СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа по русскому языку среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку (базовый уровень), утверждённого  приказом Минобразования РФ 5 марта 2004 года №1089, приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 года № 1578,  на основе Примерной программы по русскому языку для 10 – 11 классов и  на основе авторской   программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (базовый уровень) (Русский язык. Программы общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2013).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по русскому языку среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку (базовый уровень), утверждённого приказом Минобразования РФ 5 марта 2004 года №1089, приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 года № 1578, на основе Примерной программы по русскому языку для 10 – 11 классов и на основе авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (базовый уровень) (Русский язык. Программы общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2013).

Цели и задачи изучения предмета

Целями и задачами изучения русского языка в средней школе являются:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

    • расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

    • расширение лингвистического кругозора; углубление знаний о лингвистике как науке, языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого уровня языка, языковой норме, ее функциях и вариантах; функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представления о речевой деятельности, ее основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

    • совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение орфографической и пунктуационной грамотности; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, опыта оценивания изобразительно-выразительных возможностей художественного текста и проведения его лингвостилистического анализа;

    • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение различными приемами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки научной информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных носителях;

    • существенное расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного употребления основных вариантных форм словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии со сферой речевого общения, а также умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    • приобретение опыта исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;

    • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении профильного высшего образования, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

Место учебного предмета в учебном плане


В соответствии с учебным планом МКОУ «Зургановская СОШ» на изучение русского языка в 10 классе выделено 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Содержание учебного предмета

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения.

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций  

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык и язык художественной литературы.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Текст и его место в системе языка и речи. Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1)правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использование нормативных словарей русского языка. Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции  

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Планируемые результаты освоения курса русского языка

Личностными результатами освоения учащимися 10 класса средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  • осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию, к получению высшего филологического образования от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

  • представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

  • представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

  • существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения учащимися 10 класса средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

  • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

  • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

  • умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

  • разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • готовность к получению профильного высшего образования, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

  • овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися 10 класса средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  • представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • освоение основных сведений о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, о формах существования русского национального языка; освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения, литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка, основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

  • понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;

  • владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

  • осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

  • владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

говорение и письмо:

  • создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

  • применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

  • соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

  • осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов.


Формы и виды контроля в 10 классе

     Контроль качества усвоения учебного материала предусмотрен в виде текущей аттестации (поурочная, полугодовая, годовая), контрольных работ, сочинений, тестирования.

     При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

  • диктанты (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический);

  • тесты;

  • сочинения-рассуждения;

  • комплексный анализ текста;

  • сообщения на лингвистическую тему.

     Проверяются и оцениваются следующие результаты обучения:    

  • речевые умения и навыки;

  • умение выполнять разнообразные виды анализа на основе имеющихся лингвистических знаний;

  •  умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и

пунктуационных норм;

  • умение создавать текст того или иного стиля, типа речи, жанра.

 






























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ур

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание




Общие сведения о языке (7 часов)


1

Русский язык в современном мире.

1

Усвоение новых знаний.

Место и значимость русского языка в современном мире.

Предметные: проследить историю формирования русского языка, его положение в современном мире.

Метапредметные: уметь дискутировать на заданную тему, давать письменные ответы на вопросы с опорой на данный текст.

Личностные: воспитание личной гражданской позиции.


Упр.8

2

Формы существования русского национального языка.

1

Повторение и обобщение изученного материала.

Формы существования и социальные разновидности языка.

Предметные: обновить и расширить знания учащихся о национальном языке.

Метапредметные: уметь работать со схемами, выделять проблемы в тексте, высказывать своё мнение по ним.

Личностные: воспитывать культуру языка.

Упр.12,16

3

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

1

Повторение и обобщение изученного материала.

Единицы языка, уровни языковой системы

Предметные: расширить познания о системе языка и его уровнях.

Метапредметные: уметь логически мыслить.

Личностные: уважительно относиться к системе науки о языке.

Упр.31

4

Текст и его место в системе языка и речи.

1

Повторение и обобщение изученного материала.

