СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программ по русскому языку 5 класс. Календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.

Программа составлена с использованием материалов Федерального образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по русскому языку для основных школ и в соответствии с рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5-9 классов( авторы программ М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская ,Н.М.Шанский)

Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждениййй в 2ч.(Т.А.Лажыженская, М.Т.Баранов,Л.А.Тростенцоваи др.науч.ред.Н.М.Шанский).-М.:Просвещение,2015

Рабочая программа предмета «Русский язык» разработана на основе документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897 "Об утверждении ФГОС основного общего образования";

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;

  • Примерная ООП ООО, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15) и внесённая в реестр примерных образовательных программ.

  • Закон Тамбовской области от 04.06.2007 г. №212-3 «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального, основного общего и среднего общего образования Тамбовской области».

Рабочая программа по русскому языку составлена с учетом:

  • письма Департамента государственной политики в сфере общего образования «О федеральном перечне учебников» от 29 апреля 2014 года № 08-5484;

  • Требований к оснащению образовательной деятельности в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Учебного плана МБОУ Заворонежской СОШ;

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования по истории, созданной на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 5 классе. Количество часов по учебному плану 192 часа

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:


Виды контроля


Формы контроля

Предварительный

Текущий

Тематический

Итоговый контроль


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Комбинированная



Срок реализации Программы – 1 год.

Структура школьного курса русского языка в 5 классе.


Примерная рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности. Материал курса русского языка в 5 классе располагается следующим образом: фонетика и графика, лексика, морфология и орфография. В 5 классе также вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В связи с этим изучение тем: «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» проводится в два этапа, т.е. изучается в 5 и 6 классах.

Значительное место в программе отводится повторению. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» для этой цели отведено 20+4 (Р/р)часов.Это позволит правильно решить проблему приемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.

В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Виды работ различны: это и виды работ над текстом, и речеведческие понятия. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи.

В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.

Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.


Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V - VII, VIII - IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет "Русский язык" в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.



Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции


Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА . Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, ДОКЛАД, СТАТЬЯ, РЕЦЕНЗИЯ), публицистического (выступление, СТАТЬЯ, ИНТЕРВЬЮ, ОЧЕРК), официально-делового (расписка, ДОВЕРЕННОСТЬ, заявление, РЕЗЮМЕ) стилей.

Культура речи. КРИТЕРИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Текст как продукт речевой деятельности. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТА. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: ТЕЗИСОВ, конспекта, отзыва, РЕЦЕНЗИИ, аннотации; письма; расписки, ДОВЕРЕННОСТИ, заявления.


Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций


Наука о русском языке и ее основные разделы. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫДАЮЩИХСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛИНГВИСТАХ.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Русский язык как развивающееся явление. ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИМОЛОГИИ КАК НАУКЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ И ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (ПРЕДИКАТИВНАЯ) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.


Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции


Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.




2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)




.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.


Язык - важнейшее средство общения (2 ч)

Повторение пройденного материала в начальных классах (24 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (35 ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (10 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.

Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения

Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.

Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.

Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов

Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов

Чередование звуков. Варианты морфем

Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту

Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов

Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения

Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.

Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Морфология. Орфография. Культура речи (53 ч)

Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное (19 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (10 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (23 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (9 ч)





Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский язык»


Язык - важнейшее средство общения

Познавательные:умение работать с письменными и устными источниками, со стилями речи;

Регулятивные:умение работать со схемой;

Коммуникативные:умение вступать в диалог;

Личностные: сотрудничество в процессе работы в группах

Ученик научится: читать, озаглавливать текст упражнения, пересказывать его содержание, овладеет приемами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога.

Ученик получит возможность научиться: выявлять особенности стилей речи, устанавливать принадлежность текста к определенному стилю ре


Повторение пройденного материала в начальных классах

Познавательные:знаковые, символические умения (транскрипция), умение составлять тексты


Регулятивные:умение работать по алгоритму, по плану;


Коммуникативные:овладение монологической и диалогической речью, умение составлять план текста;


Личностные: умение высказать свою точку зрения по проблеме, сотрудничество


Ученик научится: опознавать различные виды орфограмм, объяснять их; распознавать части речи, определять их морфологические признаки; определять признаки текста.

Ученик получит возможность научиться: осознавать соотношения произношения и правописания, правилам написания проверяемых и непроверяемых орфограмм



Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Познавательные:знаковые и символические умения при разборе словосочетаний, умение устанавливать причинно-следственные связи;


Регулятивные:умение давать характеристику предложениям, работать по плану;


Коммуникативные:овладение монологической речью при характеристике предложений, умение вступать в диалог, составлять план сообщения на тему;


Личностные: Сотрудничество, умение работать в группах, высказывать свое мнение

Ученик научится: распознавать словосочетания в составе предложения, разбирать их; распознавать виды предложений по цели высказывания, по интонации, разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания.

