме (текущий контроль);
словарные диктанты (в том числе терминологические);
списывание;
тесты (в том числе разноуровневые, т.е позволяют определить качество усвоения знаний по теме)
диктанты с грамматическими заданиями;
изложения.
Контрольные работы
(базового уровня знаний – текущий контроль и итоговый – в конце четверти и года)
Диагностические задания (отметка не ставится):
0 баллов – работа не начата, или выполнена неправильно, или допущены 3 ошибки;
1 балл – выполнена часть задания, или допущено 2 ошибки;
2 балла – большая часть заданий выполнена правильно или допущена 1 ошибка;
3 балла – задание выполнено правильно
Оценить диагностическую работу из 6 заданий можно так:
10-13 баллов – «3»
14-17 баллов – «4»
18-21 балл – «5»
Тест из 14 заданий (верно – 1 балл, неверно – 0 баллов)
от 0 до 6 баллов - «2»
7 - 9 баллов – «3»,
10 - 12 баллов – «4»
13 - 14 балл – «5»
Диктант «5» (отлично) ставится за диктант, в котором нет орфографических и пунктуационных ошибок на текущий и ранее изученный материал. Допускается не более одного недочета: «отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с заглавной буквы, неправильное и верное написание одного и того же слова при наличии в работе нескольких таких слов на одно и то же правило».
«4» (хорошо) ставится за диктант, в котором допущено 2-3 ошибки по текущему материалу или не более двух ошибок по изученному ранее материалу.
«3» (удовлетворительно) ставится за 4—6 ошибок по текущему материалу или за 3-5 ошибок по изученному ранее материалу.
«2» (плохо) ставится за семь ошибок по текущему материалу или за шесть ошибок по изученному ранее материалу.
В текущих работах вводится дополнительная отметка (в знаменателе) за общее впечатление от работы, учитываются также аккуратность выполнения всей работы, четкость исправлений, красота оформления и расположения материала.
За исправления учащихся в работах отметка не снижается (формируется навык самоконтроля и самооценки).
Нормы оценки за списывание с пропущенными орфограммами соответствуют нормам оценки за диктант.
Изложение
При выставлении отметки за изложение учитываются точность передачи авторского текста (без искажений и пропусков важного), а также орфографическая и пунктуационная грамотность.
«5» (отлично) — полно и логично передано содержание текста, нет орфографических и пунктуационных ошибок. Допускается не более одного недочета (отсутствие красной строки, неточное использование слова и т. д.).
«4» (хорошо) — полно и логично передан авторский текст с незначительными нарушениями последовательности изложения, неточностями в использовании слов и построении предложений: возможны четыре лексических недочета или 2-3 ошибки (две орфографические и одна пунктуационная).
«3» (удовлетворительно) — есть отклонения от авторского текста, искажающие его смысл и логику, неточности в построении предложений; употребление слов без учета их оценочной окраски; нарушения сочетаемости слов; неоправданные повторы одного и того же слова; использованы диалектные, просторечные слова (беден словарь); неполно раскрыто содержание. Количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок — 4-6.
«2» (плохо) — пропущена главная часть, имеются значительные отступления от авторского текста, нарушена последовательность изложения, крайне беден словарь; содержание не раскрыто; допущено более шести орфографических ошибок.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
наличие ошибок на изучение правила по орфографии;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
отсутствие "красной" строки;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался"). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок
Примерное количество слов для словарных диктантов в 3 классе: 10 – 12;
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
3 класс, в конце первого полугодия 55 – 65
3 класс, в конце года 65 – 70
Тексты, предназначенные для изложения, увеличиваются на 15 – 20 слов.
2. Содержание учебного предмета
Структура содержания учебного предмета «Русский язык» в 3 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов всего | Контрольные работы |
1. | Раздел 1. Язык и речь. | 2 | - |
2. | Раздел 2. Повторение. | 4 | 1 |
3. | Раздел 3. Текст. Предложение. Словосочетание. | 14 | 1 |
4. | Раздел 4. Слово в языке и речи. | 19 | 1 |
5. | Раздел 5. Состав слова. | 15 | 1 |
6. | Раздел 6. Правописание частей слова. | 29 | 1 |
7. | Раздел 7. Части речи. | 72 | 2 |
8. | Раздел 8. Повторение. | 14 | 1 |
| ИТОГО | 170 | 8 |
1. Язык и речь (2 ч.)
Основная цель - различать язык и речь.
Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями обще Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи Составление текста по рисунку.
2. Повторение (4 ч.)
Основная цель – систематизировать знания учащихся.
3.Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч.)
Основная цель - различать текст и предложения; определять тему и главную мысль текста; различать типы текстов и выделять его части; обосновывать знаки препинания в конце предложения.
