СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования Еврейской автономной области‌‌ 

Администрация МО "Облученский район"‌

МБОУ СОШ №18 п. Теплоозерск




УТВЕРЖДЕНО

Директор

МБОУ СОШ № 18

п. Теплоозерск

________________________

Г.М. Борисова

Приказ № ____

от «____» ____ 2025 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 6666007)

учебного предмета «Русский язык»

для обучающихся 4 класса

на 2025/2026 учебный год



учитель: Лемешева Г.А.




Теплоозёрск‌ 2025




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») (далее соответственно – программа по русскому языку, русский язык) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по русскому языку, тематическое планирование, поурочное планирование, перечень (кодификатор) распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и элементов содержания по русскому языку.


Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.


Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами русского языка с учётом возрастных особенностей обучающихся на уровне начального общего образования.


Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Программа по русскому языку на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне начального общего образования, а также будут востребованы в жизни.


Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.


Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.


Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.


Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.



ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК»


Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

  • – приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

  • – овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;

  • – овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  • – использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

  • – развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.

Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».

Программа по русскому языку позволит педагогическому работнику:

  • – реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО;

  • – определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание русского языка по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО;

  • – разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса.

В программе по русскому языку определяются цели изучения учебного предмета на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения обучающимися русского языка: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей преподавания русского языка на уровне начального общего образования. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года русского языка.

Программа по русскому языку устанавливает распределение учебного материала по классам, основанное на логике развития предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей обучающихся.

Программа по русскому языку предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию русского языка при условии сохранения обязательной части содержания учебного предмета.

Содержание программы по русскому языку составлено таким образом, что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в изучении русского языка на уровне начального общего образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Общее число часов, для изучения русского языка в 4 классе – 170 часов.

ОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


4 КЛАСС


Сведения о русском языке

Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект.

Фонетика и графика

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).

Орфоэпия

Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.

Лексика

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).

Состав слова (морфемика)

Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).

Основа слова.

Состав неизменяемых слов (ознакомление).

Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).

Морфология


Части речи самостоятельные и служебные.


Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия»; на «-ья», например, «гостья»; на «-ье», например, «ожерелье» во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на «-ов», «-ин», «-ий»); имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).


Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе.


Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.


Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.


Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.


Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).


Союз; союзы «и», «а», «но» в простых и сложных предложениях.


Частица «не», её значение (повторение).


Синтаксис


Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного).


Связь между словами в словосочетании.


Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами «а», «но», с одиночным союзом «и». Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.


Простое и сложное предложения (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами «и», «а», «но»; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).


Орфография и пунктуация


Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).


Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.


Правила правописания и их применение:


безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия», на «-ья», например, «гостья», на «-ье», например, «ожерелье» во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на «-ов», «-ин», «-ий»);


безударные падежные окончания имён прилагательных;


мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;


наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на «-ться» и «-тся»;


безударные личные окончания глаголов;


знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами «и», «а», «но» и без союзов.


Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).


Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).


Развитие речи


Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другие); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.


Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.


Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).


Сочинение как вид письменной работы.


Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Изучение русского языка в 4 классе позволяет организовать работу над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи; устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи, отличающихся грамматическими признаками;

группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;

объединять глаголы в группы по определённому признаку (например, время, спряжение);

объединять предложения по определённому признаку, самостоятельно устанавливать этот признак;

классифицировать предложенные языковые единицы;

устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;

ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спряжение, неопределённая форма, однородные члены предложения, сложное предложение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой.

Базовые исследовательские действия:

сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звуко-буквенный, морфемный, морфологический, синтаксический);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, мини-исследования);

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

прогнозировать возможное развитие речевой ситуации.

Работа с информацией:

выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебно-практической задачи; находить дополнительную информацию, используя справочники и словари;

распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

соблюдать элементарные правила информационной безопасности при поиске для выполнения заданий по русскому языку информации в Интернете;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выбирать языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), определяя необходимый в данной речевой ситуации тип текста;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.


Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

предвидеть трудности и возможные ошибки.

Самоконтроль:

контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины;

оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в неё;

принимать оценку своей работы.

Совместная деятельность:

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов, планов, идей.

[1]Раздел «Графика» в учебном курсе «Обучения грамоте» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на этот раздел отдельные часы в тематическом планировании не предусмотрены.

[2] Раздел «Орфография и пунктуация» в учебном курсе «Обучения грамоте» изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел в тематическом планировании отдельные часы не предусмотрены.