Ученик получит возможность научиться: анализировать тексты с точки зрения роли в них знаков препинания, моделировать интонационную окраску различных по цели высказывания предложений, правильно интонировать предложения с однородными членами и обращениями



Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Регулятивные:умение работать по плану, алгоритму;

Познавательные:умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сопоставлять тексты в соответствии с нормами, умение работать с письменными и устными источниками


Личностные:освоение моральных норм при работе со связными текстами, сотрудничество;


Коммуникативные:умение вступать в диалог, планирование.


Ученик научится: распознавать гласные и согласные звуки, различать ударные и безударные гласные, сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков, делать фонетический разбор слов.

Ученик получит возможность научиться: сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова; выделять описание и повествование как смысловые типы речи; осознавать важность нормативного произношения для культурного человека.




Лексика. Культура речи

Познавательные:умение работать с письменными и устными источниками, умение составлять тексты в соответствии с нормами;

составлять тексты в соответствии с нормами;

Регулятивные:умение отвечать на контрольные вопросы;

Коммуникативные:умение вступать в диалог, овладение монологической речью;

Личностные: умение высказывать свое мнение в устной и письменной форме

. Ученик научится: определять форму слов, подбирать однокоренные слова, делать морфемный разбор, правописанию корней с чередованием гласных, правописанию приставок, О-Ё после шипящих, И-Ы после Ц.

Ученик получит возможность научиться: осознавать морфему как значимую единицу языка, выделять рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи.


Морфемика. Орфография. Культура речи

Познавательные:знаковые и символические умения, умение составлять тексты в соответствии с нормами, устанавливать причинно- следственные связи, работать со стилями речи;


Регулятивные:умение работать по схеме, алгоритму;


Личностные: умение рассуждать, обосновывать свою точку зрения, работа в группах и сотрудничество;

Ученик научится: определять форму слов, подбирать однокоренные слова, делать морфемный разбор, правописанию корней с чередованием гласных, правописанию приставок, О-Ё после шипящих, И-Ы после Ц.

Ученик получит возможность научиться: осознавать морфему как значимую единицу языка, выделять рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи.


Морфология. Орфография. Культура речи

Познавательные:умение устанавливать причинно-следственные связи, работать с письменными и устными источниками, со стилями речи, составлять тексты в соответствии с нормами;


Регулятивные:умение работать по плану и алгоритму;


Коммуникативные:умение вступать в диалог, овладение монологической и диалогической речью, умение рассуждать;


Личностные:личностное самоопределение при анализе текстов, освоение общепринятых норм, сотрудничество

Ученик научится: определять имя существительное как часть речи, характеризовать его морфологические признаки, правописанию гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Ученик получит возможность научиться: осознавать особенности грамматического значения слова, распознавать самостоятельные части речи и их формы, анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

Самостоятельные и служебные части речи


. Ученик научится: определять имя существительное как часть речи, характеризовать его морфологические признаки, правописанию гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Ученик получит возможность научиться: осознавать особенности грамматического значения слова, распознавать самостоятельные части речи и их формы, анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

Имя существительное

Познавательные:умение устанавливать причинно-следственные связи, работать с письменными и устными источниками, со стилями речи, составлять тексты в соответствии с нормами;

Регулятивные:умение работать по плану и алгоритму;

Коммуникативные:умение вступать в диалог, овладение монологической и диалогической речью, умение рассуждать;

Личностные:личностное самоопределение при анализе текстов, освоение общепринятых норм, сотрудничество


Имя прилагательное

. Познавательные:умение составлять устные и письменные ответы в соответствии с нормами, устанавливать причинно-следственные связи, писать сочинения;

Регулятивные:умение работать по плану, алгоритму, отвечать на контрольные вопросы;


Личностные:освоение моральных норм, сотрудничество, умение высказывать свое мнение по проблеме

Ученик научится: определять морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль; распознавать полные и краткие формы прилагательных, выполнять устный и письменный разбор имен прилагательных.

Ученик получит возможность научиться: анализировать словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными, характеризовать имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли

Глагол

Познавательные:умение составлять предложения в соответствии с нормами, составлять тексты в устной и письменной форме;

Коммуникативные:умение вступать в диалог, овладение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами;

Регулятивные:умение работать со словарем;

Личностные:личностное самоопределение, освоение моральных норм, умение работать в группах;


Ученик научится: определять морфологические признаки глагола, правописанию НЕ с глаголами, ---ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах, распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида; выполнять устный и письменный разбор глагола.

