Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Красногорского р-на
Яловская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Заседание МО МБОУ Яловской СОШ Протокол № _____ от «_____» ______________ 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Яловской СОШ __________________________ «_____» _________________ 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Яловской СОШ __________________________ Приказ № _____ от « ____» _________________ 2019 г. |
Рабочая программа
по русскому языку, 6 класс
на 2019 – 2020 учебный год
Рассмотрено на заседании педагогического совета
МБОУ Яловская СОШ
Протокол № ____ от « _____ » _________ 2019 года
Разработана
учителем русского языка и литературы
Кулешовой Р.Н.
Структура рабочей программы
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса представляет собой документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку, планируемые результаты освоения предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова). Для реализации программы используется Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х частях / Авт. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др. – М.: Просвещение, 2016.
Программа рассчитана на 170 часов: 5 часов в неделю. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 классе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
программы развития УУД.
Программа по русскому языку для 6 класса основной образовательной школы реализует основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Ее характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание курса русского языка направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и т.д.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«Русский язык» в 6 классе
Перечислены умения, связанные с формированием языковой и лингвистической;
коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной компетенций, т.е. те, которые
выносятся на контроль. Умения, связанные с культуроведческой компетенцией, на контроль не выносятся.
Формирование языковой и лингвистической компетенции
Морфемика, словообразование
Ученик научится:
- характеризовать морфемный состав слова: выделять части слова, основу в изменяемых и
неизменяемых словах;
- образовывать новые однокоренные слова любым способом словообразования;
- производить морфемный разбор (устный и письменный) слова;
- выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении
словообразовательного анализа слова;
- определять способ образования указанных слов (морфологический и
неморфологический);
- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов.
Ученик получит возможность научиться:
- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных,
глаголов и наречий;
- восстанавливать пропущенные звенья словообразовательной цепочки.
Лексика
Ученик научится:
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, условиями и задачами
общения;
- употреблять в своей речи слова с переносным значением;
- знать основные группы слов с точки зрения еѐ активного и пассивного запаса: архаизмы,
историзмы, неологизмы;
- знать основные группы слов с точки зрения сферы еѐ употребления:
общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы;
- группировать слова по тематическим группам;
- характеризовать слова с точки зрения их происхождения, сферы употребления и
стилистической окраски;
- знать основные виды тропов (метафора, олицетворение, эпитет);
- определять значение фразеологизмов;
- извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов.
Ученик получит возможность научиться:
- находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением;
- находить контекстные синонимы, антонимы в тексте;
- знать особенности стилистически нейтральной, высокой и сниженной лексики;
- различать фигуры речи (градацию, антитезу, оксюморон).
Морфология. Имя существительное
Ученик научится:
- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические
признаки имени существительного, его синтаксическую роль;
- распознавать одушевлѐнные и неодушевлѐнные, собственные и нарицательные;
склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные; имена
существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только
множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры.
- определять род (в том числе несклоняемых), число, падеж, тип склонения имѐн
существительных;
- определять тип склонений имѐн существительных. Склоняемые, несклоняемые и
разносклоняемые имена существительные;
- определять род существительного, знать существительные, относящиеся к общему роду;
- группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать логический и грамматический подходы к определению категории
одушевлѐнности;
- правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена
прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода,
существительными, имеющими форму только множественного или только
единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращѐнными
словами;
- использовать в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения;
синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей
текста.
Имя прилагательное
Ученик научится:
- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические
признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль;
- распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена
прилагательные; приводить соответствующие примеры;
- знать формы степеней сравнения качественных прилагательных, их образование и
грамматические признаки;
- знать полные и краткие формы качественных прилагательных, их грамматические
признаки;
- определять род, число, падеж имѐн прилагательных; правильно образовывать степени
сравнения, краткую форму качественных имѐн прилагательных; анализировать составные
формы сравнительной и превосходной степени; правильно произносить прилагательные в
краткой форме (ставить ударение); определять синтаксическую роль полной и краткой
формы, сравнительной степени;
- группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам.