[3] Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах учебного предмета «Русский язык», поэтому на этот раздел в тематическом планировании отдельные часы не предусмотрены.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы личностные результаты:

1)гражданско-патриотическоевоспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

  • осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;

  • проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

2)духовно-нравственноевоспитание:

  • осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

  • признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3)эстетическоевоспитание:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

4)физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудовоевоспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

6) экологическоевоспитание:

  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

  • неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценностьнаучногопознания:

  • первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.





МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.


Познавательные универсальные учебные действия


Базовые логические действия:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другие); устанавливать аналогии языковых единиц;

  • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

  • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

  • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовыеисследовательскиедействия:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

  • подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.


Регулятивные универсальные учебные действия


Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраиватьпоследовательностьвыбранныхдействий.

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибки;

  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Совместнаядеятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


4 КЛАСС

К концу обучения в четвёртом классеобучающийся научится:


  • осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;

  • объяснять роль языка как основного средства общения;

  • объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;

  • проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);

  • подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;

  • проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;

  • устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

  • определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;

  • устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

  • различать распространённые и нераспространённые предложения;

  • распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;

  • разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);

  • производить синтаксический разбор простого предложения;

  • находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам;

  • применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных кроме существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия», на «-ья», например, «гостья»; на «-ье», например, ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на «-ов», «-ин», «-ий»); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на «-ться» и «-тся»; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами «и», «а», «но» и без союзов;

  • правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;

  • находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;

  • осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать языковые средства в ситуации общения;

  • строить устное диалогическое и монологическое высказывания (4–6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

  • создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);

  • определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли;

  • корректировать порядок предложений и частей текста;

  • составлять план к заданным текстам;

  • осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

  • осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

  • писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

  • осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; использовать ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;

  • объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;

  • уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


4 КЛАСС

п/п


Наименованиеразделов и темпрограммы


Количествочасов

Электронные (цифровые) образовательныересурсы


Всего


Контрольныеработы


Практическиеработы


1

Общиесведения о языке

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6

2

Фонетика и графика

2



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6

3

Лексика

5

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6

4

Составслова

5



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6

5

Морфология

51

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6

6

Синтаксис

19

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6

7

Орфография и пунктуация

54

3


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6

8

Развитие речи

33



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6


Промежуточная аттестация в форме итоговой проверочной работы


1



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

7

0


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г. ГОРЕЦКИЙ)4 КЛАСС

п/п


Темаурока


Количествочасов

Датаизучения


Электронныецифровыеобразовательныересурсы


Всего


Контрольныеработы


Практическиеработы


1

Русский язык как язык межнационального общения. Наша речь и наш язык

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36

2

Текст: тема и основная мысль. Текст и егоплан

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

3

Текст: заголовок

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

4

Текст. Плантекста

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84452d2

5

Текст. Структуратекста. Составление текста (сказки) по его началу

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84452d2

6

Вспоминаемтипытекстов

1





7

Различаем тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843585a, https://m.edsoo.ru/f843617e, https://m.edsoo.ru/f8437a56

8

Текст. Образныеязыковыесредства

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443586

9

Подбираем заголовки, отражающие тему или основную мысль текста

1





10

Пишем собственный текст по предложенному заголовку

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443a04

11

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435af8

12

Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435af8

13

Входная контрольная работа (диктант)

1

1




14

Распространенные и нераспространенныепредложения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435c42

15

Словосочетание

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84359a4

16

Связьслов в словосочетании

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251244

17

Связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436034

18

Связь слов в словосочетании: обобщение

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2513de

19

Предложение и словосочетание: сходство и различие. Тренинг

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84359a4

20

Учимся пересказывать: подробный письменный пересказ текста. Изложение

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441466

21

Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение. Тренинг

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251244

22

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438e60

23

Интонация перечисления в предложениях с однородными членами

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438e60

24

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439018

25

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзом и

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8427ef8

26

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но

1





27

Знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842809c

28

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439018

29

Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами. Написание текста по репродукции картины

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8445822

30

Запятая между однородными членами. Тренинг

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84391a8

31

Запятая между однородными членами, соединенными союзом. Тренинг

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84391a8

32

Простое и сложное предложение. Как отличить сложное предложение от простого предложения?

