Пояснительная записка
Настоящая Рабочая программа создана на основе :
Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) образования (базовый уровень) по русскому языку( Приказ Министерства образования РФ от 5.03.2004 № 1089) ;
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы/ Авт-сост. С.И.Львова;
Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общая характеристика учебного предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 5 классе – 204 часа, 6 часов в неделю (1 час из регионального компонента).
Программой предусмотрено следующее количество контрольных работ и часов по развитию речи:
Контрольные диктанты – 8
Развитие речи -34 часа
Контрольные изложения – 2
Контрольные сочинения (классные) – 2
Характеристика содержания календарно-тематического планирования
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе соответствует программе С.И.Львовой, однако внесены следующие коррективы ( в соответствии с распределением резервных часов, особенностей класса). Это обусловило тот факт, что изменилось количество часов, отводимых на изучение разделов курса по программе Львовой.
Количество часов добавленных на изучение разделов:
Раздел | Кол-во часов по программе С.И.Львовой | Добавлено | Итого |
Графика | 7 | | 6 |
Синтаксис и пунктуация | 30 | | 32 |
Словообразование | 12 | | 15 |
Лексикология и фразеология | 15 | | 17 |
Имя существительное | 16 | | 20 |
Имя прилагательное | 14 | | 18 |
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
Основные умения и навыки
Речевая деятельность.
Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.
Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.
Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология. Различать части речи (простые случаи), правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т. п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила
Содержание обучения
Лингвистика – наука о языке ( 2 ч)
Лингвистика как наука о языке, ее основные разделы. Основные единицы языка.
Введение в лингвистику. Вводный курс ( 94 ч). Фонетика ( 4 ч)
Фонетика как раздел науки о языке.
Система гласных и согласных звуков русского языка.
Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков.
Фонетическая транскрипция. Основные выразительные средства фонетики.
Орфоэпия (5 ч)
Орфоэпия как раздел лингвистики. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетания согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.). Особенности произношения иноязычных слов. Орфоэпические словари.
Графика ( 6ч)
Графика как раздел лингвистики. Обозначение звуков с помощью букв Е,Ё,Ю,Я. Роль букв Ь,Ъ в обозначении звукового состава слова.
Морфемика ( 5ч)
Морфемика и словообразование как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц.
Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.
Морфемные словари русского языка.
Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка.
Лексикология (5 ч)
Лексикология как раздел науки о языке. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Тематические группы слов.
Толковые словари русского языка , словари синонимов, антонимов.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова.
Орфография ( 15ч)
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание окончаний в словах разных частей речи. Употребление ъ и ь. Правописание гласных после шипящих и ц. Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
Морфология ( 4ч)
Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. Типичные словообразовательные модели слов разных частей речи. Образование форм слова.
Культура речи ( 5ч)
Культура речи как раздел лингвистики. Виды норм русского языка. Русский речевой этикет. Понятие речевой ситуации. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Словари грамматических трудностей русского языка.
Синтаксис и пунктуация (32 ч)
Синтаксис как раздел лингвистики.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание. Основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные. Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Второстепенные члены предложения. Способы выражения второстепенных членов предложения.
Предложения распространенные и нераспространенные. Простое осложненное предложение. Однородные члены, обращение, вводные слова, сравнительные обороты.
Пунктуация как раздел правописания. Основные группы пунктуационных правил.
Текстоведение (13 ч)
Текстоведение как раздел лингвистики. Текст, его признаки. Тема, основная мысль текста. Строение текста. Типы речи. Строение текста-повествования, текста-описания (виды описаний), текста-рассуждения. План текста (простой и сложный).
Основные разделы лингвистики. Систематический курс ( 97 ч). Словообразование ( 15 ч)
Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Правописание приставок (неизменяемых, на –з,-с), корней с чередованием, о-ё после шипящих в корне. Словообразовательный словарь. Словообразовательная пара, цепочка. Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов.