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге)
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).
Знаки препинания в конце предложений.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложения с обращением (общее представление).
Состав предложения (повторение и углубление представлений).
Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий).
Распространённые и нераспространённые предложения.
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблиц» памятки).
Разбор предложения по членам.
Простое и сложное предложения (общее представление).
Запятая внутри сложного предложения.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависим слов при помощи вопроса.
Развитие речи
Составление небольшого рассказа по репродукции картины.
Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.
4. Слово в языке и речи (19 ч.)
Основная цель - различать слово и словосочетание.
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове).
Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.
Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.
Использование омонимов в речи.
Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание.
Значение фразеологизмов и их использование в речи.
Работа со словарём фразеологизмов.
Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.
Имя числительное (общее представление).
Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).
Развитие речи
Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.
5. Состав слова (16 ч.)
Основная цель - выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс, основу.
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.
Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове. Основа слова.
Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.
Развитие речи
Сочинение по репродукции картины.
Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
6. Правописание частей слова (29 ч.)
Основная цель - определять в слове наличие изученных и изучаемых орфограмм и определять их местоположение.
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять п её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Развитие речи
Составление текста по репродукции картины.
Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.
Составление объявления.
7. Части речи (76 ч.)
Основная цель - определять по изученным признакам слова различных частей речи.
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
Имена существительные общего рода (первое представление).
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная кара мель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Неизменяемые имена существительные.
Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж Творительный падеж. Предложный падеж.
Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, падежам (первое представление).
Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.
Начальная форма имени прилагательного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.
Начальная (неопределённая) форма глагола.
Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
Изменение глаголов по временам.
Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о).
Правописание частицы не с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Развитие речи
Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам.
Письмо по памяти.
Составление устного рассказа по серии картин.
Сочинение по репродукции картины.
Составление текста-описания растения в научном стиле.
Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины.
Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.
Составление письма.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Составление предложений с нарушенным порядком слов.
8. Повторение (14 ч.)
Основная цель – систематизировать знания учащихся.
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе
Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в 3б классе
№ | № | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Язык и речь (2 ч.) |
1. | 1. | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | | |
2. | 2. | Наша речь и наш язык. Р.р. Коллективное составление текста по рисунку (устно). | | |
Повторение (3 ч.) |
3. | 1. | Повторение пройденного. Правописание слов с изученными орфограммами. | | |
4. | 2. | Повторение пройденного. Правописание слов с изученными орфограммами. | | |
5. | 3. | Повторение пройденного. Правописание слов с изученными орфограммами. | | |
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч.) |
6. | 1. | Предложение. Повторение знаний о предложении. Р.р. Коллективное составление рассказа (устно) по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | | |
7. | 2. | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. | | |
8. | 3. | Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. | | |
9. | 4. | Предложения с обращением (общее представление). | | |
10. | 5. | Упражнение в правильном построении предложений и оформлении их на письме. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. | | |
11. | 6. | Состав предложения. | | |
12. | 7. | Состав предложения. | | |
13. | 8. | Простое и сложное предложение (общее представление). | | |
14. | 9. | Простое и сложное предложение. | . | |
15. | 10. | Словосочетание. Составление предложений из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме. | | |
16. | 11. | Словосочетание. Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа (устно) по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». | | |
17. | 12. | Текст как единица языка и речи. Типы текстов. | | |
18. | 13. | Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». | | |
19. | 14. | Контрольное списывание. | | |
