СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Данная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова). Для реализации программы используется Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х частях / Авт. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др. – М.: Просвещение, 2016.   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 6 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Красногорского р-на

Яловская средняя общеобразовательная школа



«Рассмотрено»

Заседание МО

МБОУ Яловской СОШ


Протокол № _____


от «_____» ______________ 2019 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ Яловской СОШ


__________________________


«_____» _________________ 2019 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ Яловской СОШ


__________________________


Приказ № _____


от « ____» _________________ 2019 г.





Рабочая программа



по русскому языку, 6 класс


на 2019 – 2020 учебный год





Рассмотрено на заседании педагогического совета

МБОУ Яловская СОШ

Протокол № ____ от « _____ » _________ 2019 года







Разработана

учителем русского языка и литературы

Кулешовой Р.Н.




Структура рабочей программы

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса представляет собой документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку, планируемые результаты освоения предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова). Для реализации программы используется Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х частях / Авт. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др. – М.: Просвещение, 2016.

Программа рассчитана на 170 часов: 5 часов в неделю. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 классе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • программы развития УУД.

Программа по русскому языку для 6 класса основной образовательной школы реализует основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Ее характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание курса русского языка направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и т.д.);

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.






II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

«Русский язык» в 6 классе


Перечислены умения, связанные с формированием языковой и лингвистической;

коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной компетенций, т.е. те, которые

выносятся на контроль. Умения, связанные с культуроведческой компетенцией, на контроль не выносятся.

Формирование языковой и лингвистической компетенции


Морфемика, словообразование


Ученик научится:

- характеризовать морфемный состав слова: выделять части слова, основу в изменяемых и

неизменяемых словах;

- образовывать новые однокоренные слова любым способом словообразования;

- производить морфемный разбор (устный и письменный) слова;

- выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении

словообразовательного анализа слова;

- определять способ образования указанных слов (морфологический и

неморфологический);

- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов.


Ученик получит возможность научиться:

- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных,

глаголов и наречий;

- восстанавливать пропущенные звенья словообразовательной цепочки.


Лексика


Ученик научится:

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, условиями и задачами

общения;

- употреблять в своей речи слова с переносным значением;

- знать основные группы слов с точки зрения еѐ активного и пассивного запаса: архаизмы,

историзмы, неологизмы;

- знать основные группы слов с точки зрения сферы еѐ употребления:

общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы;

- группировать слова по тематическим группам;

- характеризовать слова с точки зрения их происхождения, сферы употребления и

стилистической окраски;

- знать основные виды тропов (метафора, олицетворение, эпитет);

- определять значение фразеологизмов;

- извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов.


Ученик получит возможность научиться:


- находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением;

- находить контекстные синонимы, антонимы в тексте;

- знать особенности стилистически нейтральной, высокой и сниженной лексики;

- различать фигуры речи (градацию, антитезу, оксюморон).

Морфология. Имя существительное

Ученик научится:

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические

признаки имени существительного, его синтаксическую роль;

- распознавать одушевлѐнные и неодушевлѐнные, собственные и нарицательные;

склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные; имена

существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только

множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры.

- определять род (в том числе несклоняемых), число, падеж, тип склонения имѐн

существительных;

- определять тип склонений имѐн существительных. Склоняемые, несклоняемые и

разносклоняемые имена существительные;

- определять род существительного, знать существительные, относящиеся к общему роду;

- группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.


Ученик получит возможность научиться:


- использовать логический и грамматический подходы к определению категории

одушевлѐнности;

- правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена

прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода,

существительными, имеющими форму только множественного или только

единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращѐнными

словами;

- использовать в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения;

синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей

текста.


Имя прилагательное


Ученик научится:


- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические

признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль;

- распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена

прилагательные; приводить соответствующие примеры;

- знать формы степеней сравнения качественных прилагательных, их образование и

грамматические признаки;

- знать полные и краткие формы качественных прилагательных, их грамматические

признаки;

- определять род, число, падеж имѐн прилагательных; правильно образовывать степени

сравнения, краткую форму качественных имѐн прилагательных; анализировать составные

формы сравнительной и превосходной степени; правильно произносить прилагательные в

краткой форме (ставить ударение); определять синтаксическую роль полной и краткой

формы, сравнительной степени;

- группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам.


Ученик получит возможность научиться:


- правильно употреблять имена прилагательные с существительными общего рода; с

существительными, имеющими только форму множественного числа или только

единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращѐнными

словами; относительные прилагательные в значении качественных; варианты форм

сравнительной и превосходной степени;

- использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли

эпитетов.