Лексика и фразеология ( 17 ч)
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Характеристика лексической системы русского языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Основные виды тропов (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Виды омонимов. Смысловые и стилистические различия синонимов. Антонимы. Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Устаревшие слова и неологизмы. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологическое богатство русского языка.
Морфология ( 65 ч). Имя существительное ( 20 ч)
Принципы классификации частей речи. Имя существительное как часть речи. Словообразование имен существительных. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Нарицательные и собственные имена существительные. Род как постоянный признак существительного. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Склоняемые и несклоняемые имена существительные. Разносклоняемые существительные. Синтаксическая роль. Культура речи. Правильное употребление имен существительных в речи.
Имя прилагательное ( 18 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Словообразование. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Склонение полных прилагательных (обобщение).синтаксическая роль. Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи.
Глагол (27 ч)
Глагол как часть речи. Словообразование. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Лицо и число. Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы. Чередование гласных и согласных в корнях. Синтаксическая роль. Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи.
Повторение (12 ч)
Разделы лингвистики. Правописание морфем (корней, суффиксов, окончаний). Простое осложненное предложение. Сложное предложение. Пунктуационный и лингвистический разбор текста. Работа с текстом (обобщение).
Учебно-методическое обеспечение
С.И.Львова, В.В. Львов Русский язык. 5 класс. В 3 ч.- М.: Мнемозина, 2012 (2006)
Василенко М.В., Денисова М.А., Лагутина Е.В. Русский язык в таблицах. 5-9 классы.- М.: «Школа ⅩⅩⅠвек», 2005.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2003
Павлова Т.И., Раннева Н.А., Василенко Н.Н. Практика успешного написания сочинения-рассуждения: рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы/ Т.И.Павлова, Н.А.Раннева, Н.Н.Василенко. – Ростов н/Д: Легион, 2011.
Павлова Т.И., Раннева Н.А., Василенко Н.Н. Учимся писать сочинение-рассуждение: рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы/ Т.И.Павлова, Н.А.Раннева, Н.Н.Василенко. – Ростов н/Д: Легион, 2009.
Русский язык. 5-11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование межпредметных связей на уроках/ авт.-сост. Н.А.Шарова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Сенина Н.А., Вишневицкая, Федотенко С.В., Цесарская С.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс.- Ростов н/Дону: Легион, 2009
Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Издательство «Глобус», 2010.
Диск «Русский язык. Дидактический и раздаточный материал. 5-7 классы»
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
№ п/п урока | № урока в теме | Тема урока | Кол-во ча-сов | Дата | Примечание |
План. | Факт |
I четверть – 54 ч. Р.р. – 7 ч. К.р. –2 |
Лингвистика – наука о языке (2 ч.) |
1 | 1 | Лингвистика- наука о языке | 1 | | | |
2 | 2 | Лингвистика – наука о языке. Лингвистические словари | 1 | | | |
Введение в лингвистику ( 94 ч) Фонетика ( 4 ч). Орфоэпия ( 5 ч.). Графика ( 6 ч.) |
3 | 1 | Фонетика .Гласные и согласные звуки. | 1 | | | |
4 | 2 | Гласные и согласные звуки. Фонетический разбор слова | 1 | | | |