Слово в языке и речи (19 ч.) |
20. | 1. | Лексическое значение слова. Омонимы. Наблюдение за словами-омонимами. | | |
21. | 2. | Слово и словосочетание. | | |
22. | 3. | Фразеологизмы. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). | | |
23. | 4. | Входной контроль (диктант). | | |
24. | 5. | Р.р. Подробное обучающее изложение с языковым анализом текста. | | |
25. | 6. | Части речи (повторение). Имя существительное и местоимение как части речи. | | |
26. | 7. | Части речи(повторение). Имя прилагательное. Глагол. | | |
27. | 8. | Р.р. Устное составление предложений и текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | | |
28. | 9. | Имя числительное как часть речи. | | |
29. | 10. | Проверочная работа по теме «Части речи». | | |
30. | 11. | Работа над ошибками. | | |
31. | 12. | Однокоренные слова (повторение). Контрольный словарный диктант. | | |
32. | 13. | Слово и слог. Гласные звуки и буквы для гласных звуков. | | |
33. | 14. | Правописание безударных гласных в корне слов и гласных после шипящих. | | |
34. | 15. | Согласные звуки и буквы. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне слова. | | |
35. | 16. | Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком и с другими изученными орфограммами. | | |
36. | 17. | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударными гласными и парными согласными». | | |
37. | 18. | Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. | | |
38. | 19. | Работа над ошибками, допущенными в изложении и контрольном диктанте. Наши проекты: «Рассказ о слове». | | |
Состав слова (16 ч.) |
39. | 1. | Однокоренные слова. Корень. | | |
40. | 2. | Однокоренные слова. Корень. | | |
41. | 3. | Написание корня в однокоренных словах. Чередование согласных звуков в конце корня однокоренных слов. | | |
42. | 4. | Сложные слова. | . | |
43. | 5. | Формы слова. Окончание. | | |
44. | 6. | Окончание и его роль в словосочетании и предложении. | | |
45. | 7. | Обобщение знаний о корне и окончании как значимых частях слова. | | |
46. | 8. | Приставка (общее понятие). | | |
47. | 9. | Приставка — значимая часть слова. | | |
48. | 10. | Суффикс (общее понятие). | | |
49. | 11. | Суффикс — значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. | | |
50. | 12. | Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. | | |
51. | 13. | Обобщение знаний о составе слова. | | |
52. | 14. | Р.р. Подробное обучающее изложение на основе зрительного восприятия повествовательного текста и языкового анализа повествовательного текста. | | |
53. | 15. | Проверочная работа по теме «Состав слова». | | |
54. | 16. | Работа над ошибками, допущенными в изложении и проверочной работе. Наши проекты: «Семья слов». | | |
Правописание частей слова (29 ч.) |
55. | 1. | Общее представление о правописании частей слова. | | |
56. | 2. | Контрольное списывание. | | |
57. | 3. | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. | | |
58. | 4. | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | | |
59. | 5. | Наблюдение за словами с буквосочетаниями -ере-, -оро-, -оло-. Контрольный словарный диктант. | | |
60. | 6. | Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. | | |
61. | 7. | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | | |
62. | 8. | Р.р. Устное составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | | |
63. | 9. | Работа с повествовательными текстами. | | |
64. | 10. | Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными в корне. | | |
65. | 11. | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | | |
66. | 12. | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с орфограммами в корне». | | |
67. | 13. | Сопоставление правил о правописании корня. Работа над ошибками. | | |
68. | 14. | Двойные согласные. | | |
69. | 15. | Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными в корне. | | |
70. | 16. | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | | |
71. | 17. | Сопоставление правил о правописании корня. | | |
72. | 18. | Промежуточный контроль (диктант). | | |
73. | 19. | Двойные согласные. Правописание приставок и суффиксов. | | |
74. | 20. | Правописание суффиксов и приставок. | | |
75. | 21. | Контрольный диктант за I полугодие. | | |
76. | 22. | Правописание слов с приставками. | | |
77. | 23. | Упражнение в правописании частей слова. | | |
78. | 24. | Составление устных рассказов по рисункам. Составление пригласительного письма. | | |
79. | 25. | Правописание предлогов и приставок. | | |
80. | 26. | Р.р. Обучающее изложение деформированного повествовательного текста по опорным словам и вопросам. | | |
81. | 27. | Разделительные мягкий (ь) и твердый (ъ) знаки. | | |
82. | 28. | Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. Наши проекты: «Составляем орфографический словарь». | | |
83. | 29. | Правописание слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. Свободный диктант. | | |
Части речи (72 ч.) |
Имя существительное (28 ч.) |
84. | 1. | Имя существительное. | | |
85. | 2. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | | |
86. | 3. | Р.р. Обучающее подробное изложение повествовательного текста. | | |
87. | 4. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | | |
88. | 5. | Собственные и нарицательные имена существительные. Наши проекты: «Тайна имени». | | |
89. | 6. | Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имен существительных по числам. | | |
90. | 7. | Изменение имен существительных по числам. | | |
91. | 8. | Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. | | |
92. | 9. | Род имен существительных. | | |
