СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Еврейской автономной области
Администрация МО "Облученский район"
МБОУ СОШ №18 п. Теплоозерск
|
| УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ № 18 п. Теплоозерск ________________________ Г.М. Борисова Приказ № ____ от «____» ____ 2025 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6666007)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 4 класса
на 2025/2026 учебный год
учитель: Лемешева Г.А.
Теплоозёрск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») (далее соответственно – программа по русскому языку, русский язык) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по русскому языку, тематическое планирование, поурочное планирование, перечень (кодификатор) распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и элементов содержания по русскому языку.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами русского языка с учётом возрастных особенностей обучающихся на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Программа по русскому языку на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне начального общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
– приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
– овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
– овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
– использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
– развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Программа по русскому языку позволит педагогическому работнику:
– реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО;
– определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание русского языка по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО;
– разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса.
В программе по русскому языку определяются цели изучения учебного предмета на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения обучающимися русского языка: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей преподавания русского языка на уровне начального общего образования. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года русского языка.
Программа по русскому языку устанавливает распределение учебного материала по классам, основанное на логике развития предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей обучающихся.
Программа по русскому языку предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию русского языка при условии сохранения обязательной части содержания учебного предмета.
Содержание программы по русскому языку составлено таким образом, что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в изучении русского языка на уровне начального общего образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, для изучения русского языка в 4 классе – 170 часов.
ОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия»; на «-ья», например, «гостья»; на «-ье», например, «ожерелье» во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на «-ов», «-ин», «-ий»); имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы «и», «а», «но» в простых и сложных предложениях.
Частица «не», её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного).
Связь между словами в словосочетании.
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами «а», «но», с одиночным союзом «и». Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложения (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами «и», «а», «но»; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия», на «-ья», например, «гостья», на «-ье», например, «ожерелье» во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на «-ов», «-ин», «-ий»);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на «-ться» и «-тся»;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами «и», «а», «но» и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другие); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение русского языка в 4 классе позволяет организовать работу над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи; устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи, отличающихся грамматическими признаками;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять глаголы в группы по определённому признаку (например, время, спряжение);
объединять предложения по определённому признаку, самостоятельно устанавливать этот признак;
классифицировать предложенные языковые единицы;
устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;
ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спряжение, неопределённая форма, однородные члены предложения, сложное предложение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звуко-буквенный, морфемный, морфологический, синтаксический);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, мини-исследования);
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
прогнозировать возможное развитие речевой ситуации.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебно-практической задачи; находить дополнительную информацию, используя справочники и словари;
распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать элементарные правила информационной безопасности при поиске для выполнения заданий по русскому языку информации в Интернете;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выбирать языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), определяя необходимый в данной речевой ситуации тип текста;
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
предвидеть трудности и возможные ошибки.
Самоконтроль:
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины;
оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в неё;
принимать оценку своей работы.
Совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов, планов, идей.
[1]Раздел «Графика» в учебном курсе «Обучения грамоте» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на этот раздел отдельные часы в тематическом планировании не предусмотрены.
[2] Раздел «Орфография и пунктуация» в учебном курсе «Обучения грамоте» изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел в тематическом планировании отдельные часы не предусмотрены.
