ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «10» июля 2015 г. № 26);
Устав ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат».
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. И. М. Бгажноковой – М: Москва Просвещение, 2013. – 5-е издание. – 287с.
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе данной школы. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
ЦЕЛЬ:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Программа формулирует следующие ЗАДАЧИ преподавания русского языка:
Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
Повышать уровень общего развития учащихся;
Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Развивать нравственные качества школьников.
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В каждом классе отведено 140 часов в год (4 часа в неделю).
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Учебный материал делится на следующие разделы:
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 5–9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
МЕТОДЫ УРОКА
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки
-используются ТСО: ИКТ- компьютерные презентации
Содержание учебной программы по русскому языку в 5 классе.
Всего на изучение курса русского языка в 5 классе отводится 140 часов – по 4 часа в неделю.
№ раздела | Содержание | Знания | Умения |
1. Предложение. | Предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. | Понятия: Подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. | Уметь различать члены предложения, дифференцировать предложения распространенные и нераспространенные. |
2. Звуки и буквы. | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквой «Ь». Обозначение мягкости согласных буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И». Буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Алфавит. | Понятия: Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Гласные ударные и безударные. Алфавит. Словарные слова: космос, свобода, физкультура. | Уметь правильно обозначать звуки буквами на письме. Уметь употреблять правило правописания слов с разделительным мягким знаком. |
3. Слово. Состав слова. | Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Образование слов при помощи приставок. Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и приставки. Правописание безударных гласных в корне слова. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание согласных в корне слова. Звонкие глухие согласные. Непроизносимые согласные. Правописание приставок. Приставки и предлоги. Буква «Ъ» после приставок | Понятия: Корень, приставка, суффикс, окончание. Однокоренные слова. Согласные непроизносимые. Приставки и предлоги. Словарные слова: верстак, инструмент, матрос, победа, ракета, природа, болото, география, естествознание, благодарю, до свидания, ботинки, верблюд, творог, защита, здравствуй, коллекция, столица, остров. | Уметь подбирать группы родственных слов (несложные случаи). Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова. Разбирать слово по составу. |
4. Части речи. | Общее понятие о частях речи: имя существительное, прилагательное, глагол. Имя существительное. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Число имен существительных. Род имен существительных. Правописание имен существительных женского и мужского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце слов. Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж: кто? что? Родительный падеж: кого? чего? Дательный падеж: кому? чему? Винительный падеж: кого? что? Творительный падеж: кем? чем? Предложный падеж: о ком? о чем? Закрепление пройденного материала. Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных в единственном числе. Второе склонение имен существительных в единственном числе. Третье склонение имен существительных в единственном числе. Падежи и падежные окончания имен существительных. | Имя существительное. Имена существительные собственные собственные и нарицательные. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Единственное и множественное число имен существительных. Род имен существительных. Падежи имен существительных. Склонение имен существительных. Словарные слова: равнина, картон, запад, север, веревка, салат, пассажир, грамота, овраг, отряд, железо, металл, бензин, колонна, каникулы, компас. | Уметь выделять имя существительное как часть речи. |
5. Предложение. | Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Однородные члены предложения. | Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. | Уметь строить простое распространенное предложение. |
Учащихся 5 класса подразделить на 3 подгруппы
Первую группу составляют дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы, характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Эти учащиеся отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров.
К третьей группе относятся дети, которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.
№ | Ученики | 1 уровень | 2 уровень | 3 четверть |
5 класс В классе 15 учеников, 6 девочек и 9 мальчиков. |
1 | Грудинин Юрий | | | |
2 | Житихин Сергей | | | |
3 | Иванова Светлана | | | |
4 | Кадырова Оксана | * | | |
5 | Максимов Данил | | | |
6 | Мясоедов Кирилл | * | | |
7 | Никитин Алексей | | | |
8 | Попов Максим | | | |
9 | Пшеничников Дмитрий | * | | |
10 | Смолина Дарья | * | | |
11 | Сымбелов Мэргэн | * | | |
12 | Труфанов Юрий | * | | |
13 | Труфанова Ольга | * | | |
14 | Тушинова Долгорма | | | |
15 | Федорова Анжела | * | | |
15 | итого | 8 | 7 | |
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Форма организации занятий | Форма контроля Разв. речи | |
Теор. | Практ. | Контр. | Сл.раб. | | |
1 четверть | |
1. | Повторение. | 5 | | 5 | | | | | |
