СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ»
Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарных наук Руководитель МО _______________Большакова Н.П. Протокол № 1 от «27» августа 2019 г. | Принята на педагогическом совете
Протокол № 1 от «30» августа 2019 г. | «Утверждаю»: Директор МБОУ «РСШ №2» ____________Чудалева Н.Д.
Приказ № _____ от « ___» ___________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 5Б КЛАСС
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД – 170, В НЕДЕЛЮ - 5 ЧАСОВ
УЧИТЕЛЬ СЫСОЕВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:
ФГОС ООО, 2010
АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К УЧЕБНИКУ ДЛЯ 5 КЛАССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ М.М. РАЗУМОВСКОЙ,
С.И. ЛЬВОВА, В.И. КАПИНОС, В.В. ЛЬВОВА, М.: ДРОФА, 2012
ОБЕСПЕЧЕНА УЧЕБНИКАМ
Русский язык. 5 класс. Учебник. Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А., Москва, ДРОФА, 2012
2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из ценностей русского языка;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранять его чистоту; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
понимание темы и идеи речевого произведения, умение разграничивать основную и второстепенную информацию;
умение использовать разные виды чтения при работе с текстами;
способность извлекать информацию из различных источников, включая Интернет, пользоваться словарями и справочной литературой, в том числе на электронных носителях;
умение вести самостоятельный поиск информации;
сопоставление и сравнение разных точек зрения;
способность излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
составление различных видов плана, вопросов к тексту, пересказа;
умение создавать тексты с учётом замысла;
оценка своей речи с точки зрения её содержания и речевого оформления;
умение выступать перед аудиторией с сообщениями;
применение полученных знаний на межпредметном уровне (на уроках литературы, истории, биологии, географии и др.);
совместное выполнение заданий, участие в спорах, обсуждениях.
Предметные результаты:
Речь и речевое общение
Обучающийся научится:
использовать различные виды монолога и диалога в различных ситуациях общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять мини-проект; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Чтение
Обучающийся научится:
понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения, в форме плана (в устной и письменной форме);
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Обучающийся научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной сфере общения;
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать мини- проект;
участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Обучающийся научится:
создавать письменные монологические высказывания (ученические сочинения) разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения;
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения и плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику.
Обучающийся получит возможность научиться:
писать сочинения, изложения;
составлять планы, доклады;
Текст
Обучающийся научится:
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей с учётом требований к построению связного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии),
Функциональные разновидности языка
Обучающийся научится:
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, учебно-научные, тексты художественной литературы;
различать и анализировать тексты разных стилей: учебно-научного, разговорной речи (сообщение, доклад, выступление; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
создавать устные и письменные высказывания разных стилей и типов речи
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, учебно-научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических и синтаксических средств;
создавать тексты различных функциональных стилей, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить выступление, сочинение-рассуждение; принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
Общие сведения о языке
Обучающийся научится:
характеризовать основные функции русского языка, место русского языка среди других языков;
оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Обучающийся научится:
проводить фонетический анализ слова;
соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
различать изученные способы словообразования;
анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать омонимы разных видов;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах разных стилей речи.
Морфология
Обучающийся научится:
опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
Обучающийся получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах разных стилей речи;
извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Обучающийся научится:
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
применять синтаксические знания и умения в практике правописания.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства синтаксиса;
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах разных стилей речи;
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Обучающийся научится:
выявлять единицы языка в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа – носителя языка.
2. Содержание учебного предмета
1. О языке (5 ч.)
Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.
2. Речь (41 ч.)
Речь как деятельность, как способ общения людей посредством языка. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Текст как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная конченность (автономность) высказывания. Темы и основная мысль текста: микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте: «данное» и «новое» в предложениях текста. Стили речи, понятие о стилистически значимой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учётом речевой ситуации, в которой используются данные стили. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения фрагментов текста с определенным типовым значением: лицо и его действия, предмет и его признаки, рассуждение - доказательство, оценочные суждения. Способы соединения фрагментов в целом тексте.
Основные умения по разделу «Речь»
Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи - описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста. Подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль). Сжато пересказывать (устно и письменно) тексты такого же строения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
3. Повторение и углубление изученного в начальных классах (19ч.)
3.1. Фонетика. Графика (3 ч.)
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Элементарные сведения о транскрипции.
Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение букв и звуков. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Знакомство со школьным орфоэпическим словарём и его использование.
3.2. Письмо. Орфография (9 ч.)
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы.
Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи -ши, ча -ща, чу -щу; -чк-,-чн,- нч-, рщ-; разделительных ъ -ь; -тся/ -ться в глаголах.
Не с глаголами. Использование орфографического словаря.
3.3. Строение слова (3 ч.)
Предмет изучения морфемики. Морфема как часть слова.
Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарём значения морфем и словарём морфемного строения слова.
3.4. Слово как часть речи. Морфология (4 ч.)
Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико – орфографическим словарём.
4. Систематический курс русского языка (60 ч)
4.1. Фонетика. Орфоэпия (8 ч.)
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Элементарные сведения о транскрипции.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Знакомство со школьным орфоэпическим словарём и его использование.
4.2. Лексика. Словообразование. Правописание (23 ч.)
Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафора, олицетворения, эпитета.
Слова - синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.
Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з (с). Правописание корней -лож-// -лаг-, -рос-//-раст-(-ращ-). Буквы о-ё после шипящих в корне.
Буквы и-ы после ц в разных частях слов. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы.
Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.
Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания метафор, олицетворений, эпитетов; диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.
4.3. Синтаксис и пунктуация (вводный курс) (29 ч.)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространённые и нераспространённые. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже. Предложения с однородными членами.
Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах.
Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о ССП и СПП. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что и др.
Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге, наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
4.4. Морфология. Правописание (46ч.)
4.4.1.Глагол (18 ч.)
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Инфинитив.
Основные способы образования глаголов, правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание - тся и -ться- в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и-е, их правописание.
Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание. Повелительное наклонение; значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.
Развитие навыков использования лингвистическими словарями разных типов. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
4.4.2. Имя существительное (16 ч.)
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имён существительных. Правила употребления на письме типичных суффиксов, в частности -чик- (-щик-), -ек- (-ик-). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных. Род имён существительных. Имена существительные общего рода; род неизменяемых имён существительных. Число имён существительных. Имена существительные, имеющие только форму единственного или форму множественного числа.
Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Правописание безударных окончаний имён существительных. Развитие навыков использования грамматико-орфографического, орфографического, толкового, словообразовательного и орфоэпического словарей.
Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
4.4.3. Имя прилагательное (12 ч.)
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению: имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные.
Имена прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий.
Степени сравнения имён прилагательных. Склонение имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов.
Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление имён прилагательных в переносном значении.
5. Повторение и обобщение изученного в 5 классе (4ч.)
Тематическое планирование
Название раздела | Количество часов | Текущий и промежуточный контроль |
Р/р. Речь (5+5+3+7+6+5+2+8 ч.) | 41 |
|
Р/р. О языке и речи | 5 | Входная контрольная работа (диктант) - 1 |
Закрепление и углубление изученного в начальных классах (19 ч.): | 19 |
|
Фонетика, графика (3ч.) | 3 |
|
Р/р. Текст (5ч.) | 5 | Обучающее сочинение – 1 |
Письмо. Орфография (9ч.) | 9 | Контрольная работа (диктант) - 1 |
Слово и его строение (3ч.) | 3 |
|
Слово как часть речи. Морфология (4ч.) | 4 |
|
Р/р. Текст (продолжение) (3ч.) | 3 | Обучающее устное сочинение - 1 |
Систематический курс русского языка (60ч.): | 60 |
|
Фонетика. Орфоэпия (8ч.) | 8 | Контрольная работа по фонетике и орфоэпии - 1 |
Лексика. Словообразование. Правописание (23ч.) | 23 | Контрольная работа (диктант) – 1 |
Р/р. Стили речи (7ч.) | 7 | Обучающее изложение - 1 |
Синтаксис и пунктуация (вводный курс) (29ч.) | 29 | Контрольная работа (диктант) – 1 |
Р/р. Типы речи (6ч.) | 6 |
|
Р/р. Строение текста (5ч.) | 5 | Контрольная работа по типам речи – 1 Обучающее изложение – 1 |
Морфология. Правописание (46ч.) | 46 |
|
Глагол (18ч.) | 18 | Контрольная работа – 1 |
Р/р. Строение текста (продолжение) (2ч.) | 2 |
|
Имя существительное (16ч.) | 16 | Промежуточная аттестация (диктант) – 1 |
Р/р. Строение текста (продолжение) (8ч.) | 8 | Контрольная работа (сочинение) – 1 Контрольная работа (изложение) – 1 |
Имя прилагательное (12ч.) | 12 | Контрольная работа – 1 |
Закрепление и обобщение изученного в 5 классе (4ч.) | 4 |
|
Итого: | 170 | 15, в т.ч.: 3 сочинения, 3 изложения, 5 диктантов, 4 контрольных работы. |
Календарно-тематическое планирование |
| |||||
№ п/п
| Дата проведения | Тема учебного занятия
| Виды деятельности учащихся
| |||
План. дата | Факт. дата | |||||
1 |
|
| Р/р. О языке и речи | Изучение содержания параграфа учебника, работа с орфограммами, формирование навыка чтения лингвистического текста | ||
2 |
|
| Р/р. Зачем человеку нужен язык. Что мы знаем о русском языке | Читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Создавать небольшие высказывания на лингвистические темы, пользуясь планом и подборкой примеров. Разучивать яркие высказывания о русском языке. Читать и пересказывать лингвистические тексты. Безошибочно списывать недеформированные тексты разного характера объемом от 30 до 70 слов за определенное время. Безошибочно писать слова, предложенные для заучивания (ЗСП) | ||
3 |
|
| Р/р. Что такое речь (в отличие от языка) | Овладевать чтением пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст | ||
4 |
|
| Р/р. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная | Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий — слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов | ||
5 |
|
| Звуки и буквы. Алфавит | Понимать различие между звуками и буквами. Знать наизусть русский алфавит, правильно произнося названия букв | ||
6 |
|
| Что обозначают буквы е, ё, ю, я | Определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях. Уметь объяснять, почему для 6 гласных звуков в русском языке есть 10 букв. Учиться различать звуки и буквы | ||
7 |
|
| Фонетический разбор слова | Знать порядок фонетического разбора — от звука к букве. Уметь производить частичный и полный разбор конкретных слов с использованием детальной фонетической транскрипции | ||
8 |
|
| Входная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) | Проверить усвоение правил написания корней слов, а также других орфограмм | ||
9 |
|
| Р/р. Что такое текст. Тема текста | Знать основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная законченность высказывания). Уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения определения темы (тем) при чтении и слушании (в том числе текстов печатных и электронных СМИ). Различать при сравнивании узкие и широкие темы | ||
10 |
|
| Анализ контрольной работы, работа над ошибками Р/р. Основная мысль текста | Иметь представление об основной мысли текста. Уметь формулировать основную мысль текста, обычно передающую отношение автора к предмету речи. Уметь подбирать чёткий и выразительный заголовок к тексту, отражая в нём тему или основную мысль высказывания. Уметь выражать своё отношение к предмету речи | ||
11 |
|
| Р/р. Подготовка к обучающему сочинению «Памятный день летних каникул» | Определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материал на тему, выражать основную мысль, передавать своё отношение к предмету речи, оформлять начало и конец сочинения. После проверки учителем сочинения анализировать его | ||
12 |
|
| Р/р. Обучающее сочинение «Памятный день летних каникул» | Определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материал на тему, выражать основную мысль, передавать своё отношение к предмету речи, оформлять начало и конец сочинения. После проверки учителем сочинения анализировать его | ||
13 |
|
| Р/р. Анализ сочинения, работа над ошибками | Совершенствование навыков работы над ошибками, повторение орфограмм и пунктограмм на изученные правила, работа с грамматическими ошибками | ||
14 |
|
| Зачем людям письмо. Орфография. Нужны ли правила | Осознанно читать и пересказывать тексты о письменности. Уметь рассказать о социальных причинах возникновения письма, о его значении для жизни и развития общества. Знать, понимать и правильно употреблять соответствующие термины. Иметь представление об орфографии как о системе правил. Знать, что такое орфограмма, и применять орфографические правила. Формировать и развивать орфографическую зоркость | ||
15 |
|
| Орфограммы гласных корня | Формировать понятие орфограмм проверяемых и непроверяемых гласных корня. Опознавать данные написания зрительно и на слух. Пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня. Использовать орфографический словарь | ||
16 |
|
| Орфограммы согласных корня | Формировать понятие орфограмм согласных корня. Различать эти написания при письме и на слух. Овладеть способом определения верного написания согласных. Использовать орфографический словарь | ||
17 |
|
| Буквенные сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, нч, чн, чк, нщ, рщ | Овладевать навыками ориентировки при письме, опознавания данных сочетаний и верного их воспроизведения в практике письма | ||
18 |
|
| Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов | Верно писать слова этих частей речи с опорой на соответствующие орфографические правила. Использовать орфографический словарь | ||
19 |
|