5 | 3 | Гласные и согласные звуки. Звукопись в художественном тексте | 1 | | | |
6 | 4 | Слог. Ударение. | 1 | | | |
7 | 5 | Орфоэпия. Произношение гласных звуков. | 1 | | | |
8 | 6 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова | 1 | | | |
9 | 7 | Диагностический диктант | 1 | | | |
10 | 8 | Произношение групп согласных звуков. | 1 | | | |
11 | 9 | Произношение гласных и согласных звуков | 1 | | | |
12 | 10 | Графика. Алфавит и его использование. | 1 | | | |
13 | 11 | Звуки и буквы. | 1 | | | |
14 | 12 | Обозначение звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я. | 1 | | | |
15 | 13 | Обозначение звуков с помощью Е, Ё, Ю, Я (продолжение) | 1 | | | |
16 | 14 | Роль букв Ь,Ъ в обозначении звукового состава словоформы | 1 | | | |
17 | 15 | Проверочный тест по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» | 1 | | | |
Морфемика (5 ч.) |
18 | 1 | Морфемика. Морфема – значимая часть слова. | 1 | | | |
19 | 2 | Окончание как формообразующая морфема. Словообразующие морфемы | 1 | | | |
20 | 3 | Корень слова. Понятие об этимологии | 1 | | | |
21 | 4 | Чередование гласных в корнях слов | 1 | | | |
22 | 5 | Чередование согласных в корнях слов | 1 | | | |
Лексикология (5 ч.) |
23 | 1 | Лексикология. Способы объяснения лексического значения слова. | 1 | | | |
24 | 2 | Способы объяснения лексического значения слова. | 1 | | | |
25 | 3 | Р.р. Сочинение по картине А. А. Рылова «Полевая рябинка». | 1 | | | |
26 | 4 | Р.р. Тематические группы слов. | 1 | | | |
27 | 5 | Контрольный диктант №1 по теме «Морфемика. Лексикология» | 1 | | | |
Орфография (15 ч.) |
28 | 1 | Орфография. Разделы русской орфографии | 1 | | | |
29 | 2 | Правописание корней( безударные гласные в корне) | 1 | | | |
30 | 3 | Правописание корней (И,У,А после шипящих; сочетания ЧК,ЧН, НЧ, НЩ, РЩ) | 1 | | | |
31 | 4 | Правописание корней (согласные в корне) | 1 | | | |
32 | 5 | Правописание корней (повторение) | 1 | | | |
33 | 6 | Р.р. Изложение по теме «Добрая береза» | 1 | | | |
34 | 7 | Правописание окончаний имен существитель-ных. | 1 | | | |
35 | 8 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | 1 | | | |
36 | 9 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | 1 | | | |
37 | 10 | Правописание слов с Ь, Ъ | 1 | | | |
38 | 11 | Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах | 1 | | | |
39 | 12 | Разделительные Ъ,Ь | 1 | | | |
40 | 13 | Слитные, дефисные и раздельные написания. | 1 | | | |
41 | 14 | Обобщение, повторение по теме «Орфография». | 1 | | | |
42 | 15 | Контрольный диктант № 2 по теме «Орфография» | 1 | | | |
Морфология (4 ч.). Культура речи (5 ч.) |
43 | 1 | Морфология. Части речи в русском языке. | 1 | | | |
44 | 2 | Р.р. Выразительные возможности самостоятельных частей речи. Морфологические признаки имен существительных и прилагательных | 1 | | | |
45 | 3 | Морфологические признаки глагола. Наречие как часть речи. Служебные части речи | 1 | | | |
46 | 4 | Образование форм слова с помощью окончания. | 1 | | | |
47 | 5 | Культура речи. Соблюдение орфоэпических норм. Словарный диктант | 1 | | | |
48 | 6 | Культура речи. Соблюдение норм современного русского языка. Речевые нормы | 1 | | | |
49 | 7 | Употребление в речи этикетных слов | 1 | | | |
50 | 8 | Р.р.Употребление в речи этикетных слов (продолжение). | 1 | | | |
51 | 9 | Проверочная работа по теме «Морфология. Культура речи» | 1 | | | |
Синтаксис как раздел лингвистики( 32 ч) |
52 | 1 | Р.р. Описание внешности. Подготовка к сочинению по картине И. Фирсова «Юный живописец». | 1 | | | |
53 | 2 | Р.р. Написание контрольного сочинения №1 | 1 | | | |