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844436e

33

Союзкакчастьречи

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84445f8

34

Сложныепредложения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84444d6

35

Сложные предложения с союзами и, а, но

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84448dc

36

Союзы и, а, но в простых и сложных предложениях

1





37

Наблюдаем за знаками препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8444ada

38

Пробуем ставить знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8444bfc

39

Сложные предложения без союзов. Тренинг

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8444f3a

40

Предложения с прямой речью после слов автора

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84453f4

41

Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов автора

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84456e2

42

Резервный урок по разделу синтаксис: синтаксический анализ предложения. Повторяем всё, что узнали о синтаксисе

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84391a8

43

Проверочная работа по теме «Предложение»

1

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843876c

44

Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи устаревших слов. О происхождениислов. Заимствованныеслова

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436656

45

Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов. Слово и егозначение. Многозначныеслова

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436818

46

Сочинение как вид письменной работы. Написание сочинения по своим наблюдениям

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84274ee

47

Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843698a

48

Учимсяпониматьфразеологизмы

1





49

Учимсяиспользоватьфразеологизмы

1





50

Повторяемсоставслова

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436b10

51

Основаслова

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436caa

52

Неизменяемые слова: состав слова. Выделение в словах окончания, корня, приставки, суффикса

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436ffc

53

Отрабатываем разбор слова по составу

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8445a70

54

Правописание суффиксов имён существительных. Правописание приставок и суффиксов

1





55

Правила правописания, изученные в 1-3 классах. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84378da

56

Повторение правил правописания, изученных в 1—3 классах. Правописание непроизносимых согласных. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописаниеслов с буквами Ъ и Ь

1





57

Обобщение: самостоятельные и служебные части речи

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84383ca

58

Наречие: значение, вопросы, употребление в речи

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844304a

59

Как образуются наречия. Виды наречий (наблюдение)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443180

60

Наречие: обобщениезнаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443298

61

Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи. Составнеизменяемыхслов

1





62

Резервный урок по разделу морфология: отработка темы «Имя существительное»: Как определить падеж имени существительного? Признакипадежныхформименсуществительных

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439a86

63

Несклоняемыеименасуществительные

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439ff4

64

Именасуществительные 1, 2, 3-го склонения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439e64

65

Падежные окончания имен существительных 1-го склонения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84371d2

66

Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами. Составление текста по репродукции картины

1





67

Падежные окончания имен существительных 2-го склонения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437344

68

Падежные окончания имен существительных 3-го склонения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84374ac

69

Особенности падежных окончаний имён существительных в дательном и предложном падеже

1





70

Особенности падежных окончаний имён существительных в родительном и винительном падеже

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a800

71

Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84371d2

72

Правописание падежных окончаний имён существительных 2 склонения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437344

73

Правописание падежных окончаний имён существительных 3 склонения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84374ac

74

Правописание падежных окончаний имён существительных в родительном и винительном падеже

1





75

Правописание падежных окончаний имён существительных в дательном и предложном падеже

1





76

Правописание падежных окончаний имён существительных в творительном падеже

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a2c4

77

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a67a

78

Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a95e

79

Безударные падежные окончания имён существительных: систематизация

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437768

80

Безударные падежные окончания имён существительных: обобщение

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437c72

81

Морфологический разбор имени существительного

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843ac10

82

Учимся пересказывать: выборочный устный пересказ текста

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843aabc

83

Резервный урок по разделу орфография: Контрольный диктант.

1

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a152

84

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843760a

85

Пишем подробный пересказ текста. Изложение

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84401e2

86

Имя прилагательное. Значение и употребление имён прилагательных

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843ad5a

87

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Род и число имен прилагательных

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843ae9a, https://m.edsoo.ru/f843afda

88

Пишем сжатый пересказ текста

1





89

Склонение имен прилагательных

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b818

90

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438122

91

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843bac0, https://m.edsoo.ru/f843bc28

92

Редактируем предложенный текст. Работа с деформированными предложениями и текстом

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843966c

93

Особенности склонения имён прилагательных во множественном числе

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c984

94

Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c7c2

95

Пишем сочинение-описание на тему. Составление сравнительного описания на заданную тему по данному началу

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b67e

96

Морфологический разбор имени прилагательного

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843caec

97

Безударные падежные окончания имён прилагательных: систематизация

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c42a

98

Безударные падежные окончания имён прилагательных: обобщение

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c42a

99

Можно ли по-разному читать один и тот же текст? Сравнение художественного и научного описания

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

100

Резервный урок по разделу морфология: Отработка темы «Имя прилагательное»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438276

101

Чем изучающее чтение отличается от ознакомительного чтения. Написание текста по репродукции картины

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843617e

102

Нормы речевого этикета

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

103

Правописание имён прилагательных: падежные окончания

1





104

Резервный урок по разделу орфография: Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.»