Ученик получит возможность научиться: определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию, группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

.

Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе



Познавательные:умение работать с письменными и устными источниками, составлять тексты в соответствии с нормами, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:овладение монологической и диалогической речью, планировать свое речевое поведение на уроке;

Регулятивные:умение работать по плану, алгоритму;

Личностные: умение работать в группах, личностное самоопределение при освоении моральных норм.




















4.Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Количество контрольных работ

Развитие речи

Язык и общение.

2

0

1

Повторение изученного материала в начальных классах

24

1

4

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

35

2

5

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

15

1

3

Лексика. Культура речи.

10

0

3

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22

1

3

Морфология. Орфография. Культура речи.

53

3

15

Повторение и систематизация изученного материала.

9

2

0

ИТОГО

170

10

34



















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока.


Кол-во часов

Форма контроля

дата

1

Язык и человек. Язык-важнейшее средство общения.


1

Текущий


2

Р./р №1Стили речи

Развитие речи

1

Текущий


3

Звуки буквы произношение и правописание.


1

Текущий


4

Орфография. Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова


1

Текущий


5

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова.

Урок комплексного применения знаний и умений

1

Текущий


6

Правописание проверяемых согласных в корне слова.


1

Текущий


7

Правописание непроверяемых гласных в корне слова.

Урок актуализации знаний и умений



1

Фронтальный


8

Правописание непроверяемых согласных в корне слова


1

Текущий


9

Правописание непроизносимых согласных.

1

Текущий


10

И,у,а после шипящих.

.

1

Текущий


11

Разделительные Ъ и Ь.


1

Текущий


12

Разделительные Ъ и Ь.


1

Фронтальный


13

Раздельное написание предлогов со словами.


1

Текущий


14

Проверочная работа.


1

Фронтальный


15

Р\р №2 Текст. Тема текста

1

Вводный


16

Части речи.


1

Текущий


17

Глагол. – Ться, - тся

в глаголах.


1

Текущий


18

Личные окончания глаголов.


1

Текущий


19

Имя существительное.

1

Фронтальный


20

Имя прилагательное.


1

Текущий


21

Р/р № 3-4 Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»

2

Фронтальный



22

Местоимение.

Урок актуализации знаний и умений

1

Вводный


23

Р/р №5 Понятие об основной мысли высказывания. Сочинение на тему «Летние радости»

Урок развития речи.

1

Вводный



24

К/р №1 Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

Фронтальный


25

Работа над ошибками

1




Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание. Строение словосочетаний


1

Вводный


26

Разбор словосочетания.


1

Вводный


27

Предложение. Грамматическая основа предложения.


1

Текущий


28

29

Р./р № 6,7 Сжатое изложение по упр. 137

2

Фронтальный


30

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.


1

Текущий


31

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.


1

Текущий


32

Сказуемое.


1

Вводный


33

Сказуемое.


1

Текущий


34

Тире между подлежащим и сказуемым


1

Вводный


35

Тире между подлежащим и сказуемым.


1

Текущий


36

Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения


1

Текущий


37

Дополнение.



1

Текущий


38

Определение.


1

Текущий


39

Обстоятельство.


1

Текущий


40

Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

1

Фронтальный


41

Однородные члены предложения.


1

Текущий


42

Однородные члены предложения.


1

Текущий


43

К/р №2 Контрольный диктант.

1

Фронтальный


44

Анализ контрольного диктанта.

1

Текущий


45

Обращение.


1

Вводный


46

Обращение.


1

Текущий


47

Р/р № 8 Письмо


1

Фронтальный


48

Синтаксический разбор простого предложения


1

Текущий


49

Синтаксический разбор простого предложения


1

Текущий


50

51

Р/р № 9-10 Основная мысль высказывания. Описание картины Ф.П.Решетникова «Мальчишки»

2

Фронтальный


52

Простые и сложные предложения

Урок усвоения новых знаний

1

Вводный


53

Синтаксический разбор сложного предложения

1

Вводный


54

Прямая речь Знакомство с косвенной речью.


1

Вводный


55

Диалог


1

Вводный


56

Закрепление изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Фронтальный


57

Урок-зачёт по теме «Синтаксис и пунктуация».


1

Итоговый


58

К/р №3 Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»


1

Итоговый


59

Анализ контрольной работы


1

Текущий


60

Фонетика. Гласные и согласные звуки.


1

Текущий


61

Изменение звуков в потоке речи. Твердые и мягкие согласные


1

Текущий


62

Звонкие и глухие согласные.