Текст как предмет лингвистики. Признаки, структура текста. Средства связи в тексте.

Предметные: углубить и расширить знания о тексте.

Метапредметные: уметь работать с текстами, логически мыслить.

Личностные: воспитывать культуру речи.

Упр.38

5

Культура речи. Её основные качества. Нормативный, коммуникативный и эстетический аспекты речи.

1

Повторение и обобщение изученного материала.

Понятие о культуре речи, её коммуникативной целесообразности, умеренности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности и выразительности.

Предметные: знать основные качества речи.

Метапредметные: уметь использовать основные качества речи в речевой практике.

Личностные: обладать языковым чутьём, уважительно относиться к грамотной речи.

Упр.42

6

Языковая норма и её основные особенности. Основные виды языковых норм.

1

Повторение и обобщение изученного материала.

Понятие о языковой норме. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические, синтаксические).

Предметные: знать языковые нормы.

Метапредметные: уметь использовать языковые нормы в устной и письменной речи.

Личностные: воспитывать культуру речи.

Упр.46

7

Р. р. Сочинение-рассуждение о русском языке по теме «Какую роль

играет русский язык в

современном мире?» (приближенное к сочинению ЕГЭ)

1

Урок развития речи.

План сочинения-рассуждения: вступление-проблема – комментарий проблемы- собственное мнение: тезис-аргументы-вывод.

Предметные: составлять собственный текст, аргументируя свою точку зрения.

Метапредметные: уметь оценивать

правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее

решения.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учебе,

готовности к самообразованию.



Фонетика. Орфоэпия. Орфография. (10 часов)


8

Анализ сочинения-рассуждения. Орфоэпические и акцентологические нормы.

Р. к. Орфоэпические особенности донских говоров.

1

Комбинированный

Анализ ошибок разного вида, допущенных в сочинении Особенности орфоэпических (произносительных) и акцентологических норм. Орфоэпические правила русского произношения.

Предметные: применять изученные орфограммы и пунктограммы на практике, знать особенности оэфоэпических и акцентологических норм русского языка, проводить различные виды анализа языковых единиц, явлений и фактов.

Метапредметные: систематизировать информацию, планировать собственную

деятельность в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять расширенный поиск информации.

Личностные: осуществлять текущий контроль своей деятельности, воспитывать культуру речи.



9

Орфоэпические и акцентологические нормы. Фонетический разбор. Практикум.

1

Урок-практикум.

Орфоэпические и акцентологические нормы. Порядок фонетического разбора слова.

Предметные: правильное произношение с учётом существующих норм, обобщить сведения из области фонетики, закрепить навыки фонетического разбора слова.

Метапредметные: планировать собственную

деятельность в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, контролировать и оценивать свои действия; вносить коррективы в их

выполнение на основе оценки и учета характера ошибок.

Личностные: воспитывать культуру речи, формирование ответственного

отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


10

Принципы русской орфографии.

1

Комбинированный урок.

Особенности принципов русской орфографии: морфологического, традиционного, фонетического, дифференцированного. Орфограмма.

Предметные: знать принципы русской орфографии, уметь классифицировать орфограммы в соответствии с принципами орфографии.

Метапредметные: умение самостоятельно

определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для

себя новые задачи в учёбе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности

Личностные: формирование ответственного отношения к учебе,

готовности к самообразованию


11

Орфографические нормы. Орфограммы в корне.

1

Урок-практикум.

Орфографические нормы. Орфограммы –гласные и –согласные в корне слова.

Предметные: знать орфограммы-

гласные и орфограммы- согласные в корне, уметь применять знания на практике.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.


12

Орфографические нормы. Орфограммы в приставках.

1

Урок-практикум.

Орфограммы –гласные и –согласные в приставках.

Предметные: знать орфограммы-

гласные и орфограммы- согласные в корне, уметь применять знания на практике.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в

соответствии с задачей коммуникации для выражения своих

чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей

деятельности; владение устной и

письменной речью, монологической

контекстной речью.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


13

Орфографические нормы. Орфограммы в суффиксах.

1

Урок-практикум.

Орфограммы –гласные и –согласные в суффиксах.

