СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторских программВ.П.Канакина, В.Г.Горецкий, «Русский язык», примерной программы УМК «Школа России» ФГОС НОО, Положения о рабочей программе МБОУ Орловский УВК .
1.ПЛАНИРУЕМЫЕПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
овладение начальными представлениямионормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса);
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
работать с разными словарями;
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
различать родовые и личные окончания глагола;
наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы нес глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов);
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текстs, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а)применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах -ек, -ик;
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
б)объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е)применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
2.Содержание учебного предмета
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторских программВ.П.Канакина, В.Г.Горецкий, «Русский язык», примерной программы УМК «Школа России» ФГОС НОО, Положения о рабочей программе МБОУ Орловский УВК .
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию6.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
4 КЛАСС (170 Ч)
Повторение (11 ч)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Предложения (9 ч)
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Слово в языке и речи (21 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное (39 ч)
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.
Имя прилагательное (30 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения (8 ч)
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол (34 ч)
Неопределенная форма глагола.Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Повторение (18 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста3.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса-ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное.Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие.Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк–чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); • непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
3.Тематический план 4 класс
№ | Раздел Тема | Количество часов |
1 | Повторение
| 11ч |
2 | Предложения
| 9ч |
3 | Слово в языке и речи
| 21ч |
4 | Имя существительное
| 39ч |
5 | Имя прилагательное
| 30ч |
6 | Личные местоимения
| 8ч |
7 | Глагол
| 34ч |
8 | Повторение
| 18ч |
170ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ п/п | Сроки выполнения | Название разделов, тем уроков |
| |||
По плану | Фактически | Количество часов | ||||
| 01.09. |
| Повторение (11 ч) НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК (1 ч) Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс). Наша речь и наш язык.Диалогическая и монологическая речь. Волшебные слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Нормы речевого этикета. Развитие мотива к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. Словарь: человек, пожалуйста. Учебник: упр. 1-4. | 1 1 | ||
| 05.09. |
| ТЕКСТ (3 ч) Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль.Структура текста, план текста. Формирование навыка смыслового чтения текстов. Воспитание чувства любви к своей большой и малой родине. Понятия: текст, тема, главная мысль, заглавие, план. Словарь: каникулы. Учебник: упр. 5-7, рубрика «Страничка для любознательных», с. 9. | 1 | ||
| 06.09. |
| Развитие речи 1. Комплексная работа над структурой текста (чтение, определение темы и главной мысли текста, озаглавливание, структура текста, определение микро-тем, составление плана). Развитие чувства ответственности за порученное дело. Понятия: изложение, подробное изложение. Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. Учебник: упр. 8. | 1 | ||
| 07.09. |
| Типы текстов. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка). Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи. Учебник: упр. 9-11. | 1 | ||
| 08.09. |
| ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (7 ч) Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.Знаки препинания в конце предложений.Понятия: предложение, повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Словарь: хозяин, хозяйство. Учебник: упр. 12-16. |
| ||
| 11.09. |
| Виды предложений по цели высказывания и по интонации.Знаки препинания в конце предложений и знак тире в диалоге. Понятия: восклицательные и невосклицательные предложения. Учебник: упр. 17-19 | 1 | ||
| 12.09. |
| Обращение.Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением.Понятие: обращение. Учебник: упр. 20-22.Стартовая диагностика. Диктант «Осенняя пора» с грамматическим заданием.