1

1




105

Местоимение. Личные местоимения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cc40

106

Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cda8

107

Склонение личных местоимений. Склонение личных местоимений 3-го лица

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cefc

108

Пишем текст по предложенному плану

1





109

Правописание личных местоимений. Написание личных местоимений с предлогами

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d05a, https://m.edsoo.ru/f843d424

110

Особенности диалога. Составление текста по рисунку с включением диалога. Инсценировка диалога. Составление диалога по данным условиям

1





111

Резервный урок по разделу морфология: тема «Использование местоимений для устранения неоправданного повтора слов в тексте»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d5a0

112

Раздельное написание личных местоимений с предлогами. Тренинг

1





113

Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную открытку, объявление. Письмо. Написание поздравления к празднику 8 Марта. Подбор и составление объявлений для стенной газеты

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2, https://m.edsoo.ru/f843d6f4

114

Глагол как часть речи

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d866

115

Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843dce4

116

Неопределенная форма глагола

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f210

117

Пишем сочинение-отзыв по репродукции картины

1





118

Настоящее время глагола

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84419e8

119

Прошедшеев ремя глагола

1





120

Будущее время глагола

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441d08

121

Настоящее, прошедшее и будущее время глагола

1





122

Ситуации устного и письменного общения. Составление текста о правилах уличного движения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441d08

123

Речь: диалогическая и монологическая

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378, https://m.edsoo.ru/f84354ea

124

Особенности разбора глаголов по составу

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84422b2

125

Глагол в словосочетании

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442dd4

126

Глагол в предложении

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844168c

127

Спряжение глаголов: изменение по лицам и числам

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f7c4

128

Глаголы 2-го лица настоящего и будущего времени в единственном числе

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f90e

129

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fa44

130

Отрабатываем правописание глаголов в форме 2го лица единственного числа

1





131

I и II спряжение глаголов

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84402f0

132

Личные формы глагола

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440408

133

Личные окончания глаголов I и II спряжения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844052a

134

Способы определения I и II спряжения глаголов

1





135

Отработка способов определения I и II спряжения глаголов

1





136

Пишем сочинение-повествование на тему. Составление рассказа (сказки) по содержанию пословицы, фрвзеологизма

1





137

Отрабатываем правило определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

1





138

Отрабатываем правописание безударных личных окончаний глаголов-исключений

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84410a6

139

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440732

140

Отрабатываем правописание безударных личных окончаний глаголов

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844087c

141

Безударные личные окончания глаголов: трудные случаи

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440a2a

142

Отрабатываем трудные случаи написания безударных личных окончаний глаголов

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84412f4

143

Резервный урок по разделу морфология: Что такое возвратные глаголы?

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fb98

144

Правописание глаголов на -ться и –тся

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fcd8

145

Отрабатываем правописание глаголов на -ться и –тся

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84400ac

146

Частица НЕ, её значение (повторение)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843db72

147

Пишем сочинение-рассуждение на тему. Составление текста-рассуждения по таблице, правилу

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843bd72

148

Безударные личные окончания глаголов: систематизация

1





149

Безударные личные окончания глаголов: обобщение

1





150

Правописание глаголов в прошедшем времени

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844179a

151

Отрабатываем правописание суффиксов и окончаний глаголов в прошедшем времени

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442078

152

Морфологическийразборглагола

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442cb2

153

Обобщение знаний о глаголе

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25110e

154

Глагол: систематизация знаний

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844219a

155

Промежуточная аттестация в форме итоговой проверочной работы

1

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442b90

156

Резервный урок по разделу морфология. Отработкатемы «Глагол»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844157e

157

Резервный урок по разделу морфология. Проверьсебя

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436e12

158

Резервный урок по разделу морфология: глагол. Отработкаматериала

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439306

159

Пишем подробный пересказ текста. Изложение

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84418c6

160

Изученные правила правописания глаголов: систематизация

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d9e2

161

Отрабатываем изученные правила правописания глаголов

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84424ec

162

Как сделать текст интереснее. Составление текста по репродукции карины

1





163

Наблюдаем за написанием разных частей речи

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251c12

164

Орфографический тренинг: правописание разных частей речи

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251956

165

Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа на тему «Безударные личные окончания глаголов»

1

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442a6e

166

Учимся пересказывать: подробный устный пересказ текста

1





167

Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа

1

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84423d4

168

Характеристика звуков русского языка. Звуки и буквы

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843639a

169

Звуко-буквенныйразборслова

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84364e4

170

Резервный урок по разделу орфография: Чему мы научились на уроках правописания в 4 классе