Предметные: знать орфограммы-

гласные и орфограммы- согласные в суффиксах, уметь применять знания на практике.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в

соответствии с задачей коммуникации для выражения своих

чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей

деятельности; владение устной и

письменной речью, монологической

контекстной речью.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


14

Орфографические нормы. Орфограммы в окончаниях.

1

Урок-практикум.

Орфограммы –гласные и –согласные в окончаниях.

Предметные: знать орфограммы в окончаниях различных частей речи, уметь применять знания на практике.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


15

Р. р. Изобразительные средства фонетики русского языка (на примерах произведений калмыцких писателей).

1

Комбинированный

Изобразительные средства фонетики: аллитерация, ассонанс, рифма, ударение, звукопись, звукоподражание, консонанс, благозвучие.

Предметные: понимать единство звуковой и смысловой стороны речи, роль фонетических средств русского языка; создавать художественный образ, используя изобразительно-выразительные средства фонетики.

Метапредметные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; строить понятные для партнера высказывания, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию


16

Контрольная работа №1 (тест) по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

1

Урок контроля, знаний и умений.

Контрольная работа (тест) по теме.

Предметные: уметь применять на

практике полученные на уроках знания.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Личностные: формирование

коммуникативной компетентности в

общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе

образовательной деятельности.


17

Анализ контрольной работы№1 (тест) по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

1

Интегрированный урок

Анализ заданий контрольной работы

Предметные: усвоить нормы русского литературного языка согласно программным требованиям, применять изученные орфограммы.

Метапредметные:

систематизировать информацию.

Личностные:

осуществлять текущий контроль своей деятельности.






Лексика и фразеология (6 часов)



18

Лексика русского языка как система.

1

Комбинированный

Лексика как система. Деление лексики на группы в зависимости от лексического значения, происхождения, употребления слов, от смысловых отношений между словами.

Предметные: получить представления о лексике как системе русского языка, различать лексические группы в зависимости от лексического значения, происхождения, употребления слов, от смысловых отношений между словами.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в

соответствии с задачей коммуникации для выражения своих

чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей

деятельности; владение устной и

письменной, монологической

контекстной речью.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Упр.52

19

Исконно русская лексика и заимствованная лексика.

1

Повторение и обобщение изученного материала.

Особенности исконно-русской и заимствованной лексики. Старославянизмы. Их признаки

Предметные: знать о происхождении исконно русской лексики;

о путях появления в языке заимствованных слов и причинах, вызывающих ограниченное употребление слов в русском языке.

Метапредметные: уметь логически верно и полно излагать свои мысли.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учебе,

готовности к самообразованию.

Упр.55

20

Русская фразеология.

1

Урок-соревнование.

Русская фразеология. Значение и употребление фразеологизмов в речи.

Предметные: уметь находить в тексте фразеологизмы, объяснять их значение, определять их роль.

Метапредметные: умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее

решения.

Личностные: формирование

целостного мировоззрения,

соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.


21

Лексические нормы.

1

Урок-практикум

Лексические нормы. Подбор синонимов. Паронимы. Штампы. Канцеляризмы.

Предметные: получить представление о лексических нормах, уметь применять их на практике.

Метапредметные: следить за уместным употреблением слов, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


22

Лексико-фразеологический анализ текста.

1

Урок обобщения знаний.

Лексико-фразеологический анализ текста. Его составляющие.

Предметные: уметь выполнять лексико-фразеологический анализ текста.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учебе,

готовности к самообразованию.


23

Контрольная работа №2 (тест) по теме «Лексика и фразеология»

1

Урок контроля, знаний и умений.

Контрольная работа (тест) по теме.

Предметные: уметь применять на

практике полученные на уроках знания.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Личностные: формирование

коммуникативной компетентности в

общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе

образовательной деятельности.






Морфемика и словообразование (5 часов)


24-25

Морфемика. Морфема. Морфемный состав слова.

2

Обобщение и систематизация знаний

Морфемика, область ее изучения, морфемы

Предметные: знать разнообразие и

значение морфем, уметь делать морфемный разбор слова.