[3] Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах учебного предмета «Русский язык», поэтому на этот раздел в тематическом планировании отдельные часы не предусмотрены.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы личностные результаты:
1)гражданско-патриотическоевоспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
2)духовно-нравственноевоспитание:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
3)эстетическоевоспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
4)физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5) трудовоевоспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
6) экологическоевоспитание:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценностьнаучногопознания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другие); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовыеисследовательскиедействия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраиватьпоследовательностьвыбранныхдействий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибки;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместнаядеятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классеобучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных кроме существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия», на «-ья», например, «гостья»; на «-ье», например, ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на «-ов», «-ин», «-ий»); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на «-ться» и «-тся»; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами «и», «а», «но» и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывания (4–6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; использовать ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п
| Наименованиеразделов и темпрограммы
| Количествочасов | Электронные (цифровые) образовательныересурсы
| ||||||
Всего
| Контрольныеработы
| Практическиеработы
| |||||||
1 | Общиесведения о языке | 1 |
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | ||||
2 | Фонетика и графика | 2 |
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | ||||
3 | Лексика | 5 | 1 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | ||||
4 | Составслова | 5 |
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | ||||
5 | Морфология | 51 | 1 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | ||||
6 | Синтаксис | 19 | 1 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | ||||
7 | Орфография и пунктуация | 54 | 3 |
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | ||||
8 | Развитие речи | 33 |
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | ||||
| Промежуточная аттестация в форме итоговой проверочной работы |
| 1 |
|
| ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 7 | 0 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г. ГОРЕЦКИЙ)4 КЛАСС
№ п/п
| Темаурока
| Количествочасов | Датаизучения
| Электронныецифровыеобразовательныересурсы
| ||||||
Всего
| Контрольныеработы
| Практическиеработы
| ||||||||
1 | Русский язык как язык межнационального общения. Наша речь и наш язык | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 | ||||
2 | Текст: тема и основная мысль. Текст и егоплан | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c | ||||
3 | Текст: заголовок | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c | ||||
4 | Текст. Плантекста | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84452d2 | ||||
5 | Текст. Структуратекста. Составление текста (сказки) по его началу | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84452d2 | ||||
6 | Вспоминаемтипытекстов | 1 |
|
|
|
| ||||
7 | Различаем тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843585a, https://m.edsoo.ru/f843617e, https://m.edsoo.ru/f8437a56 | ||||
8 | Текст. Образныеязыковыесредства | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443586 | ||||
9 | Подбираем заголовки, отражающие тему или основную мысль текста | 1 |
|
|
|
| ||||
10 | Пишем собственный текст по предложенному заголовку | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443a04 | ||||
11 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435af8 | ||||
12 | Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435af8 | ||||
13 | Входная контрольная работа (диктант) | 1 | 1 |
|
|
| ||||
14 | Распространенные и нераспространенныепредложения | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435c42 | ||||
15 | Словосочетание | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84359a4 | ||||
16 | Связьслов в словосочетании | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251244 | ||||
17 | Связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов) | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436034 | ||||
18 | Связь слов в словосочетании: обобщение | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2513de | ||||
19 | Предложение и словосочетание: сходство и различие. Тренинг | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84359a4 | ||||
20 | Учимся пересказывать: подробный письменный пересказ текста. Изложение | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441466 | ||||
21 | Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение. Тренинг | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251244 | ||||
22 | Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438e60 | ||||
23 | Интонация перечисления в предложениях с однородными членами | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438e60 | ||||
24 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439018 | ||||
25 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзом и | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8427ef8 | ||||
26 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но | 1 |
|
|
|
| ||||
27 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842809c | ||||
28 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439018 | ||||
29 | Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами. Написание текста по репродукции картины | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8445822 | ||||