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251adc, https://m.edsoo.ru/fa251d48

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

7

0


ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

4 КЛАСС

Кодпроверяемогорезультата

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

1

Фонетика. Графика. Орфоэпия

1.1

Проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом)

1.2

Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач

2

Лексика

2.1

Подбирать к предложенным словам синонимы

2.2

Подбирать к предложенным словам антонимы

2.3

Выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту

2.4

Уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень

2.5

Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач

3

Составслова (морфемика)

3.1

Проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой

3.2

Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач

4

Морфология

4.1

Устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков

4.2

Определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж

4.3

Проводить разбор имени существительного как части речи

4.4

Определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж

4.5

Проводить разбор имени прилагательного как части речи

4.6

Устанавливать (находить) неопределённую форму глагола

4.7

Определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе)

4.8

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать)

4.9

Проводить разбор глагола как части речи

4.10

Определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе)

4.11

Использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте

4.12

Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач

5

Синтаксис

5.1

Различать предложение, словосочетание и слово

5.2

Классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске

5.3

Различать распространённые и нераспространённые предложения

5.4

Распознавать предложения с однородными членами

5.5

Составлять предложения с однородными членами

5.6

Использовать предложения с однородными членами в речи

5.7

Разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов)

5.8

Составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов)

5.9

Производить синтаксический разбор простого предложения

5.10

Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач

6

Орфография и пунктуация

6.1

Применять изученные правила правописания, в том числе: знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов

6.2

Применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов

6.3

Находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила

6.4

Правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов

6.5

Писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания

6.6

Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки

7

Развитиеречи

7.1

Осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения

7.2

Строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4 – 6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия

7.3

Создавать небольшие устные и письменные тексты (3 – 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие)

7.4

Определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли

7.5

Корректировать порядок предложений и частей текста

7.6

Составлять план к заданным текстам

7.7

Осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно)

7.8

Осуществлять выборочный пересказ текста (устно)

7.9

Писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам

7.10

Осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации

7.11

Формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации

7.12

Интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию

7.13

Осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

4 КЛАСС

Код

Проверяемый элемент содержания

1

Фонетика. Графика. Орфоэпия

1.1

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам

1.2

Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму)

1.3

Правильная интонация в процессе говорения и чтения

1.4

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике)

1.5

Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов

2

Лексика

2.1

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи)

2.2

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи)

3

Состав слова (морфемика)

3.1

Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного)

3.2

Основаслова

3.3

Состав неизменяемых слов (ознакомление)

3.4

Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление)

4

Морфология

4.1

Части речи самостоятельные и служебные

4.2

Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1-го, 2-го, 3го склонений (повторение изученного)

4.3

Несклоняемыеименасуществительные (ознакомление)

4.4

Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение)

4.5

Склонение имён прилагательных во множественном числе

4.6

Местоимение. Личныеместоимения (повторение)

4.7

Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа

4.8

Склонениеличныхместоимений

4.9

Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)

4.10

І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов

4.11

Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи

4.12

Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение)

4.13

Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях

4.14

Частица не, её значение (повторение)

5

Синтаксис

5.1

Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного)

5.2

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами

5.3

Простое и сложное предложение (ознакомление)

5.4

Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов)

6

Орфография и пунктуация

6.1

Повторение правил правописания, изученных в 1 – 3 классах

6.2

Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале)

6.3

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова

6.4

Безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий)

6.5

Безударные падежные окончания имён прилагательных

6.6

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа

6.7

Наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся

6.8

Безударные личные окончания глаголов

6.9

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов

6.10

Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение)

6.11

Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение)

7

Развитиеречи

7.1

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке

7.2

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи

7.3

Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста)

7.4

Сочинение как вид письменной работы

7.5

Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации

7.6

Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Готовимся к ВПР Русский язык рабочая тетрадь 4 класс М.И.Кузнецова Москва Просвещение 2024


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Методическое пособие с поурочными разработками.
Канакина В.П.: Русский язык. Рабочая тетрадь 4 класс в 2-х частях.
Сборник диктантов и проверочных работ. 3-4 классы.
Готовимся к ВПР Русский язык рабочая тетрадь 4 класс М.И.Кузнецова Москва Просвещение 2024


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
электронные учебники и пособия, виртуальные библиотеки и лаборатории,мультимедийные презентации, игровые образовательные программы, учебные видео- и аудиоматериалы, электронные тренажеры,коллекциицифровых образовательных ресурсов