Метапредметные: планировать

собственную деятельность в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контролировать и оценивать свои действия; вносить коррективы в их

выполнение на основе оценки и учета характера ошибок;

осуществлять расширенный поиск

информации.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию на основе мотивации к обучению и

познанию.


26-27

Словообразование. Способы

словообразования.

Словообразовательный

разбор.

2

Урок повторения, практикум.

Словообразование. Область его изучения. Способы

словообразования. Словообразовательный

разбор.

Предметные: знать способы

словообразования, выполнять

словообразовательный разбор.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать

обобщения, устанавливать аналогии.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию на основе мотивации к обучению и

познанию.


28

Практическая работа по теме «Выразительные словообразовательные средства».

1

Урок-практикум

Выразительные словообразовательные средства.

Предметные: уметь находить в тексте выразительные словообразовательные средства, объяснять их роль.

Метапредметные: умение

самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию на основе мотивации к обучению и

познанию.






Морфология (13 часов)



29

Самостоятельные и служебные части речи, их грамматическое значение. Устное высказывание о

морфологии как разделе лингвистики.

1

Повторение и обобщение изученного материала

Морфология как раздел лингвистики. Углубление знаний о частях речи.

Предметные: уметь составлять

устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Метапредметные: умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее

решения.

Личностные: формирование

коммуникативной компетентности в

в процессе образовательной деятельности.


30

Имя существительное. Морфологические признаки и правописание имени существительного.

1

Комбинированный

Понятие, морфологические признаки, случаи трудного правописания имени существительного в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Предметные: уметь находить имена

существительные в тексте, определять их роль, морфологические признаки, объяснять правописание.

Метапредметные: умение

самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Личностные: формирование

целостного мировоззрения,

соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики.


31

Имя прилагательное. Морфологические признаки и правописание имени прилагательного.

1

Комбинированный

Понятие, морфологические признаки, случаи трудного правописания имени прилагательного в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Предметные: уметь находить имена

прилагательные в тексте, определять их роль, морфологические признаки, объяснять правописание.

Метапредметные: умение

самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Личностные: формирование

целостного мировоззрения,

соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики.


32

Имя числительное. Морфологические признаки и правописание имени числительного.

1

Комбинированный

Понятие, морфологические признаки, случаи трудного правописания имени числительного в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Предметные: уметь находить имена

числительные в тексте, определять их роль, морфологические признаки, объяснять правописание.

Метапредметные: умение

самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Личностные: формирование

целостного мировоззрения,

соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики.


33

Местоимение. Морфологические признаки и правописание местоимений.

1

Комбинированный

Понятие, морфологические признаки, случаи трудного правописания местоимений в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Предметные: уметь находить местоимения в тексте, определять их роль, морфологические признаки, объяснять правописание.

Метапредметные: умение

самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Личностные: формирование

целостного мировоззрения,

соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики.


34

Р. р. Обучающее сочинение в форме ЕГЭ.

1

Урок развития речи

Обучение написанию сочинения в форме ЕГЭ; структура сочинения, план, выбор аргументов

Предметные: учиться писать сочинения в форме ЕГЭ в соответствии со структурой, планом сочинения, выбирать аргументы к проблеме исходного текста.

Метапредметные: планировать

собственную деятельность в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контролировать и оценивать свои действия; вносить коррективы в их

выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; осуществлять расширенный поиск информации.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию на основе мотивации к обучению и

познанию.


35

Глагол. Морфологические признаки и правописание глаголов.

1

Комбинированный

Понятие, морфологические признаки, случаи трудного правописания глаголов в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Предметные: уметь находить глаголы в тексте, определять их роль, морфологические признаки, объяснять правописание.

Метапредметные: умение

самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Личностные: формирование

целостного мировоззрения,

соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики.


36

Причастие и деепричастие. Морфологические признаки и правописание причастий и деепричастий.

1

Комбинированный

Понятие, морфологические признаки, случаи трудного правописания причастий в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Предметные: уметь находить причастия и деепричастия в тексте, определять их роль, морфологические признаки, объяснять правописание.

Метапредметные: умение

самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Личностные: формирование

целостного мировоззрения,

соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики.