1.1. | Предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. | 2 | | 2 | | | Диктант | | |
1.2. | Главные и второстепенные члены предложения. | 2 | | 2 | | | | | |
1.3. | Различение предложений по интонации. | 1 | | 1 | | | | | |
| |
2. | Звуки и буквы. | 12 | 2 | 10 | | | | | |
2.1. | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. | 2 | | 2 | | | | | |
2.2. | Согласные твердые и мягкие. | 2 | 1 | 1 | | | | | |
2.3. | Обозначение мягкости согласных буквой «Ь». | 1 | | 1 | | | | | |
2.4. | Обозначение мягкости согласных буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И». | 1 | | 1 | | | | | |
2.5. | Буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» в начале слова и после гласных. | 1 | | 1 | | | Комментированное письмо | | |
2.6. | Гласные ударные и безударные. | 4 | 1 | 3 | | | Словарный диктант | | |
2.7. | Алфавит. | 1 | | 1 | | Космос, свобода, физкультура | | | |
| |
3. | Слово. Состав слова. | 34 | 9 | 24 | 1 | | | | |
3.1. | Корень и однокоренные слова. | 5 | 1 | 4 | | | Составление связного рассказа с опорой на вопросы. | | |
3.2. | Окончание. | 1 | | 1 | | Верстак, инструмент | Составление рассказа с опорой на план и серию картинок (72) | | |
3.3. | Приставка. Образование слов при помощи приставок. | 2 | 1 | 1 | | | | | |
3.4. | Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и приставки. | 3 | 1 | 2 | | Матрос | Проверочный диктант. | | |
3.5. | Правописание безударных гласных в корне слова. | 5 | 1 | 4 | | Победа | Предупредительный диктант. | | |
3.6. | Непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 2 | 1 | 1 | | Ракета, природа, болото, охота, охрана, благодарю, до свидания, ботинки, верблюд, творог, защита | Словарный диктант | | |
3.7. | Правописание согласных в корне слова. Звонкие глухие согласные. | 3 | 1 | 3 | | | | | |
3.8. | Непроизносимые согласные. | 4 | 1 | 3 | | Здравствуй, коллекция | | | |
3.9. | Правописание приставок. Приставки и предлоги. | 3 | 1 | 2 | | Столица, остров | | | |
2 четверть | |
3.10. | Буква «Ъ» после приставок | 4 | 1 | 2 | | | Комментированное письмо | | |
3.11. | Контрольная работа по теме «Состав слова». | 2 | | 1 | 1 | | Проверочный диктант с грамматическим заданием | | |
| |
4. | Части речи | 88 | 8 | 79 | 1 | | | | |
4.1. | Общее понятие о частях речи: имя существительное, прилагательное, глагол. | 5 | 1 | 4 | | Равнина | | | |
4.2. | Имя существительное. | 3 | | 3 | | Картон | | | |
4.3. | Имена существительные собственные и нарицательные. | 3 | 1 | 2 | | Запад, север, адрес, конверт | | | |
4.4. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 4 | 1 | 3 | | | Выборочный диктант | | |
4.5. | Число имен существительных. | 4 | 1 | 3 | | | | | |
4.6. | Род имен существительных. | 5 | 1 | 4 | | Верёвка, салат | | | |
4.7. | Правописание имен существительных женского и мужского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце слов. | 5 | 1 | 5 | | | Контрольный диктант | | |
3 четверть | |
4.8. | Изменение имен существительных по падежам. | 2 | 1 | 1 | | | | | |
4.9. | Именительный падеж: кто? что? | 3 | | 3 | | | | | |
4.10. | Родительный падеж: кого? чего? | 3 | | 3 | | | | | |
4.11. | Дательный падеж: кому? чему? | 3 | | 3 | | Пассажир | | | |
4.12. | Винительный падеж: кого? что? | 3 | | 3 | | | | | |
4.13. | Творительный падеж: кем? чем? | 2 | | 2 | | | | | |
4.14. | Предложный падеж: о ком? о чем? | 2 | | 2 | | | | | |
4.15. | Закрепление пройденного материала. | 2 | | 1 | | | | | |
4.16. | Три склонения имен существительных. | 4 | 1 | 3 | | Грамота, овраг | | | |
4.17. | Первое склонение имен существительных в единственном числе. | 9 | | 9 | | Отряд | | | |
4.18. | Второе склонение имен существительных в единственном числе. | 8 | | 8 | | Железо, металл, бензин | | | |
4.19. | Третье склонение имен существительных в единственном числе. | 9 | | 9 | | Колонна, каникулы | Словарный диктант | | |
4 четверть | |
4.20. | Падежи и падежные окончания имен существительных. | 7 | | 7 | | Компас | | | |
4.21. | Контрольная работа по теме «Имя существительное». | 2 | | 1 | 1 | | Контрольный диктант | | |
| |
5. | Предложение. | 21 | 1 | 20 | | | | | |
5.1. | Главные члены предложения. | 4 | | 4 | | | | | |
5.2. | Второстепенные члены предложения. | 3 | | 3 | | | | | |
5.3. | Нераспространенные и распространенные предложения. | 5 | | 5 | | | Составление рассказа с опорой на серию картинок | | |
5.4. | Однородные члены предложения. | 10 | 1 | 9 | | | | | |
| |
6. | Повторение пройденного за год. | 8 | | 8 | | | Изложение рассказа с опорой на план. | | |
7. | Итоговая контрольная работа. | 2 | | 1 | 1 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | | |
7.1 | Подведение итогов, работа над ошибками. | 1 | | 1 | | | | | |
| Итого: | 140 | 20 | 147 | 3 | | | | |
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Грамматика, правописание и развитие речи.
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ обучающихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ V классе – 45-50 слов, VI – VII – 65-70 слов, VIII – X – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
V-IX классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение одной и той же буквы (например, «посода»);
недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе;
повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В V классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.
«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебники:
Методические пособия:
Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида».
«Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» под редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой, М. «Просвещение», 2010 год.