СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса у УМК Е,А, Быстровой. Соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345»;

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина;

- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Матвеево-Курганской средней общеобразовательной школы №3 имени Героя Советского Союза А. М. Ерошина;

- учебный план МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина;

- положение о рабочей программе МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина

- примерная программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений;

- авторская программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 кл), автор:Е.А.Быстрова, Л.ВКибирева, издательство «Русское слово», Москва, 2013 г.;

- УМК по русскому языку Быстровой Е.А. Рабочая программа ориентирована на учебник «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений» / Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л.В. Кибирева; под ред. Е.А. Быстровой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — (ФГОС. Инновационная школа).

Согласно учебному плану на изучение русского языка в __5___ классе отводится 170 часов в год (5 часов в неделю при 34 неделях в учебном году согласно ФГОС).

Срок реализации рабочей программы_____1_____ год.

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспита­ния личности гражданина России;

  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

  • требований к результатам освоения основной образова­тельной программы основного общего образования;

  • программы развития универсальных учебных действий.

В соответствии с ФГОС и Примерной программой содер­жание разработанного курса направлено на реализацию сле­дующих целей изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссий­ского гражданского сознания; человека, любящего свою ро­дину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к русскому языку, сознательного от­ношения к нему как явлению культуры; осмысление русского языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в по­вседневной жизни и учебной деятельности: развитие готов­ности и способности к речевому взаимодействию и взаимо­пониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержа­тельным компромиссам; потребности в речевом самосовер­шенствовании;

  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельно­сти, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формули­ровать цели деятельности, планировать её, осуществлять ре­чевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиогра­фический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и законо­мерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, класси­фицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами рече­вой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенство­вание способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельно­сти и повседневной жизни.


Задачи обучения русскому языку в основной школе:

• осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;

• формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

• усвоение системы знаний о русском языке;

• формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.








































Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащийся научится:
  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Учащийся получит возможность научиться:
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


Учащиеся научатся:

речевая деятельность:

  • выявлять роль родного языка в жизни человека и общества;

  • осознавать различия языка и речи;

  • выявлять особенности разговорной речи;

  • сопоставлять текст с точки зрения содержания, различать разговорную и книжную речь;

  • различать диалогическую и монологическую речь;

  • вести диалог, владеть различными видами монолога и диалога;

  • создавать устные и письменные подготовленные и неподготовленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания;

  • соблюдать при общении нормы речевого этикета;

  • содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного текста, определять его основную мысль;

  • выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • распознавать основные признаки текста;

  • анализировать текст, определять его тему, основную мысль, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план текста;

  • создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на учебно-научные, нравственно-этические социокультурные темы;

  • подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитанного текста;

  • находить средства грамматической связи предложений в тексте;

  • выделять абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурно-смыслового анализа текста;

  • определять функционально-смысловые типы речи;

  • создавать небольшие тексты (описание,повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи);

синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;

  • определять главное и зависимое слово;

  • составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

  • выделять основы предложений с двумя главными членами;

  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

• характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

• анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

  • опознавать однородные члены предложения;

  • осознавать основные функции обращений;

  • опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными словами;

  • правильно интонировать предложения с прямой речью;

  • опознавать и разграничивать простое и сложное предложение;


фонетика, орфоэпия, графика, орфография:

  • осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове;

  • распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

  • анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции;

  • выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи;

  • делить слова на слоги;

  • правильно переносить слова с одной строки на другую;

  • определять место ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

  • различать и обозначать на письме твердость и мягкость, согласных, [J'];

  • находить орфограммы в морфемах;

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология:

  • определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова;

  • извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использование для определения, уточнения его значения;

  • разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов;

  • различать омонимы и многозначные слова;

  • выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов;

  • употреблять в речи слова-синонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски;

  • извлекать необходимую информацию из словарей синонимов;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи;

  • осознавать художественную выразительность тропов;

  • находить в тексте эпитеты, метафоры, олицетворение;

  • использовать в речи слова в переносном значении;

морфемика и словобразование:

  • осознавать морфемы как минимально значимые единицы языка;

  • опознавать морфемы, членить слово на морфемы;

  • различать словообразующие и формообразующие морфемы;

  • характеризовать морфемный состав слова;

  • выделять производящую основу слова и словообразующую морфему;

  • определять способ образования слова;

  • проводить словообразовательный анализ слова;

  • выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического анализа слова;

морфологияи орфография:

  • различать части речи;

  • правильно указывать морфологические признаки имен существительных,;

  • уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;

  • отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

  • находить орфограммы в морфемах;

  • группировать слова по видам орфограмм;

• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

  • разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного;

  • определять синтаксическую роль прилагательных в предложении;

  • правильно писать и произносить падежные окончания прилагательных единственного и множественного числа;

  • соблюдать нормы произношения кратких прилагательных с учетом перемещения ударения при изменении их по родам и числам;

  • использовать краткие прилагательные в речи;

  • образовывать степени сравнения и употреблять их в речи с учетом сферы использования, стиля речи;

  • расширить и систематизировать знания о значении и грамматических признаках глаголов;

  • распознавать семантику глаголов и относить их к соответствующим лексико-грамматическим группам;

  • разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола;

  • определять синтаксическую роль глагола в предложении;

  • распознавать глагол среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам.

  • Использовать глаголы в речи с учётом их смыслового значения, речевой ситуации;

  • Совершенствовать и закреплять навыки правописания глаголов.









































Содержание учебного курса

5 класс


Основное содержание курса «Русский язык», подлежащее усвоению

Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся

Русский язык — национальный язык русского народа.

Выявлять роль родного языка в жизни человека и общества

Речь. Речевое общение. Речевая деятельность.

Язык и речь. Текст.

Речь и речевое общение.

Речь устная и письменная.

Речь книжная и разговорная.

Речь диалогическая и монологическая.

Речевой этикет.


Осознавать различия языка и речи.

Знать основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи,

уметь их анализировать.

Выявлять особенности разговорной речи.

Сопоставлять текст с точки зрения содержания, различать разговорную и книжную речь.

Различать диалогическую и монологическую речь.

Уметь вести диалог, владеть различными видами монолога и диалога.

Создавать устные и письменные подготовленные и неподготовленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания.

Соблюдать при общении нормы речевого этикета.

Понимать содержание небольшого по объему учебно-научного, художественного текста, определять его основную мысль.

Текст как речевое произведение.

Основные признаки текста.

Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста.

Последовательная и параллельная связь предложений в тексте.

Средства связи предложений в тексте.

План текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Сочетание разных типов речи в тексте.



Выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Уметь распознавать основные признаки текста.

Анализировать текст, определять его тему, основную мысль, делить текст на смысловые части, составлять план текста.

Уметь создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого

объема на учебно-научные, нравственно-этические, социокультурные темы.

Подробно, сжато, выборочно излагать содержание прочитанного текста.

Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в устной и письменной форме.

Находить средства грамматической связи предложений в тексте.

Выделять абзацы в тексте на основе проведения элементарного структурно-смыслового анализа текста.

Определять функционально-смысловые типы речи.

Создавать небольшие тексты (описание, повествование, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи.

Осознавать образную основу текстов, находить в небольших текстах сравнение.

На элементарном уровне анализировать языковые особенности небольшого научного, художественного (прозаического и поэтического) текста

Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание.

Разбор словосочетания

Предложение, его признаки.

Средства оформления предложения: интонация, ее функции, логическое ударение.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.


Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения.

Распознавать и уметь выделять словосочетание в составе предложения.

Определять главное и зависимое слово, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.

Конструировать изученные виды словосочетаний.

Группировать словосочетания по заданным признакам.

Определять основные признаки предложения, находить его границы.

Распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Употреблять названные предложения в тексте.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в речи.

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения.

Распространенное и нераспространенное предложение.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения.

Предложения с однородными членами.

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Предложения с обращением.

Предложения с вводными словами.

Функции, интонация, пунктуация предложений с вводными словами.

Предложения с прямой речью.

Простое и сложное предложение


Употреблять названные предложения в тексте.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в речи.

Выделять грамматическую основу двусоставного предложения.

Правильно согласовывать подлежащее и сказуемое.

Разграничивать распространенные и нераспространенные предложения.

Распознавать главные и второстепенные члены предложения.

Опознавать однородные члены предложения.

Составлять схемы предложений с однородными членами.

Осознавать основные функции обращений.

Опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными словами.

Правильно интонировать предложения с прямой речью.

Опознавать и разграничивать простое и сложное предложение

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Фонетика. Звук — единица языка.

Звуки и буквы.

Фонетическая транскрипция.

Отличие гласных и согласных звуков

Согласные звонкие и глухие.

Согласные твердые и мягкие

Обозначение мягкости согласных.

Правописание ь

Позиционные чередования гласных и согласных звуков.

Слог. Ударение.

Орфоэпия.

Произношение гласных звуков

Произношение согласных звуков.