37

Наречие. Морфологические признаки и правописание наречий. Категория состояния

1

Комбинированный

Понятие, морфологические признаки, случаи трудного правописания наречий в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Предметные: уметь находить наречия в тексте, определять их роль, морфологические признаки, объяснять правописание.

Метапредметные: умение

самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Личностные: формирование

целостного мировоззрения,

соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики.


38

Правописание предлогов,союзов

1

Комбинированный

Случаи трудного правописания предлогов в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Предметные: уметь находить

Предлоги, союзы в тексте, определять их роль, объяснять правописание, отличать от омонимичных частей

речи.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать

обобщения, устанавливать аналогии.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учебе,

готовности к самообразованию.


39

Правописание частиц. НЕ и НИ с разными частями речи.

1

Комбинированный

Случаи трудного правописания частиц в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Предметные: уметь находить

частицы в тексте, определять их роль, объяснять правописание, отличать от омонимичных частей

речи.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать

обобщения, устанавливать аналогии.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учебе,

готовности к самообразованию.


40

Грамматические нормы (образование форм слов).

1

Повторение и обобщение изученного материала

Особенности грамматических норм русского языка. Образование форм слов разных частей речи.

Предметные: знать грамматические нормы русского языка, уметь анализировать примеры.

Метапредметные: развивать навыки грамотной речи.

Личностные: воспитывать культуру речи и языковое чутьё.


41

Контрольная работа №4 (тест) по теме «Морфология и орфография»

1

Урок контроля, знаний и умений.

Контрольная работа (тест) по теме.

Предметные: уметь применять на

практике полученные на уроках знания.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Личностные: формирование

коммуникативной компетентности в

общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе

образовательной деятельности.


Синтаксис и пунктуация (10 часов)

42

Принципы русской пунктуации.

1

Комбинированный урок.

Особенности принципов русской пунктуации.

Предметные: знать принципы русской пунктуации, уметь различать их на практике.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные: формирование ответственного отношения к учебе,

готовности к самообразованию


43

Типы и виды словосочетаний.

1

Урок-практикум

Типы и виды словосочетаний.

Предметные: уметь определять тип и вид подчинительной связи в словосочетании, находить

словосочетание заданного типа в

предложении.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные: формирование ответственного отношения к учебе,

готовности к самообразованию


44

Простое предложение. Виды простых предложений. Способы выражения главных членов.

1

Урок-практикум

Простое предложение. Виды простых предложений. Способы выражения главных членов.

Предметные: уметь определять виды простых предложений, способы выражения главных членов.

Метапредметные: умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее

решения.

Личностные: формирование

коммуникативной компетентности в

общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе

образовательной деятельности.


45

Односоставные

предложения.

Р.р. Составление

связного ответа о видах

односоставных

предложений

1

Урок-практикум

Виды односоставных

предложений.

Предметные: уметь находить односоставные предложения в тексте, определять их виды.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные: формирование ответственного отношения к учебе,

готовности к самообразованию


46

Простые предложения, осложнённые второстепенными членами, вводными конструкциями и обращениями.

1

Комбинированный урок.

Простые предложения, осложнённые однородными, обособленными и уточняющими второстепенными членами и знаки препинания при них.

Предметные: уметь определять, чем

осложнено простое предложение,

объяснять постановку знаков препинания.

Метапредметные: умение оценивать

правильность выполнения

учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: развитие морального

сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.


47

Сложное предложение. Виды сложных предложений.

1

Повторение и обобщение изученного материала

Виды сложных предложений. Систематизация знаний

Работа с таблицей

Классификация СП.

Составление устного монологического высказывания.

Предметные: уметь определять виды сложных предложений,

объяснять постановку знаков препинания.

Метапредметные: умение оценивать

правильность выполнения

учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: развитие морального

сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.


48

Сложносочинённые предложения (ССП). Пунктуация в ССП.

1

Урок-практикум

Особенности ССП, их виды. Пунктуация в ССП.

Предметные: уметь находить ССП, правильно ставить знаки препинания между частями ССП.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные: формирование ответственного отношения к учебе,

готовности к самообразованию


49

Сложноподчиненные

предложения (СПП).

