СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Н. А. Некрасова»




Рассмотрена:

на методическом объединении учителей начальных классов

23.08.2019г. протокол №1

Согласована:

на педагогическом совете

30.08.2019г. протокол №1

Утверждена:

приказом МАОУ « СОШ №1 им. Н.А. Некрасова»

от 01.09.2019г. № 155







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для 4 класса

на 2019-2020 учебный год



разработана на основе авторской программы

В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной по предмету «Русский язык»

для 1-4 классов общеобразовательных учреждений





Составила:

Митенкова О.А.




г. Чудово

2019 г.

  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по русскому языку для 4-ого класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

- Федеральный Закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №763 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

- Приказ Министерства образования РФ от 22. 09. 2011 г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06. 10. 2009 г. №373.

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31 марта 2014 года № 253.

- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Школа России» – Просвещение. Москва 2011. – 528 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

- Авторская программа  курса «Русский язык» 1-4 классы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н Дементьева, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкина Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная  школа. 1 – 4 классы. УМК «Школа России». – М: АСТ: Просвещение; Москва:  2011.

- Основная Образовательная Программа начального общего образования МАОУ «СОШ №1 им. Н. А. Некрасова».

Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской программе учебного предмета.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


  1. Общая характеристика курса.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.    

В 4-ом классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением (имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.

     Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.


  1. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.

На изучение русского языка в 4 классе отводится 153 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  • личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);

  • культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);

  • деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);



  1. Планируемые образовательные результаты

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

У учащегося будут сформированы:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Метапредметные результаты

Ученик научится:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ);

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты.

У учащегося будут сформированы:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств,

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса);

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

  • приобретать опыт редактирования предложения (текста),

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  • различать родовые и личные окончания глагола;

  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи,

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  • находить в предложении обращение;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

  • применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах -ек, -ик;

  • запятая при обращении;

  • запятая между частями в сложном предложении;

  • объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

  • объяснять правописание личных окончаний глагола;

  • объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

  • при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.


6. Содержание учебного предмета.

4 класс (153 ч)

Повторение (10 ч)

Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

Предложение (7 ч)

Однородные члены предложения. Работа над ошибками. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Наши проекты. Работа над ошибками в сочинении. Сложное предложение и предложение с однородными членами. Контрольный диктант по теме «Предложение».

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

Имя существительное (39 ч)

Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.

Имя прилагательное (24 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (7 ч)

Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

Глагол (39 ч)

Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Повторение (15 ч)








  1. Тематическое планирование по русскому языку в 4 классе на 2019-2020 учебный год, с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.


п/п



Тема раздела


Тема урока


Кол-во

часов


Характеристика учебной деятельности

1.

Повторение.

/10ч/

Наша речь и наш язык.

1

Анализироватьвысказывания о русском языке.

Высказыватьсяо значении «волшебных слов» в речевом общении, использоватьих в речи.

Составлятьтекст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

Составлятьтекст (совместно со сверстниками) по рисунку с включением в него диалога.

Определятьтему и главную мысль текста.

Подбиратьзаголовок к тексту, соотноситьего с текстом. Выделять части текста и обосновыватьправильность их выделения.

Составлятьплан текста.

Соблюдатьнормы построения текста.

Работать с памяткой«Как подготовиться к изложению». Самостоятельно подготовитьсяк изложению. Подробноизлагатьсодержание повествовательного текста и оценивать правильностьнаписания.

Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».

Сочинятьрассказ в соответствии с выбранной темой.

Находитьв тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Составлятьпредложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинанания

в конце предложения и знака тире в диалогической речи.

Находитьобращение в предложении.

Составлятьпредложения с обращением.

Выделятьобращения на письме.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении (словосочетании).

Выделятьглавные члены предложения и объяснятьспособы нахождения главных членов предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлятьпо ним предложения.

Моделироватьпредложения.

Работать с памяткой«Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам.

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.

Выделять в предложении словосочетания.

Составлятьпредложения в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений. Выборочно письменно передаватьсодержание исходного текста повествовательного характера.

Оцениватьрезультаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

2.

Текст и его план.

1

3.

Типы текстов.


1

4

Предложение как единица речи.

1

5

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

6

Обращение.

1

7

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

1


8

Словосочетание.

2

9.

10.

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

1

Предложение.