1

Текущий


63

Графика и алфавит.


1

Текущий


64

Р/р №11Описание предмета.


1

Фронтальный


65

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь


1

Текущий


66

Двойная роль Е,Ё,Ю,Я.





1

Текущий


67

Двойная роль Е, Е, Ю, Я


1

Текущий


68

Орфоэпия


1

Текущий


69

Фонетический разбор слова.



1

Текущий


70

Повторение и систематизация знаний по теме « Фонетика».


1

Фронтальный


71

К/р №4 Контрольный диктант


1

Итоговый


72

Работа над ошибками


1

Текущий


73

74

Р/р № 12-13 Описание картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты и птицы»

2

Фронтальный


75

Слово и его лексическое значение


1

Вводный


76

Однозначные и многозначные слова


1

Вводный


77

Прямое и переносное значение.


1

Вводный


78

Омонимы


1

Вводный


79

Синонимы.


1

Вводный


80

Р./ р. №14 Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

1

Фронтальный


81

Антонимы.


1



82

Повторение и систематизация знаний по теме « Лексика».

.


1



83

84

Р/р № 15-16 Изложение

« Первый снег» по упр.№367

2








85

Понятие о морфеме.

Изменение и образование слов.


1



86

Окончание и основа

Комбинированный урок

1



87

Корень слова, однокоренные слова.


1



88

Корень слова, однокоренные слова


1



89

Р/р № 17 Рассуждение

1



90

Суффикс как значимая часть слова


1



91

Приставка


1



92

Чередование звуков. Беглые гласные.


1



93

Варианты морфем. Морфемный разбор слова.

Урок усвоения новых знаний



1



94

Морфемный разбор слова. Проверочная работа.

Урок контроля знаний и умений

1



95

Правописание гласных и согласных в приставках.


1



96

Буквы З и С на конце приставок


1



97

Буквы о - а в корнях

-лаг –//-лож-


1



98

Буквы о - а в корнях

-раст-\-рос-


1



99

Буквы ё - о после шипя­щих в корне


1



100

Буквы ы- и после ц


1



101

Обобщение по разделу «Морфемика»


1



102

Проверочная работа по теме «Морфемика»


1



103

104

Р/р № 18-19 Описание «поэтических предметов». Описание кар­тины П.П. Кончаловского «Сирень в кор­зине»

2



105

К/р №5 Контрольная работа. Комплексный анализ текста.

1



106

Анализ контрольной работы

1








107

Самостоятельные и слу­жебные части речи

















1



108

Имя существительное как часть речи. Морфологиче­ские признаки существи­тельного, его роль в пред­ложении,

употребление в речи

1



109

Р/р №20 Строение текста-рас­суждения и способы разви­тия основной мысли (тези­са), цепь умозаключений, вытекающих одно из друго­го. Тезис, доказательства, вывод. Доказательства и объяснения в рассуждении

1



110

Имена существительные одушевленные и неоду­шевленные.

1



111


Имена существительные собственные и нарицатель­ные.


1



112

113

Р/р №20, 21 Сжатое изложение

2



114

Род как постоянный признак существительного

1



115

Число имён существитель­ных. Существительные, имеющие форму только множественного числа

1



116

Существительные, имею­щие форму только единст­венного числа

1



117

Типы склонений имён су­ществительных

1



118

119

Система падежей в русском языке. Падежные окончания существительных

2



120

121

Р/р №22, 23

Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

2



122

Правильное употребление имен существительных в речи. Орфоэпические и грамматические нормы

1



123

Буквы о-ё после шипящих в окончаниях существитель­ных

1



124

Правописание безударных личных окончаний глаголов


1



125

Р/р №30 Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени (по упр. 685)


1



126

Морфологический разбор глагола


1



127

128

Р/р №31-32 Сжатое изложение.


2



129

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа


1



130

Р/р №33 Употребление времён в устных и письменных рассказах.


1



131

Обобщение по теме «Глагол»


1



132

Р/р №34 Сочинение-рассказ по рисунку

Урок развития речи.

1



133

К/р №8 Контрольная работа по теме «Глагол»

1



134

Разделы науки о языке.

.

1



135

Орфограммы в приставках и корнях слов


1



136

Орфограммы в приставках и корнях слов


1



137

Орфограммы в окончаниях слов


1



138

Употребление букв ъ и ь


1



139

Знаки препинания в простом и сложном предложении


1



140

К/р №9 Итоговый тест


1



141

К/р №10 Итоговый контрольный диктант


1



142

Анализ ошибок, подведение итогов.


1