СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку. 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Старобурново муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________(Шарипова Л.Н.)

«31» августа 2018 года


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с.Старобурново __________________(Саяпова Л. А.)

Приказ № 74К от « 31» августа 2018 г.


Рабочая программа

по русскому языку для 4 класса

на 2019-2020 учебный год

Составила учитель начальных классов

Гребенщикова Анна Николаевна






РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов и воспитателей дошкольных групп МБОУ СОШ с.Старобурново

Протокол № 1 от«28» августа 2018 года

Руководитель ШМО _____ (Сальникова О. В.)





1. Пояснительная записка.


Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина– М.: Просвещение, 2014.


Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК «Школа России» автора А. А. Плешакова, для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -

М: Просвещение, 2019.

Цель и задачи учебного предмета



В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,

безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Русский язык» в 4 классе на­чальной школы отводится 4часов в неделю. (140 ч , 35 учебных недель).

2. Планируемые результаты

Личностные результаты


  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты


Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты


Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;

  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);

  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

  • овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);

  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);

  • пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

  • различать звуки и буквы;

  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);

  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

  • выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

  • иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;

  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

  • понимать роль союзов и частицы не в речи;

  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  • различать родовые и личные окончания глагола;

  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  • находить в предложении обращение;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.


3. Содержание учебного предмета.

Разделы

Содержание раздела

1.   Повторение (10ч).


Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения. Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

2.  Предложение (5ч)


Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и без перечисления И, а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

3. Слово в языке и речи (18ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями: толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов.

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи, значение, вопросы.

Роль наречий в предложении- второстепенный член предложения.

4. Имя существительное (30ч).

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные типы склонения имён существительных.

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия. Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке.

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

5. Имя прилагательное (25ч).

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

6. Местоимение (7ч).

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями к тебе, у тебя, к ним.

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах тебя, меня, его, её, у него, с нею.

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

7. Глагол (27ч).

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола особенности данной формы. Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы- общее представление. Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени - спряжение. Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения.

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам что делает? что делать?.

Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы.

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени видеть — видел, слышать — слышал

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат.

8. Повторение (18ч).

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению коллективно и самостоятельно.

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях .

Изложение подробное, сжатое текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств: эпитетов, сравнений, олицетворений, глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов.

Сочинения устные и письменные по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.



4. Календарно тематическое планирование по русскому языку 4 класс

п/п

урока

Дата


Тема урока


Примечание

план

факт

1 четверть

Повторение (10ч)

1

1

3.09


Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.


2

2

4.09


Язык и речь. Формулы вежливости.


3

3

5.09


Текст и его план.


4

4

6.09


Р. Р. Обучающее изложение.


5

5

10.09


Анализ изложения. Типы текстов.


6

6

11.09


Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.


7

7

12.09


Диалог. Обращение.


8

8

13.09


Входной контрольный диктант с грамматическим заданием №1 по теме «Повторение»

Приложение

9

9

17.09


Работа над ошибками. Обобщение знаний.


10

10

18.09


Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.


11

11

19.09


Словосочетание.


Предложение (5ч)

12

12

20.09


Однородные члены предложения (общее понятие).


13

13

24.09


Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.


14

14

25.09


Р.Р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».


15

15

26.09


Анализ сочинения. Наши проекты.


16

16

27.09


Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.


Слово в языке и речи (18ч)

17

17

1.10


Слово и его лексическое значение.


18

18

2.10


Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.


19

19

3.10


Синонимы, антонимы, омонимы.


20

20

4.10


Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.


21

21

8.10


Состав слова. Распознавание значимых частей слова.


22

22

9.10


Состав слова. Распознавание значимых частей слова.


23

23

10.10


Состав слова. Распознавание значимых частей слова.


24

24

10.10


Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 по теме «Предложение, части речи». За 1 четверть

Приложение

25

25

15.10


Анализ контрольного диктанта. Правописание гласных и согласных в корнях слов.