Ученик получит возможность научиться:
- правильно употреблять имена прилагательные с существительными общего рода; с
существительными, имеющими только форму множественного числа или только
единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращѐнными
словами; относительные прилагательные в значении качественных; варианты форм
сравнительной и превосходной степени;
- использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли
эпитетов.
Имя числительное
Ученик научиться:
- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические
признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имѐн числительных
разных разрядов;
- отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
- распознавать количественные (целые, дробные, собирательные) и порядковые имена
числительные; приводить примеры;
- правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные и
употреблять их в речи;
- группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам.
Ученик получит возможность научиться:
- правильно употреблять числительные двое, трое и т.п., оба, обе в сочетании с именами
существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат,
перечней и т.д. в деловой речи;
- находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением числительных.
Местоимение
Ученик научится:
- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические
признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль;
- сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи;
- распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительно-
относительные, определительные, отрицательные, неопределѐнные местоимения;
приводить соответствующие примеры;
- правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов;
- группировать местоимения по заданным морфологическим признакам;
- употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закреплѐнными в языке этическими нормами.
Ученик получит возможность научиться:
- находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений.
Глагол
Ученик научится:
- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические
признаки глагола, определять его синтаксическую функцию;
- распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы
совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные
глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип
спряжения глаголов, соотносить личные формы глаголы с инфинитивом;
- группировать глаголы по заданным морфологическим признакам;
- правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах,
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным именем существительным
среднего рода и собирательным существительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего
времени, соблюдать видовременную соотнесѐнность глаголов-сказуемых в связном
тексте;
- использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
Синтаксис
Ученик научится:
- определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи;
- давать характеристику предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске;
- определять прямой и обратный порядок слов в предложении;
- характеризовать осложнѐнное предложение;
- составлять схему простого осложнѐнного предложения;
- характеризовать сложное предложение;
- составлять схему сложного предложения;
- составлять предложение по предложенным схемам;
- группировать предложения по заданным параметрам.
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять роль обратного порядка слов в предложении.
Орфография
Ученик научиться:
- правильно писать слова с условием выбора букв о/а в корнях с чередованием: -гор-/гар-;
-зор-/-зар-; -раст-/-рос-; –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-;
- правильно писать слова с условием выбора буквы е-и в приставках пре- и при-;
- правильно писать слова с условием выбора гласных о/е в суффиксах существительных
после шипящих;
- правильно писать слова с условием выбора букв о и е после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных;
- правильно писать слова с н и нн в суффиксах имѐн прилагательных;
- правильно писать слова с суффиксами –к- и –ск-;
- правильно писать имена числительные;
- правильно писать неопределѐнные и отрицательные местоимения;
- правильно писать гласные в суффиксах глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
- знать и правильно писать слова-исключения из правил правописания корней с
чередующимися гласными;
- правильно писать слова на пре- и при-; трудные случаи написания иноязычных слов,
омонимичные слова (придел – предел; прибывать – пребывать и т.д.).
Пунктуация
Ученик научится:
- правильно ставить знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом.
Ученик получит возможность научиться:
- ставить знаки препинания в сложном предложении с тремя и более грамматическими
основами;
- формирование коммуникативной компетенции.
Формирование коммуникативной компетенции
(речевое общение, речевая деятельность, текстовая деятельность)
Ученик научится:
- характеризовать речевую ситуацию, в которой происходит общение;
- использовать приѐмы поискового / просмотрового чтения в учебной и практической
деятельности;
- воспринимать информацию на слух в полном объѐме, выборочно, только главную
информацию;
- характеризовать текст с точки зрения единства темы, структурной и смысловой
цельности;
- анализировать текст: средства связи предложений в тексте разных функциональных
стилей;
- писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;
- писать подробное, сжатое, выборочное изложение, изложение с элементами сочинения;
- различать жанры разговорной речи: вежливое обращение, похвальное слово, письмо-
поздравление, письмо-просьбу и др.;
- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты жанров разговорной речи:
вежливое обращение, похвальное слово, письмо-поздравление, письмо-просьбу,
комментарий к фотографиям, электронное письмо с прикреплѐнным файлами;
- различать жанры официально-делового стиля: расписка, устав;
- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты официально-делового стиля:
расписку, Устав школы;
- различать жанры публицистического стиля: анонс, заметку, статью, выступление,
интервью-портрет;
- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты публицистического стиля: анонс,
заметку, статью, выступление, интервью-портрет; поликодовый текст: постер, растяжку;
рекламу и видеоролик;
- различать жанры научного стиля, его особенности: аннотацию, предисловие, рецензию,
экскурсионную речь;
- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты научного стиля: аннотацию,
предисловие, рецензию, экскурсионную речь;
- писать рецензию на ученическое сочинение;
- создавать компьютерную презентацию на основе результатов исследования или проекта.