Озвончение и оглушение согласных

Произношение сочетаний согласных звуков

Выразительные средства фонетики

Графика — раздел науки о языке.

Состав русского алфавита. Название букв.

Соотношение звука и буквы.

Орфография.

Правописание гласных в корне слова

Правописание непроверяемых гласных в корне слова

Буквы о—ё после шипящих.

Правописание согласных в корне слова

Правописание удвоенных согласных в корне слова


Осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове.

Распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие.

Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции.

Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи.

Делить слова на слоги.

Правильно переносить слова с одной строки на другую.

Определять место ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами.

Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения.

Осознавать значение письма.

Соотносить в словах звуки и буквы.

Уметь различать и обозначать на письме твердость и мягкость согласных, [ j’].

Находить орфограммы в морфемах.

Усвоить правила правописания гласных и согласных в корне

слова и применять их на практике

Лексика

Слово и его значение

Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья.

Словарь Вологодских говоров.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слов.

Омонимы.

Синонимы.

Антонимы.

Основные виды тропов (эпитет, метафора, олицетворение)


Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.

Определять лексическое значение слов, разграничивать его с грамматическим значением слова.

Извлекать из толкового словаря информацию о значении, употреблении слова, использовать для определения, уточнения его значения.

Расширять свой лексический запас.

Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов.

Различать омонимы и многозначные слова.

Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов.

Употреблять в речи слова-синонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски.

Извлекать необходимую информацию из словарей синонимов, антонимов.

Оценивать свою и чужую речь с точки зрения использования синонимов в различных ситуациях общения, стилях речи.

Осознавать художественную выразительность тропов.

Находить в текстах эпитеты, метафоры, олицетворения.

Использовать в речи слова в переносном значении

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Морфема — минимальная значимая единица языка.

Основа слова.

Окончание — формообразующая морфема.

Корень.

Правописание корней.

Приставка, суффикс — словообразующие морфемы.

Правописание приставок.

Чередование звуков в морфемах.

Морфемный анализ слов.

Словообразование — раздел языкознания.

Основные способы образования слов.

Словообразовательный анализ слов.


Осознавать морфемы как минимальные значимые единицы языка.

Опознавать морфемы, членить слово на морфемы.

Различать словообразующие и формообразующие морфемы.

Характеризовать морфемный состав слова.

Проводить морфемный анализ слова.

Выделять производящую основу слова и словообразующую морфему.

Определять способ образования слова.

Проводить словообразовательный анализ слова.

Выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи.

Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания а также при проведении грамматического анализа слова


Морфология. Орфография

Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов.

Самостоятельные и служебные части речи






Повторить, обобщить и систематизировать полученные в начальной школе сведения о частях речи.

Расширить представления о месте частей речи в русском языке.

Опознавать различные части речи по их существенным признакам.

Разграничивать самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное как часть речи.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Имена существительные нарицательные и собственные.

Прописная буква в собственных именах. Использование кавычек в названиях книг, газет,

журналов и др.

Род имен существительных.

Имена существительные мужского рода. Имена существительные женского рода. Род

имен существительных с ь на конце.

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Число имен существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

Склонение имен существительных. Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание.

Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные.

Правописание наиболее употребительных суффиксов существительных:

-чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а); -ек-, -ик- (-чик-).

Правописание не с именами существительными


Расширить представление об имени существительном.

Осмыслить понятие «предмет» в грамматике.

Выявлять грамматическое значение, определять морфологические признаки имени

существительного, его синтаксическую роль.

Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного.

Опознавать имена существительные среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам.

Проводить морфологический разбор имени существительного.

Различать одушевленные и неодушевленные существительные по значению и формальным

грамматическим признакам.

Осознавать необходимость различения одушевленных и неодушевленных существительных в целях правильного

употребления в речи в формах родительного и винительного падежей.

Правильно ставить вопросы к существительным, обозначающим животных, птиц, рыб, насекомых.

Узнавать прием олицетворения, источником которого является категория одушевленности/неодушевленности.

Правильно употреблять в письменной речи собственные имена существительные.

Определять род имен существительных по значению, по различным формальным признакам.

Согласовывать в роде имена прилагательные, глаголы прошедшего времени, порядковые

числительные, местоимения с именами существительными.

Определять род имен существительных с ь на конце по словам, с которыми они связаны.

Правильно употреблять в речи существительные общего рода и несклоняемые существительные.

Образовывать множественное число имен существительных и употреблять их в речи.

Правильно согласовывать существительные, имеющие форму только одного числа, с глаголами.

Определять склонение имен существительных.