54 | 3 | Синтаксис. Словосочетание как единица синтаксиса | 1 | | | |
II четверть = 42 ч. Р.р. – 10 ч. К.р. – 1. |
55 | 4 | Словосочетание, его виды | 1 | | | |
56 | 5 | Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения | 1 | | | |
57 | 6 | Главные члены предложения (подлежащее) | 1 | | | |
58 | 7 | Главные члены предложения (сказуемое) | 1 | | | |
59 | 8 | Второстепенные члены предложения. Определение. | 1 | | | |
60 | 9 | Дополнение. | 1 | | | |
61 | 10 | Обстоятельство. | 1 | | | |
62 | 11 | Р.р. Сжатое изложение | 1 | | | |
63 | 12 | Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. | 1 | | | |
64 | 13 | Виды предложений по наличию второстепенных членов. Словарный диктант | 1 | | | |
65 | 14 | Виды предложений по наличию грамматических основ. | 1 | | | |
66 | 15 | Простые и сложные предложения | 1 | | | |
67 | 16 | Р.р. Изложение | 1 | | | |
68 | 17 | Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами. | 1 | | | |
69 | 18 | Р.р. Функционирование в тексте предложений с однородными членами. | 1 | | | |
70 | 19 | Проверочная работа по теме «Предложения с однородными членами» | 1 | | | |
71 | 20 | Предложения с обращениями. | 1 | | | |
72 | 21 | Предложения с вводными словами. | 1 | | | |
73 | 22 | Предложения со сравнительными оборотами. | 1 | | | |
74 | 23 | Предложения с прямой речью. | 1 | | | |
75 | 24 | Зачет по теме «Синтаксис» | 1 | | | |
76 | 25 | Р.р. Понятие о пунктуации. Зачем нужны знаки препинания. | 1 | | | |
77 | 26 | Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | | | |
78 | 27 | Знаки препинания внутри простого предложения (между подлежащим и сказуемым) | 1 | | | |
79 | 28 | Знаки препинания внутри простого предложения ( при осложнениях) | 1 | | | |
80 | 29 | Знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | | | |
81 | 30 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | | | |
82 | 31 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | |
83 | 32 | Контрольный диктант №3 по теме « Синтаксис и пунктуация». | 1 | | | |
Текстоведение (13 ч.) |
84 | 1 | Р.р. Понятие о тексте. | 1 | | | |
85 | 2 | Основные признаки текста. | 1 | | | |
86 | 3 | Р.р. Типы речи. Повествование. | 1 | | | |
87 | 4 | Повествование. Анализ текста | 1 | | | |
88 | 5 | Р.р. Описание. | 1 | | | |
89 | 6 | Р.р. Описание местности. Сочинение по картине В.Д. Поленова «Московский дворик». | 1 | | | |
90 | 7 | Р.р. Рассуждение. | 1 | | | |
91 | 8 | Рассуждение. Работа с текстом. | 1 | | | |
92 | 9 | План текста. | 1 | | | |
93 | 10 | Р.р. Изложение с использованием разных типов речи. | 1 | | | |
94 | 11 | Основные нормы построения текста. | 1 | | | |
95 | 12 | Основные нормы построения текста. Редактиро-вание | 1 | | | |
96 | 13 | Зачет по теме « Текстоведение» | 1 | | | |
III четверть = 60 ч. Р.р. – 12 ч. К.р. – 2 ч. |
Основные разделы лингвистики ( 32 ч). Словообразование (15 ч.) |
97 | 1 | Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный). | 1 | | | |
98 | 2 | Основные способы образования слов в русском языке (приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение) | 1 | | | |
99 | 3 | Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. | 1 | | | |
100 | 4 | Правописание букв О-А в корнях с чередованием. | 1 | | | |
101 | 5 | Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. | 1 | | | |
102 | 6 | Р.р. Сочинение по картине И. Л Левитана «Золотая осень». | 1 | | | |
103 | 7 | Словообразование имён существительных | 1 | | | |
104 | 8 | Словообразование имён прилагательных. | 1 | | | |
105 | 9 | Словообразование глаголов. | 1 | | | |
106 | 10 | Р.р. Контрольное изложение №1 | 1 | | | |