| 1 | ||
| 13.09. |
| Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.Связи между словами в предложении. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Моделирование предложений. Разбор предложений по членам предложения. Учебник: упр. 23-25. | 1 | ||
| 14.09. |
| Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.Разбор предложений по членам предложения. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Второстепенные члены предложения». Учебник: упр. 26-27, рубрика «Страничка для любознательных», с. 21. | 1 | ||
| 15.09. |
| Развитие речи 2. Комплексная работа над структурой текста (чтение, определение темы и главной мысли текста, озаглавливание, структура текста, определение микро-тем, составление плана). Развитие чувства ответственности за порученное дело. Понятия: изложение, подробное изложение. Словосочетание.Словосочетание и предложение. Главное и зависимое слова в словосочетании. Выделение словосочетаний из предложений. Словарь: горизонт.Понятия: словосочетание, главное и зависимое слова. Учебник: упр. 28-30. | 1 | ||
| 18.09. |
| Выборочное списывание текста по рассказу И.С. Тургенева «Воробей». Учебник: упр. 31, рубрика «Проверь себя», с. 24. | 1 | ||
| 19.09. |
| Предложение (9 ч) ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5 ч) Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами. Однородные члены в предложении (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены). Формирование уважительного отношения к труду.Понятия: однородные члены предложения, однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены, интонация перечисления. Словарь: комбайн, комбайнер, комбайнёр. Учебник: упр. 32-34. | 11 1 | ||
| 20.09. |
| Однородные члены предложения.Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления. Учебник: упр. 35-38. | 1 | ||
| 21.09. |
| Однородные члены предложения.Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов {и, а, но). Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. Словарь: багаж. Учебник: упр. 39-42. | 1 | ||
| 22.09. |
| Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарь: календарь. Учебник: упр. 43-47. | 1 | ||
| 25.09. |
| Развитие речи 3. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень». Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень». Подготовка к выполнению проекта «Похвальное слово знакам препинания». Учебник: упр. 48, рубрика «Наши проекты», с. 35. | 1 | ||
| 26.09. |
| ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (4 ч) Простые и сложные предложения.Различение простых и сложных предложений. Союзы в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.Понятия: простое и сложное предложения, части сложного предложения. Учебник: упр. 49-51. | 1 | ||
| 27.09. |
| Простое предложение с однородными членами и сложное предложение.Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Словарь: прекрасный. Учебник: упр. 52-55. | 1 | ||
| 28.09. |
| Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Учебник: упр. 56. | 1 | ||
| 29.09. |
| Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа. Учебник: рубрика «Проверь себя», с. 40. | 1 | ||
| 02.10. |
| Слово в языке и речи (21 ч) ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (4 ч) Лексическое значение слова (повторение).Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Работа с толковым словарём русского языка. Анализ высказываний о русском языке русских писателей и формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку. Понятия: лексическое значение слова, толковый словарь.Словарь: библиотека, библиотекарь. Учебник: упр. 57-61, 64, рубрика «Страничка для любознательных», с. 44. | 1 | ||
| 03.10. |
| Развитие речи 4. Составление предложений и текста на тему «Листопад». Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова.Уточнение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, устаревших и новых словах, заимствованных словах. Наблюдение за использованием многозначных слов в тексте. Словарь: шофёр. Учебник: упр. 62-68. | 1 | ||
| 04.10. |
| Синонимы. Антонимы. Омонимы.Уточнение представлений о синонимах, антонимах, омонимах, наблюдение за использованием слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями синонимов, антонимов, омонимов. Учебник: упр. 69-73. | 1 | ||
| 05.10. |
| Фразеологизмы.Уточнение представлений о фразеологизмах. Словарь: ещё. Учебник: упр. 74-76, рубрика «Страничка для любознательных», с. 49. | 1 | ||
| 06.10. |
| СОСТАВ СЛОВА (3 ч) Состав слова. Значимые части слова(повторение).Корень, приставка, суффикс, окончание, основа. Значение суффиксов и приставок.Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Понятия: корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова. Словарь: корабль, костюм. Учебник: упр. 77-81. | 1 | ||