/7ч/

Однородные члены предложения.

Работа над ошибками.

1

Распознаватьпредложения с однородными членами, находитьих в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены предложения.

Распознаватьоднородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдатьинтонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Анализироватьтаблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Продолжатьряд однородных членов.

Обосноватьпостановку запятых в предложениях с однородными членами.

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

Сравниватьпростые и сложные предложения.

Различатьпростое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Выделятьв сложном предложении его основ.

Составлять сложные предложения.

Оцениватьрезультаты выполнения задания проверочной работы.

Письменно передаватьсодержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

2.

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

3.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

4.


Наши проекты.


1


5

Простые и сложные предложения.

1

6.

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

1


7.

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1

1

Слово в языке и речи.

/19ч/

Слово и его лексическое значение.

Работа над ошибками.

1

Анализировать высказывания о русском языке.

Выявлятьслова, значение которых требует уточнения. Определятьзначение слова по тексту или уточнять спомощью толкового словаря.

Объяснятьпринцип построения толкового словаря.

Определять значение слова, пользуясь толковым словарём. Составлятьсобственные толковые словарики.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова.

Анализироватьупотребление в тексте слова в прямом и переносном значениях.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбиратьпредложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Оцениватьуместность использования слов в тексте, выбиратьиз ряда предложенных слова для успешного решения коммутативной задачи.

Работать с лингвистическим словарем учебника (толковым, синонимов, антонимов, фразеологизмов и др.), находитьв них нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слова, одной из частей которых является слово библио. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.

Работать со словарем иностранных слов.

Наблюдатьнад изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употребленными в пересном значении, значениями фразеологизмов), составлятьтекст по рисунку и фразеологизму.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживатьлишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слов по составу». Объяснять алгоритм разбора слов по составу, использовать его. Анализироватьзаданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.

Моделироватьслова.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.

Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группироватьслова по месту орфограммы и по типу орфограмм.

Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводитьзвуковой и звуко-буквенный разбор слов.

Работатьс орфографическим словарём.

Контролировать правильность записи текста, находитьнеправильно написанные слова и исправлять ошибки. Оцениватьрезультат выполнения орфографической задачи.

Контролировать правильность написания текста, находитьи исправлятьошибки.

Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Восстанавливатьнарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводитьсодержание текста.

Сочинятьобъявление.

Различатьизученные части речи.

Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотноситьих с той частью речи, которой они присущи.

Анализироватьтаблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлятьпо ним сообщения.

Подбиратьпримеры изученных частей речи.

Находитьнаречия среди данных слов в тексте. Анализироватьграмматические признаки наречия. Определятьроль наречий в предложении и в тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам.

Образовывать наречия от имён прилагательных.

Оценивать результаты выполнения задания «Проверь себя» по учебнику.

Обсуждатьпредставленный отзыв С.И. Мамонтова о картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать свое суждение и сочинять собственный текс-отзыв о картине художника.

2.

Многозначные слова. Заимствованные слова.

1

3.

Синонимы, антонимы и омонимы.

1

4.

Фразеологизмы.

1

5-6.

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

2

7.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1

8-9.

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

2

10.

Правописание приставок и суффиксов.

1

11.

Правописание слов с буквами Ь и Ъ.

1

12.

Части речи.


1

13.

Морфологические признаки частей речи.

1

14.

Склонение имен существительных и имен прилагательных.

1

15.

Имя числительное. Глагол.

1

16.

Наречие как часть речи.

1

17.

Правописание наречий.

2

18.

Контрольный диктант по теме «Части речи».

1

1.

Имя существительное.

/43ч/

Распознавание падежей имен существительных.

Работа над ошибками.

1

Различатьимена существительные, определять признаки имени существительного.

Изменятьсуществительные по падежам.

Работать с таблицей«Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловыевопросы.

Определятьпадеж, в котором употреблено имя существительное.

Различатьимена существительные в начальной и косвенной формах.

Соблюдать нормыупотребления в речи неизменяемых имён существительных.

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновыватьправильность определения. Подбирать примерысуществительных 1-го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения.

Составлятьописательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег».

Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновыватьправильность определения. Подбирать примерысуществительных 2-го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения.

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновыватьправильность определения. Подбирать примерысуществительных 3-го склонения.

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.

Классифицироватьимена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения.

Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница».

