СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 5 класс, 5 часов в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

средняя общеобразовательная школа № 15



Рассмотрено на заседании МО Согласовано: Утверждаю:

учителей русского Заместитель директора по УВР: Директор МОУ: СОШ № 15

языка и литературы ____________________________ __________ /Кузнецова О.В./

от «____» _______________ 2018г «_____» ________________2018г. Приказ № _________________

Руководитель МО: от «______» ______________ 2018г.

/_________/_________________/



Рабочая программа

по русскому языку

для 5 Б класса

на 2018—2019 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы

(Русский язык. 5—9 кл., 10—11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. — М.: Дрофа, 2008. — С. 48-91.

Авторы программы М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов)

Составитель: Астраханцева Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы.



Борзя, 2018 г.





Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык 5 класс» составлена на основе нормативных правовых документов:

- Федеральный закон «Об Образовании в РФ» 29.12.2012 г. № 273 ФЗ;

- ФГОС ООО 2010 г.;

- На основе примерной ООП ООО по русскому языку с учетом ООП ООО МОУ: СОШ № 15 и программы автора УМК под редакцией

М.М.Разумовской.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых основ лингвистики;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  • проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Содержание курса «Русский язык. 5 класс»

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.

Раздел 3. Текст

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

  1. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

  1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).

  2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Раздел 5. Общие сведения о языке

  1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.

  2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

  3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].

  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

  2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

  3. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.

  2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 11. Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь

  2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

  1. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Тематическое планирование.

По учебному плану МОУ: СОШ № 15 г. Борзя на изучение русского языка в 5 классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год.

Контрольных диктантов – 10; развитие речи – 38 (из них: изложений – 5; сочинений – 10).


Тема занятия

Количество часов

О языке и речи – 4 часа (2+2РР)

1

Зачем человеку нужен язык?

1

2

Что мы знаем о русском языке?

1

3

РР. Что такое речь?

1

4

РР. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная.

1

Повторение изученного в начальных классах -28 часов (19+9РР)

Фонетика. Графика -5 часов(3+2РР)


5

Звуки и буквы. Алфавит.

1

6

Что обозначают буквы Е,Ё,Ю,Я.

1

7

Фонетический разбор слова.

1

8

РР. Что такое текст (повторение). Тема текста.

1

9

РР. Основная мысль текста. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте.

Подготовка к домашнему сочи­нению «Один день моих летних каникул»

1

10

Входная диагностическая работа

1

Письмо. Орфография – 14 часов(10+4РР)

11

Зачем людям письмо?

1

12

Орфография. Нужны ли правила?

1

13

РР. Анализ домашних сочинений «Один день моих летних каникул».

1

14

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения звуками гласных звуков.

1

15

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков.

1

16

Сочетание букв ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ,НЧ,ЧН,ЧК,НЩ,ЩН,РЩ.

1

17

Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов.

1

18

Разделительные Ь и Ъ.

1

19

НЕ с глаголами.

1

20

Написание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.

1

21

РР. Абзац как часть текста.

1

22-23

РР. Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща».

2

24

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография»

1

Строение слова – 2 часа

25

Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова?

1

26

Как образуются формы слова?

1

Слово как часть речи – 7 часов (4+3РР)

27

Самостоятельные части речи.

1

28

Как изменяются имена существительные, имена прилага­тельные и глаголы?

1

29

Служебные части речи.

1

30

РР. Что такое стилистика?

1

31-32

РР. Сочинение по картине И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды».

2

Систематический курс русского языка – 130 часов (102+28РР)

Фонетика. Орфоэпия – 11 часов (8+3РР)

33

Что изучает фонетика?

1

34

Звуки гласные и согласные.

1

35

Слог, ударение.

1

36

РР. Разговорная и книжная речь.

1

37

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.

1

38

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.

1

39

РР. Художественная и научно – деловая речь.

1

40

РР. Анализ текста: определение стиля речи.

1

41-42

Обобщающий урок по фонетике и орфоэпии. Подготовка к контрольной работе.

2

43

Контрольная работа по фонетике и орфоэпии.

1

Лексика. Словообразование. Правописание – 26 часов (18+8РР)

44

Как определить лексическое значение слова?

1

45

Сколько лексических значений имеет слово?

1

46

Когда слово употребляется в переносном значении?

1

47

Как пополняется словарный состав языка?

1

48-49

РР. Изложение «Барсучонок».

2

50

Контрольный диктант по теме «Лексика».