26

26

16.10


Правописание приставок и суффиксов.


27

27

17.10


Разделительные твёрдый и мягкий знаки.


28

28

18.10


Р.Р. Контрольное изложение №1.

Приложение

29

29

22.10


Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи.


30

30

23.10


Склонение имён существительных и имён прилагательных.


31

31

24.10


Имя числительное. Глагол. Контрольный словарный диктант №1

Приложение

32

32

25.10


Наречие как часть речи.


2 четверть

33

1

5.11


Правописание наречий.


34

2

6.11


Р.Р. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».


Имя существительное (30ч)

35

3

7.11


Распознавание падежей имён существительных.


36

4

8.11


Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных.


37

5

12.11


Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах.


38

6

13.11


Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.


39

7

14.11


Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных.


40

8

15.11


Р.Р. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».


41

9

19.11


Анализ сочинения. 2-склонение имён существительных.


42

10

20.11


Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения.


43

11

21.11


3-е склонение имён существительных.


44

12

22.11


Контрольное списывание с заданием №1

Приложение

45

13

26.11


Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения.


46

14

27.11


Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 по теме « Имя существительное как часть речи»

Приложение

47

15

28.11


Работа над ошибками. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.


48

16

29.11


Именительный и винительный падежи.


49

17

3.12


Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. Контрольный словарный диктант №2

Приложение

50

18

4.12


Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.


51

19

5.12


Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.


52

20

6.12


Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.


53

21

10.12


Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.


54

22

11.12


Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.


55

23

12.12


Р. Р. Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница».


56

24

13.12


Контрольный диктант с грамматическим заданием№4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе». за 2 четверть

Приложение

57

25

17.12


Анализ контрольного диктанта. Повторение.


58

26

18.12


Анализ сочинения. Склонение имён существительных во множественном числе.


59

27

19.12


Именительный падеж имён существительных множественного числа.


60

28

20.12


Родительный падеж имён существительных множественного числа.


61

29

24.12


Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.


62

30

25.12


Р.Р. Обучающее изложение.


63

31

26.12


Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.


64

32

27.12


Повторение и закрепление пройденных тем






3 четверть

Имя прилагательное (25ч)


65

1

14.01


Имя прилагательное как часть речи.


66

2

15.01


Род и число имён прилагательных.


67

3

16.01


Описание игрушки.


68

4

17.01


Склонение имён прилагательных.


69

5

21.01


Р.Р. Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серов «Мика Морозов»».


70

6

22.01


Анализ сочинения. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.


71

7

23.01


Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.


72

8

24.01


Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.


73

9

28.01

Именительный, винительный, родительный падежи.


74

10

29.01


Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.


75

11

30.01


Р. Р. Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты.


76

12

31.01


Анализ изложения. Склонение имён прилагательных женского рода.


77

13

4.02


Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.


78

14

5.02


Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.


79

15

6.02


Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.


80

16

7.02


Р. Р. Контрольное изложение описательного текста №2

Приложение 3

81

17

11.02


Анализ изложения. Склонение имён прилагательных во множественном числе.


82

18

12.02


Р. Р.Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости».


83

19

13.02


Анализ сочинения. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.


84

20

14.02


Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.


85

21

18.02


Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.


86

22

19.02


Обобщение по теме «Имя прилагательное».


87

23

20.02


Р.Р. Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».


88

24

21.02


Контрольный диктант с грамматическим заданием№5 «Имя прилагательное».

Приложение 3

89

25

25.02


Анализ контрольного диктанта. Повторение.


Местоимение (7ч)

90

26

26.02


Местоимение как часть речи. Личные местоимения.


91

27

27.02


Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.


92

28

28.02


Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.


93

29

3.03


Изменение личных местоимений по падежам.


94

30

4.03


Изложение повествовательного текста с элементами описания.


95

31

5.03


Контрольный диктант с грамматическим заданием №6 по теме «Местоимение». (за 3 четверть).