| 09.10. |
| Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу.Определение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Разбор слова по составу. Учебник: упр. 82-85. | 1 | ||
| 10.10. |
| Состав слова. Приставки и суффиксы.Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Моделирование состава слова. Учебник: упр. 86-88. | 1 | ||
| 11.10. |
| ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ЗНАЧИМЫХ ЧАСТЯХ СЛОВА (6 ч) Правописание гласных и согласных в корне слова.Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным.Понятия: орфограмма, проверяемая и непроверяемая орфограммы. Словарь: железо. Учебник: упр. 89-92. | 1 | ||
| 12.10. |
| Правописание гласных и согласных в корне слова.Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. Учебник: упр. 93-96. | 1 | ||
| 13.10. |
| Правописание слов с удвоенными согласными.Правописание суффиксов и приставок в словах.Словарь: вокзал, пассажир, пассажирский. Учебник: упр. 97-101, рубрика «Страничка для любознательных», с. 61. | 1 | ||
| 16.10. |
| Правописание гласных и согласныхв приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок.Правописание предлогов и приставок. Словарь: билет. Учебник: упр. 102-105. | 1 | ||
| 17.10. |
| Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками.Составление объявления. Учебник: упр. 106-109. | 1 | ||
| 18.10. |
| Развитие речи 5. Работа с текстом (восстановление последовательности частей текста, самостоятельное составление плана текста, анализ и озаглавливание каждой части текста). Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Учебник: упр. 110. | 1 | ||
| 19.10. |
| ЧАСТИ РЕЧИ (8 ч) Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение и уточнение представлений о частях речи.Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Признаки изученных частей речи. Работа с графической наглядностью. Понятия: части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол). Словарь: двенадцать. Учебник: упр. 111-116. | 1 | ||
| 20.10. |
| Части речи: имя существительное, имяприлагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение).Признаки частей речи. Формирование представлений о национальных ценностях России и бережном к ним отношении Учебник: упр. 117-120. | 1 | ||
| 23.10 |
| Части речи: глагол, имя числительное.Правописание имён числительных. Произношение имён числительных в соответствии с литературной нормой. Словарь: одиннадцать, шестнадцать, двадцать. Учебник: упр. 121-123. | 1 | ||
| 24.10 |
| Наречие как часть речи (общеепредставление). Признаки наречия.Значение и употребление в речи. Понятие: наречие. Словарь: впереди, медленно. Учебник: упр. 124-126. | 1 | ||
| 25.10 |
| Наречие как часть речи. Правописание наречий.Значение и употребление в речи. Словарь: здесь, вчера, теперь, завтра. Учебник: упр. 127-129. | 1 | ||
| 26.10 |
| Контрольная работа. Диктант «Осенняя прогулка». (с грамматическим заданием) по теме «Части речи». | 1 11 | ||
| 27.10 |
| Наречие как часть речи. Образование наречий.Работа над значимыми частями слов- наречий. Учебник: упр. 130-132 | 1 | ||
| 07.11. |
| Развитие речи 6.Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». Словарь: налево, направо, слева, справа. Учебник: упр. 133, 134 | 1 | ||
| 08.11. |
| Имя существительное (39 ч) ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (ПОВТОРЕНИЕ) (5 ч) Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Изменение по падежам имён существительных.Начальная форма имени существительного. Учебник: упр. 135-137. |
1 | ||
| 09.11. |
| Признаки падежных форм имён существительных.Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Учебник: упр. 138-140, рубрика «Вспомните!», с. 83. | 1 | ||
| 10.11. |
| Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах.Соблюдение норм литературного произношения форм имён существительных. Учебник: упр. 141-144, рубрика «Говори правильно!», с. 84. | 1 | ||
| 13.11. |
| Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах.Словарь: телефон, телепередача. Учебник: упр. 145-148 | 1 | ||
| 14.11. |
| Проверочная работа. Тесты «Изменение имён существительных по падежам». Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже.Именасуществительные, которые употребляются в одной форме (пальто).Словарь: аллея. Учебник: упр. 149-152, рубрика «Страничка для любознательных», с. 88. | 1 | ||
| 15.11. |
| ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (8 ч) Три склонения имён существительных.1-е склонение имён существительных.Наблюдение за различием в системе падежных окончаний имён существительных разных склонений. Введение термина тип склонения. Признаки имён существительных 1-го склонения. Понятие: 1-е склонение имён существительных.Словарь: беседа, беседовать. Учебник: упр. 153-157. | 1 | ||