93. | 10. | Определение рода имен существительных в косвенных падежах. | | |
94. | 11. | Имена существительные, которые могут быть употреблены и как существительные женского рода, и как существительные мужского рода. | | |
95. | 12. | Мягкий знак в конце существительных после шипящих. | | |
96. | 13. | Упражнение в написании слов с шипящими в конце. | | |
97. | 14. | Контрольный диктант «Имя существительное». | | |
98. | 15. | Работа над ошибками диктанта. | | |
99. | 16. | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. | | |
100. | 17. | Работа над ошибками. | | |
101. | 18. | Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). | | |
102. | 19. | Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. | | |
103. | 20. | Несклоняемые имена существительные. Составление письменного рассказа по сюжетным рисункам. | | |
104. | 21. | Именительный падеж имен существительных. | | |
105. | 22. | Родительный падеж имен существительных. | | |
106. | 23. | Дательный падеж имен существительных. | | |
107. | 24. | Винительный падеж имен существительных. | | |
108. | 25. | Упражнение в различении изученных падежей имен существительных. | | |
109. | 26. | Творительный падеж имен существительных. | | |
110. | 27. | Предложный падеж имен существительных. | | |
111. | 28. | Обобщение знаний об именах существительных. Проверочная работа по теме «Имя существительное». | | |
Имя прилагательное (19 ч.) |
112. | 1. | Понятие об имени прилагательном как части речи. Наши проекты: «Зимняя страничка». | | |
113. | 2. | Связь имен прилагательных с именами существительными. | | |
114. | 3. | Сложные прилагательные (общее представление). Контрольный словарный диктант. | | |
115. | 4. | Научное и деловое описание (общее знакомство). | | |
116. | 5. | Составление научного или художественного текста — описания растения. | | |
117. | 6. | Изменение имен прилагательных по родам. | | |
118. | 7. | Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. | | |
119. | 8. | Изменение имен прилагательных по числам. | | |
120. | 9. | Правописание имен прилагательных. Сравнительное описание. | | |
121. | 10. | Обобщение знаний об именах прилагательных. | | |
122. | 11. | Изменение имен прилагательных по падежам (общее представление. | | |
123. | 12. | Упражнение в определении падежа имен прилагательных. | | |
124. | 13. | Контрольное списывание. | | |
125. | 14. | Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи. | | |
126. | 15. | Упражнение в выделении словосочетаний с именами прилагательными. | | |
127. | 16. | Обобщение знаний об имени прилагательном. | | |
128. | 17. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | | . |
129. | 18. | Работа над ошибками. Наши проекты: «Имена прилагательные в загадках». | | |
130. | 19. | Р.р. Составление объявления описательного характера. | | |
Местоимение (5 ч.) |
131. | 1. | Личные местоимения (общее представление). Личные местоимения третьего лица. | | |
132. | 2. | Наблюдение за использованием в тексте местоимений. | | |
133. | 3. | Обобщение знаний о местоимении. Ознакомление с одним из видов деловой речи — письмом. | | |
134. | 4. | Проверочная работа по теме «Местоимение». | | |
135. | 5. | Работа над ошибками. | | |
Глагол (21 ч.) |
136. | 1. | Глагол (понятие о глаголе как части речи). Упражнение в определении лексического значения глагола. | | |
137. | 2. | Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. | | |
138. | 3. | Составление рассказа по сюжетным рисункам и творческому домысливанию содержания текста. | | |
139. | 4. | Глаголы в неопределенной форме. | | |
140. | 5. | Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме. | | |
141. | 6. | Число глаголов. Изменение глаголов по числам. | | |
142. | 7. | Упражнение в различении глаголов единственного и множественного числа. | | |
143. | 8. | Времена глагола. Контрольный словарный диктант. | | |
144. | 9. | Упражнение в определении времени глагола. | | |
145. | 10. | Упражнение в изменении глаголов по временам. | | |
146. | 11. | Р.р. Изложение повествовательного текста по вопросам и опорным словам. | | |
147. | 12. | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. | | |
148. | 13. | Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений. | | |
149. | 14. | Не с глаголами. | | |
150. | 15. | Правописание не с глаголами. | | |
151. | 16. | Проверочная работа по теме «Глагол». | | |
152. | 17. | Составление текста по рисунку. | | |
153. | 18. | Времена глагола. | | |
154. | 19. | Времена глагола. | | |
155. | 20. | Контрольный диктант по теме «Глагол». | | |
156. | 21. | Обобщение знаний о глаголе. Работа над ошибками. | | |
Повторение (14 ч.) |
157. | 1. | Промежуточная аттестация. Диктант. | | |
158. | 2. | Работа над ошибками. | | |
159. | 3. | Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. | | |
160. | 4. | Обобщение знаний об имени прилагательном. | | |
161. | 5. | Правописание слов с безударными гласными в корне. | | |
162. | 6. | Правописание слов с безударными гласными в корне. | | |
163. | 7. | Правописание слов с безударными гласными, парными по звонкости-глухости согласными в корне слов и перед согласными в корне. | | |
164. | 8. | Контрольное списывание. | | |
165. | 9. | Падежи имён существительных. | | |
166. | 10. | Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. | | |
167. | 11. | Правописание слов с двойными согласными и непроизносимыми согласными. | | |
168. | 12. | Повторение изученного по теме «Состав слова». | | |
169. | 13. | Повторение по теме «Имя существительное», «Местоимение». | | |
170. | 14. | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное», «Глагол». | | |