23
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почтовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО ____________ Э.Э.Менадиева Протокол №____________ от «____»_________2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ Л.Я.Дерменджи «_____»___________2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ Л.А.Гончар Приказ №_____ от «_____»________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3-А КЛАСС
НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 4; всего за год 136.
УЧИТЕЛЬ: Семенчук Нина Ивановна
КАТЕГОРИЯ : Высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ФГОС начального общего образования, Концепций духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, авторских программ В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык».
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. ил. – (Школа России). ISBN – 978-5-09-030199-2.
п. Почтовое, 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, авторских программ В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» («Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2014 г.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
– развитие коммуникативных умений;
– развитие нравственных и эстетических чувств;
– развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД:
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы:
осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомство с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать над словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять ранее изученные правила правописания, а также:
– непроизносимые согласные;
– разделительный твёрдый знак (ъ);
– непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
– гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
– мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
– безударные родовые окончания имён прилагательных;
– раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
– раздельное написание частицы не с глаголами;
– подбирать примеры с определённой орфограммой;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65-70 слов);
писать под диктовку текст (объёмом 55-60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
– е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
– запятая при обращении;
– запятая между частями в сложном предложении;
– безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию6.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Язык и речь (2)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание(13)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи (18)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова (15)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (15)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное (30)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное (12)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимение (4)
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (17)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (10)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела | Наименование раздела | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
1. | Язык и речь | 2 | | |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание. | 13 | Входная к.р – 1 1 | Р/р – 1 С.д. -1 |
3. | Слово в языке и речи | 18 | | Р/р – 3 С.д. - 2 |
4. | Состав слова | 15 | 2 | Р/р – 2 С.д. -1 |
5. | Правописание частей слова | 15 | 1 | Р/р – 1 С.д. -2 |
6. | Имя существительное | 30 | 2 | Р/р – 4 С.д. - 2 Проект – 2 |
7. | Имя прилагательное | 12 | | Р/р – 2 С.д. - 2 |
8. | Местоимение | 4 | | Р/р – 1 |
9. | Глагол | 17 | 1 | Р/р – 1 С.д. - 1 |
10. | Повторение | 10 | 1 | С.д. -1 |
| Итого: | 136 ч | Входная к./р. – 1 К./р. - 8 | Р/р – 15 Проект – 2 С.д. – 12 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела (количество часов), темы урока | Примечание |
По плану | Фактически | По плану | Фактически |
Язык и речь (2 ч) |
| | 01.09 | | Наша речь. Виды речи. | |
| | 05.09 | | Наш язык. | |
Текст. Предложение. Словосочетание (13 ч) |
| | 06.09 | | Текст. Признаки текста. | |
| | 07.09 | | Типы текстов. | |
| | 08.09 | | Предложение. | |
| | 12.09 | | Виды предложений по цели высказывания. | |
| | 13.09 | | Виды предложений по интонации. | |
| | 14.09 | | Предложение с обращением. Словарный диктант №1 | |
| | 15.09 | | Главные и второстепенные члены предложения. | |
| | 19.09 | | Входная контрольная работа. | |
| | 20.09 | | Работа над ошибками. Простое и сложное предложение. | |
| | 21.09 | | Простое и сложное предложение. | |
| | 22.09 | | Словосочетание. | |
| | 26.09 | | Р/р №1 Составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». | |
| | 27.09 | | Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Предложение». | |
Слово в языке и речи (18 ч) |
| | 28.09 | | Работа над ошибками. Лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова. | |
| | 29.09 | | Синонимы и антонимы. | |
| | | | Омонимы. | |
| | | | Слово и словосочетание. Словарный диктант №2 | |
| | | | Фразеологизмы. | |
| | | | Р/р №2 Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова | |
| | | | Части речи и их значение. | |
| | | | Имя существительное. | |
| | | | Имя прилагательное. | |
| | | | Глагол. | |
| | | | Имя числительное. | |
| | | | Р/р №3 Составление текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | |
| | | | Однокоренные слова. Словарный диктант №3 | |
| | | | Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласные звуки. | |
| | | | Звонкие и глухие согласные звуки. | |
| | | | Разделительный мягкий знак. | |
| | | | Р/р №4 Обучающее изложение текста по коллективно составленному плану и вопросам. | |
| | | | Обобщение и закрепление изученного. Самостоятельная работа по теме «Слово в языке и речи» | |
Состав слова (15 ч) |
| | | | Корень слова. | |
| | | | Итоговая контрольная работа за I четверть | |
| | | | Работа над ошибками. Как найти в слове корень. | |
| | | | Сложные слова. | |
| | | | Окончание. | |
| | | | Приставка. Как найти в слове приставку. | |
