Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Фаустовская средняя общеобразовательная школа»
| УТВЕРЖДЕНА приказом от 30.08.2019 № 112 |
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
(базовый уровень)
для 6 класса
Составитель:
Лачкова Л. Н., учитель
русского языка и литературы 1 категории
г. Воскресенск
2019 год
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 6 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577
и на основании
− Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Фаустовская СОШ» Воскресенского муниципального района Московской области (Приказ № 111/1 от 29.06.2018 г.)
− Положения о рабочей программе МОУ "Фаустовская СОШ" (Приказ № 81 от 05.06.2017 г.);
- на основе авторской программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва, «Просвещение», 2016 г., без изменений.
Преподавание ведется по учебнику «Русский язык» 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / (М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). -7-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-191с.: ил.
Исходя из учебного плана школы, на изучение предмета «Русский язык» отведено 204 часа, 6 часов в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи;
планирование их реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществление выбора эффективных путей и средств достижения целей, контролирование и оценивание своих действий.
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
Познавательные УУД:
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией;
практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении русского языка обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, в том числе:
овладевать всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение
приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам; коммуникативно-целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения.
Коммуникативные УУД:
формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретение опыта такой работы, практического освоения морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Предметные результаты
Речь и речевое общение
Обучающийся научится:
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• различать образцы устной монологической и диалогической речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, находить совместные решения данных проблем.
Речевая деятельность
Аудирование
Обучающийся научится:
• понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
• выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
• передавать содержание учебно-научного, художественного аудиотекстов в форме плана, ученического изложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать информацию публицистического текста (в том числе в СМИ).
Чтение
Обучающийся научится:
• владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
• разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
• прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
•извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
• правильно расставлять логические ударения, паузы;
•выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме) из различных источников учебно-научных текстов, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Говорение
Обучающийся научится:
•доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
• создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
•выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (на материале изучаемых учебных дисциплин);
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публичнозащищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Обучающийся научится:
•подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
• создавать письменные высказывания разных типов речи;
•составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
•определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
•писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);
•пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
•выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
•подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
•исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Обучающийся получит возможность научиться:
• писать рефераты;
• участвовать в создании и реализации проектов по учебным темам.
Текст
Обучающийся научится:
• распознавать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
• составлять план текста (простой, сложный);
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи с учётом требований к построению связного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты ( реферат, конспект, участие в беседе, дискуссии.
Функциональные разновидности языка
Обучающийся научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера и книжного стиля;
• создавать устные и письменные небольшие высказывания;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания;
• редактировать текст с устранением повторов;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических средств;
• создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствиисо спецификой употребления языковых средств.
Общие сведения о языке
Обучающийся научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
•создавать устные и письменные высказывания с использованием выразительных средств.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выступать с небольшими сообщениями о великих русских учёных, подчёркивая их вклад в развитие языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Обучающийся научится:
•производить фонетический разбор слова;
•соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
•свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
•не смешивать буквы и звуки;
•правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
•пользоваться орфоэпическим словарем.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из словарей и интернет -ресурсов.
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
•пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
•толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
•давать элементарный анализ лексического значения слова.
Обучающийся получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Обучающийся научится:
•различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;
•производить морфологический разбор изученных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• выделять словосочетание в предложении;
•определять главное и зависимое слово;
•образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
•определять вид предложения по цели высказывания, интонации;
•определять грамматическую основу предложения;
•определять вид предложения по количеству грамматических основ;
•определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;
•определять однородные члены;
•различать простое и сложное предложение;
•производить синтаксический разбор предложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи;
• употреблять синтаксические конструкции в своих выступлениях, согласно стилю речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
•находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;
•обосновывать выбор написания;
•находить и исправлять орфографические ошибки;
•правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
•находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
•обосновывать место и выбор знака препинания;
•находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.
Обучающийся получит возможность научиться:
• демонстрировать знания по орфографии и пунктуации вслух;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Обучающийся научится:
• обогащать активный словарный запас для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• осознавать, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание программы «Русский язык»
(204 часа)
Язык. Речь. Общение
Русский язык – один из развитых языков мира.
Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.
Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.
Составление диалога.
Контрольная работа №1 (далее К.Д.). Входной контроль (контрольный тест). Контрольный словарный диктант.
Текст
Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.
Основные признаки текста.
Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Р.Р. Сочинение о памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение-рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике.
Лексика. Культура речи
Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Словари русского языка.
Р.р. Собирание материалов к сочинению. Устное описание картины.
Р.р. Написание сжатого изложения.
Фразеология. Культура речи.
Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе).
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Этимология слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Р.Р. Описание помещения. Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
К.Д. №2 с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Р.Р. Написание письма.
К.Д. №3 с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе).
Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных.
Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Ъ и ь в именах прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки(устно).
К.Д. №4 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант. Контрольное выборочное изложение №1 по произведению художественной литературы.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях.
Морфологический разбор имени числительного.
Р.Р. Публичное выступление на нравственно-этическую тему: устное выступление на тему «Берегите природу!» Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
К.Д.№5 с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.
Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Морфологический разбор местоимения.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольное сочинение №1 по картине. Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».
Глагол
Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.
Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола.
Морфологический разбор глагола.
Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев.
Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура.
К.Д. №7 с грамматическим заданием. Контрольное изложение №2. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Р.Р. Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение).
К.Р. Контрольное сочинение №2 . Контрольный диктант №8.
Тематическое планирование.
Контрольных работ – 9 (контрольных диктантов -8), развитие речи – 40 (контрольных сочинений - 2, контрольных изложений -2).
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов | В том числе на | В том числе на |
развитие речи | контрольные работы, диктанты |
1 | Язык. Речь. Общение | 2 | 1 | |
2 | Повторение изученного в 5 классе | 10 | | 1 |
3 | Текст | 9 | 6 | |
4 | Лексика. Культура речи | 14 | 4 | |
5 | Фразеология. Культура речи | 5 | 1 | 1 |
6 | Словообразование. Орфография. Культура речи | 29 | 6 | 1 |
7 | Имя существительное | 23 | 2 | 1 |
8 | Имя прилагательное | 30 | 6 | 1 |
9 | Имя числительное | 15 | 2 | 1 |
10 | Местоимение | 23 | 3 | 1 |
11 | Глагол | 33 | 7 | 1 |
12 | Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах | 11 | 2 | 1 |
Итого | | 204 | 40 | 9 (к.д. - 8) |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________ / Соловьева О.В./
«______» августа 2019г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО. Рекомендуется к утверждению.
Протокол № 1 от «____» августа 2019г.
Руководитель ШМО
_____________ /_______________/
19