| 16.11. |
| Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. Работа с таблицей «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже. Учебник: упр. 158-160. | 1 | ||
| 17.11. |
| 2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения.Формировать представление о профессии агронома.Понятие: 2-е склонение имён существительных. Словарь: агроном. Учебник, упр. 162-165. | 1 | ||
| 20.11. |
| Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.Работа с таблицей «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения». Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже. Учебник: упр. 166-168. | 1 | ||
| 21.11. |
| Развитие речи 7. Составление текста-рассуждения на тему «Что такое совесть». 3-е склонение имён существительных.Признаки имён существительных 3-го склонения. Формирование представлений о таких нравственных категориях, как совесть, справедливость, искренность и др. Учебник: упр. 169-172. | 1 | ||
| 22.11. |
| Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.Работа с таблицей «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения». Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже. Учебник: упр. 173-175. | 1 | ||
| 23.11. |
| Контрольная работа. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). Учебник: упр. 161, упр. 180 | 1 | ||
| 24.11. |
| Работа над ошибками, допущенными в сочинении (изложении). Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений. Словарь: пейзаж. Учебник: упр. 176-179. | 1 | ||
| 27.11. |
| ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (18 ч) Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе Учебник: упр. 181-184. | 1 | ||
| 28.11. |
| Именительный и винительный падежи имён существительных. Соблюдение норм употребления в литературной речи глаголов одеть и надеть. Учебник: упр. 185-190. | 1 | ||
| 29.11. |
| Развитие речи 8. Составление предложений по данному началу; работа с текстом: составление текста из деформированных частей, определение его темы и главной мысли. Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.Формировать представление о профессиях. Варианты падежных окончаний. Словарь: инженер, инженеры. Учебник: упр. 191-200. | 1 | ||
| 30.11. |
| Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.Формировать представление о профессиях. Варианты падежных окончаний. Словарь: инженер, инженеры. Учебник: упр. 191-200. | 1 | ||
| 01.12. |
| Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах.Формировать представление о профессии хлебороба. Словарь: хлебороб. Учебник: упр. 201-206. | 1 | ||
| 04.12. |
| Падежные окончания имён существительных в дательном падеже.Формирование представлений о здоровом образе жизни. Словарь: овца. Учебник: упр. 207-210. | 1 | ||
| 05.12. |
| Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.Формировать представления о нравственных качествах человека (на примере пословиц из упр. 214). Учебник: упр. 211-214. | 1 | ||
| 06.12. |
| Контрольное списывание. «Мишкино детство». Оформление адреса на конверте. Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.Словарь: адрес. Учебник: упр. 215-218. | 1 | ||
| 07.12. |
| Падежные окончания имён существительных в творительном падеже.Словарь: вчера, сегодня. Учебник: упр. 219-221, 224. | 1 | ||
| 08.12. |
| Падежные окончания имён существительных в творительном падеже.Правописание имён существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже. Учебник: упр. 222, 223, 225, 226. | 1 | ||
| 11.12. |
| Падежные окончания имён существительных в предложном падеже.Употребление предлога об с именами существительными в предложном падеже. Соблюдение норм употребления форм имён существительных в предложном падеже. Учебник: упр. 227-230. | 1 | ||
| 12.12. |
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже.Е и и в окончаниях имён существительных в предложном падеже. Учебник: упр. 231-233. | 1 | ||
| 13.12. |
| Работа с текстом: определение темы, главной мысли, подбор заголовка.Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Учебник: упр. 234-237. | 1 | ||
| 14.12. |
| Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.Словарный диктант. Учебник: упр. 238-241. | 1 | ||
| 15.12. |
| Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.Обсуждение вопросов экологической этики и правил поведения в лесу на основе содержания текстов учебника. Словарь: костёр. Учебник: упр. 242-245. | 1 | ||
| 18.12. |
| Развитие речи 9. Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».Словарь: портрет. Учебник: упр. 246, рубрика «Проверь себя», задания 1-2, с.143. | 1 | ||