30 | Запятая между однородными членами. Тренинг | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84391a8 | ||||
31 | Запятая между однородными членами, соединенными союзом. Тренинг | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84391a8 | ||||
32 | Простое и сложное предложение. Как отличить сложное предложение от простого предложения? | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844436e | ||||
33 | Союзкакчастьречи | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84445f8 | ||||
34 | Сложныепредложения | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84444d6 | ||||
35 | Сложные предложения с союзами и, а, но | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84448dc | ||||
36 | Союзы и, а, но в простых и сложных предложениях | 1 |
|
|
|
| ||||
37 | Наблюдаем за знаками препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8444ada | ||||
38 | Пробуем ставить знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8444bfc | ||||
39 | Сложные предложения без союзов. Тренинг | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8444f3a | ||||
40 | Предложения с прямой речью после слов автора | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84453f4 | ||||
41 | Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов автора | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84456e2 | ||||
42 | Резервный урок по разделу синтаксис: синтаксический анализ предложения. Повторяем всё, что узнали о синтаксисе | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84391a8 | ||||
43 | Проверочная работа по теме «Предложение» | 1 | 1 |
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843876c | ||||
44 | Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи устаревших слов. О происхождениислов. Заимствованныеслова | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436656 | ||||
45 | Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов. Слово и егозначение. Многозначныеслова | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436818 | ||||
46 | Сочинение как вид письменной работы. Написание сочинения по своим наблюдениям | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84274ee | ||||
47 | Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843698a | ||||
48 | Учимсяпониматьфразеологизмы | 1 |
|
|
|
| ||||
49 | Учимсяиспользоватьфразеологизмы | 1 |
|
|
|
| ||||
50 | Повторяемсоставслова | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436b10 | ||||
51 | Основаслова | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436caa | ||||
52 | Неизменяемые слова: состав слова. Выделение в словах окончания, корня, приставки, суффикса | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436ffc | ||||
53 | Отрабатываем разбор слова по составу | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8445a70 | ||||
54 | Правописание суффиксов имён существительных. Правописание приставок и суффиксов | 1 |
|
|
|
| ||||
55 | Правила правописания, изученные в 1-3 классах. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84378da | ||||
56 | Повторение правил правописания, изученных в 1—3 классах. Правописание непроизносимых согласных. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописаниеслов с буквами Ъ и Ь | 1 |
|
|
|
| ||||
57 | Обобщение: самостоятельные и служебные части речи | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84383ca | ||||
58 | Наречие: значение, вопросы, употребление в речи | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844304a | ||||
59 | Как образуются наречия. Виды наречий (наблюдение) | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443180 | ||||
60 | Наречие: обобщениезнаний | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443298 | ||||
61 | Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи. Составнеизменяемыхслов | 1 |
|
|
|
| ||||
62 | Резервный урок по разделу морфология: отработка темы «Имя существительное»: Как определить падеж имени существительного? Признакипадежныхформименсуществительных | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439a86 | ||||
63 | Несклоняемыеименасуществительные | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439ff4 | ||||
64 | Именасуществительные 1, 2, 3-го склонения | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439e64 | ||||
65 | Падежные окончания имен существительных 1-го склонения | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84371d2 | ||||
66 | Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами. Составление текста по репродукции картины | 1 |
|
|
|
| ||||
67 | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437344 | ||||
68 | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84374ac | ||||
69 | Особенности падежных окончаний имён существительных в дательном и предложном падеже | 1 |
|
|
|
| ||||
70 | Особенности падежных окончаний имён существительных в родительном и винительном падеже | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a800 | ||||
71 | Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84371d2 | ||||
72 | Правописание падежных окончаний имён существительных 2 склонения | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437344 | ||||
73 | Правописание падежных окончаний имён существительных 3 склонения | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84374ac | ||||
74 | Правописание падежных окончаний имён существительных в родительном и винительном падеже | 1 |
|
|
|
| ||||
75 | Правописание падежных окончаний имён существительных в дательном и предложном падеже | 1 |
|
|
|
| ||||
76 | Правописание падежных окончаний имён существительных в творительном падеже | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a2c4 | ||||
77 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a67a | ||||
78 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a95e | ||||
79 | Безударные падежные окончания имён существительных: систематизация | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437768 | ||||
80 | Безударные падежные окончания имён существительных: обобщение | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437c72 | ||||
