СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса к учебнику Баранова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (6 класс)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Фаустовская средняя общеобразовательная школа»




УТВЕРЖДЕНА

приказом от 30.08.2019 № 112










Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

(базовый уровень)

для 6 класса











Составитель:

Лачкова Л. Н., учитель

русского языка и литературы 1 категории











г. Воскресенск

2019 год

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 6 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577

и на основании

− Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Фаустовская СОШ» Воскресенского муниципального района Московской области (Приказ № 111/1 от 29.06.2018 г.)

− Положения о рабочей программе МОУ "Фаустовская СОШ" (Приказ № 81 от 05.06.2017 г.);

- на основе авторской программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва, «Просвещение», 2016 г., без изменений.

Преподавание ведется по учебнику «Русский язык» 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / (М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). -7-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-191с.: ил.

Исходя из учебного плана школы, на изучение предмета «Русский язык» отведено 204 часа, 6 часов в неделю.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;

  • понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • уважительное отношение к родному языку;

  • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД:


  • формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи;

  • планирование их реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществление выбора эффективных путей и средств достижения целей, контролирование и оценивание своих действий.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.


Познавательные УУД:

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

  • развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией;

  • практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении русского языка обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, в том числе:

  • овладевать всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение

  • приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

  • использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам; коммуникативно-целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения.


Коммуникативные УУД:

  • формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретение опыта такой работы, практического освоения морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.


Предметные результаты


Речь и речевое общение

Обучающийся научится:

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• различать образцы устной монологической и диалогической речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, находить совместные решения данных проблем.

Речевая деятельность

Аудирование

Обучающийся научится:

• понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

• выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

• передавать содержание учебно-научного, художественного аудиотекстов в форме плана, ученического изложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

• понимать информацию публицистического текста (в том числе в СМИ).

Чтение

Обучающийся научится:

• владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

• разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

• прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

•извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

• правильно расставлять логические ударения, паузы;

•выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Обучающийся получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме) из различных источников учебно-научных текстов, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.


Говорение

Обучающийся научится:

•доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

• создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

•выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (на материале изучаемых учебных дисциплин);

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публичнозащищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Обучающийся научится:

•подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

• создавать письменные высказывания разных типов речи;

•составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

•определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

делить текст на абзацы;

•писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);

•пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

•выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

•подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

•исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

Обучающийся получит возможность научиться:

• писать рефераты;

• участвовать в создании и реализации проектов по учебным темам.

Текст

Обучающийся научится:

• распознавать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;

• составлять план текста (простой, сложный);

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи с учётом требований к построению связного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты ( реферат, конспект, участие в беседе, дискуссии.

Функциональные разновидности языка

Обучающийся научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера и книжного стиля;

• создавать устные и письменные небольшие высказывания;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания;

• редактировать текст с устранением повторов;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом.

Обучающийся получит возможность научиться:

• различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических средств;

• создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствиисо спецификой употребления языковых средств.

Общие сведения о языке

Обучающийся научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

•создавать устные и письменные высказывания с использованием выразительных средств.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выступать с небольшими сообщениями о великих русских учёных, подчёркивая их вклад в развитие языка.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Обучающийся научится:

•производить фонетический разбор слова;

•соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;

•свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;

•не смешивать буквы и звуки;

•правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

•пользоваться орфоэпическим словарем.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из словарей и интернет -ресурсов.


Лексикология и фразеология

Обучающийся научится:

•пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;

•толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;

•давать элементарный анализ лексического значения слова.

Обучающийся получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.


Морфология

Обучающийся научится:

•различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;

•производить морфологический разбор изученных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Обучающийся научится:

• выделять словосочетание в предложении;

•определять главное и зависимое слово;

•образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;

•определять вид предложения по цели высказывания, интонации;

•определять грамматическую основу предложения;

•определять вид предложения по количеству грамматических основ;

•определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;

•определять однородные члены;

•различать простое и сложное предложение;

•производить синтаксический разбор предложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи;

• употреблять синтаксические конструкции в своих выступлениях, согласно стилю речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

•находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;

•обосновывать выбор написания;

•находить и исправлять орфографические ошибки;

•правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

•находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

•обосновывать место и выбор знака препинания;

•находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.

Обучающийся получит возможность научиться:

• демонстрировать знания по орфографии и пунктуации вслух;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Обучающийся научится:

• обогащать активный словарный запас для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• осознавать, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

Обучающийся получит возможность научиться:

• определять взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

•  сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.


Содержание программы «Русский язык»

(204 часа)

Язык. Речь. Общение

Русский язык – один из развитых языков мира.

Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.


Повторение изученного в 5 классе

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.

Составление диалога.

Контрольная работа №1 (далее К.Д.). Входной контроль (контрольный тест). Контрольный словарный диктант.

Текст

Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.

Основные признаки текста.

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Сочинение о памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение-рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике.

Лексика. Культура речи

Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Словари русского языка.

Р.р. Собирание материалов к сочинению. Устное описание картины.

Р.р. Написание сжатого изложения.


Фразеология. Культура речи.

Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.


Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе).

Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Этимология слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Р.Р. Описание помещения. Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К.Д. №2 с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.


Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Морфологический разбор имени существительного.

Р.Р. Написание письма.

К.Д. №3 с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное».

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе).

Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных.

Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Ъ и ь в именах прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки(устно).

К.Д. №4 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант. Контрольное выборочное изложение №1 по произведению художественной литературы.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях.

Морфологический разбор имени числительного.

Р.Р. Публичное выступление на нравственно-этическую тему: устное выступление на тему «Берегите природу!» Выборочное изложение по произведению художественной литературы.

К.Д.№5 с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.

Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Морфологический разбор местоимения.

Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольное сочинение №1 по картине. Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».

Глагол

Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.

Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола.

Морфологический разбор глагола.

Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев.

Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура.

К.Д. №7 с грамматическим заданием. Контрольное изложение №2. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Р.Р. Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение).

К.Р. Контрольное сочинение №2 . Контрольный диктант №8.



Тематическое планирование.

Контрольных работ – 9 (контрольных диктантов -8), развитие речи – 40 (контрольных сочинений - 2, контрольных изложений -2).



раздела

Наименование раздела

Количество часов

В том числе на

В том числе на

развитие речи

контрольные работы, диктанты

1

Язык. Речь. Общение

2

1


2

Повторение изученного в 5 классе

10


1

3

Текст

9

6


4

Лексика. Культура речи

14

4


5

Фразеология. Культура речи

5

1

1

6

Словообразование. Орфография. Культура речи

29

6

1

7

Имя существительное

23

2

1

8

Имя прилагательное

30

6

1

9

Имя числительное

15

2

1

10

Местоимение

23

3

1

11

Глагол

33

7

1

12

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

11

2

1

Итого


204

40

9 (к.д. - 8)



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ / Соловьева О.В./


«______» августа 2019г.


СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО. Рекомендуется к утверждению.

Протокол № 1 от «____» августа 2019г.

Руководитель ШМО

_____________ /_______________/





19