| Разделительные ъ и ь. Правописание тся и ться в глаголах | Знать условия употребления разделительных знаков и верно писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь. Овладевать способом определения написания слов с тся и ться. Верно писать слова с данными орфограммами | ||
20 |
|
| Не с глаголами | Знать правило написания не с глаголами, перечень слов исключений. Верно писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь. Правильно произносить слова типа не жил, не был, не дал и подобные | ||
21 |
|
| Контрольная работа по теме: «Письмо. Орфография» (диктант с грамматическим заданием) | Проверить усвоение орфографических правил, верно писать слова с изученными орфограммами | ||
22 |
|
| Анализ диктанта и работа над ошибками | Совершенствование навыка работы над ошибками | ||
23 |
|
| Почему корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова | Понимать, что корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова, т.е. морфемы; что на письме они воспроизводятся единообразно, независимо от произношения. Определять в словах значение суффиксов и приставок, пользуясь словариком значения морфем учебника. Иметь представление о том, что морфема передаёт информацию о лексическом значении слова, его стилистической принадлежности грамматической форме. Учиться опираться на значение приставок, суффиксов при определении значения слова, его принадлежности к определённой части речи, при написании. Усвоить последовательность разбора слова по составу, опираясь на значение морфем | ||
24 |
|
| Как образуются формы слова. Лексическое и грамматическое значение | Иметь представление о механизме образования форм слова с помощью окончания. Соотносить окончание и грамматическую форму слова. Знать основные значения нулевого окончания в именах существительных, глаголах и учиться верно находить эти окончания, основываясь на их грамматическом значении. Знать, что при замене окончания лексическое значение остаётся без изменений | ||
25 |
|
| Как образуются формы слова. Роль окончания в слове | Понимать, что каждая изменяемая часть речи имеет свой набор окончаний, что окончания передаются на письме единообразно, независимо от произношения. Грамотно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП) | ||
26
|
|
| Слово как часть речи | Знать, что изучает морфология, что это раздел грамматики. Знать, на какие вопросы отвечают слова данных частей речи и каким грамматическим значением они обладают. Понимать, на основе каких признаков выделяются части речи | ||
27 |
|
| Самостоятельные части речи | Учиться строить устное и письменное рассуждение при определении слова как части речи. Тренироваться в умении устно и письменно определять слово как часть речи | ||
28
|
|
| Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | Отрабатывать умение определять морфологические признаки слов данных частей речи. Знать, как изменяются слова данных частей речи. Не смешивать понятия «склонение» и «спряжение». Знать, что имена существительные имеют род, а имена прилагательные изменяются по родам. Тренироваться в умении определять слово как часть речи. Учиться опознавать слова некоторых частей речи по набору окончаний | ||
29 |
|
| Служебные части речи: предлог, союз, частица | Знать, какие части речи являются служебными, их отличие от самостоятельных частей речи. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. Различать предлоги, союзы, частицы. Правильно и уместно употреблять их в письменной и устной речи. Тренироваться в написании слов на изученные ранее орфографические правила. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова (ЗСП) | ||
30
|
|
| Р/р. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте | Иметь представление о зависимых и независимых предложениях, о смысловых отношениях, которые передаются зависимыми предложениями, о словах сигналах зависимости. Понимать, что порядок следования предложений в тексте не может быть произвольным, что он определяется смысловыми отношениями, которые устанавливаются между соседними предложениями текста. Уметь выявлять смысловые отношения, ставя вопрос от одного к другому, находить в тексте сигналы зависимости предложений (союзы, местоимения, наречия). Уметь восстанавливать порядок следования предложений в деформированном тексте. Учиться соблюдать порядок следования предложений в собственных высказываниях | ||
31 |
|
| Р/р. Абзац как часть текста. Микротема. План текста | Иметь представление о микротеме как части большой темы и об абзаце как части текста, в которой раскрывается микротема. Выделять в сплошном тексте абзацы, а в письменной речи обозначать их красной строкой. Уметь составлять и анализировать план текста: фиксировать порядок следования микротем, подбирать заголовки к абзацам. Грамотно оформлять пункты плана на письме | ||
32 |
|
| Р/р. Обучающее устное сочинение (по плану) | Проверить умение связно излагать мысли по составленному плану | ||
33 |
|
| Что изучает фонетика | Знать предмет изучения фонетики. Учиться различать звук и букву, устную и письменную речь. Понимать роль звуков речи | ||
34 |
|
| Звуки гласные и согласные | Иметь представление о работе органов речи при произнесении гласных и согласных. Различать гласные и согласные звуки. Знать перечень гласных (6) и согласных (36). Знать пары согласных по твёрдости — мягкости, звонкости — глухости, непарные звуки. Правильно произносить эти звуки и названия букв, обозначающих их на письме. Учиться использовать знаки фонетической транскрипции. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова (ЗСП) | ||
35
|
|
| Урок-практикум. Звуки гласные и согласные | Различать гласные и согласные звуки. Знать перечень гласных (6) и согласных (36). Знать пары согласных по твёрдости — мягкости, звонкости — глухости, непарные звуки. Правильно произносить эти звуки и названия букв, обозначающих их на письме. Учиться использовать знаки фонетической транскрипции. Производить фонетический разбор слова. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова (ЗСП) | ||
36 |
|
| Слог, ударение | Членить слова на слоги. Различать фонетические и орфографические слоги. Знать основные особенности русского ударения. Определять ударный и безударные слоги в слове. В необходимых случаях обозначать ударение в письменной речи | ||
37 |
|
| Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков | Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными нормами орфоэпии в области гласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Понимать и правильно употреблять орфоэпические пометы | ||
38
|
|
| Произношение согласных звуков | Овладеть основными нормами орфоэпии в области согласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Учиться слушать и слышать звучащую речь, оценивая её с точки зрения соблюдения норм орфоэпии (речь учителя, сверстника, речь ведущего телевидения, радио) | ||
39 |
|
| Фонетический разбор слова (повторение). Орфоэпический разбор слова | Овладеть основными нормами орфоэпии в области согласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Учиться слушать и слышать звучащую речь, оценивая её с точки зрения соблюдения норм орфоэпии (речь учителя, сверстника, речь ведущего телевидения, радио) и фонетики | ||
40 |
|
| Контрольная работа по теме: «Фонетика и орфоэпия» | Проверить умения характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, правильно произносить слова из орфоэпического словарика учебника на изученные правила | ||