Приложение

96

32

6.03


Анализ контрольного диктанта. Повторение.


Глагол (27ч)

97

33

10.03


Роль глаголов в языке.


98

34

11.03


Изменение глаголов по временам.


99

35

12.03


Неопределённая форма глагола. Контрольный словарный диктант №3

Приложение

100

36

13.03


Изменение глаголов по временам.


101

37

17.03


Р. Р. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.


102

38

18.03


Анализ изложения. Спряжение глаголов.


103

39

19.03


Спряжение глаголов.


104

40

20.03


2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.


4 четверть

105

1

31.03


Р.Р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

.

106

2

1.04


Анализ сочинения. 1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени.


107

3

2.04


1 и 2 спряжение глаголов будущего времени.


108

4

3.04


Наши проекты.


109

5

7.04


Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.


110

6

8.04


Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.


111

7

9.04


Возвратные глаголы.


112

8

10.04


Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.


113

9

14.04


Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.


114

10

15.04


Правописание глаголов в прошедшем времени.


115

11

16.04


Р. Р. Изложение повествовательного текста по вопросам.


116

12

17.04


Контрольный диктант с грамматическим заданием №7 по теме «Глагол».

Приложение

117

13

21.04


Анализ контрольного диктанта. Повторение.


118

14

22.04


Обобщение по теме «Глагол».


119

15

23.04


Обобщение по теме «Глагол».


120

16

24.04


Контрольное списывание с заданием №2

Приложение

121

17

28.04


Проверка знаний по теме «Глагол».


122

18

29.04


Повторение


Повторение (18ч)

123

19

30.04


Язык. Речь. Текст.


124

20

30.04


Предложение и словосочетание. Контрольный словарный диктант № 4

Приложение

125

21

6.05


Предложение и словосочетание.


126

22

6.05


Лексическое значение слова.


127

23

7.05


Р.Р.Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь»».


128

24

8.05


Состав слова.


129

25

12.05


Состав слова.


130

26

13.05


Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием №8 по теме «Части речи» за 4 четверть

Приложение

131

27

14.05


Работа над ошибками. Повторение пройденного.


132

28

15.05


Части речи.


133

29

19.05


Части речи.


134

30

20.05


Части речи.


135

31

21.05


Части речи.


136

32

22.05


Повторение. Обобщение пройденного.


137

33

26.05


Звуки и буквы


138

34

27.05


Звуки и буквы


139

35

28.05


Повторение и обобщение изученного за год.


140

36

29.05


Игра «По галактике Частей Речи».
























Приложение

Контрольно – измерительный материал к рабочей программе по русскому языку в 3 классе.

Четверть

Количество часов в четверть

Количество контрольных диктантов

Количество контрольных списываний

Количество контрольных словарных диктантов

Количество контрольных изложений

тематические

контрольные

I

32




4

1

-

1

1

II

32

1

1

1

-

III

40

1

-

1

1

IV

36

1

1

1

-

Итого в год

140

4

4

2

4

2

Количество часов в неделю – 4 часов.

Оценка письменных работ по русскому языку.

Диктант

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

- Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

- Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».


Ошибкой считается:

- Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

- Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

- Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.


Примечание:

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

Обьем текста диктанта:

1четверть – 45 – 50 слов

2 четверть – 50 – 55 слов

3 четверть – 55 – 60 слов

2 четверть – 60 – 70 слов

Грамматическое задании

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание


Отметки

Допустимое количество ошибок

3 класс

«5»

Нет ошибок.

Один недочет графического характера.