Виды СПП.

2

Урок-практикум

Особенности СПП, их виды. Пунктуация в СПП.

Предметные: уметь находить СПП, определять их виды, отличать от ССП, правильно ставить знаки препинания между частями СПП.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать

обобщения, устанавливать аналогии.

Личностные: формирование

коммуникативной компетентности в

общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе

образовательной деятельности.



50

Бессоюзные сложные предложения (БСП). Пунктуация в БСП.

2

Повторение и обобщение изученного материала

Обобщение знаний по теме, закрепление навыков правописания.

Предметные: уметь находить БСП, отличать от ССП и СПП, правильно ставить знаки препинания между частями БСП.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные: развитие морального

сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.


51

Контрольная работа №5 (тест) по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

Урок контроля, знаний и умений.

Контрольная работа (тест) по теме.

Предметные: уметь применять на

практике полученные на уроках знания.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Личностные: формирование

коммуникативной компетентности в

общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе

образовательной деятельности.


Текст. Основные виды переработки текста ( 9 часов)

52

Текст. Структурные элементы текста.

1

Повторение и обобщение изученного материала.

Структурные элементы текста. Особенности структурных элементов текста.

Предметные: уметь выделять

структурные элементы текста. Метапредметные: умение определять понятия, создавать

обобщения, устанавливать аналогии.

Личностные: формирование

коммуникативной компетентности в

общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе

образовательной деятельности.


53

Р. к. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста (на примерах текстов местных газет).

1

Повторение и обобщение изученного материала.

Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Определение микротем и составление плана текста.

Предметные: уметь определять

микротемы текста, составлять план.

Метапредметные: умение осознанно

использовать речевые средства в

соответствии с задачей коммуникации для выражения своих

чувств, мыслей и потребностей;

владение устной и письменной,

монологической контекстной речью.

Личностные: формирование

осознанного, уважительного и

доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению,

мировоззрению, культуре, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать

в нём взаимопонимания.


54

Виды сокращений текста (план, тезис, выписки).

1

Повторение и обобщение изученного материала.

Информационная переработка текста. Виды сокращений текста (план, тезис, выписки).

Предметные: уметь сокращать текст,

сохраняя микротемы, особенность авторского повествования

Метапредметные: умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее

решения.

Личностные: формирование

целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики.


55

Конспект. Тематический конспект (биография А. П. Чехова).

1

Комбинированный

Конспект как один из видов сокращения текста. Тематический конспект.

Предметные: уметь составлять конспект.

Метапредметные: умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее

решения.

Личностные: развитие морального

сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.


56

Р. р. Реферат.

1

Комбинированный

Реферат как один из видов сокращения текста. Правила составления реферата.

Предметные: уметь составлять реферат.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию.

Написать реферат по творчеству калмыцких писателей

57

Р.р. Аннотация.

1

Комбинированный

Аннотация как один из видов сокращения текста. Строение аннотации. Основные требования к аннотации. Её разновидности.

Предметные: уметь писать аннотацию.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию.


58

Р. р. Р. к. Оценка текста. Рецензия. Рецензия на статью местной газеты.


1

Комбинированный

Рецензия как один из видов оценки текста.

Предметные: уметь писать рецензию, учитывая особенности жанра.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной

деятельности.

Л ичностные: воспитание

российской гражданской идентичности.


59-60

Р.р.

Изложение с продолжением.

2

Урок развития речи.

Текст изложения

Предметные: уметь писать изложение с продолжением.

Метапредметные: свободно владеть монологической речью.

Личностные: совершенствование собственной письменной речи


Функциональные стили речи.

61

Функциональные стили речи.

1

Обобщение и систематизация знаний.

Закрепление понятия функциональные стили речи.


Предметные: создавать письменные

высказывания различных типов и

жанров социально- культурной, учебно-научной, деловой

сфер общения; редактировать

собственный текст; применять в практике речевого общения основные

орфоэпические, лексические,

грамматические нормы современного

литературного языка. Использование в собственной практике синонимических ресурсов русского

языка.