41 |
|
| Как определить лексическое значение слова. Синонимы | Толковать лексическое значение слова различными способами. Опознавать синонимы, антонимы. Знать в целом структуру словарной статьи в толковом словаре. Учиться пользоваться пометами в словаре. Самостоятельно брать справку в толковом словаре о том или ином слове | ||
42 |
|
| Как определить лексическое значение слова. Антонимы | Толковать лексическое значение слова различными способами. Опознавать синонимы, антонимы. Знать в целом структуру словарной статьи в толковом словаре. Учиться пользоваться пометами в словаре. Самостоятельно брать справку в толковом словаре о том или ином слове | ||
43 |
|
| Сколько лексических значений имеет слово | Различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря. Анализировать использование многозначности слова в художественной речи | ||
44 |
|
| Прямое и переносное значение слова | Различать прямое и переносное значение слова с помощью толкового словаря. Опознавать основные виды тропов | ||
45 |
|
| Фразеологизмы | Иметь представление о связанных по смыслу сочетаниях слов (фразеодогизмах), понимать их переносный смысл, роль в языке, использовать в собственной речи | ||
46 |
|
| Как пополняется словарный состав русского языка | Знать основные пути пополнения словарного состава русского языка. Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов. Правильно произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический словарик учебника (твёрдые и мягкие согласные перед е). Понимать особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро — ра, оло — ла, ере — ре, ело — ле). Находить слова с подобными сочетаниями в предложении, тексте, словаре | ||
47 |
|
| Как образуются слова в русском языке | Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования. Иметь представление о сложении как морфологическом способе образования слов. Уметь объяснить написание соединительных гласных е и о при сложении. Учиться пользоваться морфемным и словообразовательным словарями | ||
48 |
|
| Морфемный и словообразовательный разборы | Учиться пользоваться морфемным и словообразовательным словарями, производить морфемный и словообразовательный разборы | ||
49 |
|
| Какие чередования гласных и согласных происходят в словах | Иметь представление о видах чередований гласных и согласных в корнях слов. Опознавать слова (морфемы) с чередующимися звуками. Обобщить все сведения о морфемах: их основном свойстве (значимые части слова), функциях, месторасположении в слове. Пользоваться орфографическим словарём | ||
50 |
|
| Правописание чередующихся гласных в корнях - лаг -— -лож | Знать условия (правила) употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными корнями и верно их писать (расположиться располагаться, предложить — предлагать, предложение, положение и т.д.). Пользоваться орфографическим словарём | ||
51 |
|
| Правописание чередующихся гласных в корнях -рос- — -раст -(-ращ-) | Знать условия (правила) употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными корнями и верно их писать (росли, расти, растение, растительность, выращивать, росток и т.д.). Пользоваться орфографическим словарём | ||
52 |
|
| Буквы о — ё после шипящих в корне слова | Знать правила употребления букв о — ё в ударном положении после шипящих в корнях слов; уметь привести соответствующие примеры. Знать перечень наиболее употребительных слов на данное правило (капюшон, обжора, шорох, трущобы, чёрный, жёлудь, щёлкать; шоссе, шоколад, шофёр, жонглёр и т.д. и верно их писать. Пользоваться орфографическим словарем | ||
53 |
|
| Самостоятельная работа по теме: «Правописание корней с чередованием гласных» | Проверить усвоение правил употребления данных корней и умение приводить соответствующие примеры | ||
54
|
|
| Чем отличаются друг от друга слова-омонимы | Иметь представление о признаках разных видов омонимов (омофоны, омонимы лексические, омографы, омоформы) без введения терминов. Уметь сопоставлять значение, строение, написание разных видов омонимов (старая пила — жадно пила; обижать друга — обежать вокруг дома). Наблюдать за экспрессивным использованием омонимов в художественной речи. Использовать словари омонимов | ||
55 |
|
| Что такое профессиональные и диалектные слова | Знать название групп слов, имеющих ограниченную сферу употребления ( профессионализмы). Знать сферу употребления терминов; уметь назвать термины лингвистики, объяснить их значение. Учиться извлекать необходимую информацию из современных толковых словарей | ||
56 |
|
| О чём рассказывают устаревшие слова | Знать признаки устаревших слов. Понимать, что устаревшие слова образовались по словообразовательным моделям, многие из которых существуют в современном русском языке. Иметь представление об этимологии как науке, изучающей происхождение слова, его исторические родственные связи с другими словами. Учиться извлекать необходимую информацию из словаря устаревших слов | ||
57 |
|
| Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова | Понимать, что речевой этикет — это правила речевого поведения. Тренироваться в уместном употреблении некоторых частотных этикетных формул приветствия, прощания, просьбы, 30 благодарности и т.д. в соответствии с речевой ситуацией | ||
58 |
|
| Правописание неизменяемых приставок | Знать и различать при письме слова с указанными двумя группами приставок. В пределах положительных оценок писать слова с приставками. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП). Пользоваться орфографическим словарём | ||
59 |
|
| Правописание приставок на з/с | Знать и различать при письме слова с указанными двумя группами приставок. Понимать правописание и различать сло ва с приставками на з/с: 1)располагать, разбросать и т.д.; 2)разжать, расщедриться и т.д. Владеть способом определения верного употребления приставок раз- или рас-, без- или бес-и т.д. В пределах положительных оценок писать слова с приставками. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП). Пользоваться орфографическим словарём | ||
60 |
|
| Буквы и—ы после ц | Знать условия употребления в слове букв и или ы после ц и уметь привести примеры. В пределах положительных оценок писать слова на данное правило с орфографическим словарём и без него | ||
61 |
|
| Значение, строение и написание слова | Объяснять зависимость написания слова от его значения и строения | ||
62 |
|
| Контрольная работа по теме: «Словообразование» (диктант с заданиями к нему) | Проверить усвоение правил написания корней, орфограмм в корне, а также приставок (неизменяемых и на з/с) | ||
63 |
|
| Анализ контрольной работы по теме. Работа над ошибками | Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, повторить орфограммы и пунктограммы на изученные правила, отработать алгоритм выполнения грамматических заданий | ||
64 |
|
| Р/р. Что изучает стилистика | Иметь представление о стилистически значимой речевой ситуации как внеязыковой основе стиля речи; научиться анализировать с этих позиций любую конкретную речевую ситуацию; уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы | ||
65 |
|
| Р/р. Разговорная и книжная речь | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для разговорной и книжной речи, и пользоваться этими представлениями как ориентировочной основой учебных действий при определении принадлежности текста к разговорной или книжной речи. Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства, способные передать непринуждённость и эмоциональность речи | ||