Устанавливатьналичие в именах существительных безударного падежного окончания и определятьспособ его проверки.

Анализироватьразные способы проверки безударного падежного окончания и выбиратьнужный способ его проверки.

Сопоставлятьформы имён существительных, имеющих окончания еи и.

Обосновыватьнаписание безударного падежного окончания.

Контролироватьправильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлятьошибки.

Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.

Подробно излагатьсодержание повествовательного текста.

Обосновыватьнаписание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.

Контролировать правильность написания в тексте имён существительных с безударным окончанием, находитьи исправлятьошибки.

Правильно употреблятьв устной и письменной речи имена существительные во множественном числе.

Работатьс памяткой «Разбор имени существительного как части речи», определять последовательность разбора по алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного.

Оценивать результат выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Подробно письменно передаватьсодержание повествовательного текста.

Сочинятьтекст-сказку на основе творческого воображения по данному началу.

Исследоватьречь взрослых /сверстников/ относительно употребления некоторых форм имен существительных множественного числа в родительном падеже.

2.

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.

1

3.

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных.

родительном и винительном, дательном падеже.

1

4.

Упражнение в распознавании имен существительных.

творительном и предложном падежах.

1

5.

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

1

6.

Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных.

1

7.

Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

1

8.

2-е склонение имен существительных.


1

9.

Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

1

10.

3-е склонение имен существительных.

1

11.

Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

1

12.

Типы склонений. Алгоритм определения склонения имени существительного.

1

13.

Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа.


1

14.

Способы проверки безударных окончаний имен существительных.

1

15.

Именительный и винительный падежи.

1

16.

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

1

17.

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

1

18.

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

1

19-

20.

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

2

21.

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

1

22.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже.

1

23.

Сравнение окончаний имен существительных в предложном падеже в трех склонениях.

1

24.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.

1

25.

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

1

26-27.

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных.

2

28.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

1

29.

Обобщение знаний.

Работа над ошибками.

1

30.

Склонение имен существительных во множественном числе.

1

31.

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

1

32.

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

1

33.

Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа.

1

34.

Дательный падеж имен существительных множественного числа.

1

35.

Творительный падеж имен существительных множественного числа.

1

36.

Предложный падеж имен существительных множественного числа.

1

37.

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

1

38.

Контрольный диктант за первое полугодие.

1

39.

Работа над ошибками.

Проект «Говорите правильно».

1

1

Имя прилагательное.

/24ч/

Имя прилагательное как часть речи.

1

Находить имена прилагательные среди других слов в тексте.Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов.

Определять род имён прилагательных. Изменятьимена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Различатьначальную форму имени прилагательного.Согласовыватьформу имени прилагательного с именем существительным при образовании словосочетания «существительное + прилагательное».

Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинятьтекст о любимой игрушке.

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль.

Проводить лексический анализ слов – имен прилагательных.

Работать с таблицейв учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин).

Работать с памяткой«Как определить падеж имён прилагательных».

Определять падеж имён прилагательных и обосновыватьправильность его определения.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своем впечатлении от картины.

Сравниватьпадежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.

Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

Определять способ проверкии написания безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе и выбиратьнаиболее рациональный способ.

Определять и обосновыватьнаписание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе,проверять правильность написания.

Анализироватьи излагатьписьменно содержание описательной части текста-образца.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице

Определять и обосновыватьнаписание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода в единственном числе,проверять правильность написания.

Записыватьтекст по памяти.

Находить информацию о достопримечательностях своего города,обобщать её и составлять сообщение.

Сравниватьпадежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.

Самостоятельно готовитьсяк изложению повествовательного текста и записыватьего. Проверятьнаписанное.

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».

Определять и обосновыватьнаписание безударного падежного окончания имен прилагательных во множественном числе,проверять правильность написания.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниямииисправлятьв словах ошибки.

Работать с памяткой«Разбор имени прилагательного»

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму,обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного.

Оценивать результат выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Высказыватьсвое мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

2.

Род и число имен прилагательных.

1

3.

Склонение имен прилагательных.


1

4.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

1

5.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

1

6.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1

7.

Именительный, винительный, родительный падежи.

1

8.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

1

9.

Упражнение в правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

10.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

11.

Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода.

1

12.

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

1

13.

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

1

14.

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных.

1

15.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

1

16.

Склонение имен прилагательных множественного числа.