107 | 11 | Правописание приставок. | 1 | | | |
108 | 12 | Закрепление по теме «Правописание приставок» | 1 | | | |
109 | 13 | Образование слова и его морфемное строение. Морфемный разбор слова | 1 | | | |
110 | 14 | Закрепление по теме «Образование слова и его морфемное строение» | 1 | | | |
111 | 15 | Контрольный диктант № 4 по теме «Словообразование». | 1 | | | |
Лексикология и фразеология (17 ч) |
112 | 1 | Лексикология . Слово, его лексическое значение | 1 | | | |
113 | 2 | Лексическое значение слова. Работа со словарем | 1 | | | |
114 | 3 | Р.р. Переносное значение слова. | 1 | | | |
115 | 4 | Р.р. Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор слова | 1 | | | |
116 | 5 | Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей | 1 | | | |
117 | 6 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | | | |
118 | 7 | Р.р. Работа по картине А.И.Куинджи «Берёзовая роща». | 1 | | | |
119 | 8 | Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов. | 1 | | | |
120 | 9 | Заимствованная лексика | 1 | | | |
121 | 10 | Написание букв Ы-И после Ц. | 1 | | | |
122 | 11 | Лексика ограниченного употребления. | 1 | | | |
123 | 12 | Диалектизмы. Профессионализмы. | 1 | | | |
124 | 13 | Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи | 1 | | | |
125 | 14 | Устаревшие слова. Словарный диктант | 1 | | | |
126 | 15 | Фразеология. | 1 | | | |
127 | 16 | Р.р. Употребление фразеологизмов в речи | 1 | | | |
128 | 17 | Зачет по теме « Лексикология и фразеология». | 1 | | | |
Морфология( 65 ч.). Имя существительное (20 ч.) |
129 | 1 | Морфология. Имя существительное | 1 | | | |
130 | 2 | Р.р. Общее значение имени существительного и его употребление в речи. | 1 | | | |
131 | 3 | Правописание суффиксов - ЧИК, -ЩИК. | 1 | | | |
132 | 4 | Правописание суффиксов – ЕК,-ИК существительных. | 1 | | | |
133 | 5 | Деление имен существительных на собственные, нарицательные. | 1 | | | |
134 | 6 | Одушевлённые, неодушевлённые имена существительные. | 1 | | | |
135 | 7 | Род существительных. | 1 | | | |
136 | 8 | Зачет по теме «Имя существительное» | 1 | | | |
137 | 9 | Склонение имён существительных. | 1 | | | |
138 | 10 | Слитное написание НЕ с существительными. | 1 | | | |
139 | 11 | Раздельное написание НЕ с существительными. | 1 | | | |
140 | 12 | Непостоянные морфологические признаки имён существительных (число). | 1 | | | |
141 | 13 | Непостоянные морфологические признаки имён существительных(падеж) | 1 | | | |
142 | 14 | Безударные окончания Е, И в именах существительных. | 1 | | | |
143 | 15 | Практикум по теме «Правописание безударных окончаний существительных» | 1 | | | |
144 | 16 | Имя существительное как член предложения. | 1 | | | |
145 | 17 | Р.р. Культура речи. Правильное употребление существительных в речи(орфоэпические, грамматические нормы) | 1 | | | |
146 | 18 | Р.р. Культура речи. Правильное употребление существительных в речи (лексические нормы) | 1 | | | |
147 | 19 | Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | | | |
148 | 20 | Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное». | 1 | | | |
Имя прилагательное (18 ч.) |
149 | 1 | Анализ диктанта. Р.р. Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи. | 1 | | | |
150 | 2 | Р.р. Роль прилагательных в описании. Подготовка к сочинению по картине М. Васнецова «Алёнушка». | 1 | | | |
151 | 3 | Р.р. Написание контрольного сочинения №2 ( по картине М. Васнецова «Алёнушка»). | 1 | | | |
152 | 4 | Морфологические признаки прилагательного. Постоянные признаки. Разряды. | 1 | | | |
153 | 5 | Разряды прилагательных (качественные и относительные) | 1 | | | |