66 |
|
| Р/р. Художественная речь | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для художественной речи. Определять принадлежность текста к художественному стилю на основе речевой ситуации, учитывая преимущественно цель высказывания (изобразить словом предмет речи, передать своё отношение к нему). Знать ведущие стилевые черты художественной речи (образность и эмоциональность) и характерные для неё языковые средства (конкретная, оценочная лексика, образная фразеология, сравнения, метафоры, эпитеты). Проводить стилистический анализ художественного текста, выделяя в нём средства языковой выразительности | ||
67 |
|
| Р/р. Научно-деловая речь | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для научно-деловой речи: условия общения (официальная обстановка, 1 — много), основная задача речи (сообщение информации), ведущие стилевые черты (точность, официальность), характерные языковые средства. Учиться разграничивать научно-деловую и художественную речь, трансформировать художественную речь в деловую и наоборот | ||
68 |
|
| Р/р. Подготовка к обучающему изложению «Барсучонок» | Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого «Барсучонок». Работа проверяет умение пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства языка | ||
69 |
|
| Р/р. Обучающее изложение «Барсучонок» (подробное) | Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого «Барсучонок». Работа проверяет умение пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства языка | ||
70 |
|
| Р/р. Анализ изложения, работа над ошибками | Совершенствовать навыки связной письменной речи, повторить орфограммы и пунктограммы на изученные правила, работа с грамматическими ошибками | ||
71 |
|
| Что изучают синтаксис и пунктуация | Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Знать, чем отличается слово от предложения. Иметь представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения | ||
72 |
|
| Словосочетание. Связь слов в словосочетании | Понимать, чем отличается словосочетание от слова и предложения, как строится словосочетание. Вырабатывать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании | ||
73 |
|
| Виды словосочетаний | Вырабатывать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании. Выделять словосочетания из предложений, разбирать их, составлять словосочетания по схемам. Учиться использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания | ||
74 |
|
| Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания | Знать основные признаки предложений, стилистические особенности употребления разных видов простых предложений, виды предложений по цели высказывания и интонации, особенности интонации побудительных предложений. предложений по цели высказывания и интонации. Интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; использовать побудительные предложения с учётом речевой ситуации. Верно оформлять при письме соответствующие конструкции. Понимать роль интонации, логического ударения в более точной передаче смысла речи, чувства, настроения говорящего. Выразительно читать тексты (художественные, научные) | ||
75 |
|
| Восклицательные предложения | Верно оформлять при письме соответствующие конструкции. Понимать роль интонации, логического ударения в более точной передаче смысла речи, чувства, настроения говорящего. Выразительно читать тексты (художественные, публицистические) | ||
76 |
|
| Главные члены предложения. Подлежащее | Знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов. Находить основу предложения, в котором подлежащее выражено первичными формами (существительным, местоимением) | ||
77 |
|
| Главные члены предложения. Сказуемое | Знать способы выражения сказуемого глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным. Находить основу предложения, в котором сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным | ||
78 |
|
| Тире между подлежащим и сказуемым | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым и применять соответствующие правила на практике | ||
79 |
|
| Тире между подлежащим и сказуемым. Урок-практикум | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым и применять соответствующие правила на практике | ||
80 |
|
| Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения | Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. Находить второстепенные члены в предложении, распространять предложение второстепенными членами. Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые | ||
81 |
|
| Дополнение | Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. Находить второстепенные 5члены в предложении | ||
82 |
|
| Определение | Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. Находить второстепенные члены в предложении | ||
83 |
|
| Обстоятельство | Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. Находить второстепенные члены в предложении | ||
84 |
|
| Однородные члены предложения | Знать характерные признаки однородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах | ||
85 |
|
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Употреблять в речи предложения с однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами | ||
86 |
|
| Обобщающие слова при однородных членах предложения | Употреблять в речи предложения с однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами | ||
87 |
|
| Обращение | Находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию. Верно ставить знаки препинания | ||
88 |
|
| Синтаксический разбор простого предложения | Уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения, конструировать простое предложение по заданной схеме | ||
89 |
|
| Урок-практикум. Синтаксический разбор простого предложения | Уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения, конструировать простое предложение по заданной схеме | ||
90 |
|
| Самостоятельная работа по теме: «Синтаксис простого предложения» | Проверить усвоение синтаксиса простого предложения | ||
91 |
|
| Сложное предложение | Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями. Определять количество основ в предложении, роль союза и в предложении (для связи однородных членов или частей сложного предложения), составлять сложные предложения с союзом и. Определять количество основ в предложении, границы частей в сложном предложении; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; «читать» схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам | ||
92 |
|
| Виды сложного предложения | Определять количество основ в предложении, роль союза и в предложении (для связи однородных членов или частей сложного предложения), составлять сложные предложения с разными союзами. Правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; «читать» схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам | ||
93 |
|
| Синтаксический разбор сложного предложения | Учиться производить синтаксический разбор сложного предложения | ||
94 |
|
| Прямая речь | Знать, что такое прямая речь и слова автора; определять слова автора и прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять элементарные схемы предложений с прямой речью | ||
95 |
|