1

17.

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.

1

18.

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа.

1

19.

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа.

1

20.

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

1

21.

Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».

1

22.

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. Пушкина».

1

23.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

24.

Работа над ошибками.

Повторение.

1

1.

Личные местоимения.

/7ч/

Местоимение как часть речи.

1

Распознавать местоимения среди других частей речи.

Определятьналичие в тексте местоимений.

Определять лицо, число и род у личных местоимений 3-го лица

Работать с таблицамисклонений личных местоимений; изменятьличные местоимения по падежам

Различать начальную икосвенную формы личных местоимений.

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменятьповторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Редактироватьтекст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.

Соблюдатьнормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их формы.

Устанавливатьналичие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.

Раздельно писатьпредлоги с местоимениями.

Работать с памяткой«Разбор местоимения как части речи». Выполнятьразбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Оценивать результат выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять небольшие тексты-диалоги, оцениватьправильность употребления в них местоимений.

Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта.

2.

Личные местоимения.

1

3.

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

1

4.

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

1

5.

Изменение личных местоимений падежам.

1

6.

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

1

7.

Работа над ошибками.

Повторение.

1

1.


Глагол.

/39ч/

Значение глаголов в языке и речи.

1

Различать глаголы среди других слов и в тексте

Определять изученныеграмматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).

Трансформироватьтекст, изменяя время глагола.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь)

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицироватьглаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?

Образовыватьглаголы с помощью приставок и суффиксов.

Оцениватьправильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых структур

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам

.Изменятьглаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Определять лицо и число глаголов.

Выделятьличные окончания глаголов.

Работать со страничкой для любознательных: с глаголами, которые не употребляются в 1-ом лице единственного числа.

Определятьроль мягкого знака в окончании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущего времени

(-ешь, -ишь).

Использовать правило написания глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

Писатьсочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.

Работать с таблицамиспряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения.

Определятьспряжение глаголов.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы « I и II спряжение глаголов»

Работать с памяткойопределения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

Моделироватьв процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказыватьправильность их написания.

Узнаватьвозвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить иписатьвозвратные глаголы.

Отличатьвозвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль и части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова.

Определять иобразовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей неи без частицы.

Работать с памяткой«Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновыватьправильность выделения изученных признаков глагола.

Записыватьпод диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Подробно воспроизводитьсодержание повествовательного текста и оцениватьнаписанное.


2-3

Время глаголов. Упражнение в образовании временных форм

2

4.

Изменение глаголов по временам.

1

5-6

Неопределенная форма глаголов.

2

7-8

Изменение глаголов по временам.

2

9-10

Спряжение глаголов.

2

11

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

12-13

I и II спряжение глаголов настоящего времени. Знакомство с понятием.

2

14

I и II спряжение глаголов будущего времени. Сравнение со спряжением глаголов настоящего времени.

1

15

I и II спряжение глаголов настоящего и будущего времени. Упражнение в определении типа спряжения.

1

16-18

Способы определения I и II спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.

3

19-23

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

5

24

Возвратные глаголы.

1

25.

Административный контрольный диктант

1

26-28

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

3

29

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

30

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

1

31

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

1

32

Развитие речи.

Подробное изложение повествовательного текста.

1

33-36.

Обобщение по теме «Глагол».

Работа над ошибками.

4

37.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

38.

Работа над ошибками.

Повторение.

1

39


Итоговый контрольный диктант за 4 класс.

1


.

Повторение.

/15ч/

Язык. Речь. Текст.

1


157-

158.

Предложение.

2

159-

160.

Словосочетание.

2

161-

162.

Лексическое значение слова.

2

163-

164.

Состав слова.

2

165-

166.

Части речи.

2

167-

168.

Звуки и буквы.

2

169.

Итоговый контрольный диктант за 4 класс.

1

170.

Работа над ошибками.

Игра «По галактике Частей речи».

1







8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы.

Учебники:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. Часть 1, 2.

Рабочие тетради:

Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 1,2.

Методические пособия:

Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс.

Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы.

2. Печатные пособия

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку.

Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.

3. Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

4. Экранно-звуковые пособия

Игнатьева Т.В. Обучение грамоте. Интерактивные демонстрационные таблицы.

Канакина В.П. и др. Русский язык 4 класс. Электронное приложение.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!