«4»

1 ошибка

1 исправление

«3»

2 ошибки

1 исправление

«2»

3 ошибки


Обьем текста для списывания :

1четверть – 40 – 45 слов

2 четверть – 45 – 50 слов

3 четверть – 50 – 55 слов

2 четверть – 55 – 60 слов

Словарный диктант

Класс

3 класс

Количество слов

12 – 15 слов

Критерии оценки

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка, 1 исправление

«3» - 2 ошибки, 1 исправление

«2» - более 2 ошибок




Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и

орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2

исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные

нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений,

беден словарь, 4-5 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,

главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен

словарь, 7 и более орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примечание

Объем текстов для изложения должен быть примерно на 15-20 слов больше объема

текстов диктанта. Во 2-4 классах работа по развитию речи оценивается только двумя

отметками: одна – за содержание, вторая – за грамотность. Критерии оценки такие же, как и при оценке диктанта.



Контрольные работы по русскому языку.

Входной контрольный диктант с грамматическим заданием №1 по теме «Повторение»

13.09.2019

Клюква.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.

По М. Пришвину

Слова для справок: растёт, бывает, превратилась. 

Грамматическое задание 

1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.

2. Выполнить звуко - буквенный разбор слова: вариант 1 - ягода, вариант 2 – поздно.

3. Обозначить грамматическую основу: вариант 1- в третьем предложении, вариант 2- в шестом предложении.



Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 по теме «Предложение. Части речи». (за 1 четверть)

10.10.2019 г.

Трусиха.

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой.

А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась. (84 слова)

По Н. Артюховой

Слова для справок: наперерез, навзрыд, врассыпную. 

Грамматическое задание 

1. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова. Вариант 1 Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Вариант 2 Ребята выходили из своих убежищ.

2. Сделать звуко – буквенный разбор слова: вариант 1 – вдруг, вариант 2 – очень.

3. Разобрать слова по составу: вариант 1 – закричала, вариант 2 – выходили.


Контрольное изложение №1.

18.10.2019 г.

Боксёр

Жильцы дома уехали, а собаку оставили на балконе. Боксёр не сводил глаз с ворот. Он ждал друга.

В воротах появился Костя. Глаза боксёра загорелись радостью. Костя позвал собаку. Боксёр тихо взвизгнул. Костя подбежал к сараю, взял лестницу и переставил её к перилам балкона. Боксёр спустился по ней на землю.

Костя достал припасы и стал кормить собаку. Боксёр был голоден и ел с жадностью. Ел и посматривал на Костю. Сколько благодарности было в глазах собаки!

Собачий обед кончился. Костя похлопал пса по спине, и они отправились на прогулку.

После прогулки друзья тем же путём возвратились домой. Боксёр провожал Костю глазами, полными преданности.

Ю. Яковлев

Примерный план:

  1. Остался один.

  2. Друг пришёл на помощь.

  3. Вместе.

  4. До скорой встречи.


Контрольный словарный диктант №1.

24.10.2019 г.

Впереди, правительство, библиотека, аллея, прекрасный, здравствуйте, коллекция, пассажир, жёлтый, костёр, хозяйство, народ, автомобиль, вчера.

Контрольное списывание с заданием №1.

22.11.2019 г.

Сороки

Удивительная была погода! На поляне стояла стройная рябинка. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле.

Я любил отдыхать у этого деревца. Здесь меня каждый раз встречали сороки. Еще издали я замечал белизну птиц среди зелени и румянца ветвей. Я подходил к рябине. Птицы быстро летели к лесу. Они кружили от елки к елке. Лесные красавицы стояли в нарядном убранстве. С них свисали спелые шишки, сороки рассаживались по острым макушкам елок. Это были их наблюдательные посты. Я отходил от дерева. Весь выводок летел к рябинке. (86 слов.)

  1. Подчеркни грамматическую основу в 10 предложении.

  2. Дай характеристику этому предложению.

  3. Выпиши все словосочетания с вопросами.

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 «Имя существительное как часть речи»

27.11.2019 г.

Лес.

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами. (94слова)

Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.

Грамматическое задание

1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.

2. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.

Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

3. Разобрать имя существительное как часть речи:

вариант 1 – вредителей,

вариант 2 – гусениц.

Контрольный словарный диктант №2.

3.12.2019 г.