| Знаки препинания при прямой речи | Знать, что такое прямая речь и слова автора; определять слова автора и прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять элементарные схемы предложений с прямой речью | ||
96 |
|
| Диалог | Знать, что такое диалог, реплика. Правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему; вести диалог; интонационно правильно читать диалоги. Правильно произносить и писать термины русского языка, связанные с синтаксисом и пунктуацией | ||
97 |
|
| Повторение и обобщение изученного по синтаксису, пунктуации, орфографии | Закреплять изученные ранее орфограммы. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП) | ||
98 |
|
| Контрольная работа по теме: «Синтаксис, пунктуация». Диктант и задания к нему | Проверка уровня сформированности умений в области пунктуации и синтаксиса | ||
99 |
|
| Анализ диктанта, работа над ошибками | Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, повторить орфограммы и пунктограммы на изученные правила, отработать алгоритм выполнения грамматических заданий | ||
|
| |||||
100 |
|
| Р/р. Что такое тип речи | Иметь общее представление об основных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Разграничивать типы речи на основе их значения, используя при затруднении приём «фотографирования» | ||
101 |
|
| Р/р. Описание, повествование, рассуждение | Знать основные признаки понятия каждого типа речи. Строить по образцу устный связный ответ, обосновывая в нём принадлежность текста к тому или иному типу речи (владение научной речью) | ||
102 |
|
| Р/р. Оценка действительности | Иметь представление о способах выражения оценки действительности посредством типового фрагмента текста, предложения, отдельных слов и сочетаний слов. Расширить активный словарь частотной лексики для выражения положительной и отрицательной оценки предметов, признаков, действий и состояний. Создавать художественные тексты, используя в них оценочные высказывания | ||
103 |
|
| Р/р. Строение текста типа рассуждения-доказательства | Иметь представление о рассуждении- доказательстве как разновидности типа речи «рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение-оказательство (почему?), полную схему строения текста (тезис — аргумент, примеры — вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей (потому что, так как; поэтому, таким образом). Уметь находить в художественном тексте и в учебной литературе фрагменты со значением рассуждения-доказательства. Уметь строить связные высказывания по схеме рассуждения- доказательства, отвечая на вопросы учителя: «Почему в слове пишется ...?», «Почему в предложении ... следует поставить запятую?» и т.п. Оформлять в виде рассуждения- доказательства языковые разборы (грамматический, фонетический, стилистический и т.д.) | ||
104 |
|
| Р/р. Анализ текста: определение типа речи | Учиться определению основных признаков понятия «тип речи» и оформлению ответа в виде письменного рассуждения-доказательства | ||
105 |
|
| Р/р. Анализ текста: соединение типов речи в одном тексте | Учиться определению признаков различных типов речи в одном тексте и оформлению ответа в виде письменного рассуждения-доказательства | ||
106 |
|
| Р/р. Определение типа речи (типов речи) в тексте. Урок-практикум | Учиться определению признаков различных типов речи в одном тексте и оформлению ответа в виде письменного рассуждения-доказательства | ||
107 |
|
| Контрольная работа по теме: «Типы речи. Строение текста» | Проверить умения учащихся определять тип речи в тексте и оформлять свои выводы в виде рассуждения-доказательства | ||
108 |
|
| Р/р. Подготовка к обучающему подробному изложению | Изложение проверяет умение сохранять при пересказе стиль речи и типологическую структуру текста (художественный стиль речи, повествование с двумя вкраплениями описания) | ||
109 |
|
| Р/р. Обучающее подробное изложение | Изложение проверяет умение сохранять при пересказе стиль речи и типологическую структуру текста (художественный стиль речи, повествование с двумя вкраплениями описания) | ||
110 |
|
| Р/р. Анализ изложения. Работа над ошибками | Совершенствование текста изложения (работа над стилем и типологической структурой текста) | ||
111 |
|
| Морфология. Самостоятельные и служебные части речи | Знать предмет изучения морфологии. Знать названия самостоятельных и служебных частей речи. Тренироваться в умении распознавать слово как часть речи и определять морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов. Понимать важность и необходимость грамматического анализа слова, в частности для правописания | ||
112 |
|
| Что обозначает глагол | Уметь рассказать (на основе изученного) о глаголе как части речи в форме научного описания. Уметь доказать, что данное слово является глаголом. Работать над обогащением словаря учащихся различными группами глаголов. Тренироваться в умении опознавать в тексте глаголы различных тематических групп | ||
113 |
|
| Правописание не с глаголами (закрепление) | Используя известное правило, писать глаголы с данной орфограммой раздельно. Использовать орфографический словарь для самоконтроля слитного написания глаголов-исключений | ||
114 |
|
| Словообразование глаголов | Знать основные способы образования глаголов. Тренироваться в умении образовывать глаголы. Совершенствовать умение опознавать в тексте глаголы | ||
115 |
|
| Виды глагола | Знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Иметь представление о значениях видов глагола | ||
116 |
|
| Корни с чередованием букв е — и | Знать перечень корней мер — мир (а), тер — тир(а) и т.д. Владеть способом определения написания корней с чередованием. Верно писать слова с чередующимися гласными, используя правила и орфографический словарь | ||
117 |
|
| Корни с чередованием букв е — и. Урок-практикум | Знать перечень корней мер — мир (а), тер — тир(а) и т.д. Владеть способом определения написания корней с чередованием. Верно писать слова с чередующимися гласными, используя правила и орфографический словарь | ||
118 |
|
| Неопределённая форма глагола (инфинитив). Правописание -тся и -ться в глаголах | Знать, какая форма является для глагола начальной. Опознавать неопределённую форму глагола в тексте. Знать правописание неопределённой формы глагола. Используя известные правила, верно писать глаголы с данной орфограммой | ||
119 |
|
| Наклонение глагола. Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола | Знать, какие наклонения имеет глагол в русском языке. Иметь представление о значениях наклонений глагола. Знать, как образуется сослагательное наклонение. Находить в тексте глаголы в форме сослагательного наклонения. Уметь образовывать глаголы в форме сослагательного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. Правильно писать частицу бы с соответствующими глаголами | ||
120 |
|
| Как образуется повелительное наклонение глагола | Знать, как образуется повелительное наклонение. Находить в тексте глаголы в форме повелительного наклонения. Образовывать глаголы в форме повелительного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. Правильно употреблять в устной и письменной речи формы глаголов повелительного наклонения, избегая ошибок типа ляжь, ложите, ехай, едьте, бройся. Использовать орфоэпический словарь для морфологического разбора глагола исправления подобных ошибок. Знать и применять порядок и образец морфологического разбора глагола | ||
121 |
|