| 19.12. |
| Контрольная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе». Диктант «Зимний лес» Учебник: упр. 247. | 1 | ||
| 20.12. |
| Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и сочинении. Морфологический разбор имени существительного как части речи.Работа с рубрикой «Проверь себя», задания 3, 4, с. 143. Учебник: упр. 246, рубрика «Проверь себя» с. 143. | 1 | ||
| 21.12. |
| ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (8 ч) Склонение имён существительных во множественном числе. Словарь: путешествие, путешественник. Учебник: упр. 248-252. | 1 | ||
| 22.12. |
| Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже.Соблюдение норм произношения и написания имён существительных в именительном падеже. Словарь: директор. Учебник: упр. 253-256. | 1 | ||
| 25.12. |
| Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже.Соблюдение норм произношения и написания имён существительных в родительном падеже. Расширять представление о богатстве русского языка. Словарь: килограмм, грамм. Учебник: упр. 257-260. | 1 | ||
| 26.12. |
| Развитие речи 10. Составление объявленияв стенную газету. Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже.Соблюдение норм произношения и написания имён существительных в родительном падеже. Словарь: газета. Учебник: упр. 261-264. | 1 | ||
| 27.12. |
| Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. Учебник: упр. 265-268. | 1 | ||
| 11.01. |
| Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. Учебник: упр. 269-272. | 1 | ||
| 12.01. |
| Проверочная работа. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Учебник: упр. 273, 274, рубрика «Проверь себя», задание 3 - устно, задание 4 - письменно, с. 143. | 1 | ||
| 15.01. |
| Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Проектная деятельность. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Говорите правильно!». Проект «Говорите правильно!» Работа над ошибками, допущенными учениками при написании изложения. Работа с рубрикой «Проверь себя». Учебник: упр. 274, 275, рубрика «Наши проекты», с. 144, рубрика «Проверь себя», задания 3, 4, с. 143. | 1 | ||
| 16.01. |
| Имя прилагательное (30 ч) ПОВТОРЕНИЕ (4 ч) Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных.Понятие: имя прилагательное. Словарь: автомобиль. Учебник: упр. 1-4. | 1 | ||
| 17.01. |
| Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Число имён прилагательных.Словарь: семена. Учебник: упр. 5-9. | 1 | ||
| 18.01. |
| Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Словарь: электростанция, электровоз, электричество, электрический. Учебник: упр. 10-13. | 1 | ||
| 19.01. |
| Развитие речи 11. Работа с текстом-описанием, составление сочинения-описания по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». Словарь: сейчас. Учебник: упр. 14-15. | 1 | ||
| 22.01. |
| ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (1 ч) Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Алгоритм определения падежа имён прилагательных. Учебник: упр. 16-20. | 1 | ||
| 23.01. |
| ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХМУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (9 ч) Общее представление о склоненииимён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного. Учебник: упр. 23-28. | 1 | ||
| 24.01. |
| Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж.Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.Словарь: правительство. Учебник: упр. 29-32. | 1 | ||
| 25.01. |
| Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж.Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Развитие чувства любви к родному краю Крыму- частичке своей родины на основе содержания текстов. Словарь: аппетит. Учебник: упр. 33-37. | 1 | ||
| 26.01. |
| Склонение имён прилагательныхмужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж.Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Учебник: упр. 38-41. | 1 | ||
| 29.01. |
| Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи.Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах. Учебник: упр. 42-45. | 1 | ||
| 30.01. |
| Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный и винительный падежи.Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.Словарь: километр. Учебник: упр. 46-49. | 1 | ||
| 31.01. |
| Склонение имён прилагательныхмужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи.Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Учебник: упр. 50-55. | 1 | ||
| 01.02. |