Имя числительное

Ученик научиться:


- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические

признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имѐн числительных

разных разрядов;

- отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;

- распознавать количественные (целые, дробные, собирательные) и порядковые имена

числительные; приводить примеры;

- правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные и

употреблять их в речи;

- группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам.


Ученик получит возможность научиться:


- правильно употреблять числительные двое, трое и т.п., оба, обе в сочетании с именами

существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат,

перечней и т.д. в деловой речи;

- находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением числительных.


Местоимение


Ученик научится:


- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические

признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль;

- сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи;

- распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительно-

относительные, определительные, отрицательные, неопределѐнные местоимения;

приводить соответствующие примеры;

- правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов;

- группировать местоимения по заданным морфологическим признакам;

- употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закреплѐнными в языке этическими нормами.

Ученик получит возможность научиться:


- находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений.


Глагол


Ученик научится:

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические

признаки глагола, определять его синтаксическую функцию;

- распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы

совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные

глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип

спряжения глаголов, соотносить личные формы глаголы с инфинитивом;

- группировать глаголы по заданным морфологическим признакам;

- правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах,

согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным именем существительным

среднего рода и собирательным существительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления.


Ученик получит возможность научиться:

- использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего

времени, соблюдать видовременную соотнесѐнность глаголов-сказуемых в связном

тексте;

- использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.


Синтаксис

Ученик научится:


- определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи;

- давать характеристику предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске;

- определять прямой и обратный порядок слов в предложении;

- характеризовать осложнѐнное предложение;

- составлять схему простого осложнѐнного предложения;

- характеризовать сложное предложение;

- составлять схему сложного предложения;

- составлять предложение по предложенным схемам;

- группировать предложения по заданным параметрам.


Ученик получит возможность научиться:


- объяснять роль обратного порядка слов в предложении.


Орфография


Ученик научиться:

- правильно писать слова с условием выбора букв о/а в корнях с чередованием: -гор-/гар-;

-зор-/-зар-; -раст-/-рос-; –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-;

- правильно писать слова с условием выбора буквы е-и в приставках пре- и при-;

- правильно писать слова с условием выбора гласных о/е в суффиксах существительных

после шипящих;

- правильно писать слова с условием выбора букв о и е после шипящих и ц в суффиксах

прилагательных;

- правильно писать слова с н и нн в суффиксах имѐн прилагательных;

- правильно писать слова с суффиксами –к- и –ск-;

- правильно писать имена числительные;

- правильно писать неопределѐнные и отрицательные местоимения;

- правильно писать гласные в суффиксах глаголов.

Ученик получит возможность научиться:


- знать и правильно писать слова-исключения из правил правописания корней с

чередующимися гласными;

- правильно писать слова на пре- и при-; трудные случаи написания иноязычных слов,

омонимичные слова (придел – предел; прибывать – пребывать и т.д.).


Пунктуация


Ученик научится:


- правильно ставить знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом.


Ученик получит возможность научиться:

- ставить знаки препинания в сложном предложении с тремя и более грамматическими

основами;

- формирование коммуникативной компетенции.


Формирование коммуникативной компетенции

(речевое общение, речевая деятельность, текстовая деятельность)


Ученик научится:

- характеризовать речевую ситуацию, в которой происходит общение;

- использовать приѐмы поискового / просмотрового чтения в учебной и практической

деятельности;

- воспринимать информацию на слух в полном объѐме, выборочно, только главную

информацию;

- характеризовать текст с точки зрения единства темы, структурной и смысловой

цельности;

- анализировать текст: средства связи предложений в тексте разных функциональных

стилей;

- писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;

- писать подробное, сжатое, выборочное изложение, изложение с элементами сочинения;

- различать жанры разговорной речи: вежливое обращение, похвальное слово, письмо-

поздравление, письмо-просьбу и др.;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты жанров разговорной речи:

вежливое обращение, похвальное слово, письмо-поздравление, письмо-просьбу,

комментарий к фотографиям, электронное письмо с прикреплѐнным файлами;

- различать жанры официально-делового стиля: расписка, устав;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты официально-делового стиля:

расписку, Устав школы;

- различать жанры публицистического стиля: анонс, заметку, статью, выступление,

интервью-портрет;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты публицистического стиля: анонс,

заметку, статью, выступление, интервью-портрет; поликодовый текст: постер, растяжку;

рекламу и видеоролик;

- различать жанры научного стиля, его особенности: аннотацию, предисловие, рецензию,

экскурсионную речь;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты научного стиля: аннотацию,

предисловие, рецензию, экскурсионную речь;

- писать рецензию на ученическое сочинение;

- создавать компьютерную презентацию на основе результатов исследования или проекта.