| Времена глагола | Совершенствовать умение верно определять морфологические признаки глагола, в том числе время. Правильно образовывать и произносить глаголы в форме прошедшего времени, используя орфоэпический словарь | ||
122 |
|
| Спряжение глагола. Лицо и число | Знать, что такое спряжение глагола. Спрягать глаголы и определять окончания глаголов I и II спряжения. Определять лицо и число глаголов, данных в тексте | ||
123 |
|
| Спряжение глагола. Лицо и число. Урок-практикум | Знать, что такое спряжение глагола. Спрягать глаголы и определять окончания глаголов I и II спряжения. Определять лицо и число глаголов, данных в тексте | ||
124 |
|
| Правописание личных окончаний глагола | Распознавать в тексте глаголы с безударным личным окончанием, знать окончания глаголов I и II спряжения наизусть. Знать и применять способ определения верного написания окончания глаголов, сопровождая свои действия примерами с опорой на орфографические правила | ||
125 |
|
| Морфологический разбор глагола | Научиться производить морфологический разбор глагола | ||
126 |
|
| Безличные глаголы | Иметь представление, какие глаголы считаются безличными. Уметь находить в тексте безличные (и личные в безличной форме) и правильно использовать их в собственной речи | ||
127 |
|
| Переходные и непереходные глаголы | Иметь представление, какие глаголы считаются переходными и непереходными. Уметь находить в переходные и непереходные глаголы и правильно использовать их в собственной речи | ||
128 |
|
| Контрольная работа по теме: «Глагол» | Проверка уровня сформированности умений и навыков по изученной теме | ||
129 |
|
| Р/р. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях текста | Иметь представление о «данном» и «новом» в предложениях текста: «данное» обеспечивает связь между предложениями, а «новое» — развитие мысли в тексте. Находить «данное» в предложениях текста путём сопоставления этого предложения с предыдущим; находить «новое» посредством постановки вопроса от одного предложения текста к другому по краткому ответу на этот вопрос. Знать основное правило порядка слов: «данное» находится в начале предложения, «новое» — в конце. Выразительно читать тексты, выделяя «новое» посредством логического ударения. Находить и исправлять ошибки в порядке слов. Избегать неуместного повтора слов в составе «данного» | ||
130 |
|
| Р/р. Строение текста типа повествования | Иметь представление о строении повествования («данное» обозначает лицо, отвечает на вопрос кто?, «новое» обозначает действие, отвечает на вопрос что делает?). Находить в «большом» тексте фрагменты со значением повествования; различать повествование и похожее на него описание с глаголами состояния, используя приём «фотографирования». Правильно строить повествовательные тексты художественного и делового стилей: уметь детализировать действия, подробно рассказывать о них, выбирая наиболее подходящие глаголы движения; уместно использовать видовременные формы, разнообразные слова и выражения, обозначающие последовательность действий (сначала, затем, наконец и т.п.). Иметь представление об «опасных местах» в повествовательных текстах: не допускать повторов в «данном» и «новом». Уметь замечать и исправлять ошибки в построении повествовательных текстов. Создавать повествовательные зарисовки (этюды) по картине, по предложенной или самостоятельно выбранной теме | ||
131 |
|
| Что обозначает имя существительное | Рассказать (на основе изученного ранее) об имени существительном как части речи в форме научного описания. Доказать, что данное слово является именем существительным. Тренироваться в умении опознавать имена существительные, образованные от прилагательных и глаголов (признак и действие выражены через значение предметности). Тренироваться в умении составлять план к лингвистическому тексту в форме вопросов. Работать над обогащением словаря с различными группами имён существительных | ||
132 |
|
| Словообразование имен существительных | Тренироваться в умении образовывать имена существительные от других частей речи. Знать основные способы образования имён существительных. Опознавать в тексте имена существительные со значением отвлечённого действия и признака. Пользоваться школьным словообразовательным словарём и словарём морфем | ||
133 |
|
| Употребление суффиксов – чик-, -щик- | Тренироваться в умении обнаруживать при письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью слова; правильно определять словообразующую основу. Образовывать существительные с суффиксами чик, щик и правильно писать их. Пользоваться орфографическим словарём | ||
134 |
|
| Употребление суффиксов -ек-, -ик- | Тренироваться в умении обнаруживать при письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью слова; правильно определять словообразующую основу. Овладеть способом определения верного написания суффиксов ек, ик. Пользоваться орфографическим словарём | ||
135 |
|
| Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными | Знать и применять способ определения случаев, когда не является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои рассуждения примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с НЕ | ||
136 |
|
| Урок-практикум. Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными | Знать и применять способ определения случаев, когда не является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои рассуждения примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с НЕ | ||
137
|
|
| Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Знать, на чём основываются различия между одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Иметь представление об использовании приёма олицетворения в художественной литературе. Распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | ||
138 |
|
| Имена существительные собственные и нарицательные | Знать, на чём основываются различия между собственными и нарицательными именами существительными. Распознавать в тексте имена собственные и правильно их писать. Тренироваться в умении пересказывать лингвистический текст. Иметь представление о словаре Ф.Л.Агеенко «Собственные имена в русском языке» для предупреждения орфографических и орфоэпических ошибок | ||
139 |
|
| Род имён существительных | Знать способ определения рода имён существительных. Научиться использовать различные словари в случае сомнений в определении рода имён существительных | ||
140 |
|
| Существительные общего рода | Образовывать и правильно употреблять в речи существительные общего рода. Приводить соответствующие примеры | ||
141 |
|
| Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа | Иметь представление о значении форм числа имени существительного. Тренироваться в умении правильно образовывать трудные формы множественного числа. Иметь представление о существительных, обладающих формами только единственного или только множественного числа. Учиться точно, уместно, стилистически целесообразно употреблять имена существительные в речи. Приводить соответствующие примеры | ||
142 |
|
| Падеж и склонение имён существительных | Определять склонение и падеж имени существительного. Знать, как склоняются существительные среднего рода на -мя и существительное путь | ||
143 |
|
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | Распознавать в тексте имена существительные с безударным окончанием, обозначаемым буквой е или и. Знать (уметь перечислить) случаи написания окончаний и и е в безударном положении в единственном числе; приводить соответствующие примеры | ||