81 | Морфологический разбор имени существительного | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843ac10 | ||||
82 | Учимся пересказывать: выборочный устный пересказ текста | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843aabc | ||||
83 | Резервный урок по разделу орфография: Контрольный диктант. | 1 | 1 |
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a152 | ||||
84 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843760a | ||||
85 | Пишем подробный пересказ текста. Изложение | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84401e2 | ||||
86 | Имя прилагательное. Значение и употребление имён прилагательных | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843ad5a | ||||
87 | Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Род и число имен прилагательных | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843ae9a, https://m.edsoo.ru/f843afda | ||||
88 | Пишем сжатый пересказ текста | 1 |
|
|
|
| ||||
89 | Склонение имен прилагательных | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b818 | ||||
90 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438122 | ||||
91 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843bac0, https://m.edsoo.ru/f843bc28 | ||||
92 | Редактируем предложенный текст. Работа с деформированными предложениями и текстом | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843966c | ||||
93 | Особенности склонения имён прилагательных во множественном числе | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c984 | ||||
94 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c7c2 | ||||
95 | Пишем сочинение-описание на тему. Составление сравнительного описания на заданную тему по данному началу | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b67e | ||||
96 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843caec | ||||
97 | Безударные падежные окончания имён прилагательных: систематизация | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c42a | ||||
98 | Безударные падежные окончания имён прилагательных: обобщение | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c42a | ||||
99 | Можно ли по-разному читать один и тот же текст? Сравнение художественного и научного описания | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a | ||||
100 | Резервный урок по разделу морфология: Отработка темы «Имя прилагательное» | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438276 | ||||
101 | Чем изучающее чтение отличается от ознакомительного чтения. Написание текста по репродукции картины | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843617e | ||||
102 | Нормы речевого этикета | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a | ||||
103 | Правописание имён прилагательных: падежные окончания | 1 |
|
|
|
| ||||
104 | Резервный урок по разделу орфография: Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.» | 1 | 1 |
|
|
| ||||
105 | Местоимение. Личные местоимения | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cc40 | ||||
106 | Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cda8 | ||||
107 | Склонение личных местоимений. Склонение личных местоимений 3-го лица | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cefc | ||||
108 | Пишем текст по предложенному плану | 1 |
|
|
|
| ||||
109 | Правописание личных местоимений. Написание личных местоимений с предлогами | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d05a, https://m.edsoo.ru/f843d424 | ||||
110 | Особенности диалога. Составление текста по рисунку с включением диалога. Инсценировка диалога. Составление диалога по данным условиям | 1 |
|
|
|
| ||||
111 | Резервный урок по разделу морфология: тема «Использование местоимений для устранения неоправданного повтора слов в тексте» | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d5a0 | ||||
112 | Раздельное написание личных местоимений с предлогами. Тренинг | 1 |
|
|
|
| ||||
113 | Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную открытку, объявление. Письмо. Написание поздравления к празднику 8 Марта. Подбор и составление объявлений для стенной газеты | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2, https://m.edsoo.ru/f843d6f4 | ||||
114 | Глагол как часть речи | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d866 | ||||
115 | Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?» | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843dce4 | ||||
116 | Неопределенная форма глагола | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f210 | ||||
117 | Пишем сочинение-отзыв по репродукции картины | 1 |
|
|
|
| ||||
118 | Настоящее время глагола | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84419e8 | ||||
119 | Прошедшеев ремя глагола | 1 |
|
|
|
| ||||
120 | Будущее время глагола | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441d08 | ||||
121 | Настоящее, прошедшее и будущее время глагола | 1 |
|
|
|
| ||||
122 | Ситуации устного и письменного общения. Составление текста о правилах уличного движения | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441d08 | ||||
123 | Речь: диалогическая и монологическая | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378, https://m.edsoo.ru/f84354ea | ||||
124 | Особенности разбора глаголов по составу | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84422b2 | ||||
125 | Глагол в словосочетании | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442dd4 | ||||
126 | Глагол в предложении | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844168c | ||||
127 | Спряжение глаголов: изменение по лицам и числам | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f7c4 | ||||
128 | Глаголы 2-го лица настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f90e | ||||
129 | Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fa44 | ||||
130 | Отрабатываем правописание глаголов в форме 2го лица единственного числа | 1 |
|
|
|
| ||||
131 | I и II спряжение глаголов | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84402f0 | ||||
132 | Личные формы глагола | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440408 | ||||