| Составление сообщения о достопримечательностях своего села. Правописание падежных окончанийимён прилагательных мужского и среднего рода. Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Формирование уважения к национальному достоянию Российского государства, древним архитектурным памятникам, созданным руками русского народа, а также к национальному достоянию других стран и народов. Словарь: издалека. Учебник: упр. 56, 57. | 1 | ||
| 02.02. |
| Развитие речи 12.Сочинение-рассуждение по репродукции картины В.А. Серова «Мика Морозов».Алгоритм определения падежа имён прилагательных. Учебник: упр. 21, 22. | 1 | ||
| 05.02. |
| СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (6 ч) Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях.Словарь: экскурсия. Учебник: упр. 58-60. | 1 | ||
| 06.02. |
| Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи.Окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. Наблюдение за выразительностью имён прилагательных-эпитетов в словосочетаниях. Учебник: упр. 61-64. | 1 | ||
| 07.02. |
| Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи.Окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Учебник: упр. 65-68. | 1 | ||
| 08.02. |
| Контрольная работа по теме «Склонение имён прилагательных в единственном числе». Диктант.«Зимняя ночь в лесу».
| 1 | ||
| 09.02. |
| Правописание имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах, а также имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, отвечающих на вопрос какой? в именительном и винительном падежах. Морфологический разбор имён прилагательных. Словарь: вагон. Учебник: упр. 69, 70, 75. | 1 | ||
| 12.02. |
| Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Правописание имён прилагательных женского рода в единственном числе.Словарь: кастрюля, тарелка. Склонение имён прилагательныхженского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. Учебник: упр. 71-74. | 1 | ||
| 13.02. |
| СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (6 ч) Правописание имён прилагательных во множественном числе. Представление об окончаниях имёнприлагательных множественного числав каждом из падежей. Словарь: салют. Учебник: упр. 80-83. | 1 | ||
| 14.02. |
| Развитие речи 13.Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».Развитие чувства прекрасного при встрече с творчеством Н. К. Рериха. Учебник: упр. 84, 85 | 1 | ||
| 15.02. |
| Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи.Осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе художественного текста. Учебник: упр. 86-89. | 1 | ||
| 16.02. |
| Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи.Выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Нормы правильного согласования имён прилагательных и имён существительных в речи. Словарь: богатство, ботинки. Учебник: упр. 90-94. | 1 | ||
| 19.02. |
| Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи. Учебник: упр. 95-98. | 1 | ||
| 20.02. |
| Склонение имён прилагательных во множественном числе. Учебник: упр. 99. | 1 | ||
| 21.02. |
| ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» (4 ч) Обобщение по разделу «Имя прилагательное». Учебник: упр. 100-103. | 1 | ||
| 22.02. |
| Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Тесты. | 1 | ||
| 26.02. |
| Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Учебник: упр. 104-107.
| 1 | ||
| 27.02. |
| Работа над ошибками, допущенными в тестах. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя». Учебник: рубрика «Проверь себя», с. 50. | 1 | ||
| 28.02. |
| Местоимение (8 ч) ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (8 ч) Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи. Формирование почтительного отношения к родным, окружающим, уважительного отношения мальчиков к девочкам. Учебник: упр. 108-111. | 11 1 | ||
| 01.03. |
| Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. Повторение.Лицо, число, род местоимений (3-е лицо единственного числа). Учебник: упр. 112-116. | 1 | ||
| 02.03. |
| Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах. Учебник: упр. 117-121. | 1 | ||
| 05.03. |
| Развитие речи 14. Составление словосочетаний; диалога по рисункам. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. Словарь: металл, металлический. Учебник: упр. 122-125. | 1 | ||
| 06.03. |
| Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного множественного числа. Правописание местоимений.Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах. Учебник: упр. 126-129. | 1 | ||
| 07.03. |
| Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. Соблюдение норм употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. Морфологический разбор местоимения как части речи. Словарь: победа, победить. Учебник: упр. 130-133. | 1 | ||
| 09.03. |
| Контрольная работа по теме «Местоимение».