Образовывать нужные падежные, предложно-падежные формы существительных и употреблять их в речи.

Проверять написания безударных падежных окончаний существительных.

Правильно писать безударные падежные окончания существительных.

Правильно произносить и писать суффиксы существительных.

Различать имена существительные с приставкой не и с отрицательной частицей не. Уметь пользоваться существительными-синонимами с не и без не (антонимами)

Имя прилагательное как часть речи.

Разряды имен прилагательных по значению. Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание окончаний имен прилагательных.

Имена прилагательные полные и краткие.

Степени сравнения качественных имен прилагательных.

Образование сравнительной степени. Образование превосходной степени.

Словообразование и правописание имен прилагательных.

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.

Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц.

Правописание не с прилагательными.

Правописание сложных прилагательных, обозначающих сочетания цветов или оттенки

цветов.

Морфологический разбор имени прилагательного




















Расширить знания о значении и основных грамматических признаках имени прилагательного.

Осмыслить понятие «признак предмета».

Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.

Определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.

Выполнять морфологический разбор имени прилагательного.

Наблюдать и выявлять роль прилагательных в речи.

Использовать в речи прилагательные для описания людей, животных, предметов, картин,

природных явлений, обстановки помещения и др.

Осознавать смысловые различия прилагательных разных разрядов.

Разграничивать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

Определять принадлежность имени прилагательного к одному из трех разрядов.

Наблюдать за употреблением прилагательных разных разрядов в прямом и переносном значении.

Сопоставлять морфологические признаки имени прилагательного и имени существительного.

Совершенствовать и закреплять навыки согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Правильно произносить и писать падежные окончания прилагательных единственного и

множественного числа.

Определять морфологические признаки и синтаксическую функцию кратких прилагательных.

Образовывать краткие прилагательные.

Соблюдать нормы произношения кратких прилагательных с учетом перемещения ударения

при изменении их по родам и числам.

Использовать краткие прилагательные в речи.

Образовывать степени сравнения и употреблять их в речи с учетом сферы использования, стиля речи.

Правильно произносить имена прилагательные в различных степенях сравнения.

Образовывать прилагательные с помощью суффиксов и приставок.

Распознавать способы образования имен прилагательных.

Усвоить правописание н и нн в суффиксах прилагательных.

Разграничивать правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц в зависимости от места ударения в слове.

Уметь обозначать на письме и употреблять в речи прилагательные с не и прилагательные без не (антонимы) для выражения противопоставления.

Знать дефисное написание сложных прилагательных, обозначающих сочетания цветов или оттенки цветов

Глагол как часть речи.

Правописание не с глаголами.

Инфинитив (неопределенная форма глагола).

Правописание -тся и -ться в глаголах.

Вид глагола.

Переходные и непереходные глаголы.

Возвратные глаголы.

Наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное.








Время глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Спряжение глагола.

Безличные глаголы.

Морфологический разбор глагола



Расширить и систематизировать знания о значении и грамматических признаках глаголов.

Осмыслить понятие «действие» в широком смысле этого слова.

Распознавать семантику глаголов и относить их к соответствующим лексико-грамматическим группам.

Разграничивать постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.

Определять синтаксическую роль глагола в предложении.

Выполнять морфологический разбор глагола.

Распознавать глагол среди слов других частей речи по значению и основным грамматическим признакам.

Использовать глаголы в речи с учетом их смыслового значения, речевой ситуации.

Совершенствовать и закреплять навыки правописания не с глаголами.

Осмысливать значение, морфологические признаки и синтаксическую роль инфинитива.

Употреблять в речи инфинитивные конструкции в соответствии с целью высказывания.

Освоить алгоритм правописания -тся и -ться в глаголах.

Различать глаголы совершенного и несовершенного вида по значению, по формальным

признакам.

Определять видовые значения глаголов.

Овладевать способами видообразования.

Употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида.

Различать переходные и непереходные глаголы, употреблять их в речи.

Использовать в речи возвратные глаголы, обозначающие взаимное и возвратное действие в действительных и страдательных оборотах.

Определять наклонения глагола. Осмысливать особенности значения, образования, изменения и употребления глаголов условного наклонения.

Употреблять бы с глаголами в условном наклонении.

Осмысливать особенности значения, образования, употребления и правописания глаголов повелительного наклонения.

Интонационно правильно оформлять высказывание, содержащее глагол повелительного наклонения.

Правильно употреблять в речи глаголы изъявительного наклонения.

Определять время глагола.

Употреблять глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи в соответствии

с ситуацией общения.

Определять спряжение глагола.