133 | Личные окончания глаголов I и II спряжения | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844052a | ||||
134 | Способы определения I и II спряжения глаголов | 1 |
|
|
|
| ||||
135 | Отработка способов определения I и II спряжения глаголов | 1 |
|
|
|
| ||||
136 | Пишем сочинение-повествование на тему. Составление рассказа (сказки) по содержанию пословицы, фрвзеологизма | 1 |
|
|
|
| ||||
137 | Отрабатываем правило определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями | 1 |
|
|
|
| ||||
138 | Отрабатываем правописание безударных личных окончаний глаголов-исключений | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84410a6 | ||||
139 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440732 | ||||
140 | Отрабатываем правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844087c | ||||
141 | Безударные личные окончания глаголов: трудные случаи | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440a2a | ||||
142 | Отрабатываем трудные случаи написания безударных личных окончаний глаголов | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84412f4 | ||||
143 | Резервный урок по разделу морфология: Что такое возвратные глаголы? | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fb98 | ||||
144 | Правописание глаголов на -ться и –тся | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fcd8 | ||||
145 | Отрабатываем правописание глаголов на -ться и –тся | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84400ac | ||||
146 | Частица НЕ, её значение (повторение) | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843db72 | ||||
147 | Пишем сочинение-рассуждение на тему. Составление текста-рассуждения по таблице, правилу | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843bd72 | ||||
148 | Безударные личные окончания глаголов: систематизация | 1 |
|
|
|
| ||||
149 | Безударные личные окончания глаголов: обобщение | 1 |
|
|
|
| ||||
150 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844179a | ||||
151 | Отрабатываем правописание суффиксов и окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442078 | ||||
152 | Морфологическийразборглагола | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442cb2 | ||||
153 | Обобщение знаний о глаголе | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25110e | ||||
154 | Глагол: систематизация знаний | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844219a | ||||
155 | Промежуточная аттестация в форме итоговой проверочной работы | 1 | 1 |
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442b90 | ||||
156 | Резервный урок по разделу морфология. Отработкатемы «Глагол» | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844157e | ||||
157 | Резервный урок по разделу морфология. Проверьсебя | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436e12 | ||||
158 | Резервный урок по разделу морфология: глагол. Отработкаматериала | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439306 | ||||
159 | Пишем подробный пересказ текста. Изложение | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84418c6 | ||||
160 | Изученные правила правописания глаголов: систематизация | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d9e2 | ||||
161 | Отрабатываем изученные правила правописания глаголов | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84424ec | ||||
162 | Как сделать текст интереснее. Составление текста по репродукции карины | 1 |
|
|
|
| ||||
163 | Наблюдаем за написанием разных частей речи | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251c12 | ||||
164 | Орфографический тренинг: правописание разных частей речи | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251956 | ||||
165 | Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа на тему «Безударные личные окончания глаголов» | 1 | 1 |
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442a6e | ||||
166 | Учимся пересказывать: подробный устный пересказ текста | 1 |
|
|
|
| ||||
167 | Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа | 1 | 1 |
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84423d4 | ||||
168 | Характеристика звуков русского языка. Звуки и буквы | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843639a | ||||
169 | Звуко-буквенныйразборслова | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84364e4 | ||||
170 | Резервный урок по разделу орфография: Чему мы научились на уроках правописания в 4 классе | 1 |
|
|
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251adc, https://m.edsoo.ru/fa251d48 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 7 | 0 |
|
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4 КЛАСС
Кодпроверяемогорезультата | Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования |
1 | Фонетика. Графика. Орфоэпия |
1.1 | Проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом) |
1.2 | Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач |
2 | Лексика |
2.1 | Подбирать к предложенным словам синонимы |
2.2 | Подбирать к предложенным словам антонимы |
2.3 | Выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту |
2.4 | Уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень |
2.5 | Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач |
3 | Составслова (морфемика) |
3.1 | Проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой |
3.2 | Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач |
4 | Морфология |
4.1 | Устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков |
4.2 | Определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж |
4.3 | Проводить разбор имени существительного как части речи |
4.4 | Определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж |
4.5 | Проводить разбор имени прилагательного как части речи |
4.6 | Устанавливать (находить) неопределённую форму глагола |
4.7 | Определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе) |
4.8 | Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать) |
4.9 | Проводить разбор глагола как части речи |
4.10 | Определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе) |