144 |
|
| Морфологический разбор. Употребление имён существительных в речи | Обобщить сведения о синтаксической роли имён существительных. Совершенствовать умения морфологического разбора имени существительного, синтаксического разбора предложений и словосочетаний | ||
145 |
|
| Промежуточная аттестация (контрольный диктант) | Проверить усвоение содержания изученных орфографических и пунктуационных правил, алгоритмов их использования, правописные навыки учащихся | ||
146 |
|
| Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, повторить орфограммы и пунктограммы на изученные правила, отработать алгоритм выполнения грамматических заданий | ||
147 |
|
| Р/р. Строение текста типа описания предмета | Иметь представление об описании предмета как о разновидности типа речи «описание». Знать, как строится текст типа описания предмета («данное» обо значает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?, «новое» обозначает признак и отвечает на вопрос какой?). Опознавать в «большом» тексте фрагменты со значением описания предмета, на ходить в них «данное» и «новое». Знать основные способы выражения «данного» и «нового» в этом фрагменте текста и применять их при создании текста | ||
148 |
|
| Р/р. Редактирование текстов типа описания предмета | Знать «опасные места» в структуре текста: не допускать лексических повторов в «данном», использовать разные морфологические средства для выражения признака в «новом». Находить и исправлять ошибки в строении текста | ||
149 |
|
| Р/р. Создание текстов типа описания предмета художественного и делового стилей | Различать художественное и деловое описание предмета. Для повышения выразительности художественного описания использовать определительные словосочетания в составе «данного». Правильно строить художественные и деловые тексты с описанием предмета: создавать этюды-зарисовки по данному началу, по картине, включать эти зарисовки в письма к друзьям; составлять деловые описания предмета (животного) в жанре объявления | ||
150
|
|
| Р/р. Контрольное изложение мини - текста типа описания | Проверить умение использовать определительные словосочетания в составе «данного», правильно строить художественный текст с описанием предмета | ||
151 |
|
| Р/р. Соединение типов речи в тексте | Проводить типологический анализ «большого» текста, в котором соединяются разные типы речи. Определять ведущий тип речи и типовые фрагменты | ||
152 |
|
| Р/р. Анализ и редактирование текста. Урок-практикум | Обосновывать уместность включения фрагментов в текст (помогают яснее выразить основную мысль, привлекают внимание к главному, передают отношение автора к предмету речи). Уметь исправлять недостатки в типологической структуре текста | ||
153 |
|
| Р/р. Подготовка к контрольному сочинению «Что я люблю делать и почему» или «Как я однажды ...» | Уметь прогнозировать типологическую структуру создаваемого высказывания. Составлять не только план, но и типологическую схему текста сочинения. Анализ сочинения | ||
154 |
|
| Р/р. Контрольное сочинение «Что я люблю делать и почему» или «Как я однажды ...» | Уметь грамотно и связно излагать свои мысли на заданную тему с использованием схемы высказывания в соответствии с типом речи | ||
155 |
|
| Что обозначает имя прилагательное | Рассказывать (на основе изученного) об имени прилагательном как части речи в форме научного описания. Доказывать, что слово является именем прилагательным | ||
156 |
|
| Прилагательные качественные, относительные и притяжательные | Знать, на какие разряды делятся имена прилагательные. Знать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Опознавать и различать в тексте имена прилагательные различных разрядов. Работать над обогащением словаря учащихся именами прилагательными различных разрядов | ||
157 |
|
| Правописание безударных окончаний имён прилагательных | Обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит имя прилагательное с безударным окончанием. Знать смешиваемые окончания. Знать и уметь применить способ определения верного написания безударного окончания (по вопросу, за исключением слов на ый, ий); приводить примеры. В пределах положительных оценок писать имена прилагательные с безударным окончанием с использованием орфографического словаря и без словаря | ||
158 |
|
| Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Урок-практикум | Обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит имя прилагательное с безударным окончанием. Знать смешиваемые окончания. Знать и уметь применить способ определения верного написания безударного окончания (по вопросу, за исключением слов на ый, ий); приводить примеры. В пределах положительных оценок писать имена прилагательные с безударным окончанием с использованием орфографического словаря и без словаря | ||
159 |
|
| Словообразование имён прилагательных | Знать основные способы образования имён прилагательных и типичные морфемы. Уметь образовывать имена прилагательные. Совершенствовать умение опознавать в тексте имена прилагательные | ||
160 |
|
| Прилагательные полные и краткие | Различать и правильно образовывать полную и краткую форму имён прилагательных. Находить в тексте краткие имена прилагательные и определять их синтаксическую роль | ||
161 |
|
| Сравнительная и превосходная степени сравнения имён прилагательных | Иметь представление о том, как различаются по значению сравнительная и превосходная степени имён прилагательных. Знать, как образуются степени сравнения, и тренироваться в умении их образовывать и записывать орфографически правильно. Находить в тексте данные формы имён прилагательных | ||
162 |
|
| Как образуется сравнительная степень прилагательного | Знать, как образуется сравнительная степень прилагательных, и тренироваться в умении их образовывать и записывать орфографически правильно | ||
163 |
|
| Как образуется превосходная степень прилагательного | Знать, как образуется превосходная степень прилагательных, и тренироваться в умении их образовывать и записывать орфографически правильно | ||
164 |
|
| Употребление в речи. Морфологический разбор имени прилагательного | Обобщить сведения о синтаксической роли имён прилагательных. Совершенствовать умения синтаксического разбора предложений и словосочетаний, морфологического разбора имени прилагательного | ||
165 |
|
| Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | Проверка уровня сформированности умений и навыков по изученной теме | ||
166 |
|
| Анализ контрольной работы | Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, повторить орфограммы и пунктограммы на изученные правила | ||
167 |
|
| Урок повторения. «Проверь свои знания об орфографии» | Обобщить сведения об орфографии, совершенствовать орфографическую зоркость | ||
168 |
|
| Урок повторения. «Проверь свои знания о пунктуации» | Обобщить сведения о пунктуации, проверить навыки синтаксического разбора | ||
169 |
|
| Урок повторения. «Проверь свои знания о морфологии» | Обобщить сведения о морфологии и морфологическом разборе частей речи | ||
170 |
|
| Урок повторения. «Проверь свои знания о словообразовании» | Обобщить сведения о словообразовании как разделе русского языка и проверить навыки разборов слова |
11