| | | | Значение приставок. Словарный диктант № 4. | |
| | | | Суффикс. Как найти в слове суффикс. | |
| | | | Значения суффиксов. | |
| | | | Р/р № 5 Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». | |
| | | | Основа слова. Как найти основу слова. | |
| | | | Разбор слова по составу. | |
| | | | Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Состав слова». | |
| | | | Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова. | |
| | | | Р/р №6 Подробное изложение по тексту В.Бианки. | |
Правописание частей слова (15 ч) |
| | | | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова. | |
| | | | Правописание слов с безударными гласными в корне. Словарный диктант №5 | |
| | | | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | |
| | | | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | |
| | | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |
| | | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |
| | | | Правописание слов с удвоенными согласными. | |
| | | | Р/р №7 Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | |
| | | | Правописание суффиксов и приставок. | |
| | | | Правописание суффиксов и приставок. | |
| | | | Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант №6 | |
| | | | Правописание приставок и предлогов. | |
| | | | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | |
| | | | Итоговая контрольная работа за II четверть. | |
| | | | Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками. | |
Имя существительное (30 ч) |
| | | | Части речи. | |
| | | | Имя существительное и его роль в речи. | |
| | | | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Словарный диктант №7 | |
| | | | Р/р №8 Работа с текстом. Письмо по памяти. | |
| | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Проект № 1 «Тайна имени». | |
| | | | Число имён существительных. | |
| | | | Род имён существительных. | |
| | | | Род имён существительных. | |
| | | | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | |
| | | | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | |
| | | | Р/р №9 Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | |
| | | | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | |
| | | | Работа над ошибками. Склонение имён существительных. | |
| | | | Склонение имён существительных. | |
| | | | Падеж имён существительных. | |
| | | | Р/р №10 Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | |
| | | | Именительный падеж. | |
| | | | Родительный падеж. Словарный диктант № 8 | |
| | | | Дательный падеж. | |
| | | | Винительный падеж. | |
| | | | Винительный падеж. | |
\ | | | | Творительный падеж. | |
| | | | Творительный падеж. | |
\ | | | | Предложный падеж. | |
| | | | Предложный падеж. | |
| | | | Все падежи. | |
| | | | Обобщение знаний. | |
| | | | Р/р №11 Устное сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | |
| | | | Итоговая контрольная работа за III четверть. | |
| | | | Работа над ошибками. Проект № 2 «Зимняя страничка». | |
Имя прилагательное (12 ч) |
| | | | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | |
| | | | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | |
| | | | Роль имен прилагательных в тексте. Текст-описание. | |
| | | | Р/р №12 Отзыв по репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | |
| | | | Род имён прилагательных. Словарный диктант № 9 | |
| | | | Изменение имён прилагательных по родам. | |
| | | | Число имён прилагательных. | |
| | | | Изменение имен прилагательных по падежам. | |
| | | | Изменение имен прилагательных по падежам. | |
| | | | Обобщение знаний. Словарный диктант №10 | |
| | | | Р/р №13 Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками». | |
| | | | Обобщение знаний. Самостоятельная работа. | |
Местоимение (4 ч) |
| | | | Личные местоимения. | |
| | | | Изменение личных местоимений по родам. | |
| | | | Местоимение. | |
| | | | Р/р №14 Составление письма. | |
Глагол (17 ч) |
| | | | Значение и употребление глаголов в речи. | |
| | | | Неопределенная форма глагола. | |
| | | | Неопределенная форма глагола. | |
| | | | Число глаголов. | |
| | | | Число глаголов. Словарный диктант №11 | |
| | | | Времена глаголов. | |
| | | | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | |
| | | | Изменение глаголов по временам. | |
| | | | Изменение глаголов по временам. | |
| | | | Р/р № 15 Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. | |
| | | | Род глаголов в прошедшем времени. | |
| | | | Род глаголов в прошедшем времени. | |
| | | | Правописание частицы не с глаголами. | |
| | | | Правописание частицы не с глаголами. | |
| | | | Обобщение знаний о глаголе. | |
| | | | Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по темам «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол». | |
| | | | Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. | |
Повторение (10 ч) |
| | | | Повторение. Части речи. | |
| | | | Повторение. Обобщение изученного о слове, предложении. | |
| | | | Итоговая контрольная работа за год. | |
| | | | Работа над ошибками. Повторение. Правописание окончаний имен прилагательных. | |
| | | | Повторение. Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант №12 | |
| | | | Повторение. Предложение. Грамматическая основа. Правописание приставок и предлогов. | |
| | | | Повторение. Правописание безударных гласных. Правописание парных согласных. | |
| | | | Повторение. Правописание парных согласных. | |
| | | | Повторение. Правописание значимых частей слов. Однокоренные слова. | |
| | | | Повторение. Текст. | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почтовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
рабочей программы учителя ____________________________
по __________________________________________________
в ___________________________________________________
(класс)
№ | Название раздела, темы урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Выводы о выполнении программы: |
Учитель __________/________________________________________________