4.11 | Использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте |
4.12 | Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач |
5 | Синтаксис |
5.1 | Различать предложение, словосочетание и слово |
5.2 | Классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске |
5.3 | Различать распространённые и нераспространённые предложения |
5.4 | Распознавать предложения с однородными членами |
5.5 | Составлять предложения с однородными членами |
5.6 | Использовать предложения с однородными членами в речи |
5.7 | Разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов) |
5.8 | Составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов) |
5.9 | Производить синтаксический разбор простого предложения |
5.10 | Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач |
6 | Орфография и пунктуация |
6.1 | Применять изученные правила правописания, в том числе: знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов |
6.2 | Применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов |
6.3 | Находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила |
6.4 | Правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов |
6.5 | Писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания |
6.6 | Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки |
7 | Развитиеречи |
7.1 | Осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения |
7.2 | Строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4 – 6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия |
7.3 | Создавать небольшие устные и письменные тексты (3 – 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие) |
7.4 | Определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли |
7.5 | Корректировать порядок предложений и частей текста |
7.6 | Составлять план к заданным текстам |
7.7 | Осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно) |
7.8 | Осуществлять выборочный пересказ текста (устно) |
7.9 | Писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам |
7.10 | Осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации |
7.11 | Формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации |
7.12 | Интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию |
7.13 | Осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей |
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
4 КЛАСС
Код | Проверяемый элемент содержания |
1 | Фонетика. Графика. Орфоэпия |
1.1 | Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам |
1.2 | Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму) |
1.3 | Правильная интонация в процессе говорения и чтения |
1.4 | Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике) |
1.5 | Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов |
2 | Лексика |
2.1 | Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи) |
2.2 | Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи) |
3 | Состав слова (морфемика) |
3.1 | Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного) |
3.2 | Основаслова |
3.3 | Состав неизменяемых слов (ознакомление) |
3.4 | Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление) |
4 | Морфология |
4.1 | Части речи самостоятельные и служебные |
4.2 | Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1-го, 2-го, 3го склонений (повторение изученного) |
4.3 | Несклоняемыеименасуществительные (ознакомление) |
4.4 | Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение) |
4.5 | Склонение имён прилагательных во множественном числе |
4.6 | Местоимение. Личныеместоимения (повторение) |
4.7 | Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа |
4.8 | Склонениеличныхместоимений |
4.9 | Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение) |
4.10 | І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов |
4.11 | Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи |
4.12 | Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение) |
4.13 | Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях |
4.14 | Частица не, её значение (повторение) |
5 | Синтаксис |
5.1 | Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного) |
5.2 | Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами |
5.3 | Простое и сложное предложение (ознакомление) |
5.4 | Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов) |
6 | Орфография и пунктуация |
6.1 | Повторение правил правописания, изученных в 1 – 3 классах |
6.2 | Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале) |
6.3 | Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова |
6.4 | Безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий) |
6.5 | Безударные падежные окончания имён прилагательных |
6.6 | Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа |
6.7 | Наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся |
6.8 | Безударные личные окончания глаголов |
6.9 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов |
6.10 | Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение) |
6.11 | Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение) |
7 | Развитиеречи |
7.1 | Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке |
7.2 | Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи |
7.3 | Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста) |
7.4 | Сочинение как вид письменной работы |
7.5 | Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации |
7.6 | Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Готовимся к ВПР Русский язык рабочая тетрадь 4 класс М.И.Кузнецова Москва Просвещение 2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Канакина В.П., Горецкий В. Г. Методическое пособие с поурочными разработками.
Канакина В.П.: Русский язык. Рабочая тетрадь 4 класс в 2-х частях.
Сборник диктантов и проверочных работ. 3-4 классы.
Готовимся к ВПР Русский язык рабочая тетрадь 4 класс М.И.Кузнецова Москва Просвещение 2024
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
электронные учебники и пособия, виртуальные библиотеки и лаборатории,мультимедийные презентации, игровые образовательные программы, учебные видео- и аудиоматериалы, электронные тренажеры,коллекциицифровых образовательных ресурсов