Правильно произносить и писать личные окончания глаголов I и II спряжения.

Осмысливать семантику безличных глаголов.

Употреблять предложения с безличными глаголами в устной и письменной речи в соответствии с речевыми ситуациями, стилями речи.

Использовать безличные глаголы при трансформации личных предложений в безличные


Повторение изученного

Резервные часы















Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.  Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 5 класса учащиеся должны уметь:

речевая деятельность:

чтение:

•  владеть техникой чтения;

•  выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

•  разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

•  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

•  извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

•  правильно расставлять логические ударения, паузы;

•  выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

•  доказательно отвечать на вопросы учителя;

•  подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

•  создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

•  выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

•  подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

•  создавать письменные высказывания разных типов речи;

•  составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

•  определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы;

•  писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

•  пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

•  находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

•  подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

фонетика и орфоэпия:

•  выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

•  различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

•  использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

•  находить в художественном тексте явления звукописи;

•  работать с орфоэпическим словарем;

графика:

•  правильно произносить названия букв русского алфавита;

•  свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

•  проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

•  выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

•  подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

•  учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

•  пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

•  объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

•  объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание,
краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

•  пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения
слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

•  распределять слова на тематические группы;

•  употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

•  различать прямое и переносное значение слов;

•  отличать омонимы от многозначных слов;

•  подбирать синонимы и антонимы;

•  выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

•  находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

•  владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

морфология:

•  различать части речи;

•  правильно указывать морфологические признаки имен существительных;

•   уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в
роли главных и  второстепенных членов, а также в роли обращения;

•   отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

орфография:

•  находить орфограммы в морфемах;

•  группировать слова по видам орфограмм;

• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

•  выделять словосочетания в предложении;

•  определять главное и зависимое слово;

•  составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

•  выделять основы предложений с двумя главными членами;

•  конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

• характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

•  правильноинтонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдатьверную интонацию конца предложений;

•  составлять простые и сложные предложения изученных видов;

•  владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

•  устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

•  самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

 

Основные умения и навыки связной речи

Учащиеся должны уметь:

в аудировании:

— воспринимать на слух содержащуюся в тексте информацию; в чтении:

— читать тексты со снятыми языковыми трудностями изучающим  способом чтения (при полноте восприятия до 90% и скорости чте­ния не ниже 50 слов в минуту);

— читать и пересказывать содержание текста, соблюдая интонацию вы­сказывания, темп речи, паузы, громкость голоса, логическое ударе­ние;

— определять тему текста, формулировать его основную мысль;

— членить текст на смысловые части и составлять план прочитан­ного;

в говорении:

— отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту, картине, диафильму;

— ставить вопросы к предложениям, абзацам, смысловым кускам;

— подробно излагать содержание небольшого рассказа или отрывка повествовательного характера;

—— вести беседу, подавая реплики-стимулы и ответные развернутые реплики, по предъявляемой теме, тексту или ситуации;

— выделять при устном высказывании из предложения важные по смыслу слова, на которые нужно сделать логические ударения; в письменной речи:

— определять объем (границы) темы, основную идею сочинения;

— систематизировать материал, составлять план сочинения;

— составлять описание знакомого предмета, домашнего животного;

— составлять небольшой рассказ, сочинение по картине, данной теме.



































































Учебно-тематический план

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая

программа

1

Русский язык — национальный язык русского народа.

1

1

2

Речь. Речевое общение. Речевая деятельность.

15+4

14+2

3

Синтаксис и пунктуация.

24+4

24 + 3

4

Фонетика. Орфоэпия.Графика. Орфография.

20+3

25+ 3

5

Лексика.

11+2

11 +2

6

Морфемика. Словообразование. Орфография.

20+2

19 + 1

7

Морфология. Орфография.

63

65


Морфология как раздел грамматики.

1

1


Имя существительное как часть речи .

15+5

17+3


Имя прилагательное как часть речи.

12+2

14+2


Глагол как часть речи.

25+3

19+2

8

Повторение изученного.

6

4


Резервные часы


3


Итого

175

170











ГРАФИК КОНТРОЛЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС «А»

на 2020 -2021 учебный год



Раздел

Сроки изучения

Контрольная работа

Сочинение

Изложение

Тест

Речь






Синтаксис и пунктуация.







Фонетика. Орфоэпия.Графика. Орфография.






Лексика.






Морфемика. Словообразование. Орфография.






Имя существительное как часть речи






Имя прилагательное как часть речи.






Глагол как часть речи.






Повторение изученного в 5 классе



























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!