| 1 | ||
| 12.03. |
| Составление поздравительной открытки ко Дню 8 Марта.Словарь: председатель. Учебник: упр. 134-138, рубрика «Проверь себя», с. 78. | 1 | ||
| 13.03. |
| Глагол (34 ч) ПОВТОРЕНИЕ (2 ч) Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении.Словарь: гореть, сверкать. Учебник: упр. 139-143. | 1 1 | ||
| 14.03. |
| Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Учебник: упр. 144-147. | 1 | ||
| 15.03. |
| НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (5 ч) Неопределённая форма глагола.Словарь: лучше, расстояние. Учебник: упр. 148-151. | 1 | ||
| 16.03. |
| Неопределённая форма глагола.Неопределённая форма глаголов совершенного и несовершенного вида (без терминов). Глагольные приставки и суффиксы. Основа глагола неопределённой формы (первое представление). Формирование представлений о гражданских обязанностях и нормах поведения в обществе. Учебник: упр. 152-155. | 1 | ||
| 20.03. |
| Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме.Словарь: свитер, везде. Учебник: упр. 156-160. | 1 | ||
| 21.03. |
| Развитие речи 15. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану. Учебник: упр. 162. | 1 | ||
| 22.03. |
| Неопределённая форма глагола. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Составление текста из деформированных предложений.Работа с рубрикой «Страничка для любознательных». Роль глаголов в повествовательном тексте. Значимость фразеологизмов в тексте.Словарь: сверху, снизу. Учебник: упр. 161, рубрика «Страничка для любознательных», с. 78. | 1 | ||
| 23.03. |
| СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА (5 ч) Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов.Понятия: спряжение глагола, личные окончания глаголов. Учебник: упр. 163-167. | 1 | ||
| 02.04. |
| Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов.Работа с рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдать за глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа.Словарь; сеялка. Учебник: упр. 168-170, рубрика «Страничка для любознательных», с. 84. | 1 | ||
| 03.04. |
| 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе. Учебник: упр. 171-176. | 1 | ||
| 04.04. |
| Развитие речи 16. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Учебник: упр. 178, 179. | 1 | ||
| 05.04. |
| Обобщение по изученным темам о глаголе. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Подготовка к выполнению проекта «Пословицы и поговорки». Работа над подготовкой проекта «Пословицы и поговорки». Учебник: упр. 177, рубрика «Наши проекты», с. 92 | 1 | ||
| 06.04. |
| I И II СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ (2 ч) I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.Личные окончания глаголов I и II спряжения. Учебник: упр. 180-184. | 1 | ||
| 10.04. |
| I и II спряжение глаголов. Личныеокончания глаголов I и II спряжения.Словарь: назад, вперёд. Учебник: упр. 185-188. | 1 | ||
| 11.04. |
| ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВВ НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ (11 ч) Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Учебник: упр. 189-193. | 1 | ||
| 12.04. |
| Работа с деформированным текстом. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Учебник: упр. 194-196. | 1 | ||
| 13.04. |
| Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Учебник: упр. 197-199. | 1 | ||
| 16.04. |
| Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Работа с памяткой «Как правильно написать безударное окончание глагола». Учебник: упр. 200-203. | 1 | ||
| 17.04. |
| Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Учебник: упр. 204-207. | 1 | ||
| 18.04. |
| Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). Учебник: упр. 208, 209. | 1 | ||
| 19.04. |
| Возвратные глаголы (общее представление).Словарь: командир. Учебник: упр. 210-214. | 1 | ||
| 20.04. |
| Правописание возвратных глаголов.Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Учебник: упр. 215-219. | 1 | ||