потом, комбайн, командир, шоссе, самолет, жилище, агроном, везде, гореть, революция, около, календарь, горизонт, богатство.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №4 «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (за 2 четверть).

13.12.2019 г.

Как мужик убрал камень .

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывести их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)

По Л. Толстому

Слова для справок: его, тысяч, предложил. 

Грамматическое задание 

1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3 – го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

2. Выполнить звуко - буквенный разбор слова: вариант 1 – его, вариант 2 – шесть.

3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 – (за) выдумку, вариант 2 –инженеров.



Контрольное изложение №2.

7.02.2020 г.

Мурзик лежал в лодке и долго грыз резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, который выпускал из резиновой лодки воздух. Жевать пробку ему понравилось. Через час Мурзик её разгрыз, и тогда случилось невероятное и страшное.

Густая струя воздуха с рёвом вырвалась из клапана, как из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы. А лодка ещё долго свистела, рычала, и бока её тряслись и худели на глазах.

Куры раскудахтались по всем деревенским дворам. Чёрный кот промчался тяжёлым галопом через сад и прыгнул на берёзу. Оттуда он долго смотрел, как булькала странная лодка, выплёскивая толчками последний воздух.

К. Паустовский

Примерный план

  1. Кот грыз резиновую пробку лодки.

  2. Лодка еще долго свистела и рычала.

  3. Кот еще долго смотрел на лодку.


Контрольный диктант с грамматическим заданием№5 «Имя прилагательное»

21.02.2020 г.

Зимний день.

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)


Грамматическое задание

1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.» Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д.п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.

3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

1) В…, …, …уборе стоит осенний лес.

2) На …небе загорелись… звёзды.


Контрольный диктант с грамматическим заданием №6 «Местоимение» за 3 четверть.

5.03.2020 г.

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она - от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка! (119 слов)

Грамматическое задание

1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.

2. Распределить слова по группам и записать в два столбика. Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.

3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.

В субботу… пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На… были красные, жёлтые, оранжевые листья. …встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.

Контрольный словарный диктант №3.

12.03.2020 г.

Берег, издалека, шестнадцать, интересный, адрес, вокзал, инженер, директор, восемь, килограмм, электричество, медленно, электровоз.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №7 «Глагол»

17.04.2020 г.

Совесть.

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутть над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (53 слова)

По А. Гайдару

Грамматическое задание

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.

2. Поставить глаголы в неопределённую форму. Пришла, идёт, посмотрит.


Контрольное списывание с заданием №2.

24.04.2020 г.

За крайней избой дальней деревушки виднелось жёлтое поле. Придорожная канава заросла травой. На просторной равнине у дороги стояла белая берёза. Осень убрала деревья в жёлтый убор. Берёза стояла счастливая.

Наступила зима. В зимней ночи ветер трепал ветви берёзы, снег засыпал поля, леса, жилища людей. Всё замерло.

Но вот от весеннего дождя начали дымиться крыши изб. Снежное поле заблестело на ярком солнце, потекли, заговорили ручьи, зазеленела берёза.

Пришло лето. В шёлковой листве березы беззаботно зашумел ветер. Гибкие ветви склонились до первой зелени травы. Возле крепкого ствола, в густой и мягкой траве закипела жизнь. Засуетились мелкие жучки, муравьи, мошки. (97 слов)

  1. Определите род, число и падеж имён прилагательных в 3-м абзаце.

  2. Разберите по составу: придорожная.

Контрольный словарный диктант №4.

30.04.2020 г.

электростанция, Россия, расстояние, километр, металл, двенадцать, шофёр, вагон, свобода, победа, экскурсия, корабль, желать.





Контрольный диктант с грамматическим заданием №8 по теме « Части речи»

13.05.2020 г.

Последние денёчки.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78 слов) 

Грамматическое задание 

1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

2. Разобрать слова как части речи. Укрыли, молочным, (за) ночь.

 3. Выполнить звуко – буквенный разбор слова ледяные.












30