Ученик получит возможность научиться:


- моделировать речевую ситуацию по заданным параметрам;

- самостоятельно анализировать текст, определяя его авторскую задачу, функционально-стилевую, жанровую принадлежность;

- самостоятельно исправлять логические, речевые ошибки, грамматические ошибки в

творческих работах.


Учебно-исследовательская и проектная деятельность по русскому языку


Ученик научится:

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, самостоятельно выбирать тему проекта;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по составленному плану, использовать дополнительные источники информации;

- находить и использовать наиболее рациональные приемы работы;

- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать

выводы;

- использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством

учителя-консультанта;

- учиться подтверждать аргументы фактами;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;

- в ходе представления проекта и результатов исследования учиться давать оценку его

результатам.


Ученик получит возможность научиться:


- анализировать и давать оценку проектам одноклассников.



III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:

- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании.


Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции


Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.


Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.


Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.


Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции


Общие сведения о языке

  1. Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.

  2. Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..


Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

  1. Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.


Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].

  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.


Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.

Возможность исторических изменений в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики.

Морфемный словарь

  1. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.


Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).

Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  1. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.


Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.

Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.

  1. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.


Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.

Сложное предложение.

Способы передачи чужой речи.

  1. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.


Правописание: орфография и пунктуация.

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.

  1. Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.



Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции


Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

  2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


В рамках среднего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ Яловская СОШ на изучение предмета «Русский язык» в 6 классе выделено 5 часов в неделю ( 170 часов в год).





IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 класс)

(с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)



Название раздела, темы урока


К/ч


Домашнее задание

Дата проведения

по программе

фактически

Введение (5 часов)




1.

Русский язык – государственный язык РФ и язык межнационального общения.

1




2.

Понятие о функциональных разновидностях языка.

1




3.

Текст и его признаки.

1




4-5.

Орфоэпические нормы.

2




Морфемика, словообразование, орфография ( 17 часов + 2)




6-7.

Состав слова.

2




8-9.

Основные способы образования слов в русском языке.

2




10-11.

Сложные и сложносокращённые слова.

2




12.

Понятие об этимологии.

1




13-14.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

2




15.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения на лингвистическую тему.

1




16.

Р.р. Написание обучающего сочинения на лингвистическую тему.

1




17-19.

Буквы о и а в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос-.

3




20-21.

Правописание приставок пре- и при-.

2




22.

Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография».

1




23.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

1




24.

Анализ контрольного диктанта по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

1




Лексикология, орфография. Культура речи (23 часа + 6)




25.

Повторение изученного в 5 классе.

1




26.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-рассказа о народном промысле.

1




27.

Р.р. Написание обучающего сочинения-рассказа о народном промысле.

1




28.

Метафора.

1




29.

Лексические выразительные средства.

1




30.

Р.р. Подготовка материалов для сочинения-описания.

1




31-33.

Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

3




34.

Исконно русские слова.

1




35.

Заимствованные слова.

1




36.

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

1




37-38.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

2




39.

Общеупотребительные слова. Диалектизмы.

1




40.

Профессионализмы.

1




41.

Жаргонизмы.

1




42-43.

Стилистически нейтральная и книжная лексика.

2




44.

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика.

1




45.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-рассуждения на тему «В школьном этнографическом музее».

1




46-47.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

2




48.

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.

1




49.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего сжатого изложения.

1




50.

Р.р. Написание обучающего сжатого изложения.

1




51.

Повторение темы «Лексикология».

1




52.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексикология».

1




53.

Анализ контрольного диктанта по теме «Лексикология».

1




Грамматика

Морфология, орфография. Культура речи




54.

Части речи в русском языке.

1




Имя существительное (15 часов)




55.

Имя существительное как часть речи.

1




56-57.

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

2




58.

Имена существительные общего рода.

1




59.

Морфологический разбор имени существительного.

1




60-62.

Словообразование имён существительных.

3




63-64.

Сложносокращённые имена существительные.

2




65-66.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

2




67.

Повторение темы «Имя существительное».

1




68.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

1




69.

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное».

1




Имя прилагательное (20 часов + 4)




70-71.

Имя прилагательное как часть речи.

2




72.

Р.р. Особенности строения текста-описания.

1




73-74.

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень.

2




75-76.

Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень.

2



77.

Р.р. Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения.

1



78.

Р.р. Написание контрольного сжатого изложения.

1



79.

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

1



80.

Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные.

1



81.

Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные.

1



82.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1



83-84.

Словообразование имён прилагательных. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

2



85-86.

Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных.

2



87.

Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-.

1



88-89.

Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных.

2



90.

Р.р. Описание признаков предметов и явлений окружающего мира.

1



91.

Повторение темы «Имя прилагательное».

1



92.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

1



93.

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное».

1



Имя числительное (14 часов + 2)



94.

Имя числительное как часть речи.

1



95.

Простые, сложные и составные числительные.

1



96.

Количественные и порядковые числительные.

1



97.

Р.р. Роль числительных в тексте.

1



98-100.

Склонение числительных.

3



101-103.

Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные).

3



104.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего изложения с элементом сочинения.

1



105.

Синтаксическая роль числительных в предложении.

1



106.

Морфологический разбор числительного.

1



107.

Повторение темы «Имя числительное».

1



108.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное».

1



109.

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное».

1



Местоимение (17 часов + 5)



110.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

1



111.

Личные местоимения.

1



112.

Возвратное местоимение себя.

1



113-114.

Притяжательные местоимения.

2



115.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-описания по картине Н.Богданова- Бельского «Виртуоз».

1



116.

Р.р. Написание обучающего сочинения-описания по картине Н.Богданова- Бельского «Виртуоз».

1



117.

Указательные местоимения.

1



118.

Определительные местоимения.

1



119.

Р.р. Текст. Логика текста.

1



120-121.

Вопросительно-относительные местоимения.

2



122-123.

Неопределённые местоимения.

2



124-125.

Отрицательные местоимения.

2



126.

Морфологический разбор местоимения.

1



127.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения – описания по картине А.Пластова «Жатва».

1



128.

Р.р. Написание обучающего сочинения – описания по картине А.Пластова «Жатва».

1



129.

Повторение темы «Местоимение».

1



130.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение».

1



131.

Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение».

1



Глагол (18 часов + 5)



132-133.

Глагол.

2



134-135.

Совершенный и несовершенный вид глагола.

2



136.

Разноспрягаемые глаголы.

1



137-138.

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.

2



139-140.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

2



141.

Условное наклонение.

1



142.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-рассуждения.

1



143.

Р.р. Написание обучающего сочинения-рассуждения.

1



144-146.

Повелительное наклонение.

3



147.

Р.р. Создание текста-инструкции.

1



148.

Употребление наклонений.

1



149-150.

Безличные глаголы.

2



151.

Морфологический разбор глагола.

1



152-153.

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

2



154-155.

Р.р. Рассказ о событии.

2



156-157.

Повторение темы «Глагол».


2



158.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».

1



159.

Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол».

1



Синтаксис, пунктуация, культура речи (11 часов + 5)



160.

Основные единицы синтаксиса.

1



161-162.

Простое предложение.

2



163.

Р.р. Подготовка к написанию контрольного сочинения по картине А.Куинджи «Берёзовая роща».

1



164.

Р.р. Написание контрольного сочинения по картине А.Куинджи «Берёзовая роща».

1



165.

Порядок слов в предложении.

1



166.

Простое осложнённое предложение.

1



167.

Р.р. Подготовка к написанию контрольного подробного изложения с элементом сочинения.

1



168.

Р.р. Написание контрольного подробного изложения с элементом сочинения.

1



169.

Р.р. Рассуждение.

1



170.

Итоговый контрольный диктант.

2









Название раздела, темы урока


К/ч


1.

Русский язык – государственный язык РФ и язык межнационального общения.

1

2.

Понятие о функциональных разновидностях языка.

1

3.

Текст и его признаки.

1

4-5.

Орфоэпические нормы.

2

6-7.

Состав слова.

2

8-9.

Основные способы образования слов в русском языке.

2

10-11.

Сложные и сложносокращённые слова.

2

12.

Понятие об этимологии.

1

13-14.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

2

15.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения на лингвистическую тему.

1

16.

Р.р. Написание обучающего сочинения на лингвистическую тему.

1

17-19.

Буквы о и а в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос-.

3

20-21.

Правописание приставок пре- и при- .

2

22.

Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография».

1

23.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

1

24.

Анализ контрольного диктанта по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

1

25.

Повторение изученного в 5 классе.

1

26.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-рассказа о народном промысле.

1

27.

Р.р. Написание обучающего сочинения-рассказа о народном промысле.

1

28.

Метафора.

1

29.

Лексические выразительные средства.

1

30.

Р.р. Подготовка материалов для сочинения-описания (упр.113).

1

31-33.

Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

3

34.

Исконно русские слова.

1

35.