Ученик получит возможность научиться:
- моделировать речевую ситуацию по заданным параметрам;
- самостоятельно анализировать текст, определяя его авторскую задачу, функционально-стилевую, жанровую принадлежность;
- самостоятельно исправлять логические, речевые ошибки, грамматические ошибки в
творческих работах.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность по русскому языку
Ученик научится:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, самостоятельно выбирать тему проекта;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по составленному плану, использовать дополнительные источники информации;
- находить и использовать наиболее рациональные приемы работы;
- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать
выводы;
- использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством
учителя-консультанта;
- учиться подтверждать аргументы фактами;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;
- в ходе представления проекта и результатов исследования учиться давать оценку его
результатам.
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать и давать оценку проектам одноклассников.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции
Общие сведения о языке
Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.
Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..
Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.
Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики.
Морфемный словарь
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).
Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Морфология
Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.
Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.
Сложное предложение.
Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, раздельные и дефисные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции.
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.
Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
В рамках среднего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ Яловская СОШ на изучение предмета «Русский язык» в 6 классе выделено 5 часов в неделю ( 170 часов в год).
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 класс)
(с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)
№ | Название раздела, темы урока | К/ч | Домашнее задание | Дата проведения |
по программе | фактически |
Введение (5 часов) | | | |
1. | Русский язык – государственный язык РФ и язык межнационального общения. | 1 | | | |
2. | Понятие о функциональных разновидностях языка. | 1 | | | |
3. | Текст и его признаки. | 1 | | | |
4-5. | Орфоэпические нормы. | 2 | | | |
Морфемика, словообразование, орфография ( 17 часов + 2) | | | |
6-7. | Состав слова. | 2 | | | |
8-9. | Основные способы образования слов в русском языке. | 2 | | | |
10-11. | Сложные и сложносокращённые слова. | 2 | | | |
12. | Понятие об этимологии. | 1 | | | |
13-14. | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 2 | | | |
15. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения на лингвистическую тему. | 1 | | | |
16. | Р.р. Написание обучающего сочинения на лингвистическую тему. | 1 | | | |
17-19. | Буквы о и а в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос-. | 3 | | | |
20-21. | Правописание приставок пре- и при-. | 2 | | | |
22. | Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 | | | |
23. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 | | | |
24. | Анализ контрольного диктанта по теме «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 | | | |
Лексикология, орфография. Культура речи (23 часа + 6) | | | |
25. | Повторение изученного в 5 классе. | 1 | | | |
26. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-рассказа о народном промысле. | 1 | | | |
27. | Р.р. Написание обучающего сочинения-рассказа о народном промысле. | 1 | | | |
28. | Метафора. | 1 | | | |
29. | Лексические выразительные средства. | 1 | | | |
30. | Р.р. Подготовка материалов для сочинения-описания. | 1 | | | |
31-33. | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. | 3 | | | |
34. | Исконно русские слова. | 1 | | | |
35. | Заимствованные слова. | 1 | | | |
36. | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. | 1 | | | |
37-38. | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. | 2 | | | |
39. | Общеупотребительные слова. Диалектизмы. | 1 | | | |
40. | Профессионализмы. | 1 | | | |
41. | Жаргонизмы. | 1 | | | |
42-43. | Стилистически нейтральная и книжная лексика. | 2 | | | |
44. | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. | 1 | | | |
45. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-рассуждения на тему «В школьном этнографическом музее». | 1 | | | |