Метапредметные: формирование

ответственного отношения к

учению, готовности и способности

обучающегося к саморазвитию на

основе мотивации к обучению и

познанию; работа в малой группе.

Личностные: развитие морального

сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.


62

Лексические, морфологические, синтаксические особенности стилей речи..

1

Комбинированный

Термины, логичность, точность, объективность – признаки научного стиля


Предметные: уметь анализировать

текст научного стиля, учитывая его

морфологические, лексические и

синтаксические особенности,

составлять собственный текст.

Метапредметные: формирование

ответственного отношения к

учению, готовности и способности

обучающегося к саморазвитию на

основе мотивации к обучению и

познанию; работа в малой группе.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учебе,

готовности к самообразованию.


63

Научный стиль речи, его признаки и

разновидности (подстили).

1

Обобщение и систематизация знаний.

Закрепление понятия научный стиль, признаки и разновидности научного стиля речи

Предметные: знать признаки и разновидности научного стиля, уметь определять стиль текста.

Метапредметные: формирование

ответственного отношения к

учению, готовности и способности

обучающегося к саморазвитию на

основе мотивации к обучению и

познанию; работа в малой группе.

Личностные: развитие морального

сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.


64

Публицистический стиль

1

Обобщение и систематизация знаний.

Закрепление понятия научный стиль, признаки и разновидности публицистического стиля речи

Предметные: знать признаки и разновидности публицистического стиля, уметь определять стиль текста.

Метапредметные: формирование

ответственного отношения к

учению, готовности и способности

обучающегося к саморазвитию на

основе мотивации к обучению и

познанию; работа в малой группе.

Личностные: развитие морального

сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.


65

Официально-деловой стиль

1

Обобщение и систематизация знаний.

Закрепление понятия научный стиль, признаки и разновидности официально-делового стиля речи

Предметные: знать признаки официально-делового стиля, уметь определять стиль текста.

Метапредметные: формирование

ответственного отношения к

учению, готовности и способности

обучающегося к саморазвитию на

основе мотивации к обучению и

познанию; работа в малой группе.

Личностные: развитие морального

сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.


66

Разговорный и художественный стиль

1

Обобщение и систематизация знаний.

Закрепление понятия научный стиль, признаки и разновидности художественного стиля речи

Предметные: знать признаки разговорного и художественного стилей, уметь определять стиль текста.

Метапредметные: формирование

ответственного отношения к

учению, готовности и способности

обучающегося к саморазвитию на

основе мотивации к обучению и

познанию; работа в малой группе.

Личностные: развитие морального

сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.


67-68

Контрольная работа №6 (промежуточная аттестация) в форме ЕГЭ.

2

Урок контроля знаний.

Контрольное написание сочинения в форме ЕГЭ.

Предметные: писать сочинения в форме ЕГЭ в соответствии со структурой, планом сочинения, выбирать аргументы к проблеме исходного текста.

Метапредметные: планировать

собственную деятельность в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контролировать и оценивать свои действия; вносить коррективы в их

выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; осуществлять расширенный поиск информации.

Личностные: формирование

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию на основе мотивации к обучению и

познанию.




Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


1. Власенков А. И. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10–11 классы : сборник / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М. : Просвещение, 2011.

2. Власенков, А. И. Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М. : Просвещение, 2017.

4. Золотарёва И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку к УМК А. И. Власенкова. - М.: Вако, 2009.



Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся .

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;

  2. На правила, которые не включены в школьную программу;

  3. На еще не изученные правила;

  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;

  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. В написании ы и и после приставок;

  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

  7. В собственных именах нерусского происхождения;

  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать

  2. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  3. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  4. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  5. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет – это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки:

в изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  1. употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  2. неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  3. нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

  4. употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

  5. пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  6. стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  1. неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

  2. неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

  3. смешение лексики разных исторических эпох;

  4. употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  1. бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  2. нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  3. стилистически неоправданное повторение слов;

  4. неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  5. неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  1. Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

  2. Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихнийулыбающий ребенок; ложит и т.д.)

  3. Синтаксические

а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

В) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо «юю» по правилу написано другое.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оцени вались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.