Заимствованные слова.

1

36.

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

1

37-38.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

2

39.

Общеупотребительные слова. Диалектизмы.

1

40.

Профессионализмы.

1

41.

Жаргонизмы.

1

42-43.

Стилистически нейтральная и книжная лексика.

2

44.

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика.

1

45.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-рассуждения на тему «В школьном этнографическом музее».

1

46-47.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

2

48.

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.

1

49.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего сжатого изложения.

1

50.

Р.р. Написание обучающего сжатого изложения.

1

51.

Повторение темы «Лексикология».

1

52.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексикология».

1

53.

Анализ контрольного диктанта по теме «Лексикология».

1

54.

Части речи в русском языке.

1

55.

Имя существительное как часть речи.

1

56-57.

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

2

58.

Имена существительные общего рода.

1

59.

Морфологический разбор имени существительного.

1

60-62.

Словообразование имён существительных.

3

63-64.

Сложносокращённые имена существительные.

2

65-66.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

2

67.

Повторение темы «Имя существительное».

1

68.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

1

69.

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное».

1

70-71.

Имя прилагательное как часть речи.

2

72.

Особенности строения текста-описания (упр.286-287).

1

73-74.

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень.

2

75-76.

Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень.

2

77.

Р.р. Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения.

1

78.

Р.р. Написание контрольного сжатого изложения.

1

79.

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

1

80.

Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные.

1

81.

Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные.

1

82.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

83-84.

Словообразование имён прилагательных. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

2

85-86.

Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных.

2

87.

Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-.

1

88-89.

Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных.

2

90.

Р.р. Описание признаков предметов и явлений окружающего мира.

1

91.

Повторение темы «Имя прилагательное».

1

92.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

1

93.

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное».

1

94.

Имя числительное как часть речи.

1

95.

Простые, сложные и составные числительные.

1

96.

Количественные и порядковые числительные.

1

97.

Р.р. Роль числительных в тексте (упр.385).

1

98-100.

Склонение числительных.

3

101-103.

Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные).

3

104.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего изложения с элементом сочинения.

1

105.

Синтаксическая роль числительных в предложении.

1

106.

Морфологический разбор числительного.

1

107.

Повторение темы «Имя числительное».

1

108.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное».

1

109.

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное».

1

110.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

1

111.

Личные местоимения.

1

112.

Возвратное местоимение себя.

1

113-114.

Притяжательные местоимения.

2

115.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-описания по картине Н.Богданова- Бельского «Виртуоз».

1

116.

Р.р. Написание обучающего сочинения-описания по картине Н.Богданова- Бельского «Виртуоз».

1

117.

Указательные местоимения.

1

118.

Определительные местоимения.

1

119.

Р.р. Текст. Логика текста.

1

120-121.

Вопросительно-относительные местоимения.

2

122-123.

Неопределённые местоимения.

2

124-125.

Отрицательные местоимения.

2

126.

Морфологический разбор местоимения.

1

127.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения – описания по картине А.Пластова «Жатва».

1

128.

Р.р. Написание обучающего сочинения – описания по картине А.Пластова «Жатва».

1

129.

Повторение темы «Местоимение».

1

130.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение».

1

131.

Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение».

1

132-133.

Глагол.

2

134-135.

Совершенный и несовершенный вид глагола.

2

136.

Разноспрягаемые глаголы.

1

137-138.

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.

2

139-140.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

2

141.

Условное наклонение.

1

142.

Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-рассуждения.

1

143.

Р.р. Написание обучающего сочинения-рассуждения.

1

144-146.

Повелительное наклонение.

3

147.

Р.р. Создание текста-инструкции.

1

148.

Употребление наклонений.

1

149-150.

Безличные глаголы.

2

151.

Морфологический разбор глагола.

1

152-153.

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

2

154-155.

Р.р. Рассказ о событии.

2

156-157.

Повторение темы «Глагол».


2

158.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».

1

159.

Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол».

1

160.

Основные единицы синтаксиса.

1

161-162.

Простое предложение.

2

163.

Р.р. Подготовка к написанию контрольного сочинения по картине А.Куинджи «Берёзовая роща».

1

164.

Р.р. Написание контрольного сочинения по картине А.Куинджи «Берёзовая роща».

1

165.

Порядок слов в предложении.

1

166.

Простое осложнённое предложение.

1

167.

Р.р. Подготовка к написанию контрольного подробного изложения с элементом сочинения.

1

168.

Р.р. Написание контрольного подробного изложения с элементом сочинения.

1

169.

Р.р. Рассуждение.

1

170

Итоговый контрольный диктант

2