154 | 6 | Разряды прилагательных (притяжательные) | 1 | | | |
155 | 7 | Тестирование по теме «Имя прилагательное» | 1 | | | |
156 | 8 | Непостоянные морфологические признаки прилагательных. Степени сравнения. | 1 | | | |
IV четверть = 48 ч. Р.р. – 6 ч. К.р. – 3 ч. |
157 | 9 | Степени сравнения прилагательных . | 1 | | | |
158 | 10 | Морфологические признаки прилагательных. Полные и краткие прилагательные | 1 | | | |
159 | 11 | Полные и краткие прилагательные. | 1 | | | |
160 | 12 | Склонение прилагательных. | 1 | | | |
161 | 13 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных. | 1 | | | |
162 | 14 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных (продолжение) | 1 | | | |
163 | 15 | Р.р. Имя прилагательное как член предложения. | 1 | | | |
164 | 16 | Культура речи. Правильное употребление прилагательных в речи (орфоэпические, грамматические нормы) | 1 | | | |
165 | 17 | Культура речи. Правильное употребление прилагательных в речи (лексические нормы) | 1 | | | |
166 | 18 | Контрольный диктант №6 по теме « Имя прилагательное». | 1 | | | |
Глагол (27ч.) |
167 | 1 | Анализ диктанта. Общее значение глагола и его употребление в речи. | 1 | | | |
168 | 2 | Инфинитив. | 1 | | | |
169 | 3 | Закрепление по теме «Инфинитив» | 1 | | | |
170 | 4 | Постоянные морфологические признаки глагола(вид) | 1 | | | |
171 | 5 | Постоянные морфологические признаки глагола (переходность) | 1 | | | |
172 | 6 | Постоянные морфологические признаки глагола (возвратность) | 1 | | | |
173 | 7 | Постоянные морфологические признаки глагола (спряжение) | 1 | | | |
174 | 8 | Правописание корней с чередующимися гласными Е- И. | 1 | | | |
175 | 9 | Изменение глаголов по наклонениям. | 1 | | | |
176 | 10 | Условное наклонение. Словарный диктант | 1 | | | |
177 | 11 | Повелительное наклонение. | 1 | | | |
178 | 12 | Повелительное наклонение: образование, правописание, изменение | 1 | | | |
179 | 13 | Изъявительное наклонение глагола. | 1 | | | |
180 | 14 | Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам | 1 | | | |
181 | 15 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам | 1 | | | |
182 | 16 | Проверочная работа по теме « Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола». | 1 | | | |
183 | 17 | Безличные глаголы. | 1 | | | |
184 | 18 | Закрепление по теме «Безличные глаголы» | 1 | | | |
185 | 19 | Р.р. Контрольное изложение №2 | 1 | | | |
186 | 20 | Глагол как член предложения. | 1 | | | |
187 | 21 | Правописание глаголов. | 1 | | | |
188 | 22 | Правописание НЕ с глаголами | 1 | | | |
189 | 23 | Р.р. Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи(орфоэпические и грамматические нормы) | 1 | | | |
190 | 24 | Р.р. Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи (лексические нормы) | 1 | | | |
191 | 25 | Повторение по теме « Глагол». | 1 | | | |
192 | 26 | Контрольный диктант № 7 по теме « Глагол». | 1 | | | |
Повторение(12 ч) |
193 | 1 | Разделы лингвистики. Слово – дело великое | 1 | | | |
194 | 2 | Правописание морфем. Орфограммы глагола | 1 | | | |
195 | 3 | Орфограммы.Правописание корней. | 1 | | | |
196 | 4 | Орфограммы . Правописание суффиксов и окончаний. | 1 | | | |
197 | 5 | Простое осложнённое предложение. | 1 | | | |
198 | 6 | Сложное предложение. | 1 | | | |
199 | 7 | Пунктуационный анализ текста. | 1 | | | |
200 | 8 | Лингвистический анализ текста. Работа со словарями | 1 | | | |
201 | 9 | Р.р. Языковой анализ текста. | 1 | | | |
202 | 10 | Р.р. Основные признаки текста. | 1 | | | |
203 | 11 | Контрольный диктант № 8 по теме «Повторение». | 1 | | | |
204 | 12 | Итоговый урок | 1 | | | |