46-47. | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | 2 | | | |
48. | Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. | 1 | | | |
49. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего сжатого изложения. | 1 | | | |
50. | Р.р. Написание обучающего сжатого изложения. | 1 | | | |
51. | Повторение темы «Лексикология». | 1 | | | |
52. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексикология». | 1 | | | |
53. | Анализ контрольного диктанта по теме «Лексикология». | 1 | | | |
Грамматика Морфология, орфография. Культура речи | | | |
54. | Части речи в русском языке. | 1 | | | |
Имя существительное (15 часов) | | | |
55. | Имя существительное как часть речи. | 1 | | | |
56-57. | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. | 2 | | | |
58. | Имена существительные общего рода. | 1 | | | |
59. | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | | |
60-62. | Словообразование имён существительных. | 3 | | | |
63-64. | Сложносокращённые имена существительные. | 2 | | | |
65-66. | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. | 2 | | | |
67. | Повторение темы «Имя существительное». | 1 | | | |
68. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | 1 | | | |
69. | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное». | 1 | | | |
Имя прилагательное (20 часов + 4) | | | |
70-71. | Имя прилагательное как часть речи. | 2 | | | |
72. | Р.р. Особенности строения текста-описания. | 1 | | | |
73-74. | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. | 2 | | | |
75-76. | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень. | 2 | | |
77. | Р.р. Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения. | 1 | | |
78. | Р.р. Написание контрольного сжатого изложения. | 1 | | |
79. | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 1 | | |
80. | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. | 1 | | |
81. | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. | 1 | | |
82. | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | | |
83-84. | Словообразование имён прилагательных. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | 2 | | |
85-86. | Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных. | 2 | | |
87. | Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-. | 1 | | |
88-89. | Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. | 2 | | |
90. | Р.р. Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. | 1 | | |
91. | Повторение темы «Имя прилагательное». | 1 | | |
92. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
93. | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
Имя числительное (14 часов + 2) | | |
94. | Имя числительное как часть речи. | 1 | | |
95. | Простые, сложные и составные числительные. | 1 | | |
96. | Количественные и порядковые числительные. | 1 | | |
97. | Р.р. Роль числительных в тексте. | 1 | | |
98-100. | Склонение числительных. | 3 | | |
101-103. | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). | 3 | | |
104. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего изложения с элементом сочинения. | 1 | | |
105. | Синтаксическая роль числительных в предложении. | 1 | | |
106. | Морфологический разбор числительного. | 1 | | |
107. | Повторение темы «Имя числительное». | 1 | | |
108. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное». | 1 | | |
109. | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное». | 1 | | |
Местоимение (17 часов + 5) | | |
110. | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. | 1 | | |
111. | Личные местоимения. | 1 | | |
112. | Возвратное местоимение себя. | 1 | | |
113-114. | Притяжательные местоимения. | 2 | | |
115. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-описания по картине Н.Богданова- Бельского «Виртуоз». | 1 | | |
116. | Р.р. Написание обучающего сочинения-описания по картине Н.Богданова- Бельского «Виртуоз». | 1 | | |
117. | Указательные местоимения. | 1 | | |
118. | Определительные местоимения. | 1 | | |
119. | Р.р. Текст. Логика текста. | 1 | | |
120-121. | Вопросительно-относительные местоимения. | 2 | | |
122-123. | Неопределённые местоимения. | 2 | | |
124-125. | Отрицательные местоимения. | 2 | | |
126. | Морфологический разбор местоимения. | 1 | | |
127. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения – описания по картине А.Пластова «Жатва». | 1 | | |
128. | Р.р. Написание обучающего сочинения – описания по картине А.Пластова «Жатва». | 1 | | |
129. | Повторение темы «Местоимение». | 1 | | |
130. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение». | 1 | | |
131. | Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение». | 1 | | |
Глагол (18 часов + 5) | | |
132-133. | Глагол. | 2 | | |
134-135. | Совершенный и несовершенный вид глагола. | 2 | | |
136. | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | | |
137-138. | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. | 2 | | |
139-140. | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 2 | | |
141. | Условное наклонение. | 1 | | |
142. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-рассуждения. | 1 | | |
143. | Р.р. Написание обучающего сочинения-рассуждения. | 1 | | |
144-146. | Повелительное наклонение. | 3 | | |
147. | Р.р. Создание текста-инструкции. | 1 | | |
148. | Употребление наклонений. | 1 | | |
149-150. | Безличные глаголы. | 2 | | |
151. | Морфологический разбор глагола. | 1 | | |
152-153. | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 2 | | |
154-155. | Р.р. Рассказ о событии. | 2 | | |
156-157. | Повторение темы «Глагол». | 2 | | |
158. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». | 1 | | |
159. | Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол». | 1 | | |
Синтаксис, пунктуация, культура речи (11 часов + 5) | | |
160. | Основные единицы синтаксиса. | 1 | | |
161-162. | Простое предложение. | 2 | | |
163. | Р.р. Подготовка к написанию контрольного сочинения по картине А.Куинджи «Берёзовая роща». | 1 | | |
164. | Р.р. Написание контрольного сочинения по картине А.Куинджи «Берёзовая роща». | 1 | | |
165. | Порядок слов в предложении. | 1 | | |
166. | Простое осложнённое предложение. | 1 | | |
167. | Р.р. Подготовка к написанию контрольного подробного изложения с элементом сочинения. | 1 | | |
168. | Р.р. Написание контрольного подробного изложения с элементом сочинения. | 1 | | |
169. | Р.р. Рассуждение. | 1 | | |
170. | Итоговый контрольный диктант. | 2 | | |
№ | Название раздела, темы урока | К/ч |
1. | Русский язык – государственный язык РФ и язык межнационального общения. | 1 |
2. | Понятие о функциональных разновидностях языка. | 1 |
3. | Текст и его признаки. | 1 |
4-5. | Орфоэпические нормы. | 2 |
6-7. | Состав слова. | 2 |
8-9. | Основные способы образования слов в русском языке. | 2 |
10-11. | Сложные и сложносокращённые слова. | 2 |
12. | Понятие об этимологии. | 1 |
13-14. | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 2 |
15. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения на лингвистическую тему. | 1 |
16. | Р.р. Написание обучающего сочинения на лингвистическую тему. | 1 |
17-19. | Буквы о и а в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос-. | 3 |
20-21. | Правописание приставок пре- и при- . | 2 |
22. | Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 |
23. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 |
24. | Анализ контрольного диктанта по теме «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 |
25. | Повторение изученного в 5 классе. | 1 |
26. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-рассказа о народном промысле. | 1 |
27. | Р.р. Написание обучающего сочинения-рассказа о народном промысле. | 1 |
28. | Метафора. | 1 |
29. | Лексические выразительные средства. | 1 |
30. | Р.р. Подготовка материалов для сочинения-описания (упр.113). | 1 |
31-33. | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. | 3 |
34. | Исконно русские слова. | 1 |
35. | Заимствованные слова. | 1 |
36. | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. | 1 |
37-38. | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. | 2 |
39. | Общеупотребительные слова. Диалектизмы. | 1 |
40. | Профессионализмы. | 1 |
41. | Жаргонизмы. | 1 |
42-43. | Стилистически нейтральная и книжная лексика. | 2 |
44. | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. | 1 |
45. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-рассуждения на тему «В школьном этнографическом музее». | 1 |
46-47. | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | 2 |
48. | Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. | 1 |
49. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего сжатого изложения. | 1 |
50. | Р.р. Написание обучающего сжатого изложения. | 1 |
51. | Повторение темы «Лексикология». | 1 |
52. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексикология». | 1 |
53. | Анализ контрольного диктанта по теме «Лексикология». | 1 |
54. | Части речи в русском языке. | 1 |
55. | Имя существительное как часть речи. | 1 |
56-57. | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. | 2 |
58. | Имена существительные общего рода. | 1 |
59. | Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
60-62. | Словообразование имён существительных. | 3 |
63-64. | Сложносокращённые имена существительные. | 2 |
65-66. | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. | 2 |
67. | Повторение темы «Имя существительное». | 1 |
68. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | 1 |
69. | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное». | 1 |
70-71. | Имя прилагательное как часть речи. | 2 |
72. | Особенности строения текста-описания (упр.286-287). | 1 |
73-74. | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. | 2 |
75-76. | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень. | 2 |
77. | Р.р. Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения. | 1 |
78. | Р.р. Написание контрольного сжатого изложения. | 1 |
79. | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 1 |
80. | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. | 1 |
81. | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. | 1 |
82. | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 |
83-84. | Словообразование имён прилагательных. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | 2 |
85-86. | Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных. | 2 |
87. | Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-. | 1 |
88-89. | Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. | 2 |
90. | Р.р. Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. | 1 |
91. | Повторение темы «Имя прилагательное». | 1 |
92. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | 1 |
93. | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное». | 1 |
94. | Имя числительное как часть речи. | 1 |
95. | Простые, сложные и составные числительные. | 1 |
96. | Количественные и порядковые числительные. | 1 |
97. | Р.р. Роль числительных в тексте (упр.385). | 1 |
98-100. | Склонение числительных. | 3 |
101-103. | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). | 3 |
104. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего изложения с элементом сочинения. | 1 |
105. | Синтаксическая роль числительных в предложении. | 1 |
106. | Морфологический разбор числительного. | 1 |
107. | Повторение темы «Имя числительное». | 1 |
108. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное». | 1 |
109. | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное». | 1 |
110. | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. | 1 |
111. | Личные местоимения. | 1 |
112. | Возвратное местоимение себя. | 1 |
113-114. | Притяжательные местоимения. | 2 |
115. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-описания по картине Н.Богданова- Бельского «Виртуоз». | 1 |
116. | Р.р. Написание обучающего сочинения-описания по картине Н.Богданова- Бельского «Виртуоз». | 1 |
117. | Указательные местоимения. | 1 |
118. | Определительные местоимения. | 1 |
119. | Р.р. Текст. Логика текста. | 1 |
120-121. | Вопросительно-относительные местоимения. | 2 |
122-123. | Неопределённые местоимения. | 2 |
124-125. | Отрицательные местоимения. | 2 |
126. | Морфологический разбор местоимения. | 1 |
127. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения – описания по картине А.Пластова «Жатва». | 1 |
128. | Р.р. Написание обучающего сочинения – описания по картине А.Пластова «Жатва». | 1 |
129. | Повторение темы «Местоимение». | 1 |
130. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение». | 1 |
131. | Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение». | 1 |
132-133. | Глагол. | 2 |
134-135. | Совершенный и несовершенный вид глагола. | 2 |
136. | Разноспрягаемые глаголы. | 1 |
137-138. | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. | 2 |
139-140. | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 2 |
141. | Условное наклонение. | 1 |
142. | Р.р. Подготовка к написанию обучающего сочинения-рассуждения. | 1 |
143. | Р.р. Написание обучающего сочинения-рассуждения. | 1 |
144-146. | Повелительное наклонение. | 3 |
147. | Р.р. Создание текста-инструкции. | 1 |
148. | Употребление наклонений. | 1 |
149-150. | Безличные глаголы. | 2 |
151. | Морфологический разбор глагола. | 1 |
152-153. | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 2 |
154-155. | Р.р. Рассказ о событии. | 2 |
156-157. | Повторение темы «Глагол». | 2 |
158. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». | 1 |
159. | Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол». | 1 |
160. | Основные единицы синтаксиса. | 1 |
161-162. | Простое предложение. | 2 |
163. | Р.р. Подготовка к написанию контрольного сочинения по картине А.Куинджи «Берёзовая роща». | 1 |
164. | Р.р. Написание контрольного сочинения по картине А.Куинджи «Берёзовая роща». | 1 |
165. | Порядок слов в предложении. | 1 |
166. | Простое осложнённое предложение. | 1 |
167. | Р.р. Подготовка к написанию контрольного подробного изложения с элементом сочинения. | 1 |
168. | Р.р. Написание контрольного подробного изложения с элементом сочинения. | 1 |
169. | Р.р. Рассуждение. | 1 |
170 | Итоговый контрольный диктант | 2 |