| 23.04. |
| Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени.Составление предложений из деформированных слов; составление текста по личным наблюдениям. Учебник: упр. 220-223, с. 106. | 1 | ||
| 24.04. |
| Развитие речи 17. Составление под руководством учителя текста по сюжетным рисункам и его запись.Сочинение по сюжетным рисункам. Учебник: упр. 228 | 1 | ||
| 25.04. |
| Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола. Учебник: упр. 224-227. | 1 | ||
| 26.04. |
| ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ (3 ч) Правописание глаголов в прошедшем времени.Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Учебник: упр. 229-233. | 1 | ||
| 27.04. |
| Правописание глаголов в прошедшем времени.Изменение глаголов прошедшего времени по родам (в единственном числе) и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. Учебник: упр. 234-238. | 1 | ||
| 30.04. |
| Правописание глаголов в прошедшем времени.Образование глаголов в прошедшем времени. Правописание суффиксов и родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Формирование уважения к обычаям, принятым в нашей стране и в других странах. Формирование представлений о значении спорта в жизни людей и страны. Словарь: свобода. Учебник: упр. 239-242. | 1 | ||
| 02.05. |
| ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ» (6 ч) Обобщение по теме «Глагол».Морфологический разбор глагола как части речи. Учебник: упр. 243-246. | 1 | ||
| 03.05. |
| Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. Учебник: упр. 247-249. | 1 | ||
| 04.05. |
| Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. Проверочная работа. Учебник: упр. 250, рубрика «Проверь себя», задания 1-5, с. 120. | 1 | ||
| 07.05 |
| Составление связного устного рассказа о малой Родине - о Крыме. Учебник: упр. 253. | 1 | ||
| 08.05 |
| Контрольная работа по теме «Глагол».Диктант (с грамматическим заданием)«Рассвет в лесу» | 1 | ||
| 10.05 |
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте и при выполнении грамматического задания. Учебник: упр. 251, 252. | 1 | ||
| 11.05 |
| Повторение (11 ч+7 резерва) Язык и речь. Развитие речи 17. Составление текста типа сравнительного описания. Текст. Учебник: упр. 254-260. | 11 1 | ||
| 14.05 |
| Предложение и словосочетание. Учебник: упр. 261-273. | 1 | ||
| 15.05 |
| Контрольное списывание с печатного текста «Ель». Предложение и словосочетание. Учебник: упр. 261-273. | 1 | ||
| 16.05. |
| Лексическое значение слова. Состав слова. Учебник: упр. 274-285. | 1 | ||
| 17.05. |
| Правописание орфограмм в значимых частях слова.Словарный диктант. Учебник: упр. 286-294. | 1 | ||
| 18.05. |
| Развитие речи 18. Письмо текста по памяти.Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи. Учебник: упр. 295-298. | 1 | ||
| 21.05. |
| Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи. Учебник: упр. 299-310. | 1 | ||
| 22.05. |
| Контрольная работа по теме «Повторение».Диктант «Майское чудо». | 1 | ||
| 23.05. |
| Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Проектная деятельность Проект «Здравствуй, 5 класс!».
| 1 | ||
| 24.05. |
| Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи. Учебник: 311-322. | 1 | ||
| 25.05. |
| Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. Учебник: упр. 323-326. РТ: упр. 179, 180 | 1 | ||
|
|
| Повторение. Части речи. | 1 | ||
|
|
| Повторение. Имя существительное. | 1 | ||
|
|
| Повторение. Имя прилагательное | 1 | ||
|
|
| Повторение. Местоимение. | 1 | ||
|
|
| Повторение. Глагол | 1 | ||
|
|
| Повторение. Имя числительное | 1 | ||
|
|
| Повторение. Наречие | 1 | ||
|
|
| Всего:163ч+7 повторение | 170ч |
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя начальных классов
Пересунько Светланы Владимировны
по русскому языку
в 4 классе
№ п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирую- щее мероприятие | Дата проведе-ния по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0