1

51

Как образуются слова в русском языке?

1

52

Чередования гласных и согласных в словах.

1

53-54

Правописание чередующихся гласных – А- О-, в корнях–ЛАГ-ЛОЖ, -РОС-РАСТ(-РАЩ)

2

55

РР. Что такое тип речи?

1

56-57

Буквы – О - Ё- после шипящих в корнях слов.

2

58

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?

1

59

Что такое профессиональные и диалектные слова?

1

60

О чём рассказывают устаревшие слова?

1

61-62

РР. Описание, повествование, рассуждение.

2

63

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?

1

64

Правописание приставок.

1

65

Буквы И-Ы после Ц.

1

66

Контрольный диктант по теме «Словообразование и правописание».

1

67

РР. Оценка действительности.

1

68-69

РР. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Русская зима».

2

Синтаксис и пунктуация (вводный курс) – 36 часов (29+7РР)

70

Что изучает синтаксис и пунктуация?

1

71-72

Словосочетание.

2

73

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания.

1

74

Восклицательные предложения.

1

75-76

РР. Описание, повествование, рассуждение. Изложение.

2

77

Главные члены предложения.

1

78

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

79

Предложения распространённые и нераспространённые

1

80

Второстепенные члены предложения.

1

81

Дополнение.

1

82

Определение.

1

83

Обстоятельство.

1

84-85

Повторение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

2

86

Контрольный диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

1

87-88

РР. Сочинение по картине И.И.Машкова «Клубника и белый кувшин».

2

89-90

Однородные члены предложения.

2

91

Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

1

92-93

Обращение.

2

94-95

РР. Анализ текста: определите тип текста.

2

96

Синтаксический разбор простого предложения.

1

97-98

Сложное предложение.

2

99-100

Прямая речь.

2

101

Диалог.

1

102-103

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

2

104

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». Анализ диктанта.

1

105

РР. Строение текста типа рассуждения – доказательства.

1

Морфология. Правописание – 56 часов (46+10РР)

Глагол – 22 час (19+3РР)

106

Что обозначает глагол?

1

107

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами (закрепление).

1

108

Словообразование глаголов.

1

109

Виды глагола.

1

110

РР. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях.

1

111-112

Корни с чередованием букв – Е – И.

2

113

Инфинитив. Правописание – ТСЯ - и – ТЬСЯ - в глаголах.

1

114

РР. Строение текста типа повествования.

1

115

Наклонение глагола.

1

116

Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола?

1

117

Как образуется повелительное наклонение глагола?

1

118

Времена глагола.

1

119-120

Спряжение глагола. Лицо и число.

2

121

РР. Сочинение-повествование «Как я….».

1

122-123

Правописание безударных личных окончаний глагола.

2

124

Безличные глаголы.

1

125

Переходные и непереходные глаголы.

1

126

Повторение темы «Глагол».

1

127

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

Имя существительное – 17 часов (15+2РР)

128

Что обозначает имя существительное.

1

129

Словообразование имен существительных.

1

130-131

Употребление суффиксов существительных -ЧИК-,-ЩИК-, -ЕК, -ИК-(-ЧИК).

2

132

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

1

133

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

134

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

135

Род имён существительных. Существительные общего рода.

1

136

Род несклоняемых имён существительных.

1

137

Число имён существительных.

1

138

Падеж и склонение имён существительных.

1

139-140

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

2

141

Употребление имён существительных.

1

142

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

143-144

РР. Строение текста типа описания предмета.

2

Имя прилагательное – 17 часов (12+5РР)

145

Что обозначает имя прилагательное?

1

146-147

Прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

2

148

Правописание окончаний имён прилагательных.

1

149

Словообразование имён прилагательных.

1

150-151

РР. Соединение типов речи в тексте.

2

152

Прилагательные полные и краткие.

1

153

Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных.

1

154

Как образуется сравнительная степень прилагательного?

1

155

Как образуется превосходная степень прилагательного?

1

156

РР. Повторение раздела «Текст».

1

157-158

РР. Контрольное изложение «Весной».

2

159-160

Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».

2

161

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

Повторение изученного за 5 класс – 9 часов

162

Повторение раздела «Фонетика. Орфоэпия».

1

163

Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология».

1

164-165

Повторение раздела «Орфография».

2

166-167

Повторение раздела «Синтаксис и словосочетание»

2

168

Повторение раздела «Морфология»

1

169-170

Итоговая контрольная работа

2





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!